Основные принципы анализа, методы и приемы анализа финансово-хозяйственной деятельности.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные принципы анализа, методы и приемы анализа финансово-хозяйственной деятельности.



Содержанием АФХД является глубокое и всестороннее изучение экономической информации о функционировании анализируемого субъекта хозяйствования с целью принятия оптимальных управленческих решений по обеспечению выполнения производственных программ предприятия, оценки уровня их выполнения, выявления слабых мест и внутрихозяйственных резервов.

Принципы АФХД:

1.Основой анализа выступает его программа;

2.Сравнение показателей деятельности предприятия с некоторой базой;

3.Обоснованность используемой совокупности критериев определяет цельность и завершенность проводимого анализа;

4.Наиболее важными результатами оценки являются выявленные тенденции и закономерности.

Основной метод АФХД – метод экономического анализа, который включает в себя: экономические, статистические и математические методы. К числу общеэкономических методов, применяемых в АФХД, относят:

1.Метод сравнения-сопоставления – используется при соблюдении следующих условий: наличие единой методики исчисления показателей; сопоставимость условий производства; единство периодов во времени; единство объемных (натуральных), стоимостных и качественных показателей. Приёмами сравнительного анализа являются:

- Вертикальный анализ;

- Горизонтальный анализ;

- Трендовый анализ;

2.Метод цепных подстановок – используется при факторном анализе для выявления причин отклонений финансовых показателей;

3.Индексный метод. Основным приёмом данного метода является расчет коэффициентов;

4.Метод группировок. Группировочный признак для совокупности изучаемых явлений должен быть основным. Влияние наиболее существенных признаков группировки определяется на основе предварительного анализа изучаемой совокупности показателей или явлений. Результатом группировки является построение группировочных таблиц, которые могут быть встроены по одному признаку (простые или одномерные группировки) или по нескольким признакам (комбинированные или многомерные группировки);

5.Балансовый метод – используется при изучении показателей, находящихся в балансовой зависимости. Данный метод используется для осуществления прогнозов и планирования.

6.Графический метод – используется для иллюстрации результатов анализа или для формирования наглядности анализа;

7.Метод средних величин. Основными инструментами метода являются средние величины (средние арифметические, геометрические, гармоничные, средневзвешенные).

194. Виды анализа: их классификация и характеристика; методика проведения анализа и диагностика деятельности предприятия.

 

Экономический анализ как наука представляет собой систему специальных знаний, базирующихся на законах развития и функционирования систем и направленных на познание методологии оценки, диагностики и прогнозирования ФХД.

Цель ЭА: повышение эффективности работы предприятия на основе системного изучения всех видов деятельности и обобщения их результатов.

1. Анализ ФХД подразделяется на:

- внутренний – (управленческий) его суть - информационно-аналитическое обеспечение руководства предприятия о реальном состоянии дел на предприятии.

- внешний – (финансовый) предназначен для внешний пользователей. Включает в себя информацию о предприятии как о самостоятельном субъекте хозяйствования. Проводится по данным открытой отчетности

2. По времени выделяют:

- ретроспективный – по данным за прошедший период (минимум 3 периода)

- оперативный – по текущим данным

- перспективный - прогнозирование хоз деятельности, научное обоснование перспективных планов, оценка их выполнения

3. В зависимости от субъекта анализа:

- по отраслям экономики ; - отдельные ведомства ;- самостоятельные хозяйствующие субъекты; - отдельные структуры подразделения (цехи, отделы участки…)

4. По стадии производства:

- стадия производства; - стадия распределения; - стадия обмена ; - стадия потребления

5. По элементам производства:

- трудовые ресурсы

- материальные ресурсы

- финансовые ресурсы

6. По периодичности:

- годовой; квартальный; помесячный; подекадный; ежедневный; сменный

7. По полноте изучаемых вопросов:

- полный (как правило проводимый внешними структурами); - локальный.

Метод ЭА

Методом эк анализа является метод диалектики, это означает:

- все хоз процессы изучаются в динамике

- все хоз явления изучаются во взаимосвязи и взаимовлиянии

Совокупность приемов применяющихся при изучении хоз процессов составляют суть методики экономического анализа.

Наиболее распространенными методами являются:

- общеэкономические (сравнение и сопоставление, метод ценных подстановок, индексный метод, метод группировок, балансовый метод)

- статистические

- математические

К осн. Общеэкономическим методам относят:

- !!метод сравнения/сопоставления;

- метод цепных подстановки или способ разниц;

- индексный метод

- метод группировок

- балансовый метод

- графический метод.

Метод сравнения и сопоставления применяют при:

- сравнение плана и факта

- сравнение в динамике

- данные предприятия со среднеотраслевыми

-!! сопоставление результатов различных УР

- сравнение результатов до и после принятия УР

Метод сравнения/сопоставления м/использоваться с учетом ряда условий:

- д/б единая методика подсчета показателей;

- д/б сопоставимые условия производства;

- д/б единые периоды времени;

- д/б единство натуральных, стоим-ных и качественных показателей.

В сравнительном анализе выделяют:

-Горизонтальный анализ – определение абсолютных и относительных отклонений фактического уровня от базового

-Вертикальный анализ – изучение структуры экономических процессов

-Трендовый анализ – составление тренда

Метод группировки

Группировочный признак для совокупности изучаемых явлений д/б основным.

Влияние наиболее существенных признаков группировки выявляется на основе предварительного анализа изучаемой совокупности.

Результатов группировки является построение группировочных таблиц которые могут быть выстроены по одному признаку – протые или одномерные группировки, или по нескольким признакам – комбинированные или многомерные группировки

Балансовый метод

Используется при изучении показателей находящихся в балансовой зависимости.

Графический метод – для наглядности результатов анализа

Диагностика деятельности предприятия, или ситуационный анализ, - первый вид анализа, определяющий ситуации, в которых находится предприятие, т.е. выявляющий обстоятельства, воздействующие на весь ход его производственной, хозяйственной и финансовой деятельности.

Цели диагностики - выявить место, которое занимает предприятие в общем экономическом пространстве, его текущие производственные возможности, потребляемые трудовые, материально-технические и финансовые ресурсы.

Задача диагностики - отражение основных факторов, определяющих стратегию предприятия, т.е. путей достижения поставленной цели.

Диагностика предприятия складывается из анализа его внешней и внутренней среды.

В первом случае выявляют и уясняют возможности и угрозы, которые могут возникнуть для предприятия в будущем, с тем чтобы правильно представить его стратегию и общую политику.

Для осуществления диагностики внешней среды проводят:

анализ возможностей предприятия (SWOr-анализ);

анализ стратегической позиции, занимаемой предприятием;

анализ сегментов рынка;

анализ конкуренции;

позиционный анализ.

Во втором случае осуществляют комплексный анализ внутренних ресурсов предприятия:

организационно-управленческий анализ;

финансово-экономический анализ.

 

 

193. Предмет, задачи, содержание анализа и сущность финансовой диагностики деятельности предприятия.

Экономический анализ как наука представляет собой систему специальных знаний, базирующихся на законах развития и функционирования систем и направленных на познание методологии оценки, диагностики и прогнозирования финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Цель ЭА: повышение эффективности работы предприятия на основе системного изучения всех видов деятельности и обобщения их результатов.

Содержание АФХД состоит во всестороннем изучении технического уровня производства, качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции, обеспеченности производства материальными, трудовыми, финансовыми ресурсами и эффективности их использования.

Информационная система экономического анализа включает в себя: -совокупность входных данных (бух. и стат. отчетность), -предварительная экспертная оценка данных, - результаты промежуточной обработки данных, -выходные данные, -конечные результаты- будут поступать в систему управления.

Сущность экономического анализа: информационно-аналитическое обеспечение принимаемых управленческих решений.

Объектом ЭА выступает хозяйственная деятельность предприятия в целом (комплексный анализ), либо отдельные ее стороны (тематический анализ).

Под предметом экономического анализа понимаются хозяйственные процессы предприятий, их социально-экономическая эффективность и конечные финансовые результаты деятельности, складывающиеся под воздействием объективных и субъективных факторов, находящие отражение через систему экономической информации.

Предмет экономического анализа определяет стоящие перед ним задачи. Среди осн.выделим:

- повышение научно-экономической обоснованности бизнес-планов, бизнес-процессов и нормативов в процессе их разработки;

- объективное и всестороннее исследование выполнения бизнес-планов, бизнес-процессов и соблюдения нормативов;

- определение эффективности использования трудовых и материальных ресурсов;

- контроль за осуществлением требований коммерческого расчета;

- выявление и измерение внутренних резервов на всех стадиях производственного процесса;

- проверка оптимальности управленческих решений.

Метод экономического анализа представляет собой способ подхода к изучению хозяйственных процессов в развитии.

Характерными особенностями метода экономического анализа являются:

- определение системы показателей, всесторонне характеризующих хозяйственную деятельность организаций;

- установление соподчиненности показателей с выделением совокупных результативных факторов и факторов (основных и второстепенных), на них влияющих;

- выявление формы взаимосвязи между факторами;

- выбор приемов и способов для изучения взаимосвязи;

- количественное измерение влияния факторов на совокупный показатель.

Совокупность приемов и способов, которые применяются при изучении хозяйственных процессов, составляет методику экономического анализа. Методика экономического анализа использует 3 группы методов: общеэкономические; статистические; математические.

К общеэкономическим методам анализа относят метод сравнения, группировок, балансовый и графический методы.

Метод сравнения (сопоставления) – сопоставление изучаемых данных и фактов хозяйственной жизни. Он предполагает: 1)сравнение фактических данных с планируемыми показателями; 2)средних показателей в динамике; 3)показателей данного предприятия со средними показателями отрасли; 4)среднего с показателями конкурентов; 5)сравнение или сопоставление динамических рядов (для сравнения нескольких показателей); 6)сравнение результатов деятельности до и после принятия управленческого решения и т.д.

Обязательным условием сравнительного анализа является сопоставимость сравниваемых показателей, предполагающая:

· единство объемных, стоимостных, качественных, структурных показателей;

· единство периодов времени, за которые производится сравнение;

· сопоставимость условий и масштаба производства;

· сопоставимость методики исчисления показателей.

Различают:

- горизонтальный (временной) анализ - сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом/ заключается в построении одной или нескольких аналитических таблиц, в которых абсолютные показатели дополняются относительными темпами роста (снижения).Степень агрегированности показателей определяется аналитиком. Как правило, берутся базисные темпы роста за ряд лет (смежных периодов), что позволяет анализировать не только изменение отдельных показателей, но и прогнозировать их значения;

- вертикальный (структурный) анализ - определение структуры итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом/ Вертикальный анализ позволяет перейти к относительным оценкам и проводить хозяйственные сравнения экономических показателей деятельности предприятий, различающихся по величине использованных ресурсов, сглаживать влияние инфляционных процессов, искажающих абсолютные показатели финансовой отчетности;

- трендовый анализ - сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, т. е основной тенденции динамики показателя, очищенной от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов. С помощью тренда формируют возможные значения показателей в будущем, а следовательно, ведется перспективный прогнозный анализ;

- анализ относительных показателей (коэффициентов) - расчет отношений между отдельными позициями отчета или позициями разных форм отчетности, определение взаимосвязей показателей;

Метод группировок – используются для исследования зависимости в сложных явлениях, характеристика которых отражается однородными показателями и разными значениями (характеристика парка оборудования по срокам ввода в эксплуатацию, по месту эксплуатации, по коэффициенту сменности и т.д.). Результатом группировки является построение группировочных таблиц, которые строятся по одному или по нескольким признакам.

Балансовый метод состоит в сравнении, соизмерении двух комплексов показателей, стремящихся к определенному равновесию. Он позволяет выявить в результате новый аналитический (балансирующий) показатель. Например, при анализе обеспеченности предприятия сырьем сравнивают потребность в сырье, источники покрытия потребности и определяют балансирующий показатель – дефицит или избыток сырья.

Графический способ. Графики являются масштабным изображением показателей и их зависимости с помощью геометрических фигур. Графический метод не имеет в анализе самостоятельного значения, а используется для иллюстрации измерений.

Дифференциация анализа ФХД предполагает его разделение на внутренний (управленческий) и внешний (финансовый анализ).

Внутренний анализ - это информационно-аналитическое обеспечение руководства предприятия. Он включает: 1)Сбор, экспертную оценку и обработку информации обо всех экономических процессах предприятия; 2)Анализ результатов экономической деятельности; 3)Планирование на всех стадиях, текущее и оперативное, перспективное планирование, прогнозирование; 4)Организация работы для лучшего использования всех имеющихся ресурсов, а именно трудовых, финансовых, материальных; 5)Контроль за ходом выполнения планов, принимаемых решений.

Внешний (финансовый) анализ – это обслуживание внешних пользователей информацией о предприятии (предприятие здесь – самостоятельный субъект хозяйствования, а информация база данных - это открытая финансовая отчётность).

 

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.36.32 (0.012 с.)