ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теоретические аспекты анализа инвестиционной привлекательности предприятия



Введение

Оценка инвестиционной привлекательности предприятия играет для хозяйствующего субъекта большую роль, так как потенциальные инвесторы уделяют внимание данной характеристике предприятия немалую роль, изучая при этом показатели финансово-хозяйственной деятельности как минимум за 3-5 лет. Также для правильной оценки инвестиционной привлекательности инвесторы оценивают предприятие как часть отрасли, а не как отдельный хозяйствующий субъект в окружающей среде, сравнивая исследуемое предприятие с другими предприятиями в этой же отрасли.

Активность деятельности инвесторов во многом зависит от степени устойчивости финансового состояния и экономической состоятельности предприятий, в которые они готовы направить инвестиции. Именно эти параметры главным образом и характеризуют инвестиционную привлекательность предприятия. Между тем в настоящее время методологические вопросы оценки и анализа инвестиционной привлекательности не достаточно разработаны и требуют дальнейшего развития.

Практически любое направление бизнеса в наше время характеризуется высоким уровнем конкуренции. Для сохранения своих позиций и достижения лидерства компании вынуждены постоянно развиваться, осваивать новые технологии, расширять сферы деятельности. В подобных условиях периодически наступает момент, когда руководство организации понимает, что дальнейшее развитие невозможно без притока инвестиций. Привлечение инвестиций дает компании конкурентные преимущества и зачастую является мощнейшим средством роста. Основной и наиболее общей целью привлечения инвестиций является повышение эффективности деятельности предприятия, то есть результатом любого выбранного способа вложения инвестиционных средств при грамотном управлении должен являться рост стоимости компании и других показателей ее деятельности.

Инвестиционная привлекательность важна для инвесторов, так как анализ предприятия и его инвестиционной привлекательности позволяет свести риск неправильного вложения средств к минимуму.

Целью данной работы является анализ инвестиционной привлекательности конкретного предприятия на основе определенных показателей.

Цель исследования позволила сформулировать задачи, которые решались в данной работе:

1. раскрыть понятие инвестиционной привлекательности;2. определить факторы, оказывающие влияние на инвестиционную привлекательность;3. привести алгоритм осуществления мониторинга инвестиционной привлекательности предприятия;4. проанализировать финансово-хозяйственную деятельность предприятия на примере ОАО «ЛУКОЙЛ»;5. провести анализ инвестиционной привлекательности предприятия на примере ОАО «ЛУКОЙЛ»;6. разработать пути повышения инвестиционной привлекательности на предприятии.Данная работа состоит из введения, четырех глав, заключения, списка литературы и приложения.При написании курсовой работы были использованы следующие методы научного исследования: сравнительный метод; изучение соответствующей литературы, статей; аналитический метод.Информационной базой послужили учебная литература по данной теме, периодические издания экономических журналов, информационные сайты. Для выполнения аналитической части работы были взяты сведения и финансовая отчетность ОАО «ЛУКОЙЛ».

Теоретические аспекты анализа инвестиционной привлекательности предприятия

Общая характеристика предприятия

ОАО «ЛУКОЙЛ» - это одна из крупнейших международных вертикально интегрированных нефтегазовых компаний, созданная в 1991 году. Основными видами деятельности Компании являются разведка и добыча нефти и газа, производство нефтепродуктов и нефтехимической продукции, а также сбыт произведенной продукции. Основная часть деятельности Компании в секторе разведки и добычи осуществляется на территории Российской Федерации, основной ресурсной базой является Западная Сибирь. ЛУКОЙЛ владеет современными нефтеперерабатывающими, газоперерабатывающими и нефтехимическими заводами, расположенными в России, Восточной и Западной Европе, а также странах ближнего зарубежья. Основная часть продукции Компании реализуется на международном рынке. ЛУКОЙЛ занимается сбытом нефтепродуктов в России, Восточной и Западной Европе, странах ближнего зарубежья и США.

ЛУКОЙЛ является второй крупнейшей частной нефтегазовой компанией в мире по размеру доказанных запасов углеводородов. Доля Компании в общемировых запасах нефти составляет около 1,1%, в общемировой добыче нефти – около 2,3%. Компания играет ключевую роль в энергетическом секторе России, на ее долю приходится 18% общероссийской добычи и 19% общероссийской переработке нефти.

Основные показатели деятельности ОАО «ЛУКОЙЛ» за последние 3 года приведены в таблице 2.1.

 

Таблица 2.1

Диаграмма 2.2. Динамика изменения величины

Валюты баланса за 2006-2008 гг.

Анализ ликвидности и платежеспособности

Ликвидность организации – это ее способность превратить свои активы в денежные средства для покрытия всех необходимых платежей по мере наступления их срока.

Ликвидность баланса – это степень покрытия обязательств активами, срок превращения которых в денежную форму соответствует сроку погашения обязательств.

Существует несколько способов анализа ликвидности баланса.

1. Построение уплотненного (агрегированного) баланса.

Для этого все активы группируются по степени их ликвидности (таблица 2.2).

Большую долю в структуре активов занимают труднореализуемые активы (93,1%), и их величина увеличилась в 2008 г. по сравнению с 2006 г. на 55%. Величина наиболее ликвидных активов возросла примерно в 3,5 раза.

Таблица 2.2.

Группировка активов по степени ликвидности

Показатели 2006 год 2007 год 2008 год
млн. долл. США % млн. долл. США % млн. долл. США %
А1 – наиболее ликвидные активы 1,7 1,5 2 744 3,8
А2 – быстрореализуемые активы 5 233 10,8 7 537 12,6 5 069 7,1
А3 – медленно реализуемые активы 3 850 8,0 5 234 8,8 4 254 6,0
А4 – трудно реализуемые активы 38 358 79,5 45 972 77,1 59 394 83,1
Итого: 48 237 100,0 59 632 100,0 71 461 100,0

Показатель наиболее реализуемых активов незначительно сократился, а величина медленно реализуемых активов изменяется неравномерно, и их доля в общем объеме активов наименьшая (5% за 2008 г.).

Пассивы баланса группируются по степени срочности их оплаты (таблица 2.3.).

Таблица 2.3.

Группировка пассивов по степени срочности их оплаты

Показатели 2006 год 2007 год 2008 год
млн. долл. США % млн. долл. США % млн. долл. США %
П1 – наиболее срочные обязательства 2 759 5,8 4 554 7,6 5 029 7,0
П2 – краткосрочные обязательства 4 172 8,6 5 174 8,7 5 546 7,8
П3 – долгосрочные обязательства 8 406 17,4 8 691 14,6 10 546 14,8
П4 – постоянные (устойчивые) пассивы 32 900 68,2 41 213 69,1 50 340 70,4
Итого: 48 237 100,0 59 632 100,0 71 461 100,0

В структуре пассивов значительный удельный вес приходится на постоянные пассивы (70,4%), величина которых за данный период времени увеличивается. Равномерно увеличиваются и все остальные группы пассивов.

Далее необходимо провести соотношение между активами и пассивами баланса предприятия. Баланс является абсолютно ликвидным, если выполняется следующее условие: А1>П1, A2>П2, A3>П3, A4<П4. Рассмотрим данное соотношение применимо к нашему предприятию (таблица 2.4).

Таблица 2.4

Соотношение между активами и пассивами баланса

2006 год 2007 год 2008 год
А1 < П1 А1 < П1 А1 < П1
А2 > П2 А2 > П2 А2 > П2
A3< П3 A3< П3 A3 < П3
А4 > П4 А4 > П4 А4 > П4

Исходя из полученных результатов, можно сказать, что баланс предприятия не является абсолютно ликвидным.

2. Расчет абсолютных показателей ликвидности предприятия.

Данные расчета приведены в таблице 2.5.

 

Таблица 2.5.

Абсолютные показатели ликвидности

Показатели Расчет 2006 год 2007 год 2008 год Абсолютное отклонение
2008 г. по сравнению с 2007 г. 2008 г. по сравнению с 2006 г.
Текущая ликвидность   -902 -1 302 -2 762 -1 460 -1 860
Перспективная ликвидность   -4 556 -3 457 -6 292 -2 835 -1 736

Показатель текущей ликвидности должен быть положительным, но в нашем случае он является отрицательным, следовательно, это свидетельствует о том, что предприятие в текущем периоде не может оплатить в срок свои обязательства. Показатель перспективной ликвидности также отрицателен, и произошло его снижение в 2008 г. на 2 835 млн. долл. по сравнению с 2007 г.

3. Расчет относительных показателей ликвидности (таблица 2.6).

Таблица 2.6

Анализ деловой активности

Анализ деловой активности основывается на анализе показателей оборачиваемости и рентабельности.

1. Показатели оборачиваемости (приложение 3).

Чем больше коэффициент оборачиваемости, тем меньше длительность оборота, следовательно, тем эффективнее используются средства на предприятии.

Из данной таблицы видно, что оборотные средства, дебиторская задолженность на предприятии стали использоваться более эффективно; коэффициент оборачиваемости денежных средств значительно уменьшился (на 32,9) в 2008 г. по сравнению с 2007 г., но стал больше на 13,5 по сравнению с 2006 г.; уменьшилась длительность оборота запасов; собственный капитал, также как и заемный стал использоваться более эффективно, чем раньше; оборачиваемость кредиторской задолженности уменьшилась по сравнению с 2006 г.

В целом можно отметить положительный рост данных показателей, а это означает, что большинство средств на предприятии стали использоваться более эффективно, повысилась деловая активность предприятия.

2. Показатели рентабельности.

Рентабельность является важнейшим относительным показателем финансовой деятельности любого предприятия, поэтому так необходимо проводить анализ различных показателей рентабельности (таблица 2.10.).

Рентабельность продукции определяется как отношение валовой прибыли к себестоимости продукции.

Рентабельность производства определяется как отношение валовой прибыли к сумме средней величины основных и оборотных средств.

Рентабельность продаж можно представить как отношение прибыли от продаж к выручке.

Рентабельность собственного капитала представляет собой отношение чистой прибыли к средней величине собственного капитала.

Рентабельность заемного капитала определяется как отношение чистой прибыли к средней величине заемного капитала.

Рентабельность активов можно представить как отношение чистой прибыли к средней величине внеоборотных и оборотных активов.

В 2008 г. наблюдается снижение всех показателей рентабельности по сравнению с предыдущими годами, что вероятно связано с действием мирового финансового кризиса.

Показатель рентабельности продукции снизился на 4,4% по сравнению с 2007 г. Показывает, что на 1 долл. себестоимости продукции приходится 14,6 центов прибыли.

 

Таблица 2.10

Показатели рентабельности

Показатели 2006 год 2007 год 2008 год Абсолютное отклонение
2008 г. по сравнению с 2007 г. 2008 г. по сравнению с 2006 г.
1) Рентабельность продукции, % 17,4 19,0 14,6 -4,4 -2,8
2) Рентабельность производства, % 24,3 26,0 22,6 -3,4 -1,7
3) Рентабельность продаж, % 15,2 15,9 11,5 -4,4 -3,7
4) Рентабельность собственного капитала, % 25,1 25,7 20,0 -5,7 -5,1
5) Рентабельность заемного капитала, % 51,8 56,4 46,3 -10,1 -5,5
6) Рентабельность активов, % 16,9 17,6 14,0 -3,6 -2,9

Показатель рентабельности производства снизился на 3,4% по сравнению с 2007 г. Он показывает, что на каждый вложенный доллар в основные и оборотные средства предприятие получает 22,6 центов прибыли (за 2008 г.).

Продажи стали менее эффективнее на 4,4% по сравнению с 2007 г. Это означает, что на 1 долл. выручки предприятия приходится 11,5 центов прибыли.

Рентабельность собственного капитала сократилась в 2008 г. по сравнению с 2006 г. на 5,1% и стала равной 20,0%. Это означает, что на каждый доллар собственных средств приходится 20 центов прибыли.

Значительно уменьшилась рентабельность заемного капитала, то есть заемные средства стали использоваться менее эффективно. В 2008 г. данный показатель равен 46,3%, что на 10,1% меньше, чем в 2007 г.. Это означает, что на 1 долл. заемного капитала приходится 46,3 центов прибыли.

Рентабельность активов также сократилась на 3,6% по сравнению с 2007 г. и равна 14,0%, что означает, что на каждый доллар вложенных активов приходится 14 центов прибыли.

Отрицательные изменения показателей рентабельности свидетельствуют о том, что предприятие стало в последние годы менее эффективно использовать свои средства. Возможно в будущем ситуация изменится к лучшему, так как в настоящее время на деятельность предприятий, а особенно предприятий в данной отрасли, оказывает негативное воздействие финансовый кризис.

 

Заключение

Мною в данной работе была рассмотрена сущность категории «инвестиционная привлекательность». Существует несколько трактовок данного определения, но, обобщив их, можно сформулировать следующее определение инвестиционной привлекательности предприятия – это система экономических отношений между субъектами хозяйствования по поводу эффективного развития бизнеса и поддержания его конкурентоспособности. Опираясь на накопленный отечественный и зарубежный опыт, доказано, что инвестиционная привлекательность предприятий выступает основным механизмом привлечения инвестиций в экономику.

Инвестиционная привлекательность зависит от внешних (уровень развития региона и отрасли, расположение данного предприятия) и внутренних (деятельность внутри предприятия) факторов.

Одним из главных факторов инвестиционной привлекательности предприятия являются инвестиционные риски (риск упущенной выгоды, риск снижения доходности, риск прямых финансовых потерь).

Также факторы, оказывающие влияние на инвестиционную привлекательность, подразделяются на: производственно-технологические; ресурсные; институциональные; нормативно-правовые; инфраструктурные; деловая репутация и другие.

Инвестиционная привлекательность с точки зрения отдельного инвестора может определяться различным набором факторов, имеющих наибольше значение в выборе того или иного объекта инвестирования.

В текущих условиях хозяйствования сложились несколько подходов к оценке инвестиционной привлекательности предприятий. Первый базируется на показателях финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Второй подход использует понятие инвестиционного потенциала, инвестиционного риска и методы оценки инвестиционных проектов. Третий подход основывается на оценке стоимости предприятия. Каждый из методов имеет свои достоинства и недостатки, и чем больше подходов и методов будет использовано в процессе оценки, тем будет больше вероятность того, что итоговая величина будет объективным отражением инвестиционной привлекательности предприятия.

В работе приведен алгоритм осуществления мониторинга инвестиционной привлекательности предприятия.

Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия был проведен на примере ОАО «ЛУКОЙЛ» - одной из крупнейших нефтегазовых компаний. Основные показатели деятельности предприятия за рассматриваемый период (2006-2008 гг.) увеличивались. Так чистая прибыль за данный период возросла на 22,2 %. Величина активов и пассивов баланса (валюта баланса) также возросла на 48,1 % и составила в 2008 г. 71 461 млн. долл. США. Баланс предприятия не является абсолютно ликвидным. Предприятие признается финансово устойчивым, коэффициент финансовой напряженности незначительный. Положительный рост показателей оборачиваемости средств говорит об их эффективном использовании на предприятии. Показатели рентабельности за последний год незначительно снизились, что вероятно было вызвано негативным действием настоящей экономической ситуации

ОАО №ЛУКОЙЛ» имеет достаточную инвестиционную привлекательность, что подтверждается рядом факторов.

Выявлены пути повышения инвестиционной привлекательности предприятия. Среди них можно выделить такие, как: разработка долгосрочной стратегии развития, а также бизнес-плана; проведение юридической экспертизы; создание положительной кредитной истории; проведение мероприятий по реформированию или реструктуризации предприятия. Предприятие формирует программу мероприятий повышения инвестиционной привлекательности, исходя из индивидуальных особенностей и сложившейся конъюнктуры рынков капитала.

 

Список литературы

1. Адрианов Д.В. Россия: экономический и инвестиционный потенциал. – М.: «Экономика», 1995. – 189 с.

2. Богатин Ю.В., Швандар В.А. Инвестиционный анализ: учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 286 с.

3. Бочаров В.В. Инвестиции. – СПб.: Питер, 2002. – 288 с.

4. Валинурова Л.С. Управление инвестиционной деятельностью. – М.: КНОРУС, 2005. – 384 с.

5. Вахрин П.И. Инвестиции: Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко », 2002. – 384 с.

6. Гуськова Т.Н. Оценка инвестиционной привлекательности объектов статистическими методами. – М.: ГАСБУ, 1999. – 278 с.

7. Игонина Л.Л. Инвестиции: Учебное пособие / Под ред. К.В. Балдина. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко », 2006. – 288 с.

8. Катасонов В.Ю. Инвестиционный потенциал экономики: механизмы формирования и использования. – М.: «Анкил», 2005. – 328 с.

9. Киселева Н.В. Инвестиционная деятельность: учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2005. – 432 с.

10. Комплексная оценка инвестиционной привлекательности предприятий / Трясицина Н.Ю. // Экономический анализ. – 2006. - №18 – 5 с.

11. Крылов Э.Н., Власова В.М., Егорова М.Г. Анализ финансового состояния и инвестиционной привлекательности предприятия. М.: Финансы и статистика, 2003. 192 с.

12. Марголин А.М. Инвестиции6 Учебник. – М.: Издательство РАГС, 2006. – 464 с.

13. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: 4-е изд., перераб. и доп. – Минск: ООО «Новое знание», 1999. – 688 с.

14. Сергеев Н.В., Веретенникова И.Н., Яновский В.В. Организация и финансирование инвестиций. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 400 с.

Введение

Оценка инвестиционной привлекательности предприятия играет для хозяйствующего субъекта большую роль, так как потенциальные инвесторы уделяют внимание данной характеристике предприятия немалую роль, изучая при этом показатели финансово-хозяйственной деятельности как минимум за 3-5 лет. Также для правильной оценки инвестиционной привлекательности инвесторы оценивают предприятие как часть отрасли, а не как отдельный хозяйствующий субъект в окружающей среде, сравнивая исследуемое предприятие с другими предприятиями в этой же отрасли.

Активность деятельности инвесторов во многом зависит от степени устойчивости финансового состояния и экономической состоятельности предприятий, в которые они готовы направить инвестиции. Именно эти параметры главным образом и характеризуют инвестиционную привлекательность предприятия. Между тем в настоящее время методологические вопросы оценки и анализа инвестиционной привлекательности не достаточно разработаны и требуют дальнейшего развития.

Практически любое направление бизнеса в наше время характеризуется высоким уровнем конкуренции. Для сохранения своих позиций и достижения лидерства компании вынуждены постоянно развиваться, осваивать новые технологии, расширять сферы деятельности. В подобных условиях периодически наступает момент, когда руководство организации понимает, что дальнейшее развитие невозможно без притока инвестиций. Привлечение инвестиций дает компании конкурентные преимущества и зачастую является мощнейшим средством роста. Основной и наиболее общей целью привлечения инвестиций является повышение эффективности деятельности предприятия, то есть результатом любого выбранного способа вложения инвестиционных средств при грамотном управлении должен являться рост стоимости компании и других показателей ее деятельности.

Инвестиционная привлекательность важна для инвесторов, так как анализ предприятия и его инвестиционной привлекательности позволяет свести риск неправильного вложения средств к минимуму.

Целью данной работы является анализ инвестиционной привлекательности конкретного предприятия на основе определенных показателей.

Цель исследования позволила сформулировать задачи, которые решались в данной работе:

1. раскрыть понятие инвестиционной привлекательности;2. определить факторы, оказывающие влияние на инвестиционную привлекательность;3. привести алгоритм осуществления мониторинга инвестиционной привлекательности предприятия;4. проанализировать финансово-хозяйственную деятельность предприятия на примере ОАО «ЛУКОЙЛ»;5. провести анализ инвестиционной привлекательности предприятия на примере ОАО «ЛУКОЙЛ»;6. разработать пути повышения инвестиционной привлекательности на предприятии.Данная работа состоит из введения, четырех глав, заключения, списка литературы и приложения.При написании курсовой работы были использованы следующие методы научного исследования: сравнительный метод; изучение соответствующей литературы, статей; аналитический метод.Информационной базой послужили учебная литература по данной теме, периодические издания экономических журналов, информационные сайты. Для выполнения аналитической части работы были взяты сведения и финансовая отчетность ОАО «ЛУКОЙЛ».

Теоретические аспекты анализа инвестиционной привлекательности предприятия





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-06; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.234.247.75 (0.03 с.)