Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Функции государства в рыночной экономике

Поиск

Функции государства в рыночной экономике

Обычно выделяют следующие основные функции государства в рыночной экономике:

§ Установление и обеспечение соблюдения правовых основ рыночной экономики, в том числе, прав частной собственности.

§ Поддержание рыночной конкуренции и защита прав потребителей.

§ Решение вопросов, связанных с внешними эффектами: издержками и выгодами.

§ Предоставление общественных товаров и услуг

§ Стимулирование экономического роста и стабилизация экономики.

§ Распределение и перераспределение национального дохода и обеспечение социально-экономической поддержки.

§ Участие в хозяйственной деятельности.

3) Государственная собственность. От предыдущих форм она отличается тем, что абсолютные права собственности находятся не у отдельных частных лиц и их объединений, а у государственного института публичной, политической и экономической власти. Государство является верховным распорядителем иму­щества (условиями производства). Управляют производством назначенные государством руководители (менеджеры). Особенность собственности государственных предприятий состоит в том, что их имущество не делится на доли и не персонифицируется в отдельных участниках экономического процесса, и в том смысле она унитарна.

Собственность на основные факторы (средства) производства получает здесь высшую форму анонимности, поскольку субъектом распоряжения имуще­ством предприятий выступают федеральные государственные органы.

Развитие процессов обобществления в индустриальном производстве ведет к нарастанию процесса анонимности собственности и в специальных органах разного уровня. Параллельно происходит нарастающая социализация экономики. Поэтому некоторые черты государст­венной собственности как объективно необходимой формы обретают свою ак­туальность в уже обозримой перспективе. В области экологии и иных национально значимых сферах они приобретают практическую значимость и институ­циональный механизм реализации экологических, социальных и иных про­грамм.

Государственная собственность реализуется еще в одном направлении. Обладая экономической (и политической) властью, она директивно присваивает часть доходов субъектов экономического процесса (через налоги, акцизы, пошлины и т. д.) и перераспределяет их.

Государственная собственность в нашей стране существует на 3-х уровнях:

1. На уровне всей федерации — федеральная собственность.

2. На уровне субъектов федерации (их 89). Каждый из них имеет свою региональную собственность.

3. Муниципальная собственность (собственность на уровне отдельного города, округа, села и т.д., кроме Санкт-Петербурга и Москвы, которые выступают как субъекты федерации).

государственное предпринимательство - это форма предпринимательства, при которой принятие стратегических решений в отношении целей предпринимательской деятельности и контроль над ней осуществляются государственными органами.

В настоящее время можно обнаружить множество сфер, где государство выступает в роли предпринимателя. Сферой государственного участия всегда были производства с высокой капиталоемкостью (атомная энергетика, транспортные коммуникации); со значительной степенью неопределенности коммерческого результата (космонавтика, научные исследования) и производства, представляющие большую общественную значимость (общественные блага) и т. д.

Государство выступает в качестве крупного хозяйственного субъекта, непосредственно участвующего в рыночной экономике. Объектами государственной собственности являются предприятия, которые оказываются экономически неэффективными для целей частного бизнеса, например, капиталовложения в научно-технические разработки. Кроме того, к государственной собственности относятся отрасли, продукция которых удовлетворяет стратегическим потребностям всего народного хозяйства, например, энергетика, транспорт, связь, оборона. А также государственными являются предприятия, результат деятельности которых предназначается для совместного общественного потребления, например, дороги, экология, уличное освещение и др.

Часть государственных предприятий полностью финансируется из государственного бюджета, однако в рыночной экономике, государственные предприятия являются акционерными обществами, обладая всей полнотой прав рыночного субъекта. Здесь государство владеет контрольным пакетом акций, вследствие чего возникает особый вид «полугосударственных», «смешанных» предприятий, финансирование которых осуществляется наряду с частными и государственными инвесторами.

 

4) Совокупный спрос (AD – aggregate demand) – это сумма всех видов спроса или суммарный спрос на всю конечную продукцию и услуги, произведенные в обществе. В структуре совокупного спроса выделяют:

•; спрос на потребительские товары и услуги (C);

•; спрос на инвестиционные товары (I);

•; спрос на товары и услуги со стороны государства (G);

•; чистый экспорт – разница между экспортом и импортом (X).

Таким образом, совокупный спрос можно выразить формулой:

AD = C + I + G + X.

Кривая совокупного спроса показывает количество товаров и услуг, которые потребители готовы приобрести при каждом возможном уровне цен. Движение по кривой AD отражает изменение совокупного спроса в зависимости от динамики цен. Спрос на макро уровне подчиняется той же закономерности, что и на микро уровне: он будет падать при росте цен и увеличиваться при их снижении. Эта зависимость вытекает из уравнения количественной теории денег:

MV = PY и Y=MV/P, где P – уровень цен в экономике;

Y – реальный объем выпуска, на который предъявлен спрос; М – количество денег в обращении;

V – скорость обращения денег.

Из этой формулы следует, что чем выше уровень цен Р, тем (при условии фиксированного предложения денег M и скорости их обращения V) меньше количество товаров и услуг, на которые предъявлен спрос Y.

Обратная зависимость между величиной совокупного спроса и уровнем цен связана с:

•; эффектом процентной ставки (эффектом Кейнса) – с ростом цен увеличивается спрос на деньги. При неизменном предложении денег растет ставка процента, а в результате сокращается спрос со стороны экономических агентов, пользующихся кредитами, снижается совокупный спрос;

•; эффектом богатства (эффектом Пигу) – рост цен снижает реальную покупательную способность накопленных финансовых

активов, делает их владельцев беднее, в результате чего снижается объем импортных закупок, потребление и совокупный спрос;

эффект импортных закупок рост цен внутри страны при неизменных ценах на импорт перекладывает часть спроса на импортные товары, в результате чего сокращается экспорт и снижается совокупный спрос в стране.

Наряду с ценовыми на совокупный спрос оказывают влияние

Неценовые факторы. Их действие приводит к смещению кривой AD вправо или влево.

К неценовым факторам совокупного спроса относятся:

•; предложение денег М и скорость их обращения V (что следует из уравнения количественной теории денег);

•; факторы, влияющие на потребительские расходы домохозяйств: благосостояние потребителей, налоги, ожидания;

•; факторы, воздействующие на инвестиционные расходы фирм: процентные ставки, льготное кредитование, возможности получения субсидий;

•; государственная политика, определяющая государственные расходы;

•; условия на внешних рынках, влияющие на чистый экспорт: колебания курсов валют, цен на мировом рынке.

Изменения совокупного спроса отражены на рис. 9.1. Сдвиг прямой AD вправо отражает увеличение совокупного спроса, а влево – уменьшение.

 

ИЛИ

Равновесие в модели AD-AS

В модели AD-AS можно наблюдать два вида равновесия[7]:

Взаимосвязь между реальным и потенциальным равновесиями

[ править ] Реальное равновесие

В данном случае равновесие достигается, когда совокупный спрос равен совокупному предложению в краткосрочном периоде. Точка пересечения двух кривых образует два равновесных значения: общий уровень цен и совокупный выпуск. При сдвиге хотя бы одного из двух данных графиков, точка равновесия смещается туда, куда сместилась та или иная кривая, образуя новые равновесные параметры экономики. Таким образом, с помощью модели AD-AS можно приблизительно прогнозировать изменения в ценах и основных параметрах системы национальных счетов при изменении совокупного спроса или совокупного предложения.

[ править ] Потенциальное равновесие

Данный вид равновесия показывает, что могло бы быть с уровнем цен и выпуском товаров при полной занятости всех экономических ресурсов. Подобное равновесие является абстрактным и не имеет конкретных точек пересечения, которые могли бы объяснить его. В данном случае рассматривается кривая долгосрочного совокупного предложения и ее положение от точки реального равновесия. Если реальный баланс ниже потенциального, то есть если кривая долгосрочного предложения находится справа от точки реального равновесия, то в стране наблюдается рецессия, поскольку ресурсы используются неэффективно и не полностью. Если же реальное равновесие превышает потенциальное, следовательно, можно говорить о перегреве экономики, потому что тогда ресурсы «переиспользуются».

ИЛИ

КЕЙНСИАНСКАЯ ВЕРСИЯ МОДЕЛИ AD-AS

 

В рамках кейнсианского подхода модель AD — AS используется довольно активно. Однако и в этом случае наиболее содержательные выводы получаются только при работе с корректной формой кривых предложения, учитывающей наличие наряду с краткосрочной также и долгосрочной кривой агрегированного предложения.

В этом случае сдвиги кривой совокупного спроса от долгосрочного равновесного положения приводят к разрывам, именуемым инфляционным и рецессионным в зависимости от того, в какую сторону от долгосрочного равновесного положения сдвигается объем производства ВВП.

На рис. ХШ-3,а представлена ситуация инфляционного разрыва. В этом случае рост совокупного спроса, представленный сдвигом вправо и вверх кривой AD, ведет в краткосрочном периоде к росту производства сверх потенциального уровня. Инфляционным разрыв между потенциальным и реальным равновесными выпусками - D Y - > 0 - называется потому, что долгосрочным следствием роста совокупного спроса будет рост цен при одновременном возврате к потенциальному объему производства.

На рис. ХШ-3,б представлена ситуация рецессионного разрыва. В этом случае снижение совокупного спроса, представленное сдвигом влево и вниз кривой AD, ведет в краткосрочном периоде к снижению уровня реального производства по сравнению с потенциальным. Рецессионным разрыв между потенциальным и реальным равновесными выпусками - D Y - > 0 - называется потому, что долгосрочным следствием роста совокупного спроса будет, скорее всего, не снижение цен при одновременном возврате к потенциальному объему производства, а стагнация, рецессия, поскольку цены обладают односторонней гибкостью: они относительно легко поднимаются, но крайне медленно опускаются.

 

Для возврата к потенциальному равновесному уровню кейнсианцы рекомендуют принятие правительством специальных мер по стимулированию совокупного спроса. Это могут быть меры как монетарной, так и фискальной политики. Например, добавление денег способствует сдвигу кривой AD вправо и вверх, в сторону первоначального равновесия. Этому же может способствовать уменьшение налогового бремени или увеличение правительственных расходов при условии, что они не приведут к росту ссудного процента и вызванному этим снижению инвестиционного спроса.

Следует, однако, иметь в виду, что точного возврата «в исходное положение» на практике добиться невозможно, при этом «недолеты» будут означать неполное восстановление деловой активности, сохранение связанной с этим вынужденной безработицы и, следовательно, повышенное недовольство части потенциальных избирателей. Поэтому правительство, применяющее кейнсианские рецепты активной макроэкономической политики, скорее будет тяготеть к «перелету», а вместе с ним и к попаданию в ситуацию инфляционного разрыва.

На рис. ХШ-4,а,б описаны последствия соответственно повышения и понижения совокупного спроса для промежуточного варианта кривой совокупного предложения. Как и следовало ожидать, здесь имеется смесь крайних вариантов. Так, в случае повышения совокупного спроса (ADAD') одновременно возникают и инфляционный разрыв (Y' на оси абсцисс), и непосредственно рост цен (Р' на оси ординат). Наоборот, при понижении совокупного спроса возникают рецессионный разрыв и понижение уровня цен уже в краткосрочном периоде[1][8]. Последнее - понижение уровня цен - приближает кейнсианскую трактовку к неоклассической, а потому Y' разрыв можно в этом случае называть не только рецессионным, но и дефляционным.

 

 

11) Эффект вытеснения — побочный эффект стимулирующей фискальной политики государства.

Увеличивая размеры государственных расходов (это может быть вызвано, к примеру, экономическим спадом), правительство выходит на денежный рынок, чтобы профинансировать бюджетный дефицит. Рост спроса на деньги на финансовом рынке приводит к росту цены этих денег — то есть к росту процентной ставки, что неизбежно снизит спрос на инвестиции в реальный сектор экономики.
Таким образом, увеличение государственных расходов, в том числе государственных инвестиций, значительно снижает возможности частного инвестирования.

Если точка пересечения IS и LM приходится на нижнюю часть кривойLM, оказывается, что увеличение денежной массы очень слабо повлияет на процентную ставку, а следовательно, и на инвестиции, которые должны стать катализатором роста национального дохода. Такая ситуация называется ликвидной ловушкой, поскольку изменение ликвидности не изменяет национальный доход.
Вновь обратимся к графику. Увеличение денежной массы способно увеличить национальный доход только в том случае, если IS имеет отрицательный наклон. Если же линия IS вертикальна, тогда изменения денежной массы никак не могут повлиять на величину национального дохода, и говорят, что экономика попала в инвестиционную ловушку.
Таким образом, в условиях модели IS – LM у государства существует два основных инструмента стимулирования экономики: увеличение государственных расходов и увеличение денежной массы. При этом в некоторых ситуациях лучше работает увеличение расходов, а в других – увеличение денежной массы. Основными рекомендациями по выбору инструмента стимулирования экономики являются:
1. При высоком уровне процентной ставки предпочтительнее увеличивать денежную массу.

2. При низком уровне процентной ставки, т.е. в условиях близких к ликвидной ловушке, выгоднее увеличивать государственные расходы.

3. При низкой чувствительности инвестиций к процентной ставке, т.е. в условиях инвестиционной ловушки, предпочтительнее использовать увеличение госрасходов.

4. При высокой чувствительности инвестиций к процентной ставке, т.е. тогда, когда IS близка к горизонтальной прямой, выгоднее использовать увеличение денежной массы.

 

12) Инфляция -- явление, присущее экономике, использующей бумажные деньги. Она проявляется в форме повышения общего уровня цен и удорожания иностранной валюты. Иначе говоря, инфляция (от лат. «inflatio» -- вздутие) рассматривается как процесс обесценивания денег и соответственно роста цен, происходящий в результате переполнения каналов обращения де нежной массой сверх необходимой для товарооборота.
Но рост цен не всегда является признаком инфляции. Он может быть обусловлен: ухудшением условий добычи сырья (большая глубина залегания полезных ископаемых, меньшее содержание руды); более высоким качеством продукции, производством более сложных и современных ее моделей; сезонными колебаниями цен (например, в производстве сельскохозяйственной продукции); циклическими колебаниями экономической конъюнктуры; следствием стихийных бедствий и пр.
Современная макроэкономическая трактовка инфляции учитывает более широкий спектр факторов ценообразования: помимо потребительского (денежного) спроса к ним относят предложение товаров и услуг, формирование цен на факторы производства, степень монополизации рынка. [12 C 624]
Инфляция, исходя из этих подходов, является результатом макроэкономической нестабильности и определяется как дисбаланс между совокупным спросом (АD) и совокупным предложением (АS), вызывающий повышение общего уровня цен.
Несоответствие денежного спроса и товарной массы можно представить как
АD > АS или АS < АО. Но всегда ли подобное неравенство проявляется в повышении общего уровня цен?
Для ответа на этот вопрос следует выделить два типа инфляции: открытую и подавленную (скрытую).
Открытая инфляция характеризуется обесценением денег, рос том цен. Она характерна для рыночной экономики, где цены и до ходы формируются под воздействием спроса и предложения. Инфляционный рост цен деформирует рыночный механизм, но не ликвидирует реакцию экономики на рыночные сигналы: в долгосрочном периоде она не теряет способности к самонастройке в направлении равновесия при новом уровне цен.
Подавленная инфляция имеет место при формировании государством цен и доходов. Не проявляясь в росте цен, макроэкономическое неравновесие проявляется в этом случае прежде всего в хронических товарныхдефицитах. Особо это характерно для отраслей с высокими издержками производства.
Дефицит товаров обусловливает формирование вынужденных сбережений у населения, которые можно обозначить как отложенный спрос, свидетельствующий о падении реальных доходов и уровня жизни. Отложенный спрос образует своего рода «инфляционный навес» -- мощный потенциал открытой инфляции в случае либерализации потребительских цен. Систематический товарный дефицит становится причиной возникновения «дефицитных ожиданий» населения, когда закупки товара впрок, т.е. дополнительный избыточный спрос, вызваны опасениями не роста цен, а возможностью отсутствия данных товаров на рынке в будущем.
Товарный дефицит влечет необходимость внедрения элементов ограничительного командного распределения (талоны, карточки, нормы отпуска товаров), общее снижение требований к качеству продукции, развитие «черного рынка», где товары продаются по высоким ценам. Поскольку дефицит относится и к инвестиционным товарам, по сути, формируется и «черный рынок», где они реализуются по повышенным ценам (в экономиках с централизованным распределением основных фондов в качестве такой «цены» выступает взятка чиновнику). Формируется параллельная «теневая» экономика.
Подавленная инфляция ломает механизм рыночной самонастройки, так как предприниматели не получают «условных сигналов» для перемещения капиталов и выгод от такого перемещения. Это ведет к сохранению структурных дисбалансов, неэффективных производств, к воспроизводству ситуации макроэкономического неравновесия. При этом потери несут все экономические агенты официальной экономики, а выигрывают лишь теневые и криминальные структуры. Подав ленная инфляция особо характерна для стран с тоталитарной команд ной экономикой, где цены, доходы, физический объем, и структура ВНП жестко определяются и контролируются государством. Каковы основные причины инфляции?
Исходя из количественной теории денег прирост цен -- АР будет обусловлен ростом денежного спроса, превышающим прирост предложения -- реального ВНП (о"0). В свою очередь прирост де нежного спроса будет обусловлен как приростом номинального количества денег в обращении, так и ускорением их обращения, когда тот же объем денежной массы обслуживает большее количество сделок.

13) Есть множество причин инфляции, однако, в каждой стране складываются свои социально-экономические условия ее возникновения. Выделяют внешние и внутренние причины инфляции.
К внешним причинам относятся:
1. Интернационализация хозяйственных связей: наличие инфляции в других странах влияет на динамику внутренних товарных цен через цены импортируемых товаров. Центральный банк страны для создания собственных валютных резервов скупает иностранную валюту у коммерческих банков, выпуская для этих целей дополнительную национальную валюту, что увеличивает количество денег в обращении.
2. Мировые экономические кризисы. Так, мировой структурный кризис 70-х гг. XX столетия вызвал рост цен на природные ресурсы в 7 раз, в том числе на сырую нефть – в 20 раз. В результате цены на готовую продукцию резко подскочили в Японии, США, Западной Европе. Этот фактор имеет большое значение, например для Белоруссии, экономика которой на 90% и более зависит от импорта топливно-энергетических ресурсов. Рост цен на них является одной из главных причин раскручивания инфляционной спирали.

Внутренние причины обусловлены состоянием экономики данной страны. Среди них можно выделить:
Первое. 171. Если он покрывается займами Центрального банка страны, количество денег в обращении резко возрастает, но оно не подкреплено выпуском товаров, что ведет к инфляции.
Второе. Расходы на военные цели. Они, во-первых, увеличивают расходную часть бюджета, являясь постоянной причиной бюджетного дефицита, что, как было отмечено, ведет к инфляции. Во-вторых, люди, занятые в военном секторе экономики, не создают потребительский продукт, а выступают на потребительском рынке только в роли покупателей, увеличивая платежеспособный спрос. Следовательно, военные ассигнования являются мощным фактором инфляции, так как вызывают огромный рост денежной массы без соответствующего товарного покрытия.
Третье. Расход на социальные цели не адекватные эффективности национальной экономики. В случаях экономических кризисов, спада производства уровень жизни населения снижается. Ответственное хранение. Склады под ответственное хранениегрузов. Правительство стремится поддержать население путем дополнительных ассигнований на социальные цели (индексация зарплаты, выплата различных пособий, в том числе по безработице, различных доплат и т.п.), что ведет к увеличению количества наличных денег в обращении и усиливает инфляцию.
Четвертое. Инфляционные ожидания, являющиеся одним из основных факторов инфляции. Когда начинается инфляция, население планирует свое поведение в ожидании дальнейшего роста цен. Оно начинает приобретать товары сверх своих текущих потребностей. Происходит “бегство от денег”. Спрос начинает стимулировать предложение, что подстегивает рост цен. Кроме того, ожидания предполагаемого уровня инфляции включаются в долгосрочные контракты (как правило, не менее года), заработную плату и другие платежи. Высокая зарплата, обусловленная предшествующими ожиданиями, стимулирует дальнейший рост цен. Она блокирует усилия правительства по снижению темпов инфляции.
Пятое. 153в отдельные отрасли экономики, например, в сельское хозяйство, не дающие должного экономического эффекта.
Шестое. Структурные нарушения в экономике – диспропорции между накоплением и 129, спросом и предложением, доходами и расходами государства и др. факторы.

14)Экономические последствия инфляции
Вначале кратко перечислим основные последствия инфляции:
· перераспределение доходов и богатства;
· отставание цен государственных предприятий от рыночных;
· скрытая государственная конфискация денежных средств через налоги;
· ускоренная материализация денежных средств;
· нестабильность экономической информации;
· падение реального процента;
· обратная пропорциональность темпа инфляции и уровня безработицы.

Первое из них -перераспределение доходов и богатства. Предположим, что некий господин А взял ссуду у господина Б на 5 месяцев и за эти пять месяцев инфляция обесценила рубль в 2 раза. Это означает, что через положенный срок А вернет Б формально, по номиналу всю сумму кредита, а реально - только 50%. Обиднее всего то, что полностью избавиться от подобного негативного эффекта нельзя в силу непредсказуемости и несбалансированности инфляции. При инфляции, следовательно, невыгодно давать в долг надолго не только по фиксированной ставке, но зачастую даже по нарастающей. Если же давать в долг под слишком высокий процент нарастания, то подобные ссуды вряд ли кто возьмет по той же причине--непредсказуемость инфляции. Например, в США бум индивидуального жилищного строительства 70-х гг. (период сильной непредсказуемой инфляции) финансировался за счет кредиторов.
Второе последствие инфляции - отставание цен государственных предприятий от рыночных цен. В государственном (регулируемом) секторе рыночной экономики цены издержек производства и товаров пересматриваются реже и дольше, чем в частном секторе. В условиях инфляции каждое повышение своих цен госпредприятия вынуждены обосновывать, получать на это разрешение всех вышестоящих организаций. Это долго и неэффективно. В условиях ежемесячного резкого, неожиданного и скачкообразного роста инфляции подобный механизм даже технически трудно- осуществим. В итоге нарастает дисбаланс частного и общественного секторов, государство утрачивает свой экономический потенциал воздействия на рынок. Данный эффект особенно опасен.
Третье последствие несбалансированной, пусть даже и ожидаемой инфляции сказывается через налоговую систему. В такой ситуации прогрессивное налогообложение по мере роста инфляции автоматически все чаще зачисляет различные социальные группы и виды бизнеса во все более состоятельные или доходные, не разбирая: возрос ли доход реально или только номинально. Это позволяет правительству собирать возрастающую сумму налогов даже без принятия новых налоговых законов и ставок.
Еще одно последствие несбалансированной инфляции - население и корпорации стремятся материализовать свои быстро обесценивающиеся денежные запасы. Фирмы разрабатывают планы по активизации использования денежных ресурсов. Отрицательное здесь заключается в том, что стимулируется слабо продуманный, поспешный и чрезмерный темп накопления материальных запасов впрок. Пример тому - паническая материализация денежных средств на всей территории СНГ. Дефицит нарастает параллельно с «затовариванием» складских помещений предприятий и организаций, захламлением квартир населения.
Очередное последствие инфляции - нестабильность и недостаточность экономической информации,мешающие составлению бизнес - планов. Цены есть главный индикатор рыночной экономики. Ценовая информация - главная для бизнеса. В ходе же инфляции цены постоянно меняются, продавцы, и покупатели товаров все чаще ошибаются в выборе оптимальной цены. Падает уверенность в будущих доходах, население утрачивает экономические стимулы, снижается активность бизнеса.
Следующее последствие инфляции - реальная денежная процентная ставка уменьшается на величину ежегодного процента роста инфляции
Рост инфляции практически всегда сочетается с высокой, хотя и неполной занятостью и большим объемом национального производства.
К негативным последствиям инфляционных процессов относятся: снижение реальных доходов населения, обесценение сбережений населения, потеря у производителей заинтересованности в создании качественных товаров, ограничение продажи сельскохозяйственных продуктов в городе деревенскими производителями в силу падения заинтересованности, в ожидании повышения цен на продовольствие, ухудшение условий жизни преимущественно у представителей социальных групп с твердыми доходами (пенсионеров, служащих, студентов, доходы которых формируются за счет госбюджета).
Антиинфляционная политика - это совокупность мер государственного регулирования, направленная на контроль над уровнем инфляции.
Известны два пути ликвидации инфляции: а) радикальный; б) адаптационный (приспособление к инфляции).
Антиинфляционная государственная политика может формироваться под воздействием либо кейнсианского, либо неоклассического теоретических взглядов.
Кейнсианский подход: активная бюджетная политика - изменение государственных расходов и налогов в целях воздействия на платежеспособный спрос. При избыточном спросе государство ограничивает свои расходы и повышает налоги. В результате сокращается спрос, снижаются темпы инфляции. Но при этом ограничивается рост производства, что вызывает рост безработицы. Рост безработицы вызывает сокращение спроса и теперь уже необходимо стимулировать покупательскую способность предпринимателей и потребителей. Неоклассический подход предписывает денежно-кредитное регулирование, которое косвенно и гибко воздействует на экономическую ситуацию. Центробанк страны осуществляет дефляционные меры, ограничивая количество денег в обращении.

15) Б езработица - это социально - экономическое явление, при котором часть рабочей силы (экономически активного населения) не занята в производстве товаров и услуг. Безработные наряду с занятыми формируют рабочую силу страны. В реальной экономической жизни безработица выступает как превышение предложения рабочей силы над спросом на неё.
Измерение безработицы. Для измерения безработицы используют три взаимосвязанных показателя.

1 Уровень безработицы – доля числа безработных в самодеятельном населении страны:

Самодеятельное население – это все население минус лица, не достигшие 16 лет, а также находящиеся в специализированных учреждениях (тюрьмы, психиатрические больницы), минус выбывшие из состава рабочей силы (пенсионеры, учащиеся, инвалиды).

2 Естественный уровень безработицы – "нормальный" или минимальный возможный в стране уровень безработицы, при котором существуют лишь два неизбежных ее типа: фрикционная и структурная (в США она составляет примерно 6,5%, в Японии – 2…3%).
3 Полная занятость – это положение с занятостью в обществе, при котором безработица не превышает своего естественного уровня, т.е. 5…6%.
Проблемы измерения безработицы. Официальные данные могут быть занижены, так как они не включают:
1) занятых неполный рабочий день;
2) тех, кто потерял надежду найти работу и не регистрируется в службе занятости;
3) занятых в теневой экономике.
Но уровень безработицы может быть и завышен, так как всегда есть люди, которые получают пособие по безработице, но где-то нелегально работают.

16) Различают пять типов безработицы:
1 Фрикционная – связанная с добровольной сменой работниками места работы и периодами временного увольнения, с поисками и ожиданием работы. Это безработица среди лиц, для которых поиск места работы, соответствующего их классификации и индивидуальным предпочтениям, требует определённого времени:
а) сельскохозяйственные, торговые, курортные услуги, строительные услуги – работники, нанятые на сезон;
б) люди, впервые ищущие работу (окончившие учебные заведения);
Фрикционная безработица – естественное явление и самая легкая форма, т.к. не требует затрат на переобучение.
Информация о вакансиях и претендентах на рабочие места несовершенна, и её распространение требует известного времени. Территориальное перемещение рабочей силы также не может быть моментальным. Часть работников увольняется по собственному желанию: в связи с изменением профессиональных интересов, места жительства и т.д. Поэтому фрикционная безработица имеет преимущественно добровольный и кратковременный характер: у этой категории безработных имеются «готовые» навыки к работе, которые можно продать на рынке труда.
2 Структурная безработица – это безработица, связанная с изменением спроса на товары и технологии производства (уменьшение спроса на уголь уменьшает спрос на шахтеров). Это безработица среди лиц, профессии которых оказались «устаревшими» или менее необходимыми экономике вследствие научно-технического прогресса. Структурная безработица имеет преимущественно вынужденный и более долговременный характер, так как у этой категории безработных нет «готовых» к продаже навыков к работе, и получение рабочих мест для них связано с профессиональной переподготовкой, нередко сопровождающейся сменой места жительства.
Структурная безработица складывается в результате несоответствия структуры предложения и спроса на рабочую силу.
Структурная безработица регулируется государством:
- организуется частная система переобучения;
- выплачивается пособие по безработице;
- создаются условия для межрегиональной миграции рабочей силы.
Сочетание фрикционной и структурной безработицы образует естественный уровень безработицы (или уровень безработицы при полной занятости), соответствующий потенциальному ВНП.
3 Сезонная безработица связана с неодновременными объемами производства, выполняемыми некоторыми отраслями в различные периоды времени, то есть в один месяц спрос на рабочую силу в этих отраслях растет, в другие – уменьшается (и безработица возвращается). К отраслям, для которых характерны сезонные колебания объемов производства (а значит, и занятости), относятся, прежде всего, сельское хозяйство и строительство.
4 Скрытая безработица характерна для отечественной экономики. Суть ее в том, что в условиях неполного использования ресурсов предприятия, вызванного экономическим кризисом, предприятия не увольняют работников, а переводят их либо на сокращенный режим рабочего времени, либо отправляют в вынужденные не оплачиваемые отпуска. Формально таких работников нельзя признать безработными, однако фактически они являются таковыми.
5 Цикличная безработица представляет собой отклонение фактического уровня безработицы от естественного (в период циклического спада циклическая безработица дополняет фрикционные и структурные; в периоды циклического подъёма циклическая безработица отсутствует) и порождается общим экономическим спадом (кризисом). Это следствие сокращения ВВП, так как уменьшается совокупный спрос, ведущий к уменьшению объема производства и сокращению рабочих мест. Необходимо оздоровление ситуации в экономики в целом.

17) Формой реализации государственной политики занятости на всех уровнях управления являются федеральные, территориальные и местные (городские, районные) программы. В современных условиях исходным постулатом стратегии занятости в российском обществе должно стать сохранение и до известных пределов повышение уровня занятости населения, одновременно не блокируя высвобождение лишней рабочей силы с предприятий.
В программе содействия занятости населения предусмотрена необходимость обеспечения в ближайшей перспективе взвешенности в политике занятости с тем, чтобы, с одной стороны, не допустить массовой безработицы, а с другой, - не препятствовать высвобождению излишней рабочей силы в связи со структурной перестройкой экономики.
Государственное регулирование рынка труда целесообразно рассматривать как многоуровневый процесс. В обобщённом виде иерархию процесса можно представить в виде т



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 338; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.202.230 (0.012 с.)