Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Предпочтение времени. Функция учетаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Среди множества факторов, от которых зависит полезность, особый интерес вызывает временное измерение. V Корвин-Микке и Дже.чисон утверждают, что для человека не безразлично, когда он получит 100 рублей — сейчас или через месяц. Чем позже человек достигает желаемого результата, т.е., чем отдаленнее время «потребления» эффекта решения, тем меньшей становится для него привлекательность этого результата. Эмпирические исследования, проведенные психологами, подтвердили эти выводы: отсрочка поощрения и наказания уменьшает их значение в поведении человека. Знание предпочтений в их зависимости от времени может играть значительную роль в принятии такого рода практических решений, как составление графиков выплаты зарплаты и др. Влияние контекста на полезность. Оценка полезности альтернатив и их последствий зависит от многих факторов окружающей среды, в том числе и от контекста, в котором решается задача. Добавление новых альтернатив не изменяет взаимного упорядочения старых и ни в коем случае не может сделать неоптимальную альтернативу оптимальной, т.е. контекст (добавочные альтернативы) может влиять на изменение предпочтения, определенного на множестве «старых» альтернатив. ПРИМЕНЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ Однажды акад. П. Л. Капица рассказал И. Н. Иноземцеву, что математики просчитали на ЭВМ: главное качество Штирлица, которое обеспечивает ему читательский интерес, — это умение принимать самостоятельные решения. Завидное качество, нынче, к сожалению, достаточно редко встречающееся, — мы все ждем указаний, директив; так инициативное по- 321 коление не вырастишь, а с простыми исполнителями далеко не уедешь. (Ю. Семенов «Позиция»). Мы знаем, что люди действуют в динамической и неопределенной среде и включены в систему сложнейших социальных институтов: они приспосабливаются к ним и в то же время изменяют эти институты. В процессе деятельности человек приобретает определенные знания. Например, он узнает, какие способы общения с людьми употребительны в тех или иных группах пли каковы вероятности различных случайных событии. Знания, накопленные в ходе деятельности, именуются личным опытом индивида и социальным опытом группы. Эти знания характеризуются некоторыми свойствами, о которых следует упомянуть. Прежде всего, они являются оперативными («горячими») знаниями: так как они приобретаются непосредственно из наблюдения за поведением, их можно легко применять к будущим действиям. Кроме того, нет никаких «психологических барьеров», которые бы затрудняли их применение: если руководитель лично убедился в том, что поддержание дисциплины внутри группы требует применения соответствующей системы поощрений и штрафов, то это будет влиять на их будущее поведение. Индивидуальный и коллективный опыт мы будем называть «горячими» знаниями. Горячие знания оперативны и легко используются в поведении. Отдельные люди и человеческие группы придают таким знаниям очень большое значение. Тот, кого считают «опытным работником», получает высшее признание. Однако использование таких знаний не всегда приводит к желаемым результатам. Опыт индивида складывается из интуитивных представлений, различных мнений, убеждений и эвристических принципов, которые часто оказываются ошибочными либо сомнительными. Их применение в практической деятельности не раз становилось источником неудач. В отличие от индивидуального опыта научное знание является системой хорошо обоснованных утверждений о человеческом поведении. Эти утверждения имеют принципиально общий характер и относятся к обширному классу человеческих действий. Научное знание является мощным орудием рационализации различных областей человеческой деятельности. По меткому вы- 21 С. Н. Князев ражению, используя науку, человек действует «с позиций силы». Однако ее нелегко использовать в практической деятельности, и тому есть, по меньшей мере, две причины. Во-первых, научное знание является системой общих утверждений, которые не могут непосредственно использоваться на практике. Чтобы их применять, сначала нужно создать так называемую технологию поведения, перевести общие утверждения на язык их применения. Во-вторых, очень часто существуют психологические барьеры, затрудняющие использование результатов научных исследований. Поскольку научные знания не являются продуктами индивидуального опыта и даже часто противоречат ему, то многие относятся к ним с недоверием, опасаясь, что строить на них свое поведение было бы слишком рискованно. Научные знания, накопленные специалистами по социальным наукам, мы будем называть «холодными» знаниями. Говоря о применении теории принятия решений, будем иметь в виду только значение знания о поведении, которое накоплено в психологии. Психологическая теория решений получила реальное применение в нескольких жизненных сферах. Ограничимся перечислением тех из них, где ее роль особенно важна. > Благодаря психологическим исследованиям положено > Психологи используют аппарат теории решений для > Имеются попытки использования теории принятия ре 323 > Знания о поведении человека при принятии решений Конечно, этот список неполон. Например, существуют попытки создания «консультаций по принятию решений», цель которых состоит в том, чтобы помогать людям в принятии индивидуальных решений, таких, как выбор направления обучения, партнера или образа жизни. Одним из важнейших действий, совершаемых человеком, принимающим решение, является установление диагноза (формулирование прогноза). Диагноз является функцией апостериорной вероятности, определенной на множестве гипотез. Одной из наиболее известных диагностических систем является PIP — система обработки вероятностной информации, в которую входят операторы и электронная вычислительная машина. Между ними существует разделение труда. Люди выполняют только те диагностические операции, с которыми хорошо справляются. На долю же ЭВМ приходятся действия, которые человек не может оптимально совершать. Основные функции, выполняемые операторами и ЭВМ, таковы: > Действия операторов. Люди оценивают диагностическое > Действия вычислительной машины. ЭВМ совершает Эта система (человек —машина) нашла применение в медицине, метеорологии и др. Несмотря на многие достоинства, она имеет и некоторые ограничения. Во-первых, ее можно применять только при решении замкнутых задач, когда множество гипотез хорошо определено, система PIP не генерирует гипотез. Во-вторых, эта система употребительна только при таких условиях, когда можно количественно определить зна- чения априорных и условных вероятностей, что не всегда возможно. Другой вид диагностической системы, о которой следует упомянуть, — это система замещения. Она основана на простом и остроумном принципе, который заключается в том, что диагноз должен формироваться машиной по правилам (стратегиям), применяемым людьми. Другими словами, диагноз ставится без участия лица, принимающего решение, но согласно его предпочтениям. К числу наиболее трудных видов решений, принимаемых в современных социальных системах, относятся персональные решения, которые принимают о людях. Как пример таких решений можно назвать подбор сотрудников с заданными или желательными показателями личных качеств и объективных возможностей. Допустим, руководитель подбирает двух кандидатов на работу. Каждый из них должен быть или отвергнут, или принят. Таким образом, мы имеем дело с простейшими решениями типа 0-1. Руководитель имеет некоторые сведения о кандидате (например, о его образовании и состоянии здоровья); в его распоряжении имеются результаты тестовых исследований, результаты деятельности кандидата на предыдущем месте. Эти сведения собраны и переработаны по некоторым принятым правилам (требованиям); такой процесс мы будем называть процедурой принятия персональных решений или, короче, процедурой отбора (PC). В результате применения принятой процедуры кандидат либо отвергается, либо проверяется и изучается дальше, а в последующем принимается на работу. Таким образом, будучи принятым на работу, кандидат может оказаться хорошим сотрудником (правильное положительное решение — ПП/ТР) или плохим работником (ошибочное положительное решение — ОП/ВР). В свою очередь, отвергнутый кандидат мог бы быть хорошим работником (ошибочное отрицательное решение — ОО/ВН) либо плохим работником (правильное отрицательное решение — ПО/ТН). Каждый руководитель стремится к максимизации правильных результатов (ПП и ПО) и минимизации ошибочных (ОП и ОО). J 325 Исходы персональных решений имеют определенную полезность и вероятность. Полезность в этом случае является социальной ценностью. Она зависит от стратегических целей, к которым стремится. На основании определенных сведений работник может установить объективную вероятность отдельных исходов. Она зависит от ряда факторов, среди которых важную роль играет принятая процедура отбора. Как следует из вышесказанного, принятие персональных решений является примером решения задач с риском. Отсюда вопрос: как решать такие задачи? Какие процедуры отбора (PC) являются рациональными? Согласно концепции Л. Кронбаха, работник должен применять процедуру, максимизирующую ожидаемую полезность. ПРОЦЕДУРА ОТБОРА РЕШЕНИЙ Процедура отбора в целом влияет на рационализацию процесса принятия персональных решений. Процедуры отбора бывают различными. Их можно подразделить на одноэтапные (не носящие последовательного характера) и многоэтапные (последовательные). > Одноэтапная процедура. Согласно этой процедуре руководитель анализирует достижения кандидатов на работу и затем принимает окончательное решение — положительное или отрицательное. Допустим, что в процессе отбора кандидатов применялись тесты А, В,... Для каждого теста установлен пороговый исход, называемый порогом отсева. Кандидаты, результаты которых оказались равными порогу отсева по тестам А, В,... или выше его, были приняты для дальнейшего изучения, остальные отвергнуты. Таким образом, руководитель применил метод сложения результатов, который в теории решений называется конъюнктивной стратегией. Это, рднако, не единственный метод. Руководитель может также использовать другие методы сопоставления тестовых результатов, такие как многомерная регрессия и т.п. Применяя одно-этапную процедуру, руководитель сразу принимает окончательное решение о кандидате.
326 > Многоэтапная процедура. Она имеет последовательный характер. Процесс принятия решения складывается из двух или более этапов. На каждом этапе часть кандидатов принимается, часть отвергается, остальные же оцениваются по следующим тестам, на основании которых будет принято окончательное решение. Допустим, что на первом этапе кандидаты оценивались с помощью теста А; те из них, которые получили очень хорошие результаты, были приняты, а те, кто выглядел весьма слабо — отвергнуты. Оставшиеся кандидаты на последующих этапах оценивались по тестам В, С,... и т.д. После оценки кандидатов по некоторому числу тестов на основании их результатов руководитель принимает окончательное решение. Многоэтапные процедуры, которые складываются из многих вариантов, являются довольно сложными, но их применение вполне оправдано. ПСИХОЛОГ В РОЛИ ЭКСПЕРТА Разумное использование экспертных заключений психологов или социологов способно не только повлиять на качество окончательного решения, но и привести к тому, что решение станет более гуманным и более соответствующим желаниям и интересам людей. На каких этапах принятия решения особенно важны экспертные заключения психологов и социологов? Какие сведения существенны для людей, принимающих социально-экономические меры, служебные решения? Попытаемся коротко ответить на эти вопросы. Во многих случаях люди, принимающие решения, занимаются поисками сведений о том, как отдельные лица или группы рассматривают и анализируют ситуацию принятия решения (например, как они оценивают значение тех или иных действий и уровень их риска). Это очень важные данные. Допустим, обсуждается вопрос о реорганизации структуры подразделений как в целом по ведомству, так и в подразделении высокого уровня. Некоторый вариант реорганизации получает предпочтение ввиду своей экономической выгодности и соответствия требованиям современной ситуации: однако отношение работников к этому варианту может оказаться отрицательным, если многие из них считают, что в ходе реорганиза- 327 ции снизится качество работы. Сведения об отношении работников к предложенному варианту очень важны для руководителя. (Аналогичная ситуация может сложиться, если производится значительное перемещение сотрудников из одного подразделения в другие, т.е. происходит формирование новых коллективов подразделений.) Психолог или социолог могут получить необходимую информацию о том, как люди оценивают данную ситуацию. Большое значение для лиц, принимающих решения, имеют данные о социальных и психологических последствиях решения. На основе анализа решений, принимаемых руководителями, можно прийти к выводу, что они часто игнорируют некоторые важные результаты принятых решений. Например, руководство, перемещая часть коллектива из одних подразделений в другие, учитывает только служебные показатели, игнорируя тот факт, что такое решение снизит чувство удовлетворенности работников и приведет к возникновению конфликтов между ними. Психологическая и социологическая экспертиза может раскрыть многие последствия, которые проходят мимо руководителя. Психолог или социолог могут также помочь в разработке методов популяризации принятых решении. Определенное значение может иметь знание о закономерностях и деформациях, фигурирующих в процессе принятия решений. Работник, как и всякий человек, может совершать ошибки, которые снижают качество решений. Предвидение возможных деформаций и ошибок, характерных для людей, принимающих решения, может облегчить их устранение в будущем. Сознательность — необходимый первый шаг в улучшении человеческих действий. Назовем, к примеру, несколько таких деформаций, выявленных исследователями: • тенденциозный отбор информации: игнорирование или • необоснованный оптимизм: «наиболее вероятно то, что • эффект сопротивления: «то, что недоступно («запретный 328 _ • эффект регрессивного мышления: «то, что в действитель • неспособность различия хороших решений и хороших ре • деформация типа проекции: единомыслие и хорошая • явления принятия в группы решений, связанных с боль • убеждение в том, что ошибочные решения проистекают Знание такого рода деформаций и ошибок позволяет таким образом организовать процесс принятия решений, что большая часть нежелательных явлений может быть, по крайней мере, частично, устранена. Это, по всей вероятности, может способствовать повышению качества решений.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 245; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.238.221 (0.01 с.) |