Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тропы и их роль в анализе художественного текста

Поиск

ТРОПЫ И ИХ РОЛЬ В АНАЛИЗЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА

Программа учебной дисциплины по выбору по направлению подготовки бакалавров 050100.62 «Педагогическое образование»

профили: Русский язык. Литература

очная форма обучения

 

 

Цели и задачи освоения дисциплины

Основная цель дисциплины «Тропы и их роль в художественном тексте» – составить представление о литературоведческой стилистике, сделавшей предметом своего изучения одну из важнейших сторон художественной формы – художественную речь. Огромная роль в формировании ее специфики отведена тропам, способствующим созданию поэтической образности. Их диагностика и интерпретация являются обязательным компонентом в анализе художественного целого.

Задачи дисциплины:

- познакомить с семантическим пластом художественной речи: его составом и функциями;

- познакомить с основными литературоведческими концепциями изучения тропов в контексте их генезиса и функционирования;

- обозначить полемические моменты в определении конечного набора тропов;

- познакомить с функциями тропов в художественной ткани произведения и вооружить приемами их анализа;

- раскрыть ключевые понятия и термины курса.

 

Объем дисциплины и виды учебной работы

Дисциплина «Тропы и их роль в художественном тексте» преподаётся в 3 семестре. Общая трудоёмкость составляет 3 ЗЕ или 108 часов: из них 48 часов аудиторной нагрузки (18 часов лекций, 30 часов практических занятий) и 60 часов самостоятельной работы с итоговым контролем зачётом.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА

 

Методические рекомендации студенту

Подготовка к практическому занятию предполагает чтение художественных произведений (/произведения), определенных планом занятия; работу над теоретико-литературными понятиями, необходимыми для решения задач, установленных планом занятия; составление конспектов и выписок из рекомендованной научной литературы в соответствии с планом занятия (приветствуется использование дополнительной литературы); выполнение заданий к занятию; работу, обеспечивающую в результате наличие на занятии текста/текстов изучаемых произведений (работу с фондами библиотек, в т.ч. электронных).

При работе над темами, определенными для самостоятельного изучения, необходимо прочитать произведения (/произведение), установленные программой курса; проработать соответствующий раздел учебного пособия; сделать конспект изученного раздела (в соответствии с указанной проблемой) в тетради для самостоятельных работ.

Текущий контроль осуществляется на лекциях и практических занятиях в форме проверочных работ, включающих в себя проблемные вопросы и задания.

Промежуточный контроль осуществляется в форме 2 контрольных работ (тестов), проверяющих знания студентами содержания основных тем дисциплины.

Итоговый контроль осуществляется в форме зачета, на котором студенты отвечают на один теоретический вопрос и выполняют практической задание.

.

Примерные вопросы к зачету

1. Художественная речь как одна из составляющих содержательной формы ХП. Основные пласты художественной речи литературного произведения.

2. Семантический пласт художественной речи. Состав и функции.

3. Понятие «троп» и его эволюция в литературоведческой мысли.

4. Основные исследователи семантического пласта художественной речи. Панорама основных концепций.

5. Тропы. Их свойства и функции.

6. Метафора. Полемические моменты ее интерпретации.

7. Обязательный набор тропов в школьном изучении.

 

Критерии оценивания знаний студентов по курсу

№ п/п Вид деятельности Максимальное количество баллов за занятие Максимальное количество баллов по дисциплине
1. Посещение лекций    
2. Посещение практических занятий    
3. Посещение лабораторных занятий - -
4. Работа на занятии (15): - формальная готовность к занятию; - выполнение домашней работы; - работа на занятии; - выполнение контрольно-проверочного среза    
5. Контрольная работа    
6. Курсовая работа - -
5. Зачёт    
ИТОГО: 3 зачетные единицы    

Критерии оценивания работы студента по курсу

По результатам 3 семестра, трудоёмкость которого составляет 3 ЗЕ, итоговым контролем является зачёт, для получения которого студенту нужно набрать более 90 баллов.

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

КУРСА

Основная литература

Учебники и учебные пособия

1. Есин А. Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. - М.: Флинта; Наука, 2008. – 248 с. (Электронный ресурс. – Режим доступа: http://www.knigafund.ru/books/55386)

2. 2. Федотов О.И. Основы теории литературы: в 2 ч. Ч. 2. - М.: Владос, 2003. - 236 с. (Библиотека УлГПУ)

3. 3. Фоменко И.В. Практическая поэтика. - М.: Академия, 2006. - 191с. (Библиотека УлГПУ)

 

Дополнительная литература

Учебники, учебные пособия, учебно-методические пособия, справочная литература

1. Введение в литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины / под ред. Л.В.Чернец. - М.: Высшая школа; Academia, 2000. - 555 с. (Библиотека УлГПУ)

2. Введение в литературоведение: хрестоматия / под ред. П.А. Николаева, А.Я. Эсалнек. - М.: Высшая школа, 2006. - 462 с. (Библиотека УлГПУ)

3. Русова Н. Ю. От аллегории до ямба: терминологический словарь-тезариус по литературоведению. – М.: Флинта; Наука, 2004. – 303 с. (Электронный ресурс. – Режим доступа: http://www.knigafund.ru/books/55386)

4. Эсалнек А. Я. Основы литературоведения. Анализ художественного произведения: учебное пособие. - М.: Флинта; Наука, 2004. - 112 с (Электронный ресурс. – Режим доступа: http://www.knigafund.ru/books/55386)

 

Интернет-ресурсы

1. Борев Ю. Эстетика. Теория литературы: Энциклопедический словарь терминов. [Электронный ресурс].URL: http://www.prosv.ru/ebooks/Lit_Kuteinikova_Liter_7kl.pdf

2. Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А.Н.Николюкина [Электронный ресурс].URL: http://www.prosv.ru/ebooks/Lit_Kuteinikova_Liter_7kl.pdf, http://www.twirpx.com/

3. Литературоведческий энциклопедический словарь. М., 1987. [Электронный ресурс].URL: http://www.twirpx.com/

4. В.Хализев. Теория литературы. [Электронный ресурс]. URL: http://webreading.ru/nonf_/design/v-halizev-teoriya-literaturi.html, http://www.twirpx.com/

1. Томашевский Б. Теория литературы. Поэтика. [Электронный ресурс].URL: http:// philologos.narod.ru/liter.htm, http://www.twirpx.com/

2. Акаткин В., Копылова Н.Терминологический минимум студента-филолога. [Электронный ресурс].URL: http://window.edu.ru/window/library?p_rid=40231

Тропы и их роль в художественном тексте

Основная литература

1. Введение в литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины / под ред. Л.В.Чернец. - М.: Высшая школа; Academia, 2000. - 555 с. (Библиотека УлГПУ)

2. Федотов О.И. Основы теории литературы: в 2 ч. Ч. 2. - М.: Владос, 2003. - 236 с. (Библиотека УлГПУ)

3. Фоменко И.В. Практическая поэтика. - М.: Академия, 2006. - 191с. (Библиотека УлГПУ)

 

Дополнительная литература

1. Введение в литературоведение: хрестоматия / под ред. П.А. Николаева, А.Я. Эсалнек. - М.: Высшая школа, 2006. - 462 с. (Библиотека УлГПУ)

Тропы и их роль в художественном тексте

1. Есин А. Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. - М.: Флинта; Наука, 2008. (Электронный ресурс. – Режим доступа: http://www.knigafund.ru/books/55386)

2. Русова Н. Ю. От аллегории до ямба: терминологический словарь-тезариус по литературоведению. – М.: Флинта; Наука, 2004. – 303 с. (Электронный ресурс. – Режим доступа: http://www.knigafund.ru/books/55386)

3. Эсалнек А. Я. Основы литературоведения. Анализ художественного произведения: учебное пособие. - М.: Флинта; Наука, 2004. - 112 с (Электронный ресурс. – Режим доступа: http://www.knigafund.ru/books/55386)

 

 

Интернет-ресурсы

1. Борев Ю. Эстетика. Теория литературы: Энциклопедический словарь терминов. [Электронный ресурс].URL: http://www.prosv.ru/ebooks/Lit_Kuteinikova_Liter_7kl.pdf

2. Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А.Н.Николюкина [Электронный ресурс].URL: http://www.prosv.ru/ebooks/Lit_Kuteinikova_Liter_7kl.pdf, http://www.twirpx.com/

3. Литературоведческий энциклопедический словарь. М., 1987. [Электронный ресурс].URL: http://www.twirpx.com/

4. В.Хализев. Теория литературы. [Электронный ресурс]. URL: http://webreading.ru/nonf_/design/v-halizev-teoriya-literaturi.html, http://www.twirpx.com/

5. Томашевский Б. Теория литературы. Поэтика. [Электронный ресурс].URL: http:// philologos.narod.ru/liter.htm, http://www.twirpx.com/

6. Акаткин В., Копылова Н.Терминологический минимум студента-филолога. [Электронный ресурс].URL: http://window.edu.ru/window/library?p_rid=40231

 

К ДИСЦИПЛИНЕ ПО ВЫБОРУ

Лекции

Практические занятия

. Опыт диагностики тропов в тексте,

Задания для контрольной работы

1. Дать определение любому предложенному термину.

2. Составить «алгоритм» выявления тропов в литературном произведении и определения их функций.

3. Проанализировать одно из предложенных преподавателем произведений.

Задания для самостоятельной работы

Раскройте содержание проблемного вопроса:

1. Метафора. Проблемы дифференциации.

2. Метонимия. Проблема дифференциации.

3. Синекдоха. Проблемы дифференциации.

4. Гипербола и литота. Проблемы дифференциации.

5. Аллегория. Проблема дифференциации.

6. Символ. Проблемы дифференциации.

7. Оксюморон. Проблемы дифференциации.

8. Парафраза. Проблемы дифференциации.

9. Ирония. Проблемы дифференциации.

ФОНДЫ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

Критерии выставления зачета

 

- От 0 до 6 баллов ставится, если:

- Ответ на вопрос практически отсутствует. Студентом изложены отдельные фрагменты знаний, отсутствуют причинно-следственные связи. Речь неграмотная, терминология не используется. Дополнительные и уточняющие вопросы преподавателя не приводят к коррекции ответа.

- От 7 до 13 баллов ставится, если студент:

Ответ на вопрос складывается из разрозненных знаний. Студентом допущены существенные ошибки. Изложение материала нелогичное, фрагментарное, часто отсутствуют причинно-следственные связи, доказательность и конкретизация. Речь грамотная, терминология используется недостаточно. Дополнительные и уточняющие вопросы преподавателя не приводят к коррекции ответа.

 

- От 14 до 19 баллов ставится, если студент:

Дал недостаточно полный и недостаточно развернутый ответ. Нарушены логичность и последовательность изложения материала. Допущены ошибки в употреблении терминов, определении понятий. Студент не всегда способен самостоятельно выделить причинно-следственные связи. Речевое оформление требует поправок, коррекции.

- От 20 до 25 баллов ставится, если студент:

- Дал относительно полный ответ на поставленный вопрос. Показано умение мыслить логически, определять причинно-следственные связи. Ответ изложен достаточно последовательно, грамотным языком с использованием современной терминологии. Могут быть допущены заметные недочеты или неточности, частично исправленные студентом с помощью преподавателя.

- От 26 до 32 баллов ставится, если студент:

- Дал полный, развернутый ответ на поставленный вопрос. Доказательно раскрыты основные положения. Ответ имеет четкую структуру, изложение последовательно, полностью отражает сущность раскрываемых понятий, теорий, явлений. Ответ изложен литературным языком с использованием современной терминологии. Могут быть допущены 1-2 недочета или неточности, исправленные студентом самостоятельно в процессе ответа.

Критерии оценивания работы студента по курсу

По результатам 3 семестра, трудоёмкость которого составляет 3 ЗЕ, итоговым контролем является зачёт, для получения которого студенту нужно набрать более 90 баллов.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Для проведения аудиторных занятий:

 

Наименование специализированных аудиторий и лабораторий Перечень оборудования
Ауд. № 440 «Лекционная аудитория»   1.Интерактивная доска – 1 2. Мультимедийный комплекс – 1  
Ауд. № 447 «Компьютерный класс» Стационарный класс ПК в составе: - компьютеров – 12  
Ауд. № 449 «Лаборатория инновационных педагогических технологий» 1. Телевизор – 1 2. Видеомагнитофон – 1 3. Музыкальный центр –1 4. Мультимедийный комплекс – 1 5. Учебно-наглядные пособия

Для самостоятельной работы студентов: компьютерные классы (с выходом в Интернет), библиотека (с выходом в Интернет).

 

 

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ ПУБЛИКАЦИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ,

ТРОПЫ И ИХ РОЛЬ В АНАЛИЗЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА

Программа учебной дисциплины по выбору по направлению подготовки бакалавров 050100.62 «Педагогическое образование»

профили: Русский язык. Литература

очная форма обучения

 

 

Цели и задачи освоения дисциплины

Основная цель дисциплины «Тропы и их роль в художественном тексте» – составить представление о литературоведческой стилистике, сделавшей предметом своего изучения одну из важнейших сторон художественной формы – художественную речь. Огромная роль в формировании ее специфики отведена тропам, способствующим созданию поэтической образности. Их диагностика и интерпретация являются обязательным компонентом в анализе художественного целого.

Задачи дисциплины:

- познакомить с семантическим пластом художественной речи: его составом и функциями;

- познакомить с основными литературоведческими концепциями изучения тропов в контексте их генезиса и функционирования;

- обозначить полемические моменты в определении конечного набора тропов;

- познакомить с функциями тропов в художественной ткани произведения и вооружить приемами их анализа;

- раскрыть ключевые понятия и термины курса.

 

Объем дисциплины и виды учебной работы

Дисциплина «Тропы и их роль в художественном тексте» преподаётся в 3 семестре. Общая трудоёмкость составляет 3 ЗЕ или 108 часов: из них 48 часов аудиторной нагрузки (18 часов лекций, 30 часов практических занятий) и 60 часов самостоятельной работы с итоговым контролем зачётом.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА

 

Методические рекомендации студенту

Подготовка к практическому занятию предполагает чтение художественных произведений (/произведения), определенных планом занятия; работу над теоретико-литературными понятиями, необходимыми для решения задач, установленных планом занятия; составление конспектов и выписок из рекомендованной научной литературы в соответствии с планом занятия (приветствуется использование дополнительной литературы); выполнение заданий к занятию; работу, обеспечивающую в результате наличие на занятии текста/текстов изучаемых произведений (работу с фондами библиотек, в т.ч. электронных).

При работе над темами, определенными для самостоятельного изучения, необходимо прочитать произведения (/произведение), установленные программой курса; проработать соответствующий раздел учебного пособия; сделать конспект изученного раздела (в соответствии с указанной проблемой) в тетради для самостоятельных работ.

Текущий контроль осуществляется на лекциях и практических занятиях в форме проверочных работ, включающих в себя проблемные вопросы и задания.

Промежуточный контроль осуществляется в форме 2 контрольных работ (тестов), проверяющих знания студентами содержания основных тем дисциплины.

Итоговый контроль осуществляется в форме зачета, на котором студенты отвечают на один теоретический вопрос и выполняют практической задание.

.

Примерные вопросы к зачету

1. Художественная речь как одна из составляющих содержательной формы ХП. Основные пласты художественной речи литературного произведения.

2. Семантический пласт художественной речи. Состав и функции.

3. Понятие «троп» и его эволюция в литературоведческой мысли.

4. Основные исследователи семантического пласта художественной речи. Панорама основных концепций.

5. Тропы. Их свойства и функции.

6. Метафора. Полемические моменты ее интерпретации.

7. Обязательный набор тропов в школьном изучении.

 

Критерии оценивания знаний студентов по курсу

№ п/п Вид деятельности Максимальное количество баллов за занятие Максимальное количество баллов по дисциплине
1. Посещение лекций    
2. Посещение практических занятий    
3. Посещение лабораторных занятий - -
4. Работа на занятии (15): - формальная готовность к занятию; - выполнение домашней работы; - работа на занятии; - выполнение контрольно-проверочного среза    
5. Контрольная работа    
6. Курсовая работа - -
5. Зачёт    
ИТОГО: 3 зачетные единицы    

Критерии оценивания работы студента по курсу

По результатам 3 семестра, трудоёмкость которого составляет 3 ЗЕ, итоговым контролем является зачёт, для получения которого студенту нужно набрать более 90 баллов.

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

КУРСА

Основная литература

Учебники и учебные пособия

1. Есин А. Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. - М.: Флинта; Наука, 2008. – 248 с. (Электронный ресурс. – Режим доступа: http://www.knigafund.ru/books/55386)

2. 2. Федотов О.И. Основы теории литературы: в 2 ч. Ч. 2. - М.: Владос, 2003. - 236 с. (Библиотека УлГПУ)

3. 3. Фоменко И.В. Практическая поэтика. - М.: Академия, 2006. - 191с. (Библиотека УлГПУ)

 

Дополнительная литература

Учебники, учебные пособия, учебно-методические пособия, справочная литература

1. Введение в литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины / под ред. Л.В.Чернец. - М.: Высшая школа; Academia, 2000. - 555 с. (Библиотека УлГПУ)

2. Введение в литературоведение: хрестоматия / под ред. П.А. Николаева, А.Я. Эсалнек. - М.: Высшая школа, 2006. - 462 с. (Библиотека УлГПУ)

3. Русова Н. Ю. От аллегории до ямба: терминологический словарь-тезариус по литературоведению. – М.: Флинта; Наука, 2004. – 303 с. (Электронный ресурс. – Режим доступа: http://www.knigafund.ru/books/55386)

4. Эсалнек А. Я. Основы литературоведения. Анализ художественного произведения: учебное пособие. - М.: Флинта; Наука, 2004. - 112 с (Электронный ресурс. – Режим доступа: http://www.knigafund.ru/books/55386)

 

Интернет-ресурсы

1. Борев Ю. Эстетика. Теория литературы: Энциклопедический словарь терминов. [Электронный ресурс].URL: http://www.prosv.ru/ebooks/Lit_Kuteinikova_Liter_7kl.pdf

2. Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А.Н.Николюкина [Электронный ресурс].URL: http://www.prosv.ru/ebooks/Lit_Kuteinikova_Liter_7kl.pdf, http://www.twirpx.com/

3. Литературоведческий энциклопедический словарь. М., 1987. [Электронный ресурс].URL: http://www.twirpx.com/

4. В.Хализев. Теория литературы. [Электронный ресурс]. URL: http://webreading.ru/nonf_/design/v-halizev-teoriya-literaturi.html, http://www.twirpx.com/

1. Томашевский Б. Теория литературы. Поэтика. [Электронный ресурс].URL: http:// philologos.narod.ru/liter.htm, http://www.twirpx.com/

2. Акаткин В., Копылова Н.Терминологический минимум студента-филолога. [Электронный ресурс].URL: http://window.edu.ru/window/library?p_rid=40231



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 287; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.108.201 (0.007 с.)