ПРЕДИНВЕСТИЦИОННАЯ ФАЗА ПРОЕКТА



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ПРЕДИНВЕСТИЦИОННАЯ ФАЗА ПРОЕКТА



Во время прединвестиционной фазыпроводятся исследования относительно определения инвестиционных возможностей проекта, анализ альтернативных вариантов и предварительный выбор, а также подготовка проекта — предварительное обоснование и детальная разработка, выводы относительно проекта и решения о его инвестировании.

Деление прединвестиционной фазы на стадии не дает возможности действовать непосредственно от идей проекта к окончательному технико-экономическому обоснованию без поэтапной проверки идей или предоставления альтернативных решений. Такое деление позволяет исключить большое количество лишних технико-экономических обоснований тех проектов, для которых шанс достичь инвестиционной фазы маловероятен. И, в конце концов, он гарантирует, что выводы относительно проекта, которые должны готовиться

Л At


национальными или международными финансовыми учреждениями упрощаются, если в основе лежат хорошо выполненные исследования. Прединвестиционная фаза включает такие стадии:

1. преидентификация;

2. идентификация;

3. подготовка;

4. разработка и экспертиза;

5. детальное проектирование.

1. Преидентификация — стадия определения инвестиционных возможностей, которые, как правило, связаны с получением информации потенциальными инвесторами об инвестиционных возможностях, которые возникают на разных уровнях — от сектора экономики к предприятию.

Для исследования инвестиционных возможностей нужно проанализировать:

- естественные ресурсы, пригодные для обработки;

- конкурентные силы и отраслевые барьеры;

- будущий спрос на определенные потребительские или новообразованные товары;

- импорт (для определения сфер замещения импорта);

- влияние на окружающую среду;

- развитие секторов обрабатывающей промышленности, которые успешно функционируют в других странах с аналогичной экономической базой, подобными условиями развития и состояния финансовых, трудовых и природных ресурсов;

- возможные взаимные связи с другими областями — местными или транснациональными;

- возможное расширение существующих производств на основе интеграции;

- возможности диверсификации;

- возможное расширение существующей производственной мощности для получения экономии, обусловленной ростом масштаба производства;

- общий инвестиционный климат;

- промышленную политику;

- наличие и стоимость производственных факторов;

- экспортные возможности.

Все эти исследования основываются большей частью на общих оценках, чем на детальном анализе. Поэтому их можно проводить в трех направлениях:

1. Исследование регионов (выявление возможностей в данном регионе).

2. Производственные исследования (выявление возможностей в данной области промышленности).


3. Исследование природных ресурсов, сельскохозяйственной или промышленной продукции (выявление возможностей, которые основываются на использовании упомянутого).

Цель осуществления этих исследований — быстро и без значительных расходов оценить самые важные моменты инвестиционных возможностей.

2. На стадии идентификации производится выбор целей проекта, определение его задач, которые обеспечивают выполнение самых важных планов. На этой стадии составляется перечень всех возможных идей, способных обеспечить выполнение целей экономического развития. Поскольку общей целью любого проекта является получение дополнительных выгод, отбор проектов осуществляется путем сопоставления возможных результатов от реализации разных проектов.

При отборе идей проекта аналитики наталкиваются, с одной стороны, на необходимость сокращения количества идей, которые рассматриваются, и, с другой стороны, потребность детального подхода к отобранным идеям с целью более тщательного изучения этих вариантов и отбора наиболее привлекательного. Ответственность, положенная на аналитика в процессе выбора проекта, нуждается в от него убедительной мотивации выбора или отклонение любого варианта проекта. Довольно распространенными критериями отклонения идей проектов являются:

- недостаточный спрос на предложенный продукт, получаемый в результате реализации проекта, или отсутствие у данного товара существенных преимуществ;

- высокая стоимость проекта по сравнению с ожидаемыми доходами;

- отсутствие обязательств со стороны организации или людей, которые будут получать выгоду от осуществления проекта;

- отсутствие политической поддержки;

- технология, не пригодная для осуществления проекта;

- чрезмерный масштаб проекта, который не отвечает организационным и управленческим возможностям;

- чрезмерный риск проекта;

- высокая стоимость сырья и значительные расходы на оплату квалифицированной рабочей силы.

Как правило, при отборе идей проектов количество вариантов, которые заслуживают детального изучения, сокращается до двух-трех, что позволяет быстро и без больших расходов оценить самые важные моменты инвестиционных возможностей проекта на макро - и микроуровнях.

Макроэкономический анализ производится, как правило, по трем направлениям:

- ресурсному, который позволяет оценить возможности, связанные с
использованием ресурсов или продукции;


- отраслевому, направленному на определение потенциала определенного сектора экономики;

- региональному, который дает оценку возможностей определенного региона страны, его потенциала, привлекательности для конкретной проектной идеи.

Целью проведения макроанализа является разработка инвестиционного предложения и сбор информации для потенциальных инвесторов.

На этой самой стадии, кроме макроанализа, необходимо провести микроанализ, целью которого является диагностика отдельных субъектов, которые имеют потенциал и инвестиционную привлекательность, которая позволит сформулировать предыдущие цели отдельных инвестиционных предложений.

3. Стадия подготовки проекта делится на два этапа: предварительная оценка и дополнительные исследования.

Идея проекта должна быть детально разработана на стадии тщательного исследования. То есть, прежде чем вкладывать большие средства в детальную разработку проекта, надо оценить его идею с помощью предварительного анализа, в результате которого формулируются основные положения:

- рассмотрены все возможные альтернативы проекта;

- проект может быть направлен на детальную разработку;

- все аспекты проекта имеют важное значение с точки зрения его осуществления и имеется потребность глубокого изучения с помощью функциональных исследований;

- идея проекта на основании существующей информации может быть определена как нежизнеспособная или недостаточно привлекательная;

- экологическая ситуация на участке запланированного строительства и потенциальное влияние на нее предусмотренного производственного процесса отвечают национальным стандартам.

Цель подготовки проекта — ранжирование и отбор существующих вариантов проекта, которые нужно передать для детальной разработки, и его становление. Это может происходить, если: определены основные и альтернативные варианты проекта, идентифицированы основные организационные и политические проблемы и найдены возможности их решения; имеются результаты приблизительной оценки ожидаемых расходов и доходов; существует поддержка со стороны политической власти, которая получает выгоду от проекта; есть основание и уверенность, что проект получит надежное финансирование из внутренних источников.

Подготовка проекта дает информацию относительно таких направлений исследования, как:


, стратегия проекта или корпоративные стратегии, границы проекта;

_ рынок продукта проекта и концепция маркетинга;

_ местонахождение, участок и окружающая среда;

_ сырье, основные и вспомогательные производственные материалы;

- проектирование и технология;

- организационные и накладные расходы;

- трудовые ресурсы, в частности управленческие кадры, расходы на оплату рабочей силы, нужды в профессиональном обучении и расходы на него;

- график осуществления проекта и составление бюджета.

Иногда хорошо выполненные исследования относительно подготовки проекта могут служить достаточным его обоснованиям, однако если экономическая сторона проекта вызывает сомнения, нужно непременно провести дополнительные исследования по проекту.

4. На стадии разработки и экспертизы готовится вся информация, необходимая для принятия решения об инвестировании. Поскольку подготовка проекта — процесс итерационный, что предусматривает возвращение к уже отработанным этапам, уточнению прежде сформулированных идей, следует осуществлять выбор рационального варианта проекта путем сопоставления отобранных альтернатив по них относительной стоимости и доходности и анализировать с разной степенью детализации технические, экологические, финансовые, социальные и организационные аспекты проекта.

Результатом работы аналитиков на этой стадии является проект, предварительные условия и цели которого четко определены, исходя из основной цели и возможных вариантов стратегии маркетинга, желательной и предвиденной долей рынка, которые отвечают производственным мощностям, местоположению предприятия, имеющимся сырью, материалам, соответствующей технологии и оборудованию, оценки влияния производства на окружающую среду. Финансовая часть исследования состоит в определении объема инвестиций, включая чистый оборотный капитал, расходы производства и маркетинга, выручка от реализации и прибыль на инвестированный капитал.

При разработке проекта все принятые предположения, избранные варианты должны быть описаны и объяснены, что даст возможность сделать проект более понятным для участников, прежде всего инвесторов. В случае отклонения проекта из-за его нежизнеспособности необходимо тщательно описать причины, а не только констатировать этот факт.

На этой стадии определяются осуществляемость или достаточная обоснованность проекта в целом и по его отдельным параметрам: техническая осуществимость, влияние на окружающую среду, рыночная


эффективность, институционная приемлемость, социальные аспекты, финансовая и экономическая ценность. Все эти исследования выполняются с максимальной точностью путем подбора оптимальных характеристик, которые повторяются, с учетом обратных и взаимных связей, включая определение всех факторов риска и неопределенности. Так, наиболее приемлемый пакет технических решений будет зависеть от спроса на продукцию осуществляемого проекта, административных возможностей организации, которая реализует проект, а также от культурных традиций и социального поведения конечных производителей или потребителей. Анализ осуществляется по таким аспектам:

- коммерческим, или маркетинговым;

- техническим;

- институционным;

- экологическим;

- социальным;

- финансовым;

- экономическим.

Цель этой стадии — дать детальную оценку имеющихся проектов, выбрать наиболее эффективный, вьфаботать предложения относительно финансирования.

Под экспертизой проекта понимают его оценку заинтересованными или независимыми организациями по формальным и неформальным критериям. Задачами экспертизы является проверка рациональности проекта, определение целесообразности его реализации. Именно на этой стадии принимается окончательное решение о принятии или отклонении проекта. Обычно экспертизу выполняют по отдельным составляющим.

Коммерческая экспертиза производится для оценки приемлемости, доступности и ценовой привлекательности вовлеченных в проект ресурсов, рыночных тенденций и перспектив продукции, которая производится, а также ценовой политики на товар, который выпускается. Особое внимание эксперты уделяют оценке мер по приобретению сырья и материалов, а также продажи продукции проекта.

Техническая экспертиза, прежде всего, должна определить преимущества технических предложений, их адекватность возможностям местных условий и расходам. Технической экспертизе подлежат масштаб проекта, место его расположения, доступность вовлеченных сырьевых материалов и оборудования, уровень развития производственной и социальной инфраструктуры, величина расходов и система их регулирования.

Экологическая экспертиза производится с целью определения влияния проекта на экосистему, а также оценки последствий негативного


влияния проекта на воздушный и водный бассейны,

степень экологического риска, связанного с его реализацией.

Институционная экспертиза,то есть оценка

административно-управленческих аспектов осуществления проекта,

выполняется с целью определения возможности,реализации проекта

в заданном политическом, экономической и правовой средах,

а также для установления организационных условий,

которые позволяют успешно достичь поставленных проектных целей.

Финансовая экспертизапредусматривает оценку финансовой способности объекта, который осуществляет реализацию проекта, обоснованность финансовых прогнозов, способность своевременного обеспечения покрытия' платежей по ссудам, финансовые следствия проекта для инвесторов, заказчиков и предприятия, которые реализуют проект.

Социальная экспертизапозволяет определить масштабы влияния проекта на социальную среду, выгоды, которые получают жители региона реализации проекта, а также возможное негативное влияние проекта на население.

Экономическая экспертизапризвана оценить проект с точки зрения национальных интересов, общества в целом, в том числе ответить навопрос, целесообразно ли использование проектом национальных ресурсов, или существуют адекватные стимулы для разных участников проекта, который предусматривает содействие национальному развитию.

5. На стадии детального проектированияпроизводится разработка функциональной схемы и физического плана промышленного предприятия, которые необходимы для выпуска конкретной продукции, а также определяются объемы соответствующих инвестиционных расходов, а также расходов, которые возникают на этапе эксплуатации.

Основной составляющей проектирования является выбор соответствующей технологии, а также планирование приобретения и освоение этой технологии и соответствующего ноу-хау. На этой стадии осуществляются основные проектно-конструкторские работы, которые включают тщательную компоновку строительных объектов, оборудования ипроизводственных процессов, а также потоков материалов и связей между разными этапами производства. Эта стадия состоит из:

- строительного планирования (пуск и налаживание);

- календарного планирования строительных работ;

- календарного плана финансирования;

- подготовки строительной документации.

Состав и содержание проектно-сметной документации на строительство сооружений разрабатывается согласно государственным стандартам и уточняется заказчиками и проектировщиками.


ИНВЕСТИЦИОННАЯ ФАЗА ПРОЕКТА

Инвестиционная фаза,или фаза внедрения проекта, предусматривает широкий спектр консультационных и проектных работ, главным образом в сфере управления проектом. Во время этой фазы выполняются такие пункты:

Инвестиционная фаза охватывает работы, которые можно объединить в такие стадии:

- подготовка и проведение тендеров;

- инженерно-техническое проектирование;

- строительство;

- производственный маркетинг;

- набор и обучение персонала;

- сдача в эксплуатацию и пуск предприятий.

На стадии подготовки и проведениятендеров наиболее важную роль играет широкое привлечение отечественных и международных поставщиков сырья, материалов, оборудования, которые предлагают свое участие в данном проекте. Переговоры и заключение соглашений связаны с правовыми обязательствами, которые возникают при передаче технологии, строительстве зданий, закупке и установлении машин и оборудования, а также при финансировании. На этой стадии осуществляется подписание соглашений между инвестором или предпринимателем, с одной стороны, и финансовым учреждением, консультантами, поставщиками сырья и других ресурсов, с другой.

Стадия инженерно-технического проектирования

предусматривает подготовку участка, окончательный выбор технологии и оборудования, осуществление всего диапазона работ по планированию и составлению графика строительства, а также подготовку маршрутно-технологических карт, масштабных чертежей и разных схем.

Стадия строительства содержит подготовку участка для застройки, сооружение зданий и другие гражданские строительные работы, а также поставки и монтаж оборудования согласно определенным программам и графикам.

Производственный маркетингнепосредственно анализирует готовность рынка к появлению продукта проекта, а также определяет меры, которые содействуют проведению эффективной сбытовой политики, организацию продвижения товара на рынок. На этой стадии определяются критический уровень поставок этого продукта, а также возможные методы стимулирования продажи, в том числе реклама, ценовое стимулирование покупателей, продавцов и посредников.

Набор и обучения персоналапроводится одновременно с этапом строительства и может иметь решающее значение для ожидаемого роста производительности и эффективности работы предприятия. Особенно важна данная стадия для крупномасштабных проектов, которые связаны с


привлечением значительного количества рабочих, к которым предъявляются серьезные требования в профессиональной и квалификационной подготовке. Обучение является неотъемлемой частью инвестиционной фазы для проектов, которые используют новые технологии, ноу-хау, которые нуждаются в особых навыках персонала, а также новых приемоэ работы, которые повышают эффективность проектов вообще.

Сдача в эксплуатацию и пуск предприятия,как правило, краткий по времени, но технически важный период осуществления проекта. Он связывает инвестиционную фазу с эксплуатационной.

Сдача проекта в эксплуатацию охватывает такие виды работ:

- предэксплуатационные проверки;

- пробные пуски;

- эксплуатационные испытания;

- принятие.

Для сдачи в эксплуатацию необходима поставка ресурсов, материалов и рабочей силы на строительный участок. Эффективное и сбалансированное распределение во времени этих поставок нуждается в составлении графика осуществления этого процесса. Наиболее простой и популярный метод деления процесса реализации проекта на разные действия и определение продолжительности каждой из них называется графиком Ганта.

Хорошее планирование и эффективное управление проектом должны гарантировать, что все стадии инвестиционной фазы будут осуществлены согласно намеченному регламенту. Для успешного внедрения проекта нужна эффективная координация разных видов деятельности, которая может быть достигнута только при тщательном календарном планирования. Для этого используют метод критического пути и метод оценки и анализа проекта.

Если в прединвестиционной фазе главным критерием оценки ее успешности является качество и надежность проекта,то на инвестиционной фазе первоочередное значение приобретает фактор времени, которое связано с потребностью удержать проект в пределах прогнозных данных, которые получены в обосновании.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.227.117 (0.025 с.)