АНАЛИЗ ЗАДАЧ, ТРЕБУЮЩИХ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

АНАЛИЗ ЗАДАЧ, ТРЕБУЮЩИХ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ



Работая в реальных институциальных системах, люди сталкиваются с разнообразными задачами, требующими при­нятия решений. В лабораторных психологических исследова­ниях экспериментатор также предлагает испытуемым задания в виде игр, участие в которых заключается в последовательно принимаемых решениях. Задачи являются частью окружаю­щей среды, в которой действует человек, и для их анализа требуется предварительная характеристика этой среды.

Среду, как природную, так и общественную, можно представить в виде трехмерного пространства. Его измерения­ми, или в данном случае измеряемыми чертами, являются: не­определенность, динамика,сложность.

Во-первых, среда характеризуется некоторой степенью не­определенности. В ней, как правило, происходят события, ко­торые нельзя предсказать с полной определенностью. Это, ве­роятно, важнейшая характеристика измерений среды.

Во-вторых, ей присуща определенная степень динамики — с течением времени она подвергается модификации и преобра­зованию.

В-третьих, среда характеризуется определенной степенью сложности. Можно допустить, что среда человека тем слож­нее, чем больше переменных она имеет.

Это не единственно возможный подход к вопросу о размер­ности среды. Принимая во внимание описанный выше характер пространства среды, Р. Говард предложил следующую класси

А

_J


309

фикацию задач, требующих принятия решения (ЗР). Каждую ЗР можно представить как точку в пространстве среды, т.е. как упорядоченную тройку чисел (х, у, z). Отдельные числа х, у, z в тройке являются последовательными координатами точки и означают: степень неопределенности (х), степень ди­намики (у) и степень сложности (z) рассматриваемой задачи.

Они могут быть: простыми и статическими, сложными и статическими, простыми и динамическими, сложными и дина­мическими.

В реальных ситуациях, требующих принятия решений, де­терминистские (не рискованные) задачи встречаются крайне редко. Поэтому гораздо важнее рассмотреть рискованные (ве­роятностные задачи).

В этих задачах лицо, решающее задачу, не знает наверня­ка, какой результат будет достигнут после принятия некоторо­го решения. Рискованные задачи также могут быть простыми и статическими, сложными и статическими, простыми и дина­мическими, сложными и динамическими.

Наиболее характерная черта рискованных задач — нали­чие неопределенности, т.е. того, что исходы, которые будут получены лицом, принимающим решение, зависят от событий, которые невозможно предвидеть с полной определенностью. Иначе говоря, выбирая альтернативы, решающий задачу рис­кует, поскольку имеется определенная вероятность того, что его выбор приведет к невыгодному исходу, т.е. проигрышу.

Статическую задачу с риском чаще всего определяют как упорядоченную тройку СЗР = (А, Н, В), которую можно охарактеризовать следующим образом:

> А = (al, a2, ... an) — полный набор альтернатив. Реша­
ющий задачу выбирает одну из них в соответствии со своими
целями.

> Н = (hi, h2, ...hn) — полный набор гипотез о состоянии
Дел, определяющий последствия отдельных альтернатив.
Лицо, принимающее решение, не может предвидеть со всей
определенностью, какая из гипотез окажется справедливой.
На множестве Н определено распределение вероятностей р,
т.е. p(hl), p(h2), ... p(hm).

> В = (Ы, Ь2, ... bm) — фактическая функция исходов
(последствий), определенная на декартовом произведении та-


310

ким образом, что в (ai, hi) является исходом, который получа­ется, если решающий выбирает действие ai и осуществляется гипотеза hi. Исходы Ы имеют определенную ценность и часто называются платежами. Задание СЗР можно представить в виде матрицы платежей.

Часто осуществляется декомпозиция задачи с риском. За­дача делится на совокупность пари, называемых иногда лоте­реями, или ставками. Лотерея (д), говоря неформально, состоит из альтернативы и совокупности, соответствующих ей исходов, которые наступают с определенной вероятностью. Точнее, лотерея — это случайная переменная с известным распределением вероятностей.

Операция декомпозиции задачи с риском на совокупность лотерей играет важную роль в психологических исследовани­ях. Кроме того, она существенна потому, что в процессе при­нятия решений решающий выбирает не столько сами альтер­нативы, сколько лотереи, т.е. альтернативы вместе с их пос­ледствиями. Следовательно, лотереи являются основными элементами, из которых строится задача с риском.

В задачах с риском, как статических, так и динамических, можно выделить три постоянных элемента:

• множество альтернатив А;

• множество гипотез Н относительно состояния дел;

• множество исходов В.

Альтернатива (А) может быть предметом, отношением или операцией. Альтернативой может быть лишь то, что человек способен различить. В реальных задачах, требующих приня­тия решений, альтернативы редко бывают столь простыми, как в игре «орел» или решка».

Очень часто элементами множества А являются сложные альтернативы. Каждую из них можно представить как вектор альтернатив. Вектору присваивается номер альтернативы, а также номер самого вектора. Множество векторов альтернатив образует k-мерное векторное пространство.

Чем сложнее альтернатива, чем больше количество состав­ляющих вектора, тем труднее задание, требующее принятия решений. В случае, когда k превосходит магическое число 7, равное объему кратковременной (оперативной) памяти, у то-


311

го, кто решает задачу, в процессе принятия рационального ре­шения могут возникнуть большие трудности.

В задачах с риском последствия решения зависят от буду­щего состояния дел, которое иногда называется условиями дея­тельности. Лицу, решающему задачу, известно Н гипотез, т.е. конечное множество гипотез о состоянии дел. На этом мно­жестве определено распределение вероятностей р(Ы), p(h2), ..., p(hm).

Что такое гипотеза h? Она является суждением о предви­димых событиях. Ее структура может быть как простой, так и сложной. В первом случае гипотеза является суждением о единичном состоянии дел, которое определяется последствия­ми принятого решения. Таким состоянием дел может быть, к примеру, исход подбрасывания монеты, дорожное происшес­твие или возникновение войны.

Однако часто гипотеза обладает намного более сложной структурой. Это имеет место в задачах, где каждое следствие принятого решения определяется целым множеством событий (факторов). Чем более сложны гипотезы, тем труднее ими оперировать, труднее определять их вероятность. В очень многих реальных задачах число гипотез весьма велико и зна­чительно превышает магическое число 7.

В задачах с риском каждое решение приводит к совокуп­ности последствий (В), состоящей, по меньшей мере, из двух элементов. Последствием может быть все, что происходит пос­ле принятия решения и имеет для решающего положительную или отрицательную ценность. В теории принятия решений последствие понимается как любой результат выбора альтер­нативы, выгодный или невыгодный для решающего.

В подавляющем большинстве ситуаций, в которых прини­мается решение, последствия выбора альтернатив являются сложными. Они называются многоаспектными, или многомер­ными, последствиями.

Сложное, многомерное последствие часто можно предста­вить как вектор последствий. Множество этих векторов со­ставляет с-мерное векторное пространство.

Постоянные элементы задачи с риском — альтернативы, гипотезы о состоянии дел и последствия — являются, в прин­ципе, сложными объектами. Поэтому, если мы хотим, чтобы


312 _

обобщенная модель СЭР отражала фактическую структуру за­дач с риском, то ее главные параметры (a, h, b) следует пред­ставить как действительные векторы. Множества таких векто­ров составляют многомерные векторные пространства. Лишь подобная векторная модель с риском в какой-то мере отража­ет фактическую сложность ситуаций, требующих принятия ре­шений.

Психологи все чаще используют имитирующие задачи, отражающие принципиальную структуру фактических ситуа­ций с некоторым улучшением и лучшей структурирован­ностью (т.е. упрощением). Благодаря этому психолог может более четко контролировать переменные и параметры, влияю­щие на решение.

Имитирующие задачи обладают рядом преимуществ: они менее искусственны и более сложны, чем, например, числовые игры. Однако делать отсюда выводы следует с осторожностью, обусловленной, в частности, тем, что в лабораторных услови­ях трудно «обеспечить» платежи, сравнимые с реальными приобретениями и потерями. А это в значительной мере может привести к тому, что поведение человека, принимающего ре­шение в лабораторных условиях, будет отличаться от его по­ведения в реальных условиях.

Предпринимаются попытки исследовать деятельность по решению задач в естественных условиях. Однако контролиро­вать переменные и параметры, влияющие на принятие реше­ний, в этих условиях намного сложнее.





Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.156.34 (0.006 с.)