БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ



Состояние экономики, отвечающее требованиям экономи­ческой безопасности Республики Беларусь, должно характе­ризоваться определенными качественными критериями и па­раметрами (пороговыми значениями), обеспечивающими при­емлемые для большинства населения условия жизни и разви­тия личности, устойчивость социально-экономической ситуа­ции, военно-политическую стабильность общества, целост­ность государства, возможность противостоять влиянию внут­ренних и внешних угроз. Для определения критериев и пара­метров, отвечающих требованиям экономической безопасности Республики Беларусь, необходимо учитывать: | > 1. Способность экономики функционировать в режиме Расширенного воспроизводства. Это означает, что в стране лжны быть достаточно развиты отрасли и производства, яощие жизненно важное значение для функционирования 'Дарства как в обычных, так и в экстремальных условиях,


124

способные обеспечить процесс воспроизводства независимо от внешнего воздействия.

Беларусь не должна допускать критической зависимости экономики от импорта важнейших видов продукции, произ­водство которых на необходимом уровне может быть органи­зовано в стране. По расчетам специалистов, таким критичес­ким уровнем считается порог 35 — 40% — показатель доли импорта в розничном товарообороте. Вместе с тем необходимо развивать свою экономику с учетом внешнеэкономического сотрудничества, международной кооперации производства.

Важнейшим требованием экономической безопасности Республики Беларусь является сохранение государственного контроля над стратегическими ресурсами, недопущение их вы­воза в размерах, способных причинить ущерб национальным интересам Беларуси.

^ 2. Приемлемый уровень жизни населения и возмож­ность его сохранения. Нельзя допустить выхода показателей уровня бедности, имущественной дифференциации населения и безработицы за границы, максимально допустимые с пози­ции социально-политической стабильности общества. По рас­четам специалистов, пороговый уровень бедности, за предела­ми которого следует вести речь об утрате страной позиций экономической безопасности, составляет 10% населения.

Квалифицированный, добросовестный труд должен обес­печивать достойный уровень жизни.

Доступность для населения образования, культуры, меди­цинского обслуживания, тепло-, электро- и водоснабжения, транспорта, связи, коммунальных услуг является одним из не­обходимых условий экономической безопасности Беларуси.

> 3. Устойчивость финансовой системы, определяемую уровнем дефицита бюджета, стабильностью цен, нормализаци­ей финансовых потоков и расчетных отношений, устойчи­востью банковской системы и национальной валюты, степенью защищенности интересов вкладчиков, золотовалютного запа­са, развитием белорусского финансового рынка и рынка ценных бумаг, а также снижением внешнего и внутреннего долга и дефицита платежного баланса, обеспечением финансо­вых условий для активизации инвестиционной деятельности.


125

> 4. Рациональную структуру внешней торговли, обес­
печивающую доступ отечественных товаров перерабатываю­
щей промышленности на внешний рынок, максимально допус­
тимый уровень удовлетворения внутренних потребностей за
счет импорта (с учетом региональных особенностей), обеспе­
чение приоритета экономических отношений со странами ближ­
него зарубежья и прежде всего — с Россией. Сбалансирован­
ная внешнеэкономическая политика предполагает как удовлет­
ворение потребностей внутреннего рынка, так и защиту оте­
чественных производителей с использованием принятых в
международной практике защитных мер.

> 5. Поддержание научного потенциала страны и сохра
нение ведущих отечественных научных школ,
способных
обеспечить независимость Беларуси на стратегически важных
направлениях научно-технического прогресса.

> 6. Сохранение единого экономического пространства и
широких межрегиональных экономических отношений,
обеспечивающих соблюдение общегосударственных интересов,
исключающих развитие сепаратистских тенденций, и функци­
онирование единого общебелорусского рынка или интегриро­
ванной системы региональных рынков с учетом их производ­
ственной специализации.

> 7. Создание экономических и правовых условий, исклю­
чающих криминализацию общества и всех сфер хозяйствен­
ной и финансовой деятельности, захват криминальными
структурами производственных и финансовых институтов, их
Проникновение в различные структуры власти.

> 8. Определение и обеспечение необходимого государ
ственного регулирования экономических процессов,
гаранти­
рующего нормальное функционирование рыночной экономики
как в обычных, так и в экстремальных условиях.

МЕРЫ И МЕХАНИЗМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ

БЕЗОПАСНОСТИ

- Меры и механизмы экономической политики, разрабаты-

ваемые и реализуемые на республиканском и региональном /Уровнях, должны быть направлены на предотвращение внут-


126

ренних и внешних угроз экономической безопасности Респуб­лики Беларусь.

> 1. Мониторинг факторов, определяющих угрозы эко­
номической безопасности Республики Беларусь.
Важнейши­
ми элементами механизма обеспечения экономической безо­
пасности Республики Беларусь являются мониторинг и прог­
нозирование факторов, определяющих угрозы экономической
безопасности.

Мониторинг как оперативная информационно-аналитичес­кая система наблюдений за динамикой показателей безопас­ности экономики имеет большое значение для переходного состояния экономики при наличии серьезных межотраслевых диспропорций и острой недостаточности ресурсов (прежде всего финансовых), сильной подвижности и неустойчивости социально-экономических индикаторов. Это определяет повы­шение требований к государственной статистике в части комп­лексности, глубины и форм охвата объектов статистического наблюдения, качества и оперативности информации.

Объективный и всесторонний мониторинг экономики и общества с точки зрения экономической безопасности Респуб­лики Беларусь должен проводиться на основе анализа конк­ретных количественных значений индикаторов экономической безопасности.

Для осуществления мониторинга факторов, определяющих внутренние и внешние угрозы экономическим интересам личности, общества и государства, первоочередной задачей является создание организационно-информационной базы.

> 2. Разработка критериев и параметров (пороговых
значений) экономической безопасности Республики Беларусь.

Для реализации Государственной стратегии должны быть разработаны количественные и качественные параметры (по­роговые значения) состояния экономики, выход за пределы которых вызывает угрозу экономической безопасности стра­ны, характеризующие:

• динамику и структуру валового внутреннего продукта, показатели объемов и темпов промышленного производства, отраслевую и региональную структуру хозяйства и динамику отдельных отраслей, капитальные вложения и т.п.;

J


127

• состояние природно-ресурсного, производственного и на­
учно-технического потенциала страны;

• способность хозяйственного механизма адаптироваться к
меняющимся внутренним и внешним факторам (темпы инфля­
ции, дефицит государственного бюджета, воздействие внешне­
экономических факторов, стабильность национальной валюты,
внутренняя и внешняя задолженность и т.п.);

• состояние финансово-бюджетной и кредитной систем;

• качество жизни населения (валовой внутренний продукт
на душу населения), уровень безработицы и дифференциации
доходов, обеспеченность основных групп населения материаль­
ными благами и услугами, состояние окружающей среды и т.п.

Количественные параметры должны быть разработаны не только для страны в целом, но и для каждого ее региона. При этом состав критериев и показателей экономической безопас­ности Республики Беларусь по регионам должен корреспонди­ровать с соответствующим составом критериев и параметров в части, касающейся экономики и национальных интересов Бе­ларуси в целом.

На основе сформулированных в Государственной страте­гии национальных интересов в области экономики, критериев и параметров экономической безопасности Республики Бела­русь определяются меры и разрабатываются механизмы реа­лизации экономической политики, направленные на обеспече­ние экономической безопасности страны.

> 3. Деятельность государства по обеспечению экономи ческой безопасности Республики Беларусь. Она осуществля­ется по следующим основным направлениям:

• выявление случаев, когда фактические или прогнозируе­
мые параметры экономического развития отклоняются от поро­
говых значений экономической безопасности, и разработка
комплексных государственных мер по выходу страны из зоны
опасности. Меры и механизмы, обеспечивающие экономичес-
^ую безопасность Республики Беларусь, разрабатываются
^повременно с государственными прогнозами ее социаль-
Чо-экономического развития, а реализуются в программе соци-

А*льно-экономического развития Республики Беларусь;


128

• организация работы в целях реализации комплекса мер
по преодолению или недопущению возникновения угроз эконо­
мической безопасности Республики Беларусь;

• экспертиза принимаемых решений по финансовым и хо­
зяйственным вопросам с позиции экономической безопасности
Республики Беларусь. Законодательные и иные нормативные
правовые акты при их подготовке в обязательном порядке
должны проходить экспертизу на предмет экономической безо­
пасности Республики Беларусь.

Реализация мер по устранению угроз экономической безо­пасности Республики Беларусь требует системы контроля за их исполнением. Система контроля должна учитывать права и ответственность собственника.

Информационная безопасность

Современный этап развития общества характеризуется возрастающей ролью информационной сферы, представляю­щей собой совокупность информации, информационной инфраструктуры, субъектов, осуществляющих сбор, формиро­вание, распространение и использование информации, а также системы регулирования возникающих при этом общественных отношений. Информационная сфера, являясь системообразую­щим фактором жизни общества, активно влияет на состояние политической, экономической, оборонной и других составляю­щих безопасности Республики Беларусь. Национальная безо­пасность страны в значительной степени зависит от обеспече­ния информационной безопасности, и в ходе технического прогресса эта зависимость будет возрастать.

Под информационной безопасностью Республики Беларусь понимают состояние защищенности ее националь­ных интересов в информационной сфере, определяющихся со­вокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства.

Интересы личности в информационной сфере заключаются в реализации конституционных прав человека и гражданина на доступ к информации, на использование информации в интере­сах осуществления не запрещенной законом деятельности, физи­ческого, духовного и интеллектуального развития, а также в за­щите информации, обеспечивающей личную безопасность.

J


129

Интересы общества в информационной сфере состоят из обеспечения интересов личности в этой сфере, упрочения де­мократии, создания правового социального государства, достижения и поддержания общественного согласия, духов­ного обновления Беларуси.

Интересы государства в информационной сфере заключа­ются в создании условий для гармоничного развития белорус­ской информационной инфраструктуры, для реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею в целях обеспечения незыблемости конституционного строя, суверени­тета и территориальной целостности республики, политичес­кой, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и правопорядка, развитии равноправ­ного и взаимовыгодного международного сотрудничества.

На основе национальных интересов Республики Беларусь в информационной сфере формируются стратегические и теку­щие задачи внутренней и внешней политики государства по обеспечению информационной безопасности.





Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.85.57.0 (0.007 с.)