Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 4. Анализ и принятие краткосрочных управленческих решений

Поиск

Тема 4. анализ и принятие краткосрочных управленческих решений

Процесс принятия управленческих решений

Анализ «затраты — объем — прибыль» (CVP-анализ)

Анализ критической точки с поправкой на фактор прибыли. Производные показатели анализа

Релевантный подход, приростный анализ и маржинальный подход в принятии краткосрочных управленческих решений

Использование релевантного подхода в типичных хозяйственных ситуациях

Специальный заказ

Определение структуры продукции с учетом лимитирующего фактора.

Решение типа «купить или производить самим».

Решение по прекращению деятельности неприбыльного сегмента.

Модернизация оборудования.

 

Одной из важных задач бухгалтерского управленческого учета является сбор и обобщение информации, полезной для принятия менеджерами и высшим руководством предприятия правильных управленческих решений.

Управленческое решение — это выбор экономически обоснованного варианта, осуществляемый руководителем на основе своих должностных полномочий, служащий основанием для реализации конкретных действий в рамках многоуровневой системы управления организацией на основе оптимального достижения ее цели.

Управленческие решения могут классифицироваться по различным основаниям:

по масштабу воздействия их можно подразделить на глобальные и локальные;

по характеру цели — на коммерческие и некоммерческие;

по продолжительности воздействия — на стратегические, тактические и оперативные;

по количеству участников, принимающих решение — на коллегиальные и единоличные;

по степени повторяемости проблемы — на традиционные и нетипичные и др.

Процесс принятия решения начинается с определения цели и задач, стоящих перед предприятием. От этого в конечном счете зависит отбор исходной управленческой информации и избранный алгоритм решения. Управленческий учет обладает целым арсеналом приемов и методов, позволяющих обрабатывать и обобщать исходную информацию.

На практике принятие решения предполагает сравнительную оценку ряда альтернативных вариантов и выбор из них оптимального, в наибольшей степени отвечающего целям предприятия. Для этого прежде всего необходимо иметь информацию об издержках по всем альтернативным вариантам, причем речь идет о затратах будущего периода. В ряде случаев в расчетах приходится учитывать и упущенную выгоду предприятия.

На базе информации управленческого учета решаются следующие типовые оперативные задачи:

— анализ зависимости «затраты — объем производства — прибыль» и определение точки безубыточности;

— планирование ассортимента продукции (товаров), подлежащей реализации;

— определение структуры выпуска продукции с учетом лимитирующего фактора;

— отказ или привлечение дополнительных заказов;

— принятие решений по ценообразованию (имеет для предприятий особое значение в условиях конкурентной борьбы) и т.д.

Анализ критической точки с поправкой на фактор прибыли. Производные показатели анализа

Анализ критической точки с поправкой на фактор прибыли может быть использован как основа для оценки прибыльности предприятия. Бухгалтер может для различных альтернативных планов производства рассчитать соответствующую величину возможной прибыли. В этом случае используется уравнение:

Выручка от продаж – Переменные затраты – Постоянные затраты = Целевая Прибыль

Таким образом, объем продажи продукции, который бы обеспечивал получение целевой величины прибыли, можно рассчитать по следующей формуле:

Целевой объем продаж в единицах = Постоянные затраты + Целевая прибыль
(Цена 1 ед. – ПерЗ на 1 ед.)

При использовании маржинального подхода данное уравнение будет иметь вид:

Целевой объем продаж в единицах = Постоянные затраты + Целевая прибыль
Маржинальная прибыль на единицу

Для определения критического и целевого объема продаж в денежных единицах необходимо использовать следующие формулы:

Критический объем продаж, д.е. = Постоянные затраты
Уровень маржинальной прибыли
Целевой объемпродаж, д.е. = Постоянные затраты + Целевая прибыль
Уровень маржинальной прибыли
Уровень маржинальной прибыли, % = Выручка от продаж – Переменные Затр. × 100%
Выручка от продаж
Уровень маржинальной прибыли, % = (Цена 1 ед. – ПЗ 1 ед.) = Марж. Приб. на 1 ед.
Цена 1 ед. Цена продажи 1 ед.

Проблема определения точки безубыточности приобретает в современных условиях особое значение. Это важно для предприятий при формировании обоснованных цен на продукцию. Владея рассмотренными выше методами, бухгалтер-аналитик имеет возможность моделировать различные комбинации объема продажи и реализации (товарооборота), издержек и прибыли (наценки), выбирая из них наиболее приемлемый, позволяющий предприятию не только покрыть свои издержки, учесть темпы инфляции, но и создать условия для расширенного воспроизводства.

Вместе с тем необходимо иметь в виду, что рассмотренные выше методики анализа могут быть применены лишь при принятии краткосрочных решений. Во-первых, выработка рекомендаций, рассчитанных на длительную перспективу, с их помощью осуществлена быть не может. Во-вторых, анализ безубыточности производства даст надежные результаты при соблюдении определенных условий и соотношений:

Анализ взаимосвязи «затраты — объем — прибыль» (анализ критической точки) может быть полезен и давать точные данные, если выполняются следующие допущения, лежащие в основе этого анализа:

— поведение постоянных и переменных затрат может быть измерено точно, и оно не меняется в течение периода планирования;

— переменные затраты и выручка от продажи имеют линейную зависимость от уровня производства;

— производительность не меняется внутри релевантного уровня активности;

— переменные затраты и цены не меняются в течение периода планирования;

— структура продукции не изменяется в течение планового периода;

— объем продаж и объем производства приблизительно равны, т.е. остатки готовой продукции равны нулю.

Чтобы анализ величин в критической точке был полезным и точным, эти допущения должны соблюдаться. Если одно или более из данных предположений не соблюдается, то применение анализа «затраты — объем — прибыль» может привести к принятию ошибочных решений.

На основе соотношений, положенных в основу расчета критической точки, может быть исчислен ряд производных показателей, таких как кромка финансовой безопасности, коэффициенты риска убытков, запас прочности сбыта, величина эффекта операционного рычага и др.

Запас производственной прочности.

Разность между фактическим (Кфакт) и критическим объемом производства (Ккр) характеризует запас прочности производства в натуральном выражении (ЗПР):

ЗПР = Кфакт – Ккр.

Если Кфакт > Ккр, то от производства и продажи продукции предприятие получает прибыль, если значение ЗПР отрицательное, то предприятие от производства и продажи данной продукции имеет убытки.

При Кфакт > Ккр можно задать диапазон производственной прочности (ДПП) и уровень производственной безопасности (Упрб):

ДПП = (Ккр; Кфакт), Упрб = (Кфакт – Ккр): Кфакт.

Чем больше значение Упрб, тем эффективнее производство и сбыт данной продукции.

Запас финансовой прочности.

Разность между фактической и критической выручкой характеризует запас финансовой прочности предприятия (ЗФП):

ЗФП = Вфакт – Вкр.

Если значение запаса финансовой прочности отрицательное, то основная деятельность предприятия является убыточной. Если значение ЗФП > 0, то производственная деятельность предприятия неубыточная. В этом случае можно определить диапазон финансовой прочности:

ДФП = (Вкр: Вфакт), а также уровень финансовой безопасности:

Уфпр = (Вфакт - Вкр) / Вфакт.

Чем меньше значение порога рентабельности, тем больше запас финансовой прочности, тем выше уровень финансовой независимости.

Снижение порога рентабельности происходит, если:

— доля переменных затрат в выручке от продажи имеет тенденцию к снижению;

— уменьшаются в динамике постоянные затраты предприятия;

— темп роста постоянных затрат меньше, чем темп роста разности между выручкой от продажи и переменными затратами.

Чем меньше значение показателя критической выручки, тем большая часть выручки остается на погашение постоянных затрат и образование прибыли.

Для оценки рискованности деятельности предприятия можно использовать следующие показатели:

доля маржинальной прибыли в выручке от реализации Д(МПР) — отношение маржинальной прибыли к выручке от продажи продукции:

Д(МПР) = (В – ПЕРЗ) / В.

Увеличение этого показателя в условиях нестабильной ситуации на рынке может привести к увеличению риска неполучения дохода, поэтому при оценке риска деятельности следует учитывать специфику конкретного производства и отрасли, в которой оно работает;

уровень запаса производственной прочности У(ЗПП) — отношение запаса производственной прочности к фактическому объему производства:

У(ЗПП) = (Кфакт – Ккр) / Кфакт.

Чем ближе значение показателя к единице, тем эффективнее функционирует предприятие, тем меньше уровень риска;

уровень запаса финансовой прочности У(ЗФП) — отношение запаса финансовой прочности к фактической выручке от реализации (Вфакт):

У(ЗФП) = (Вфакт – Вкр) / Вфакт = 1 – Вкр / Вфакт.

Рост уровня запаса финансовой прочности возможен за счет уменьшения критической выручки от реализации: У(ЗФП)Т при

Чем ближе значение уровня запаса финансовой прочности к единице, тем стабильнее финансовое положение предприятия, тем меньше риск получения убытка в результате колебаний объема производства и реализации в зависимости от спроса на продукцию;

• норма маржинальной прибыли — отношение маржинальной прибыли к выручке от реализации:

Н(МПР) = МПР / В.

Зная норму маржинальной прибыли, можно определить величину прогнозируемой прибыли при изменении объема производства или продаж.

Нормы маржинальной прибыли следует применять на предприятиях, которые выпускают различные виды продукции. При прочих равных условиях выгоднее увеличивать объем производства той продукции, для которой норма маржинальной прибыли наибольшая;

операционный рычаг (ОПР) — отношение маржинального дохода (МПР) к прибыли от продаж (ПРП):

ОПР = МПР / ПРП.

Учитывая структуру выручки, операционный рычаг можно представить в виде:

ОПР = (В - ПЕРЗ) / [(В - ПЕР) - ПОСТЗ] = 1 / [1 - ПОСТЗ / (В – ПЕРЗ)].

Последнее соотношение показывает зависимость значения операционного рычага от величины постоянных затрат. Увеличение постоянных затрат ведет к большему увеличению значения операционного рычага.

Так, например, если выручка от продаж за отчетный период составила 1000 тыс. руб., затраты на производство и сбыт — 780 тыс. руб., из них постоянные затраты —180 тыс. руб., то размер операционного рычага составит:

ОПР = МПР / ПРП = (1000 тыс. р. – 600 тыс. р.): (1000 тыс. р. – 780 тыс. р.) = 1,82 руб./ руб.

Если постоянные затраты будут увеличены на 50 тыс. руб. при том же объеме производства и продаж, то размер операционного рычага составит:

ОПР = (1000 тыс. р. – 600 тыс. р.): (1000 тыс. р. – 780 тыс. р. – 50 тыс. р.) = 2,35 руб./ руб.

При увеличении постоянных затрат на 27,78% ((230 тыс. р.: 180 тыс. р. – 1) х 100%), размер операционного рычага увеличивается на 29,12% ((2,35 руб./ руб.: 1,82 руб./ руб. - 1) х 100%);

уровень операционного рычага (У(ор)) — отношение темпа прироста маржинальной прибыли к темпу прироста прибыли от продаж:

У(ор) = Тпр(МПР) / Тпр(ПРП).

Значение уровня операционного рычага показывает, на сколько процентов изменяется маржинальная прибыль предприятия при изменении прибыли от реализации на 1%.

Уровень операционного рычага характеризует уровень предпринимательского риска: чем выше значение уровня операционного рычага, тем выше уровень предпринимательского риска и наоборот.

При принятии управленческих решений знание уровня операционного рычага позволяет оценивать уровень производственного риска, целесообразность изменения объема производства и продаж при определенных условиях функционирования предприятия. Понятие операционного рычага целесообразно использовать также при сравнении различных вариантов распределения затрат предприятия на постоянные и переменные.

Специальный заказ.

Руководство часто сталкивается с проблемой — принять или нет специальный заказ по цене ниже нормальной рыночной и иногда даже по цене ниже себестоимости. Такие заказы обычно состоят из большого количества однородной продукции, которая продается гуртом (например, упакована в большой контейнер). Так как руководство не ожидало такого заказа, он не мог быть включен в годовые планы продаж и расходов. И так как эти заказы являются одноразовыми событиями, случайными, то они не могут быть включены в прогнозы доходов и расходов на последующие годы. Компания может их принять только в случае, если позволяют производственные мощности.

Рассмотрим пример. Корпорация Бэтман производит спортивное оборудование. Компания Старт располагает разветвленной сетью магазинов. Она предложила корпорации Бэтман специальный заказ на производство 30 000 бейсбольных мячей с отгрузкой гуртом а упаковке по 500 мячей в один ящик. Старт предлагает цену 2,45 р. за один мяч.

Бухгалтерия Бэтман представила следующие данные: прогнозный годовой объем производства составляет 400 000 мячей, годовой объем текущего года — 410 000 мячей, максимальная производственная мощность корпорации ограничена 450 000 мячами. Дополнительные данные следующие;

Затраты на единицу продукции:  
Прямые материалы 0,90
Прямой труд 0,60
Общепроизводственные расходы:  
переменные 0,50
постоянные ($100 000: 400 000) 0,25
Затраты на упаковку единицы 0,30
Затраты на рекламу ($60 000: 400 000) 0,15
Прочие постоянные коммерческие и административные расходы (120 000: 400 000) 0,30
ИТОГО полная себестоимость единицы продукции 3,00
Цена продажи за единицу 4,00
Суммарные оценочные затраты на упаковку гуртом (30 000 единиц по 500 на ящик) 2 500

Должна ли корпорация Бэтман принять предложение компании Старт?

На первый взгляд складывается впечатление, что не следует принимать этот специальный заказ, так как предлагаемая цена 2,45 р. за один мяч меньше не только регулярной цены корпорации (4,00), но даже меньше полной себестоимости (3,00 р.).

Не следует торопиться с таким выводом. Необходимо провести сравнительный анализ возможных двух вариантов — без специального заказа и с учетом специального заказа. Такой анализ с использованием отчетного формата при маржинальном подходе представлен в табл. 4.

Анализ данных табл. 4 показывает, что при принятии специального заказа изменяются только затраты прямых материалов, прямого труда, переменных общепроизводственных расходов (ОПР) и затраты на упаковку. Затраты на упаковку увеличиваются, но только на сумму упаковки гуртом (2 500 р.). Все остальные статьи затрат остаются неизменными в обоих этих вариантах. Чистый результат от принятия заказа — это увеличение маржинальной прибыли (также прибыли до налогообложения) на 11 000 р. Эту сумму можно проверить следующим вычислением:

Чистое увеличение прибыли = ((цена продажи на единицу – переменные производственные затраты на единицу) × количество единиц спецзаказа) – затраты на упаковку спецзаказа = ((2,45 – 2,00) × 30 000 ед.) – 2 500) = 13 500 – 2 500 = 11 000.

Таблица 4

Показатель   Без спецзаказа Со спецзаказом(410 000 ед. + 30 000 ед.)
На ед. (410 000 ед.)
1) Выручка от продаж 2,45 1 640 000 (1 640 000 + 30 000×2,45) 1 713 500
2) Переменные затраты:   943 000 1 005 500
— прямые материалы 0,90 369 000 396 000
— прямой труд 0,60 246 000 264 000
— переменные ОПР 0,50 205 000 220 000
— упаковка 0,30 123 000 (123 000 + 2 500) 125 500
3) Маржинальная прибыль   697 000 708 000
4) Постоянные затраты:   280 000 280 000
— ОПР   100 000 100 000
— реклама   60 000 60 000
— коммерческие и административные 120 000 120 000
5) Прибыль (убыток) от продаж 417 000 428 000

Таким образом, анализ показал, что предложение компании Стюарт может быть принято.

При анализе решений о принятии спецзаказа могут быть использованы формат сравнительной отчетности маржинальной прибыли и также приростной анализ. Маржинальный подход наглядно отражает эффект изменения переменных затрат на величину маржинальной прибыли, а также на величину чистой прибыли.

Для приростного анализа можно добавить показатели отклонений по каждой позиции, тогда отчет станет еще более аналитичным. Возможен также вариант сокращенного аналитического отчета, который содержит только статьи отклонений.

Постоянные затраты при существующем уровне производственных возможностей обычно не изменяются, если специальный заказ принимается, следовательно, они не являются релевантными и могут быть вообще исключены из анализа. С другой стороны, если требуются дополнительные постоянные затраты для выполнения необходимого объема операций, то и они становятся релевантными к данному решению. Примерами релевантных постоянных затрат являются закупка дополнительного оборудования, увеличение затрат на аренду помещения, увеличение затрат на обслуживание, страхование и контроль.

Таким образом, в проблеме специального заказа все переменные затраты являются, как правило, релевантными, а постоянные производственные затраты и все коммерческие и общие и административные расходы нерелевантными, что мы и видели в данном примере. Но следует иметь ввиду, что это не всегда так. Постоянные затраты могут быть релевантными, примеры их уже были приведены ранее.

Также и переменные затраты не всегда являются релевантными. Примером нерелевантности переменных затрат могут служить переменные коммерческие расходы, которые не изменяются по рассматриваемым вариантам, такие, как расходы по вывозу продукции, если они производятся за счет покупателя. Вообще, релевантность постоянных расходов определяется плановым периодом. В долгосрочной перспективе практически все расходы становятся переменными. Если принимать во внимание различную стоимость денег во времени, то все ожидаемые будущие доходы и расходы в тех же размерах, но отличные по времени, становятся релевантными.

Модернизация оборудования.

Проблемы модернизации оборудования, замены устаревших машин истанков на новые более производительные являются типичными задачами не только оперативного управления, гораздо в большей степени проблемами стратегического развития предприятия. Приобретение объектов основных средств требует, как правило, затрат значительных средств, и принятие такого решения должно учитывать прогнозные доходы и расходы на несколько лет вперед, на весь срок эксплуатации новых капитальных активов.

Принятие решений по капитальным вложениям представляет один из наиболее важных и трудных классов задач, стоящих перед руководством компании. Большинство компаний разрабатывают долгосрочные планы, определяя будущую деятельность на пять, десять и более лет. Капитальные расходы являются интегральной частью этих долгосрочных планов.

Рассматривая принятие решений в оперативном управлении, надо остановиться на проблеме модернизации оборудования, возникающей в результате изменения текущих операций. Очевидно, что результаты замены оборудования должны быть оценены на весь срок работы нового оборудования. Также здесь убедимся, что прошлые затраты, связанные с приобретением и эксплуатацией функционирующего оборудования, являются нерелевантными к такого рода решениям.

Рассмотрим пример замены старого станка на новый. Предположим, что объем продаж и выручка остаются без изменений и составляют сумму 100 000 р. ежегодно. Основной целью замены станка является сокращение затрат труда и улучшение условий труда. Известна следующая информация:

По функционирующему станку:

1) Первоначальная стоимость — 130 000 р. (станок приобретен 7 лет назад). Оценочный срок полезной службы — 12 лет.

2) Ликвидационная стоимость на текущий момент — 10 000 р.

3) Остаточная стоимость — 60 000 р. (130 000 р. – [(130 000 –10 000) / 12] × 7 / амортизация по методу прямолинейного списания).

4) Оставшийся срок полезной службы оценен в 5 лет, ликвидационная стоимость в конце пятого года равна нулю.

5) переменные расходы за год — 70 000 р.

По новому станку:

1) Цена — 50 000 р.

2) Срок полезной службы также оценен в 5 лет, и ликвидационная стоимость равна нулю.

3) Переменные расходы на год — 50 000 р.

В табл. 13 проведен анализ двух вариантов — заменить станок или оставить старый. Обратите внимание, анализируется результат за пять лет, за весь период эксплуатации нового станка.

Таблица 13

Анализ замены станка

Сравнение релевантных и нерелевантных данных (тыс. р.)

Показатели Общая сумма за пять лет
Оставить Заменить Разница
Выручка от продаж    
Переменные затраты      
Остаточная стоимость старого станка: амортизация  
Потери при преждевременной ликвидации  
Ликвидационная стоимость (10)  
Новый станок: амортизация   (50)
Всего затрат      
Операционная прибыль      

Согласно определению релевантных данных, остаточная стоимость функционирующего станка не является релевантной, так как это прошлые затраты, на которые мы повлиять уже не в состоянии. Следовательно, при решении проблемы замены оборудования данные об остаточной стоимости можно исключить из анализа. Ликвидационная стоимость функционирующего станка будет являться релевантной к такого рода решению, так как она повлияет на результат выбора, является величиной, различающей анализируемые варианты.

Затраты на приобретение нового оборудования всегда будут являться релевантными в этом решении, так как они присутствуют только в одном варианте, т. е. различают эти две альтернативы.

В табл. 14 представлен анализ целесообразности замены станка с использованием только релевантных данных.

Таблица 14

Анализ замены станка

Сравнение релевантных и нерелевантных данных (тыс. р.)

Показатели Общая сумма за пять лет
Оставить Заменить Разница
Переменные затраты      
Ликвидационная стоимость старого станка (10)  
Амортизация нового станка   (50)
Всего релевантных затрат      

Из анализа табл. 14. очевидно следует, что для организации в целом замена старого станка на новый принесет прибыль в сумме 60 000 р. в результате сокращения затрат за весь срок службы оборудования на эту сумму. Но руководитель нижнего уровня, например, начальник цеха, в котором планируется замена станка, может думать иначе. Как правило, оценка его деятельности, на которой основывается его продвижение по службе, премирование по результатам работы, производится в краткосрочном периоде. В результате замены станка вряд ли будет получен положительный эффект в первом году его эксплуатации. Анализ замены оборудования для первого года показан в табл. 15.

Таблица 15

Показатели Первый год (тыс. р.)
Оставить Заменить
Выручка    
Затраты и потери:    
— переменные    
— амортизация    
— потери при замене  
Всего затрат и потерь    
Операционная прибыль   (10)

Как видим, в результате замены станка в первом году выявляется убыток в размере 10 000 р. если оставить старый станок, то с точки зрения начальника цеха ситуация будет для него более благоприятная, результаты деятельности цеха будут соответствовать запланированным.

В практической жизни часто интересы компании в целом в долгосрочном периоде вступают в противоречие с интересами конкретных лиц или их групп за более короткие периоды. В такой ситуации необходимо при оценке деятельности конкретных менеджеров и подразделений включить в анализ возможные негативные последствия от принятия решения, выгодного для компании в целом.

Для полного понимания изложенного материала напомним основные понятия и термины учета долгосрочных активов. Первоначальная стоимость — это стоимость приобретения актива, включая цену закупки, расходы по транспортировке, установке, монтажу и т.п. Остаточная (текущая) стоимость представляет собой неамортизированную часть стоимости актива и равна первоначальной стоимости минус накопленная амортизация. Ликвидационная стоимость — это оценочная стоимость металлолома, отходов или стоимость обмена материального актива на момент его выбытия. Согласно правилам учета, в западных странах амортизируется первоначальная стоимость за минусом ликвидационной стоимости, а не вся первоначальная стоимость, как принято в российском бухгалтерском учете. Также напомним, что оценочный срок полезной службы и прогнозная ликвидационная стоимость в ходе эксплуатации объекта могут быть пересмотрены.

 

Тема 4. анализ и принятие краткосрочных управленческих решений



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 978; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.65.134 (0.013 с.)