Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные этапы внедрения научной организации трудаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Процесс внедрения НОТ начинается с прогрессивного разделения труда, прежде всего служебного и аналитического. Возможно, со временем он будет доведен до стадии, когда каждый сотрудник организации будет работать в паре с персональным аналитиком. Паспортизация конкретного рабочего места. Паспортизация выделяет особенности выполняемых операций, дополняя их достаточно подробным описанием. Здесь перечисляются решаемые зад мчи, возникающие проблемы, объем выполняемой работы. Паспортизация проводится методом прогнозирования будущего участка служебной деятельности с де- 344 тальной разработкой его модели и изучения ее элементов и методом изучения по аналогии с уже имеющимся участком работы, когда объемы выполняемых операций и разрабатываемых информационных документов определяются по учетным показателям. Определение набора доступных элементов НОТ. На конкретный участок подбирается сотрудник, уровень личностных особенностей, подготовки, опыта и перспективы которого должны соответствовать требованиям участка. Совместно с ним обсуждаются элементы НОТ и их использование в практической работе. Разработка функциональных обязанностей. В каждом подразделении имеется описание конкретных рабочих операций и персональной ответственности руководителей и сотрудников. Они ежегодно уточняются и сверяются с реальным объемом работы, обновленными задачами, измененной компетенцией. Контроль и помощь в овладении навыками научной организации труда. Заинтересованная позиция руководителя и уровень его собственного восприятия НОТ определяют состояние контроля и конкретной помощи сотрудникам в овладении основами научной организации труда. Убеждают в необходимости внедрения передовых методов работы только практика и конкретный результат. Особенности подбора кадров на Руководящие должности для Государственной службы Как уже отмечалось, успех деятельности организации зависит от профессионализма руководящих работников. Поэтому кадровая политика органа должна быть направлена на реализацию задачи по подбору и воспитанию руководящего звена. В общем виде она представляет собой систему теоретических положений, взглядов, принципов и организационно-практических мероприятий органов управления, направленных на установление целей, задач, определение форм и методов кадровой работы, требований к сотрудникам в конкретных условиях их деятельности. У 345 Составными элементами кадровой работы являются: планирование, подбор, расстановка (перемещение), оценка кадров, реализация программ работы с резервом выдвижения и пополнения. V Резерв выдвижения — это специально сформированный контингент работников организации для выдвижения на руководящие должности. Наличие резерва является необходимым условием для ма неврирования личным составом в процессе реализации принятого решения. Резерв выдвижения на руководящую работу в организации, как правило, логически завершает процесс становления сотрудника, творческого развития лучших профессиональных качеств, признания его перспективности. Общеприняты и научно обоснованы два направления деятельности: • достижение поставленной перед организацией цели; • воспроизводство системы органа (комплектование сот Оба эти направления действуют в диалектическом единстве. Опыт показывает, что отсутствие ясно обозначенной цели приводит к замыканию системы на решение собственных проблем. Это порождает внутренние конфликты, обостренную и жестокую борьбу за личное лидерство, быстрое достижение нижней критической точки, за которой может последовать разрушение системы организации. В свою очередь, без постоянного комплектования новыми кадрами, работы по их обучению и подготовке система быстро изнашивается и умирает. Для того чтобы ситуация, складывающаяся по комплектованию кадрами, не стала критической, необходимо выделять в деятельности каждого подразделения (органа) подсистему подбора, обучения, воспитания и расстановки кадров. В целом же работа с кадрами призвана способствовать воспроизводству системы управления. Именно в процессе этой работы формируются подходы к совершенствованию управления, складывается качественный уровень управленческой деятельности. Для того чтобы выровнять указанное соотношение и сделать систему полнокровной и оптимально дееспособной, на первый план выдвигается задача подбора кандидатов на кадровую работу в организацию. Здесь следует остановиться на условиях проведения такой работы. При первоначальном подборе, наряду с общими условиями (состояние здоровья, личные качества кандидата и т.д.), выделяются некоторые особенности. Сегодня ценностная ориентация общества и массовое сознание людей под влиянием внешних и внутренних факторов изменились в отдельных параметрах вплоть до противоположных. В такой обстановке приходится искать новые возможности для создания привлекательного имиджа сотрудника. Вместе с тем необходимо очень внимательно изучать мотивы, по которым осуществляют переход в ведомство кандидаты на работу. Мотив должен быть достаточно содержательным. В подборе кандидатов основное внимание уделяется поиску лучших из лучших профессионалов. Особенностью подбора кадров в настоящее время можно назвать и стремление привлекать людей перспективных, обладающих одновременно качествами лидеров и организаторов. Все более ощутимо выделяется желание готовить кадры управленцев с первых шагов их прихода на работу, когда они менее подвержены рутине и нежелательным традициям. Сложно выделить из общей массы талантливых сотрудников тех, кто будет определять будущее организации. Настоящую причину дефицита руководящего состава мы сможем обнаружить, если проанализируем систему подбора и выдвижения руководящих работников. Как правило, отдается предпочтение поиску людей, имеющих хороший интеллект и способности, и мало внимания уделяется такому показателю, как стимул к управленческой деятельности. Между тем именно этот стимул в сочетании со склонностью к лидерству помогают комплектовать резерв выдвижения. Названный стимул определяет наличие у кандидата на управленческую должность следующих факторов. Желание обладать властью. Оно проявляется далеко не у каждого человека. Власть неотделима от ответственности и жестокой конкурентной борьбы за лидерство. Некоторые из- 347 начально готовы принять на себя бремя власти, а есть очень хорошие специалисты, результативные, но сознательно желающие находиться во вторых рядах. Им уютно только в массе. При выдвижении на руководящую должность они испытывают неуверенность, снижают активность в работе. Желание вести борьбу с трудностями. Для многих людей проще плыть по течению событий и не напрягать волю для борьбы «за место под солнцем». Жажда борьбы встречается, как правило, у одного или двух человек из десяти. Остальные, несомненно, мужественные и достойные люди, непроизвольно уклоняются от трудностей. Им больше нравится размеренная работа и соответствующий образ жизни. У Постоянная борьба одного изматывает, а другому только добавляет радости и уверенности в себе. Стремление к самоутверждению. Опасное, но необходимое для руководителя качество. Человек утверждается в природе и в обществе, подчиняя себе других. Желание пользоваться властью в отношении других людей. Это желание проявляется не у всех. При внешней простоте наших представлений о властных полномочиях применять власть с умом и пользой для дела — большое искусство. Стремление занять более высокое общественное положение. Оно питается как материальными, так и моральными интересами. Многие его связывают с прежними представлениями о льготах и преимуществах. «Бремя* личной ответственности. Встречается чаще у людей самокритичных и готовых принимать на себя вину других. Руководитель, не защищающий интересы своих подчиненных, не пользуется авторитетом. Наличие указанных особенностей необходимо распознавать еще на ранней стадии подбора кандидатов. В этом — залог подготовки в последующем не только способных сотрудников, но и перспективного пополнения кадров руководителей. При проведении отбора и найма руководящих кадров, как, впрочем, и другого персонала, кадровики и линейные руководители совместно работают над выявлением соответствия потенциальных кандидатов имеющейся вакансии. Для этого целесообразна разработка трех документов. Первый — должно 348 стная инструкция, отвечающая на вопрос, что должен будет делать новый сотрудник на своем рабочем месте. Второй — спецификация личности, или деловой портрет личности потенциального кандидата на должность. Третий — контракт найма сотрудника, где оговариваются условия его приема на работу. Имея в своем распоряжении эти документы, можно грамотно составить рекламу вакансий для привлечения кандидатов, провести первичный отсев, а затем начать углубленное «зондирование» кандидатов через «сито» углубленных собеседований. Постоянно сверяясь с должностной инструкцией, спецификацией личности и условиями найма, можно легко написать отчет о собеседовании, где обоснованно изложить аргументы в пользу выбора того или иного кандидата на должность. Причем, важно не только соблюдение этих формальных правил, но и их содержательная сторона. Дело в том, что должностные инструкции на многих предприятиях и в каждом государственном учреждении — это зачастую либо типовые инструкции, разработанные исходя из общих требований к той или иной должности, либо должностные инструкции, которые работники писали «сами под себя». Такая практика не приносит ожидаемого эффекта, поскольку процесс подготовки должностной инструкции и деловой портрет личности потенциального кандидата на должность должны быть тесно связаны со стратегическими целями развития данного предприятия. Изучение и проверка кандидатов на руководящие должности — сложный процесс и его не всегда рассматривают в общей схеме организации мероприятий ведомства. Методика проверки должна быть продуманной и выверенной, ведь изучая кандидата на работу, мы закладываем будущее состояние всей системы организации. От правильного или неверного отбора кандидатов в значительной степени будет зависеть, останутся в ней преданные и всесторонне развитые профессионалы или она утратит уже завоеванные позиции. Изучение и оценка качеств кандидатов должны быть составной частью плановых мероприятий как отдела кадров, так и руководящего состава. В предварительном изучении кандидатов должен быть задействован весь арсенал имеющихся возможностей. Это позво- _ _ 349 ляет собрать достаточно полные сведения о кандидате, проверить его на конкретных поручениях и т.д. Однако это только подготовительный этап. Основу решения о зачислении кандидата на работу составляет выводная информация, полученная посредством обработки накопленных материалов. Кропотливый аналитический труд дает всесторонне обоснованное предложение о зачислении кандидата в штат. Проблема оценки и конкурсного отбора кандидатов на работу существует сегодня в каждом отдельно взятом подразделении организации. При этом сталкиваются с тремя вопросами: что оценивать, как оценивать, в каком порядке оценивать. > Что оценивать (содержание оценки)? Опыт подбора кадров свидетельствует, что все большее предпочтение отдается кандидатам, у которых проявляются главные для будущего сотрудника качества: склонность к конкретной деятельности; талант общения с другими людьми; умение завоевывать доверие, оказывать влияние на других; интеллектуальные способности и задатки, которые объединяют первые два качества. > Как оценивать (методы оценки)? Для этого используются общенаучные методы: анализ — синтез, аналогия— сравнение, индукция —дедукция, моделирование, экстраполяция, экспертные оценки, а также метод пороговых значений. Формализованные материалы могут обрабатываться с использованием аналитических программ, заложенных в ЭВМ. > В каком порядке (процедура оценки)? А. Вначале используются источники, которые дают довольно субъективную оценку личных качеств и образа жизни кандидата. Каждый из них видит только какую-то одну грань личности и не всегда способен дать всестороннюю оценку. Затем в работу включается кадровый сотрудник, который имеет возможность не только анализировать, но и синтезировать поступившие от источников материалы (обработанные данные, полученные от администрации, собственные наблюдения). Все это сливается в субъективный, но довольно близкий .L. к истине вывод о личных качествах, достоинствах и недостатках предполагаемого кандидата на работу. Именно кадровый сотрудник и его непосредственный руководитель подразделения делают основное заключение о пригодности кандидата. Они же и несут персональную ответственность за результаты такой оценки. Б. На заключительном этапе комиссией проводится конкурсная оценка ряда кандидатов и делается окончательный вывод об их пригодности к службе или необходимости дополнительного изучения. Может быть сделан вывод и о полной непригодности кандидата, что означает брак в работе кадрового подразделения. В кадровых подразделениях некоторых министерств и ведомств разрабатывают и применяют порой и другие методы оценки и подбора кандидатов на работу. Это: • приемы оценки путем сравнения с сотрудником, реально • иногда используют систему парного сравнивания кандида В повседневной кадровой работе встречаются и такие методы, как: • прогностический. Он использует различные модели бу • практический. Этот метод напрямую соприкасается с 351 можно не только оценивать кандидата, но и проводить целенаправленное обучение собственных работников на конкретных ситуациях. Современные исследования работы с кадрами предлагают нам и некоторые новые подходы к изучению и оценке кандидатов. Вся система подбора, изучения и расстановки кадров должна быть в меру динамичной и в меру устойчивой. Изучение кандидата может завершиться успешным зачислением в организацию, тем самым улучшится социальное положение конкретной личности, укрепится его авторитет в семье, среди друзей. Но возможен и другой вариант развития событий: мы раньше времени затребовали официальные характеристики и отзывы, провели беседы и отвергли человека, не подумав, как это скажется не только на его дальнейшей судьбе, но и на авторитете самой организации. Нет необходимости детально рассматривать всю сложную и многогранную кадровую деятельность. Правильно понимаемая руководителями подсистема управления, объединяющая кадровые проблемы, и ее эффективное применение составляют значительную долю успеха в деятельности организации. Каждое ведомство должно быть заинтересовано в высоких личных качествах своего персонала, особенно руководителей, на что обращается самое серьезное внимание при приеме на работу. Своеобразные заказы на поиск пополнения сотрудников с заданными личными качествами, уровнем подготовки и психологическими особенностями должны готовить кадровые службы с учетом потребностей конкретных подразделений. Такой подход к комплектованию организации кадрами определяет его качество, а также активность, наступательный характер и интенсивность кадровой работы. Он намного сложнее обычного процесса с заранее заданными только количественными показателями, но более продуктивен с позиций задач воспроизводства системы организации. Формирование кадровой подсистемы играет большую роль в общей организации работы управленческого звена организации. Сюда включается подбор сотрудников, выделение из их среды перспективных и способных выполнять управленческие функции. Особенно важны подбор и расстановка руководителей, оценка их деятельности, повышение квалифика- 352 ции, продвижение по службе как стимулирующий фактор кадровой политики. Поэтому работу с кадрами необходимо рассматривать как одну из основных функций управления. Одновременно ее можно представить и одной из составляющих процесса деятельности организации. Знание процедуры кадровой работы полезно и руководителю и сотруднику любого уровня в силу следующих обстоятельств: • важность, а порой неисправимые последствия назначения • расстановка кадров требует навыков и знаний, находя • в области кадровой работы накоплено достаточно проб Логика комплектования и расстановки кадров сложна и противоречива. Выполняя данную работу, мы обязаны заполнять вакантные должности, исходя из потребностей, появившихся сегодня, но прежде всего помня о перспективе развития всей системы организации. Уже в начальный период после оформления сотрудника на службу закладываются многие погрешности, которые не лучшим образом отражаются на результатах работы подразделений организации. Однако наибольший эффект мы можем получить от индивидуального обучения будущих профессионалов. Оно должно осуществляется непосредственно в подразделении в повседневной работе. Главным обучающим фактором выступает личный пример руководителя, совместное выполнение сложных мероприятий (планировании работы и т.п.). Такое отношение к формированию профессионализма позволяет не только шлифовать навыки выполнения служебных обязанностей, но и питает интерес к деятельности организации. Комплектование кадрами тесно связано с планированием и развитием организационной структуры. Поэтому, как и любая другая область управления, кадровая работа требует системного подхода. Опыт комплектования кадров показывает, что здесь приходится иметь дело с людьми, являющимися продуктом своего окружения, с которым они продолжают взаимодействовать и после зачисления на службу. 353 Поэтому умелый руководитель всегда будет учитывать системные взаимосвязи и взаимодействия своих подчиненных. Тем не менее не все руководители, особенно начинающие, принимают во внимание тот факт, что функции комплектования кадров и поддержания лидерства в своем коллективе достаточно сложны и не всегда поддаются разрешению только с помощью формальной логики. Вместе с тем важность хорошей организации деятельности подразделений кадров и большие потери при неудачном комплектовании штатов выдвигают на первый план функцию контроля над этой работой. При проведении контроля часто приходится сталкиваться со скрытым сопротивлением со стороны различных категорий сотрудников и руководителей. Реализация такого критического состояния на практике чаще выражается в следующих формах: • отдельные руководители испытывают неудовольствие в • работа с кадрами сознательно отодвигается по срокам, Подбор, расстановка, обучение и воспитание кадров представляют собой тесно связанные, взаимообусловленные вполне самостоятельные этапы кадровой работы. В ряде случаев они могут накладываться одни на другой, но тем не менее представляют собой единый поэтапный процесс. > Первый этап — подбор кадров, который складывается из выявления, изучения и оценки кандидата и отбора способных выполнять должностные обязанности. С. Н. Князев 354 Главная цель подбора — обеспечить организацию сотрудниками, которые могут успешно решать задачи, стоящие перед ней. Кроме того, целью подбора является также удовлетворение социального запроса, интереса, потребности лица занять ту или иную должность. Таким образом, подбор кадров — двусторонний процесс. Он не может считаться законченным, если удовлетворена только одна сторона. Невозможность ознакомить кандидата на службу с содержанием основных сторон его будущей деятельности значительно повышает степень риска и ответственность при подборе кадров. В целом существующая система подбора кадров в организацию отвечает современным требованиям. Однако необходимо постоянное совершенствование методов изучения и оценки кандидатов на работу. Теория управления, в частности, выделяет две группы таких методов (см. работы Л.И. Меньшикова и В.Х. Узова). • Описательные методы, которые предполагают изучение • Методы сравнительно-количественных оценок деловых • метод ранговой системы, при котором качества сотруд • метод свободной балловой оценки, суть которого состоит • оценка уровня деловых качеств, основывающаяся на > Второй этап — расстановка кадров. Особенность этого этапа работы с кадрами заключается в том, что расстановка кадров порождает служебные отношения, которые развиваются на основе формальных (официальных, правовых) и неформальных связей сотрудников с вышестоящими, нижестоя- 355 щими и равными себе по юридическому положению должностными лицами. В то же время дальнейшее развитие начал коллективности и коллегиальности в процессе предварительного обсуждения кандидатов на должности, а также разработка модели расстановки кадров представляются не только желательными, но и вполне возможными. Главное, чтобы в данном направлении совершенствования работы с кадрами при решении вопроса о назначении на должность учитывалось мнение всех субъектов работы с кадрами. > Третий этап — обучение кадров. Значение его > Четвертый этап — воспитание сотрудников.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 578; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.2.5 (0.019 с.) |