Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Целостность и композиционный центр.Содержание книги Поиск на нашем сайте
Если изображение или предмет целиком охватываются взглядом, как единое целое, явно не распадается на отдельные самостоятельные части, то налицо целостность. Целостность – внутреннее единство композиции. Но его нельзя понимать как непременно некий спаянный монолит. Это ощущение сложное, между элементами композиции могут быть промежутки, пробелы, но все-таки тяготение элементов друг к другу, их взаимопроникновение зрительно выделяют изображение или предмет из окружающего пространства. Целостность выделяет центр внимания. Одна из основных черт закона целостности – неделимость композиции означает невозможность воспринимать ее как сумму нескольких, хотя бы в малой степени самостоятельных частей. Неделимость проявляется в композиции через нахождение художником средств, которые способны объединить в одно целое все компоненты будущего произведения. Композиционной цельности можно добиться, приглушая второстепенное, объединяя тоном, светом, колоритом все части произведения. Цельность так же зависит от связи всех элементов произведения определенной логикой действия. Неделимость изображения достигается и самой техникой письма. Цельность может быть в компоновке картины по отношению к раме, может быть как колористическое пятно всей картины по отношению к полю стены. А может быть и внутри изображения, чтобы предмет или фигура не распадались на отдельные случайные пятна. Учащиеся должны анализировать, экспериментировать, приобретать навыки цельного видения композиции.
--Упражнение 1: (4часа) Графический анализ черно – белой репродукции. Задача: Композиционный анализ. Приведение сложного изображения к простому виду или к схеме с целью выяснения принципа построения композиции в этом изображении. Определить внутреннее единство данной композиции. В данном упражнении приведем изображение с множеством оттенков серого к двухкомпонентной схеме из черного и белого. Предметы не являются элементами композиции – только пятна. Берем черно – белую репродукцию, рисуем на листе ее формат. Делаем карандашом примерный набросок изображения. Находим в репродукции самое светлое и самое темное. Затем находим серый средний тон. После этого все пятна в репродукции светлее среднего серого оставляем белым, а те которые темнее среднего серого заливаем черным. Сам средний серый назначаем либо белым, либо черным. Выполнить 3-4 композиционные схемы с разных репродукций и ответить на вопрос: Где находится композиционный центр, и каким способом он выделен. (Схемы выполняются кистью и гуашью на формате А/5). --Упражнение 2: (4часа). Тоновой композиционный анализ цветной репродукции. Задача: Композиционный анализ. Приведение сложного изображения к простому виду или схеме с целью выяснения принципа построения композиции, в этом изображении. Приобретаются навыки нахождения точного композиционного решения. Необходимо при выполнении упражнения учитывать только светлоту пятен, а цвет игнорировать. Выполнить 2-3 композиционные схемы с разных репродукций и ответить на вопрос: Где находится композиционный центр, и каким способом он выделен. (Схемы выполняются кистью и гуашью на формате А/5).
--Упражнение 3: (4часа). Тройной композиционный анализ цветной репродукции. Задача: композиционный анализ. Приведение сложного изображения к простому виду или схеме с целью выяснения принципа построения композиции в этом изображении. Это значит, что с каждой цветной репродукции необходимо сделать три композиционных схемы: тоновую, цветовую и линейную. -Цветовая композиция. Если в тоновой (черно-белой) композиции составляющими ее компонентами были черные и белые пятна, то в цветовой это будут «теплые» и «холодные». Сначала найдем в репродукции самое теплое, самое холодное пятно (тон в данном случае не учитывается). Затем найдем средний между теплым и холодным. Все, что теплее его зальем теплым (желтым), все, что холоднее зальем холодным (синим). -Линейная композиция. При линейном композиционном анализе полноцветного изображения в качестве линий выступают границы пятен. Близкие по цвету и тону, пятна следует считать одним пятном. В линейной композиции в качестве составляющих компонентов выступают показатели насыщенности изображения линиями: густота пустота. Выполнить 1-2 тройных композиционных схем. Каждую тройку расположить на одном листе. Ответить на вопрос: Где находится композиционный центр, и каким способом он выделен – для каждой схемы. При этом надо учесть, композиционный центр может вообще отсутствовать в какой – либо из схем в тройке. Обычно при удачной композиции три композиционные схемы, накладываясь, друг на друга, работают на выделение общего композиционного центра, (схемы выполняются кистью и гуашью на формате А/5).
--Упражнение 4: (2часа): «Кикладский стиль в керамике». Целостность и внутреннее единство композиции. Учащиеся рассматривают ряд произведений художников и определяют, каким средством художник добился цельности в своем произведении. М.Шагал «Голубые любовники» - тоном, В.Серов «Девочка с персиками» - светом, В.Васнецов – «Аленушка» - колоритом. Затем выполняют серию упражнений из геометрических фигур и произвольных пятен. Задача: Передача целостности в композиции. -Отсутствие целостности. Предметы распадаются на отдельные самостоятельные части. -Цельность общего пятна. Изображение охватывается взглядом как единое целое - на лицо целостность как первый признак композиции. -Целостность по отношению к раме. -Целостность внутри изображения. Предмет или фигура не распадаются на отдельные случайные пятна, (упражнения выполняются из цветной бумаги на формате А/5).
ТЕМА 2: Движение. Статика - динамика. Состояние динамики – это иллюзия передачи движения на картине. Состояние покоя – это ощущение устойчивости форм одной или нескольких фигур на плоскости картины. Как правило, статика и динамика неразрывно взаимосвязаны, дополняют или усиливают друг друга. Посредством статики и динамики можно выразить различные состояния в мире природы и жизни человека.
--Упражнение 1: (2часа) Графический анализ картин мастеров. Построение схем: В.Васнецов «Богатыри», В.Попков «Строители Братска» (статичные композиции). Выполняется графический анализ картины В.Сурикова «Боярыня Морозова» (динамичная композиция, диагональные направления способствуют усилению движения). Задача: Изучение принципа построения статичных и динамичных композиций. (упражнение выполняется графически на формате А/5).
--Упражнение 2: (2часа). «Возрождение». Построение статичных композиций из пятен геометрических форм. Задача: Изучение приемов передачи статики в композиции. Учащиеся находят различные варианты передачи состояния покоя в композиции. Появляются навыки более точного построения композиции. Статичные композиции - устойчивые, неподвижные, часто симметричные, уравновешенные. Отсутствуют диагонали. Нет свободного пространства перед движением. Статичные позы. (упражнение выполняется из цветной бумаги на формате А/5).
--Упражнение 3: (2часа) «Рыцарский турнир» Построение динамичных композиций из пятен геометрических форм. Задача: Изучение приемов и правил передачи движения, динамики в композиции. Учащиеся знакомятся со средствами композиции, посредством которых возможны варианты передачи движения в композиции, изучают возможности композиционного построения. Динамичные композиции - присутствие движения. Движению помогает ритм. Правила передачи движения: использования диагоналей. Свободное пространство перед движущимися объектами. Выбор определенного момента движения (движение слева направо быстрее). (упражнение выполняется из цветной бумаги на формате А/5).
--Упражнение 4:(2часа ). Динамичная ассоциативная мини - композиция «Ветер», «Волны». Статичная ассоциативная мини - композиция «Зной», «Сон». Задача: Передача статики и динамики в композиции (упражнение выполняется акварелью на формате А /4).
Тематическая композиция: (10часов). «Скачки», «Хоровод». Перед выполнении задания учащиеся просматривают иллюстрации к литературным произведениям Шолохова, иллюстрации художника Билибина. Задача: Отражение активного действия. Достижение разнообразных поз, движений, цветового единства в композиции. Достижение ритма, ясности и выразительности силуэтов фигур, (выполняется гуашью на формате А3). ТЕМА 3: Замкнутая (закрытая) и открытая композиция. Для передачи образа чего-то неподвижного, устойчивого подойдет замкнутая, закрытая, статичная композиция. Основные направления стягиваются к центру, элементы расположены по краям статично (вертикально или горизонтально). Если необходимо нарисовать панорамный пейзаж, показать большой простор, то не следует его перегораживать с боков, а лучше сделать уходящим за пределы рамы. Это тип открытой композиции. Основные направления из центра. --Упражнение 1: (2часа) Графический анализ работ мастеров. А. Рублев «Троица», И.Левитан «Осенний день. Сокольники», А.Сислей «Городок Вильнев-ла-Гаренн на Сене». . И.Шишкин «Рожь», И.Шишкин «Лесные дали», И.Левитан «Владимировка». Задача: Изучение принципов и приемов построения открытых и закрытых композиций. --Упражнение 2:(4часа) Составить открытую и закрытую композиции пейзажа на тему «Образ Эдема - Райского сада». Занятия начинаются с просмотра видеоряда работ русских пейзажистов: И.Шишкина, И.Левитана, К.Коровина. С.Герасимова, А.Саврасова, Н.Рериха и т.д. просматриваются диски с видами пейзажей Краснодарского края, в частности Апшеронского района.Зачитать отрывки из «Библейских историй». Задача: Создание закрытой, открытой композиций, используя необходимые приемы. Заполнение плоскости с учетом ритмических элементов композиции. Достижение разнообразия в силуэтах, (выполняется черной тушью на формате А/5)
ТЕМА 4: Цвет и светотень. Объем и освещенность Очень важным фактором, от которого зависит изображение, является передача взаимных тональных отношений. Игра света и тени, объема и цвета меняет восприятие пространственной композиции. Теплый – приближает, холодный – удаляет. Таким образом. Только с помощью цвета можно передавать пространство. Три стандартных качества цвета – тон (собственно цвет), насыщенность и светлота – тесно связаны с яркостью. Именно яркость выделяет предмет, играет роль контраста. Когда композиция строится в основном цветом, цельность достигается сближением пятен по светлоте, тогда различие в тонах и насыщенности может оставаться значительным. Если гармоничность композиции строится в монохромии или близких тонах, то различие в светлоте тоже желательно уменьшить (контраст, нюанс). Цвет как средство композиции присутствует буквально в каждом изображении независимо от его композиционных задач и форм. Колорит помогает раскрыть содержание. Изображаемый момент и состояние освещенности в картине всегда определяется замыслом, и колорит выражает это состояние.
В природе все предметы и объекты сгармонированы благодаря единству красок объединенных общим освещением, взаимными рефлексами, контрастным взаимодействием цветов. Светом выделяется главное, тенью позлащается второстепенное.
--Упражнение 1:(1час) Анализ работ мастеров: Рембрандт «Возвращение блудного сына», В.Васнецов «Снегурочка» и т.д. Задача: Изучение приемов построения композиции, передачи освещенности, объема. Учащиеся познают, что светотень – это не только средство изображения объемных форм, но и элемент композиционного построения. Светом художник выделяет самое важное, тенью - поглощает все второстепенное, что может отвлечь внимание зрителей.
Сюжетная композиция по мотивам кубанских песен (походной, обрядовой): (9часов). В начале занятия учащиеся прослушивают записи кубанских песен, одновременно выполняя быстрые наброски по впечатлениям прослушиваемого материала. Задача: Единство освещения, с передачей светотени, объема, освещенности. Достижение цветового единства композиции, разнообразия оттенков цвета. Выделение сюжетно - композиционного центра светом (выполняется гуашью на формате А/3).
ТЕМА 5: Пропорции, масштаб, Перспектива. При передаче пространства важная роль принадлежит действию законов линейной и воздушной перспективы. С учетом перспективы изменяются изображения предметов, занимающих свое место в реальном мире. Соотношение между элементами композиции регулируется пропорциями. Масштаб и пропорции являются главными средствами передачи перспективы – уменьшение элементов в глубину создает ощущение пространства. Чем дальше предмет уходит в глубину пространства, тем меньше становится его высота, ширина, длина. Сущность воздушной перспективы заключается в том, что выраженность различного вида контрастов (световых, цветовых, объемных и т.д.) на ближайших к нам объектах бывает наиболее сильной, но по мере удаления предмета в глубину контрасты света и тени на его поверхности ослабевают. Проследить линейную перспективу в работе А.Марке «Площадь Святой Троицы в Париже», воздушную перспективу в работе И.Левитана «Золотая осень». --Упражнение 1:(2часа) «Критские росписи». Свободное использование картинной плоскости (без горизонта и перспективы). Это композиции из точек, пятен, геометрических элементов. Задача: Создание плоскостной композиции, с применением законов композиции, (выполняется гуашью на формате А /4). --Упражнение 2:(2часа) «Критские росписи» Наблюдение перспективных изменений. Задача: создание на основе предыдущего упражнения композиций с использованием перспективных изменений, (выполняется гуашью на формате А /4). --Упражнение 3:(6часов ) «Зарисовки фигуры человека на улице и в интерьере Римской империи при различных горизонтах». Предварительно выполняются наброски с натуры фигур человека, находящихся на разных расстояниях в условиях улицы или интерьера. Задача: Наблюдение перспективных изменений, передача пропорций, масштабности, (выполняется графическими материалами на формате А/3).
ТЕМА 6: Угол и точка зрения. Пространство.
Угол и точка зрения играют большую роль в решении композиции. При изображении действия людей в условиях пейзажа очень важно приблизить их, чтобы они не терялись в изображаемом пейзаже и занимали преобладающее место. Не следует слишком приближать. Действие под открытым небом требует некоторого пространства. Пространство – это изображение на картине (на листе бумаги, на холсте), которое передает три измерения – высоту, ширину и глубину. Композиционное пространство состоит из нескольких планов с перспективой дали (многоплановая композиция) И.Шишкин «Лесные дали». Помимо многоплановой композиции существует одноплановая композиция – это композиционное пространство, в котором все элементы размещены в одной плоскости. А.Матисс «Натюрморт с голубой скатертью». --Упражнение 1: (2 часа). «Русские путешественники». Составить схемы композиций на свежем воздухе из линий, точек, геометрических фигурПеред уроком учащиеся получают домашнее задание прочитать рассказ о русском путешественнике, жившем в любой период истории России. Просматриваются иллюстрации работ художников на данную тему. А.Никитин «Хождение за три моря», Репин «Садко» и т.д. Задача: Построение схемы композиции с учетом полученных знаний. (выполняется из цветной бумаге на формате А/5).
Тематическая композиция: (10 часов) «Русские путешественники». Задача: Превратить схему в образную композицию, сохраняя найденные композиционные отношения фигур в среде. Использование наблюдений повседневной жизни (люди, улица). Необходимо уравновесить группу людей и пространство. Играет большую роль линия горизонта: высокая – больше пространства, средняя - спокойствие, низкая – монументальность. Передача активного сюжетного действия. Применение знаний перспективных изменений, соблюдение пропорций и масштаба фигур в среде, (выполняется гуашью на формате А/3). ТРЕТИЙ КЛАСС
Раздел программы по композиции для третьего класса предусматривает дальнейшее усложнение заданий, повышение требований к работам учащихся и освоения ими следующих задач: 1. Фактура, текстура. 2. Декоративность. 2. Создание сюжетных композиций. 3. Работа учащихся с натурой, по наблюдению. 4. Сбор материала для композиций в виде зарисовок и набросков: людей, животных, техники, архитектуры. 5. Передача характерного образа, настроения героев сюжетной композиции. 6.Изображение человека в различных пространственных планах.
ТЕМА 1: Фактура и текстура. Фактура – это характер поверхности: гладкость, шершавость, рельефность. Фактурные показатели несут в себе определенные черты композиционного средства, хотя не так явно и не так категорично, как, допустим, ритм и цвет. Фактурой поверхности художник довершает композицию. Фактура широко используется скульпторами, архитекторами, дизайнерами. В живописи она играет если не вспомогательную, то и не самую главную роль. Но иногда выступает равноправным средством художественной композиции, как, к примеру, в картинах Ван-Гога. Фактура редко используется в графике, там значительно большую роль играет близкая родственница фактуры – текстура. Текстура – видимый рисунок поверхности (текстура древесины, ткани, мрамора и т.д.) текстура имеет безграничное разнообразие. Во многих случаях именно текстура создает эстетическую особенность произведения. --Упражнение 1:( 2часа) «Передача различных фактур и текстур». Фактура мраморной поверхности греческой скульптуры, фактура поверхности египетской пирамиды, фактура стены в пещере первобытного человека, текстура дерева из которого построен Ноев ковчег и т.д. Задача: Передача характера поверхности. Достижение разнообразия в использовании фактурных свойств материала и предметно-пространственных эффектов различных фактурных образований на плоскости, (выполняется гуашью на формате А/4 с применением монотипии). ТЕМА 2: Декоративность в сюжетной композиции Свойство декоративной композиции – декоративное преображение любой натуры, выделение нарядности, красочности, орнаментальности окружающего мира, соблюдение определенной меры условности изображения. --Сюжетная композиция на темы: (12часов) «Древняя Греция», «Возрождение», «Готика», «Русский храм» и т.д. (эскиз витража, панно). Учащиеся просматривают видеоряд с витражами, с архитектурой Древней Греции, Возрождения. Готики, Русские храмы. Задача: Знакомство с историей выбранного периода времени. Создание сюжетно-декоративной композиции с передачей фактуры, текстуры, декоративности. Передача образа декоративными средствами, достижение выразительности орнаментально-декоративного решения, (выполняется гуашью на формате А/3).
ТЕМА 3: Передача настроения, характера героев.
-- Упражнение 1: (4часов ) Изображение, передача настроения и характера отдельных персонажей. («Нежность», «Волнение», «Беспокойство», «Радость.) (выполняется гуашью на формате А/4).
Композиция на тему:(16часов) «Кубанский Фольклорный праздник» Просмотреть следующие произведения Б.М.Кустодиева: «Масленица», «Гуляние на троицу», «Крестный ход на Пасху», «Крещение». Задача: Работа с литературными источниками. Поиск цветового композиционного решения – ритма цветовых элементов. Выражение настроения в колористической гамме. Передача настроения и характеры героев, (выполняется гуашью на формате А/2).
ТЕМА 4:. Композиция по наблюдению
Композиция на тему: ( 14часов) «Тайна дольменов». Композиция выполняется по наблюдению, с использованием зарисовок и набросков, выполненных с натуры во время экскурсий. Просмотр презентации «Дольмены» и диска «Майкопская культура» Задачи: Передача характера, настроения, состояния. Проработка индивидуального характера персонажей и объектов окружающей среды. Решение взаимоотношений между фигурами, (выполняется гуашью на формате А/3).
ТЕМА 5: Изображение человека в различных пространственных планах.
Композиция на тему: «Героический эпос. Образ богатыря – защитника русской земли»(14часов). Учащимся перед уроком дается задание на дом прочесть одну из былин о русском богатыре. В начале занятия учащиеся просматривают видеоряд работ художников: Васнецов «Три богатыря», Корин «А.Невский», М.Авилов «Поединок Пересвета с Челубеем», И.Глазунов «Канун Битвы», И.Билибин «И.Муромец и Соловей разбойник», И.Билибин «И.Муромец и Святогор» и т.д. Задачи: Изображение человека в различных пространственных планах. Достижение разнообразия силуэтов фигур, движений, деталей одежды. Передача характера людей (старых, молодых, толстых, высоких, низких и т.д.) Учащиеся собирают материал для композиции. выполняя зарисовки фигур с натуры. (работа выполняется гуашью, на формате А3).
ЧЕТВЕРТЫЙ КЛАСС
Раздел программы по композиции для четвертого класса предусматривает продолжение совершенствования знаний и навыков учащихся. Задачами программы четвертого класса являются: 1. Выразительность художественного образа. 2. Стилевое единство в композиции. 3. Творческий подход к работе над композицией, выражение идейного замысла. 4. Умение отбирать из окружающего интересное и важное для создания творческой работы. 5.Использование регионального компонента, изучение национальных особенностей родного края. 6. Работа с историческими, литературными источниками, изучение подсобного иллюстративного материала к теме. Выразительность художественного образа определяется выразительностью самой натуры. Художник должен улавливать наиболее характерный момент в движениях, позе, жестах, чтобы найти максимальную выразительность натуры. Любая самая грамотная компоновка картины, лишенная глубокого замысла, никогда не превратится в художественное произведение. Идея выражается в конкретных образах. Сюжет определяет количество действующих лиц, их размещение, размер фигур, выбор точки зрения и т.д. Художник находит тот сюжет, которым можно наиболее передать волнующую идею.
Тематическая композиция 1: (18часов) «По мотивам мифов Древней Греции, Древнего Рима». Прочитать легенды и мифы Древней Греции, Древнего Рима, сюжеты из Библии и выполнить к ним иллюстрации (по выбору). Помнить при выполнении задания об особенностях симметричной и ассиметричной композиции и других средствах художественной выразительности. Задачи: Конкретизация изображаемого на основе исторического материала. Передача пространственных планов, развертывание действия в глубину. Достижение ритма в изображении фигур, ясность и выразительность героев. Решение характера персонажей и их взаимодействия, характера аксессуаров, (выполняется гуашью на формате А/2).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 1003; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.203.255 (0.016 с.) |