Спрос и величина спроса. Факторы, влияющие на спрос. Закон спроса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Спрос и величина спроса. Факторы, влияющие на спрос. Закон спроса



Логику поведения главных субъектов рынка - покупателей и продавцов - отражают две рыночные силы: спрос и предложение. Итогом их взаимодействия становится сделка - соглашение сторон о купле-продаже товара и/или услуги в определенном количестве и по определенной цене.

Все рыночные операции взаимосвязаны между собой. Если некий товар продается любому желающему по определенной цене, то аналогичный товар не может при тех же условиях стоить дороже или дешевле. Одна сделка влияет на другую, появившийся в одном месте спрос (или предложение) воздействует на общее состояние рынка. Другими словами, конкурентное ценообразование аккумулирует в цене огромный объем разнообразной информации о количественных и качественных характеристиках экономических процессов, формирует информационно-побудительную основу рыночной экономики.

Спрос и предложение в известном смысле являются рыночной заменой (или рыночным эквивалентом) того механизма регулирования, который был характерен для плановой экономики, когда предполагалось, что все разнообразие экономической информации известно центральному планирующему органу. И если плановики лишь пытались на основе собственной «всеобъемлющей» информированности вырабатывать наиболее рациональные пути достижения социально-экономических целей и определять направления действий всех лиц, участвующих в экономических процессах, то механизм спроса и предложения действительно реализует все эти цели в рыночной экономике.

Спрос покупателей на те или иные товары формируется под влиянием потребностей, т. е. стремления человека к обеспечению для себя лучших условий жизни. Потребности весьма индивидуальны; они свои у каждого человека и складываются под воздействием целого ряда факторов, определяющих условия существования:

- его самого (например, потребность или отсутствие потребности в теплой одежде определяются климатом страны, степенью закаленности человека, его вкусами);

- его семьи и близкого окружения (так, потребность в обучении детей и сила ее проявления зависят от уровня развития общества и от места, которое занимает в обществе данный индивид);

- той социальной, национальной, религиозной и другой общности, к которой принадлежит человек (скажем, потребность в национальной обороне зависит от международного положения государства, гражданином которого является человек).

При этом из огромного спектра человеческих потребностей экономическую науку интересуют в первую очередь те, которые подкреплены соответствующими денежными возможностями, иначе говоря, ее интересует «платежеспособный спрос». Таким образом, спрос - это желание и способность покупателей совершать сделки по приобретению имеющегося на рынке товара. А величина спроса - это то количество товара, которое покупатели хотят и могут приобрести по данной цене в течение определенного времени.

Общеизвестно, что обычно по низкой цене товары могут быть реализованы быстрее и в большем количестве, чем по цене более высокой. Одновременно повышенный, ажиотажный спрос ведет к взвинчиванию цен, а вялый и пониженный - к их снижению. Данная обратная зависимость между рыночной ценой товара и его количеством, которое можно купить или продать по этой цене, носит название закона спроса.

Согласно закону спроса потребителями, при прочих равных условиях, будет куплено тем большее количество товаров, чем ниже их рыночная цена. Возможна и другая формулировка этого закона: закон спроса состоит в обратной зависимости между уровнем цен и количеством покупаемой продукции.

Закон спроса - один из фундаментальных законов рыночной экономики. Глубинные причины его существования коренятся в самой природе стоимости и цен. Они будут рассмотрены позже в рамках анализа теорий стоимости. Сейчас же ограничимся тем, что перечислим непосредственные предпосылки его возникновения:

1) уменьшение цены ведет к увеличению числа покупателей, которым данный товар становится доступным;

2) один и тот же потребитель может позволить себе покупать большее количество подешевевшего товара. В экономической литературе это явление принято называть эффектом дохода, поскольку снижение цен равносильно увеличению дохода потребителя;

3) подешевевший товар «оттягивает» на себя часть спроса, который в противном случае был бы направлен на приобретение других товаров. Это явление также имеет особое название - эффект замещения.

Закон спроса устанавливает обратную зависимость между ценой и объемом продукции, которую хотят купить потребители. Тем самым этот закон провозглашает цену главным фактором, определяющим размеры спроса. Но хозяйственная практика убеждает нас в обратном: в рыночной экономике спрос в большой степени определяется ценой. Не случайно, если не принимать в расчет экстремальные ситуации, именно цена в первую очередь интересует потребителя, решившего купить товар. А все другие характеристики обязательно рассматриваются через призму цен (вспомним, как мы рассуждаем, например, о такой важнейшей характеристике, как качество: дорогой автомобиль, но он своих денег стоит).

Зависимость между ценой товара и спросом на него можно представить табличным, графическим и функциональным способами. Допустим, нам известно, сколько килограммов колбасы может быть продано в соседнем универсаме за неделю при различных уровнях цен. Тогда зависимость между ценой и спросом можно представить в виде таблицы.

Эта же зависимость может быть представлена в виде графика в координатах цен на колбасу (Р - независимая переменная) и количества купленной колбасы (Q - зависимая переменная) (рис. 4.1). Для построения графика используем данные нашего гипотетического примера (табл. 4.1)

Таблица 4.1

 

Условный пример связи размера спроса на колбасу с ее ценой

 

Линия D носит название кривой спроса. Она показывает, какое количество (Q) товара готовы купить покупатели:

а) при каждом данном уровне цен;

б) в конкретный период времени;

в) при неизменных прочих факторах.

Другими словами, движение вдоль кривой спроса (от одной точки к другой) отражает изменение в количестве товара, на которое потребители предъявляют спрос, происходящее в результате изменения цены товара.

Функциональная зависимость между объемом спроса (QD) и ценой может быть представлена также в аналитической форме, т. е. в виде формулы

QD? f (P).

 

Рис. 4.1. Зависимость спроса от цены

 

Впрочем, в такой общей форме она не отражает обратной зависимости между спросом и ценой, и при практическом применении формулу необходимо конкретизировать. Например, если зависимость линейная, она примет вид

QD – bP = a,

где a, b - численные коэффициенты.

В нашем условном примере она будет выглядеть следующим образом:

QD -5Р?= 300.

В экономической теории принято различать индивидуальный спрос, как спрос отдельного покупателя на определенный товар, и рыночный спрос, т. е. суммарный спрос всех покупателей для каждой цены товара. Если обозначить через qij индивидуальный спрос на i-й товар j-го покупателя, то рыночный спрос можно выразить как

 

где Qi - рыночный спрос, n - число покупателей на рынке.

Кривая индивидуального спроса, имея, как и кривая рыночного спроса, отрицательный наклон, т. е. отражая уже описанную обратную зависимость между спросом и ценой, не является плавной, а имеет, скорее, ступенчатый вид.

Чтобы побудить человека, скажем, купить две пачки масла вместо одной, недостаточно небольшого снижения цены по сравнению с обычным уровнем. То есть если вместо 10 руб. (московская цена начала 1999г.) она будет стоить 9 руб. 80 коп., затем 9 руб. 60 коп., далее 9 руб. 40 коп., то все эти изменения, скорее всего, не заставят одного конкретного покупателя удвоить объем покупки. Но в какой-то момент (допустим, при цене 8 руб.) он отреагирует повышением закупаемого количества продукта. На графике возникнет скачок спроса, «ступенька». Поскольку же «порог чувствительности» у потребителей разный, то, суммируясь, ступенчатые кривые индивидуального спроса сгладят друг друга и в итоге создадут плавную кривую рыночного спроса.

Ценовой фактор - важнейший, но не единственный, влияющий на спрос. Среди других неценовых факторов, определяющих объем спроса, следует отметить:

- доходы потребителей (I), определяющие величину потребительского бюджета;

- цены на другие товары (Pa... Рn), часть которых тесно связана между собой, например, взаимозаменяемые (товары-субституты) и взаимодополняемые товары;

- вкусы покупателей (T), на которые влияет множество факторов - от изменчивой моды до национальных традиций;

- общее число покупателей или размер рынка (N);

- ожидания покупателей, включая инфляционные (W);

- прочие факторы (B).

С учетом всех этих факторов общую функцию спроса можно представить в следующем виде:

QD = f (P, I, Pa...Pn, T, N, W, B).

Отразить такое множество переменных на обычном двумерном графике невозможно. Однако их влияние может быть учтено иным образом. Если изменение цены в графической интерпретации спроса означало движение вдоль кривой спроса, то изменение неценовых факторов спроса ведет к сдвигу кривой спроса вправо или влево.

Допустим, вследствие уменьшения дохода произошло уменьшение потребительского бюджета и обусловленного им спроса. В нашем примере из-за этого кривая спроса на рис. 4.2 сместится из положения D в положение D2 и при прежней цене колбасы станут покупать меньше (Q2 вместо Q).

Соответственно противоположное событие - рост дохода - приведет к увеличению спроса (см. рис. 4.2), это сдвиг кривой от D к D1).

 

Рис. 4.2. Сдвиги кривой спроса
Действие неценовых факторов спроса (детерминант спроса) зачастую может нейтрализовать влияние цены, т. е. изменение количества покупаемых товаров может происходить внешне независимо от движения цен. Например, если повышение цен и увеличение дохода будут происходить одновременно, то на графике вполне может возникнуть траектория, обозначенная нами точками A, B и С. При первом взгляде на нее может складывается впечатление, что нарушен закон спроса: ведь несмотря на рост цен (от РА до РС) физический объем спроса растет (от QА до QС). В действительности негативное влияние роста цен здесь просто маскируется ростом доходов. Рост цен сократил бы размеры спроса, но из-за роста дохода кривая спроса последовательно перемещалась из положения D2 в положение D, а затем и D1, что вызвало увеличение спроса. Легко видеть, что не будь этого смещения и продолжай действовать кривая спроса D2, даже подъем цен от РА до РB неминуемо вызвал бы резкое снижение спроса.

Необходимо различать изменение величины спроса и изменение функции спроса. В первом случае объем спроса меняется при изменении цены. На графике это выражается в скольжении вдоль кривой спроса в связи с изменением цены (рис. 4.3).

Во втором случае происходит сдвиг функции спроса вправо или влево (рис. 4.4). В этом случае при той же цене покупается больше (меньше) продукции.

Рис. 4.3. Изменение величины спроса

 

Для выявления влияния того или иного фактора на размер спроса следует абстрагироваться от влияния всех других факторов, т. е. воспользоваться принципом «при прочих равных условиях». Для этого надо, чтобы все параметры, кроме анализируемого, оставались неизменными.

Рассмотрим некоторые из перечисленных неценовых факторов спроса.

Доходы населения и размеры накопленного имущества обычно связаны со спросом прямой зависимостью, т. е. чем богаче население, тем больше спрос; а чем оно беднее, тем меньше.

Так, ситуация со спросом на большинство потребительских товаров на российском рынке после девальвации рубля в августе 1998г. и последовавшего за ней падения уровня реальных доходов населения соответствует именно этому случаю. В результате кризиса произошло снижение потребительских расходов или уменьшение спроса на товары. На графике (см. рис. 4.2) это выглядит как сдвиг кривой спроса из положения D в положение D2.

Повторим, однако, что так обстоит дело в большинстве, но не во всех случаях. В экономической теории принято различать нормальные и аномальные товары. К последним (обычно это продукты, воспринимаемые по сравнению с другими как худшая альтернатива) сказанное не относится: по мере роста доходов спрос на них падает. А при падении доходов? растет.

Рассмотрим для примера товары-заменители? маргарин и масло. Дешевый маргарин воспринимается как масло для бедных. Поэтому с ростом доходов населения следует ожидать падения спроса на него и переключение потребителей на сливочное масло. Но это справедливо лишь в той мере, в которой данный продукт воспринимается населением как худший выбор.

Спрос на дорогие сорта маргарина, имеющего по сравнению с маслом известные преимущества (например, пониженное содержание холестерина), будет реагировать на увеличение доходов нормальным образом, т. е. не падать, а расти.

На рис. 4.4 представлен реальный пример реакции спроса на нормальные и аномальные товары в условиях падения доходов населения в начальный период реформ в России. С понижением достатка люди стали потреблять больше хлеба (на 10%) и картофеля (на 19%), т. е. увеличили спрос на аномальные товары.

Одновременно они сократили потребления мяса (на 19%) и фруктов (на 16%), уменьшив спрос на нормальные товары. Да это и понятно: стараясь сэкономить на еде, люди вынужденно увеличивают потребление дешевых (и менее качественных) продуктов.

Рис. 4.4. Спрос на товары в начальный период реформ в России (1990 - 100%): а) аномальные товары;

б) нормальные товары

 

Кстати, динамика потребления нормальных и аномальных продуктов питания в силу описанной закономерности может служить надежным критерием уровня жизни в стране. Чем большую долю в питании населения занимают хлеб, картофель, макароны, тем беднее страна. Напротив, чем больше доля мяса, молока, фруктов, тем она богаче.

По-разному изменяют спрос на данное благо и цены на другие товары. Так, уменьшение цены товаров-субститутов, которые могут заменить данный товар в потреблении (например, чай - кофе, говяжье мясо - куриные окорочка, уголь - нефть) приведет к уменьшению спроса на данный товар (см. на рис. 4.2 это сдвиг кривой влево вниз к D2), т. е. предпочтение будет отдано более дешевым товарам-конкурентам.

Конкретнее, если мы анализируем спрос на уголь в связи с забастовками шахтеров в России, а нам известно, что цены на товар-субститут угля нефть снижаются, то, как это ни печально, следует ожидать дальнейшего уменьшения спроса на уголь. А значит, государство должно своевременно начать подготовку к смягчению новой волны социальных трудностей в шахтерских регионах. Зато при росте цен на нефть обстановка в шахтерских регионах разрядится, поскольку спрос на уголь возрастет.

Изменение цен на комплиментарные товары, дополняющие данное благо в потреблении (их примерами могут служить фотопленка и фотоаппараты, бензин и автомобили, сахар и ягоды), ведет к однонаправленному изменению спроса, т. е. при росте цены на любой из взаимодополняющих товаров спрос падает на оба; при падении цен - синхронно увеличивается.

Так, рост цен на сахар в сезоны приготовления варенья ведет к уменьшению спроса на ягоды. Не случайно в российских женских журналах в таких случаях резко увеличивается количество рецептов по приготовлению варенья без сахара. Как говорится, голь на выдумки хитра: не имея возможности отменить экономическую закономерность, рачительные хозяйки пытаются ее обойти, вообще отказавшись от комплиментарного товара.

Влияние потребительских ожиданий на спрос также весьма разнообразно. Увеличение спроса может быть обусловлено инфляционными причинами - уверенностью в обязательном подорожании товаров. Такого рода ажиотажный спрос периодически можно наблюдать на российском рынке в последние годы. В августе 1998г. толпы напуганных покупателей буквально сметали с прилавков любые товары. Люди вполне резонно полагали, что после девальвации они резко подорожают. На какое-то время даже воскресли призраки прошлого: длиннейшие очереди, исчезновение некоторых товаров из продажи и т. п.

Сезонные, предпраздничные колебания продаж также можно отнести к изменениям спроса под влиянием потребительских ожиданий.

Достаточно динамично изменяет объем спроса и такой фактор, как вкусы и предпочтения потребителей. Стоит в моду войти мини-юбкам, и кривая спроса на ткани смещается вниз: чего другого, а материи на эти наряды практически не нужно. На потребительские предпочтения и их изменения в свою очередь оказывают влияние семейное и социальное положение потребителей, возраст, пол, устойчивость национальных традиций и пр.

Но не только мода меняет предпочтения. Куда более масштабной причиной их изменений является технический прогресс. На глазах нынешнего поколения российской молодежи спрос на пластинки был практически «убит» распространением компакт-дисков.

Спрос - зависимость,показывающая какое количество товара или услуги потребители склонны приобрести по определенной цене,в определенный промежуток времени.Величина спроса меняется только с изменением цены.величина спроса-конкретное количество товара,который потребитель готов купить по определенной цене.цена спроса-максимальная цена,которую потребитель готов заплатить за определенное количество товара.

Закон спроса:правило,согласно которому существует обратная зависимость между ценой и величиной спроса,т.е. по более высокой цене потребитель готов купить меньше товара,чем по низкой.что объяснянется законом убывающей предельной полезности(мы купим 2 пачки чая только если 3я будет в подарок),эффектом дохода(увеличение потребления при неизменном доходе.возможно только при снижении цен),эффектом замещения(покупатель приобритет более дешевый товар-заменитель)

Исключения:

· Парадокс гиффена(при повышении цен на определённые виды товара (товары первой необходимости) их потребление повышается за счёт экономии на других товарах.)

· Эффект ожидания динамики цен

· Эффект присоединения к большинству(стремление приобрести популярный товар)

· Эффект сноба(желание выделиться из толпы)

· Эффект веблена(желание продемонстрировать свой соц статус,выделиться из толпы)

Факторы,влияющие на спрос:

· Доходы потребителей,однако это требует уточнения.рост доходов по разному влияет на спрос низкокачественных и высококачественных товаров

· Вкусы,предпочтения покупателей

Изменение цен на:

· Заменители(субституты)

· Дополнители(комплиментарные)

· Одежда и пища.удорожание основных продуктов питания может привести к снижению спроса на одежду

· Фактор времени

· Ожидание потребителями экономических и политических изменений

· Количество потребителей,т.е. размеры рынка

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 284; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.199.138 (0.04 с.)