ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ И СТАДИИ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЦЕССА



Инновационный процесс- это совокупность прогрессивных, качественно новых изменений, которые непрерывно возникают во времени и пространстве и содействуют дальнейшему качественному развитию народного хозяйства, обеспечивая высший уровень жизни общества.

Инновационный процесс состоит из следующих взаимосвязанных стадий:

- возникновение идеи («дологическое» исследование) (ДЛИ);

- фундаментальные исследования (ФИ);

- прикладные исследования (ПИ);

- технические разработки (ТР);

- исследовательское производство (ИП);

- исследовательско-конструкторские разработки (ИКР);

- массовое производство (МП);

- маркетинг (М);

- потребление (П).

Взаимосвязь между взаимодействующими стадиями инновационного процесса можно выразить следующей моделью: ДЛИ-ФИ-ПИ-ТР-ИП-ИКР-МП-М-П. Исходя из научного, производственного и эксплуатационного понятия инновационного процесса, его можно распределить на следующие этапы:

- научный (ДЛИ+ФИ+ПИ);

- технический (ТР+ИП+ИКР);

- технологический (МП);

- эксплуатационный (М+П).

Некоторые авторы используют и другие схемы структуры инновационного процесса.

Согласно данной схеме структура инновационного процесса состоит из двух циклов: научно-инновационного и производственно-коммерческого.

В свою очередь в состав инновационных циклов входят фазы.

Научно-инновационный цикл охватывает две фазы ( 1-ю и 2-ю), производственно-коммерческий - 3-ю и 4-ю фазы.


Т.о., развитие инновационного процесса охватывает четыре фазы, сущность которых состоит в следующем:

Первая фаза - это фаза научно-исследовательской, исследовательско-конструкторской работы и освоения производства, то есть включает фундаментальные и прикладные исследования, конструкторские и технологические разработки и внедрение новаций в производство. Эта фаза является убыточной.

Вторая фаза - это фаза продолжения освоения и роста производства, достижения запланированного уровня рентабельности. Увеличиваются масштабы производства, снижаются расходы и достигается самый большой эффект от внедрения новаций. На данной фазе потребители открывают для себя новизну и оценивают ее как потребительскую стоимость.

Максимум новизны для потребителей наступает именно на этой фазе, поскольку для этого периода характерны быстрейшие темпы достижения максимума производства, улучшение качества и обеспечение конкурентоспособности продукции.

Третья фаза - фаза зрелости. Она характеризуется уменьшением темпов производства, стабилизацией. Основным направлением работы на данной фазе становится усовершенствование продукта, улучшение его качественных характеристик, дальнейшая модификация. На этой фазе резко возрастает конкуренция, поскольку происходит диффузия

 

тиражирования нововведения. Для того, чтобы не потерять своей роли на рынке необходимо совершенствовать этот продукт или за счет организационных или других мероприятий поддерживать монопольное состояние своего продукта на рынке.

Четвертая фаза - фаза упадка: моральное старение продукта. Спрос падает, нововведение теряет свою конкурентоспособность и вытесняется другими новациями. Поэтому еще до наступления данной фазы необходимо подготовить и вывести на уровень прибыльности очередную новацию. Оптимальным следует считать освоение заменяющего нового продукта (технологии) уже в то время, когда предыдущее нововведение находится на стадии зрелости.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И МЕСТО ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЩЕЙ СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Инновационная политика предприятия как наука сформировалась на основе требований практической экономической деятельности общества в связи с необходимостью переходить на интенсивный путь развития из-за ограниченности производственных ресурсов и неограниченности возрастающих нужд общества.

Инновационная политика остоитиз двух понятий: «инновация» и

 

«политика». 185


«Политика» - в переводе с древнегреческого означает государственный, общественный, умение (искусство), управление.

«Инновация» - новшество, нововведение.

А отсюда: «инновационная политика» - наука и система практического регулирования (управления) нововведениями в обществе, в условиях конкретного предприятия, отрасли, страны.

Предметом исследования инновационной политики предприятия является предпринимательская деятельность, производство, но не производство вообще, а внедрение нововведений в производственные процессы.

На основе результатов таких исследований инновационная политика предприятия заключается в разработке путей и механизмов внедрения и использования нововведений в производственной практике с целью обеспечения развития экономики и повышения ее эффективности.

Всю совокупность процессов, которые происходят в предпринимательской деятельности, можно разделить на две группы -традиционные и инновационные. Традиционные процессы характеризуют обычное, что сложилось в результате развития прошлого периода, функционирование народного хозяйства, отдельного предприятия, а инновационные - развитие на качественно новом уровне, за счет нововведений.

Когда экономика могла развиваться на основе экстенсивных факторов (использование постоянно возрастающих объемов общественных производственных ресурсов - трудовых, материально-сырьевых, производственных фондов) в производстве доминировали традиционные процессы. А когда экстенсивные факторы стали невозможными, а то и экономически невыгодными, развитие и интенсификация современного производства вынуждены были базироваться преимущественно на внедрении в производственную практику нововведений: новой технологии, техники, организационных форм управления и методов хозяйствования. Изучение, принятие и реализация таких решений и составляют содержание инновационной политики предприятия. Внедряются нововведения в производственную практику - технологию, технику и т.п. - не просто для усовершенствования ее, а для того, чтобы при помощи этого усовершенствования обеспечить рост объемов производства продукции, более экономичное использование природных ресурсов и улучшения качества готовой продукции, иначе говоря, исходя из имеющихся ресурсов и возможностей их использования обеспечить высший уровень жизни.

А отсюда инновационная политикаявляется составляющей общей стратегии предприятия и одновременно содействует внедрению в практику .основных требований этой стратегии.


ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

В связи с тем, что внедрение инноваций имеет большое влияние
на эффективность производственной деятельности, вопросам
инновационной политики на предприятиях необходимо придавать важное
значение, иначе предприятие не сможет эффективно

функционировать. Процесс экономического управления инновациями на предприятии включает такие основные этапы:

- установление целей - определение приоритетов;

- подготовительный анализ производственных условий, подготовка материалов для разработки прогнозного плана внедрения инноваций;

- вариантный выбор решений - разработка, выбор критерия и оценка эффективности возможных вариантов;

- программирование (планирование работ - интегрирование выбранных решений в единый комплекс мероприятий в пределах программы технического развития предприятия на ближайшую и отдаленнуюперспективу;

- сопровождение реализации программы - контроль за выполнением предусмотренных программой мероприятий - инноваций, проведения необходимого корректирования программы.

Цели и приоритеты инноваций необходимо определять в соответствии с общей стратегией предприятия на том или ином этапе функционирования.

Конкретные стратегические направления технического, экономического и социального развития предприятия могут быть связаны с решением следующих проблем:

- повышение качества изготовленной продукции, обеспечение конкурентоспособности на мировом и отечественном рынке;

- разработки и широкого внедрения (в данный период самое важное энергосберегающих)технологий;

- максимального сокращения затрат ручного труда, улучшение ее условий и безопасности;

- всестороннего соблюдения экологических требований, охраны окружающей среды.

При разработке плана внедрения инноваций надо также разработать схему обеспечения их необходимыми ресурсами и постоянного контроля за осуществлением программы.

Содержание инновационного плана предприятия определяется совокупностью конкретных мероприятий, которые входят в их состав и в большинстве случаев включает следующие разделы:

- - научно-исследовательские и проектно-конструкторские работы;


- создание, освоение новых и повышение качества производимых видов продукции;

- внедрение прогрессивной технологии, модернизация и автоматизация производственных процессов;

- сводные результаты осуществления мероприятий технического развития.

Этот раздел включает: снижение материальных затрат и себестоимости товарной продукции; прирост производственной мощности; относительное высвобождение работников.

На основе этих показателей целесообразно рассчитать общие затраты и результаты и динамику основных технико-экономических показателей.

Разработанный план необходимо обсудить на проблемном совещании участниками которой должны быть руководители предприятия и группа экспертов, включая независимых. Это определенной мерой обеспечивает осуществление отбора конкретных мероприятий (инноваций) и направлений технического, экономического и социального развития предприятия.





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 184.72.102.217 (0.009 с.)