Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проект и проектный цикл как объекты управленияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Инвестиционный проект — пакет инвестиций и связанных с ними видов деятельности характеризуется: • заданной целью (целями} (решением проблемы, дости • учетом внешних условий (институциональных, право • источниками финансирования; • определенной организационно-правовой формой управ • ограничениями времени с указанием как сроков начала, Преимущества и недостатки проектной формы управления представлены в табл. 4.1. Организация инвестиционной деятельности в форме проекта получила распространение во всех экономически развитых странах, в том числе и в таких авторитетных международных организациях, как Всемирный банк (The World Bank), Организация промышленного развития при ООН (UNIDO), Международная сельскохозяйственная организация (РАО), Орга- низация экономического сотрудничества и развития (OECD) и др. Эта форма управления инвестиционной деятельностью принята и в Республике Беларусь, в том числе на уровне государственного управления экономикой. Таблица 4.1 Преимущества и недостатки проекта
Преимущества Недостатки
Является основой для системного анализа информации, поступающей из разных источников Позволяет определять приоритеты для вложения инвестиций Позволяет оценить эффект для всех участников, включая государство Привлекает разные организаций и специалистов Существенно повышает эффективность управления инвестициями Облегчает процесс контроля за реализацией с помощью выработанных критериев Зависит от качества вводимой информации. Надежность проекта не может превосходить достоверность вводимой информации Зависит от квалификации экспертов, их оценок и прогнозов Не позволяет избежать риска Непригоден для решения задач, не имеющих количественной оценки Не позволяет выбрать лучший из существенно различающихся проектов Отсутствует единый подход к интерпретации результатов анализа Процесс управления проектом начинается с момента определения его целей и задач, рассмотрение проблемы управления проектом только на стадиях инвестиционной фазы является недостаточным. Объектом управления проектом является весь проектный цикл, начиная со стадии идентификации и завершая оценкой результатов уже осуществленного проекта. Важность управления проектом сложно переоценить. Можно блестяще подготовить технико-экономическое обоснование, но неэффективно управлять проектом, и именно это приведет либо к перерасходу ресурсов, либо к замораживанию (отказу ОТ реализации) проекта с последующей его продажей более надежным структурам управления. У В соответствии с признаками понятия «про- управление проектом. — это своевременное дости- ™ сах и времени. Эффективное управление проектом, иными словами, предполагает непременное и в полном объеме выполнение на практике того, что было запланировано в ходе его подготовки. Неслучайно в этом общем определении не упоминается критерий экономии ресурсов и определения графика работ, как было принято в социалистическом соревновании. Если в проекте строго согласован график поставок материалов и оборудования, а в дальнейшем — и реализации конечной продукции, то экономия как недовложение ресурсов и опережение как срыв графика работ свидетельствуют скорее о неэффективности системы управления. В другой же ситуации, например когда условия конкурса проектов восстановления дороги предусматривают выплату премии за сокращение времени работы, досрочное выполнение проекта выступает как критерий эффективного управления. Основная функция управления проектом — координация деятельности его различных участников (табл. 4.2). Табчица 4 2 Координация деятельности участников проекта Фаза предынвестицион-ных исследований На начальных стадиях собственник проекта определяет цели, необходимые ресурсы, время выпот-нения, структуру управления и источники финан-i сирования проекта Из собственных средств он оплачивает услуги консалтинговых, юридических и аудиторских фирм и обеспечивает заемное финансирование
Фаза инвестирования Фаза эксплуатации Функции оперативного управления либо делегиру-! ются собственником администрации проекта, либо выполняются им самим Право принятия стратеги-1 ческих решений остается за собственником проекта На стадиях этой фазы оперативное управление проектом осуществляется либо самим собственником,) либо организацией, эксплуатирующей проект Пра-1 во принятия стратегических решений по-прежнему остается за собственником проекта
Фаза оценки результатов проекта Управление и, чаще всего, одновременное исполнение задач этой фазы осуществляется либо непосредственно собственником проекта, обладающим наиболее полной информацией о реализации проек та, либо финансирующими проект организациями J
:i Таким образом, в основе процесса проектною управления ле жит право собственности на проект. Собственник проекта делегирует свои права владения, распоряжения и пользования проекта другим субъектам хозяйствования, сохраняя при этом право отчуждения. Причем организации, эксплуатирующей проект, делегируется больше прав собственности, чем администрации проекта. Последняя имеет в основном статус наемной рабочей силы, но высококвалифицированной и хорошо оплачиваемой. Таблица 4 3 Стадии управления проектным циклом
J54 Для каждой из стадий проектного цикла характерны свои задачи управления проектом и методы их решения (табл. 4.3). По окончании фазы предынвестиционных исследований и открытию финансирования проекта готовится окончательный проектный документ, содержащий технико-экономическое обоснование (ТЭО) с внесенными после экспертизы поправками, и планы реализации проекта. Последние готовятся теми, кто будет осуществлять оперативное управление проектом. Главную роль при подготовке инвестиционного проекта (ИП) играет оценка его эффективности. Эффективность инвестиционного проекта (ИП) — категория, отражающая соответствие проекта целевой программы, порождающего данный ИП, задачам и интересам его участников. Осуществление эффективных проектов увеличивает поступающий в распоряжение общества внутренний валовой продукт (ВВП), который затем делится между участвующими в проекте субъектами — фирмами (акционерами и работниками), банками, бюджетами разных уровней и пр. Поступлениями и затратами этих субъектов определяются различные виды эффективности ИП. Рекомендуется оценивать эффективность проекта в целом; эффективность участия в проекте. Эффективность проекта в целом оценивают, чтобы определить потенциальную привлекательность проекта для возможных участников и поисков источников финансирования. Она включает: > общественную (социально-экономическую) эффектив > коммерческую эффективность проекта. Показатели общественной эффективности проекта учитывают социально-экономические последствия осуществления ИП для общества в целом, в том числе как непосредственные результаты и затраты проекта, так и «внешние» — в смежных секторах экономики, экологические, социальные и иные внеэкономические эффекты. «Внешние» эффекты при наличии соответствующих нормативных и методических материалов ре- 155 командуется учитывать в количественной форме. В отдельных случаях, когда эти эффекты весьма существенны, при отсутствии указанных документов допускается использование оценок независимых квалифицированных экспертов. Если «внешние» эффекты не допускают количественного учета, то следует провести качественную оценку их влияния. Эти положения относятся также к расчетам региональной эффективности. Показатели коммерческой эффективности проекта учитывают финансовые последствия его осуществления для участника, реализующего ИП, в предположении, что он производит все необходимые для реализации проекта затраты и пользуется всеми его результатами. Показатели эффективности проекта в целом характеризуют с экономической точки зрения технические, технологические и организационные проектные решения. Эффективность участия в проекте определяется с целью проверки реализуемости ИП и заинтересованности в нем всех его участников. Она включает: > эффективность участия предприятий в проекте (эффек > эффективность инвестирования в акции предприятия > эффективность участия в проекте структур более высо
• региональную и народнохозяйственную эффективность — • отраслевую эффективность — для отдельных отраслей - • бюджетную эффективность ИП (эффективность участия Чрсударства в проекте с точки зрения расходов и доходов етов всех уровней). Основные сложившиеся в мировой практике принципы и Ъходы к оценке эффективности инвестиционных проек 156_________________________________________________________ тов (как и целевых программ), адаптированные для условий перехода к рыночной экономике: > рассмотрение программы или проекта на протяжении > моделирование денежных потоков, включающих все > сопоставимость условий сравнения различных программ > принцип положительности и максимума эффекта. Для > учет фактора времени. При оценке эффективности > учет только предстоящих в ходе осуществления прог 157 использованием. Прошлые, уже осуществленные затраты, не обеспечивающие возможности получения альтернативных (т.е. получаемых вне данного проекта) доходов в перспективе — невозвратные затраты, («sunk cost»), в денежных потоках не учитываются и на значение показателей эффективности не влияют; > сравнение ситуации «с проектом» и «без проекта». > учет наиболее существенных как непосредственно эко > учет наличия разных участников программы или проек > многоэтапность оценки. На различных стадиях разра ^ учет влияния на эффективность программы или проекта потребности в оборотном капитале, необходимом для функционирования создаваемых в ходе реализации программы или проекта производственных фондов; >• учет влияния инфляции (изменения цен на различные виды продукции и ресурсов) в период реализации проекта и Возможности использования при реализации проекта нескольких валют; ^ учет (в количественной форме) влияния неопределен-ЯЙстей и рисков, сопровождающих реализацию проекта. ~у"' Оценка эффективности ИП должна осуществляться на ста-4&ях: разработки инвестиционного предложения и декларации j*w намерениях (экспресс-оценка инвестиционного предложе- 0; разработки обоснования инвестиций; разработки ТЭО эекта); осуществления ИП (экономический мониторинг). 158 V Принципы оценки эффективности ИП одинаковы на всех стадиях. Оценка может различаться по видам рассматриваемой эффективности, а также по набору исходных данных и степени подробное ти их описания. На стадии разработки инвестиционного предложения во многих случаях можно ограничиться оценкой эффективности ИП в целом. Схема финансирования проекта может быть намечена в самых общих чертах (в том числе по аналогии, на основании экспертных оценок). При разработке обоснования инвестиций и ТЭО (проек та) должны оцениваться все приведенные выше виды эффективности. При этом на стадии разработки обоснования инвестиций схема финансирования может быть ориентировочной, а на стадии разработки ТЭО (проекта) должны использоваться реальные исходные данные, в том числе и по схеме финансирования. В процессе экономического мониторинга ИП рекомендуется оценивать и сопоставлять с исходным расчетом только показатели эффективности участия предприятий в проекте. Если обнаруживается, что показатели эффективности, полученные при исходном расчете, не достигнуты, рекомендуется на основании расчета эффективности инвестиций для участников ИП с учетом только предстоящих затрат и результатов рассмотреть вопрос о целесообразности продолжения проекта, введения в него изменений и т.д., после чего пересчитать эффективность участия предприятия-проектоустроителя и эффективность инвестирования в акции других участников (в частности, для оценки степени привлекательности проекта для акционеров). Эффективность ИП оценивается в течение расчетного периода, охватывающего временной интервал от начала проекта до его прекращения. Начало расчетного периода рекомендуется определять в задании на расчет эффективности ИП, например, как дату начала вложения средств в проектно-изыска-тельские работы. Расчетный период разбивается на шаги — отрезки, в пределах которых производится агрегирование данных, используемых для оценки финансовых показателей. Шаги 159 расчета определяются их номерами (О, 1,...). Время в расчетном периоде измеряется в годах или долях года и отсчитывается от фиксированного момента to = 0, принимаемого за базовый (обычно из соображений удобства в качестве базового принимается момент начала или конца нулевого шага; при сравнении нескольких проектов базовый момент для них рекомендуется выбирать один и тот же). В тех случаях, когда базовым является начало нулевого шага, момент начала шага с номером m обозначается как tm; если же базовым моментом является конец нулевого шага, через tm обозначается конец шага с номером т. Продолжительность разных шагов может быть различной. Проект, как и любая финансовая операция, т.е. операция, связанная с получением доходов и/или осуществлением расходов, порождает денежные потоки (потоки реальных денег). Денежный поток ИП зависит от времени денежных поступлений и платежей при реализации порождающего его проекта, что определяется для всего расчетного периода. Значение денежного потока обозначается через Ф(0, если относится к моменту времени t, или через Ф(т), если относится к т-у шагу. В тех случаях, когда речь идет о нескольких потоках или о какой-то составляющей денежного потока, указанные обозначения дополняются необходимыми индексами. На каждом шаге значение денежного потока характеризуется: • притока ч, равным размеру денежных поступлений (или • оттоком, равным платежам на этом шаге; • сальдо (активным балансом, эффектом), определяемым Денежный поток Ф(£) обычно состоит из (частичных) потоков от отдельных видов деятельности: от инвестиционной Деятельности Ф„(^); от операционной деятельности Ф0(0; от финансовой деятельности Фф(0. * > Для денежного потока от инвестиционной дея- {Яельности: к притокам относятся продажа активов (возможно, условная) в течение и по окончании проекта, поступления за счет уменьшения оборотного капитала; к оттокам — ^Капитальные вложения, затраты на пусконаладочные работы, ликвидационные затраты в конце проекта, затраты на увеличение оборотного капитала и средства, вложенные в дополнительные фонды (см. следующий раздел). > Для денежного потока от операционной дея > Для денежного потока от финансовой деятель Денежные потоки от финансовой деятельности учитываются, как правило, только на этапе оценки эффективности участия в проекте. Соответствующая информация разрабатывается и приводится в проектных материалах в увязке с разработкой схемы финансирования проекта. Денежные потоки могут выражаться в текущих, прогнозных или дефлированных ценах в зависимости от того, в каких ценах выражаются на каждом шаге их притоки и оттоки. Текущими называются цены, заложенные в проект без учета инфляции. Прогнозные — цены, ожидаемые (с учетом инфляции) на будущих шагах расчета. Дефлированные — это прогнозные цены, приведенные к уровню цен фиксированного момента времени путем деления на общий базисный индекс инфляции. Денежные потоки могут выражаться в разных валютах. Рекомендуется учитывать их в тех валютах, в которых они реализуются (производятся поступления и платежи), вслед за 161 этим приводить их к единой, итоговой валюте и затем дефли-ровать, используя базисный индекс инфляции, соответствующий этой валюте. По расчетам, представляемым в государственные органы, итоговой валютой считается валюта Республики Беларусь. При необходимости по требованию, отраженному в задании на расчет эффективности ИП, денежные потоки выражаются также и в дополнительной итоговой валюте. Схема финансирования подбирается в прогнозных ценах. Цель такого подбора — обеспечение финансовой реализуемости ИП, т.е. обеспечение такой структуры денежных потоков, при которой на каждом шаге расчета имеется достаточное количество денег для его продолжения. Совершенствование процедуры подготовки целевых программ и Инвестиционных проектов на Государственном уровне Финансирование целевых программ и инвестиционных проектов с привлечением бюджетных средств и под гарантии государства осуществляется в соответствии с установленным порядком их подготовки. Однако на данном этапе далеко не всегда задействованы все возможные инструменты инвестиционной политики. Подготовка инвестиционных проектов нередко проводится формально. Заявленные затратные и доходные Характеристики проектов не подтверждаются на практике — стоимость строительства, как правило, оказывается выше про-ерстной, а доходы — ниже. Не учитываются все виды рисков и не разрабатываются механизмы их диверсификации. Подтверждение бюджетной эффективности осложняется теневым характером деятельности отдельных участников инвестиционного процесса. Реализация целевых программ и ИП с участием государства слагает организацию государственного контроля не толь- на стадии их подготовки и принятия решения для открытия ного финансирования или выдачи государственных га-. Должна быть создана замкнутая система реализа-инвестиционного цикла, начиная от стадии разработки Н. Князев 162 программ и проектов и заканчивая стадией окончания реализации каждого из проектов (программы) и анализа его результатов на основе сопоставления с проектными показателями. В связи с этим, помимо системы подготовки целевых программ и ИП на уровне соответствующих министерств и ведомств Республики Беларусь, целесообразно было бы организовать: базу данных по целевым программам и ИП, уже реализованным при участии государства; конкурсный отбор приоритетных целевых программ и ИП; многоканальную экспертизу целевых программ и ИП в целях повышения ответственности разработчиков и качества подготавливаемых документов; мониторинг реализации целевых программ и ИП, прошедших государственную экспертизу, на базе разработанных контрольных показателей; оценку результатов инвестиционной деятельности на основе сопоставления прогнозных и фактических показателей целевых программ и проектов. V Предлагаемая система государственного програм мно-целевого управления является комплексной, завершенной и использующей все инструменты ме ханизма повышения экономической эффективное ти капитального строительства, сокращения инвестиционного цикла, повышения качества гра достроителъной документации и проектов строительства, снижения стоимости, материалоемкости объектов, рационального использования топливно-энергетических и других ресурсов, создания комфортных условий труда и жизнедеятельности работников. Для внедрения системы проведения экспертизы инвестиционных проектов необходимо разработать и принять положения: о Главгосэкпертизе РБ; о разделении полномочий между министерствами и ведомствами РБ в проведении экспертизы ИП; о проведении государственной экспертизы и утверждении предпроектной и проектной документации в системе отдельных министерств и ведомств. 163 Проведение экспертизы целесообразно осуществлять по ИП с использованием инвестиционных ресурсов государственного бюджета, а также по проектам строительства потенциально опасных и технически особо сложных объектов, независимо от источников финансирования капитальных вложений. Перечень инвестиционных проектов, по которым проводится государственная экспертиза, должен быть утвержден Постановлением Совета Министров Республики Беларусь. На примере работы Постоянного Комитета Союзного государства Беларуси и России докт. экон. наук Е. Е. Румянцевой разработана процедура подачи заявок для участия в конкурсе, экспертизы, отбора для финансирования, финансирования совместных целевых программ и проектов и мониторинга их реализации1. Для ее внедрения на уровне государственного управления необходимо следующее: > 1. Определить бюджет данного министерства (ведом > 2. Организовать мониторинг реализации уже принятых > 3. Определить показатели и механизм принятия реше > 4. Разработать и представить на рассмотрение проекты > 5. Выработать процедуру принятия решений по финанси tr------.------------------- Румянцева Е. Е. Пути достижения продовольственной безопас-|$>сти Союзного государства и СНГ (механизм согласования аграрной Йрлитики государств-участников). — Мн: Армита — Маркетинг, Менеджмент, 2001. С.184—185. Развернутое изложение международной "етодики подготовки инвестиционных проектов с приведением конкрет-примеров см. Румянцева Е.Е. Инвестиции и бизнес-проекты В. — Мн.: Армита — Маркетинг, Менеджмент, 2001. 164 финансирование, как обеспечивается контроль за возвратностью средств, когда завершается целевая программа или ИП. > 6. С учетом пп. 2 — 5 разработать методические рекомен > 7. Для органа, принимающего решение о финансировании, > 8. Организовать работу отделов министерства (ведомст Для проведения конкурсов ИП можно создать специальную Комиссию по инвестиционным конкурсам. Составы Комиссии и рабочей группы по инвестиционным конкурсам целесообразно обновлять ежегодно. При наличии нескольких альтернативных проектов, обеспечивающих достижение разными средствами одинаковых результатов, Комиссия по инвестиционным конкурсам или по согласованию с ней отраслевые органы управления организуют экспертизу, в результате которой определяется наиболее перспективный вариант. Требования, предъявляемые ко всем участникам конкурса, — юридическим или физическим лицам, выступающим в качестве претендента по отдельному проекту, — должны быть тождественными. Принятый подход призван обеспечивать выбор наиболее эффективного ИП, соответствовать принципам равенства и объективности оценок предложений участников конкурса. Представляется целесообразной следующая процедура проведения конкурса ИП в Республике Беларусь. Комиссия по инвестиционным конкурсам посредством публикаций в средствах массовой информации доводит до сведения потенциальных претендентов на участие в конкурсном распределении централизованных инвестиционных ресурсов следующие сведения о предстоящем конкурсе: • адрес организатора конкурса, у которого можно получить информацию; 165 • порядок и требования к оформлению и визированию кон • условия процедуры передачи заявок в Комиссию по • обязательство конфиденциальности любой документа • информацию о возможности внесения участниками кон • процедуру и срок определения Комиссией по инвестици Претенденты, желающие участвовать в конкурсном распределении централизованных инвестиционных ресурсов, направляют заявки в адрес Комиссии по инвестиционным конкурсам, где их регистрируют. На основе представленных заявок проводится проверка финансовой состоятельности претендентов и принимается решение об их участии в конкурсе. Не допускаются к конкурсу претенденты: • структуры которых находятся в стадии реорганизации, • сообщившие о себе ложные сведения; • не предоставившие полностью необходимые документы, Обязательной составной частью заявки на участие в конкурсном распределении централизованных инвестиционных ресурсов между проектами является утвержденный претендентом бизнес план, составленный на основе проектно-сметной Документации и заранее опубликованный. **' Комиссия по инвестиционным конкурсам с привлечением не-Вависимых экспертов и консультантов в течение 45 дней со дня Регистрации заявки рассматривает материалы претендента и Принимает решение о предоставлении (отказе) претенденту «воддержки за счет централизованных инвестиционных ресурсов. |р% Сообщение победителю конкурса подтверждается выпис- из решения Комиссии по инвестиционным конкурсам. г< По результатам инвестиционного конкурса оформляют-следующие документы: 166 • протокол Комиссии по инвестиционным конкурсам о вы • соглашение о финансировании ИП за счет средств феде • договор о финансировании проекта, подписанный упол • соглашение о закреплении в государственной собствен Средства государственного бюджета, предоставляемые для финансирования коммерческих ИП, выделяются Министерством финансов Республики Беларусь в пределах фактически произведенных затрат с соблюдением доли централизованных инвестиционных ресурсов и доли собственных и заемных средств в остаточной сметной стоимости проекта, подлежащей реализации, на основании расчетно-платежных документов предприятий и организаций, осуществляющих инвестиционные программы, а также при наличии документов, подтверждающих фактическое направление собственных и заемных средств на финансирование инвестиционных проектов. Министерство финансов Республики Беларусь перечисляет коммерческому банку средства государственного бюджета на возвратной и платной основе для финансирования инвестиционных программ в недельный срок после предоставления данным банком информации о фактически заключенных договорах с предприятиями и организациями и расчетов потребности на выделение средств на основании расчетно-платежных документов предприятий и организаций, осуществляющих инвестиционные программы. Данная процедура проведения конкурса ИП на государственном уровне с успехом отработана в Российской Федерации и может рассматриваться как типовая модель проведения подобных конкурсов в Республике Беларусь.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 237; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.21.106 (0.012 с.) |