Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Эвристические методы и принципы решения творческих задач↑ Стр 1 из 2Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Лекция 8.05.12 Этапность РТЗ 1. Постановка задачи технического творчества. 2. Выбор подходящих приемов на основе анализа недостатков и дефектов прототипа (прототип – наиболее близкий по технической сущности (по смыслу) и по достигаемому эффекту аналог (устройство, способ, вещество, штамм) предполагаемого изобретения) и противоречий его развития. 3. Преобразование прототипа с помощью выбранных приемов и формирование нескольких новых технических решений. 4. Анализ новых технических решений относительно осуществимости и степени эффективности использования. 5. Работу этапов 2 – 4 выполняют, выбирая другие прототипы. Наибольший эффект при эвристическом обучении дают задачи предполагающие открытие новых причинно-следственных связей, закономерностей, общих признаков решения целого класса задач, в основе которых лежат еще не известные субъекту отношения между определенными компонентами исследуемых конкретных ситуаций. Механика РТЗ
Выяснив все об инерции мышления, можно исследовать саму механику творческого процесса. Сложная задача всегда ставится в терминах, обладающих инерцией и скрыто подталкивающих мысль в направлении, противоположном тому, где лежат новые идеи. В АРИЗЕ существует следующая схема решения ИЗ. 1) А^Б^В^Г Каждая буква может обозначать, например, часть структуры организации, а стрелки между буквами символически указывают на существующую между этими частями связь. В результате первой фазы данная связь слегка ослабляются, расшатываются. А – Б – В – Г 2) Человек почти не думает о задаче. Но тут проявляется положительная роль инерции мышления. По инерции расшатанные связи между частями продолжают ослабляться и постепенно совсем рвутся: А Б В Г 3) Теперь исполнитель может легко переставлять части, менять характер связи между ними и т. д. В результате (без особого труда) возникает новая формула объекта: В^А^Г^Б Если субъект работает бессистемно, ему нужно много времени на разрыв привычных «связей». Специалист делает процесс разрыва осознанным и планомерным. Методы РТЗ 1) Метод «мозгового штурма». Предложен американским ученым А.Ф. Осборном. Базируется на ряде психологических и педагогических закономерностей. Основные принципы и правила этого метода – абсолютный запрет критики предложенных участниками идей, а также поощрение всевозможных реплик, шуток. 2) Метод коллективного поиска оригинальных идей базируется закономерностях и принципах: а) руководитель группы, поощряя фантазию, неожиданные ассоциации, стимулирует зарождение оригинальных идей и выступает как их соавтор. Способность к творчеству руководителя создает условия эффективного РТЗ; б) принцип доверия творческим силам и способностям обеих сторон участников; в) использование оптимального сочетания интуитивного и логического (применение правил запрета критики, отсроченный логический и критический анализ генерированных идей). 3) Метод эвристических (ключевых) вопросов. Целесообразно применять для сбора дополнительной информации в условиях проблемной ситуации или упорядочения уже имеющейся информации в самом процессе решения творческой задачи. 4) Метод многомерных матриц или метод «морфологического ящика», или метод «морфологического анализа». Новое – это часто иная комбинация известных элементов (устройств, процессов, идей и т.п.) или комбинация известного с неизвестным. Метод многомерных матриц базируется на принципе системного анализа новых связей и отношений. 5) Метод свободных ассоциаций. В процессе зарождения ассоциаций устанавливаются неординарные взаимосвязи между компонентами решаемой проблемы и элементами внешнего мира, включая компоненты прежнего опыта участников. Допустим, вы являетесь руководителем консалтингового агентства. Вам необходимо наработать идеи решения следующей проблемы: как повысить эффективность рекламы предлагаемых услуг, например: досудебное решение конфликтов. Слово «решение конфликтов» дает несколько ассоциаций и соответственно идей того, как активизировать рекламу. На основе возникших ассоциаций генерируются следующие идеи: - необходимо шире рекламировать услуги среди молодежи; - для рекламы необходимо привлекать студентов; - необходимо чаще публиковать рекламу в изданиях, которые читает молодежь и т.д. 6) Метод инверсии ориентирован на поиск идей РТЗ в новых, неожиданных направлениях, чаще всего противоположных традиционным взглядам и убеждениям, которые диктуются формальной логикой и здравым смыслом. М. базируется на закономерности и соответственно принципе дуализма, диалектического единства и использования противоположных (прямых и обратных) процедур творческого мышления: анализ и синтез, логическое и интуитивное, статические и динамические характеристики объекта исследования, внешние и внутренние стороны объекта, решение от конца к началу и т.д. Позволяет найти решение в безвыходной ситуации. 7) Метод эмпатии (метод личной аналогии). Исполнитель пытается мысленно поставить себя в положение другого: человек идентифицирует цели, функции, возможности, плюсы и минусы, например машины, со своими собственными. Человек как бы сливается с объектом. Действует принцип замещения исследуемого объекта, процесса другим. 8) Метод синектики. На первых этапах его применения идет процесс обучения «механизмам творчества». Первые - «операционные механизмы»: прямая, личная и символическая аналогия. В условиях применения М следует избегать преждевременной четкой формулировки проблемы (творческой задачи). Обсуждение целесообразно начинать не с самой задачи (проблемы), а с анализа некоторых общих признаков, которые как бы вводят в ситуацию постановки проблемы, неоднократно уточняя ее смысл. 8) Метод организованных стратегий. Проблема РТЗ - психологические барьеры, инерция мышления, неспособность решающего уйти от очевидного способа и найти новый подход. В основе этого метода лежат: а) принцип самоуправления личности в выборе новых стратегий РТЗ; б) принцип отстранения, то есть рассмотрения объекта, предмета, процесса, всякий раз с неожиданно новой точки зрения. Дополнительные принципы РТЗ
2. Принцип вынесения. Необходимо отделить от объекта «мешающую» часть («мешающее» свойство) или, наоборот, выделить единственно нужную часть (нужное свойство). 3. Принцип местного качества. Включает: а) переход от однородной структуры объекта (или внешней среды, внешнего воздействия) к неоднородной; б) разные части объекта должны иметь разные функции; в) каждая часть объекта должна находиться в условиях, наиболее соответствующих ее работе. 4. Принцип асимметрии. Подразумевает переход от симметричной формы объекта к асимметричной. Машины рождаются симметричными. Это их традиционная форма. 5. Принцип объединения: а) соединить однородные или предназначенные для смежных операций объекты; б) объединить во времени однородные или смежные операции. 6. Принцип универсальности - о бъект выполняет несколько разных функций, благодаря чему отпадает необходимость в других объектах. 7. Принцип «матрешки» или интегрирующей концентрации: а) один объект размещен внутри другого объекта, который, в свою очередь, находится внутри третьего и т. д.; б) один объект проходит сквозь полость в другом объекте. 8. Принцип «заранее подложенной подушки» - к омпенсировать относительно невысокую надежность объекта заранее подготовленными аварийными (профилактическими) средствами. 9. Принцип эквипотенциальности - и зменить условия работы так, чтобы не приходилось поднимать или опускать объект. 10. Принцип динамичности: а) х арактеристики объекта (или внешней среды) должны меняться так, чтобы быть оптимальными на каждом этапе работы; б) разделить объект на части, способные перемещаться относительно друг друга. 11. Принцип частичного или избыточного решения 12. Принцип периодического действия 13. Принцип «обратить вред в пользу» 14. Принцип «посредника». 15. Принцип копирования Назначение теста Определение соционического типа личности. Инструкция к тесту В каждом вопросе выберите ответ, который точнее всего описывает вас. Тест 1. В компании (на вечеринке) вы: Источники Филатова Е.С. Искусство понимать себя и окружающих. – М., 1999.
Опросник “Индивидуальный стиль опосредованный латеральностью”(ИСОЛ) Последовательно прочитав каждое высказывание, выберите один из возможных ответов: “Верно”, “Неверно” и поставьте соответствующий ответу знак. Не пропускайте ни одного высказывания. Помните, что не может быть хороших или плохих ответов, так как это не испытание Ваших способностей, а лишь выявление индивидуального своеобразия Вашей деятельности и поведения.
1. В детстве у меня никогда не было проблем в общении со сверстниками. 2. Я высказываю свое мнение, даже если большинство других людей 3. В детстве и сейчас у меня есть привычка покусывать авторучку или карандаш. 4. Никогда не стремился быть лучшим сотрудником, учеником. 5. Я охотно и смело иду на большой риск. 6. Я робок. 7. Часто производительность моего труда страдает из-за того, что я не умею выполнять ее быстро и допускаю много ошибок. 8. Про меня можно сказать, что я быстро решаю практические вопросы, прозаичен, следую общепринятым нормам, надежен в практическом суждении, излишне внимателен к мелочам. 9. Я легко заговариваю с незнакомыми людьми, с которыми хотел бы вступить в разговор. 10. Люблю работу, где необходима низкая личная ответственность. 11. Мне не нужен Интернет, чтобы завести новое знакомство. 12. Знаю, что жизнь без любимого дела скучна, пуста и безрадостна. 13. Из меня вряд ли получился бы хороший ведущий, конферансье в концерте, представлении. 14. Ценю самостоятельность, независимость от группы. 15. Я могу «с головой» уходить в компьютерные игры. 16. Часто у меня беспричинно меняется настроение. 17. Я всегда забочусь о тщательности и точности в своих планах и 18. Не привык сознательно идти на значительный риск. 19. Не принимаю решения на авось, а лишь после основательных 20. Обо мне можно сказать: эмоционально зрелый, реалистически настроенный, избегает всего необычного. 21. Размышления предпочитаю действиям. 22. Любую деятельность осуществляю быстро, целенаправленно, с минимальным количеством ошибок. 23. Я вполне удовлетворен служебным (профессиональным) продвижением. 24. Меня не раздражает, если нет слаженности в действия работников коллектива. 25. При подготовке к контрольной работе (экзамену, отчету и т.п.) я 26. Меня тяготила бы ситуация самостоятельного ведения переговоров. 27. В детстве иногда убегал из дома. 28. Несмотря на осторожность, испытываю тягу к путешествиям, к новым впечатлениям, знакомствам. 29. Я предпочитаю неоднократно обдумывать решения, однако ошибки все же случаются. 30. С детства являюсь лидером, привык брать на себя решение возникающих проблем. 31. Именно действия, а не размышления, помогают мне достичь желаемых результатов. 32. Я ч асто блокирую беспокоящие мысли о реальной жизни утешительными мыслями об Интернете. 33. Иногда сомневаюсь в профессиональной компетентности своего начальника. 34. Никогда не возвращаюсь, чтобы убедиться, что оставил дом или рабочее место в порядке. 35. Склонен к спонтанным решениям, при этом ошибки просто неизбежны. 36. Создавая рисунок, в первую очередь стараюсь более четко прорисовать его детали. 37. На работу, которая кажется мне интересной, я решаюсь даже тогда, когда мне не ясно, справлюсь ли я с ней. 38. Аналитический склад ума, хорошая информированность, самостоятельность – делают меня ценным работником, однако я критично отношусь к тому, как используется мой опыт и способности. 39. Мне не нравится работа, требующая энергичной организаторской деятельности. 40. В школе часто подсказывал своим товарищам или давал им списывать. 41. Не нравится открыто проявлять свои переживания (гнев, раздражение, агрессию). 42. Очень часто испытываю неудовлетворенность предприятием (организацией), где я учусь (работаю). 43. При решении проблемы я обдумываю и оцениваю все возможные варианты, даже если какие-то из них нереальны или неприемлемы. 45. Я охотно согласился бы выполнять должность руководителя, однако отсутствие строгой рациональности при выработке решений. 46. К успеху в делах меня приводит иногда неутомимость попыток, 47. Мне с детства трудно переносить вид крови. 48. Встречаясь с конфликтной ситуацией, предпочитаю занять нейтральную позицию (блокировка естественного комплекса эмоций). 49. Иногда я действую согласно девизу: «Не зная броду, не суйся в воду». 50. Оригинальность, изобретательность, экспериментирование, наличие интеллектуальных интересов - помогают мне достичь желаемых результатов.
Ответы: Верно (В); Неверно (НВ).
Шкала «Индуктивные стратеги (ИС): Шкала «Дедуктивные стратеги» (ДС): Шкала «Индуктивные тактики» (ИТ): Шкала «Дедуктивные тактики» (ДТ): Шкала «Стратеги» (С): Шкала «Тактики» (Т):
Психологический портрет – произвольная форма. Можно воспользоваться данными категориями и индивидуальными свойствами.
ПСИХОЛОГИЯ ПРОФ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ТРУДА). ДОКЛАДЫ. РЕФЕРАТЫ 1. Прикладная психология - психолог на предприятии. Методы прикладной психологии 2. Психология труда и человек, его индивидуальность. 3. Психический образ (индивидуальный стиль) субъекта и его конструктивное отражение в речевом взаимодействии (диалоге) в процессе профессиональной деятельности. 4. Психология труда и организационная психология 5. Психология экстремальных профессий 6. Психологические проблем принятия карьерных решений 7. Формирование карьерной политики организации: принципы и рекомендации. 8. Проблемы профессионального отбора: содержание профессионально важных качеств, методики и процедуры их выделения 9. Принятие решения в профессиональной деятельности: концепции, феноменология, практическое использование. 10. Профессионал в современных организационных системах: психологический анализ кризисных ситуаций. 11. Профессиональный стресс: современные концепции и методы исследования. 12. Психологические средства коррекции и профилактики профессионального стресса. 13. Возникновение устойчивых нарушений личностной и поведенческой адаптации профессионала в процессе труда (синдромы профессионального выгорания, профессиональной дезадаптации, поведенческие риск-факторы и пр.) 14. Программы оказания психологической помощи в организациях. 15. Тренинг- и копинг-процессы в профилактической деятельности. 16. Направления работы с персоналом на предприятии 17. Предпринимательство – одна из форм проф. активности (предпринимательство и профессионализм). 18. Анализ предпринимательского поведения через выявление личностных концепций. 19. Служба персонала и принципы ее работы в фирме. 20. Место и роль мотивов и стимулов в современной модели социальной организации труда. 21. Психологические и социальные факторы оптимизации современных методов управления и организации в трудовых коллективах. 22. Корпоративная культура как объект психологического анализа (по материалам Международного Центра сравнительных исследований корпоративной культуры в странах Востока, Запада и России) 23. Труд руководителя, менеджера. 24. Проблемы управления творческими коллективами. 25. Управление персоналом (психологические аспекты). 26. Психологические аспекты власти. Психологическое воздействие в деятельности. 27. Психологические аспекты нововведений. 28. Психологическая безопасность 29. Склонность к риску и эффективность труда в разных профессиях. 30. Типология профессий. Проблема проф. самоопределения. 31. Психологическая помощь в профориентации молодёжи на вузовские профессии. 32. Психология профессиональных конфликтов. 33. Профессиональные компетенции и компетентность: выявление, формирование, оценка. 34. Проблема развития профессионально важных качеств в творчестве. 35. Психологические предпосылки готовности человека (психологических типов) к инновационной деятельности. 36. Экспертные системы в психодиагностике. 37. Психолого-эргономические проблемы компьютерного обучения и автоматизированный контроль знаний 38. Механизмы оптимизации функционального состояния профессионала. 39. Актуальные проблемы психологии спорта. 40. Стратегии и тактики достижения успешного диалога 41. Конструктивные и деструктивные конфликты и управление ими в диалогах 42. Ситуации с личностно-ролевым риском принятия решений и тактики совладания в диалогах 43. Информативная и коммуникативная функции невербального поведения 44. Выразительные движения (мимика, жесты, позы) 45. Профессиональные кризисы и причины возникновения, формы и способы преодоления. 46. Психологическая готовность (особенности индивидуального стиля) человека к инновационным процессам в организации 47. Исследование причин межличностных конфликтов в профессиональной деятельности 48. Исследование профессиональной идентичности сотрудника условиям организации (по психологии индивидуальных стилей). 49. Психологические проблемы восстановления работоспособности в условиях повышенных нагрузок. Методы психологической релаксации и др. 50. Проблемы адаптации субъекта к организации и способы повышения эффективности адаптации. 51. Вероятностное прогнозирование в деятельности: критерии, факторы и общие закономерности оценки вероятности событий. 52. Кадровая политика в организации и её влияние на показатели функционирования 53. Основные проблемы психологии управления, управления персоналом 54. Особенности рефлексии предметной среды рабочего места в профессиональной деятельности 55. Основные стратегии и методы внедрения организационных изменений.
Вопросы к экзамену 1. Психология труда как область знаний, отрасль науки, учебная дисциплина и профессия. 2. Основные проблемы психологии труда. Связь психологии труда с психологическими дисциплинами и другими науками, изучающими труд. 3. Психология труда, инженерная психология и эргономика (сравнительный анализ). 4. Психология труда, психология управления, организационная психология, экономическая психология (сравнительный анализ). 5. Эргатическая система, эргатические функции. Типология эргатических функций, их эволюция в истории человеческого общества. 6. Разновидности труда по предмету, продукту труда, целям трудовых действий. 7. Разновидности средств и условий труда. 8. Понятие субъекта труда в психологии труда, уровни его изучения. 9. Психологические признаки сознания субъекта труда. Отличие труда от других видов деятельности (игры, учения). 10. Эмпирико-познавательные и преобразующие методы в психологии труда. 11. Понятия: «профессия», «специальность», «трудовая деятельность», «профессиональная задача», «действие», «операция». Трудовой пост в организации и его компоненты. 12. Профессиограмма и психограмма. Схема (программа) профессиографирования. 13. Профессиональные особенности эмоционально-волевой сферы профессионала и требований к его личностным и индивидуальным свойствам в разных видах труда. 14. Типологии (классификации) профессий в психологии труда. 15. Этапы развития человека как субъекта труда в онтогенезе. Варианты профессиональных карьер. Психология труда и акмеология. 16. Нормативные кризисы профессионального развития личности. Биографический метод в исследовании профессионального развития личности. 17. Профессиональные интересы, направленность личности, склонности; возможности их формирования и методы диагностики. 18. Типы профессиональных умений, обусловленные особенностями ориентировочной основы действий при их формировании. 19. Психологические требования к построению эффективных тренажеров, системы тренировочных упражнений для освоения профессиональных умений и навыков. 20. Роль психологии труда и педагогической психологии в деле совершенствования профессиональной подготовки. Изменение структуры профессионально-важных качеств в процессе становления профессионала. 21. Методы оценки профессиональной успешности. Метод экспертных оценок в психологии труда. 22. Психология профессиональной и социальной адаптации новых работников в организации. 23. Индивидуальный стиль в трудовой деятельности (ИСД) и интегральная индивидуальность. 24. Индивидуальный стиль решения профессиональных задач (ИСР), его устойчивость, влияние на эффективность труда. 25. Эвристические методы и принципы решения сложных творческих задач. 26. Понятие профессиональной пригодности; объектные и субъектные факторы профпригодности. 27. Пути оптимизации степени соответствия человека, его индивидуального стиля требованиям профессии. 28. Выбор профессии как проектирование профессионального жизненного пути. Управление карьерой персонала в организации. 29. Психологический профессиональный отбор. Этапы разработки системы прогнозирования профессиональной эффективности. Требования к методам диагностики и прогноза профессиональной эффективности. 30. Понятия: «трудоспособность», «работоспособность», «функциональное состояние», «усталость», «утомление», «переутомление», «стресс», «монотония». 31. Типичные объектные и субъектные факторы, влияющие на уровень работоспособности человека в труде. Пути оптимизации работоспособности. 32. Способы коррекции неблагоприятных функциональных состояний субъекта труда. 33. Методы диагностики функциональных состояний субъекта труда. 34. Проблемы психологии совместной трудовой деятельности. 35. Специфика конфликтов в разнотипных профессиях. Возможности конструктивного разрешения профессиональных конфликтов. 36. Психологические проблемы восстановления работоспособности в условиях повышенных нагрузок. Методы психологической релаксации и др. 37. Профессиональная идентичность сотрудника условиям организации (психология индивидуальных стилей). 38. Корпоративная культура как объект психологического анализа. 39. Профессиональный стресс: современные концепции и методы исследования. 40. Психологические проблем принятия карьерных решений
Лекция 8.05.12 Эвристические методы и принципы решения творческих задач 1. Несколько слов о ПР, ИСР. Возникнув как научно-практическая проблема ПР в связи с нуждами построения и оптимизации автоматизированных систем управления в различных сферах народного хозяйства (промышленность, транспорт, строительство), и рассматриваемая первоначально лишь как раздел общей теории управления (К. Левин, Дж. Брунер, Ф. Фидлер, Ф. Тейлор, Ч. Бернар, Г. Саймон), проблема ПР постепенно приобрела самостоятельное значение. Это повлекло за собой выделение и разработку разных уровней и аспектов принятия решения – психологических и психофизиологических, нейрофизиологических, технических, кибернетических, социологических и т. д. В частности, проблема ПР стала теоретическим “стыком” целого ряда наук психологического, естественно-научного цикла, подключивших разные аспекты этой проблемы к решению кардинальных вопросов функциональной целесообразности и адапт< |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 281; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.98.244 (0.017 с.) |