Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Культурологического отделения

Поиск

СОСТАВИЛ:

преподаватель высшей категории

Фрумкина Екатерина Юрьевна

 

 

Рецензенты:

Искусствовед ст.н.с. ГУК «ККВЗИИ» ст.методист ГУК «КУМЦ»

Костигина Александра Николаевна

 

Заместитель директора учебной части зональной МУДОД ДХШ г.Туапсе

Черемянова Ирина Викторовна

 

СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка ……………………………………………..3

 

3. Тематический план …………………………………………………..7

 

4. Содержание предмета. 1 класс...….................................................. 12

 

5. Содержание предмета. 2 класс…………………………………... 20

 

6. Содержание предмета 3 класс………………………………….. 27

 

6. Содержание предмета. 4 класс ………………………………... 30

 

8. Используемая литература…………………………………………… 31

 

9. Рекомендуемая литература………………………………………… 32

Пояснительная записка

Главной задачей обучения в «ДХШ» является обучение учащихся основам изобразительной грамоты, воспитание эстетического вкуса, развитие творческих способностей, выявление и подготовка одаренных детей для поступления в средние профессиональные художественные заведения.

Занятия в ДХШ должны научить учащихся последовательно и грамотно вести творческую работу. Все специальные дисциплины должны быть тесно связаны, и взаимодействовать друг с другом. Курс композиции играет важную роль в обучении учащихся ДХШ. Наряду с рисунком и живописью является одним из самых сложных и важных учебных предметов. Программа рассчитана на взаимосвязь всех учебных дисциплин художественной школы. Знания, полученные на уроках композиции, закрепляются и применяются на других уроках и занятиях, проводимых в школе: рисунок, живопись, лепка и т.д.

Композиция это то, что связывает воедино все вопросы теории и практики в изобразительном искусстве, его преподавании. Система занятий данного курса композиции строится с учетом возрастных особенностей учащихся, независимо от начального багажа их знаний, в связи с этим для учащихся первого класса предлагаются краткосрочные задания.

Композиция в изобразительном искусстве связана с необходимостью, передать основной замысел, идею произведения наиболее ясно и убедительно. Главное в композиции – создание художественного образа.

Актуальным для нашей школы можно считать концепцию программы

Углубленное изучение развития мирового и русского искусства учащимися культурологического отделения через практический анализ работ известных художников, творчество которых характеризуется высоким мастерством композиции.

Это поможет учащимся выявить роль структуры произведения и отдельных его частей в раскрытии замысла, в организации больших, тональных, цветовых отношений, расстановке акцентов. В процессе выполнения графического анализа работ художников преподаватель помогает учащимся раскрыть сюжетное содержание произведений. Выяснить те художественные средства, с помощью которых авторы картины добиваются большой выразительности в создании художественных образов. Графический анализ работ художников имеет вспомогательное значение. Графический анализ необходимо проводить во время изучения каждой новой темы для более точных и глубоких познаний законов, правил и приемов композиции.

Практические занятия с анализом произведений художников помогают учащимся наиболее образно проигрывать в своем воображении события прошлого, пропускать информацию через свои мысли и эмоции, осознанно и грамотно интерпретировать их в дальнейшем творчестве, развивать самостоятельность и индивидуальность. В связи с этим тематика станковой композиции культурологического отделения тесно связана с темами «Истории искусств», «Мифологии», «Истории религий мира», «Истории Кубани».

 

В программу включен ряд заданий с использованием регионального компонента, что способствует изучению истории, географических, климатических условий родного края, любование природой, знакомство с культурой, обычаями, традициями, особенностями жизненного уклада своего народа и народов, населяющих Кубань.

Начинается курс станковой композиции на культурологическом отделении с работы над пятном и линией, над силуэтом и простой формой. Постепенно занятия усложняются. Пятна и линии обретают конкретный образ. В процессе обучения учащиеся изучают определенные правила создания картины (равновесие, передача ритма, выделение сюжетно-композиционного центра, симметрия-ассиметрия и т.д.); законы (закон цельности, закон контрастов, закон подчиненности всех закономерностей и средств композиции единому замыслу, закон типизации); приемы (горизонтали

и вертикали, диагональные направления); средства (линия, штрих-линия, пятно- тон и цвет). Но курс не сводится только к изучению законов, правил, приемов и применению их на практике. Ряд других упражнений, направлен на развитие умения чувствовать, наблюдать, переживать. В процессе обучения учащиеся работают над самыми различными темами, от натюрморта и до сложного сюжета, передовая художественный образ героев картины. Учатся творческому подходу, наблюдению, работают над идейным замыслом, выбирают из окружающего интересное и важное.

Программа предусматривает выполнение разнообразных заданий. Быстрые и короткие упражнения, основанные на эмоциях, помогают передавать чувства и переживания. Более сложные задания основываются на наблюдениях, изучении окружающей действительности, на работе с литературными и историческими источниками. В процессе таких занятий учащиеся учатся видеть и оценивать, изучать и передавать окружающее. Длительные задания направляют на создание продуманных, содержащих идею, замысел передающих художественный образ работ.

Развитие способности образно мыслить и умение видеть и отражать в композиции интересное, важное, удивительное в жизни, умение отбирать главное и значительное, умение анализировать и осмысливать исторические процессы через изучение искусства народов мира - основная цель предмета.

Задачи:

- развитие индивидуальных, художественных способностей учащихся, путем изучения основных законов композиции;

- научить процессу сознательной работы над композицией;

- научить учащихся наблюдать, запоминать увиденное, черпать сюжеты в повседневной жизни, исторических и литературных источниках, отражать жизненные впечатления в своих работах.

- развивать способности детей, создавая художественные произведения по представлению и воображению, опираясь на реальные зрительные образы и знания «правил» создания картины.

- выявить значимость предмета «Композиция» в формировании и развитии художественного мышления детей, обучающихся на культурологическом отделении.

- создание на должном профессиональном уровне композиционных работ для осуществления возможности поступления в средние художественные учебные заведения;

- использование в работах различных художественных материалов (живописных и графических), знакомство с их технологией.

 

В работе над композицией большое значение для расширения представлений учащегося, пробуждения пластического воображения и фантазии имеет показ репродукций классических произведений художников.

Для того чтобы над индивидуальностью личности ребенка не довлело мнение педагога, в программу включается ряд методических приемов на наблюдение, ассоциации, эмоции, которые могут побудить к определенным переживаниям учащегося, оказать помощь в изучении культурного наследия прошлого. Курс должен способствовать формированию творческих способностей, духовной культуры и эмоционального отношения к действительности.

 

 

Результатом четырехлетнего обучения по данной программе можно считать:

- постепенное овладение учащимися основами композиционного мышления;

-изучение законов, правил построения картинной плоскости;

-освоение технических приемов, материалов;

- развитие наблюдательности и фантазии;

- умение анализировать и ставить цель;

- умение поэтапно вести работу;

-накопление опыта, знаний, практических навыков, которые позволят учащимся сознательно, грамотно и самостоятельно вести работу над композицией.

- накопление багажа знаний в области истории мировой культуры, мифологии.

 

Для этого используются виды контроля:

 

- просмотры четвертных, годовых работ

- проведение промежуточной аттестации учащихся по предмету

- участие в конкурсах, выставочной деятельности

 

Обучение 4 года

Возраст от 10 до15 лет

Общее количество 272 часа

Количество часов в неделю 2

 

Перечень учебно-методического обеспечения

 

- таблицы, иллюстрирующие основные законы композиции;

- таблицы по этапам работы над композицией;

- раздаточный материал;

- репродукции произведений классиков русского и мирового искусства;

- работы учащихся из методического фонда.

 

 

Тематический план

I класс

  Тема 1   Ограниченная плоскость (формат) и пятна (линии)- элементы, составляющие композицию Понятие формат, поиск баланса в формате Создание комфортного пространства «Первые наброски» (упражнение) Развитие понятия «масштабность» «Страницы Каменного века» (упражнение)   2 часа     2 часа
  Тема 2 Уравновешенность (равновесие). Графический анализ работ мастеров (упражнение) «Наскальные рисунки» (упражнение) «Пейзаж города Хадыженска» (упражнение) «Из прабабушкиного сундука» (упражнение) «Дары кубанских садов», «Кубанская Нива» и т.д. творческий натюрморт Композиция на тему: «Животный и растительный мир Кубани» Подчиненность второстепенного главному «Животные из мифов Др.Греции» (упражнение) Композиция «Подвиги Геракла» «Мотивы Китая» (упражнения) «Рисунки из пещеры Альтамира» (упражнение)     2 часа 2часа 2часа 2часа   4 часа   4 часа   4 часа 6 часов 6 часов 2 часа
  Тема 3   Контраст. Выделение главных элементов при помощи контраста. «Календарные праздники славян» (упражнение)   4 часа
  Тема 4       Ритм. Графический анализ работ мастеров (упражнение) «Композиция орнамента кубанской вышивки» (упр.) «В садах Семирамиды» (упражнение) Композиция на тему: «Ритмы Верхнего города-Акрополь»     2 часа 2 часа 2 часа   6 часов  
  Тема 5   Ассоциативная композиция. Психологическая связь представлений о различных предметах и явлениях. Мини-композиции: «Русь», «Каменный век», «Ноев ковчег», «Египет», «Вавилонская башня» «Греческая колонна» (упражнение) Фигуральная. Описательная композиция на тему: «Жизнь Иосифа»     2 часа 2 часа   6 часов  

Всего: 68 часов

 

II класс

  Тема 1   Целостность. Композиционный центр Графический анализ репродукций работ художников (упражнение) Тональный композиционный анализ репродукций работ художников (упражнение) Тройной композиционный анализ цветной репродукции (упражнение) «Кикладский стиль в керамике» (упражнение)       4 часа   4 часа   4 часа 2 часа
  Тема 2   Движение. Статика- динамика. Графический анализ работ мастеров «Возрождение» (упражнение) «Рыцарский турнир» (упражнение) Ассоциативные мини-композиции «Ветер», «Волны», «Сон», «Зной». Тематическая композиция: «Скачки», «Хоровод»     1 час 2 часа 2 часа   4 часа 10 часов  
  Тема 3   Замкнутая (закрытая) и открытая композиция Графический анализ работ мастеров (упражнение) Композиция «Образ Эдема – Райского сада»     2 часа 4 часа
  Тема 4   Цвет и светотень. Объем и освещенность Анализ работ мастеров Сюжетная композиция: «По мотивам кубанских песен»       1 час 9 часов
  Тема 5   Пропорции, масштаб, перспектива. «Критские росписи» (упражнение) «Зарисовки фигуры человека на улицах и в интерьерах Римской империи» (упражнение)       4 часа   6 часов
  Тема 6   Угол и точка зрения. Композиционное пространство. «Русские путешественники» (упражнение) Композиция на тему: «Русские путешественники»   2 часа 10 часов  

Всего: 68 часов

 

III класс

  Тема 1   Ф актура и текстура, как композиционные средства создания эстетической особенности произведения   Передача различных фактур и текстур (упражнение)     4 часа  
  Тема 2   Декоративность сюжетной композиции   Сюжетная композиция на тему: «Древняя Греция», «Русский храм», «Готика» (эскиз витража)   12 часов  
  Тема 3   Передача настроения, характера героев   Изображение, передача настроения, характера отдельных героев («Нежность», «Волнение», «Радость») (упражнение) Композиция на тему: «Кубанский фольклорный праздник»     4 часа   16 часов    
  Тема 4   Композиция по наблюдению: «Тайна Дольменов»   14 часов
  Тема 5   Изображение человека в различных пространственных планах. Композиция на тему: «Героический эпос. Образ богатыря – защитника Русской земли»   14 часов    

Всего: 68 часов

 

 

IV класс

    Тема 1   Тематическая композиция по мотивам мифов Древней Греции, Древнего Рима, по сюжетам из Библии.     18 часов
  Тема 2   Композиция на историческую тему: «Из истории переселения на Кубань», «Зарождение культурных традиций на Кубани», «Основание Екатеринодара».   14 часов
  Тема 3   Композиция с введением регионального компонента: «Родная станица, «Ой, Кубань, ты наша Родина!», «Ехали казаки».   18 часов
  Тема 4 Композиция на основе наблюдений и зарисовок «Кубань православная», пейзаж со стаффажем.   18 часов

Всего: 68 часов

 

 

Содержание предмета

 

Первый класс

 

Раздел программы по композиции для первого класса предусматривает освоение следующих задач:

 

1. Организация плоскости линией и пятном.

2. Сочетание линии и пятна в картинной плоскости.

3. Понятие «масштабность».

4. Силуэт и форма в композиции.

5. Понятие равновесия в картинной плоскости.

6. Подчиненность главному. Композиционный центр.

7. Понятие симметрии и асимметрии в картинной плоскости.

8. Закон контрастов.

9. Понятие «Ритм» в композиции.

10. Ассоциации.

Тема 1: Ограниченная плоскость (формат) и пятна (линии) – элементы, составляющие композицию.

 

--Упражнение 1: (2 часа). «Первые наброски»

Задача: поиск баланса в формате, создание комфортного пространства. Формат – это плоскость, на которой ведется работа над композицией (лист бумаги, холст).

Важной задачей композиционного построения картины является выбор формата (его размер и пропорции сторон) и величины самого изображения. Формат бывает горизонтальный, вертикальный и квадратный. При выборе формата следует учитывать, как расположены основные объекты композиции. Горизонтальный формат лучше использовать в том случае, если элементы композиции располагаются вдоль горизонтальной плоскости. (И.Шишкин «Лесные дали», А.Рылов «В голубом просторе»). Вертикальный формат придает изображению ощущение стройности и возвышенности. Если элементы композиции располагаются вертикально, то в этом случае выбирают вертикальный формат (К.Брюллов «Всадница», П.Пикассо «Девочка на шаре»).

 

Формат в виде квадрата лучше использовать для создания уравновешенной статичной композиции потому, что они мысленно соотносятся с равными центральными осями и равными сторонами границ изображения (В.Серов «Татарская деревня в Крыму», М.Шагал «Голубые любовники»).

Неравное количество черного и белого в композиции, (это нужно для того, чтобы ясно читалось, что есть фон, а что фигуры на нем).

Присутствие в пространстве композиции пятен трех размеров.

Присутствие в пространстве элементов трех категорий – большие, средние и малые элементы – делают это пространство комфортным.

(упражнение выполняется аппликативно из черной бумаги на формате А/5).

 

--Упражнение 2: (2 часа). «Страницы Каменного века»

Задача: развитие понятия «масштабность».

Один и тот же предмет «чувствует себя» менее или более «комфортно» в том или ином пространстве. Слишком малая фигура в большом пространстве вызывает чувство неудобства, неуютности, одиночества. Чрезмерно великая фигура в маленьком пространстве вызывает чувство стесненности.

(Стул на улице, стул в комнате, стул в шкафу).(упражнение выполняется аппликативно из черной бумаги на формате А/5).

 

Тема: 2.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 526; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.70.11 (0.013 с.)