Малый бизнес в современной системе международных конкурентных отношений. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Малый бизнес в современной системе международных конкурентных отношений.



Предпринимательство неоднородно по своим масштабам и размерам предприятий. Собственников этих субъектов хозяйствования объединяет единый корпоративный интерес – сохранение, развитие и защита частной собственности, обусловивший общие черты в их поведении во всех связанных с собственностью отношениях. Тем не менее, каждое предприятие имеет свои внутренние интересы, определяющие стратегию экономического поведения, отношение к государству и проводимой им политике, к социально-экономическим, политическим и национальным проблемам.

В соответствии с общепринятой терминологией выделяют три группы предприятий: крупные, средние, мелкие.

Крупный бизнес в основном определяет экономическую и техническую мощь страны. В условиях самосохранения и развития он тяготеет к интеграции, поглощая или контролируя более мелких партнеров, с одной стороны, а с другой – объединяясь в международные структуры.

Средний бизнес в большей мере зависит от внутренней экономической конъюнктуры и вынужден вести конкурентную борьбу внутри своей группы, а также с крупным отечественным и иностранным капиталом. Это и определяет заинтересованность среднего предпринимательства в защите на внутреннем рынке путем проведения протекционистской государственной экономической политики и формирования определенных правил рыночных отношений, что обуславливает более тесную связь среднего предпринимательства с государственными интересами.

Малый бизнес или малое предпринимательство представляет собой самый многочисленный слой мелких собственников, которые в силу своей массовости в значительной мере определяют социально-экономический и отчасти политический уровень развития страны. По уровню жизни и социальному положению они принадлежат к большинству населения, одновременно являясь как непосредственными производителями, так и потребителями широкого спектра товаров и услуг. Сектор малого предпринимательства образует самую разветвленную сеть предприятий, действующих в основном на местных рынках и связанных непосредственно с массовым потребителем товаров и услуг. В сочетании с небольшими размерами малых предприятий, их технологической, производственной, управленческой гибкостью это позволяет чутко и своевременно реагировать на изменяющуюся конъюнктуру рынка.

Изучение и обобщение теоретических работ по рассматриваемой теме выявило наличие различных научных подходов к определению сущности малого и среднего предпринимательства. Так, в ряде научных работ под малым бизнесом понимается деятельность, осуществляемая небольшой группой лиц, или предприятие, управляемое одним собственником. Другие зарубежные и отечественные авторы рассматривают малый бизнес как предпринимательскую деятельность, осуществляемую субъектами рыночной экономики при определенных установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях, раскрывающих сущность этого понятия.

Ученые разных стран предпринимали попытки установить единые критерии разграничения предприятий, но не смогли добиться успеха. Причиной тому были некоторые национальные особенности функционирования экономик разных стран. Они проявились по следующим направлениям:

– статистическая структуризация экономик разных стран;

– содержание экономического и социального законодательства;

– претензии на получение льгот со стороны государства;

– масштабы хозяйствования и емкость рынка и др.

Австрийский ученый Х.Плайтнер в качестве основных признаков малых предприятий предложил следующие:

1. Предприятие представлено личностью самого предпринимателя, который является руководителем, а часто и собственником.

2. Предприятие изготавливает продукцию по индивидуальным желаниям покупателей.

3. Контакты между руководством и сотрудниками тесны и неформальны.

4. Предприятие располагает сетью личных контактов с покупателями, поставщиками и имеет известность.

5. Организация производства незначительно формализована.

6. Предприятие может быстро реагировать на изменения окружающей среды.

 

Согласно Закона Республики Беларусь от 15.01.92 № 1419-XII «О предпринимательстве в РБ», предпринимательство (entrepreneurship) –это самостоятельная, инициативная деятельность граждан, направленная на систематическое получение прибыли или личного дохода и осуществляемая от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность или от имени и под имущественную ответственность юридического лица (предприятия).

 

В условиях рыночной экономики нередко возникают условия, благоприятные для занятия малым бизнесом, и по разным причинам неприемлемые для занятия бизнесом крупными предприятиями:

– региональная дифференциация рынка – крупным предприятиям не везде выгодно открывать свои точки из-за слишком узких рыночных параметров;

– необходимость какого-либо специализированного ремесла – изготовление индивидуальной одежды и обуви, ремонтные мастерские, печники, столяры, кулинары и т.д.;

– важность персонального обслуживания;

– удобство обслуживания;

– нерегулярность спроса – деятельность сезонного характера не способствует созданию и развитию крупных предприятий (например, пункты проката лодок, лыж, летние палатки в зонах отдыха и т.д.);

– оперативность и гибкость структур – особенно важно при разработке и внедрении наукоемких проектов, когда необходимо быстро сконцентрировать финансовые и интеллектуальные ресурсы на новом неожиданном направлении и др.

В разных странах существуют различные критерии отнесения к субъектам малого предпринимательства:

–средняя численность персонала (занятых работников);

– размер уставного капитала;

– величина активов;

– объем оборота (прибыли, дохода).

По данным Мирового банка, общее число показателей, по которым предприятия относятся к субъектам малого предпринимательства, превышает 50.

Международная Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в которую входят экономически высокоразвитые страны, приводит следующую классификацию предприятий по численности:

– до 19 человек – «весьма малые»;

– до 99 человек – «малые»;

– от 100 до 499 человек – «средние»;

– свыше 500 человек– «крупные».

Одной из причинзначительных колебаний конкретных границ структур, относимых к малым в разных странах, следует считать влияние удельного веса крупных формирований в экономике соответствующих государств. Там, где уровень монополизации высокий, верхняя граница малого бизнеса наблюдается выше и наоборот (табл. 2.1).

Таблица 2.1 – Критерии отнесения к малым предприятиям в развитых странах

Страны Критерии
Австрия Число работающих не более 50 человек Годовой доход не более 5 млн евро либо балансовая стоимость активов не более 2 млн евро Доля внешних собственников в собственности малого предприятия не более 25 %
Европейский союз Микропредприятия – число работающих не более 9 человек Малые предприятия – число работающих от 10 до 49 человек Средние предприятия – число работающих от 50 до 249 человек Для всех категорий предприятий товарооборот менее 40 млн евро либо общий баланс менее 27 млн евро
Италия Микропредприятия – число работающих не более 19 человек Малые предприятия – число работающих от 20 до 99 человек Средние (малые) число работающих от 100 до 199 человек Средние (большие) – число работающих от 200 до 499 человек
США Число занятых до 500 человек Активы не свыше 5 млн долл. Прибыль не более 2 млн долл.
Швеция Средняя численность до 200 человек
Япония Уставный капитал до 100 млн иен. Средняя численность до 300 человек

 

Представленные данные в таблице показывают, что наиболее общим показателем, на основе которого те или иные субъекты хозяйствования относятся к субъектам малого предпринимательства, является численность персонала (занятых работников).

В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:

1) для юридических лиц – суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и региозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25 % (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющихся субъектами малого предпринимательства, не должна превышать 25 %;

2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности: до 100 человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия – до 15 человек;

3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельных значений, установленных Правительством РФ для каждой категории субъектов малого предпринимательства.

Предусмотренные п. 3 предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) и балансовой стоимости активов, устанавливаются Правительством РФ один раз в 5 лет с учетом данных сплошных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого предпринимательства.

Категория субъекта малого предпринимательства определяется в соответствии с наибольшим по значению условием, установленным пунктами 2 и 3, изложенными выше. Категория субъекта малого предпринимательства изменяется только в случае, если предельные значения выше или ниже предельных значений, указанных в пунктах 2 и 3, в течение двух календарных лет, следующих один за другим.

В Республике Беларусь под субъектами малого предпринимательства понимаются предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, и юридические лица со следующей среднесписочной численностью работников:

– в промышленности и на транспорте – до 100 человек;

– в сельском хозяйстве, включая фермерские (крестьянские) хозяйства, и в научно-технической сфере – до 60 человек;

– в строительстве и оптовой торговле – до 50 человек;

– в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – до 30 человек;

– в других отраслях непроизводственной сферы – до 25 человек.

Малые предприятия и предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, занимающиеся несколькими видами деятельности, относятся к субъектам малого предпринимательства по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в объеме реализации продукции (работ, услуг) за квартал.

Среднесписочная численность работников субъектов малого предпринимательства определяется за квартал в соответствии с порядком, утверждаемым органом, отвечающим за реализацию государственной политики в области статистики.

В случае превышения субъектом малого предпринимательства установленной среднесписочной численности работников он лишается льгот, предусмотренных законодательством, на весь квартал, в котором допущено указанное превышение.

Указом Президента Республики Беларусь от 21 мая 2009 г. № 255 «О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства» уточнены критерии отнесения субъектов предпринимательства к малым. Выделена категория микроорганизаций (индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Республике Беларусь; микроорганизации – зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год до 15 человек включительно; малые организации зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год от 16 до 100 человек включительно).

Субъекты малого предпринимательства обладают рядом преимуществ перед крупными структурами, основными из них являются:

– сравнительно низкая капиталоемкость и поэтому широкая доступность населению;

– массовость, что позволяет в короткий срок наладить производство разнообразных товаров и услуг;

– ориентация на потребителя, так как выживаемость зависит от быстрой окупаемости;

– мобильность на рынке и в сфере технологий, что способствует ускорению развития НТП;

– быстрое накопление капиталов и их свободный перелив в наиболее окупаемые отрасли, что способствует их быстрому развитию;

– способность быстро поглощать большое количество рабочей силы;

– коллективистский социально-психологический климат, низкий уровень конфликтности, отсутствие бюрократизма в управлении;

– быстрая адаптация на рынке;

– углубление внутриотраслевой специализации, снижение затрат на производство благодаря возникновению узкоспециализированных малых предприятий;

– значительно меньшее по сравнению с большими предприятиями воздействие на окружающую среду и др.

В то же время можно выделить следующие существенные недостатки малых предприятий по сравнению с крупными:

– более высокий уровень риска;

– отсутствие навыков управления и некомпетентность руководителей;

– высокая зависимость от макрофакторов;

– сложности при поиске партнеров, инвесторов и т.д.

Малые предприятия из-за недостатка собственных средств испытывают ряд характерных трудностей:

– сложность технического перевооружения и реконструкции;

– сложность в приобретении современного дорогостоящего оборудования;

– трудности с кадрами;

– слабая обеспечиваемость материально-сырьевыми ресурсами, кредитами и т.п.

Вот почему даже в странах со стабильной экономикой в сфере малого бизнеса наблюдается активное движение. Многие фирмы не выдерживают конкуренции и прекращают свою деятельность.

Таким образом, малым предприятиям необходима инфраструктура поддержки, обеспечивающая среду и условия для осуществления производства товаров и услуг.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 397; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.78.41 (0.026 с.)