Способы эффективного внедрения инноваций и формирование новых центров: технопарки, технополисы, фирмы-инкубаторы, научно-промышленные консорциумы, кластеры 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Способы эффективного внедрения инноваций и формирование новых центров: технопарки, технополисы, фирмы-инкубаторы, научно-промышленные консорциумы, кластеры



Средствами эффективного внедрения инновации являются следующие центры: технопарки, технополисы, фирмы-инкубаторы, научно-промышленные комплексы (консорциумы), кластеры.

Технопарк - это территориально отделенный комплекс, основанный на базе ведущего университета, который включает в себя научные учреждения, промышленные предприятия, информационные, сервисные и выставочные комплексы, комфортные жилищно-бытовые условия. Цель технопарков - коммерциализация научно-технической деятельности, обеспечение быстрого продвижения научных достижений в производственную сферу - позволяет в условиях кризисной ситуации в вузовской науке в Украине обеспечить научных работников творческой работой, достаточно высокой заработной платой.

Технопарки решают следующие вопросы:

- ускоряют процессы передачи результатов фундаментальных и прикладных научных исследований в производство;

- обеспечивают развитие инновационного предпринимательства;

- содействуют привлечению промышленных и банковских ресурсов в инновационную сферу.

С целью обеспечения эффективной работы технопарков для них создается преференциальный (льготный) режим, а именно:

- новые фирмы, которые возникают в составе технопарков, освобождаются от уплаты регистрационного взноса;

- освобождаются от уплаты налога на прибыль в первые 2-Згода, а в последующие 2-3 года платят его по ставкам, уменьшенным на 50%;

- средства, которые направляются фирмами на развитие технопарка, исключаются из налогооблагаемой прибыли;


 
 


- фирмы, которые входят в состав технопарка, освобождаются от
уплаты земельного налога и налога на имущество.

Деятельностью технопарка управляет специальный орган, функции которого следующие:

- определение функциональной структуры технопарка;

- прием новых фирм в технопарк и проведение экспертизы их уставных документов;

- размещение фирм в существующих помещениях и обеспечение необходимыми земельными участками под новую застройку;

- контроль за соответствием деятельности составляющих технопарка заданию функционирования технопарка в целом;

- подключение новых фирм под патронаж бизнес-инкубатора;

- создание венчурных фирм и венчурных фондов в пределах технопарка.

Фирмы, которые действуют в пределах технопарка, в основном являются самостоятельными юридическими лицами. Деятельность технопарка финансируется за счет средств отчислений фирм - составных технопарка, а также за счет государственных и региональных субсидий, банковских кредитов, спонсорской помощи и т.п.

Первый технопарк появился в США в 1949 г. на базе Стенфордского университета (штат Калифорния). Технопарк создается для развития наукоемких технологий, наукоемких фирм. Это как бы фабрика по производству средних и малых рискованных инновационных предприятий. Одна из наиболее важных функций технопарка — постоянное формирование нового бизнеса и его поддержка. Однако технопарк имеет собственную организационно-функциональную структуру.

Технополис - структура, которая по своей деятельности подобна технопарку, но она находится в пределах конкретного небольшого города (населенного пункта), развитие которого и обеспечивается через технополис.

Технополис — это научно-промышленный комплекс, созданный дли производства новой прогрессивной продукции или разработки новых наукоемких технологий на базе тесных отношений с университетами и научно-техническими центрами. В нем объединяются наука, техника и предпринимательство.

Технополисы создаются в местах, где концентрируются научные кадры и наиболее крупные производственные компании (гг. Харьков, Донецк, Киев, Днепропетровск, Запорожье).

Кроме технопарков и технополисов, на рынке действуют так называемые бизнес- инкубаторы, которые занимаются реализацией любого проекта, по которым имеется возможность получить прибыль.


Фирма-инкубатор - это организационная структура, цель
которой - создание благоприятных условий для эффективной
деятельности новообразовавшихся малых инновационных фирм, которые
реализуют новые научные идеи-инновации. Она может предоставлять
таким фирмам помещения и необходимое оборудование на определенный
период, обеспечивая их консультациями по экономическим и
юридическим вопросам на льготных началах, организовать
информационное и рекламное обеспечения. Инкубатор проводит также
экспертизу инновационных проектов (научно-техническую,

экономическую, коммерческую), ведет поиск инвесторов и дает им определенные гарантии, предоставляет возможность воспользоваться своим исследовательским производством и этим помогает инновационным малым предприятиям легче выживать в пределах инкубаторов, чем вне них.

Продолжительность пребывания новообразовавшейся фирмы в инкубаторе в большинстве случаев ограничивается сроком три года. Это срок, чтобы фирма могла стать способной самостоятельно решать хозяйственные проблемы.

Инкубаторы, как правило, обеспечивают себя на основах самофинансирования. Они бывают трех типов:

1) бесприбыльные, т.е. работающие ни основе привлечения средств местных органов власти, которые заинтересованы в создании новых рабочих мест и экономическом развитии региона;

2) прибыльные, т.е. такие, которые не предоставляют льгот при сдаче в аренду своего имущества;

3) бизнес-инкубаторы при высших учебных заведениях предос­тавляют эффективную поддержку предприятиям: консультации, ла­бораторную базу, компьютерную технику и т.п.

Бизнес-инкубаторы в Украине созданы в гг. Киеве, Харькове, Львове, Ивано-Франковске.

Опыт функционирования технополисов показывает их общность с финансово-промышленными группами, которые создавались в США в 50-х годах.

Созданию технополисов и финансово-промышленных групп (ФПГ) соответствуют экономические переходные условия в Украине. Эти формы призваны реализовать многочисленные инновации как на внутреннем, так и на внешнем рынках.

При формировании ФПГ необходимо придерживаться следующих этапов:

- определение цели (стратегии);

- изучениетехнологии;

- подбор предприятий-исполнителей(контрагентов);

- проектирование и разработка производственного процесса;

- выбор источника финансирования;


- контроль результатов.

Для того, чтобы подобрать контрагентов, необходимо получить и проанализировать технико-экономическую информацию по каждому из них, в частности такие данные: руководство контрагента;

- номенклатура продукции, которую контрагент изготовляет;

- финансовая отчетность за последние четыре квартала;

- структура активов и пассивов;

- состояние оборудования и продолжительность технологического цикла изготовления продукции, которые могут быть использованы в технологическом цикле);

- структура цены на продукцию;

- имеющиеся связи с другими предприятиями.

В широком понимании, кластер - это агломерация фирм и их поставщиков, которая позволяет создать локально сконцентрированный рынок труда.

Основными предпосылками создания кластеров является: близость к рынкам, обеспечению специализированной рабочей силой, наличие поставщиков капитала и оборудования, доступ к специфическим природным ресурсам, наличие предприятий, ориентированных на повышение производительности за счет увеличения масштабов производства. Кроме перечисленных предпосылок формирования локальных производственных систем кластерного типа, которые традиционно выступают как базисные в мировой практике, в Украине имеется, с т.зр. Цыгилыка И.И., одна из самых важных предпосылок -наличие опыта формирования взаимоотношений хозяйствующих субъектов на началах кооперации. Факты свидетельствуют, что даже в развитых странах отношения между государством и бизнесом не всегда доброжелательны. Именно в таких случаях кластеры выступают в роли панацеи. Подобный опыт является довольно уместным для «новоиспеченных» украинских бизнесменов, ведь каждый из них своими силами защищает собственный бизнес не только от конкурентов, нЬ и нередко от государства.

СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА

Инновационный менеджмент - это одно из направлений стратегического менеджмента, которое определяет основные направления в научно-технической и производственной деятельности предприятия, в области разработки и внедрения новой продукции, совершенствования уже существующей и снятия с производства и реализации устаревшей.


Инновационный менеджмент разрабатывается на основе маркетинговых исследований, финансового анализа, анализа структуры персонала и внутренней культуры и имиджа фирмы. На основе этих данных определяются приоритетные направления деятельности на рынке (И создаются новации (идеи). Затем с помощью НИОКР разрабатываются новые виды деятельности или товары (технологии) ~ инновации. После их оценки с точки зрения экономической эффективности начинается процесс создания нового продукта или внедрения технологии. После этого данный товар (технология) выводится на узкий сегмент рынка с целью его тестирования, по результатам которого принимается решение о внедрении его в массовое производство. От слаженности работы данных этапов зависит оперативность внедрения инноваций и эффективность работы предприятия в изменяющихся условиях. Существует тринадцать принципов, на которых базируется данный инновационный менеджмент.

1. Системный: результаты деятельности одного отдела служат исходным материалом для другого, а предприятие в целом взаимодействует с внешней средой.

2. Маркетинговый: деятельность предприятия ориентируется на покупателя, его предъявляемые и потенциальные потребности.

3. Функциональный: продукт - это совокупность функций,
удовлетворяющих потребности покупателей, поэтому выясняются
функции товара, требующие усовершенствования, а затем идет его
разработка.

4. Воспроизводственный: регулярное возобновление
производства товаров, удовлетворяющих потребности определенного
рынка с меньшими затратами производства на единицу продукции. В
соответствии с данным подходом работа предприятия основывается на
опережающей базе сравнения по качеству продукции, технологиям,
ресурсоемкое™ и т. д.

5. Нормативный: нормирование всех направлений менеджмента.

6. Комплексный: учитывает все направления менеджмента в их взаимосвязи, начиная от организационно-правовых и заканчивая экологическими.

7. Интеграционный: исследование и укрепление взаимосвязей
между отделами управления инновационным менеджментом и стадиями
управления жизненным циклом продукции.

8. Динамический: изучение данных аналогичных объектов
предприятия в динамике.

9. Процессный: все функции менеджмента взаимосвязаны.

10. Количественный: перенос внимания от качественных характеристик к количественным.

11. Административный: жесткая регламентация всех видов деятельности фирмы.


12. Поведенческий: применение принципов школы человеческих
отношений, в соответствии с которыми особое внимание уделяется
персоналу предприятия.

13. Ситуационный: возможность применения определенного
управленческого решения в зависимости от ситуации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 403; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.222.242.27 (0.021 с.)