Определение, предмет и задачи литературно-художественной критики. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Определение, предмет и задачи литературно-художественной критики.



Билет №11. Жанры литературно-художественной критики: общая характеристика.

 

Информационные:

аннотация – кратк сообщ о содержании фильма, книги и т.д а):

а) инф-ая – нацелена на сообщ-е о факте, без коммент-ев.

б) популяризирующая – более эмоциональна, интерес композ-я+ комментарии

 

2. Заметка - сообщ-е о к-либо событии культурн жизни.

а) инф-я- общая хар-ка, не претендует на глубину формулировок и объед-ий.

б) расшир-я – более подробная

в) критическая – опр-ть суть вещи, выделить хар-е черты, особ-ти. Похожа на рецензию.

 

3. Реплика – монотемный комментарий, отклик, суждение. Связь с фактом сохр-ся, но читается как самост-е пр-е. созд-ся эффект общения.

 

 

Аналитические:

1. статья – в основе-анализ и комментарий акт. процессов в культуре и иск-ве и управляющих ими закономерностей.

 

а) теоретическая – анализ-ся общезначимые вопросы теории иск-ва.

 

б) проблемная – обращена к акт. ситуациям практики. (#кризис жанра)

 

 

2. рецензия –жанр, основу кот состав анализ, оценка содержания и формы одного или неск-х пр-й.

Цель – ориентировать аудиторию.

 

а) монографическая –глубинное исслед-е того или иного круга проблем (сценарий+ историяпостановка+ реж замысел+ манера монтажа+ работа актеров)

+ может получиться скучным=> добавить образности.

 

б) проблемно-публиц – исп-ся метод сравнений и обобщ. Публиц разбор пр-я, кот опир-ся на анализ пр-я.

 

в) библиографическая – анонсирует, популяр-ет пр-е (близка к аннотации, но опис-т более подробности) отсут-ют критич замечания.

 

3. Литературное обозрение (или обзор) — жанр литературной кри­тики, который предполагает рассмотрение и анализ некоей сово­купности произведений определенного времени, жанра или при­надлежащих одному автору. Обозрение выявляет закономерности литературного процесса, оценивает его тенденции.

 

Художественные жанры:

Зарисовка – отображает главным образом внешние стороны описываемых событий и явлений. Важны живость, эмоциональность. Внимание автора концентрируется не столько на установлении фактов, солько на изложении деталей этих фактов и эмоций по их поводу.

 

Очерк- включает конфликтные, динамичные, ярко выписанные эпизоды жизни людей, воспроизводит ситуации, насыщенные репликами, напряженными диалогам, философскими рассуждениями, приметными деталями, портретами. Образное отражение фрагментов жизни героев.

 

Эссе- прозаическое произведение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальное впечатление и соображение по конкретному поводу и заведомо не претендующее на определяющую и исчерпывающую трактовку предмета. Размышление с доверительной интонацией.

 

Памфлет – его выразительными средствами могут быть приемы сатиры и сарказми. Цель – показать сущность социально-комического, чтобы вызвать у аудитории возмущение, гнев по отношению к данному явлению, лицу.

 

Фельетон. Предмет – все несообразное, противоречивое, парадоксальное в действительности. Оружие – юмор и ирония. Осмеивает частные проявления, не поднимаясь до обобщения.

 

Билет №12. Жанр рецензии в литературно-художественной критике и его разновидности.

рецензия –жанр, основу кот состав анализ, оценка содержания и формы одного или неск-х пр-й.

Цель – ориентировать аудиторию.

а) монографическая –глубинное исслед-е того или иного круга проблем (сценарий+ историяпостановка+ реж замысел+ манера монтажа+ работа актеров)

+ может получиться скучным=> добавить образности.

б) проблемно-публиц – исп-ся метод сравнений и обобщ. Публиц разбор пр-я, кот опир-ся на анализ пр-я.

в) библиографическая – анонсирует, популяр-ет пр-е (близка к аннотации, но опис-т более подробности) отсут-ют критич замечания.

 

Рецензия, как и литературная критика в целом, появляется вместе с литературными журналами. Первым таким журналом в России стали «Ежемесячные сочинения, к пользе и увеселению служащие» (1755). Первым российским автором, обратившимся к рецензии, считается Н. М. Карамзин, предпочитавший жанр монографической рецензии.

В журнале «Пустомеля» (1770)(вышло всего два номера этого ежемесячного сатирического журнала Новикова), в разделе «Ведомости» увидели свет первые в истории русской журналистики профессиональные театральные рецензии — об игре выдающегося актера И. Дмитриевского и о постановке трагедии Сумарокова.

 

Объём рецензии — средний или маленький. Большая рецензия перерастает в критическую статью, большая сборная рецензия — в обозрение (обзор) Предметом анализа в рецензии является отраженная действительность, то есть реальность, уже нашедшая отражение в творческих произведениях — искусства. науки, публицистики и т. п. Поэтому автор всегда соотносит свой взгляд на окружающий мир с тем, как этот мир показан в обозреваемом произведении. Главные задачи рецензента — ориентация аудитории в тех проблемах, о которых говорят создатели книги, спектакля или живописного полотна, формирование у читателя эстетических представлений о действительности, объяснение сути творческого процесса, содействие аудитории в выработке самостоятельных оценок подобных произведений.

Анализируя конкретное сочинение, рецензент обязан вписать его в художественный процесс, в художественную традицию, художественную моду. Сделать это можно с помощью разных подходов:

  • на жанровом уровне — анализируемый роман соотнести с эволюцией жанра;
  • на биографическом уровне — рассматриваемую вещь вписать в творческую биографию художника;
  • на тематическом уровне — сопоставить разработку художником определенной проблемы с тем, что уже сказано по данной теме;
  • на уровне образов — показать эволюцию героя в системе образов мирового искусства (или данного отрезка времени).

 

По объекту (произведению)

  • Кинорецензия
  • Литературная рецензия
  • Театральная рецензия
  • Товарная рецензия (отзыв)

По субъекту (автору

  • Экспертная рецензия. Написана независимым профессиональным критиком.
  • Потребительская рецензия. Написана потребителем продукта (пользователем услуги).
  • Заказная рецензия. Написана по заказу создателя произведения). Как правило, купленные обзоры являются предубеждёнными, хотя бывают и исключения.

По объёму

  • Большая (гранд-рецензия). Развернутая рецензия, особенность специализированных изданий. Большой объём дает автору возможность достаточно глубоко и всесторонне охватить исследуемую тему. такие рецензии обычно готовят маститые критики, обладающие авторитетом у публики, имеющие устойчивые общественно-политические и философские взгляды.
  • Маленькая (мини-рецензия). Может представлять собой всего лишь краткое извещение автором читателя о своих впечатлениях от увиденного фильма или прочитанной книги. Такой материал не содержит обоснования мнения критика, анализа различных аспектов предмета отображения. Или может быть в виде сжатого, насыщенного, аргументированного анализа того или иного произведения. в мини-рецензии мысль критика должна быть краткой, емкой, максимально точной.

Билет №37. Стилистика текста

Стилистика тек­ста как одна из отраслей лингвистики текста изучает разнообразные типы текстов и их стилистические осо­бенности, способы развертывания текста, речевые нор­мы в разных функциональных стилях, типы речи (мо­нолог, диалог, полилог), индивидуальные стили.

Стилистика текста – это науку (научную дисциплину), изучающую функционирование, стилевое своеобразие типов и еди­ниц текста.

Так как текст- это сложное, многостороннее и многослойное образование, то полное стилистическое описание его возможно при учете всех его, по край­ней мере лингвистических аспектов.

– одно из направлений стилистики, предметом изучения которого является целый текст и его (текстовые) единицы в стилистическом аспекте, а именно закономерности организации текста (речевого произведения) как содержательно-смыслового, композиционно-структурного и жанрового единства в зависимости от целей и задач общения, идейного содержания и функц.-стилевой принадлежности со всем комплексом его экстралингвистических факторов – для наилучшей его интерпретации

Основа, единица – слово.

Предметом стилистики является язык в широком смысле слова (включая и речь как форму существов языка), но от др. областей языкознания.

Текст издавна был объектом стилистики, поскольку стиль – свойство текста.

две задачи: способствовать лучшему пониманию анализируемых (читаемых) текстов, а также развитию и совершенствованию умений создавать тексты в разных жанрах и стилях (и здесь она сближается со стилистикой кодирования) и их адекватному пониманию и толкованию, т.е. связана с интерпретацией текста

"стилистика текста изучает структурно-стилистические возможности речевых произведений (включая литературно-художественные), композиционно-стилистические типы и формы, конструктивные приемы и функционирование в речи языковых средств. Стилистика текста входит в состав стилистики речи…", "ее методологической основой… служит представление о единстве формы и содержания", "стилистика текста, учитывая стилистическую значимость языковых единиц, стремится определить и описать стилистические эффекты, возникающие в речи благодаря структурной организации текста…

 

у стилистики нет своих особых единиц. Носителями стилистических значений являются единицы фонетические, морфологические и словообразовательные (ср. секретарь – секретарша, столовая – столовк) лексические (лик, лицо, физиономия, морда, рыло) и синтаксические. они выполняют стилистическую функцию как бы «по совместительству», дополнительно к своим основным функциям.

 

Функциональные стили.

В соответствии с вышеназванными функциями для большинства современных языков можно выделить следующие функциональные стили:

– разговорный (в котором доминирует коммуникативная функция);

– научный (в котором доминирует информативная функция, имеющая когнитивный характер);

– официально-деловой (в котором доминирует информативная функция, обусловленная данной сферой коммуникации);

– публицистический (в котором доминируют информативная и волюнтативная функции);

– литературно-художественный.

 

Классификация функциональных стилей:

I книжные (в пис форме – обязаны быть построены по законам пис речи):

1. Научный;

2. Официально-деловой (регламентирующая функция/ долженствования);

3. газетно-публицистич (ф. воздействующая + информационная);

4. язык худ лит-ры (ф. эстетич воздействия)

II разговорный (устн форма) – ф. коммуникативная (общения)

При этом все равно основную часть языкового материала в любом функциональном стиле составляют общеязыковые, межстилевые средства.

Между функциональными стилями существует широкое взаимодействие, границы между стилями подвижны.

 

Каждый стиль характеризуется следующими признаками: а) условия общения; б) цель общения; в) формы (жанры), в которых он существует; г) набор языковых средств и характер их использования.

 

 

Источники

Известно, что репутация репортера всецело зависит от качества его источников. Знающие источники расширяют возможности журналиста в отношении сбора новостей и позволяют ему увеличивать объем публикуемой информации.

Но журналист должен проявить осторожность и установить, заслуживает ли его источник доверия, в частности, выяснить, какова его точка зрения, и в чем заключаются его истинные цели. В идеале журналисту следует иметь несколько источников, позволяющих оценить собранную информацию под разными углами зрения. При этом он должен по возможности приложить максимум усилий для проверки достоверности полученной им информации.

А как насчет пользования анонимными источниками – практики ссылки на неназванные источники? Желательно, чтобы все информаторы были названы по имени, и чтобы приводимые журналистом факты исходили не от “источников в администрации” или не были прикрыты другими, столь же туманными формулировками. Информаторам, готовым открыто отстаивать достоверность сообщаемых ими фактов, больше верят. Ссылка на поименно названные источники также позволяет читателям или телезрителям самостоятельно проверить, заслуживают ли они доверия.


Но иногда у информатора есть резонные основания настаивать на том, чтобы его личность не была раскрыта. Журналист должен по возможности сопротивляться подобным просьбам, но это не всегда возможно. Некоторые новостные организации требуют, чтобы любая просьба о сохранении конфиденциальности проходила через редактора. Такое правило редко импонирует журналистам, но на самом деле оно вполне обоснованно. Публикуя информацию без указания источника, новостная организация ставит на карту не только репутацию автора материала, но и свое собственное реноме.

Обещания журналистов должны быть предельно ясными и четкими. Разные люди могут вкладывать разный смысл в такие выражения, как “не для печати” и “без указания источника”. Журналист и его источник должны придти к единому пониманию того, на каких условиях данная новостная организация использует предоставленную ей информацию.

Данное обещание следует выполнять. Как говорится в британском Кодексе поведения, “журналист несет моральное обязательство по защите конфиденциальных источников информации”. Если журналиста вызывают в суд для дачи свидетельских показаний в связи с распространенной им информацией, в тех странах, где не признается профессиональная привилегия журналиста, выполнение этого обещания может грозить журналисту наказанием за неуважение к суду. Любой репортер должен четко разъяснить своему информатору, на что он готов пойти ради того, чтобы сдержать свое слово.

Определение, предмет и задачи литературно-художественной критики.

Литературная критика - особая часть словесности, как бы пограничная между собственно художественной литературой и наукой о литературе. В отличие от науки о литературе (литературоведения), критика анализирует только современные произведения. Одна из задач литературной критики – истолкование, разъяснение смысла произведения. Критик показывает, каков замысел писателя и насколько удачно он воплощён в тексте, какова основная мысль произведения, как решает автор ту или иную проблему и относится к своим персонажам. Истолковывая художественное произведение, критик помогает читателю понять его. Такое стремление неизбежно приводит к некоторому упрощению смысла произведения, ведь любой художественный текст многозначен, критик же пишет лишь о некоторых смыслах, идеях, мотивах произведения, которые он считает главными, наиболее важными.
Другая цель критики – сопоставление анализируемого произведения и современной автору действительности: критик решает, насколько полно и точно автор воссоздал в произведении действительный мир, передал мироощущение, мировидение времени. Результатом критического анализа является оценка произведения: совершенно оно или слабо в художественном отношении. Оценивая произведение, критик часто сравнивает его с другими произведениями писателя или с сочинениями иных авторов. На основании такого анализа критик может давать своеобразные «предсказания», прогнозы, как будет дальше развиваться литература, какие жанры, темы, приёмы будут в ней преобладать.
Критика обращена к широкому читателю, и ещё одна её задача – информировать читателя о литературных новинках, о том, что стоит прочитать и что читать не обязательно.
Литературная критика – это самосознание художественной литературы. Идеи и советы критиков влияют на развитие литературы, а представления об образцовых произведениях, о средствах (критериях) оценки критика заимствует из художественной словесности.
Сочинения критиков часто приобретают значение литературных манифестов, выражающих художественные принципы того или иного литературного направления или течения. Так, предисловие французского писателя В. Гюго к написанной им драме «Кромвель» (1827) было не только критическим разбором предшествующей французской литературы, следовавшей строгим художественным правилам (этот период в литературе принято называть классицизмом), но и манифестом нового направления (романтизма), провозгласившим право художника на свободное соединение в одном произведении низкого и возвышенного, уродливого и прекрасного. Художественные принципы нового литературного течения, детально изображающего типичные случаи и ситуации повседневной, «некрасивой» жизни, – натуральной школы – излагал и отстаивал в своих критических статьях 1840-х гг. В. Г. Белинский. Он стал своеобразным «теоретиком» натуральной школы. Созданию нового течения в русской литературе 1890-х гг. – символизма – предшествовали статьи Н. М. Минского и Д. С. Мережковского, в которых критически оценивалась современная словесность и были намечены черты будущих произведений.
Литературная критика как самостоятельная часть словесности родилась в Новое время, в период с 17-го по нач. 19 в. В это время появилась и стала господствующей новая форма бытования литературы – журнал, возросло число публикуемых произведений, обострились споры между литераторами различных направлений, расширился круг читателей. Как литературные критики выступали известнейшие западноевропейские и рус. писатели 18 – нач. 19 в.: Ф. Шиллер, И. В. Гёте, Н. М. Карамзин. С формой журнала связаны жанры литературной критики: рецензия и статья. Рецензия – это краткий разбор какого-либо произведения с целью его оценки. Статья – развёрнутый анализ одного произведения или, чаще, творчества одного автора или произведений, вышедших в свет в течение одного уходящего года.

  1. Связь литературно-художественной критики с другими видами творческой деятельности и формами общественного сознания.

В решении этого вопроса существует несколько подходов. Ряд исследователей считают, что критика – это область познания, близкая науке (истории литературы). Они нередко исходят при этом из пушкинского определения: "Критика – это наука открывать красоты и недостатки в произведениях искусства и литературы", – придавая буквальный смысл слову "наука". Другую точку зрения представляют литературоведы, которые считают, что критика – это область познания, близкая художественному творчеству. Характерно в этом смысле само название работы Б.И. Бурсова "Критика как литература". Очевидно, и то, и другое представление о критике заключает в себе момент истины, ибо критике действительно присущи элементы как научного, так и художественного познания литературных явлений.

В критике литература пытается осмыслить себя самое, понять законы своего существования и развития, свою внутреннюю жизнь. Это самопознание осуществляется в критике с позиции ключевых историко-литературных категорий: народности и национальности, историзма и гражданственности, метода и стиля художника. Иначе говоря, в литературной критике как бы заложена методология анализа художественного текста.

Традиционное разграничение истории литературы и критики проводится по временному принципу. Считается, что преимущественным предметом критики оказывается текущая литература, современный литературный процесс; а на долю истории литературы приходится прошлое литературы, все то, что обрело статус классики.

  1. Объекты литературно-художественной критики – произведение, автор, художественный процесс.

Основных объектов критики – три, они взаимосвязаны и в лекции будут искусственно отделяться друг от друга в учебных целях.

I. Анализ произведения – начало работы критика. Это наиболее важная часть критического труда, так как без критического разбора произведения невозможны последующие теоретические обобщения, наблюдения, выводы.

Анализ художественного произведения – дело трудное, как подходить, какие методы использовать? Существует вечный вопрос о том, что художественное произведение критика умерщвляет анализом, что она не способна раскрыть сложную диалектику художественных образов целостного произведения.

Необходимо понимать объективно гносеологические возможности анализа и не преувеличивать их – любая мыслительная операция извлекает главное, существенное, и отбрасывает (минует) второстепенное, следовательно, обязательно упрощает, огрубляет картину (никогда картина анализа не достигнет той выразительной силы изображения, как художественное произведение).

Сам процесс и основные приемы критической работы над анализом произведения включает в себя те же процессы, что и при работе над любым публицистическим произведением: возникновение замысла, сбор фактов, построение концепции, создание текста и публикацию. Эти этапы выглядят несколько своеобразно в связи со специфическим объектом изучения и изображения –произведениями искусства и литературы.

1. Первый этап работы над критическим публицистическим произведением – это возникновение замысла, то есть восприятие художественного произведения – наиболее эмоциональное непосредственное восприятие и эстетическое наслаждение от произведения.

У критика со временем вырабатывается аналитическое восприятие – процесс анализа начинается не после восприятия всего произведения, а уже в ходе первого ознакомления с ним (в сознании откладываются наиболее важные гипотезы, впечатления), но это происходит попутно.

2. Далее начинается процесс сбора фактов, то есть размышление над произведением – критик задумывается:

- о чем произведение (тема);

- какова главная мысль (идея);

- каковы герои (характеры, типы);

- как характеры связаны друг с другом (сюжет, конфликт);

- в какой временной последовательности компонуются автором

события и картины (композиция);

- как говорят герои и в чем особенности авторского повествования

(язык и стиль).

Раздумья над «составляющими» произведения объединяет одна мысль критика – во имя чего автор написал данное сочинение, что в нем нового, существенного, чем обогатил автор читателя духовно.

Важнее всего на этом этапе понять, в какой мере явление искусства стало общественным явлением, насколько оно отвечает тем идейно-эстетическим потребностям, которые формирует жизнь в сознании современников и которые уже ждут выхода.

Эти размышления составляют своеобразную творческую лабораторию критика и протекают у всех по-разному (пометки, записи, выписки, перечень), следовательно, все это область технологии, где значительную роль играют психофизиологические особенности личности критика.

3. Далее следует этап построения концепции, который начинается с «разъятия» гармонии, разложения элементов. Следовательно, на основе сложившейся концепции критик выстраивает каркас своей рецензии или статьи, за анализом происходит синтез – рождение критической концепции произведения. Но синтез идет уже не в той последовательности, в какой это было в произведении, а в иной, той, которая нужна критику (перекомпоновка деталей плана, отбрасывание лишнего, укрупнение необходимого с точки зрения критика, так как у него свой, критический масштаб).

Но этот синтез должен быть основан на понимании глубинных закономерностей произведения – для того, чтобы передать дух произведения критик должен найти собственный взгляд на вещи, ввести произведение в круг оригинальных жизненных и художественных ассоциаций (но при этом критик не должен подражать искусству и сбиваться на пересказ содержания).

4. Следующий этап – объективация концепции состоит в написании текста статьи, рецензии – привлекается различный (жизненный, социологический, художественный) материал, уточняются первоначальные впечатления, последовательностей частей схемы – для более полного и отчетливого выражения мысли.

5. заключительный этап создания критического публицистического произведения – это публикация.

Схема конкретизируется в определенной жанровой специфике.

Критик должен не только хорошо разбираться в том, что сделал художник, то есть в итогах его труда, необходимо еще понимать природу этих процессов.

Критик в более трудном положении, чем историк литературы (тот может использовать различные редакции, дневники, мемуары).

Критик лишен, чаще всего, возможности проникнуть в творческую лабораторию мастера. Как удается критику ответить на вопрос об оптимальности решения, если нет материала для сопоставления – вопрос о художественной убедительности образа.

– критик старается мысленно (если нельзя реально) воссоздать возможные варианты поведения героя, исходя из логики его характера в предполагаемых обстоятельствах.

– способ «вероятностного» прочтения художественного произведения (естественно, руководствуясь внутренней логикой развития сюжета и характеров; этот прием имеет не только практически-прикладное, но и тренировочное значение – помогает критику выработать гибкость в подходе к произведению, преодолеть автоматизм, априорность восприятия).

– вопрос об эстетической емкости образа и пространства критического высказывания (деталь, реплика, ситуации ­– обратить внимание читателя, развернуть). Как тогда с требованием лаконизма? В этом нет противоречия, так как настоящего критика отличает умение вырабатывать только способы и приемы восприятия и интерпретации, которые позволяют постичь всю глубину и художественное своеобразие произведения, а затем выбрать способы и приемы изложения (отражение работы критика всегда шире по объему, чем изображение, то есть произведение). Ориентация на изображение приводит к описательности, критическому буквализму; другая крайность – поиски сверхсмысла.

Средством корректировки при преувеличении значения отдельных элементов текста становится сопоставление данного произведения с другими произведениями автора – второй уровень анализа.

 

II. Анализ творчества художника

– изучать надо не только само произведение, но и активный фон творческого процесса (среду, которая окружает писателя и определяет характер его жизнедеятельности).

Существует три начала в творчестве каждого художника:

1) внешнее – вбирает реалии времени, материальные и духовные факты воссоздаваемой действительности; дух времени; атмосфера – влияет на конфликты, обстоятельства, мотивы, побудительные стимулы персонажей.

2) внутрихудожественное – характеризует существующий художественный опыт, сформировавший традиции, влияние окружающей художественной среды – система жанров, стилевой структуры, воздействие престижности произведений.

3) личностное – то, что заложено в художнике социумом и психикой, определяемой неповторимостью его дарования во всей его идеологической и эстетической совокупности (художник, кроме того, что откладывает на него отпечаток время, имеет право на избирательность в обращении к тому или иному жизненному материалу).

Углубление в тончайшие особенности индивидуальности писателя влечет за собой опасность гипертрофии особенного и удар по возможности устанавливать общие закономерности – сложная диалектика связей.

Задача – познать художника (так как каждый художник сложно детерминирован), но при этом не стремиться во всем найти автобиографические черты. Отличие критики от литературоведения заключается в том, что она

- реже проникает в тайники творческой лаборатории автора;

- интерес к творческой личности в разные годы проявляется в разной степени;

- использует в критической деятельности биографический материал не как самоцель, а как средство для понимания пафоса художественной деятельности, ее общественной направленности;

- обнаруживает более или менее постоянный интерес к определенным личностям,

следование параллельным курсом в течение времени, стремится понять художественную систему писателя (может быть, приверженность одной теме или резкий отказ и переход в новое качественное состояние, появление в творчестве художника отдельных произведений);

- стремится постичь органичность того или иного явления в творчестве писателя;

- содержит определенную диалектику критической мысли – главный объект исследования – отдельное произведение, но при этом можно найти больше, если

рассматривать его в контексте творческого развития, выделить поэтическую концепцию жизни, крайнюю приверженность к той или иной теме – ограниченность, жесткость, одномерность;

- обнаруживает черты внутреннего единства в произведениях, разных тематически;

- обращается к тому, как сам художник видит происходящее, следовательно, учитывает его литературно-эстетические и критические взгляды, но относится к этому с осторожностью.

 

III. Анализ художественного процесса

Анализ художественного процесса представляет собой высшую степень сложности, поэтому мы дадим ему лишь краткую характеристику, так как начинающий критик вряд ли будет этим заниматься.

Выявление закономерностей творческого художественного процесса считалось долгое время привилегией академической науки, а критик должен был заниматься текущей продукцией.

Критический анализ формулирует те закономерности, которые складываются объективно, задача критика - полнее извлечь их, выявить формирующие тенденции, поддержать плодотворные, перспективные, предостеречь автора против тех, которых уводят в сторону.

Для критического анализа художественного процесса может быть характерен различный подход:

- тематический принцип (обозрение больше, чем исследование);

- жанровый принцип (внутрижанровая вторичность, многие произведения создаются на стыке жанров).

- проблемно-целевой принцип, наиболее продуктивный (проблема, то есть идеи автора и жизненные проблемы; стилистические художественные закономерности на данном отрезке).

Художественный процесс складывается из многих тенденций: раскрыть исторические причины возникновения явления; степень значимости.

Критический анализ художественного процесса требует ретроспективного рассмотрения материала.

  1. Идеологический характер литературно-художественной критики.

Деление общества на классы и социальные слои отражается в духовной надстройке общества, во всех сферах и областях общественного сознания. Все идеологические формы сферы идеологического сознания (несмотря на специфику) выражают определенные классовые, социальные интересы. Это объективно становится средством утверждения одних социальных интересов и низвержения других.

Одной из областей общественного сознания является художественная культура. В художественную культуру входят не только литература и искусство, то есть процесс художественного производства, но и процесс потребления художественных ценностей, так как художественная культура не существует вне материальных элементов и институциональных учреждений. В понятие художественной культуры включается также художественно-эстетическое сознание (взгляды, нормы, стереотипы, ожидания художников и публики), так как представления людей всегда, в конечном счете, связаны с социальными интересами в обществе в данный исторический момент.

Литературно-художественная критика входит в область художественно-эстетического сознания. Она впитывает в себя стереотипы и представления психологического уровня сознания публики, но ведущим и определяющим её началом является идеологический уровень.

Вместе с эстетикой, литературоведением, искусствознанием критика выражает – активно, непосредственно, главным образом путем анализа современных произведений – художественно-эстетические взгляды общества. Критика является активным средством идеологической борьбы в художественной культуре, она выступает как мобилизующий и организующий фактор, воздействующий на публику, на художников, на все общественное сознание.

Идеологичность критики – внутренне присущее ей качество, оно не зависит от того, сознает или не сознает это качество тот или иной критик. Особенности идеологичности художественно-эстетического сознания в художественном творчестве определяются тем, что это сознание и воплощающее его художественное творчество видят мир через образ человека, воспроизводя строй его души, мотивы его поведения и стремлений, полноту и целостность его жизненных проявлений, поэтому идеологический характер художественно-эстетического сознания в художественном творчестве проявляется прежде всего в ответе на «человековедческие» вопросы, в ответе на вопросы о том, что признать удачным и неудачным, хорошим или плохим и т.д. Вокруг этих вопросов и разворачивается идейная борьба, в которой авангардную, действенную, оперативную роль играет литературно-художественная критика.

Идеологичность литературно-художественной критики в отличие от многих видов собственно художественного творчества проявляется прямо, непосредственно, более осознанно. Передовая критика обычно не скрывает своей идеологичности, консервативная же склонна говорить об объективности, неангажированности, нонконформизме своих позиций. Непосредственный характер проявления идеологичности проявляется в критике в её более тесной связи с другими видами общественного сознания – политикой, моралью, нравственностью, социологией, психологией, философией (критикой занимаются не только профессионалы и писатели, но и философы, и, наоборот, критики являются авторами философских и политических трудов).

Поэтому критик, даже если он не выступает со статьями социологического или философского характера, должен быть подготовлен политически, социологически, философски. В силу синтетической природы художественного произведения литературно-художественная критика должна соприкасаться со всем тем, что составляет духовный мир общественного человека, нельзя замыкаться на анализе только текста художественного произведения, без жизненного и художественного контекста. Задача критика – соотносить явления искусства с жизнью, но такое соотнесение возможно при учете всего идеологического богатства общественного сознания. Таким образом, идеологический характер литературно-художественной критики обогащает её действенность, арсенал, аргументацию.

  1. Место критики в мире художественной культуры. Связь критики с публикой и художником.

Понятие художественной культуры включает в себя:

- совокупность художественных произведений (СХП). При этом надо учитывать, что понятие художественности и нехудожественности на протяжении времени изменяется;

- художника в качестве действующего лица, обладающего такой большой духовной ценностью, как умение художественно трудиться (навыки, знания, вдохновение);

- потребителя художественных произведений, носителя потребности в искусстве, то есть публики.

Три этих компонента и входят в понятие ядро художественной культуры. Художник имеет возможность воздействовать на публику непосредственно через произведения, а также художник и публика могут оказывать взаимное опосредованное воздействие косвенного характера, создающее определенную духовную атмосферу в обществе.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 1452; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.90.211.141 (0.109 с.)