ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ПРЕДПОЧТЕНИЕ ВРЕМЕНИ. ФУНКЦИЯ УЧЕТА



Среди множества факторов, от которых зависит полез­ность, особый интерес вызывает временное измерение.

V Корвин-Микке и Дже.чисон утверждают, что для человека не безразлично, когда он получит 100 руб­лей сейчас или через месяц.

Чем позже человек достигает желаемого результата, т.е., чем отдаленнее время «потребления» эффекта решения, тем меньшей становится для него привлекательность этого резуль­тата. Эмпирические исследования, проведенные психологами, подтвердили эти выводы: отсрочка поощрения и наказания уменьшает их значение в поведении человека.

Знание предпочтений в их зависимости от времени может играть значительную роль в принятии такого рода практических решений, как составление графиков выплаты зарплаты и др.

Влияние контекста на полезность. Оценка полезнос­ти альтернатив и их последствий зависит от многих факторов окружающей среды, в том числе и от контекста, в котором ре­шается задача.

Добавление новых альтернатив не изменяет взаимного упо­рядочения старых и ни в коем случае не может сделать не­оптимальную альтернативу оптимальной, т.е. контекст (доба­вочные альтернативы) может влиять на изменение предпочте­ния, определенного на множестве «старых» альтернатив.

ПРИМЕНЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ

Однажды акад. П. Л. Капица рассказал И. Н. Иноземце­ву, что математики просчитали на ЭВМ: главное качество Штирлица, которое обеспечивает ему читательский интерес, — это умение принимать самостоятельные решения. Завидное ка­чество, нынче, к сожалению, достаточно редко встречающее­ся, — мы все ждем указаний, директив; так инициативное по-


321

коление не вырастишь, а с простыми исполнителями далеко не уедешь. (Ю. Семенов «Позиция»).

Мы знаем, что люди действуют в динамической и неопре­деленной среде и включены в систему сложнейших социаль­ных институтов: они приспосабливаются к ним и в то же вре­мя изменяют эти институты. В процессе деятельности человек приобретает определенные знания. Например, он узнает, ка­кие способы общения с людьми употребительны в тех или иных группах пли каковы вероятности различных случайных событии. Знания, накопленные в ходе деятельности, именуют­ся личным опытом индивида и социальным опытом группы.

Эти знания характеризуются некоторыми свойствами, о которых следует упомянуть. Прежде всего, они являются опе­ративными («горячими») знаниями: так как они приобретают­ся непосредственно из наблюдения за поведением, их можно легко применять к будущим действиям. Кроме того, нет ника­ких «психологических барьеров», которые бы затрудняли их применение: если руководитель лично убедился в том, что поддержание дисциплины внутри группы требует применения соответствующей системы поощрений и штрафов, то это будет влиять на их будущее поведение. Индивидуальный и коллек­тивный опыт мы будем называть «горячими» знаниями.

Горячие знания оперативны и легко используются в пове­дении. Отдельные люди и человеческие группы придают та­ким знаниям очень большое значение. Тот, кого считают «опытным работником», получает высшее признание. Однако использование таких знаний не всегда приводит к желаемым результатам. Опыт индивида складывается из интуитивных представлений, различных мнений, убеждений и эвристичес­ких принципов, которые часто оказываются ошибочными либо сомнительными. Их применение в практической деятельности не раз становилось источником неудач.

В отличие от индивидуального опыта научное знание явля­ется системой хорошо обоснованных утверждений о челове­ческом поведении.

Эти утверждения имеют принципиально общий характер и относятся к обширному классу человеческих действий. Науч­ное знание является мощным орудием рационализации раз­личных областей человеческой деятельности. По меткому вы-

21 С. Н. Князев



ражению, используя науку, человек действует «с позиций си­лы». Однако ее нелегко использовать в практической деятель­ности, и тому есть, по меньшей мере, две причины. Во-пер­вых, научное знание является системой общих утверждений, которые не могут непосредственно использоваться на практи­ке. Чтобы их применять, сначала нужно создать так называе­мую технологию поведения, перевести общие утверждения на язык их применения. Во-вторых, очень часто существуют пси­хологические барьеры, затрудняющие использование резуль­татов научных исследований. Поскольку научные знания не являются продуктами индивидуального опыта и даже часто противоречат ему, то многие относятся к ним с недоверием, опасаясь, что строить на них свое поведение было бы слишком рискованно.

Научные знания, накопленные специалистами по социаль­ным наукам, мы будем называть «холодными» знаниями.

Говоря о применении теории принятия решений, будем иметь в виду только значение знания о поведении, которое на­коплено в психологии.

Психологическая теория решений получила реальное при­менение в нескольких жизненных сферах. Ограничимся пере­числением тех из них, где ее роль особенно важна.

> Благодаря психологическим исследованиям положено
начало конструированию систем, с помощью которых можно
определить вероятность событий. Эти системы позволяют ра­
ционализировать процесс медицинского диагноза или метеоро­
логического прогноза и т.д.

> Психологи используют аппарат теории решений для
принятия решений, касающихся людей. Как известно, реше­
ния такого рода, т.е. подбор сотрудников, приглашение и
увольнение с работы, относятся к числу самых трудных. Таким
образом, психологические знания облегчают осуществление
лозунга «соответствующий человек на соответствующем месте
в соответствующих условиях в соответствующее время».

> Имеются попытки использования теории принятия ре­
шений в научных исследованиях. Результаты этой теории по­
могают лучше планировать и проводить эксперименты и опти­
мизировать организацию исследовательского процесса.


323

> Знания о поведении человека при принятии решений
применимы в обучении лиц, призванных принимать решения:
таким образом они имеют несомненные дидактические досто­
инства.

Конечно, этот список неполон. Например, существуют по­пытки создания «консультаций по принятию решений», цель которых состоит в том, чтобы помогать людям в принятии индивидуальных решений, таких, как выбор направления обу­чения, партнера или образа жизни.

Одним из важнейших действий, совершаемых человеком, принимающим решение, является установление диагноза (фор­мулирование прогноза). Диагноз является функцией апосте­риорной вероятности, определенной на множестве гипотез.

Одной из наиболее известных диагностических систем является PIP система обработки вероятностнойинформации, в которую входят операторы и электронная вычислительная машина. Между ними существует разделение труда. Люди выполняют только те диагностические операции, с которыми хорошо справляются. На долю же ЭВМ прихо­дятся действия, которые человек не может оптимально совер­шать. Основные функции, выполняемые операторами и ЭВМ, таковы:

> Действия операторов. Люди оценивают диагностическое
значение информации, или, говоря более общо, устанавливают,
какие данные важны в процессе формулирования диагноза.
Оценка значения информации основана на определении услов­
ной вероятности рс(Д/ни), которая указывает на степень уве­
ренности принимающего решение в том, что мы получаем ин­
формацию Д при допущении, что гипотеза не истинна.

> Действия вычислительной машины. ЭВМ совершает
интеграцию данных, полученных людьми, по правилу Бейеса:
она формулирует окончательный диагноз.

Эта система (человек —машина) нашла применение в меди­цине, метеорологии и др. Несмотря на многие достоинства, она имеет и некоторые ограничения. Во-первых, ее можно применять только при решении замкнутых задач, когда мно­жество гипотез хорошо определено, система PIP не генерирует гипотез. Во-вторых, эта система употребительна только при таких условиях, когда можно количественно определить зна-


чения априорных и условных вероятностей, что не всегда возможно.

Другой вид диагностической системы, о которой следует упомянуть, — это система замещения. Она основана на простом и остроумном принципе, который заключается в том, что диагноз должен формироваться машиной по правилам (стратегиям), применяемым людьми. Другими словами, ди­агноз ставится без участия лица, принимающего решение, но согласно его предпочтениям.

К числу наиболее трудных видов решений, принимаемых в современных социальных системах, относятся персональные решения, которые принимают о людях. Как пример таких ре­шений можно назвать подбор сотрудников с заданными или желательными показателями личных качеств и объективных возможностей.

Допустим, руководитель подбирает двух кандидатов на ра­боту. Каждый из них должен быть или отвергнут, или принят. Таким образом, мы имеем дело с простейшими решениями типа 0-1. Руководитель имеет некоторые сведения о кандидате (например, о его образовании и состоянии здоровья); в его распоряжении имеются результаты тестовых исследований, результаты деятельности кандидата на предыдущем месте. Эти сведения собраны и переработаны по некоторым приня­тым правилам (требованиям); такой процесс мы будем назы­вать процедурой принятия персональных решений или, коро­че, процедурой отбора (PC).

В результате применения принятой процедуры кандидат либо отвергается, либо проверяется и изучается дальше, а в последующем принимается на работу. Таким образом, будучи принятым на работу, кандидат может оказаться хорошим сот­рудником (правильное положительное решение — ПП/ТР) или плохим работником (ошибочное положительное реше­ние — ОП/ВР). В свою очередь, отвергнутый кандидат мог бы быть хорошим работником (ошибочное отрицательное ре­шение — ОО/ВН) либо плохим работником (правильное отрицательное решение — ПО/ТН). Каждый руководитель стремится к максимизации правильных результатов (ПП и ПО) и минимизации ошибочных (ОП и ОО).

J


325

Исходы персональных решений имеют определенную по­лезность и вероятность. Полезность в этом случае является со­циальной ценностью. Она зависит от стратегических целей, к которым стремится.

На основании определенных сведений работник может установить объективную вероятность отдельных исходов. Она зависит от ряда факторов, среди которых важную роль играет принятая процедура отбора.

Как следует из вышесказанного, принятие персональных решений является примером решения задач с риском. Отсюда вопрос: как решать такие задачи? Какие процедуры отбора (PC) являются рациональными? Согласно концепции Л. Кронбаха, работник должен применять процедуру, максимизирующую ожидаемую полезность.

ПРОЦЕДУРА ОТБОРА РЕШЕНИЙ

Процедура отбора в целом влияет на рационализацию про­цесса принятия персональных решений. Процедуры отбора бывают различными. Их можно подразделить на одноэтапные (не носящие последовательного характера) и многоэтапные (последовательные).

> Одноэтапная процедура. Согласно этой процедуре ру­ководитель анализирует достижения кандидатов на работу и затем принимает окончательное решение — положительное или отрицательное. Допустим, что в процессе отбора кандида­тов применялись тесты А, В, ... Для каждого теста установлен пороговый исход, называемый порогом отсева.

Кандидаты, результаты которых оказались равными поро­гу отсева по тестам А, В, ... или выше его, были приняты для дальнейшего изучения, остальные отвергнуты. Таким образом, руководитель применил метод сложения результатов, который в теории решений называется конъюнктивной стратегией. Это, рднако, не единственный метод. Руководитель может также использовать другие методы сопоставления тестовых резуль­татов, такие как многомерная регрессия и т.п. Применяя одно-этапную процедуру, руководитель сразу принимает оконча­тельное решение о кандидате.

 


326

> Многоэтапная процедура. Она имеет последовательный характер. Процесс принятия решения складывается из двух или более этапов. На каждом этапе часть кандидатов прини­мается, часть отвергается, остальные же оцениваются по сле­дующим тестам, на основании которых будет принято оконча­тельное решение. Допустим, что на первом этапе кандидаты оценивались с помощью теста А; те из них, которые получили очень хорошие результаты, были приняты, а те, кто выглядел весьма слабо — отвергнуты. Оставшиеся кандидаты на после­дующих этапах оценивались по тестам В, С, ... и т.д. После оценки кандидатов по некоторому числу тестов на основании их результатов руководитель принимает окончательное реше­ние. Многоэтапные процедуры, которые складываются из мно­гих вариантов, являются довольно сложными, но их примене­ние вполне оправдано.


ПСИХОЛОГ В РОЛИ ЭКСПЕРТА

Разумное использование экспертных заключений психоло­гов или социологов способно не только повлиять на качество окончательного решения, но и привести к тому, что решение станет более гуманным и более соответствующим желаниям и интересам людей. На каких этапах принятия решения особен­но важны экспертные заключения психологов и социологов? Какие сведения существенны для людей, принимающих соци­ально-экономические меры, служебные решения? Попытаемся коротко ответить на эти вопросы.

Во многих случаях люди, принимающие решения, занима­ются поисками сведений о том, как отдельные лица или группы рассматривают и анализируют ситуацию принятия ре­шения (например, как они оценивают значение тех или иных действий и уровень их риска). Это очень важные данные. До­пустим, обсуждается вопрос о реорганизации структуры под­разделений как в целом по ведомству, так и в подразделении высокого уровня. Некоторый вариант реорганизации получает предпочтение ввиду своей экономической выгодности и со­ответствия требованиям современной ситуации: однако отно­шение работников к этому варианту может оказаться отрица­тельным, если многие из них считают, что в ходе реорганиза-


327

ции снизится качество работы. Сведения об отношении работ­ников к предложенному варианту очень важны для руководи­теля. (Аналогичная ситуация может сложиться, если произво­дится значительное перемещение сотрудников из одного подразделения в другие, т.е. происходит формирование новых коллективов подразделений.) Психолог или социолог могут получить необходимую информацию о том, как люди оценива­ют данную ситуацию.

Большое значение для лиц, принимающих решения, имеют данные о социальных и психологических последствиях реше­ния. На основе анализа решений, принимаемых руководителя­ми, можно прийти к выводу, что они часто игнорируют неко­торые важные результаты принятых решений. Например, ру­ководство, перемещая часть коллектива из одних подразделе­ний в другие, учитывает только служебные показатели, игно­рируя тот факт, что такое решение снизит чувство удовлетво­ренности работников и приведет к возникновению конфликтов между ними. Психологическая и социологическая экспертиза может раскрыть многие последствия, которые проходят мимо руководителя.

Психолог или социолог могут также помочь в разработке методов популяризации принятых решении.

Определенное значение может иметь знание о закономер­ностях и деформациях, фигурирующих в процессе принятия решений. Работник, как и всякий человек, может совершать ошибки, которые снижают качество решений. Предвидение воз­можных деформаций и ошибок, характерных для людей, при­нимающих решения, может облегчить их устранение в буду­щем. Сознательность — необходимый первый шаг в улучше­нии человеческих действий. Назовем, к примеру, несколько таких деформаций, выявленных исследователями:

• тенденциозный отбор информации: игнорирование или
искажение тех данных, которые не совпадают с мнениями лю­
дей, принимающих решения;

• необоснованный оптимизм: «наиболее вероятно то, что
полезно»;

• эффект сопротивления: «то, что недоступно («запретный
плод») становится особенно привлекательным»;


328 _

• эффект регрессивного мышления: «то, что в действитель­
ности произошло, имело наибольший уровень вероятности в
прошлом»;

• неспособность различия хороших решений и хороших ре­
зультатов;

• деформация типа проекции: единомыслие и хорошая
атмосфера в группе становится важнее, чем качество принимае­
мых решений;

• явления принятия в группы решений, связанных с боль­
шим риском;

• убеждение в том, что ошибочные решения проистекают
от недостатка компетенции или злого умысла людей, тогда как
причины большинства неправильных решений следует искать в
окружении, например в устаревшей структуре организации, в
рамках которого действовало лицо, принимавшее решение.

Знание такого рода деформаций и ошибок позволяет таким образом организовать процесс принятия решений, что боль­шая часть нежелательных явлений может быть, по крайней ме­ре, частично, устранена. Это, по всей вероятности, может спо­собствовать повышению качества решений.





Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.234.247.75 (0.009 с.)