ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ



Теория государства и права как наука и история развития государства свидетельствуют, что генезис и эволюция явлений общественной жизни складываются из конкретных многократ­но повторяющихся признаков, опирающихся на реальный опыт прежних лет.

Умение работать в современных условиях во многом зави­сит от правовой культуры сотрудников организаций, включа­ющей правовую подготовку, законопослушание и правоприме­нительную практику, гарантирующую защиту законных инте­ресов граждан. В современной обстановке необходимо рабо­тать безукоризненно четко, не допуская отступлений от тре­бований законов и других нормативных актов.


47

Проблемы правового регулирования управленческих отно­шений, присущих процессу выработки и принятия решений в организации, могут быть сформулированы следующим образом.

1. Регламентация отношений управления деятельностью
организации как сложного комплекса социальных связей и
взаимодействий между людьми, принимающими участие в реа­
лизации управленческих функций (в частности одной из клю­
чевых — функции принятия решений), должна осуществлять­
ся за счет всего арсенала социальных норм, среди которых
важное место занимают нормы права.

2. Большое значение правовых норм в ряду социальных
регуляторов предопределяется тем, что они регламентируют
общественные отношения управления служебной деятель­
ностью как нормативным путем, воздействуя на волю субъек­
тов этих отношений, так и путем оказания перманентного вли­
яния на мотивацию выбора варианта в процессе формирова­
ния решений через механизм правосознания и систему ценност­
ных ориентации личности. Комплексное воздействие норм пра­
ва в этих условиях создает необходимые условия для сохране­
ния в неприкосновенности характеристики этих отношений.

3. Важность норм права проявляется с исчерпывающей
полнотой в процессе синтеза в сознании личности правовой
информации с данными о ходе формирования управленческо­
го решения. В этот период реализуются ориентирующая, прог­
раммная и прогностическая функции, снижается информаци­
онная неопределенность адресатов и потребителей правовой
информации в самые кульминационные моменты, при ответе
на вопросы:

 

• о правах, обязанностях и ответственности субъекта
управления в принятии решений;

• о целях и задачах управления;

• о правомерных путях и методах достижения выбранных
Целей и задач;

• о критериях оценки и выбора вариантов решений и по
ряду других параметров.

4. Правовая информация снижает неопределенность у
лиц, участвующих в управленческом процессе, тем в большей
степени, чем выше внешне- и внутриполитическая важность
формируемого управленческого решения, его острота и значи-


мость. Иначе говоря, степень широты и детализации норм пра­ва, регламентирующих управленческие общественные отноше­ния, присущие процессу принятия тех или иных решений, на­ходится в прямой зависимости от упомянутых факторов.

5. Правовая информация имеет некоторые специфические
черты:

• особую социальную ценность;

• обязательность исполнения в установленные сроки;

• дискретность и особый порядок ее доведения до адреса­
тов и потребителей;

• специальный режим хранения и обращения;

• заблаговременность наличия основных ее объемов к нача­
лу формирования решений.

Правовая информация необходима для создания в полном объеме таких организационных, технических, правовых и иных условий, когда бы участники управленческих отноше­ний имели самые широкие возможности для беспрепятствен­ного ознакомления со всеми нормативно-правовыми докумен­тами по решаемой проблеме (ситуации). При этом отмеченные данные должны быть представлены в удобной для восприятия форме, заблаговременно, независимо от отраслевой принад­лежности входящих в них норм права.

6. Обеспечение правовой информацией участников управ­
ленческого процесса — это, по существу, создание для них са­
мих благоприятных предпосылок для более полной реализа­
ции требований принципа законности в государственном
управлении и, в частности, на этапе выработки и принятия
управленческих решений.

Обеспечение правовой информацией всех участников про­цесса выработки и принятия управленческих решений являет­ся основой правового регулирования общественных отношений системы государственного управления, присущих данному этапу. Вместе с тем дальнейшее совершенствование правового регулирования не может осуществляться иначе, как по пути комплексного развития и самой системы обеспечения правовы­ми сведениями, и составляющих основу ее информационного фонда нормативных актов (в том числе и по вопросам управ­ления). При этом должны учитываться специфические черты


49

правовой информации, особый порядок ее подготовки и при­нятия, существование постоянной потребности в привитии ее адресатам и потребителям навыков восприятия норм права и претворения их в жизнь в ходе формирования решений. Кро­ме того, существенное значение имеет дальнейшее углубление юридической подготовки и переподготовки всех участников процесса выработки и принятия управленческих решений.

Изложенные выше положения влекут за собой требования практического характера по совершенствованию некоторых вопросов правового регулирования управленческого процесса. Они направлены на снижение уровня информационной не­определенности субъекта государственного управления, что в конечном итоге увеличит степень свободы его выбора в деле подготовки и принятия решений. Как следствие, существенно улучшится качество решений путем расширения возможностей творческого, нешаблонного подхода к их разработке в услови­ях дальнейшего развития демократии и всемерного укрепле­ния законности. В числе таких требований можно назвать:

> выработку должностных инструкций и иных подобного
рода нормативных актов, определяющих права и обязанности
сотрудников применительно к участкам их деятельности;

>• совершенствование нормативной базы по вопросам дисциплинарной ответственности в деле принятия решений.

Для принципа ответственности формулируется содержа тельная сторона общих и функциональных обязанностей основных категорий руководящего состава (в том числе и по вопросам формирования управленческих решений). В содер­жательную сторону включаются положения:

• строгое соблюдение ее требований и неуклонное исполне­
ние своих служебных обязанностей (общих и функциональ­
ных), в том числе и по вопросам выработки и принятия управ­
ленческих решений;

• вопросы, относящиеся к мерам и формам, основаниям,
уровням и моменту наступления дисциплинарной ответствен­
ности;

> закрепление права на риск и методику многовариантно­
го подхода. Следует отметить, что риск — есть существенный,
обязательный и неотъемлемый элемент процесса выработки и
принятия решений в управлении служебной деятельностью.

С. Н. Князев


50

V Риск — это осуществление действий при недоста­точно ясных (неопределенных) условиях достиже ния положительного результата, возможности наступления событий с отрицательными послед степями в результате определенных решений или действий.

В связи с тем что решения в организации управления не­редко сопряжены с риском, для принятия таких решений не­обходимо, чтобы:

• ситуация или складывающаяся обстановка были таковы,
что другое решение (решение без риска) невозможно;

• допускаемая вероятность неудачи не превышала ожидае­
мой пользы;

• имелись веские основания полагать, что удастся предот­
вратить возможный вред от совершаемых с риском действий
или локализовать их негативные последствия;

• объектом риска при принятии решений в управлении
отраслью деятельностью органов (подразделений) не были
жизнь и здоровье человека.

Согласно Уголовному кодексу Республики Беларусь (ст. 39), риск обоснованный — есть правомерное создание возможной опасности правоохраняемым интересам в целях достижения об­щественно полезного результата, который не может быть полу­чен обычными не рискованными действиями (бездействием)1.

Таким образом, условия правомерности обоснованного риска сводятся к следующему:

вред охраняемым законом интересам причиняется действи­ем (бездействием) рискующего лица, направленным на дости­жение социально полезной цели;

общественно полезная цель не может быть достигнута дей­ствиями (средствами), не связанными с риском;

вредные последствия при риске осознаются рискующим лицом лишь как побочный и возможный вариант его действия (бездействия);

Вопросы риска рассматриваются и в других статьях Уголовного кодекса Республики Беларусь: ст. 34 — необходимая оборона, ст. 35 — причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление, ст. 36 — крайняя необходимость и т.д.


51

совершенные действия (бездействие) обеспечиваются со­ответствующими знаниями и умениями, объективно способны­ми в данной ситуации предупредить наступление вредных последствий;

лицо предприняло достаточные, по его мнению, меры для предотвращения вреда правоохраняемым интересам.

Источником, порождающим опасность причинения вреда при обоснованном риске, являются действия самого лица, на­меренно отклоняющегося от требований безопасности для до­стижения общественно полезной цели. Поэтому риск не дол­жен включать в себя заведомое причинение вреда.

Иными словами, закон отражает природу риска, а также условия, при соблюдении которых он является правомерным. При этом субъект управления не только наделяется правом на риск, но ему вменяется в обязанность рисковать, принимая ре­шения.

Подводя итог изложенному, можно утверждать следующее.

> 1. Общественные отношения управления служебной де­
ятельностью, присущие процессу выработки и принятия
управленческих решений, регламентируются социальными
нормами, среди которых важную роль играют нормы права в
силу особых свойств содержащейся в них информации.

> 2. Регулятивное воздействие норм права на субъекты
отношений государственного управления в интересах выработ­
ки и принятия ими управленческих решений носит комплек­
сный характер. Регламентация осуществляется с позиций
норм права различной отраслевой принадлежности, как путем
принятия соответствующих нормативно-правовых актов, так и
воздействием их через механизм правосознания на систему
ценностных ориентации лиц, участвующих в процессе выра­
ботки и принятия решений, в ходе мотивации выбора вариан­
та решения.

>• 3. Комплексный характер воздействия норм права с по­зиций информационного аспекта управления позволяет рассматривать содержащиеся в них сведения как правовую Информацию системы государственного управления, наделен­ную к тому же особыми свойствами. Эта информация, синте­зируясь в сознании участников управленческих отношений с •Данными по решаемой проблеме (ситуации), в известной сте-

С 5ЙГ **""-ЬШV1X1


52

пени снижает уровень информационной неопределенности субъектов в наиболее значимой сфере их деятельности. При этом она осведомляет их о правах, обязанностях и ответствен­ности в деле выработки и принятия решений, о целях и зада­чах последних, о правомерных возможностях, путях, приемах и методах их достижения с использованием сил и средств, о критериях оценки и выбора вариантов решения и о его форме.

> 4. Важность и значимость правовой информации для ре­
ализации функции принятия решений требует:

• обеспечения ею субъектов отношений государственного
управления;

• создания им наиболее благоприятных организационных,
правовых, технических и иных условий для своевременного и
беспрепятственного ознакомления с нею в должном объеме, в
удобной для восприятия форме, независимо от отраслевой при­
надлежности входящих в нее норм права;

• достижения минимизации неопределенности и повыше­
ния степени обоснованности и свободы выбора в процессе
подготовки и принятия управленческих решений.

> 5. Обеспечение правовой информацией одновременно
создает наиболее благоприятные условия для исчерпывающей
реализации требований принципа законности в управлении
служебной деятельностью на этапе выработки и принятия
управленческих решений, что крайне важно в условиях
расширения демократии в стране на современном этапе.





Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.221.159.255 (0.007 с.)