Проект и проектный цикл как объекты управления




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проект и проектный цикл как объекты управления



Инвестиционный проект пакет инвестиций и связан­ных с ними видов деятельности характеризуется:

заданной целью (целями} (решением проблемы, дости­
жением результатов);

учетом внешних условий (институциональных, право­
вых, экономических и т.д.);

источниками финансирования;

определенной организационно-правовой формой управ­
ления;

ограничениями времени с указанием как сроков начала,
так и ликвидации проекта.

Преимущества и недостатки проектной формы управления представлены в табл. 4.1.

Организация инвестиционной деятельности в форме проек­та получила распространение во всех экономически развитых странах, в том числе и в таких авторитетных международных организациях, как Всемирный банк (The World Bank), Орга­низация промышленного развития при ООН (UNIDO), Меж­дународная сельскохозяйственная организация (РАО), Орга-


низация экономического сотрудничества и развития (OECD) и др. Эта форма управления инвестиционной деятельностью приня­та и в Республике Беларусь, в том числе на уровне государст­венного управления экономикой.

Таблица 4.1 Преимущества и недостатки проекта


 


Преимущества


Недостатки


 


Является основой для системного анализа информации, поступающей из разных источников

Позволяет определять приоритеты для вложения инвестиций

Позволяет оценить эффект для всех участников, включая государство

Привлекает разные организаций и специалистов

Существенно повышает эффектив­ность управления инвестициями

Облегчает процесс контроля за реа­лизацией с помощью выработанных критериев


Зависит от качества вводимой информации. Надежность проекта не может превосходить достоверность вводимой информации

Зависит от квалификации экспертов, их оценок и прогнозов

Не позволяет избежать риска

Непригоден для решения задач, не имеющих количественной оценки

Не позволяет выбрать лучший из су­щественно различающихся проектов

Отсутствует единый подход к интер­претации результатов анализа


Процесс управления проектом начинается с момента опре­деления его целей и задач, рассмотрение проблемы управле­ния проектом только на стадиях инвестиционной фазы являет­ся недостаточным. Объектом управления проектом является весь проектный цикл, начиная со стадии идентификации и завершая оценкой результатов уже осуществленного проекта.

Важность управления проектом сложно переоценить. Мож­но блестяще подготовить технико-экономическое обоснование, но неэффективно управлять проектом, и именно это приведет либо к перерасходу ресурсов, либо к замораживанию (отказу ОТ реализации) проекта с последующей его продажей более надежным структурам управления.

У В соответствии с признаками понятия «про-
$ ект»
цель, ресурсы и время, эффективное

управление проектом. — это своевременное дости-
% I жение поставленной цели при ограниченных ресур-

™ сах и времени.


Эффективное управление проектом, иными словами, пред­полагает непременное и в полном объеме выполнение на прак­тике того, что было запланировано в ходе его подготовки. Неслучайно в этом общем определении не упоминается крите­рий экономии ресурсов и определения графика работ, как было принято в социалистическом соревновании. Если в про­екте строго согласован график поставок материалов и обору­дования, а в дальнейшем — и реализации конечной продук­ции, то экономия как недовложение ресурсов и опережение как срыв графика работ свидетельствуют скорее о неэффек­тивности системы управления.

В другой же ситуации, например когда условия конкурса проектов восстановления дороги предусматривают выплату премии за сокращение времени работы, досрочное выполнение проекта выступает как критерий эффективного управления.

Основная функция управления проектом — координация деятельности его различных участников (табл. 4.2).

Табчица 4 2 Координация деятельности участников проекта


Фаза предынвестицион-ных исследований


На начальных стадиях собственник проекта опре­деляет цели, необходимые ресурсы, время выпот-нения, структуру управления и источники финан-i сирования проекта Из собственных средств он оплачивает услуги консалтинговых, юридических и аудиторских фирм и обеспечивает заемное финан­сирование


 


Фаза инвестирования

Фаза эксплуатации


Функции оперативного управления либо делегиру-! ются собственником администрации проекта, либо выполняются им самим Право принятия стратеги-1 ческих решений остается за собственником проекта

На стадиях этой фазы оперативное управление про­ектом осуществляется либо самим собственником,) либо организацией, эксплуатирующей проект Пра-1 во принятия стратегических решений по-прежнему остается за собственником проекта


 


Фаза оценки результа­тов проекта


Управление и, чаще всего, одновременное исполне­ние задач этой фазы осуществляется либо непос­редственно собственником проекта, обладающим наиболее полной информацией о реализации проек та, либо финансирующими проект организациями


J



 


:i


Таким образом, в основе процесса проектною управления ле жит право собственности на проект. Собственник проекта де­легирует свои права владения, распоряжения и пользования про­екта другим субъектам хозяйствования, сохраняя при этом право отчуждения. Причем организации, эксплуатирующей проект, де­легируется больше прав собственности, чем администрации проек­та. Последняя имеет в основном статус наемной рабочей силы, но высококвалифицированной и хорошо оплачиваемой.

Таблица 4 3 Стадии управления проектным циклом

  Задачи управ лешю ! Методы решения Участники
  I. Фаза предынвестиционных исследований
  1 Стратегическое пта- «Дерево цетей», то- Инициатор проекта, инвесторы,
  нирование гическая рамка консалтинговые фирмы
  2 Выдетение полно- Линейный график  
  мочий, организацион- ответственности  
  но-правовое оформ-    
  ление проектного    
  цикла    
  3. Подробное плани- Пчаны по методу  
  рование «критического пути»  
  П. Фаза инвестирования
  1. Координация и ру- Метод компромис- Собственник проекта, инвесто-
  ководство сов ры (вложение средств)
  2. Отчетность и конт- Системы информа- Администрация проекта, под-
  роль ции руководства рядчики, поставщики, комму-
    (СИР) и отчеты о нальные службы, государствен
    ситуации, финансо- ные органы, общественные ор-
  вый контроль ганизации
> III. Фаза эксплуатации проекта
  1. Координация и ру- Метод компромиссов Собственник проекта, инвесто-
1 ководство   ры (возврат средств)
  2. Отчетность и конт- СИР и отчеты о си- Организация, эксплуатирую-
. t роль туации, финансовый щая проект, коммунальные
V * t - i. контро ть службы, покупатели продукции
f * j.   (услуг), государственные орга-
'"', *. ------ . _____   ны, общественные организации
4 1 > %fj IV. Фаза оценки результатов проекта
1 *."" ---- -------------- г ВяР. Оценка эффектив- Сравнение п тановых Собственник проекта
Цщости управления про- и фактических пока-  
ЕзСКТом зате тей  

J54

Для каждой из стадий проектного цикла характерны свои задачи управления проектом и методы их решения (табл. 4.3).

По окончании фазы предынвестиционных исследований и открытию финансирования проекта готовится окончатель­ный проектный документ, содержащий технико-экономичес­кое обоснование (ТЭО) с внесенными после экспертизы поправками, и планы реализации проекта. Последние гото­вятся теми, кто будет осуществлять оперативное управление проектом.

Главную роль при подготовке инвестиционного проекта (ИП) играет оценка его эффективности.

Эффективность инвестиционного проекта (ИП) — катего­рия, отражающая соответствие проекта целевой программы, по­рождающего данный ИП, задачам и интересам его участников.

Осуществление эффективных проектов увеличивает посту­пающий в распоряжение общества внутренний валовой про­дукт (ВВП), который затем делится между участвующими в проекте субъектами — фирмами (акционерами и работника­ми), банками, бюджетами разных уровней и пр. Поступления­ми и затратами этих субъектов определяются различные виды эффективности ИП.

Рекомендуется оценивать эффективность проекта в целом; эффективность участия в проекте.

Эффективность проекта в целом оценивают, чтобы определить потенциальную привлекательность проекта для возможных участников и поисков источников финансирова­ния. Она включает:

> общественную (социально-экономическую) эффектив­
ность проекта;

> коммерческую эффективность проекта.

Показатели общественной эффективности проекта учи­тывают социально-экономические последствия осуществления ИП для общества в целом, в том числе как непосредственные результаты и затраты проекта, так и «внешние» — в смежных секторах экономики, экологические, социальные и иные вне­экономические эффекты. «Внешние» эффекты при наличии соответствующих нормативных и методических материалов ре-


155

командуется учитывать в количественной форме. В отдельных случаях, когда эти эффекты весьма существенны, при отсутст­вии указанных документов допускается использование оценок независимых квалифицированных экспертов. Если «внешние» эффекты не допускают количественного учета, то следует про­вести качественную оценку их влияния. Эти положения отно­сятся также к расчетам региональной эффективности.

Показатели коммерческой эффективности проекта учи­тывают финансовые последствия его осуществления для участника, реализующего ИП, в предположении, что он про­изводит все необходимые для реализации проекта затраты и пользуется всеми его результатами.

Показатели эффективности проекта в целом характеризу­ют с экономической точки зрения технические, технологичес­кие и организационные проектные решения.

Эффективность участия в проекте определяется с целью проверки реализуемости ИП и заинтересованности в нем всех его участников. Она включает:

> эффективность участия предприятий в проекте (эффек­
тивность ИП для предприятий-участников);

> эффективность инвестирования в акции предприятия
(эффективность для акционеров акционерных предприя­
тий—участников ИП);

> эффективность участия в проекте структур более высо­
кого уровня по отношению к предприятиям — участникам
ИП, в том числе:

 

• региональную и народнохозяйственную эффективность —
Для отдельных регионов и народного хозяйства РБ;

• отраслевую эффективность — для отдельных отраслей
Народного хозяйства, финансово-промышленных групп, объ­
единений предприятий и холдинговых структур;

- • бюджетную эффективность ИП (эффективность участия Чрсударства в проекте с точки зрения расходов и доходов

етов всех уровней).

Основные сложившиеся в мировой практике принципы и Ъходы к оценке эффективности инвестиционных проек


156_________________________________________________________

тов (как и целевых программ), адаптированные для условий перехода к рыночной экономике:

> рассмотрение программы или проекта на протяжении
всего его жизненного цикла (расчетного периода) — от прове­
дения предынвестиционных исследований до прекращения
проекта;

> моделирование денежных потоков, включающих все
связанные с осуществлением программы или проекта денеж­
ные поступления и расходы за расчетный период с учетом
возможности использования различных валют;

> сопоставимость условий сравнения различных программ
или проектов (вариантов проекта);

> принцип положительности и максимума эффекта. Для
того чтобы программа или проект, с точки зрения инвестора,
был признан эффективным, необходимо, чтобы эффект реали­
зации порождающего его проекта был положительным. При
сравнении альтернативных программ или проектов предпочте­
ние должно отдаваться программе или проекту с наибольшим
значением эффекта;

> учет фактора времени. При оценке эффективности
программы или проекта должны учитываться различные ас­
пекты фактора времени, в том числе: динамичность (измене­
ние во времени) параметров проекта и его экономического
окружения; разрывы во времени (лаги) между производством
продукции или поступлением ресурсов и их оплатой; неравно­
ценность разновременных затрат и/или результатов (пред­
почтительность отдается более ранним результатам и более
поздним затратам);

> учет только предстоящих в ходе осуществления прог­
раммы или проекта затрат и поступлений, включая затраты,
связанные с привлечением ранее созданных производственных
фондов, а также предстоящие потери, непосредственно вы­
званные осуществлением программы или проекта (например,
от прекращения действующего производства в связи с органи­
зацией на его месте нового). Ранее созданные ресурсы, ис­
пользуемые в программе или проекте, оцениваются не затрата­
ми на их создание, а альтернативной стоимостью («opportunity
cost»), отражающей максимальное значение упущенной выго­
ды, связанной с их наилучшим возможным альтернативным


157

использованием. Прошлые, уже осуществленные затраты, не обеспечивающие возможности получения альтернативных (т.е. получаемых вне данного проекта) доходов в перспективе — невозвратные затраты, («sunk cost»), в денежных потоках не учитываются и на значение показателей эффективности не влияют;

> сравнение ситуации «с проектом» и «без проекта».
Оценка эффективности программы или проекта должна про­
изводиться сопоставлением состояния не «до проекта» и
«после проекта», а «без проекта» и «с проектом»;

> учет наиболее существенных как непосредственно эко­
номических, так и внеэкономических последствий программы
или проекта. В тех случаях, когда их влияние на эффектив­
ность допускает количественную оценку, необходимо ее про­
извести. В других случаях учет этого влияния должен осущест­
вляться экспертно;

> учет наличия разных участников программы или проек­
та, несовпадения их интересов и различных оценок стоимости
капитала, выражающихся в индивидуальных значениях нор­
мы дисконта;

> многоэтапность оценки. На различных стадиях разра­
ботки и осуществления программы или проекта (обоснование
инвестиций, ТЭО и др.) их эффективность определяется зано­
во, с различной глубиной проработки;

^ учет влияния на эффективность программы или проекта потребности в оборотном капитале, необходимом для функцио­нирования создаваемых в ходе реализации программы или проекта производственных фондов;

>• учет влияния инфляции (изменения цен на различные виды продукции и ресурсов) в период реализации проекта и Возможности использования при реализации проекта несколь­ких валют;

^ учет (в количественной форме) влияния неопределен-ЯЙстей и рисков, сопровождающих реализацию проекта. ~у"' Оценка эффективности ИП должна осуществляться на ста-4&ях: разработки инвестиционного предложения и декларации j*w намерениях (экспресс-оценка инвестиционного предложе-

0; разработки обоснования инвестиций; разработки ТЭО

эекта); осуществления ИП (экономический мониторинг).


158

V Принципы оценки эффективности ИП одинаковы на всех стадиях. Оценка может различаться по видам рассматриваемой эффективности, а также по набору исходных данных и степени подробное ти их описания.

На стадии разработки инвестиционного предложения во многих случаях можно ограничиться оценкой эффективности ИП в целом. Схема финансирования проекта может быть на­мечена в самых общих чертах (в том числе по аналогии, на основании экспертных оценок).

При разработке обоснования инвестиций и ТЭО (проек та) должны оцениваться все приведенные выше виды эффек­тивности. При этом на стадии разработки обоснования инвес­тиций схема финансирования может быть ориентировочной, а на стадии разработки ТЭО (проекта) должны использоваться реальные исходные данные, в том числе и по схеме финанси­рования.

В процессе экономического мониторинга ИП рекомендует­ся оценивать и сопоставлять с исходным расчетом только по­казатели эффективности участия предприятий в проекте. Если обнаруживается, что показатели эффективности, полученные при исходном расчете, не достигнуты, рекомендуется на осно­вании расчета эффективности инвестиций для участников ИП с учетом только предстоящих затрат и результатов рассмот­реть вопрос о целесообразности продолжения проекта, введе­ния в него изменений и т.д., после чего пересчитать эффектив­ность участия предприятия-проектоустроителя и эффектив­ность инвестирования в акции других участников (в частнос­ти, для оценки степени привлекательности проекта для акцио­неров).

Эффективность ИП оценивается в течение расчетного пе­риода, охватывающего временной интервал от начала проекта до его прекращения. Начало расчетного периода рекомендует­ся определять в задании на расчет эффективности ИП, напри­мер, как дату начала вложения средств в проектно-изыска-тельские работы.

Расчетный период разбивается на шаги — отрезки, в пределах которых производится агрегирование данных, используемых для оценки финансовых показателей. Шаги


159

расчета определяются их номерами (О, 1, ...). Время в расчет­ном периоде измеряется в годах или долях года и отсчитыва­ется от фиксированного момента to = 0, принимаемого за базо­вый (обычно из соображений удобства в качестве базового принимается момент начала или конца нулевого шага; при сравнении нескольких проектов базовый момент для них реко­мендуется выбирать один и тот же). В тех случаях, когда ба­зовым является начало нулевого шага, момент начала шага с номером m обозначается как tm; если же базовым моментом является конец нулевого шага, через tm обозначается конец шага с номером т. Продолжительность разных шагов может быть различной.

Проект, как и любая финансовая операция, т.е. операция, связанная с получением доходов и/или осуществлением рас­ходов, порождает денежные потоки (потоки реальных денег).

Денежный поток ИП зависит от времени денежных поступлений и платежей при реализации порождающего его проекта, что определяется для всего расчетного периода.

Значение денежного потока обозначается через Ф(0, если относится к моменту времени t, или через Ф(т), если относит­ся к т-у шагу. В тех случаях, когда речь идет о нескольких по­токах или о какой-то составляющей денежного потока, указан­ные обозначения дополняются необходимыми индексами.

На каждом шаге значение денежного потока характеризу­ется:

притока ч, равным размеру денежных поступлений (или
результатов в стоимостном выражении) на этом шаге;

оттоком, равным платежам на этом шаге;

сальдо (активным балансом, эффектом), определяемым
разностью между притоком и оттоком.

Денежный поток Ф(£) обычно состоит из (частичных) по­токов от отдельных видов деятельности: от инвестиционной Деятельности Ф„(^); от операционной деятельности Ф0(0; от финансовой деятельности Фф(0.

* > Для денежного потока от инвестиционной дея-{Яельности:к притокам относятся продажа активов (воз­можно, условная) в течение и по окончании проекта, поступ­ления за счет уменьшения оборотного капитала; к оттокам — ^Капитальные вложения, затраты на пусконаладочные работы,


ликвидационные затраты в конце проекта, затраты на увели­чение оборотного капитала и средства, вложенные в дополни­тельные фонды (см. следующий раздел).

> Для денежного потока от операционной дея­
тельности:
к притокам относятся выручка от реализации, а
также прочие и внереализационные доходы, в том числе поступ­
ления от средств, вложенных в дополнительные фонды; к
оттокам — производственные издержки, налоги.

> Для денежного потока от финансовой деятель­
ности
(операции со средствами, внешними по отношению к
ИП, т.е. поступающими не за счет осуществления проекта, ко­
торые состоят из собственного (акционерного) капитала фир­
мы и привлеченных средств): к притокам относятся вложе­
ния собственного (акционерного) капитала и привлеченных
средств: субсидий и дотаций, заемных средств, в том числе и
за счет выпуска предприятием собственных долговых ценных
бумаг; к оттокам — затраты на возврат и обслуживание зай­
мов и выпущенных предприятием долговых ценных бумаг (в
полном объеме, независимо от того, были ли они включены в
притоки или в дополнительные фонды), а также при необхо­
димости — на выплату дивидендов по акциям предприятия.

Денежные потоки от финансовой деятельности учитывают­ся, как правило, только на этапе оценки эффективности уча­стия в проекте. Соответствующая информация разрабатывает­ся и приводится в проектных материалах в увязке с разработ­кой схемы финансирования проекта.

Денежные потоки могут выражаться в текущих, прогноз­ных или дефлированных ценах в зависимости от того, в каких ценах выражаются на каждом шаге их притоки и оттоки.

Текущими называются цены, заложенные в проект без уче­та инфляции.

Прогнозные — цены, ожидаемые (с учетом инфляции) на будущих шагах расчета.

Дефлированные — это прогнозные цены, приведенные к уровню цен фиксированного момента времени путем деления на общий базисный индекс инфляции.

Денежные потоки могут выражаться в разных валютах. Рекомендуется учитывать их в тех валютах, в которых они ре­ализуются (производятся поступления и платежи), вслед за


161

этим приводить их к единой, итоговой валюте и затем дефли-ровать, используя базисный индекс инфляции, соответствую­щий этой валюте. По расчетам, представляемым в государ­ственные органы, итоговой валютой считается валюта Респуб­лики Беларусь. При необходимости по требованию, отражен­ному в задании на расчет эффективности ИП, денежные пото­ки выражаются также и в дополнительной итоговой валюте.

Схема финансирования подбирается в прогнозных ценах. Цель такого подбора — обеспечение финансовой реализуемос­ти ИП, т.е. обеспечение такой структуры денежных потоков, при которой на каждом шаге расчета имеется достаточное ко­личество денег для его продолжения.

Совершенствование процедуры

подготовки целевых программ и

Инвестиционных проектов на

Государственном уровне

Финансирование целевых программ и инвестиционных проектов с привлечением бюджетных средств и под гарантии государства осуществляется в соответствии с установленным порядком их подготовки. Однако на данном этапе далеко не всегда задействованы все возможные инструменты инвестици­онной политики. Подготовка инвестиционных проектов неред­ко проводится формально. Заявленные затратные и доходные Характеристики проектов не подтверждаются на практике — стоимость строительства, как правило, оказывается выше про-ерстной, а доходы — ниже. Не учитываются все виды рисков и не разрабатываются механизмы их диверсификации. Подтвер­ждение бюджетной эффективности осложняется теневым ха­рактером деятельности отдельных участников инвестиционно­го процесса.

Реализация целевых программ и ИП с участием государства слагает организацию государственного контроля не толь-

на стадии их подготовки и принятия решения для открытия ного финансирования или выдачи государственных га-. Должна быть создана замкнутая система реализа-инвестиционного цикла, начиная от стадии разработки

Н. Князев


162

программ и проектов и заканчивая стадией окончания реализа­ции каждого из проектов (программы) и анализа его результа­тов на основе сопоставления с проектными показателями. В связи с этим, помимо системы подготовки целевых программ и ИП на уровне соответствующих министерств и ведомств Республики Беларусь, целесообразно было бы организовать:

базу данных по целевым программам и ИП, уже реализо­ванным при участии государства;

конкурсный отбор приоритетных целевых программ и ИП; многоканальную экспертизу целевых программ и ИП в целях повышения ответственности разработчиков и качества подготавливаемых документов;

мониторинг реализации целевых программ и ИП, прошед­ших государственную экспертизу, на базе разработанных контрольных показателей;

оценку результатов инвестиционной деятельности на основе сопоставления прогнозных и фактических показателей целевых программ и проектов.

V Предлагаемая система государственного програм мно-целевого управления является комплексной, завершенной и использующей все инструменты ме ханизма повышения экономической эффективное ти капитального строительства, сокращения инвестиционного цикла, повышения качества гра достроителъной документации и проектов строи­тельства, снижения стоимости, материалоемкос­ти объектов, рационального использования топливно-энергетических и других ресурсов, соз­дания комфортных условий труда и жизнедея­тельности работников.

Для внедрения системы проведения экспертизы ин­вестиционных проектов необходимо разработать и принять положения:

о Главгосэкпертизе РБ;

о разделении полномочий между министерствами и ведом­ствами РБ в проведении экспертизы ИП;

о проведении государственной экспертизы и утверждении предпроектной и проектной документации в системе отдель­ных министерств и ведомств.


163

Проведение экспертизы целесообразно осуществлять по ИП с использованием инвестиционных ресурсов государствен­ного бюджета, а также по проектам строительства потенциаль­но опасных и технически особо сложных объектов, независи­мо от источников финансирования капитальных вложений. Перечень инвестиционных проектов, по которым проводится государственная экспертиза, должен быть утвержден Постанов­лением Совета Министров Республики Беларусь.

На примере работы Постоянного Комитета Союзного госу­дарства Беларуси и России докт. экон. наук Е. Е. Румянцевой разработана процедура подачи заявок для участия в конкурсе, экспертизы, отбора для финансирования, финансирования сов­местных целевых программ и проектов и мониторинга их реа­лизации1. Для ее внедрения на уровне государственного уп­равления необходимо следующее:

> 1. Определить бюджет данного министерства (ведом­
ства) по доходной части на следующий год.

> 2. Организовать мониторинг реализации уже принятых
целевых программ и ИП, определить показатели мониторинга,
в том числе фактической эффективности.

> 3. Определить показатели и механизм принятия реше­
ний по приостановлению финансирования в случае неэффек­
тивной реализации целевых программ и проектов.

> 4. Разработать и представить на рассмотрение проекты
по управлению совместной собственностью (с участием госу­
дарства) и поступлению средств от их реализации в государ­
ственный бюджет.

> 5. Выработать процедуру принятия решений по финанси­
рованию на следующий период: когда и как объявляется кон­
курс, когда и кем проводится экспертиза документов, кто при­
нимает решение об отборе заявок, когда открывается финанси­
рование и на каких условиях, какая отчетность сопровождает

tr------ .-------------------

Румянцева Е. Е. Пути достижения продовольственной безопас-|$>сти Союзного государства и СНГ (механизм согласования аграрной Йрлитики государств-участников). — Мн : Армита — Маркетинг, Ме­неджмент, 2001. С.184—185. Развернутое изложение международной "етодики подготовки инвестиционных проектов с приведением конкрет-примеров см. Румянцева Е.Е. Инвестиции и бизнес-проекты В . — Мн.: Армита — Маркетинг, Менеджмент, 2001.


164

финансирование, как обеспечивается контроль за возврат­ностью средств, когда завершается целевая программа или ИП.

> 6. С учетом пп. 2 — 5 разработать методические рекомен­
дации (или порядок...) по процедуре и оформлению докумен­
тации для участия в конкурсе целевых программ и проектов,
финансируемых из средств бюджета, и издать их брошюрой
под грифом данного министерства (ведомства).

> 7. Для органа, принимающего решение о финансировании,
определить критерии выбора целевых программ и ИП: на основе
какой нормы рентабельности, в какой отрасли, с какой долей го­
сударственной собственности или при каком залоге и т.д.

> 8. Организовать работу отделов министерства (ведомст­
ва) в соответствии с принятой процедурой расходования средств

Для проведения конкурсов ИП можно создать специаль­ную Комиссию по инвестиционным конкурсам. Составы Комиссии и рабочей группы по инвестиционным конкурсам целесообразно обновлять ежегодно.

При наличии нескольких альтернативных проектов, обе­спечивающих достижение разными средствами одинаковых результатов, Комиссия по инвестиционным конкурсам или по согласованию с ней отраслевые органы управления организу­ют экспертизу, в результате которой определяется наиболее перспективный вариант.

Требования, предъявляемые ко всем участникам конкур­са, — юридическим или физическим лицам, выступающим в качестве претендента по отдельному проекту, — должны быть тождественными. Принятый подход призван обеспечивать вы­бор наиболее эффективного ИП, соответствовать принципам равенства и объективности оценок предложений участников конкурса.

Представляется целесообразной следующая процедура про­ведения конкурса ИП в Республике Беларусь.

Комиссия по инвестиционным конкурсам посредством публикаций в средствах массовой информации доводит до све­дения потенциальных претендентов на участие в конкурсном распределении централизованных инвестиционных ресурсов следующие сведения о предстоящем конкурсе:

• адрес организатора конкурса, у которого можно получить информацию;


165

• порядок и требования к оформлению и визированию кон­
курсной заявки;

• условия процедуры передачи заявок в Комиссию по
инвестиционным конкурсам;

• обязательство конфиденциальности любой документа­
ции, составляемой в рамках проводимого конкурса;

• информацию о возможности внесения участниками кон­
курса изменений в имеющийся проект при соблюдении требова­
ний по согласованию с Комиссией по инвестиционным конкур­
сам, проводящей конкурс, или без такового;

• процедуру и срок определения Комиссией по инвестици­
онным конкурсам победителя конкурса.

Претенденты, желающие участвовать в конкурсном распре­делении централизованных инвестиционных ресурсов, направ­ляют заявки в адрес Комиссии по инвестиционным конкурсам, где их регистрируют. На основе представленных заявок про­водится проверка финансовой состоятельности претендентов и принимается решение об их участии в конкурсе.

Не допускаются к конкурсу претенденты:

• структуры которых находятся в стадии реорганизации,
ликвидации или банкротства либо ограничиваемые в правовом
отношении в соответствии с действующим законодательством;

• сообщившие о себе ложные сведения;

• не предоставившие полностью необходимые документы,
а также надлежащие гарантии в отношении выполнения финан-
ёовых обязательств.

Обязательной составной частью заявки на участие в кон­курсном распределении централизованных инвестиционных ресурсов между проектами является утвержденный претенден­том бизнес план, составленный на основе проектно-сметной Документации и заранее опубликованный. **' Комиссия по инвестиционным конкурсам с привлечением не-Вависимых экспертов и консультантов в течение 45 дней со дня Регистрации заявки рассматривает материалы претендента и Принимает решение о предоставлении (отказе) претенденту «воддержки за счет централизованных инвестиционных ресурсов. |р% Сообщение победителю конкурса подтверждается выпис-

из решения Комиссии по инвестиционным конкурсам. г< По результатам инвестиционного конкурса оформляют-следующие документы:


166

• протокол Комиссии по инвестиционным конкурсам о вы­
делении победителю конкурса централизованных капиталь­
ных вложений, финансируемых за счет средств федерального
бюджета на возвратной основе;

• соглашение о финансировании ИП за счет средств феде­
рального бюджета, предоставляемых на возвратной и платной
основе, подписанное Министерством финансов Республики Бе­
ларусь и уполномоченным коммерческим банком;

• договор о финансировании проекта, подписанный упол­
номоченным коммерческим банком и предприятием — победи­
телем конкурса;

• соглашение о закреплении в государственной собствен­
ности части акций создаваемых акционерных обществ, подпи­
санное Министерством финансов РБ, Фондом имущества, по­
бедителем конкурса и акционерным обществом.

Средства государственного бюджета, предоставляемые для финансирования коммерческих ИП, выделяются Министер­ством финансов Республики Беларусь в пределах фактически произведенных затрат с соблюдением доли централизованных инвестиционных ресурсов и доли собственных и заемных средств в остаточной сметной стоимости проекта, подлежащей реализации, на основании расчетно-платежных документов предприятий и организаций, осуществляющих инвестицион­ные программы, а также при наличии документов, подтвер­ждающих фактическое направление собственных и заемных средств на финансирование инвестиционных проектов.

Министерство финансов Республики Беларусь перечисляет коммерческому банку средства государственного бюджета на воз­вратной и платной основе для финансирования инвестицион­ных программ в недельный срок после предоставления дан­ным банком информации о фактически заключенных догово­рах с предприятиями и организациями и расчетов потребности на выделение средств на основании расчетно-платежных доку­ментов предприятий и организаций, осуществляющих инвес­тиционные программы.

Данная процедура проведения конкурса ИП на государ­ственном уровне с успехом отработана в Российской Федера­ции и может рассматриваться как типовая модель проведения подобных конкурсов в Республике Беларусь.





Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.221.159.255 (0.031 с.)