Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Разнообразие умений и навыковСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Этот термин характеризует степень, в которой работа требует разнообразных действий при ее выполнении и которая предусматривает использование различных навыков и способностей персонала. Если работник чувствует, что кто-то еще может сделать эту работу так же хорошо, то она вряд ли будет представлять для него ценность и маловероятно, что он будет испытывать чувство гордости от выполнения задания. Работа, не использующая ценных навыков работника, не вызывает и потребности в дальнейшем его обучении. Существует также оптимальный уровень разнообразия, индивидуальный для каждого работника. Так одинаковая работа одним может рассматриваться как скучная, а другому кажется, что она имеет неустойчивый и прерывистый характер, в связи с чем невозможно установить какой-то определенный режим ее выполнения. Целостность работы Под этим параметром понимается завершенность рабочей операции как целой и определенной части работы, т.е выполнение ее от начала и до конца с видимым результатом. Это тесно связано с определенностью задания со стороны менеджера. Важность работы Под этим параметром понимается степень влияния выполняемой работы на работу других людей в организации или во внешнем окружении. Рабочие, затягивающие гайки тормозных устройств самолета, расценивают свою работу как очень важную, в отличие от рабочих, заполняющих скрепками бумажные коробочки. При этом уровень навыков примерно одинаков. Понятие важности работы тесно связано с системой ценностей исполнителя. Работа может быть интересной и захватывающей, но люди будут оставаться неудовлетворенными до тех пор, пока они не почувствуют, что их работа представляет определенную ценность и ее необходимо выполнять качественно. 224 Автономия Параметр характеризует, насколько работа обеспечивает свободу (независимость) служащего при выработке графика выполнения работы и действий, используемых для достижения нужного результата. Если такие решения принимаются другими, хорошее выполнение работы вряд ли будет рассматриваться им как вознаграждение. Человек будет чувствовать, что качество выполнения работы зависит от правильности чужих решений, а не от его собственных усилий. Он не будет испытывать чувства «собственности» на работу. При отсутствии по каким-либо причинам (например, работа на конвейере) целостности невозможна и автономия, так как может произойти нарушение общей координации выполнения отдельных действий. Для каждого служащего существует свой оптимальный уровень автономии, который дает ему реальное ощущение личной ответственности. Обратная связь Обратная связь обеспечивает получение работниками информации о качестве выполняемой ими работы. Эффективность обратной связи зависит в большой степени от целостности работы, ведь гораздо легче обеспечить обратную связь по результатам «законченной работы», чем на отдельном ее фрагменте. Расширяя фронт работ, чтобы работник отвечал за несколько взаимосвязанных операций, мы повышаем автономию. В то же время это увеличивает целостность работы, а значит обеспечивает быструю и эффективную обратную связь. При этом работник интенсивно использует самопроверку, т.е. личную обратную связь. Возможность обнаруживать недостатки самому воспринимается работником гораздо легче, чем если бы ему указали на эту ошибку. Важность обратной связи очевидна. Люди должны знать, насколько хорошо они выполняют свою работу. Менеджеры являются важным источником подобной обратной связи. Однако наилучшая обратная связь имеет место тогда, когда и сами работники контролируют качество собственной работы. Три первых фактора из рассмотренных выше вносят свой вклад в оценку работы с точки зрения ее сложности, ценности и необходимости. Если работа не обладает такими параметрами, то она не будет внутренне мотивируемой. Даже хорошее ______________________ ____________________________ 225 качество ее выполнения не будет вызывать ни чувства выполненного долга, ни ощущения новизны или приобретения чего-либо полезного. Работа, удовлетворяющая всем описанным факторам, внутренне мотивирует работников, обеспечивает хорошее качество выполненного задания, доставляет удовлетворение. Она создает ощущение личного вклада в выпускаемую продукцию или оказываемые услуги, дает работникам чувство сопричастности и возможность самовыражения. Руководители должны постоянно обдумывать возможные спо-собы улучшения работы подчиненных. Рассмотрим методы усовершенствования названных параметров работы, которые могут привести к стимулированию внутренней мотивации подчиненных, вызвать сотрудничество и энтузиазм с их стороны. > Повышение разнообразия умений и навыков Напомним, что именно разнообразие навыков, а не просто разнообразие само по себе является принципиальным. Если члены коллектива применяют ограниченное количество навыков, то необходимо искать способ стимулирования потребности к увеличению их количества. Однако не всегда сотрудники встречают такое увеличение разнообразия с энтузиазмом. Так, монотонная работа позволяет работникам разговаривать, но стоит в процесс ее выполнения внести элемент разнообразия, станет не до разговоров, в то же время не будет никаких «компенсаций» со стороны самой работы. Работникам также необходимо дать ощущение признания используемых ими навыков, например, публично объявить об исключительной ценности данного навыка у работника. Такой подход, как правило, стимулирует работника на усовершенствование навыков, расширение диапазона его способностей. >• Повышение целостности работы Как уже отмечалось, работники испытывают большее удов-летворение от работы, которая имеет некоторый видимый результат. Повышение целостности работы может быть достигнуто за счет добавления к ней сопутствующих заданий. Это, Пак правило, какие-то подготовительные или заключительные операции, которые выполняются разными работниками. Объединение нескольких операций в одну законченную работу улучшит многие показатели работы — от временных до С. Н. Князев 226 стимулирующих. Однако следует иметь в виду, что добавление рабочих операций более низкого порядка не столько делает работу более целостной, сколько снижает уровень мотивации и вызывает чувство неприязни со стороны работников. > Повышение важности работы Если работник знает, как конкретно будут использованы результаты его труда, он начинает ощущать важность собственной работы, а это стимулирует его к быстрому выполнению работы при хорошем ее качестве. Работник всегда хочет знать, зачем он делает ту или иную работу. Даже если его просят собрать данные для отчета, ему хочется знать, какую цель преследует этот отчет. Поэтому при формулировке любого задания необходимо упомянуть о его целях, о том, что реально будет зависеть от скорости и качества выполнения данной работы, как эта работа «вливается» в работу организации в целом. > Увеличение автономии Передача подчиненным некоторых управленческих функций низкого уровня несет двойной эффект — концентрация усилий руководителя на решении проблем более высокого уровня и положительное влияние на мотивацию работников. Передача права принятия решений низкого уровня подчиненным может рассматриваться как благо при условии, что они достаточно подготовлены и правильно понимают все особенности работы, в том числе, где получить необходимую информацию и в какой момент принять решение. При условии знания подчиненными всех требований и инструкций, действующих в организации, руководитель может предоставить им возможность самостоятельно ставить текущие цели и задачи своей работы. Даже если они только частично участвуют в процессе принятия решений, они будут чувствовать большую ответственность за работу. Реально это реализуется с помощью системы так называемых квалифицированных собеседований, в ходе которых необходимо предотвратить ситуацию, чтобы подчиненный ставил перед собой нереальные цели, которые заведомо не могут быть реализованы по каким-либо причинам, зависящим в том числе и от текущего состояния дел организации. 227 Время является чрезвычайно важным фактором во всех видах работы. Если человек не имеет достаточно времени для качественного выполнения работы, он будет считать, что на нее не стоит тратить усилий. Поручение работы заранее предоставляет работникам значительную автономию в выборе времени на ее этапы, элементы и т.д., возможность расстановки приоритетов по своему усмотрению, а следовательно, получать большее удовлетворение. > Усиление обратной связи Обратная связь бывает внутренней, т.е. идущей от самой работы, и внешней, например, когда потребитель результатов работы отзывается об их качестве, в случае публичной похвалы и т.п. Внутренняя обратная связь является более надежной, так как действует на работника непосредственно во время выполнения задания. Верный способ стимулирования этой связи — ставить четкие и конкретные цели, не указывая при этом пути их достижения. Другой способ проверки на качество — в процессе выполнения работы. Это позволит работнику немедленно исправлять недостатки и соответственно корректировать рабочий процесс, приближая его к максимально эффективному, чтобы предотвратить подобные сбои в будущем. Часто бывает ситуация исключительно негативной обратной связи, т. е. когда работники узнают только о недостатках своей работы. Кроме того, что они лишаются вознаграждения за свою работу, они почти не реагируют на критическую обратную связь. Отрицательные оценки вообще воспринимаются не более чем по двум-трем параметрам. Однако если руководитель чередует положительные отзывы и отрицательную критику, то информация о неудачах будет восприниматься правильно. Другая крайность — когда начальник неспособен критиковать своих подчиненных. В этом случае неудачи как бы просто фиксируются и работник не получает возможность исправлять свои ошибки, а часто даже не знает, нужно ли это делать. Для того чтобы внешняя обратная связь была эффективной, она должна быть правдивой, точной, подробной, осуществляться незамедлительно. Скупое сообщение о плохом выполнении работы только демотивирует работника. Если же указать, что именно было сделано неправильно, почему это слу- 228 _ чилось, как исправить ситуацию, и при этом не забыть отметить положительные аспекты работы, эффективность обратной связи, несомненно, возрастет. Еще лучше, если работник выяснит эти вопросы сам и предложит пути исправления неверно сделанной работы и предотвращения таких ситуаций. До сих пор мы рассматривали методы мотивации, в основном, в свете психологических потребностей, воздействий на внутреннюю мотивацию. Они основаны, по существу, на «Теории Y». Однако применение «Теории X» (люди работают главным образом для удовлетворения своих экономических нужд) также во многих случаях полностью оправдывает себя. Это означает, что обзор методов мотивации сотрудников был бы не полным без рассмотрения экономических методов мотивации. Задача руководителя в случае применения экономической мотивации заключается в разработке премиальной схемы выплат за производительность, системы сдельной оплаты или трудовых соглашений. Эта задача отнюдь не проста, так как ситуация в каждой фирме уникальна и, следовательно, премиальная система должна быть конкретной в каждом случае в зависимости от специализации персонала. Не все способы экономического поощрения могут оказать мотивационное воздействие на сотрудников, однако существует несколько основных положений о премиях, которые не затрагивают специфику организации и являются универсальными. Ими должен руководствоваться руководитель при внедрении методов экономической мотивации: • премии не должны быть слишком общими, безликими, • размер премии должен быть связан с личным вкладом ра • должен существовать какой-либо приемлемый метод • работники должны чувствовать, что премия зависит от • при этом дополнительные усилия работников, стимули
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 417; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.195.8 (0.008 с.) |