Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социально-психологические особенности коллективаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Можно всесторонне и глубоко знать каждого члена коллектива и при этом не знать «характер» коллектива в целом. Научные исследования в области психологии отношений показали, что коллектив — это целостное образование и имеет свои интеграционные качества, которых нет в составляющих его элементах — у членов коллектива. Для руководителя коллектива, каким бы последний ни был, очень важно учитывать все его характерные особенности. Известно, что в каждом коллективе имеет место своя система межличностных отношений, которая слагается из отношений: каждого данного члена коллектива к другим его членам и наоборот; каждого данного члена коллектива к коллективу в целом и наоборот. 187 Такая система отношений строится исходя из трех возможных позиций: • позитивных отношений — от легкого предрасположения • негативных отношений — от некоторого невосприятия до • нейтральности, характеризуемой безразличием к факту В каждом реально существующем коллективе эта система может оказаться достаточно сложной, в чем нетрудно убедиться, если попытаться представить ее графически (в схеме, чертеже и пр.). Система сложившихся в коллективе межличностных отношений — позитивных, негативных и нейтральных — находит свое выражение в следующих реальных результатах. В абсолютном большинстве трудовых коллективов кроме официальной (формальной) структуры формируется и неофициальная (неформальная) — группы, подгруппы, микрогруппы, «созвездия дружеских отношений», чьи размеры не Совпадают с рамками официальных подразделений. Более того, в отдельно взятом официальном подразделении могут иметь место несколько неофициальных формирований, а одно неофициальное может проникать в пределы двух и более официальных. Установлено, что в неформальных структурах устанавливаются свои доверительные отношения, свои секреты, куда других не допускают. Это может быть свое отношение к начальству, к делу, к другим формальным и неформальным образованиям и т.д. и т.п. В самом факте существования в коллективе неформальных структур ничего страшного нет, они могут быть сформированы (а чаще всего так и бывает) на совершенно безобидной Основе, например, просто группа сотрудников, сблизившихся Во принципу личных предпочтений, интересов (рыбаки, охотники, фотолюбители и т.д.). г* Неформальное образование и то, что принято называть, «рупповщиной в коллективе, — отнюдь не одно и то же. Ана- £• ^.L. |Лйз возникновения и существования таких формирований сви-ельствует, что групповщина имеет место при взаимной изо-самоизоляции групп в ощутимых для жизнедеятельное- 188 ти коллектива формах. Иначе говоря, групповщина имеет место тогда, когда группа противопоставляет себя всему коллективу. Если в коллективе возникают подобные явления, первейшей задачей руководства должны быть неотложные действия по устранению появившихся межгрупповых барьеров. Таким образом, в процессе управления коллективом необходимо учитывать, что структура любого коллектива двухслойна. И необходимо стремиться к слиянию границ формальных и неформальных образований, поскольку, как показывает практика, это благотворно влияет на общую производительность труда коллектива. Вместе с тем следует учитывать, что в коллективе всегда складывается так называемый коллективистский статус каждого члена коллектива, в том числе и самого руководителя, т.е. формируется уровень признания в коллективе личности, ее профессиональных, человеческих качеств. Выделяют четыре коллективистских статуса: • «звезды» — любимцы коллектива, наиболее признанные • «активные» — пользующиеся авторитетом у многих чле • «пассивные» — пользующиеся признанием у немногих; • «изолированные» — не имеющие авторитета ни у кого в Статусы членов коллектива могут быть определены руководителем умозрительно — путем анализа, сравнения, сопоставления, взвешивания фактических, реальных отношений и взаимодействий сотрудников подразделения. Однако в случае недостаточной подготовленности руководитель может ошибиться. Существует более точный так называемый социомет рический метод, суть которого состоит в анкетном или ином обследовании членов коллектива для выявления взаимных предпочтений (взаимных выборов). Например, сотрудникам предлагается ответить на вопросы типа: «с кем из членов коллектива вы предпочли бы сидеть в одном рабочем кабинете?...поехать на отдых в санаторий?» и т.п. Это позволяет определить, кто сколько выборов получил, и взаимно их сопоставить. Получившие максимум выборов — явные «звезды», больше половины максимума — «активные», меньше по- 189 ловины максимума — «пассивные», не получившие голосов вообще — «изолированные». Проводя подобные исследования, руководитель должен учитывать, что статус личности в трудовом коллективе — это показатель, зависящий от ряда факторов: • уровня профессионализма сотрудника, а также продук • уровня его интеллектуальных и других качеств; • общего уровня культуры сотрудника; • характерологических черт личности сотрудника; • места, занимаемого в сети межличностных отношений в Продуктивность деятельности в большей степени выступает как некоторый обобщающий показатель. В то же время между статусом и продуктивностью профессиональной деятельности личности существует тесная двусторонняя взаимозависимость: чем ниже продуктивность — тем ниже статус, чем ниже статус — тем ниже продуктивность. Это обусловлено тем, что к существующим трудностям в профессиональной деятельности сотрудника добавляется такой внутренний барьер, как ощущение недостаточной собственной полноценности, а отсюда — робость, неуверенность, внутренняя скованность и т.п. Круг замыкается. Помочь подчиненному разорвать этот круг, преодолеть замкнутость — долг каждого руководителя. На практике выделены следующие стили отношений, проявляющиеся в поведении и деятельности отдельной личности в составе коллектива: >• индивидуалистический — человек стремится работать «сам по себе», по мере возможности самоизолируясь от коллектива, его не очень интересует опыт других и своим он не спешит поделиться с сотрудниками; > коллективистский, признающий примат коллективного И общественного по отношению к индивидуальному. Этот Стиль отношений проявляется в двух формах: 4 • подражательно конформистской — человек, обладая ййзким уровнем самостоятельности, чутко реагирует не только Иа общеколлективные ценности и нормы, но и на мнения, мане-|$йа поведения, опыт отдельных сотрудников, из-за чего может 190 оказаться в противоречивой ситуации заимствования плохо согласующихся форм поведения; • воздействующей — обладая повышенным уровнем са • менторский — человек «все знающий», точнее — крити • организаторский — личность, стремящаяся организо Таковы наиболее яркие представители разных стилей. Однако, разумеется, существует и так называемый средний стиль, в котором трудно выделить что-то преобладающее. Человек среднего стиля поведения в равной мере коллективист и самостоятелен, блюдет свои интересы, но не забывает и об интересах коллектива, заимствует положительный опыт других и готов или даже рад поделиться своим опытом, оказать сотрудникам помощь. Он открыт для коллектива, и коллектив открыт для него. Нетрудно представить, что если кто-то из членов коллектива проявляет качества «звезды» или «активного» по групповому статусу и при этом по стилю поведения является организатором, то в наличии все предпосылки к существованию в коллективе своего неформального лидера. Он обязательно будет оказывать влияние на коллектив или на его часть наряду с официальным руководством. Хорошо, если обе эти линии влияния (неформальная и официальная) совпадают в интересах дела. Если же влияние неформального лидера будет в какой-то мере помехой для решения задач, стоящих перед коллективом, то необходимо срочно ослабить его влияние, а если принятые меры не помогают, быть может, и избавить от него коллектив. 191 Под влиянием отмеченных выше факторов и результатов служебной деятельности в подразделении (организации) формируется определенный психологический климат — общий эмоциональный настрой или та «атмосфера», в которую, по меткому выражению акад. И. П. Павлова, каждый вносит (так сказать, выдыхает) что-то свое, а вдыхает ее всю. В этой атмосфере находят свое отражение отношения и к работе, и друг к другу, и к руководству, и к дисциплине. Психологическая атмосфера в коллективе может быть насыщена духом взаимной доброжелательности, сплоченности, взаимной поддержки, группового патриотизма (так называемого чувства «мы») либо, наоборот, разобщенности, когда каждый (или многие) живут по принципу «сам по себе». Она может быть насыщена духом творческого поиска новых путей к успеху, а значит, и оправданного риска, и допустимости возможных ошибок, либо висящей в воздухе боязни провала, а отсюда — зашорен-ности на букве инструкции и шаблонах прошлого опыта. Как подчеркивал Д. Эмери, «самые большие потери в деле — это нереализованные нововведения, подавленные страхом провала». Р. Маккензи считает, что ошибки, допущенные в результате риска, «заслуживают аплодисментов» С Гел-лерман рекомендует руководителям приглашать подчиненных и спрашивать, какую «хорошую ошибку они совершили в последний раз», если не вспомнят — плохо, ибо «кто не ошибается, тот не пытается что-то создать». От психологического климата в коллективе зависит рабочее настроение каждого сотрудника, что непосредственно влияет на продуктивность коллективного труда. Словом, важнейшая задача руководителя — это создание благоприятного психологического климата. У Среди требований к руководителю, разработанных шведскими психологами, особо выделяется и подчеркивается «умение вызывать хорошее наст роение» у своих подчиненных. * 5.4. Личность и поведение руководителя \* Й Исследователями психологических особенностей процесса 1 -Управления многократно предпринимались попытки выделить 192 специфические личные качества руководителя, т.е. такие особенности поведения, которые присущи только ему, а другим работникам не свойственны. Однако все выделяемые ими качества попадали в перечень полезных и для не руководителей. Тем не менее эти исследования оказались не бесполезными. Они позволили показать, какие именно общечеловеческие личностные характеристики, качества являются для руководителя наиболее значимыми. Правда, у разных авторов эти перечни не совпадают, но тем не менее и не противоречат, а скорее дополняют друг друга. Это объясняется тем, что руководителю в идеале должны быть присущи все лучшие человеческие качества, а перечень их неисчерпаем. Именно поэтому исследования разных авторов представляют в данном случае интерес. Так, Дж. Блэк называет следующие качества, которые позволят руководителю достойно занимать свое место в структуре управления: организационное и административное упорство, стойкость, честолюбие, здравый смысл, способность планировать, умение общаться с людьми и понимать людей, знание дела, смелость. Р. Бейси отмечает такие качества, как жизнеспособность и опять же стойкость, решимость (желание и умение решать), умение убеждать, не бояться ответственности, незаурядное умственное развитие. В. Баменьский наряду с интеллектуальными качествами, способностью разбираться в людях и принимать решения, подчеркивает важность быстроты реакции, опыта, внимательности, общей теоретической подготовки, высокого морального уровня, энергичности, инициативы, гражданского мужества, умения поддерживать у окружающих хорошее настроение, неподверженности внушению, такта и некоторых других. В данном контексте интересен следующий вопрос, отмеченный в отечественной психологии. Если выделить лучших руководителей, выявить наиболее характерные для них качества, то какие из этих качеств окажутся общими, присущими для всех или для многих? Это позволит провести определенную корреляцию между понятиями «хороший руководитель» и «обладатель определенного набора (скажем, минимума) личных качеств». Проведенные психодиагностические обсле- _ 193 дования сотен лучших современных руководителей показали, что для них характерны следующие качества: • волевой, способный преодолевать препятствия; • настойчив, умеет разумно рисковать, терпелив, может • инициативен, предпочитает работать без мелочной опе • психологически устойчив, не дает увлечь себя нереаль • хорошо приспосабливается к новым условиям и требова • самокритичен, трезво оценивает свои успехи и неудачи; • требователен к себе и к другим, умеет спросить за пору • критичен, умеет видеть в заманчивых предложениях • надежен, держит слово, на него можно положиться; • вынослив, может работать в условиях перегрузок; • восприимчив к новому, умеет решать нетрадиционные • стрессоустойчив, не теряет самообладания и работоспо • оптимистичен, относится к трудностям как к неизбеж • решителен, способен самостоятельно и своевременно • способен менять стиль поведения в зависимости от усло 3. Мошна и С. Черны выделяют, кроме того, и такие качества, значение которых, по их мнению, возрастает по мере продвижения руководителя по служебной лестнице: понима-цие людей, готовность к сотрудничеству; рассудительность, объективность, умение принимать решения; способность к управлению, коммуникабельность; энергичность и самодисциплина; общественные связи; уравновешенность характера. 13 С Н Князев 194 Известный специалист в области управления проф. В. И. Терещенко утверждает, что истинный руководитель должен быть «не погонщиком мулов», а именно руководителем, коллектива, «не толкать автомобиль, а вести его, управ лять им». Для этого необходимо соблюдать, как минимум, девять заповедей руководителя: • Быть уверенным в себе, в деле и зажигать других. • Считать своей обязанностью критиковать, но позитивно, • Уметь использовать санкции положительные и отрица • Уметь говорить самому, но и уметь слушать подчиненных. • Ценить время — свое и других. • Быть строгим, требовательным, но справедливым и не • Быть приветливым, вежливым, знать великую силу • Обладать чувством юмора. • Замечать, видеть подчиненных, интересоваться ими — Руководитель должен вести себя так, чтобы коллектив хотел быть руководимым именно им, а не кем-нибудь другим. У «Каждый князь должен править так, как он хотел бы, чтобы правили им, если б он был подданным» (У. Темпл). Вместе с тем для успешного руководства коллективом (подразделением) руководитель должен владеть четкой индивидуальной управленческой концепцией, т.е. знанием того, что и как он должен делать в качестве руководителя. Теория управления основными составляющими этой концепции называет: > наличие определенной цели в развитии дела и коллек тива, которую руководитель выдвигает на тот или иной временной рубеж. Руководитель должен видеть перспективу и не быть «бабочкой-однодневкой». Как утверждал Сенека, «для корабля, не знающего, куда плыть, нет попутного ветра», или, как говорится, без мишени нет попаданий; 195 > проблемное наполнение того пути, который намечает > наличие управленческих замыслов о путях решения Степень целенаправленности, организованности, упорядоченности деятельности коллектива всецело зависит от четкости этой концепции у руководителя и от степени ее действенности, т.е. меры проявления в реальных конкретных делах, на которые мобилизуется коллектив. Без такой концепции руководитель, равно как и ведомый им коллектив, обречен на решение лишь сиюминутных, повседневных задач, а потому не может быть и речи о развитии дела и профессиональном росте членов коллектива. Под влиянием указанных факторов и складывается личностный авторитет руководителя. Следует добавить, что авторитет руководителя двойствен и слагается из авторитета должности и авторитета личности. Понятно, что они выступают в органическом единстве, но, тем не менее, не могут подменить друг друга. Авторитет должности, естественно, подкрепляет авторитет личности, однако сам по себе не формирует его. Авторитет личности всегда достаточно автономен в своем формировании и при одном и том же уровне авторитета должности может быть высоким или низким. Реальная, подлинная власть — в руках того руководителя, который пользуется достаточно высоким личностным авторитетом. Замечено, что некоторые руководители порой испытывают «комплекс недостаточности» личного авторитета и пытаются поднять его (менее или более осознанно, иногда и вовсе не осознанно) отнюдь не лучшими средствами и формами поведения. Тогда складываются так называемые псевдоавторитеты типа «авторитет доброты», «авторитет подкупа», далее — панибратства, обещаний (крайне недопустимый вариант, когда они не выполняются), защиты от вышестоящего начальства, педантизма (мелочной требовательности), поучительства, превосходства и подавления. В отличие от профессионализма специалиста профессионализм руководителя опирается не столько на образование и знания, сколько на опыт и разветвленную систему компетентности, которая включает компетентность: • стратегическую; • функциональную; • социальную; • управленческую; • эмоциональную; • экологическую. Такая система компетентности формируется в результате синтеза интеллекта, предприимчивости и опыта принятия нетрадиционных решений. Вряд ли можно согласиться с утверждением некоторых авторов, что хороший руководитель должен обладать в первую очередь талантом, подобно художнику, музыканту или поэту. Руководство, действительно, не только наука, но и ис кусство. Но это несколько иной вид искусства. Он имеет прямое отношение к власти, интересам и потребностям. Лидерство на основе врожденных качеств является только одной из теорий, которая, к счастью, не подтвердилась практикой. V Эффективный руководитель формируется в процессе организационного и группового развития, выступая в качестве лидера. Движущая сила его развития — беспощадный самоанализ, непрерывное самообучение, уверенность в себе, энтузиазм. Существует множество правил для преуспевающего руководителя, десятки моделей эффективных руководителей. Разработаны каталоги качеств современного руководителя и менеджера, выявлены среди них приоритетные, исследуется значимость управленческих качеств в зависимости от ситуационно обусловленных факторов. Предложены технологии лидерства и концепции деловой активности. И тем не менее наука отстает от потребностей практики управления персоналом. Видение проблемы начинается с видения каждого человека в группе, а поиск решения проблемы обеспечивается всеми членами группы. В процессе такого управления осуществляется: • групповое развитие. Группа становится самообучающей 197 • организационное развитие. Организация превращается в • индивидуальное развитие. Сотрудник становится причаст Стратегия группового самообучения и работы объединяет случайно-хаотичные стили творческой деятельности каждого сотрудника в креативное управление группы. Управление персоналом становится сервисной функцией управления. Особое внимание уделяется творческим способностям и умению наиболее полно и успешно использовать творческий потенциал каждого сотрудника. Вместо административного управления между руководителем и сотрудниками на основе диалогов, бесед и других форм обмена информацией возникают деловые взаимоотношения. Руководителя нового типа отличает качественная организация труда сотрудников. Он ориентирован на групповую работу, умеет реально оценить сильные и слабые стороны каждого сотрудника, чтобы рационально использовать его в групповой работе. У Сочетание компетентности и опыта является базисом развития качеств руководителя. Современному руководителю приходится наводить «мосты в будущее». Изучая ситуацию, он не только отслеживает действующий рынок и учитывает его динамику, но и вынужден управлять будущим. Определенный интерес представляют психологические исследования потенциальной способности людей быть руководителями. Так, исследователь психологии личности В. Шлейп в своем труде «Биологическая психология конституции» разработал понятийный аппарат, в основе которого находится Понятие «преобладания определенных принципов», которое затем белорусский ученый Н. П. Беляцкий использовал при рассмотрении структурных формул (форм) типа того или иного руководителя (и вообще личности)1. Беляцкий Н. П. Менеджмент: Деловая карьера. — Мн.: Вышэйш.., 2001. 198 При построении структурных формул В. Шлейп применял сокращения: моторный принцип — М; эластичный — Е; дифференцированный — Д. Если в человеке, например, сильнее выражен принцип М, Е стоит на втором месте, а Д — самый слабый, то получается формула М-Е-Д. Соответственно формула Д-М-Е означает, что Д — самый сильный принцип, М — менее сильный, Е — самый слабый. Если после главного принципа, например Е, два других равны по силе, то структурная формула имеет вид Е-М/Д. Если же два первых принципа равны по силе, а третий слабее, то получаем формулу Е/Д-М. Каждому человеку соответствует свой вариант формулы. Случай, когда все три принципа равны по силе, настолько редкий, что его можно не принимать во внимание. У большинства людей один признак выражен очень четко. Если выявить эту доминанту, то можно многое сказать о его физической и умственно-духовной конституции. Потому что исходя из доминантного принципа в человеке преобладают заложенные в нем физические и психические задатки. Согласно самому слабому принципу, слабее всего развиваются органы и способности, за которые этот принцип «отвечает». И в заключение следует отметить, что исследователи в области проблем управления рассматривают власть руководителя не как унитарное явление. Они считают, что власть может выступать в пяти формах: • традиционная (или законная) власть, которая основыва • власть, основанная на принуждении, когда подчиненные • власть, основанная на вознаграждении, — при условии • власть эксперта, т.е. руководителя, глубоко компетент 199 эти достижения и чем более они явны, тем большей власти добивается руководитель»; • харизматическая власть (иначе — эталонная, или власть примера), основанная на силе привлекательности личных качеств или способностей руководителя. Пожелания, распоряжения, ожидания уважаемого, а тем более любимого руководителя психологически очень трудно не выполнить, и здесь уже дело не столько в формальных отношениях, сколько в искренних угрызениях совести. По-видимому, с авторами этой классификации можно подискутировать о ее стройности и полноте, но несомненно одно — в ней отражаются реалии процесса управления, и каждый руководитель должен их учитывать и стремиться к тому, чтобы быть в состоянии умело и уместно их использовать. Стили руководства Стиль (от лат. stylus — стержень для письма) — представляет собой совокупность приемов, форм и методов осуществления какой-либо работы, деятельности, поведения. В теории организации управления этот термин используется для обозначения стиля руководства, стиля организаторской деятельности руководителя, культуры управления и т.п. V Стиль работы руководителя — это относътелъ но устойчивая, обладающая внутренним единством совокупность применяемых руководителем правил и приемов личной работы, а также особенностей его взаимоотношений с окружающими в процессе руководства. Стиль работы руководителя представляет собой именно тот фактор, от которого во многом зависит общая эффективность деятельности коллектива в целом. В этой связи стиль, как наиболее общая характеристика Деятельности конкретного руководителя, выражает характер, особенности воздействия руководителя на коллектив с целью |го мобилизации для решения производственных, служебных Лдач. Понятие стиля руководства охватывает широкий спектр Действий руководителя. Эти действия в решающей мере опре-|Л*ляются способностью последнего рационально организовы- вать свой труд и оказывать стимулирующее воздействие на коллектив, что проявляется в формировании конкретных отношений «руководитель —коллектив» при планировании и проведении организаторской работы. V Стиль руководства — это устойчивая совокуп ностъ наиболее характерных для руководителя методов управления, конкретных принципов, приемов и норм работы, характеризующая его подход к руководству коллективом, а также линию его поведения в возникающих при этом ситуациях и используемых в данной системе. Вместе с тем это и форма личного поведения руководителя, органи зация его личной работы. В стиле руководства проявляются все важнейшие качества личности руководителя: его социальная направленность; ценностные ориентации (степень ориентации на интересы общества и своего коллектива в целом, отношение к труду, к подчиненным как товарищам по коллективу; требовательность к себе, самовзыскательность и пр.); моральные и волевые качества, способность воздействовать, влиять на коллектив в нужном направлении, использовать продуктивные возможности коллектива и т.д. Родоначальник учения о стилях руководства известный психолог К. Левин выделил три стиля — авторитарный, де мократический и анархический. В нашей литературе классификация стилей различными авторами трактуется далеко не однозначно: > В. Г. Шорин, Г. Д. Горячев, Г. X. Попов выделяют ав > А. Г. Ковалев — авторитарный, демократический, сме >• Е. А. Берков — демократический, авторитарный, либеральный, административный, делегирующий, социально-психологический, контактный, дистанционный, целеполагающий; > А. Л. Свенцицкий к авторитарному стилю приравнивает 201 попустительствующий, разрешительный, формальный (и предлагает называть его номинальным); > Ф. Генов отмечает и такие стили, как волюнтаристский, Обращает на себя внимание то, что в данных перечнях видов стилей руководства не прослеживается какая-либо единая основа их деления. Некоторые исследователи во главу угла ставят вопрос, кем и как принимаются решения (авторитарный стиль), другие — степень близости руководителя к коллективу (дистанционный стиль), третьи — иные обстоятельства. На наш взгляд, чтобы установить какую-то систему в этом разнообразии стилей, необходимо определить основания деления и по каждому из них обусловить наиболее характерные стили. Представляется целесообразным выделить, как минимум, семь оснований, отражающих важнейшие стороны деятельности руководителя в управляемом им коллективе, и по этим основаниям более дифференцированно классифицировать множество стилей. > Важнейший вопрос в характеристике руководства конк Авторитарный (от фр. autoritaire — властный), или волевой, автократический (от лат. auctoritas — власть),— стиль руководства, в основе которого лежит абсолютизация принципа единоначалия и полное отрицание коллективных (коллегиальных, кооперативных) решений. Данный стиль характеризуется стремлением руководителя полагаться исключительно на формальный авторитет должности, на принуждение. Руководитель принимает решения сам, без учета мнений коллектива. Все связи замыкает на себя, не терпит возражений, требует пунктуального, преимущественно беспрекословного, выполнения его решений. Он навязывает свое мнение яодчиненным (и даже собранию коллектива, президиуму Фобрания), включает его в решения собрания, которые обязательны для исполнения подчиненными. Такой руководитель чрезмерно увлекается взысканиями. (Но, как показали исследования польских специалистов, с помощью взысканий можно 202 лишь предотвратить снижение качества работы, для его же повышения необходимы положительные стимулы.) При авторитарном стиле руководства принцип единоначалия гипертрофирован, возведен в абсолют. Как результат — малая общая эффективность деятельности коллектива, неудовлетворенность работой его членов, тем более что подобному стилю руководства нередко сопутствует жесткость руководителя, а порой и произвол. Следует признать, что такой стиль эффективен в напряженных производственных и управленческих ситуациях, требующих быстрых и решительных действий, а также в тех случаях, когда в силу предшествовавших условий и разного рода причин в данной организации (подразделении) преобладают анархические настроения, низок уровень исполнительской и трудовой дисциплины, т.е. когда он обусловлен объективными факторами. На непродолжительный период времени с целью вывода коллектива из тяжелого положения возможно применение данного стиля. Но только на определенный период. Когда же авторитарный стиль перерастает в командование, руководитель начинает опираться исключительно на волевые приемы управляющего воздействия. Это не может быть приемлемо для организации управления в тех сферах деятельности, где важны инициатива работников и творческий подход к решению стоящих задач. Иногда авторитарный стиль проявляется в злоупотреблении властью, должностным положением. Демократический (коллегиальный, коллективный) стиль — руководство, основанное на учете мнений (а в меру возможности — и желаний) руководимых, на широком привлечении сотрудников подразделения (организации) к процессу выработки и принятия решений. Стиль отличается наиболее полным использованием коллективных форм обсуждения, согласования, контроля, коллегиального решения всех существенных вопросов. V Дечократический стиль более чем другие стили руководства отвечает принципу демократизации управления. Здесь реализуются принципы свобод ной дискуссии, критики «снизу»' и «сверху». При нято считать, что это наиболее развитая, совер шенная форма стиля руководства коллективом. 203 Руководитель доверяет подчиненным, подчиненные — руководителю. Решения основываются на коллективной мудрости, опыте, воле. Такое отношение к руководству создает гарантию от ошибочных, волюнтаристских, субъективистских шагов. При реализации такого стиля широко учитывается мнение коллектива, опытных специалистов. Но речь не идет ни о заигрывании с подчиненными, ни о мелкой опеке или о пустой говорильне с ними. Вопрос заключается в деловом участии коллектива в принятии только принципиально важных решений. Если же все руководство коллективом построить исключительно на демократическом стиле, то проявятся его существенные недостатки: этот стиль менее мобилен, менее динамичен, менее оперативен. Смешанный — это гибкий стиль, «поворачивающийся» той или другой стороной в зависимости от конкретной обстановки. Он включает в себя сильные стороны двух предыдущих, как, впрочем, и их возможные «издержки». > С точки зрения того, как руководителем осуществляется организация выполнения решений, мобилизация коллектива на решение производственных задач и контроль за их выполнением, могут быть выделены следующие стили: администра тивный, либеральный и стиль чуткой требовательности. Административный (от лат. administrare — управлять, заведовать) стиль определяет руководство, основанное на принципе единоначалия и использования преимущественно административных методов управления. Такой стиль (иногда его сравнивают с авторитарным) осуществляется в строгом соответствии с компетенцией руководителя, действующими нормативными актами, регулирующими производственную и управленческую деятельность организации. Приверженцев данного стиля называют «голыми администраторами», «черствыми сухарями», на производстве — «технократами». Такого руководителя интересует только техника и только план, а до сотрудников с их нуждами ему нет дела. ©н строг, требователен, его любимые выражения: «здесь не Институт благородных девиц», «мне некогда нянчиться с вами, работать надо» и т.п. Одним словом — «казенный» человек. Показатели в работе он «выжимает». По образному сравнению В. И. Терещенко, он «толкает автомобиль, вместо того чтобы управлять им, используя силу двигателя». В коллективе, возглавляемом таким руководителем, трудовая мораль низка, равно как и интерес к делу со стороны подчиненны
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 774; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.140.224 (0.014 с.) |