Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Уравновешенность (равновесие).

Поиск

Подчиненность второстепенного главному (центр композиции). Уравновешенность - основа гармонии в произведении.

--Упражнение 1. (2 часа) Графический анализ работ мастеров.

Задача: при помощи этих упражнений вырабатывается понятие «симметрия – асимметрия», строятся схемы равновесия этих работ. Равновесие в композиции достигается через противопоставление больших и малых форм, выделение пространственных пауз между предметами. А так же по цвету и тону. (Симметричная композиция изначально уравновешенная, устойчивая). Немаловажное значение в построении картинного пространства имеют оси симметрии. Оси симметрии – это вспомогательные линии, которые помогают найти соотношения различных частей картины; при помощи осей симметрии мы находим геометрический центр холста. Основные элементы композиции размещаются с учетом основных осей симметрии. Учащиеся знакомятся с рабочей плоскостью композиции, осваивают множество вариантов композиционного решения.

Равновесие по размеру – Е.Лансере «Корабли времен Петра 1».

Равновесие по тону – Л.Бакст «Портрет Дягилева с няней»

Равновесие по цвету – В.Васнецов «Витязь на распутье».

Равновесие по промежуткам (пространственным паузам между предметами) – А.Дейнека «Раздолье».

(упражнение выполняется графично на формате А/5).

 

-- Упражнение 2. (2 часа ). «Наскальные рисунки». Взаимодействие пятна и поля. Выполнить аппликацию из фигур с резким различием по форме, цвету, тону, размеру.

Задача: Удержать равновесие в пространстве листа.

Знакомство с принципами равновесия вырабатывает умение определять пропорциональные соотношения между пространством листа и размерами пятен. Уравновешиваются части по массе и тону. Равновесие касается не только масс и пятен, но и пространства между ними. Равновесие достигается равномерным распределением элементов изображения на плоскости слева и справа вверху и внизу.

- Равновесие малых и больших величин.

-Равновесие светлых и темных масс.

Упражнения строятся из геометрических фигур. Затем из произвольных пятен.

(упражнение выполняется аппликативно из цветной бумаги: черного, серого, белого цвета на формате А/5. затем из цветной бумаги).

--Упражнение 3: (2часа) Анализ готового изображения. «Пейзажи города Хадыженска»

Задача: Закрепление знаний и умений по созданию равновесия в композиции.

Раздать карточки с изображением неуравновешенного пейзажа.

Задание: Уравновесить данный пейзаж, дорисовав нужны элементы и детали (на усмотрение ученика).

Особо важное, значение имеет правильное распределение масс, справа и слева от вертикальной оси, проходящей через центр картины.

(выполняется гуашью на формате А/4)

 

--Упражнение 4 (2часа) «Из прабабушкиного сундука». Поиск расположения предметов.

Задача: Выбор наилучшего решения композиции, закрепление знаний и умений по созданию равновесия в композиции.

Сделать формат с прорезями и выполнить аппликации предметов с держателями из цветной бумаги для облегчения их перемещения по изобразительной плоскости.

Аппликации предметов вставляются в прорези и при помощи держателей перемещаются по поверхности листа, пока не будет найдено наилучшее решение композиции. Обратить внимание на равновесие цветных пятен.

 

-- Упражнение 5 (4часа). Тематический натюрморт. («Дары Кубанских садов», «Кубанская нива», «Портрет моей родины» и т.д.) Просмотреть репродукции работ кубанских и местных художников.

Задача: Выработка умений владения принципами равновесия, закрепление понятий «формат», «пятно», «силуэт», выдержать тематику натюрморта.

(Композиция выполняется гуашью в три тона на формате А/4).

Раздать конверты с карточками на которых изображены предметы быта, характерные для Кубани. Знакомство с творчеством кубанских художников.

--Упражнение 6:(4 часа) Творческая композиция на тему «Животный и растительный мир Кубани».

В начале занятия учащиеся просматривают видеоряд, знакомясь с животным и растительным миром Краснодарского края.

Задача: Создание творческой композиции с учетом равновесия масс по цвету, тону, размеру и пространства между ними. Заполнить лист бумаги контурными изображениями: птиц, рыб, домашних животных, цветов, листьев. Залить получившийся рисунок цветом, учитывая равновесие (выполняется в материале «гуашь» на формате А/3).

 

. Подчиненность второстепенного главному (центр композиции ).

Композиция должна восприниматься как единое целое.

Для этого ее выстраивают относительно единого узла, называемого композиционным центром. Композиционный центр не всегда является геометрическим центром. Центр включает сюжетную завязку, основное действие, главных действующих лиц. Он влияет на формат, колорит, пластику. Определение зрительного центра и зрительного поля композиции являются первым, начальным этапом композиционной грамоты. При определении зрительного центра учащиеся вырабатывают навыки нахождения основных (главных) элементов композиции и второстепенных деталей.

Анализируя работы художников, мы замечаем, что наиболее важные по сюжету элементы композиции не разбросаны по плоскости картины, а образуют пятно или простые геометрические фигуры. (В.Серов «Дети» - прямоугольник, Рембрант «Возвращение блудного сына» - круг, В.Суриков «Боярыня Морозова» - треугольник и т.д.).

В процессе нахождения вариантов размещения зрительного центра композиции развиваются навыки соотношения между пространством листа и размером зрительного центра. Развивается композиционное мышление, проявляются навыки многообразия композиционного решения.

--Упражнение 1:(4 часа) «Животные из мифов Древней Греции» Средства выделения сюжетно-композиционного центра.

Задача: формирование умений и навыков построения композиции, изучение средств выделения композиционного центра, развитие творческих способностей, фантазии и наблюдательности.

(Учащиеся просматривают видео-ряд работ мастеров: В.Перов «Приезд гувернантки в купеческий дом», Леонардо до Винчи «Тайная вечеря», П.Федотов «Завтрак аристократа», И.Репин «Царевна Софья», М.Врубель «»Демон», В.Суриков «Меньшиков в Березове», А.Иванов «Явление Христа народу», А.Лосенко «Прощание Гектора с Андромедой, В.Суриков «Боярыня Морозова», Н.Шильдер «Искушение», В.Серов «Похищение Европы», Альбрехт Альтдорфер «Распятие», М.Шибанов «Празднество свадебного договора». Проводится анализ-определение сюжетно-композиционного центра и средства, которым он выделен. Затем выполняется формальная композиция из цветной бумаги, где отражены все средства выделения сюжетно-композиционного центра: место расположения, размер, тон, форма, цвет, изоляция, движение, на нюансе (инверсия). Вторая часть задания состоит из выполнения гуашью мини- композиций из бытовых предметов, животных и т. д. с применением средств выделения сюжетно-композиционного центра.

 

--Упражнение 2: (6 часов) Композиция на тему «Подвиги Геракла».

Задача: выделение композиционного центра формой, размером, изоляцией, светом, цветом, тоном, движением, (выполняется гуашевыми красками на формате А3).

 

--Упражнение 3: (6 часов ) «Мотивы Китая». Поиск композиционного центра.

Задача: нахождение в живописном этюде композиционного центра, подбор к нему второстепенных элементов.

Из цветов, фруктов и керамической посуды составить три натюрморта, в каждом из которых предложенные предметы будут попеременно являться композиционным.

 

-В первом - главными будут цветы - яркие по цвету, расположены ближе к центру. Посуда мало заметна, небольшого размера. Она может служить фоном или подставкой. Фрукты рассыпаны на столе, не яркие и в небольшом количестве.

-Во втором - главным будет керамическая посуда. Она должна быть цветной. А цветы и фрукты, напротив, не яркие и служат - дополнением в создании среды.

-В третьем - главным являются фрукты. Все внимание должно быть направлено к ним. Фрукты яркие, крупные. Посуда и цветы менее заметны в сравнении с фруктами.

Обратить внимание на разнообразие изобразительных средств, при помощи которых выделялись композиционные центры.

(выполняется гуашевыми красками на формате А5)

 

--Упражнение 4: (2часа) «Рисунки из пещеры Альтамира». Выделение комфортной композиции из хаотических пятен.

Задача: найти композиционный центр и определить способ, которым он выделен.

На листе с «кляксами» выделить прямоугольными рамками 4-5 комфортных композиций. Залезать друг на друга они не должны. Ответить на два вопроса: где находится композиционный центр и каким способом он выделен, \выполняется черной тушью на формате А /3)

Тема 3: Контраст.

Контраст - это резкое различие, используемое в изобразительном искусстве. Которое позволяет художественно сопоставить противоположность двух величин: размеров (большого и маленького); цвета (светлого - темного, насыщенно-нейтрального, теплого - холодного); масс (крупных и мелких, пестрых и гладко окрашенных). Контрасты представляют собой проявление всеобщего закона диалектики – закона единства и борьбы противоположностей: добро и зло, веселое и грустное, новое и старое. Спокойное и динамичное и т.п. без контрастов не может быть борьбы, а стало быть, и движения, изменения, развития. Без контрастов света и тени, контрастов форм, величин, без контрастов цветов человек не увидит ни формы, ни объема.

Сильные цветовые и световые контрасты постоянно участвуют в построении композиции для выявления главного. Закон контрастов – один из основных законов композиции.

Контрасты – это необходимое условие, чтобы зритель увидел изображение, они создают выразительность произведения искусства.

Контраст тона – В.Васнецов «Снегурочка», М.Шагал «Голубые любовники».

Контраст цвета – Б.Кустодиев «Ярмарка», В.Васнецов «Ковер-самолет».

Контраст размеров – Л.Бакст «Портрет Дягилева с няней», В.Васнецов «Витязь на распутье».

Контраст формы – П.Пикассо «Девочка на шаре», В.Васнецов «Спящая царевна».

--Упражнение 1: (4часа). «Календарные праздники славян» («Семик», «Веснянки», «Колядки», «Ивана Купалы»).

Выделение главных элементов при помощи контраста. Выполнить серию заданий по свободному использованию картинной плоскости разных размеров.

Это могут быть композиции из линий, пятен, точек, геометрических, растительных или декоративных элементов.

Задача: определить контраст (выполняется гуашью на формате А/2)

Тема: Ритм.

Повторение, равномерное чередование отдельных элементов или фигур, световых и тоновых пятен, объемов, оттенков цвета через определенные интервалы. Группу таких объектов можно назвать ритмическим рядом или композиционным строем в картинной плоскости. Небольшие промежутки между элементами в ритмическом ряде называются интервалами, а пространства, отделяющие один элемент от другого – паузами. Ритмическое построение с применением цвета значительно расширяет возможности и обогащает познания в живописи. Каждый цвет с помощью ритма может развиваться в плоскости и пространстве картины, меняя насыщенность, величину элементов, составляющих композицию. Это позволяет усиливать или ослаблять фрагменты картины, выделить главное.

Ритм связан с содержанием и подчинен выражению идеи.

Ритм выбирается не любой, а только тот, который помогает выразить задуманный порядок - спокойный или динамический.

 

-- Упражнение 1: (2часа ) Графический анализ работ мастеров. Составление схем.

Ритм всегда подразумевает движение. Ритм создает впечатление движения в разных направлениях.

Влево-вправо – А.Дайнека «Бег».

Вверх-вниз - А.Дайнека «Юность».

Вокруг оси – А.Матисс. «Танец».

Дальше-ближе – А.Сущенко «Бег с препятствиями».

Нарастающий ритм – А.Дайнека «Раздолье».

Убывающий ритм – А.Сущенко «Стрельчихи».

Задача: изучение понятия «ритм».

(выполняется черной тушью на формате 1/2 А /4).

 

--Упражнение 2: (2часа) «Композиция орнамента кубанской вышивки». Перед выполнением задания учащиеся просматривают образцы вышивок, знакомятся с особенностями кубанского орнамента, его мотивами.

Задача: передача закономерного ритма. Выдержать ритмический ряд при постоянной величине элементов и интервалов между ними. Развитие чувства ритма.

(выполняется гуашью на формате А /4).

-- Упражнение 3: (2часа ) «В садах Семирамиды».

Перед выполнением задания просмотреть репродукции работ художников: А.Саврасов «Грачи прилетели», Шишкин «Рожь», А.Куинджи «Березовая роща» и т.д. Выполняются зарисовки деревьев с натуры. Просмотр видеофильма «Сады Семирамиды»

Задача: передача свободного ритма. Выполнить ритмический ряд с изменением величины элементов, интервалов и тона.

(выполняется черной тушью на формате А/ 4).

 

--Упражнение 4: (6часа). «Ритмы Верхнего города - Акрополь».

Занятие начинается с экскурсии по улицам Хадыженска. Учащиеся учатся наблюдать ритмы родного города, выполняют зарисовки, схемы. Затем просматривается видеокассета «Шедевры мировой архитектуры». На основе собранного материала учащиеся выполняют композицию.

Задача: организация композиции через ритм, гармоническая соразмерность частей и пропорциональное соотношение различных компонентов в композиции.

(выполняется гуашью на формате А /4; наброски, зарисовки выполняются с натуры)

Тема: Ассоциативная композиция.

Ассоциация – психологическая связь представлений о различных предметах и явлениях, выработанных жизненным опытом.

Каждый предмет вызывает какую – либо ассоциацию, каждая форма выражает определенный характер. Например: эскимос – снег, север; ночное небо – бесконечность; пантера – изящество и коварство, «Карнавал» - яркие краски, вспышки, контрасты. Ассоциации вызывают и музыка и стихи. Ассоциативная композиция по своей глубинной сути не иллюстративна, а эстетически формальна, то есть не требует литературы, рассказа. Ассоциативная композиция является уже произведением искусства, но в реалистическом искусстве ассоциация – это общий замысел, основная идея, требующая дальнейшей разработки, наполнения конкретными образами. Каждое из понятий можно конкретизировать, сделать названием композиции. У каждого художника свое видение предмета, своя эмоциональная палитра. Но в основных своих характеристиках ассоциативные композиции разных авторов все-таки не будут сильно отличаться друг от друга. Соответствие, совпадение восприятия произведения с тем, что хотел выразить автор,- непременное условие правильной оценки ассоциативной композиции.

Ассоциативная композиция может создать полнокровную художественную ткань. Нередко более тонкую и изысканную, чем образы в сюжетной композиции, но эта ткань не обладает конкретностью, она допускает субъективное толкование, произведение как бы не имеет последнего слова, последнего мазка художника, превращающего композицию в законченный образ.

С другой стороны, любая композиция несет в себе элемент ассоциативности – будь то сугубо формальная композиция на ритм или динамику, сюжетная ли картина с тщательно разработанными персонажами и предметами.

Ассоциация является связующим звеном между инструменталной, рационально-рабочей стороной композиционной деятельности и высоки духовно-чувственными задачами художественных произведений. Почти все изобразительное искусство предметно. Это совсем не отменяет ассоциативности, опосредованности образа.

 

--Упражнение 1: (2часа): Выполнить ряд ассоциативных мини-композиций: «Русь», «Каменный век», «Египет», «Ноев ковчег», «Вавилонская башня». В начале урока учащиеся знакомятся с работами художников русского авангарда. На протяжении урока учащиеся прослушивают музыкальные произведения, стихи, просматривают иллюстрации с изображением просторов Руси, архитектурой Египта и т.д. В работе над ассоциативной композицией обратимся к тем формам и средствам композиции, которые наиболее тесно связаны с внешней стороной изображения, то есть сами по себе материальны: цвет, контраст, симметрия, текстура и т. д. эти средства активно ассоциируются с предметами и абстрактными понятиями, легко применимы и, главное, легко перекладываются на слова.

Задача: конкретизировать каждое из предложенных понятий, сделать названием композиции.

(выполняется акварелью на формате А/5).

--Упражнение 2: (2часа ) «Греческая колонна».

Занятие начинается с просмотра архитектурных памятников Греции.

Задача: передача настроения через неодушевленные предметы.

Выполнить неодушевленный предмет в определенном настроении. Он может быть грустный, веселый, торжественный, важный, озорной и т.д. Проследить ассоциативную связь со стилями в архитектуре.

 

-- Упражнение 3: ( 6часа). Фигуральная, описательная композиция, сюжет из библейских историй – «Жизнь Иосифа».

Занятие начинается с просмотра видеофильма «Иосиф».

Задача: передача эмоций, переживаний, выражение настроения, внутреннего состояния героя в колористической гамме. (выполняется акварелью на формате А/4). Рекомендуется просмотр работ учащихся в конце урока, так как наглядно можно рассмотреть различное эмоциональное состояние изображенного героя.

 

 

ВТОРОЙ КЛАСС

 

Раздел программы по композиции для второго класса предусматривает освоение следующих задач:

1.Целостность композиции.

2.Понятие об открытой – закрытой композиции.

3.Движение (статика - динамика) в композиции.

4.Передача объема, освещенности, (свет и светотень).

5.Понятие о пропорциях.

6.Понятие о монументальности.

7.Законы перспективных сокращений.

8.Угол и точка зрения.

 

 

ТЕМА: 1.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 745; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.6.9 (0.009 с.)