Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Финансовая устойчивость и безопасностьСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В обеспечении экономической безопасности особая роль принадлежит поддержанию финансовой устойчивости экономики. Выделение финансовой безопасности в отдельную относительно самостоятельную ветвь экономической безопасности обусловлено тем, что финансовая система в виде финансовых потоков и отношений гораздо более чувствительна к внутренним и внешним угрозам, чем материально-вещественные объекты и процессы в экономике. Финансы способны самовозбуждаться. В результате локальные кризисы могут перерастать в глобальные, охватывающие в короткий отрезок времени всю финансовую систему и приводящие к ее глубокому расстройству в виде инфляционных и курсовых всплесков, замораживания вкладов и денежных выплат, невыполнения долговых обязательств, а то и деноминации или замены национальной валюты. Показатели, определяющие финансовую устойчивость страны, приводимые в Государственной стратегии экономической безопасности России, принятой в 1996 г., включают: а) уровень дефицита бюджета; б) стабильность цен; в) нормализацию финансовых потоков и расчетных отношений; г) устойчивость банковской системы и национальной валюты; д) степень защищенности интересов вкладчиков; е) золотовалютный запас страны; ж) состояние и уровень развития финансового рынка и рынка ценных бумаг; з)внешний и внутренний долг страны; и) дефицит платежного баланса; к)финансовые условия активизации инвестиционной деятельности.
Приводимая система может быть дополнена следующими показателями: а) стабильность финансовых потоков и расчетных отношений на всех уровнях финансовой системы; б) исполнение платежных обязательств, уровень неплатежей; в) «прозрачность» финансовых потоков; г) доля денежных расчетов в общем объеме оборота; д) несанкционированная утечка финансового капитала за рубеж; е) скорость обращения денежной массы; ж) величина денежной массы в обращении. Показатели финансовой устойчивости целесообразно разделить на две группы: а) измеримые в количественном выражении, обладающие пороговыми значениями и пороговыми зонами, выход за пределы которых свидетельствует о б) характеризующие качественные условия и ограничения, которые необходимо соблюдать во избежание возможного нарушения финансовой устойчивости.
В табл. 28.1 приведены в качестве примера наиболее значимые параметры, индикаторы устойчивости, относящиеся преимущественно к финансовой системе России по ее состоянию в период между 2001 и 2005 гг. Таблица 28.1 построена на основе данных, приводимых в научной литературе, экспертных оценок ученых-экономистов, включая автора книги. Тем самым эти Измеримые индикаторы финансовой устойчивости и их пороговые значения
пороговые значения параметров, индикаторов финансовой устойчивости не имеют нормативного характера и относятся к разряду аналитических. Следует обратить внимание на то, что экономическая и финансовая система страны обладает способностью переносить угрозу безопасности тем дольше, чем ниже величина угрозы. Это дает основание утверждать, что пороговые значения критериев устойчивости следовало бы определять как произведение величины угрозы и времени ее действия. Тем самым высокий уровень финансовой опасности для страны создают не только значительные по величине отклонения параметров функционирования финансовой системы от расчетных, нормативных значений в виде локальных «всплесков». Из опыта известно, например, что даже крупные всплески или провалы валютных курсов, курсов ценных бумаг удается гасить, если они не приобретают затяжной характер. В то же время весьма длительное действие не столь уж крупных по величине угроз способно подорвать безопасность в связи с действием эффекта «накопления». Для России в период 2008—2010 гг. наибольшую финансовую опасность представляют следующие угрозы: -рост корпоративного внешнего долга; -расчеты по внутреннему долгу; -недостаточность средств федерального, региональных и местных бюджетов для выполнения принятых государственных обязательств; -низкий уровень инвестирования производства, инноваций, инфраструктуры; -нестабильность цен. Характерно, что в 2001—2005 гг. наблюдалась тенденция к повышению финансовой устойчивости российской экономики, которая затем стала иссякать. Приводимые в табл. 28.1 пороговые значения параметров устойчивости в значительной мере условны, представляют оценочные ориентиры, установленные на основе приводимых в литературе экспертных суждений, а также исходя из российского опыта последних лет. Следует заметить, что пороговые значения чувствительны к исходному состоянию финансовой системы, наметившихся в ней тенденций и, что еще более важно, зависят друг от друга, от проводимой страной финансовой политики. Установление более определенных пороговых значений параметров финансовой устойчивости (безопасности) требует проведения специальных исследований. Следует также иметь в виду, что превышение пороговых значений способно привести к полному подрыву финансовой системы в виде дефолта, финансового краха только в случае, когда приближение к пороговым значениям не сопровождается принятием мер по преодолению возможных последствий финансового кризиса. Величина пороговых значений является также выраженной функцией допустимого риска, измеряемого вероятностью потери финансовой устойчивости. Чем выше допустимый риск, тем менее жесткие требования предъявляются к пороговым значениям параметров, тем выше зона возможного изменения параметров устойчивости. И наоборот, чем ниже допустимый риск, тем более жесткие требования предъявляются к зоне возможного изменения параметров финансовой устойчивости. Представляет интерес с научной и практической точки зрения выделить в финансовой безопасности раздел, именуемый бюджетно-налоговой безопасностью. Бюджетно-налоговая безопасность понимается как обеспечение устойчивого, сбалансированного состояния федерального и консолидированного бюджета Российской Федерации, соответствия его доходной и расходной частей, способность бюджета удовлетворять государственные нужды в финансовых ресурсах, опираясь на достаточность налоговых и иных поступлений в бюджеты разных уровней при обеспечении высокого уровня собираемости налогов и неналоговых платежей. Бюджетно-налоговая безопасность предусматривает: -недопущение дефицитности бюджетов федерального, регионального, муниципального уровней сверх предельно допустимого уровня; -соблюдение принципов бюджетного федерализма; -бюджетное обеспечение государственных расходов на поддержание и развитие производственной и социальной сферы, целевых программ и инвестиционных проектов, финансируемых из государственного бюджета; -бюджетное обеспечение внешних и внутренних обязательств государства; -достижение уровня собираемости налогов и неналоговых доходов бюджета в соответствии с установленными законом налогооблагаемой базой, налоговыми ставками, отчислениями в бюджет; -предотвращение чрезмерной налоговой нагрузки, подрывающей стимулы к развитию производства и предпринимательства. Характерно, что требования двух составляющих бюджетно-налоговой безопасности — бюджетной безопасности и налоговой безопасности — взаимно противоречивы и потому трудно поддаются согласованию. Формально для повышения бюджетной безопасности государства следует увеличивать нагрузку на налогоплательщиков, так как налоги — основной источник поступления средств в бюджеты всех уровней. Но рост налоговых ставок сверх разумных пределов снижает налоговую безопасность, так как вызывает уменьшение уровня собираемости налогов и подавляет стремление налогоплательщиков увеличивать налогооблагаемые доходы. В соответствии с интересами как бюджетной, так и налоговой безопасности, органично слитыми в единую бюджетно-налоговую безопасность, представляющую основу государственной финансовой безопасности, надлежит искать компромисс между стремлением наполнить государственный бюджет и не угнетать налогоплательщиков чрезмерным налоговым бременем. В зависимости от финансовой ситуации в стране и проблем обеспечения экономического роста государство определяет, регулирует, изменяет доходы и расходы бюджета, виды налогов, уровни налоговых ставок. Экономические и финансовые процессы последних лет вывели реформирование бюджетно-налоговой системы России как фактор обеспечения экономической безопасности на первое место. После финансового кризиса 1 998 г. подобное утверждение стало очевидным и привело к проведению ряда мер по стабилизации бюджетно-налоговой системы, ее укреплению, резервированию финансовых ресурсов. Наряду с дальнейшими преобразованиями организации управления бюджетными процессами на всех уровнях, реализацией курса на повышение собираемости налогов и неналоговых поступлений в бюджетную систему необходим подъем всей экономики, производства как основы формирования финансовых ресурсов страны. Без решения этой фундаментальной проблемы полностью обеспечить экономическую и финансовую безопасность страны не представляется возможным.
Тест по теме 16 1.Под экономической безопасностью понимают:
а) защиту интересов граждан, организаций и государства от внутренних и внешних угроз б) защиту организаций от рейдерства в) защита общества от мошенничества
2.Экономическая безопасность это: а)защита общества от безработицы б)обеспечение нетрудоспособных лиц материальными выплатами в)способность экономики сохранять устойчивое состояние от внешних угроз и кризисных ситуаций.
3.Выживание экономической системы характеризуется: а)разработкой плана по выходу из кризисной ситуации б)сохранением на определенном уровне показателей производства, рапределения, потребления. в)заключением союзов с другими странами.
4.Важную роль в обеспечении экономической безопасности играет: а) финансовая устойчивость б)финансовая безопасность в)финансовая устойчивость и безопасность
5.Показатели определяющие финансовую устойчивость страны приведены: а) в Государственной стратегии экономической безопасности страны б) в Государственном законе экономической безопасности страны в) в Государственном плане экономической безопасности страны
Тема 17. Государственное управление экономикой. (2 часа) 1. Планирование и прогнозирование. 2. Государственное программирование. 3. Государственное регулирование экономики. 4. Органы управления экономикой.
Планирование и прогнозирование. Планирование вместе с предшествующим, дополняющим и обосновывающим его прогнозированием и экономическим анализом представляют, как уже упоминалось, составную часть управления экономикой. Оно может применяться и применяется на общегосударственном уровне (народнохозяйственное планирование), на уровне отраслей (отраслевое планирование) и регионов (региональное планирование), отдельных сфер экономики (например, социальное или бюджетное планирование), предприятий, компаний, фирм. Вполне применимо планирование и на уровне домашнего хозяйства, семьи в виде, скажем, планирования семейного бюджета. В настоящей главе основное внимание уделено месту и роли государства в планировании экономики, государственному плановому воздействию на социально-экономические процессы. В широком смысле слова планирование есть предопределение будущего, построение активного образа, модели намечаемого будущего состояния экономики при одновременном установлении путей, способов, средств и сроков достижения этого состояния, конечных рубежей планируемых действий Планы ориентированы на определенные цели, на решение задач, стоящи! перед экономикой, что находит отражение в показателях плана, его числовых параметрах, фиксирующих меру, степень решения социально-экономических задач, продвижения к намеченным конечным целям. Плановые показателя отражают также направленность экономических действий, промежуточные результаты, виды и объемы затрачиваемых ресурсов для достижения плановых целей. Но план содержит не только плановые показатели, а и плановые мероприятия, задания. Планы теснейшим образом связаны со временем, так как они разрабатываются на определенный период, именуемый плановым периодом. Результирующие показатели планов фиксируются на момент времени, соответствующий окончанию планового периода. В масштабах экономики в целом наиболее распространены годовое планирование и экономическое планирование на несколько лет. Наблюдаются попытки планирования экономики на 10—20-летний период, но это уже скорее планы-предположения, планы-прогнозы, так как неопределенность будущих условий функционирования экономики не позволяет предопределить ее картину через столь значительное время. Эта трудность не исключает, однако, разработки долговременных плановых проектов, программ, касающихся решения отдельных социальных, научно-технических, экологических и других проблем. В отличие от планирования, экономическое прогнозирование, будучи способом научного предвидения, построения вариантных гипотез возможные экономических траекторий, отваживается на проникновение в более отеленное время, пронзает большее временное расстояние. Экономические прогнозы на 10—15, а то и на 20—30 лет — нередкое явление. Вместе с тем широко используются и краткосрочные прогнозы, не только на год, но и на месяц или даже неделю. Это в основном конъюнктурные прогнозы поведения рынков, цен, валютных курсов. Экономическое планирование являет собой выражение воли планирующего субъекта достичь желаемых целей, связанных с удовлетворением потребностей и решением насущных проблем. Осознанность действий людей вообще предполагает, что они вначале строят в своем сознании образ, т.е. план действий, а потом действуют согласно плану. В этом смысле все действия людей, за исключением инстинктивных, есть плановые. Но такие планы чаще всего носят крайне кратковременный и индивидуальный характер, фиксируются только в сознании отдельных людей, потому их не принято считать экономическими планами. Если человек, направляясь в магазин, мысленно намечает, что он купит и по какой цене, то его маломасштабные намерения не называют экономическими планами. Экономические планы есть положенная на бумагу, официально принятая воля многих людей или даже целого государства, определяющая образ действий на ощутимо длительный отрезок времени. Подобные планы отражаются не только в памяти людей, но приобретают документальную форму. Волевое начало в планировании проявляется в предписывающем характере плана, который выражает не просто возможный путь экономического продвижения страны, отрасли, региона, а именно тот путь, которым необходимо следовать, чтобы достичь поставленных целей. Этим план отличается от прогноза, отражающего гипотетическую, вероятную траекторию движения. Впрочем, целевые и нормативные прогнозы, построенные с учетом целевой ориентации экономического развития и нормативных соотношений в экономике, вплотную приближаются к планам. Говоря о крупномасштабном, прежде всего общегосударственном, народнохозяйственном планировании, нельзя обойти проблему его связи с сущностью, характером общественно-политической и социально-экономической системы страны. Многие авторы считают наличие государственного планирования чуть ли не определяющим признаком типа, вида социально-экономической системы. Отсюда появились названия типов экономических систем «плановая экономика» и «рыночная экономика» в понимании «неплановая экономика». Противоречие так называемой плановой экономики экономике рыночного типа достигло апогея в России в период перестройки и постепенного отхода от директивного, адресного, централизованного планирования. Крупный порок советской системы государственного управления экономикой состоял не в том, что частью этой системы было планирование, а в том, что ему придавали глобальный характер «плановой обязаловки», что оно носило директивный характер (государственным планам придавался статус законов), что государственные планы подавляли экономическую свободу хозяйствующих субъектов, связывали по рукам и ногам предпринимательскую инициативу. Планирование в странах с рыночной экономикой в некоторых отношениях представлено полнее и глубже, чем в советской системе хозяйствования. Примером тому служат государственное бюджетное планирование, государственные социально-экономические программы, государственные заказы, которые можно назвать плановыми, развитое планирование, в том числе перспективное, на уровне корпораций, компаний, фирм, повсеместное использование бизнес-планов. Все это в полной мере наличествует в странах с давно сложившейся рыночной экономикой. Существует в них индикативное (рекомендательное, ориентирующее) планирование в общегосударственном масштабе. А в области макроэкономического прогнозирования советские экономистам во многом приходилось учиться у иностранных. Единство плана и рынка в широком смысле слова базируется на принципиальных предпосылках. Есть основания утверждать, что в любой организованной экономике действует принцип планомерного пропорционального развития. Сознательная деятельность людей проявляется в видении желаемого образа, модели будущего состояния, которое должно быть достигнуто в результате плановых действий. А образ, модель будущего — это уже план. Hе план-директива, не план-приказ, а план — желаемая цель. В силу действия физических законов сохранения вещества и энергии, регулирующих взаимные переходы из одного состояния в другое, и экономических законов, накладывающих свой отпечаток на способы экономических действий и экономические отношения, приходится соблюдать, выдерживать определенные материально-вещественные и стоимостные пропорции в общественном производстве и воспроизводстве. А согласно удачному ленинскому выражению, всякая сознательно поддерживаемая пропорциональность есть, по существу, планомерность. Так что от планирования никакое экономике не уйти. Объективная необходимость планирования и заведомое наличие объектов планирования позволяют утверждать, что современная экономика, будь она социалистической или капиталистической, должна сочетать рыночный механизм саморегулирования и плановое управление. Но в условиях рыночное экономики ведущей, определяющей формой управления, способом функционирования становится рыночное саморегулирование, так что подобную экономику можно назвать рыночно-плановой. В итоге есть основания утверждать, что современная система государственного планирования строится на следующих началах: 1.централизованное планирование в масштабах всего хозяйства страны носит преимущественно индикативный, рекомендательный характер и сводится к разработке планов-прогнозов; 2.государственное планирование распространяется преимущественным образом на объекты государственной собственности и проявляется в форме государственных программ (экономических и социальных); 3.формой косвенного государственного планирования являются государственные заказы, закупки; 4.преобладающей формой государственного планирования выступает финансовое, бюджетное планирование; 5.планирование на уровне предприятий, фирм, компаний разных форм собственности представляет в основном самопланирование, находящееся в то же время под воздействием государственного законодательного регулирования и финансирования заказов. Естественно, что в рамках этих общих принципов в каждой стране существуют своеобразные, развивающиеся и изменяющиеся формы и способы экономического планирования. В современной экономике к планированию теснейшим образом примыкает, смыкается с ним и частично заменяет его социально-экономическое прогнозирование. Прогноз — это научная, вариантная гипотеза, обоснованное предположение о характере протекания экономических процессов в будущем и о будущем состоянии экономической системы. Прогноз отличается от плана не только тем, что носит многовариантный и предположительный характер, но и гораздо более широким полем охвата экономических процессов и явлений. Планировать можно только те процессы, которые подвластны людям, которыми человек, общество способны управлять. Прогнозировать можно любые экономические и близкие к ним процессы, о которых у людей есть маломальское представление, основанное на опыте жизненной практики и научных изысканиях. Прогнозировать удается такие не подверженные планированию, мало управляемые или совсем не управляемые процессы, явления, как погодно-климатические условия, демография (рождаемость, половозрастная структура населения, миграция), военно-политическая ситуация, научно-технические открытия и изобретения, запасы полезных ископаемых, предпочтения моды и вкусов потребителей, глобальные тенденции мироздания. Во всех этих и им подобных сферах государственные органы, правительство, формирующие экономическую политику, вырабатывающие образ действий, вынуждены опираться на научное прогнозирование, а иногда даже на футурологию, предсказания провидцев. Экономическое прогнозирование не ограничивается неуправляемыми процессами, явлениями, событиями, оно распространяется на область планируемых, управляемых объектов. С одной стороны, данные перечисленных выше прогнозов неуправляемых событий широко используются в качестве исходной информации в ходе принятия государственных экономических решений, построения планов и программ экономических действий. С другой стороны, разработке социально-экономических планов и программ должны предшествовать анализ и прогноз планируемых объектов и процессов, составляющие основу предплановых разработок. Подобные прогнозы, составляемые обычно в нескольких вариантах, дают возможность разработчикам бюджетов, планов и программ, лицам, принимающим государственные решения в области экономики, обозреть поле возможных действий, чтобы выбрать лучший способ экономического поведения. На государственном уровне прогнозирование настолько тесно взаимодействует и сливается с планированием, что в современной экономике правомерно говорить не о планах и прогнозах в отдельности, а о планах-прогнозах.
|
|||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 859; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.147.146 (0.019 с.) |