Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Функции государства в рыночной экономике↑ Стр 1 из 8Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Функции государства в рыночной экономике Обычно выделяют следующие основные функции государства в рыночной экономике: § Установление и обеспечение соблюдения правовых основ рыночной экономики, в том числе, прав частной собственности. § Поддержание рыночной конкуренции и защита прав потребителей. § Решение вопросов, связанных с внешними эффектами: издержками и выгодами. § Предоставление общественных товаров и услуг § Стимулирование экономического роста и стабилизация экономики. § Распределение и перераспределение национального дохода и обеспечение социально-экономической поддержки. § Участие в хозяйственной деятельности. 3) Государственная собственность. От предыдущих форм она отличается тем, что абсолютные права собственности находятся не у отдельных частных лиц и их объединений, а у государственного института публичной, политической и экономической власти. Государство является верховным распорядителем имущества (условиями производства). Управляют производством назначенные государством руководители (менеджеры). Особенность собственности государственных предприятий состоит в том, что их имущество не делится на доли и не персонифицируется в отдельных участниках экономического процесса, и в том смысле она унитарна. Собственность на основные факторы (средства) производства получает здесь высшую форму анонимности, поскольку субъектом распоряжения имуществом предприятий выступают федеральные государственные органы. Развитие процессов обобществления в индустриальном производстве ведет к нарастанию процесса анонимности собственности и в специальных органах разного уровня. Параллельно происходит нарастающая социализация экономики. Поэтому некоторые черты государственной собственности как объективно необходимой формы обретают свою актуальность в уже обозримой перспективе. В области экологии и иных национально значимых сферах они приобретают практическую значимость и институциональный механизм реализации экологических, социальных и иных программ. Государственная собственность реализуется еще в одном направлении. Обладая экономической (и политической) властью, она директивно присваивает часть доходов субъектов экономического процесса (через налоги, акцизы, пошлины и т. д.) и перераспределяет их. Государственная собственность в нашей стране существует на 3-х уровнях: 1. На уровне всей федерации — федеральная собственность. 2. На уровне субъектов федерации (их 89). Каждый из них имеет свою региональную собственность. 3. Муниципальная собственность (собственность на уровне отдельного города, округа, села и т.д., кроме Санкт-Петербурга и Москвы, которые выступают как субъекты федерации). государственное предпринимательство - это форма предпринимательства, при которой принятие стратегических решений в отношении целей предпринимательской деятельности и контроль над ней осуществляются государственными органами. В настоящее время можно обнаружить множество сфер, где государство выступает в роли предпринимателя. Сферой государственного участия всегда были производства с высокой капиталоемкостью (атомная энергетика, транспортные коммуникации); со значительной степенью неопределенности коммерческого результата (космонавтика, научные исследования) и производства, представляющие большую общественную значимость (общественные блага) и т. д. Государство выступает в качестве крупного хозяйственного субъекта, непосредственно участвующего в рыночной экономике. Объектами государственной собственности являются предприятия, которые оказываются экономически неэффективными для целей частного бизнеса, например, капиталовложения в научно-технические разработки. Кроме того, к государственной собственности относятся отрасли, продукция которых удовлетворяет стратегическим потребностям всего народного хозяйства, например, энергетика, транспорт, связь, оборона. А также государственными являются предприятия, результат деятельности которых предназначается для совместного общественного потребления, например, дороги, экология, уличное освещение и др. Часть государственных предприятий полностью финансируется из государственного бюджета, однако в рыночной экономике, государственные предприятия являются акционерными обществами, обладая всей полнотой прав рыночного субъекта. Здесь государство владеет контрольным пакетом акций, вследствие чего возникает особый вид «полугосударственных», «смешанных» предприятий, финансирование которых осуществляется наряду с частными и государственными инвесторами.
4) Совокупный спрос (AD – aggregate demand) – это сумма всех видов спроса или суммарный спрос на всю конечную продукцию и услуги, произведенные в обществе. В структуре совокупного спроса выделяют: •; спрос на потребительские товары и услуги (C); •; спрос на инвестиционные товары (I); •; спрос на товары и услуги со стороны государства (G); •; чистый экспорт – разница между экспортом и импортом (X). Таким образом, совокупный спрос можно выразить формулой: AD = C + I + G + X. Кривая совокупного спроса показывает количество товаров и услуг, которые потребители готовы приобрести при каждом возможном уровне цен. Движение по кривой AD отражает изменение совокупного спроса в зависимости от динамики цен. Спрос на макро уровне подчиняется той же закономерности, что и на микро уровне: он будет падать при росте цен и увеличиваться при их снижении. Эта зависимость вытекает из уравнения количественной теории денег: MV = PY и Y=MV/P, где P – уровень цен в экономике; Y – реальный объем выпуска, на который предъявлен спрос; М – количество денег в обращении; V – скорость обращения денег. Из этой формулы следует, что чем выше уровень цен Р, тем (при условии фиксированного предложения денег M и скорости их обращения V) меньше количество товаров и услуг, на которые предъявлен спрос Y. Обратная зависимость между величиной совокупного спроса и уровнем цен связана с: •; эффектом процентной ставки (эффектом Кейнса) – с ростом цен увеличивается спрос на деньги. При неизменном предложении денег растет ставка процента, а в результате сокращается спрос со стороны экономических агентов, пользующихся кредитами, снижается совокупный спрос; •; эффектом богатства (эффектом Пигу) – рост цен снижает реальную покупательную способность накопленных финансовых активов, делает их владельцев беднее, в результате чего снижается объем импортных закупок, потребление и совокупный спрос; • эффект импортных закупок – рост цен внутри страны при неизменных ценах на импорт перекладывает часть спроса на импортные товары, в результате чего сокращается экспорт и снижается совокупный спрос в стране. Наряду с ценовыми на совокупный спрос оказывают влияние Неценовые факторы. Их действие приводит к смещению кривой AD вправо или влево. К неценовым факторам совокупного спроса относятся: •; предложение денег М и скорость их обращения V (что следует из уравнения количественной теории денег); •; факторы, влияющие на потребительские расходы домохозяйств: благосостояние потребителей, налоги, ожидания; •; факторы, воздействующие на инвестиционные расходы фирм: процентные ставки, льготное кредитование, возможности получения субсидий; •; государственная политика, определяющая государственные расходы; •; условия на внешних рынках, влияющие на чистый экспорт: колебания курсов валют, цен на мировом рынке. Изменения совокупного спроса отражены на рис. 9.1. Сдвиг прямой AD вправо отражает увеличение совокупного спроса, а влево – уменьшение.
ИЛИ Равновесие в модели AD-AS В модели AD-AS можно наблюдать два вида равновесия[7]: Взаимосвязь между реальным и потенциальным равновесиями [ править ] Реальное равновесие В данном случае равновесие достигается, когда совокупный спрос равен совокупному предложению в краткосрочном периоде. Точка пересечения двух кривых образует два равновесных значения: общий уровень цен и совокупный выпуск. При сдвиге хотя бы одного из двух данных графиков, точка равновесия смещается туда, куда сместилась та или иная кривая, образуя новые равновесные параметры экономики. Таким образом, с помощью модели AD-AS можно приблизительно прогнозировать изменения в ценах и основных параметрах системы национальных счетов при изменении совокупного спроса или совокупного предложения. [ править ] Потенциальное равновесие Данный вид равновесия показывает, что могло бы быть с уровнем цен и выпуском товаров при полной занятости всех экономических ресурсов. Подобное равновесие является абстрактным и не имеет конкретных точек пересечения, которые могли бы объяснить его. В данном случае рассматривается кривая долгосрочного совокупного предложения и ее положение от точки реального равновесия. Если реальный баланс ниже потенциального, то есть если кривая долгосрочного предложения находится справа от точки реального равновесия, то в стране наблюдается рецессия, поскольку ресурсы используются неэффективно и не полностью. Если же реальное равновесие превышает потенциальное, следовательно, можно говорить о перегреве экономики, потому что тогда ресурсы «переиспользуются». ИЛИ КЕЙНСИАНСКАЯ ВЕРСИЯ МОДЕЛИ AD-AS
В рамках кейнсианского подхода модель AD — AS используется довольно активно. Однако и в этом случае наиболее содержательные выводы получаются только при работе с корректной формой кривых предложения, учитывающей наличие наряду с краткосрочной также и долгосрочной кривой агрегированного предложения. В этом случае сдвиги кривой совокупного спроса от долгосрочного равновесного положения приводят к разрывам, именуемым инфляционным и рецессионным в зависимости от того, в какую сторону от долгосрочного равновесного положения сдвигается объем производства ВВП. На рис. ХШ-3,а представлена ситуация инфляционного разрыва. В этом случае рост совокупного спроса, представленный сдвигом вправо и вверх кривой AD, ведет в краткосрочном периоде к росту производства сверх потенциального уровня. Инфляционным разрыв между потенциальным и реальным равновесными выпусками - D Y’ - > 0 - называется потому, что долгосрочным следствием роста совокупного спроса будет рост цен при одновременном возврате к потенциальному объему производства. На рис. ХШ-3,б представлена ситуация рецессионного разрыва. В этом случае снижение совокупного спроса, представленное сдвигом влево и вниз кривой AD, ведет в краткосрочном периоде к снижению уровня реального производства по сравнению с потенциальным. Рецессионным разрыв между потенциальным и реальным равновесными выпусками - D Y ’- > 0 - называется потому, что долгосрочным следствием роста совокупного спроса будет, скорее всего, не снижение цен при одновременном возврате к потенциальному объему производства, а стагнация, рецессия, поскольку цены обладают односторонней гибкостью: они относительно легко поднимаются, но крайне медленно опускаются.
Для возврата к потенциальному равновесному уровню кейнсианцы рекомендуют принятие правительством специальных мер по стимулированию совокупного спроса. Это могут быть меры как монетарной, так и фискальной политики. Например, добавление денег способствует сдвигу кривой AD вправо и вверх, в сторону первоначального равновесия. Этому же может способствовать уменьшение налогового бремени или увеличение правительственных расходов при условии, что они не приведут к росту ссудного процента и вызванному этим снижению инвестиционного спроса. Следует, однако, иметь в виду, что точного возврата «в исходное положение» на практике добиться невозможно, при этом «недолеты» будут означать неполное восстановление деловой активности, сохранение связанной с этим вынужденной безработицы и, следовательно, повышенное недовольство части потенциальных избирателей. Поэтому правительство, применяющее кейнсианские рецепты активной макроэкономической политики, скорее будет тяготеть к «перелету», а вместе с ним и к попаданию в ситуацию инфляционного разрыва. На рис. ХШ-4,а,б описаны последствия соответственно повышения и понижения совокупного спроса для промежуточного варианта кривой совокупного предложения. Как и следовало ожидать, здесь имеется смесь крайних вариантов. Так, в случае повышения совокупного спроса (AD → AD') одновременно возникают и инфляционный разрыв ( → Y' на оси абсцисс), и непосредственно рост цен ( → Р' на оси ординат). Наоборот, при понижении совокупного спроса возникают рецессионный разрыв и понижение уровня цен уже в краткосрочном периоде[1][8]. Последнее - понижение уровня цен - приближает кейнсианскую трактовку к неоклассической, а потому → Y' разрыв можно в этом случае называть не только рецессионным, но и дефляционным.
11) Эффект вытеснения — побочный эффект стимулирующей фискальной политики государства. Увеличивая размеры государственных расходов (это может быть вызвано, к примеру, экономическим спадом), правительство выходит на денежный рынок, чтобы профинансировать бюджетный дефицит. Рост спроса на деньги на финансовом рынке приводит к росту цены этих денег — то есть к росту процентной ставки, что неизбежно снизит спрос на инвестиции в реальный сектор экономики. Если точка пересечения IS и LM приходится на нижнюю часть кривойLM, оказывается, что увеличение денежной массы очень слабо повлияет на процентную ставку, а следовательно, и на инвестиции, которые должны стать катализатором роста национального дохода. Такая ситуация называется ликвидной ловушкой, поскольку изменение ликвидности не изменяет национальный доход. 2. При низком уровне процентной ставки, т.е. в условиях близких к ликвидной ловушке, выгоднее увеличивать государственные расходы. 3. При низкой чувствительности инвестиций к процентной ставке, т.е. в условиях инвестиционной ловушки, предпочтительнее использовать увеличение госрасходов. 4. При высокой чувствительности инвестиций к процентной ставке, т.е. тогда, когда IS близка к горизонтальной прямой, выгоднее использовать увеличение денежной массы.
12) Инфляция -- явление, присущее экономике, использующей бумажные деньги. Она проявляется в форме повышения общего уровня цен и удорожания иностранной валюты. Иначе говоря, инфляция (от лат. «inflatio» -- вздутие) рассматривается как процесс обесценивания денег и соответственно роста цен, происходящий в результате переполнения каналов обращения де нежной массой сверх необходимой для товарооборота. 13) Есть множество причин инфляции, однако, в каждой стране складываются свои социально-экономические условия ее возникновения. Выделяют внешние и внутренние причины инфляции. Внутренние причины обусловлены состоянием экономики данной страны. Среди них можно выделить: 14)Экономические последствия инфляции Первое из них -перераспределение доходов и богатства. Предположим, что некий господин А взял ссуду у господина Б на 5 месяцев и за эти пять месяцев инфляция обесценила рубль в 2 раза. Это означает, что через положенный срок А вернет Б формально, по номиналу всю сумму кредита, а реально - только 50%. Обиднее всего то, что полностью избавиться от подобного негативного эффекта нельзя в силу непредсказуемости и несбалансированности инфляции. При инфляции, следовательно, невыгодно давать в долг надолго не только по фиксированной ставке, но зачастую даже по нарастающей. Если же давать в долг под слишком высокий процент нарастания, то подобные ссуды вряд ли кто возьмет по той же причине--непредсказуемость инфляции. Например, в США бум индивидуального жилищного строительства 70-х гг. (период сильной непредсказуемой инфляции) финансировался за счет кредиторов. 15) Б езработица - это социально - экономическое явление, при котором часть рабочей силы (экономически активного населения) не занята в производстве товаров и услуг. Безработные наряду с занятыми формируют рабочую силу страны. В реальной экономической жизни безработица выступает как превышение предложения рабочей силы над спросом на неё. 1 Уровень безработицы – доля числа безработных в самодеятельном населении страны: Самодеятельное население – это все население минус лица, не достигшие 16 лет, а также находящиеся в специализированных учреждениях (тюрьмы, психиатрические больницы), минус выбывшие из состава рабочей силы (пенсионеры, учащиеся, инвалиды). 2 Естественный уровень безработицы – "нормальный" или минимальный возможный в стране уровень безработицы, при котором существуют лишь два неизбежных ее типа: фрикционная и структурная (в США она составляет примерно 6,5%, в Японии – 2…3%). 16) Различают пять типов безработицы: 17) Формой реализации государственной политики занятости на всех уровнях управления являются федеральные, территориальные и местные (городские, районные) программы. В современных условиях исходным постулатом стратегии занятости в российском обществе должно стать сохранение и до известных пределов повышение уровня занятости населения, одновременно не блокируя высвобождение лишней рабочей силы с предприятий.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 338; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.140.232 (0.019 с.) |