Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы принятия стратегических решений.

Поиск
Управленческое решение – это основной вид управленческого труда, совокупность взаимосвязанных, целенаправленных и логически последовательных управленческих действий, обеспечивающих реализацию управленческих задач.

 

В процессе принятия решения менеджеру необходимо дать ответы на следующие вопросы: что делать, как делать, кому поручить работу, для кого делать, где делать, что это дает.

Процесс принятия решений сложен и многосторонен. Он включает целый ряд стадий и операций. Вопросы о том, сколько и какие стадии должен пройти процесс принятия решений, каково конкретное содержание каждой из них, – спорные и неодинаково решаются менеджерами. Это зависит от квалификации руководителя, ситуации, стиля руководства и культуры организации. Важно, чтобы каждый менеджер понимал сильные стороны и ограничения каждого подхода и процедуры принятия решения и умел выбрать лучший вариант с учетом ситуации и собственного стиля управления.

Классический подход к принятию управленческого решения состоит в соблюдении определенной процедуры и выполнении обязательных действий (рис.5.1).

 

Рисунок 5.1. – Составные элементы процесса принятия управленческих решений

1. Постановка проблемы. У истоков любого решения находится проблемная ситуация, требующая своего разрешения. Задача менеджера на этом этапе состоит в анализе проблемной ситуации, изучении положения дел и целей, предварительной формулировке критериев решения.

Таким образом, процесс постановки проблемы состоит в ее обнаружении и оценке.

Обнаружение проблемы – это осознание того, что возникло отклонение от первоначально установленных планов. Источники, из которых менеджер может узнать о существовании проблемы, включают в себя личный обзор и анализ информации, общественное мнение и т.д. Мнение других менеджеров и подчиненных тоже является важным источником при обнаружении проблемы.

Оценка проблемы - это установление ее масштабов и природы тогда, когда проблема обнаружена. Определение масштабов проблемы не означает нахождение ее причины и источника. Речь идет лишь об оценке размера средств для ее решения и степени ее серьезности.

2. Выявление ограничений и определение альтернатив. Причиной проблемы могут быть находящиеся вне организации силы (внешняя среда), которые менеджер не в силах изменить.

Ограничения такого рода сужают возможности принятия оптимальных решений. Поэтому необходимо определить источник и суть ограничений и наметить возможные альтернативы. Т.е. целесообразно выявить все возможные действия, устраняющие причины проблемы.

3. Принятие решения. На этой стадии разрабатываются альтернативные решения, дается их оценка и отбирается альтернатива с наиболее благоприятными общими последствиями.

4. Реализация решения. Процесс не заканчивается выбором альтернативы. На стадии реализации принимаются меры для конкретизации решения и доведения его до исполнителей, т.е. ценность решения состоит в том, что оно осуществлено (реализовано).

5. Контроль за исполнением решения. В процессе контроля выявляются отклонения и вносятся поправки, помогающие реализовать решение полностью. С помощью контроля устанавливается своего рода обратная связь между управляющей и управляемой системами.

Все методы принятия управленческих решений можно объединить в три группы (рис.5.2).

 

 

Рисунок 5.2. – Методы принятия управленческих решений

 

1. Неформальные (эвристические) методы принятия решений. Управленческая практика свидетельствует о том, что при принятии и реализации решений определенная часть руководителей использует неформальные методы, которые основываются на аналитических способностях лиц, принимающих управленческие решения. Это совокупность логических приемов и методики выбора оптимальных решений руководителем путем теоретического сравнения альтернатив с учетом накопленного опыта. В большей части неформальные методы базируются на интуиции менеджера. Их преимущество состоит в том, что принимаются они оперативно, недостаток - неформальные методы не гарантируют от выбора ошибочных (неэффективных) решений, поскольку интуиция иногда может подвести менеджера.

2. Коллективные методы обсуждения и принятия решений. Основным моментом в процессе коллективной работы над реализацией управленческих решений является определение круга лиц, участников данной процедуры. Чаще всего это временный коллектив, в состав которого включаются, как правило, и руководители и исполнители. Главными критериями формирования такой группы являются компетентность, способность решать творческие задачи, конструктивность мышления и коммуникабельность. Коллективные формы групповой работы могут быть разными: заседание, совещание, работа в комиссии и т.п. Наиболее распространен такой метод коллективной подготовки управленческих решений, как "мозговой штурм", или "мозговая атака" (совместное генерирование новых идей и последующее принятие решений).

Если предстоит решение сложной проблемы, то собирается группа людей, которые предлагают свои любые решения определенной проблемы. Основное условие "мозгового штурма" – это создание обстановки, максимально благоприятной для свободного генерирования идей. Чтобы этого добиться, запрещается опровергать или критиковать идею, какой бы на первый взгляд фантастической она ни была. Все идеи записываются, а затем анализируются специалистами.

Метод Дельфы получил название от греческого города Дельфы, прославившегося жившими там мудрецами – предсказателями будущего. Метод Дельфы – это многотуровая процедура анкетирования. После каждого тура данные анкетирования дорабатываются и полученные результаты сообщаются экспертам с указанием расположения оценок. Первый тур анкетирования проводится без аргументации, во втором – отличающийся от других ответ подлежит аргументации или же эксперт может изменить оценку. После стабилизации оценок опрос прекращается и принимается предложенное экспертами или скорректированное решение.

Японская, так называемая кольцевая система принятия решений – "кингисё", суть которой в том, что на рассмотрение готовится проект новшества. Он передается для обсуждения лицам по списку, составленному руководителем. Каждый должен рассмотреть предлагаемое решение и дать свои замечания в письменном виде. После этого проводится совещание. Как правило, приглашаются те специалисты, чье мнение руководителю не совсем ясно. Эксперты выбирают свое решение в соответствии с индивидуальными предпочтениями. И если они не совпадают, то возникает вектор предпочтений, который определяют с помощью одного из следующих принципов:

а) принцип большинства голосов – выбирается то решение, которое имеет наибольшее число сторонников;

б) принцип диктатора – за основу берется мнение одного лица группы. Этот принцип характерен для военных организаций, а также для принятия решений в чрезвычайных обстоятельствах;

в) принцип Курно – используется в том случае, когда коалиций нет, т.е. предлагается число решений, равное числу экспертов. В этом случае необходимо найти такое решение, которое бы отвечало требованию индивидуальной рациональности без ущемления интересов каждого в отдельности;

г) принцип Парето – используется при принятии решений, когда все эксперты образуют единое целое, одну коалицию. В этом случае оптимальным будет такое решение, которое невыгодно менять сразу всем членам группы, поскольку оно объединяет их в достижении общей цели;

д) принцип Эджворта – используется в том случае, если группа состоит из нескольких коалиций, каждой из которых невыгодно отменять свое решение. Зная предпочтения коалиций, можно принять оптимальное решение, не нанося ущерба, друг другу.

3. Количественные методы принятия решений. В их основе лежит научно-практический подход, предполагающий выбор оптимальных решений путем обработки (с помощью ЭВМ и ЭММ) больших массивов информации.

В зависимости от типа математических функций, положенных в основу моделей, различают:

а) линейное моделирование – используются линейные зависимости;

б) динамическое программирование – позволяет вводить дополнительные переменные в процессе решения задач;

в) вероятностные и статистические модели – реализуются в методах теории массового обслуживания;

г) теорию игр – моделирование таких ситуаций, принятие решения в которых должно учитывать не совпадение интересов различных подразделений;

д) имитационные модели – позволяют экспериментально проверить реализацию решений, изменить исходные предпосылки, уточнить требования к ним.

29. Место и роль бизнес-плана в стратегическом управлении предприятием. Структура и содержание бизнес-плана.

Бизнес-план – это экономическая программа эффективного управления предприятием, которая включает конкретные меры по развитию производства и продаж конкурентоспособной продукции, а также выработку рыночной стратегии хозяйствования, обеспечивающую их эффективную реализацию.

 

Разработка бизнес-плана необходима для:

– решения вопроса о выделении бюджетных средств;

– предоставления банковских кредитов;

– проведения санации предприятия;

– проведения приватизации;

– получения внешних инвестиций.

На рисунке 3.1 представлена укрупненная схема разработки бизнес-плана предприятия.

 

Рисунок 3.1 – Укрупненная схема процесса разработки бизнес-плана предприятия

 

Министерством экономики Республики Беларусь разработаны рекомендации по разработке бизнес-плана предприятия на основе международных стандартов (Методические рекомендации о прогнозах, бизнес-планах развития и бизнес-планах инвестиционных проектов коммерческих организаций, Постановление Совета Министров РБ от 08.08.2005 г. № 873 (редакция 29.09.2009 г.)). Примерная структура бизнес-плана содержит девять разделов. Кроме них присутствуют разделы, которые не нумеруются, а также приложения.

РЕЗЮМЕ. Этот раздел не нумеруется, располагается в начале бизнес-плана, но пишется после окончания работы над его разработкой. Резюме должно содержать не более четырех страниц. В нем в сжатой форме излагается суть всего бизнес-плана.

ПРИЛОЖЕНИЕ. Этот раздел не нумеруется и не входит в рекомендуемые 80 страниц основного текста.

РАЗДЕЛ 1. ОПИСАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ: форма хозяйствования, основные реквизиты, отраслевая принадлежность, форма собственности, основные направления деятельности, история создания (указываются достижения и неудачи).

РАЗДЕЛ 2. ПРОДУКЦИЯ И УСЛУГИ. В этом разделе необходимо:

описать производимую продукцию (оказываемые услуги), указать их отличительные особенности;

провести сравнительный анализ товаров (услуг) конкурентов, что осуществляется путем бальной оценки. В соответствии с зарубежной классификацией, если преимущества предприятия по сравнению с конкурентами выше лишь на 30 %, то продукция (услуги) считаются неконкурентоспособными;

30-50 % – относительно устойчивое положение;

50-70 % – предприятие работает успешно и существуют все предпосылки для наращивания достижений;

> 70 % – предприятие контролирует рынок данной продукции (услуг). (Для отечественного рынка применяется классификация за минусом 20 %)

РАЗДЕЛ 3. ПЛАН МАРКЕТИНГА. Необходимо:

показать степень изученности рынка и привести схему сбыта;

проанализировать факторы внешней среды: рынок труда, конкурентов, степень насыщенности рынка товарами (услугами), экономические, политические, налоговые факторы, культуру, национальные особенности;

дать описание потенциальных потребителей и мероприятий по их привлечению;

разработать стратегию маркетинга;

проанализировать рынок;

дать оценку конкурентам (раположенным на данной территории).

РАЗДЕЛ 4. ОЦЕНКА РИСКА.

Выделяют слудующие виды риска:

1. отсутствие необходимого оборудования (площадей);

2. отсутствие возможности приобретения в собственность земли;

3. финансовые проблемы, проблемы приобретения сырья и материалов и т.д.;

4. недостаток квалифицированного персонала;

5. нехватка оборотных средств;

6. недостаточная информация о рынках сбыта;

7. нестабильность спроса на продукцию (услуги);

8. плохая организация сбыта;

9. непредвиденные изменения ситуации на рынке;

10. негативное влияние со стороны государства на рыночную обстановку;

11. недостаточность ассигнований на маркетинг;

12. высокая цена продукции;

13. отсутствие необходимых партнеров по сбыту и проблема доставки продукции потребителям;

14. плохое качество продукции и др.

Риск оценивается по десятибальной шкале. В бизнес-плане представляется перечень рисков, которым может подвергнуться предприятие. Главная задача данного раздела предугадать все виды рисков, их источники и момент возникновения. После этого должны быть разработаны меры по сокращению рисков и минимизации потерь, которые могут возникнуть.

РАЗДЕЛ 5. НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ, ПРОЕКТНО-КОНСТРУКТОРСКИЕ РАБОТЫ.

В разделе определяются виды новых используемых технологий, виды и количество требуемого для этого оборудования и машин, а также указываются источники их приобретения.

РАЗДЕЛ 6. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ПРЕДПРИЯТИЯ.

В данном разделе исследуются различного рода потенциалы предприятия:

трудовой потенциал (численность, уровень подготовки, заработная плата);

материальный потенциал (оценка оборудования, его детальное описание в технологическом и экономическом плане);

финансовый потенциал.

РАЗДЕЛ 7. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПЛАН УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ.

Указывается схема управления, а также вся информация об административно-управленческом пресонале. Главное требование к данному разделу – построение эффективной системы управления предприятием.

РАЗДЕЛ 8. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА.

В данном разделе описывается период от принятия инвестиционного решения до его реализации, сюда включаются: проведение переговоров, заключение контрактов, разработка документации, указываются методы финансирования.

РАЗДЕЛ 9. ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН.

Является одним самых важных разделов, в котором, в ценовом выражении, необходимо обобщить результаты принятых решений по предыдущим разделам бизнес-плана.

Здесь приводятся:

1. фактический и плановый объем производства (реализации), который составляется на 3-5 лет вперед. Для первого года данные представляются по каждому месяцу. Для второго года поквартально, третий в целом;

2. баланс денежных доходов и расходов и сводный баланс активов и пассивов;

3. график достижения точки безубыточности и планируемая в дальнейшем прибыль;

, (3.1.)

где ТБ – точка безубыточности

И пер – издержки переменные

И пост – издержки постоянные

Пм – прибыль маржинальная

 

, (3.2.)

 

где Пм – прибыль маржинальная

И пер – издержки переменные

Вд – валовый доход

4. показатели платежеспособности и ликвидности и др.

РАЗДЕЛ 10. ЮРИДИЧЕСКИЕ/ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 2798; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.209.100 (0.012 с.)