Инновационные направления в стратегическом управлении. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Инновационные направления в стратегическом управлении.



Увеличение оборота и повышение эффективности производства на малых и средних предприятиях в огромной степени зависят от инноваций. Новые и усовершенствованные товары и услуги – залог успеха на рынке. Все более переменчивыми становятся пожелания клиентов, меняется динамика качественного роста товаров и услуг, укорачивается цикл их существования, по-прежнему растет темп их обновления, – все это приводит к тому, что на малых и средних предприятиях программы производства все быстрее меняются.

Инновации – это любые изменения (новшества), которые впервые используются на каком-либо предприятии и тем самым приносят конкретную экономическую и/или социальную пользу.

При этом под инновацией понимается не только создание нового продукта, инновациями считаются также:

новые или улучшенные изделия (инновации в сфере изделий);

новые или улучшенные услуги (инновации в сфере услуг);

новые или усовершенствованные процессы и технологии производства (инновации в сфере производственного процесса / технологические инновации);

измененные социальные условия на предприятии (социальные и кадровые инновации);

новые или улучшенные системы производства.

Все эти разновидности инноваций в реальной практике предприятия переплетены между собой. В особенности это касается современных технологий, когда технические, экономические, организационные и социальные изменения, сливаясь в единый производственный процесс, уже неотделимы друг от друга.

Существенные признаки инноваций:

– инновации всегда тесно связаны с хозяйственным (практическим) применением принципиально новых решений. Этим они отличаются от понятия «изобретение» (техническое новшество);

– инновации приносят конкретную экономическую и/или социальную пользу тому, кто их применяет. Именно польза определяет, в какой степени они утвердятся и распространятся на рынке;

– инновации означают самое первое использование новшества на предприятии, вне зависимости от того, использовалось ли оно уже где-то в другом месте. С этой точки зрения даже имитация, впервые примененная на данном предприятии, имеет инновационный характер;

– для инноваций необходима креативность, они связаны с определенным риском. Их нельзя внедрить в заурядный рутинный производственный процесс, потому что они требуют от всего коллектива (и от руководства, и от сотрудников) отчетливо сознательного отношения к инновациям и творческого склада.

Инновационное управление включает все стратегические и оперативные задачи в сферах управления, планирования, организации и контроля инновационных процессов на предприятии. В широком смысле оно понимается как менеджмент, направленный на изменения. Инновационный менеджмент отличается по своей сути от процессов принятия решений в других сферах деятельности предприятия, поскольку инновационные решения не являются штатными, обычными решениями, они требуют от предпринимателя более широкого охвата и понимания проблем, а от исполнителей – творческого потенциала.

Инновационное управление играет стратегически важную роль в экономическом и общественном развитии страны. Без инноваций неразрешимы ни проблемы занятости, ни проблемы защиты окружающей среды, без них невозможно поддерживать на должном уровне социальное обеспечение. Поэтому инновации занимают центральное место, как с точки зрения предпринимательства, так и с народнохозяйственной точки зрения.

В последние годы сформировалась целая система шагов инновационного менеджмента, а также особый инструментарий методов. Ключевым элементом такой системы является разделение инновационного процесса на фазы, а также применение специальных технологий для повышения эффективности. Перед предприятиями, намеренными успешно внедрить инновационный проект, открываются две альтернативы:

а) МСП самостоятельно обеспечивают инновационно-технологические предпосылки и самостоятельно производят сбыт полученной в результате продукции. Этот путь, особенно если речь идет о продукции, находящейся на высоком техническом уровне и обладающей высокой степенью сложности, связан с большими, постоянно возрастающими по мере продвижения технического прогресса финансовыми затратами, а значит, - с огромным экономическим риском. Как правило, на это идут в основном крупные предприятия;

б) МСП вырабатывают общую кооперативную стратегию с другими предприятиями. При этом кооперация может осуществляться на всех этапах инновационного процесса. Поскольку кооперативная форма повышает конкурентоспособность и снижает риск, МСП при внедрении обширных инноваций все чаще прибегают именно к ней. Сотрудничество может осуществляться при этом самыми разными способами, например, в форме стратегического альянса, в форме кооперативных исследований, кооперативного производства или кооперативного маркетинга.

Решающим условием успешного инновационного менеджмента является создание внутренних и внешних базовых условий, стимулирующих инновационный процесс, наряду с осуществлением, регулированием и контролем за осуществлением инновационного намерения (табл.5.1).

Таблица 5.1 – Базовые условия, обеспечивающие развитие инноваций

Внутренние базовые условия Внешние базовые условия
позиция/отношение (высшего) руководства кадровая политика организация информация и коммуникация финансирование консультационная помощь финансовая поддержка государственные субсидии инфраструктурные услуги кредиты и кредитная помощь

 

Что касается базовых условий внутри предприятия, то главное – создать климат, в котором могут рождаться и воплощаться различные идеи, и это значительно важнее любых точечных мер по организации инновационного процесса. Организация предприятия, способствующая созданию благоприятного для развития инноваций климата, должна поддерживать творческие процессы и обеспечивать воплощение одобренных идей вплоть до успешного внедрения нового продукта на рынке. Единой организационной формы, стимулирующей инновации, не существует. Разным фазам инновационного процесса должны соответствовать различные проявления определенных организационных черт. Наиболее благоприятной для создания инновационных проектов является такая организация, при которой отсутствуют бюрократические преграды, а степень централизации небольшая, но в то же время отсутствует слишком узкая специализация. Напротив, на этапе осуществления идей вплоть до их рыночного внедрения обычно выдерживается гораздо более строгое руководство, чем это даже необходимо.

В качестве фактора, обеспечивающего внутренние базовые условия для инновационного процесса, организационные меры очень существенны. Однако они не срабатывают, если нет соответствующих кадров. Поэтому подбор новаторски настроенных, одаренных сотрудников является следующей задачей инновационного менеджмента. Этим сотрудникам, помимо их собственной одаренности, необходима особая обстановка внутри предприятия. Во-первых предпринимательская культура может доказать свой высокий уровень в сфере инновационной деятельности посредством того, что будет поощрять инновационную деятельность, придавая большое значение таким ценностям, как инновации, креативность, терпимость по отношению к неудачам в этой области. Наличие механизмов поощрения, создание доступной коммуникационной сети, стимуляция готовности коллектива к восприятию нового – вот признаки предпринимательской культуры, создающей благоприятные условия для инновации.

К наиболее существенным внешним базовым условиям, стимулирующим инновационный процесс, прежде всего относится использование внешнего интеллектуального потенциала в форме передачи технологий и в виде консультационной помощи; это позволяет предприятиям, в особенности МСП, расширить свои научно-исследовательские возможности, которые им самим доступны только в ограниченных рамках, так и свои кадровые ресурсы. Существуют различные формы внешней поддержки:

размещение заказа на проведение исследований в самостоятельных и независимых научно-исследовательских учреждениях, в институтах при университетах;

совместные исследования и научно-исследовательская кооперация;

использование технологических баз данных и государственных консультативных учреждений;

специальная литература по данному вопросу.

В рамках государственных программ господдержки специально для МСП предлагается на выбор множества средств поддержки инновационных проектов, например:

программы поддержки по передаче технологий в МСП;

средства помощи при внешнем консультировании по поводу инноваций;

косвенные меры по оказанию поддержки исследований и разработок (например, налоговые льготы);

прямая поддержка определенных технологических направлений;

поддержка при создании инновационных предприятий.

Проблему недостаточной финансовой обеспеченности МСП, о которой всегда говорят в связи с реализацией инновационных проектов, можно разрешить с помощью целевого планирования, которое найдет свое отражение в соответствующей концепции финансирования. Так, в распоряжении МСП находятся государственные субсидии, а также различные формы финансирования долевого участия. Важно, чтобы финансовое планирование началось заблаговременно, с определения объема необходимых финансовых средств на всех фазах инновационного процесса, для обеспечения своевременного покрытия расходов.

Инновации являются результатом творческой предпринимательской деятельности, в которой участвуют, как правило, разные сферы деятельности предприятия и на которую оказывают все возрастающее воздействие внешние факторы (влияние государства, экологические требования, кооперация с другими учреждениями и т.д.). От появления идеи до появления и утверждения на рынке нового продукта инновации проходят различные стадии своего существования. При этом можно разграничить шесть типичных фаз, из которых каждая характеризуется особыми видами деятельности, решающими моментами и специфическими результатами:

стратегия предприятия (производственная стратегия, стратегия услуг, рыночная стратегия), формирование стратегии (рис.5.1);

формирование идеи (генерирование идеи), оценка и отбор идей;

принятие решения по производству продукта;

исследование и разработка, передача технологий;

налаживание производства;

внедрение на рынок.

 

 


Рисунок 5.1 – Основные фазы инновационного процесса

 

Фаза 1: Стратегия предприятия и инновация

В процессе стратегического планирования в рамках политики предприятия принимаются принципиальные решения относительно роста предприятия, разработки продукта (инновация, диверсификация), освоения рынка (проникновение на рынок или освоение новых рынков, сегментация рынка), разработки технологий на предприятии, стратегий конкуренции, а также стратегические решения относительно кооперации. Все стратегические решения, касающиеся инновационной деятельности, могут или должны приниматься только с учетом решений по поводу общей стратегии предприятия и стратегической производственной программы. Они же определяют и стартовые условия для принятия решений в дальнейшем. Очень ценно, если стратегия предприятия задает параметры для дальнейших инновационных намерений.

Определяющими для инноваций являются следующие стратегические решения:

выбор рынка и сегментов рынка;

определение применяемой технологии;

решение по поводу кооперации на этапах разработки, изготовления и сбыта;

выбор производимых предприятием продуктов и услуг;

определение объема и темпов процесса обновления продуктов и услуг.

Фаза 2: Поиск и оценка идей

Суть этой фазы в том, чтобы найти большое количество творческих идей для решения проблемы. Здесь различают три пути:

создание новых идей (генерирование идей);

критика и модификация известных решений проблемы или определенных вариантов решения;

поиск уже существующих общих и частных решений (использование уже имеющихся научно-технических достижений, приобретение лицензий).

Малым и средним предприятиям при поиске идей рекомендуется прибегать прежде всего к внешним источникам информации, таким, как базы данных, лицензионные агенты, ярмарки и научно-исследовательские учреждения.

При генерировании идей внутри предприятия существует целый ряд методов:

– интуитивно-креативные методы: здесь в центре внимания находится спонтанное творческое генерирование идей с помощью людей, обладающих выдающимся интеллектуальным потенциалом и/или исключительно глубокими специальными знаниями. Это такие методы, как брэйн-сторминг («мозговой штурм»), брэйн-райтинг и опрос экспертов;

– аналитические креативные методы: эти методы основаны на логически структурированном подходе к поиску решения. В качестве примера можно привести метод построения древа решений, морфологический ящик, аналоговые методы, сценарные методы, синектику, а также эвристические методы.

Найденные идеи затем оцениваются с целью сразу отбросить неподходящие идеи, а потом разработать перспективные, стараясь выявить их потенциальные шансы на рынке. Результатом выбора наилучших идей должно стать предложение по созданию продукта. Оно и служит основой для дальнейших действий. На этой и на последующих фазах центральное место отводится анализу рентабельности в рамках оценки-прогноза.

Фаза 3: Принятие решения по поводу создания продукта

Эта фаза должна обеспечить превращение идеи по поводу продукта в реальный продукт, который согласуется со стратегической программой и может быть внедрен на рынок. Для этого необходимо планирование, которое включает следующие аспекты:

постановка целей и задач относительно данного продукта;

планирование сроков использования ресурсов, привлекаемых на этой фазе;

производственное планирование в рамках всего предприятия;

план сбыта с расчетом рентабельности для всего предприятия.

Фаза 4: Исследования и разработки, передача технологий

Следует иметь в виду следующее разграничение: фундаментальные исследования еще никак напрямую не связаны с каким-либо продуктом, прикладные исследования уже предусматривают практическое применение в будущем, а при разработках весь интерес сосредоточен на создании конкретного продукта, предназначенного для продажи. То, что в МСП обычно называют «исследованиями и разработками», на деле, как правило, представляет собой разработки; исследования в узком смысле этого слова отходят при этом на второй план.

Теперь исходя из целей и задач, с помощью собственных (исследований) разработок или путем кооперации с другими предприятиями можно осуществить техническую реализацию продукта. Эта задача предусматривает следующие важные пункты:

– окончательное уточнение задач и разработка принципиального решения для нового продукта, новой услуги;

– конструктивная разработка изделия вплоть до создания прототипа;

– проектирование и подготовка производства нового продукта, включая создание и испытание производственного образца, производственного оборудования и опытной серии.

И на этой фазе рекомендуется использовать внешние знания в таких формах, как:

– обмен научно-технической информацией на съездах, выставках, конференциях;

– получение знаний путем включения в состав сотрудников высококвалифицированных специалистов, выпускников университетов;

– совместные исследования в сотрудничестве с другими предприятиями;

– приобретение патентов и лицензий для использования в специальных проектах;

– кооперативные разработки.

Постоянно возрастающее влияние современных технологий на конкурентоспособность МСП требует целенаправленного использования всех доступных возможностей получения технологий. Даже общепризнанные лидеры в области технологий, добивающиеся успеха в какой-либо одной сфере, сегодня уже редко бывают в состоянии в одиночку уследить за всеми тенденциями технологического прогресса и адекватно воплотить новейшие достижения.

Фаза 5: Налаживание производства

В рамках всего инновационного процесса недооценивается именно эта переходная фаза. Результатом являются существенные просрочки во времени и зачастую – убытки для предприятия. На этом этапе следует обратить внимание на следующие моменты:

соответствие прототипа продукта требованиям технологии производства;

ознакомление участвующего персонала с технологиями и процессом производства и с новыми задачами;

«обкатка» машин и оборудования вплоть до достижения устойчивой предельной производительности;

освоение новых каналов снабжения.

Главная задача инновационного менеджмента на этом этапе заключается в обеспечении максимально краткого пускового периода, прежде всего путем подготовки и планирования, а также с помощью гибкого внедрения. Короткий пусковой период, как правило, обеспечивает преимущество на рынке по сравнению с конкурентами, а также быстрое снижение издержек и рост прибыли в рамках всего предприятия.

Фаза 6: Внедрение на рынок

Завоевание рынка завершает инновационный процесс. Как показывают эмпирические наблюдения, примерно треть новых продуктов терпит при этом неудачу. А из внедренных на рынок продуктов только около трети приносят высокие прибыли или значительно покрывают издержки.

Под внедрением продуктов и услуг на рынок понимается проверка их способности конкурировать на рынке с помощью тестирования рынка, а также целенаправленное использование инструментов рынка. Фаза внедрения на рынок завершается успешным утверждением товара на рынке. В качестве решающей предпосылки такого внедрения можно рассматривать длительную подготовку рынка сбыта к новому продукту. Для этого используется соответствующая работа с общественностью, реклама, консультирование клиентов, а также применяются другие инструменты рынка (например, ценовая политика). При этом важен также правильный тайминг, то есть выбор подходящего момента для внедрения на рынок нового товара.

Каждая фаза инновационного процесса требует как времени, так и денег. Поэтому в задачи инновационного менеджмента входит также умение таким образом регулировать процесс, чтобы необходимые средства использовались оптимально. Исследования, проведенные на МСП, показывают, что общие издержки на инновационные проекты распределяются следующим образом (табл.5.2).

Таблица 5.2 – Распределение издержек инновационного проекта

Фаза инновационного процесса Содержание фазы Доля в общих издержках на инновационный проект
Фазы 1-4 Идея продукта до создания прототипа 53 %
Фаза 5 Налаживание производства 26 %
Фаза 6 Внедрение на рынок 21 %

 

Исследование показало, что МСП существенно недооценивают важность применения средств на последнем этапе (внедрение на рынок).

Инновационный менеджмент не следует рассматривать как следствие случайных технических разработок и предпринимательских идей, он требует стратегического планирования, а также управления ориентированного на успех на рынке.

Таким образом, успех инноваций имеет много источников. Важную роль играют как креативность, так и энергичная реализация в рамках инновационного менеджмента. Требуются значительные усилия не только на этапе исследований и разработок. Для того, чтобы выдержать конкурентную борьбу необходимо внедрить инновации, базирующиеся на новом способе удовлетворения запросов потребителей и организовать их устойчивый сбыт.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 437; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.130.24 (0.051 с.)