Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Для детских художественных школ 1-4 классов (10-15 лет)

Поиск

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

Авторизованная

СТАНКОВАЯ КОМПОЗИЦИЯ

Для детских художественных школ 1-4 классов (10-15 лет)

Культурологического отделения

СОСТАВИЛ:

преподаватель высшей категории

Фрумкина Екатерина Юрьевна

 

 

Рецензенты:

Искусствовед ст.н.с. ГУК «ККВЗИИ» ст.методист ГУК «КУМЦ»

Костигина Александра Николаевна

 

Заместитель директора учебной части зональной МУДОД ДХШ г.Туапсе

Черемянова Ирина Викторовна

 

СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка ……………………………………………..3

 

3. Тематический план …………………………………………………..7

 

4. Содержание предмета. 1 класс...….................................................. 12

 

5. Содержание предмета. 2 класс…………………………………... 20

 

6. Содержание предмета 3 класс………………………………….. 27

 

6. Содержание предмета. 4 класс ………………………………... 30

 

8. Используемая литература…………………………………………… 31

 

9. Рекомендуемая литература………………………………………… 32

Пояснительная записка

Главной задачей обучения в «ДХШ» является обучение учащихся основам изобразительной грамоты, воспитание эстетического вкуса, развитие творческих способностей, выявление и подготовка одаренных детей для поступления в средние профессиональные художественные заведения.

Занятия в ДХШ должны научить учащихся последовательно и грамотно вести творческую работу. Все специальные дисциплины должны быть тесно связаны, и взаимодействовать друг с другом. Курс композиции играет важную роль в обучении учащихся ДХШ. Наряду с рисунком и живописью является одним из самых сложных и важных учебных предметов. Программа рассчитана на взаимосвязь всех учебных дисциплин художественной школы. Знания, полученные на уроках композиции, закрепляются и применяются на других уроках и занятиях, проводимых в школе: рисунок, живопись, лепка и т.д.

Композиция это то, что связывает воедино все вопросы теории и практики в изобразительном искусстве, его преподавании. Система занятий данного курса композиции строится с учетом возрастных особенностей учащихся, независимо от начального багажа их знаний, в связи с этим для учащихся первого класса предлагаются краткосрочные задания.

Композиция в изобразительном искусстве связана с необходимостью, передать основной замысел, идею произведения наиболее ясно и убедительно. Главное в композиции – создание художественного образа.

Актуальным для нашей школы можно считать концепцию программы

Углубленное изучение развития мирового и русского искусства учащимися культурологического отделения через практический анализ работ известных художников, творчество которых характеризуется высоким мастерством композиции.

Это поможет учащимся выявить роль структуры произведения и отдельных его частей в раскрытии замысла, в организации больших, тональных, цветовых отношений, расстановке акцентов. В процессе выполнения графического анализа работ художников преподаватель помогает учащимся раскрыть сюжетное содержание произведений. Выяснить те художественные средства, с помощью которых авторы картины добиваются большой выразительности в создании художественных образов. Графический анализ работ художников имеет вспомогательное значение. Графический анализ необходимо проводить во время изучения каждой новой темы для более точных и глубоких познаний законов, правил и приемов композиции.

Практические занятия с анализом произведений художников помогают учащимся наиболее образно проигрывать в своем воображении события прошлого, пропускать информацию через свои мысли и эмоции, осознанно и грамотно интерпретировать их в дальнейшем творчестве, развивать самостоятельность и индивидуальность. В связи с этим тематика станковой композиции культурологического отделения тесно связана с темами «Истории искусств», «Мифологии», «Истории религий мира», «Истории Кубани».

 

В программу включен ряд заданий с использованием регионального компонента, что способствует изучению истории, географических, климатических условий родного края, любование природой, знакомство с культурой, обычаями, традициями, особенностями жизненного уклада своего народа и народов, населяющих Кубань.

Начинается курс станковой композиции на культурологическом отделении с работы над пятном и линией, над силуэтом и простой формой. Постепенно занятия усложняются. Пятна и линии обретают конкретный образ. В процессе обучения учащиеся изучают определенные правила создания картины (равновесие, передача ритма, выделение сюжетно-композиционного центра, симметрия-ассиметрия и т.д.); законы (закон цельности, закон контрастов, закон подчиненности всех закономерностей и средств композиции единому замыслу, закон типизации); приемы (горизонтали

и вертикали, диагональные направления); средства (линия, штрих-линия, пятно- тон и цвет). Но курс не сводится только к изучению законов, правил, приемов и применению их на практике. Ряд других упражнений, направлен на развитие умения чувствовать, наблюдать, переживать. В процессе обучения учащиеся работают над самыми различными темами, от натюрморта и до сложного сюжета, передовая художественный образ героев картины. Учатся творческому подходу, наблюдению, работают над идейным замыслом, выбирают из окружающего интересное и важное.

Программа предусматривает выполнение разнообразных заданий. Быстрые и короткие упражнения, основанные на эмоциях, помогают передавать чувства и переживания. Более сложные задания основываются на наблюдениях, изучении окружающей действительности, на работе с литературными и историческими источниками. В процессе таких занятий учащиеся учатся видеть и оценивать, изучать и передавать окружающее. Длительные задания направляют на создание продуманных, содержащих идею, замысел передающих художественный образ работ.

Развитие способности образно мыслить и умение видеть и отражать в композиции интересное, важное, удивительное в жизни, умение отбирать главное и значительное, умение анализировать и осмысливать исторические процессы через изучение искусства народов мира - основная цель предмета.

Задачи:

- развитие индивидуальных, художественных способностей учащихся, путем изучения основных законов композиции;

- научить процессу сознательной работы над композицией;

- научить учащихся наблюдать, запоминать увиденное, черпать сюжеты в повседневной жизни, исторических и литературных источниках, отражать жизненные впечатления в своих работах.

- развивать способности детей, создавая художественные произведения по представлению и воображению, опираясь на реальные зрительные образы и знания «правил» создания картины.

- выявить значимость предмета «Композиция» в формировании и развитии художественного мышления детей, обучающихся на культурологическом отделении.

- создание на должном профессиональном уровне композиционных работ для осуществления возможности поступления в средние художественные учебные заведения;

- использование в работах различных художественных материалов (живописных и графических), знакомство с их технологией.

 

В работе над композицией большое значение для расширения представлений учащегося, пробуждения пластического воображения и фантазии имеет показ репродукций классических произведений художников.

Для того чтобы над индивидуальностью личности ребенка не довлело мнение педагога, в программу включается ряд методических приемов на наблюдение, ассоциации, эмоции, которые могут побудить к определенным переживаниям учащегося, оказать помощь в изучении культурного наследия прошлого. Курс должен способствовать формированию творческих способностей, духовной культуры и эмоционального отношения к действительности.

 

 

Результатом четырехлетнего обучения по данной программе можно считать:

- постепенное овладение учащимися основами композиционного мышления;

-изучение законов, правил построения картинной плоскости;

-освоение технических приемов, материалов;

- развитие наблюдательности и фантазии;

- умение анализировать и ставить цель;

- умение поэтапно вести работу;

-накопление опыта, знаний, практических навыков, которые позволят учащимся сознательно, грамотно и самостоятельно вести работу над композицией.

- накопление багажа знаний в области истории мировой культуры, мифологии.

 

Для этого используются виды контроля:

 

- просмотры четвертных, годовых работ

- проведение промежуточной аттестации учащихся по предмету

- участие в конкурсах, выставочной деятельности

 

Обучение 4 года

Возраст от 10 до15 лет

Общее количество 272 часа

Количество часов в неделю 2

 

Перечень учебно-методического обеспечения

 

- таблицы, иллюстрирующие основные законы композиции;

- таблицы по этапам работы над композицией;

- раздаточный материал;

- репродукции произведений классиков русского и мирового искусства;

- работы учащихся из методического фонда.

 

 

Тематический план

I класс

  Тема 1   Ограниченная плоскость (формат) и пятна (линии)- элементы, составляющие композицию Понятие формат, поиск баланса в формате Создание комфортного пространства «Первые наброски» (упражнение) Развитие понятия «масштабность» «Страницы Каменного века» (упражнение)   2 часа     2 часа
  Тема 2 Уравновешенность (равновесие). Графический анализ работ мастеров (упражнение) «Наскальные рисунки» (упражнение) «Пейзаж города Хадыженска» (упражнение) «Из прабабушкиного сундука» (упражнение) «Дары кубанских садов», «Кубанская Нива» и т.д. творческий натюрморт Композиция на тему: «Животный и растительный мир Кубани» Подчиненность второстепенного главному «Животные из мифов Др.Греции» (упражнение) Композиция «Подвиги Геракла» «Мотивы Китая» (упражнения) «Рисунки из пещеры Альтамира» (упражнение)     2 часа 2часа 2часа 2часа   4 часа   4 часа   4 часа 6 часов 6 часов 2 часа
  Тема 3   Контраст. Выделение главных элементов при помощи контраста. «Календарные праздники славян» (упражнение)   4 часа
  Тема 4       Ритм. Графический анализ работ мастеров (упражнение) «Композиция орнамента кубанской вышивки» (упр.) «В садах Семирамиды» (упражнение) Композиция на тему: «Ритмы Верхнего города-Акрополь»     2 часа 2 часа 2 часа   6 часов  
  Тема 5   Ассоциативная композиция. Психологическая связь представлений о различных предметах и явлениях. Мини-композиции: «Русь», «Каменный век», «Ноев ковчег», «Египет», «Вавилонская башня» «Греческая колонна» (упражнение) Фигуральная. Описательная композиция на тему: «Жизнь Иосифа»     2 часа 2 часа   6 часов  

Всего: 68 часов

 

II класс

  Тема 1   Целостность. Композиционный центр Графический анализ репродукций работ художников (упражнение) Тональный композиционный анализ репродукций работ художников (упражнение) Тройной композиционный анализ цветной репродукции (упражнение) «Кикладский стиль в керамике» (упражнение)       4 часа   4 часа   4 часа 2 часа
  Тема 2   Движение. Статика- динамика. Графический анализ работ мастеров «Возрождение» (упражнение) «Рыцарский турнир» (упражнение) Ассоциативные мини-композиции «Ветер», «Волны», «Сон», «Зной». Тематическая композиция: «Скачки», «Хоровод»     1 час 2 часа 2 часа   4 часа 10 часов  
  Тема 3   Замкнутая (закрытая) и открытая композиция Графический анализ работ мастеров (упражнение) Композиция «Образ Эдема – Райского сада»     2 часа 4 часа
  Тема 4   Цвет и светотень. Объем и освещенность Анализ работ мастеров Сюжетная композиция: «По мотивам кубанских песен»       1 час 9 часов
  Тема 5   Пропорции, масштаб, перспектива. «Критские росписи» (упражнение) «Зарисовки фигуры человека на улицах и в интерьерах Римской империи» (упражнение)       4 часа   6 часов
  Тема 6   Угол и точка зрения. Композиционное пространство. «Русские путешественники» (упражнение) Композиция на тему: «Русские путешественники»   2 часа 10 часов  

Всего: 68 часов

 

III класс

  Тема 1   Ф актура и текстура, как композиционные средства создания эстетической особенности произведения   Передача различных фактур и текстур (упражнение)     4 часа  
  Тема 2   Декоративность сюжетной композиции   Сюжетная композиция на тему: «Древняя Греция», «Русский храм», «Готика» (эскиз витража)   12 часов  
  Тема 3   Передача настроения, характера героев   Изображение, передача настроения, характера отдельных героев («Нежность», «Волнение», «Радость») (упражнение) Композиция на тему: «Кубанский фольклорный праздник»     4 часа   16 часов    
  Тема 4   Композиция по наблюдению: «Тайна Дольменов»   14 часов
  Тема 5   Изображение человека в различных пространственных планах. Композиция на тему: «Героический эпос. Образ богатыря – защитника Русской земли»   14 часов    

Всего: 68 часов

 

 

IV класс

    Тема 1   Тематическая композиция по мотивам мифов Древней Греции, Древнего Рима, по сюжетам из Библии.     18 часов
  Тема 2   Композиция на историческую тему: «Из истории переселения на Кубань», «Зарождение культурных традиций на Кубани», «Основание Екатеринодара».   14 часов
  Тема 3   Композиция с введением регионального компонента: «Родная станица, «Ой, Кубань, ты наша Родина!», «Ехали казаки».   18 часов
  Тема 4 Композиция на основе наблюдений и зарисовок «Кубань православная», пейзаж со стаффажем.   18 часов

Всего: 68 часов

 

 

Содержание предмета

 

Первый класс

 

Раздел программы по композиции для первого класса предусматривает освоение следующих задач:

 

1. Организация плоскости линией и пятном.

2. Сочетание линии и пятна в картинной плоскости.

3. Понятие «масштабность».

4. Силуэт и форма в композиции.

5. Понятие равновесия в картинной плоскости.

6. Подчиненность главному. Композиционный центр.

7. Понятие симметрии и асимметрии в картинной плоскости.

8. Закон контрастов.

9. Понятие «Ритм» в композиции.

10. Ассоциации.

Тема 1: Ограниченная плоскость (формат) и пятна (линии) – элементы, составляющие композицию.

 

--Упражнение 1: (2 часа). «Первые наброски»

Задача: поиск баланса в формате, создание комфортного пространства. Формат – это плоскость, на которой ведется работа над композицией (лист бумаги, холст).

Важной задачей композиционного построения картины является выбор формата (его размер и пропорции сторон) и величины самого изображения. Формат бывает горизонтальный, вертикальный и квадратный. При выборе формата следует учитывать, как расположены основные объекты композиции. Горизонтальный формат лучше использовать в том случае, если элементы композиции располагаются вдоль горизонтальной плоскости. (И.Шишкин «Лесные дали», А.Рылов «В голубом просторе»). Вертикальный формат придает изображению ощущение стройности и возвышенности. Если элементы композиции располагаются вертикально, то в этом случае выбирают вертикальный формат (К.Брюллов «Всадница», П.Пикассо «Девочка на шаре»).

 

Формат в виде квадрата лучше использовать для создания уравновешенной статичной композиции потому, что они мысленно соотносятся с равными центральными осями и равными сторонами границ изображения (В.Серов «Татарская деревня в Крыму», М.Шагал «Голубые любовники»).

Неравное количество черного и белого в композиции, (это нужно для того, чтобы ясно читалось, что есть фон, а что фигуры на нем).

Присутствие в пространстве композиции пятен трех размеров.

Присутствие в пространстве элементов трех категорий – большие, средние и малые элементы – делают это пространство комфортным.

(упражнение выполняется аппликативно из черной бумаги на формате А/5).

 

--Упражнение 2: (2 часа). «Страницы Каменного века»

Задача: развитие понятия «масштабность».

Один и тот же предмет «чувствует себя» менее или более «комфортно» в том или ином пространстве. Слишком малая фигура в большом пространстве вызывает чувство неудобства, неуютности, одиночества. Чрезмерно великая фигура в маленьком пространстве вызывает чувство стесненности.

(Стул на улице, стул в комнате, стул в шкафу).(упражнение выполняется аппликативно из черной бумаги на формате А/5).

 

Тема: 2.

ВТОРОЙ КЛАСС

 

Раздел программы по композиции для второго класса предусматривает освоение следующих задач:

1.Целостность композиции.

2.Понятие об открытой – закрытой композиции.

3.Движение (статика - динамика) в композиции.

4.Передача объема, освещенности, (свет и светотень).

5.Понятие о пропорциях.

6.Понятие о монументальности.

7.Законы перспективных сокращений.

8.Угол и точка зрения.

 

 

ТЕМА: 1.

ТРЕТИЙ КЛАСС

 

Раздел программы по композиции для третьего класса предусматривает дальнейшее усложнение заданий, повышение требований к работам учащихся и освоения ими следующих задач:

1. Фактура, текстура.

2. Декоративность.

2. Создание сюжетных композиций.

3. Работа учащихся с натурой, по наблюдению.

4. Сбор материала для композиций в виде зарисовок и набросков: людей, животных, техники, архитектуры.

5. Передача характерного образа, настроения героев сюжетной композиции.

6.Изображение человека в различных пространственных планах.

 

ТЕМА 1: Фактура и текстура.

Фактура – это характер поверхности: гладкость, шершавость, рельефность.

Фактурные показатели несут в себе определенные черты композиционного средства, хотя не так явно и не так категорично, как, допустим, ритм и цвет. Фактурой поверхности художник довершает композицию. Фактура широко используется скульпторами, архитекторами, дизайнерами. В живописи она играет если не вспомогательную, то и не самую главную роль. Но иногда выступает равноправным средством художественной композиции, как, к примеру, в картинах Ван-Гога. Фактура редко используется в графике, там значительно большую роль играет близкая родственница фактуры – текстура.

Текстура – видимый рисунок поверхности (текстура древесины, ткани, мрамора и т.д.) текстура имеет безграничное разнообразие. Во многих случаях именно текстура создает эстетическую особенность произведения.

--Упражнение 1:( 2часа) «Передача различных фактур и текстур».

Фактура мраморной поверхности греческой скульптуры, фактура поверхности египетской пирамиды, фактура стены в пещере первобытного человека, текстура дерева из которого построен Ноев ковчег и т.д.

Задача: Передача характера поверхности.

Достижение разнообразия в использовании фактурных свойств материала и предметно-пространственных эффектов различных фактурных образований на плоскости, (выполняется гуашью на формате А/4 с применением монотипии).

ТЕМА 2: Декоративность в сюжетной композиции

Свойство декоративной композиции – декоративное преображение любой натуры, выделение нарядности, красочности, орнаментальности окружающего мира, соблюдение определенной меры условности изображения.

--Сюжетная композиция на темы: (12часов) «Древняя Греция», «Возрождение», «Готика», «Русский храм» и т.д. (эскиз витража, панно).

Учащиеся просматривают видеоряд с витражами, с архитектурой Древней Греции, Возрождения. Готики, Русские храмы.

Задача: Знакомство с историей выбранного периода времени.

Создание сюжетно-декоративной композиции с передачей фактуры, текстуры, декоративности.

Передача образа декоративными средствами, достижение выразительности орнаментально-декоративного решения, (выполняется гуашью на формате А/3).

 

 

ТЕМА 3: Передача настроения, характера героев.

 

-- Упражнение 1: (4часов ) Изображение, передача настроения и характера отдельных персонажей. («Нежность», «Волнение», «Беспокойство», «Радость.)

(выполняется гуашью на формате А/4).

 

Композиция на тему:(16часов) «Кубанский Фольклорный праздник»

Просмотреть следующие произведения Б.М.Кустодиева: «Масленица», «Гуляние на троицу», «Крестный ход на Пасху», «Крещение».

Задача: Работа с литературными источниками. Поиск цветового композиционного решения – ритма цветовых элементов. Выражение настроения в колористической гамме. Передача настроения и характеры героев, (выполняется гуашью на формате А/2).

 

 

ТЕМА 4:. Композиция по наблюдению

 

Композиция на тему: ( 14часов) «Тайна дольменов».

Композиция выполняется по наблюдению, с использованием зарисовок и набросков, выполненных с натуры во время экскурсий. Просмотр презентации «Дольмены» и диска «Майкопская культура»

Задачи: Передача характера, настроения, состояния. Проработка индивидуального характера персонажей и объектов окружающей среды. Решение взаимоотношений между фигурами, (выполняется гуашью на формате А/3).

 

 

ТЕМА 5: Изображение человека в различных пространственных планах.

 

Композиция на тему: «Героический эпос. Образ богатыря – защитника русской земли»(14часов).

Учащимся перед уроком дается задание на дом прочесть одну из былин о русском богатыре. В начале занятия учащиеся просматривают видеоряд работ художников:

Васнецов «Три богатыря», Корин «А.Невский», М.Авилов «Поединок Пересвета с Челубеем», И.Глазунов «Канун Битвы», И.Билибин «И.Муромец и Соловей разбойник», И.Билибин «И.Муромец и Святогор» и т.д.

Задачи: Изображение человека в различных пространственных планах. Достижение разнообразия силуэтов фигур, движений, деталей одежды. Передача характера людей (старых, молодых, толстых, высоких, низких и т.д.) Учащиеся собирают материал для композиции. выполняя зарисовки фигур с натуры.

(работа выполняется гуашью, на формате А3).

 

 

ЧЕТВЕРТЫЙ КЛАСС

 

 

Раздел программы по композиции для четвертого класса предусматривает продолжение совершенствования знаний и навыков учащихся. Задачами программы четвертого класса являются:

1. Выразительность художественного образа.

2. Стилевое единство в композиции.

3. Творческий подход к работе над композицией, выражение идейного замысла.

4. Умение отбирать из окружающего интересное и важное для создания творческой работы.

5.Использование регионального компонента, изучение национальных особенностей родного края.

6. Работа с историческими, литературными источниками, изучение подсобного иллюстративного материала к теме.

Выразительность художественного образа определяется выразительностью самой натуры. Художник должен улавливать наиболее характерный момент в движениях, позе, жестах, чтобы найти максимальную выразительность натуры. Любая самая грамотная компоновка картины, лишенная глубокого замысла, никогда не превратится в художественное произведение. Идея выражается в конкретных образах. Сюжет определяет количество действующих лиц, их размещение, размер фигур, выбор точки зрения и т.д. Художник находит тот сюжет, которым можно наиболее передать волнующую идею.

 

Тематическая композиция 1: (18часов) «По мотивам мифов Древней Греции, Древнего Рима».

Прочитать легенды и мифы Древней Греции, Древнего Рима, сюжеты из Библии и выполнить к ним иллюстрации (по выбору).

Помнить при выполнении задания об особенностях симметричной и ассиметричной композиции и других средствах художественной выразительности.

Задачи: Конкретизация изображаемого на основе исторического материала. Передача пространственных планов, развертывание действия в глубину. Достижение ритма в изображении фигур, ясность и выразительность героев. Решение характера персонажей и их взаимодействия, характера аксессуаров, (выполняется гуашью на формате А/2).

 

 

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Н.М.Сокольникова «Основы композиции» Обнинск. Издательство «Титул» 1996 г.

 

2. Р.В. Паранюшкин «Композиция»

Феникс г. Ростов- на - Дону 2002 г.

 

3. Е.В.Шорохов Н.Г.Козлов «Композиция»

Москва. Просвещение. 1978 г.

 

4. Рисунок, живопись, станковая композиция. Программа (проект) для художественных отделений детских школ искусств (1-4 классы)

Республиканский координационный хозрасчетный редакционно-издательский центр, 1990 г.

 

5. Л.А.Панова «Упражнения для развития композиционного мышления»

Кубанский Государственный Университет 1993 г.

 

6. О.А.Зубенко «Введение в композицию. Художественное проектирование».

Кубанский Государственный Университет 1991 г.

 

7. «Психология художественного творчества. Хрестоматия

М.Н.Харвест 1999 г.

 

8. М.Т.Ломоносова, Л.А.Неменская, О.В.Островская «Искусство вокруг нас». Учебник по изобразительному искусству. Просвещение 1998 г.

 

 

Рекомендуемая литература

1. Герои Русской истории «Белый город, 2006г.

2. Библейские легенды – М.: Дет. лит., 1991г.

3. Апполон Коринфский Народная Русь «Белый город», 2006 г.

4. Бигдай А.Д. песни Кубанских казаков – Краснодар: Кн. Изд-во. Т.1.-1992г.

5. Захарченко В.Г. Народные песни Кубани: Сборник – Краснодар:

Кн. Изд-во, 1987г.

6.Энциклопедия для детей Т.6 ч.1, Т.7 ч.1,2.

«Религии мира»/ М.: Аванта+, 1996г.

7. Боги и герои Древней Греции – М.: ООО «Издательство

«РОСМЭН - ПРЕСС», 2004 г.

8. Античные мифы в мировом искусстве – Санкт –Петербург СЗКЭО

КРИСТАЛЛ Ростов-на Дону Феникс 2003 г.

9. Эрнст Гомбрих История искусства - М.: Изд-во ЭКСМО, 2003 г.

10. М.Забылин Русский народ: его обычаи, предания, обряды – М.: Изд-во

ЭКСМО, 2003г.

11. В.Соловьев Золотая книга русской культуры- М.: 2006г.

12. В.К.Буковский Письма русского путешественника 1981г.

13. В.В Юнкер путешествие по Африке

70-80гг.Х1Х в. в Центральной Африке.

14. Н.М.Карамзин путешествие на берег Маклая (Миклухо-Маклай Н.Н)

Жизнь во второй половине Х1Хв. среди попуасов Новой Гвинеи.

15. Мурзаев Э.М. Путешествие к Лобнору и на Тибет о Н.М. Пржевальском.

16. Головин В.М Записки в плену у японцев в 1811-1813 годах.

17. Головин В.М. Путешествие вокруг света (о своем кругосветном плавании).

18. В.П.Боткин Письма от испанки 160 лет спустя.

19. Сборник стихов кубанского поэта К.А.Обойщикова.

20. Кубанский поэт-публицист Игорь Ясинский

Поляки на Кубани и Северном Кавказе.

21. Сергей Иванов цикл рассказов Тамань, Детство.

22. Руслан Тосунов повесть Тайны кавказских гор.

23. Евгений Белов Батькины сказки.

24. Чудовская И. Русские богатыри - Былина пересказ.

25. Пересказ Карнауховой И.В. Русские богатыри Садко-богатый гость;

Чурила Пленкович; Сухман Одихмантьевич.

26. Пересказ Надеждиной Н.И. Русские былины Ставр Годинович;

Дунай Иванович.

27. Русские былины: Илья Муромец и Соловей разбойник;

Илья Муромец и Калин-царь; Добрыня и Алеша.

 


Пояснительная записка

Задачи

Обучающие

- научить процессу сознательной работы над композицией;

- научить учащихся наблюдать, запоминать увиденное, черпать сюжеты в повседневной жизни, исторических и литературных источниках, отражать жизненные впечатления в своих работах;

- создание на должном профессиональном уровне композиционных работ для осуществления возможности поступления в средние художественные учебные заведения;

- использование в работах различных художественных материалов (живописных и графических), знакомство с их технологией.

Развивающие

- развитие индивидуальных, художественных способностей учащихся, путем изучения основных законов композиции;

- развивать способности детей, создавая художественные произведения по представлению и воображению, опираясь на реальные зрительные образы и знания «правил» создания картины;

- развитие наблюдательности и фантазии;

Воспитательные

- выявить значимость предмета «Композиция станковая» в формировании и развитии художественного мышления детей;

- воспитание гармонично развитой, духовно-нравственной творческой личности ребенка с помощью изобразительного искусства;

- формирование у детей культуры занятий изобразительным творчеством как важной и неотъемлемой части их духовной культуры;

- формирование интереса учащихся к традициям своего народа через приобщение к изобразительному искусству.

- формирование основ композиционного мышления;

-формирование и развитие образного мышления;

-воспитание эстетического вкуса, приобщение к художественной культуре.

 

Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:

Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1 в редакции 10.02.2009 № 18

- ст.9.- Образовательные программы, п.8 – Дополнительная образовательная программа

- ст.14 Общие требования к содержанию образования (п.5 – содержание образования определяется образовательной программой)

- ст.26 – Дополнительное образование, п.2- Реализация дополнительных образовательных программ

- Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ, принятое на заседании Педагогического совета школы, протокол №1 от 30 августа 2011 г.

 

Сведения о программе (примерной или авторской), на основании которой разработана рабочая программа,

с указанием наименования, автора и года издания:

Данная рабочая программа «Композиция станковая» для 1-4 классов академического отделения детской художественной школы разработана на основании авторизованной программы «Станковая композиция» 1-4 классов культурологического отделения ДХШ, составитель преподаватель ДХШ г.Хадыженска Е.Ю.Фрумкина, г.Хадыженск, 2007г.

 

Указание отличительных особенностей рабочей программы по сравнению с примерной программой (изменение количества часов на изучение отдельных тем, структурная структурная перестановка порядка изучения тем, расширение содержания учебного материала и т.д.) и обоснование целесообразности внесения данных изменений:

Отличительными особенностями рабочей программы по сравнению с примерной программой является:

- изменение количества часов в 1-2 классе, это связано с тем, что рабочая программа составлялась с учетом разбивки учебного процесса в школе на четверти, а так же с тем, что авторизованная программа составлена по учебному плану в котором на композицию станковую отводится 2 часа в неделю, а рабочая программа составлена по учебному плану, в котором на композицию станковую отведено 3 часа в неделю.

Контроль уровня обученности

Вид контроля Формы контроля сроки
Вводный Диагностика персональных, специальных данных В начале учебного года
Текущий Открытые уроки Анализ выполнения работы Обсуждение В течение учебного года
Итоговый Просмотры 1 раз в четверть Ноябрь, декабрь, март, май
Особые виды контроля Конкурсы, выставки, фестивали различного уровня В течение учебного года

Результатом четырехлетнего обучения по данной программе можно считать:

Знания

- постепенное овладение учащимися основами композиционного мышления;

- знания законов, правил построения картинной плоскости: передача движения и покоя (динамики, статики),

золотое сечение (одна треть) линейной и воздушной перспективы, основы пластической анатомии;

- знания в области истории мировой культуры, мифологии, кубановедения;

- знания базовых принципов композиции: композиционные схемы, понятия декоративной тематической и

сюжетной композиции), законов и методов изображения на примерах из классического отечественного

и мирового искусства;

- знать средства создания композиции: формат, пространство, композиционного центр, равновесие, ритм, контраст тональный и цветовой, светотень. Цвет, декоративность, открытость и замкнутость, цельность, пропорции.

 

Умения

- умение применять технические приемы и материалы для выполнения творческой работы;

- умение анализировать и ставить цель;

- умение поэтапно вести работу, соблюдать последовательность в эскизе: от общего к частному и затем снова к общему;

- владеть приемами: ритма, симметрии, асимметрии, равновесия частей композиции и выделения сюжетно –

композиционного центра;

- накопление опыта, знаний, практических навыков, которые позволят учащимся сознательно, грамотно

и самостоятельно

вести работу над композицией.

- самостоятельный выбор формата;

- владение линией, штрихом, пятном;

- применение соответствующей техники исполнения;

- выражения чувств, эмоций через цвет;

- передача материала, фактуры предмета;

- умение передавать освещение;

- умение выбирать наиболее выразительное композиционное решение.

 

Навыки

- навыки организации формата, размера;

- навыки линейного и живописного рисунка;

- навыки самостоятельного анализа работ;

- навыки пользования живописными и графическими материалами;

- навыки организации пространства листа с помощью пятна, декоративного решения композиции, силуэта;

 

Содержание предмета

 

Первый класс

 

Раздел программы по композиции для первого класса предусматривает освоение следующих задач:

 

1. Организация плоскости линией и пятном.

2. Сочетание линии и пятна в картинной плоскости.

3. Понятие «масштабность».

4. Силуэт и форма в композиции.

5. Понятие равновесия в картинной плоскости.

6. Подчиненность главному. Композиционный центр.

7. Понятие симметрии и асимметрии в картинной плоскости.

8. Закон контрастов.

9. Понятие «Ритм» в композиции.

10. Ассоциации.

Тема 1: Ограниченная плоскость (формат) и пятна (линии) – элементы, составляющие композицию.

 

--Упражнение 1: (3 часа). «Первые наброски»

Задача: поиск баланса в формате, создание комфортного пространства. Формат – это плоскость, на которой ведется работа над композицией (лист бумаги, холст).

Важной задачей композиционного построения картины является выбор формата (его размер и пропорции сторон) и величины самого изображения. Формат бывает горизонтальный, вертика



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 3195; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.100.101 (0.021 с.)