Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Анализ задач, требующих принятия решенийСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Работая в реальных институциальных системах, люди сталкиваются с разнообразными задачами, требующими принятия решений. В лабораторных психологических исследованиях экспериментатор также предлагает испытуемым задания в виде игр, участие в которых заключается в последовательно принимаемых решениях. Задачи являются частью окружающей среды, в которой действует человек, и для их анализа требуется предварительная характеристика этой среды. Среду, как природную, так и общественную, можно представить в виде трехмерного пространства. Его измерениями, или в данном случае измеряемыми чертами, являются: неопределенность, динамика, сложность. Во-первых, среда характеризуется некоторой степенью неопределенности. В ней, как правило, происходят события, которые нельзя предсказать с полной определенностью. Это, вероятно, важнейшая характеристика измерений среды. Во-вторых, ей присуща определенная степень динамики — с течением времени она подвергается модификации и преобразованию. В-третьих, среда характеризуется определенной степенью сложности. Можно допустить, что среда человека тем сложнее, чем больше переменных она имеет. Это не единственно возможный подход к вопросу о размерности среды. Принимая во внимание описанный выше характер пространства среды, Р. Говард предложил следующую класси А _J 309 фикацию задач, требующих принятия решения (ЗР). Каждую ЗР можно представить как точку в пространстве среды, т.е. как упорядоченную тройку чисел (х, у, z). Отдельные числа х, у, z в тройке являются последовательными координатами точки и означают: степень неопределенности (х), степень динамики (у) и степень сложности (z) рассматриваемой задачи. Они могут быть: простыми и статическими, сложными и статическими, простыми и динамическими, сложными и динамическими. В реальных ситуациях, требующих принятия решений, детерминистские (не рискованные) задачи встречаются крайне редко. Поэтому гораздо важнее рассмотреть рискованные (вероятностные задачи). В этих задачах лицо, решающее задачу, не знает наверняка, какой результат будет достигнут после принятия некоторого решения. Рискованные задачи также могут быть простыми и статическими, сложными и статическими, простыми и динамическими, сложными и динамическими. Наиболее характерная черта рискованных задач — наличие неопределенности, т.е. того, что исходы, которые будут получены лицом, принимающим решение, зависят от событий, которые невозможно предвидеть с полной определенностью. Иначе говоря, выбирая альтернативы, решающий задачу рискует, поскольку имеется определенная вероятность того, что его выбор приведет к невыгодному исходу, т.е. проигрышу. Статическую задачу с риском чаще всего определяют как упорядоченную тройку СЗР = (А, Н, В), которую можно охарактеризовать следующим образом: > А = (al, a2,... an) — полный набор альтернатив. Реша > Н = (hi, h2,...hn) — полный набор гипотез о состоянии > В = (Ы, Ь2,... bm) — фактическая функция исходов 310 ким образом, что в (ai, hi) является исходом, который получается, если решающий выбирает действие ai и осуществляется гипотеза hi. Исходы Ы имеют определенную ценность и часто называются платежами. Задание СЗР можно представить в виде матрицы платежей. Часто осуществляется декомпозиция задачи с риском. Задача делится на совокупность пари, называемых иногда лотереями, или ставками. Лотерея (д), говоря неформально, состоит из альтернативы и совокупности, соответствующих ей исходов, которые наступают с определенной вероятностью. Точнее, лотерея — это случайная переменная с известным распределением вероятностей. Операция декомпозиции задачи с риском на совокупность лотерей играет важную роль в психологических исследованиях. Кроме того, она существенна потому, что в процессе принятия решений решающий выбирает не столько сами альтернативы, сколько лотереи, т.е. альтернативы вместе с их последствиями. Следовательно, лотереи являются основными элементами, из которых строится задача с риском. В задачах с риском, как статических, так и динамических, можно выделить три постоянных элемента: • множество альтернатив А; • множество гипотез Н относительно состояния дел; • множество исходов В. Альтернатива (А) может быть предметом, отношением или операцией. Альтернативой может быть лишь то, что человек способен различить. В реальных задачах, требующих принятия решений, альтернативы редко бывают столь простыми, как в игре «орел» или решка». Очень часто элементами множества А являются сложные альтернативы. Каждую из них можно представить как вектор альтернатив. Вектору присваивается номер альтернативы, а также номер самого вектора. Множество векторов альтернатив образует k-мерное векторное пространство. Чем сложнее альтернатива, чем больше количество составляющих вектора, тем труднее задание, требующее принятия решений. В случае, когда k превосходит магическое число 7, равное объему кратковременной (оперативной) памяти, у то- 311 го, кто решает задачу, в процессе принятия рационального решения могут возникнуть большие трудности. В задачах с риском последствия решения зависят от будущего состояния дел, которое иногда называется условиями деятельности. Лицу, решающему задачу, известно Н гипотез, т.е. конечное множество гипотез о состоянии дел. На этом множестве определено распределение вероятностей р(Ы), p(h2),..., p(hm). Что такое гипотеза h? Она является суждением о предвидимых событиях. Ее структура может быть как простой, так и сложной. В первом случае гипотеза является суждением о единичном состоянии дел, которое определяется последствиями принятого решения. Таким состоянием дел может быть, к примеру, исход подбрасывания монеты, дорожное происшествие или возникновение войны. Однако часто гипотеза обладает намного более сложной структурой. Это имеет место в задачах, где каждое следствие принятого решения определяется целым множеством событий (факторов). Чем более сложны гипотезы, тем труднее ими оперировать, труднее определять их вероятность. В очень многих реальных задачах число гипотез весьма велико и значительно превышает магическое число 7. В задачах с риском каждое решение приводит к совокупности последствий (В), состоящей, по меньшей мере, из двух элементов. Последствием может быть все, что происходит после принятия решения и имеет для решающего положительную или отрицательную ценность. В теории принятия решений последствие понимается как любой результат выбора альтернативы, выгодный или невыгодный для решающего. В подавляющем большинстве ситуаций, в которых принимается решение, последствия выбора альтернатив являются сложными. Они называются многоаспектными, или многомерными, последствиями. Сложное, многомерное последствие часто можно представить как вектор последствий. Множество этих векторов составляет с-мерное векторное пространство. Постоянные элементы задачи с риском — альтернативы, гипотезы о состоянии дел и последствия — являются, в принципе, сложными объектами. Поэтому, если мы хотим, чтобы 312 _ обобщенная модель СЭР отражала фактическую структуру задач с риском, то ее главные параметры (a, h, b) следует представить как действительные векторы. Множества таких векторов составляют многомерные векторные пространства. Лишь подобная векторная модель с риском в какой-то мере отражает фактическую сложность ситуаций, требующих принятия решений. Психологи все чаще используют имитирующие задачи, отражающие принципиальную структуру фактических ситуаций с некоторым улучшением и лучшей структурированностью (т.е. упрощением). Благодаря этому психолог может более четко контролировать переменные и параметры, влияющие на решение. Имитирующие задачи обладают рядом преимуществ: они менее искусственны и более сложны, чем, например, числовые игры. Однако делать отсюда выводы следует с осторожностью, обусловленной, в частности, тем, что в лабораторных условиях трудно «обеспечить» платежи, сравнимые с реальными приобретениями и потерями. А это в значительной мере может привести к тому, что поведение человека, принимающего решение в лабораторных условиях, будет отличаться от его поведения в реальных условиях. Предпринимаются попытки исследовать деятельность по решению задач в естественных условиях. Однако контролировать переменные и параметры, влияющие на принятие решений, в этих условиях намного сложнее.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 293; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.186.56 (0.01 с.) |