Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теоретические аспекты функционирования малого бизнеса

Поиск

Теоретические аспекты функционирования малого бизнеса

Сущность и значение малого бизнеса

В современном обществе бизнес, особенно наиболее динамичная его часть – малый бизнес, рассматривается как эффективный инструмент развития рыночного хозяйства и форма экономической активности населения.

В принятой нормативной терминологии нет понятия бизнес. Однако в литературе, периодической печати, оно получило широкое распространение.

Особое внимание необходимо обратить на тот факт, что в нормативных актах по регулированию бизнеса, существует некоторая неопределенность в понимании терминов «малое предприятие», «малое предпринимательство», «малый бизнес», недостаточное разграничение организационной, организационно-правовой и организационно-экономической форм хозяйственной деятельности.

По определению отечественных и зарубежных исследователей процессов рыночной экономики, бизнес как вид экономической деятельности – это свободное хозяйствование (кроме запрещенного законодательными актами), осуществляемое частными лицами, предприятиями или организациями с целью получения дохода [14, c. 21].

Понятие бизнеса (от англ. business - дело, антерпренерство) в Словаре современных экономических и правовых терминов [16, с. 14] трактуется как:

1. Форма экономической ответственности субъектов хозяйствования, направленная на достижение определенных результатов в экономической области (получение прибыли и т.п.). Бизнес классифицируется: в зависимости от сферы деятельности субъекта хозяйствования на промышленный, торговый, фондовый и др., в зависимости от величины хозяйственного оборота, получаемой прибыли, – малый, средний, крупный.

2. Инициативная, самостоятельная, экономическая деятельность, осуществляемая за счет собственных и заемных средств на свой риск и под свою имущественную ответственность, ставящая главными целями получение прибыли и развитие собственного дела, а также продажу товаров, выполнение работ, оказание услуг.

3. Предприятие, фирма или совокупность предприятий, приносящая прибыль в результате осуществления определенных видов деятельности. Как правило, это экономически обособленные малые и средние предприятия, административно независимые от государственных и иных учреждений, ориентированные на рынок, формирующие структуру и объем производства под воздействием покупательского спроса на товары и услуги.

4. Сделки, торговые операции.

5. Профессия, занятие человека, предпринимателя.

По первому определению, малый бизнес – это экономическая деятельность, дающая прибыль на малых и средних предприятиях, не входящих ни в одно монополистическое объединение и выполняющих по отношению к монополиям подчиненную роль в экономике.

Что касается второго определения то, данное определение бизнеса и есть предпринимательство. Основными признаками предпринимательства, отличающие его от других форм экономической деятельности, является самостоятельность, ответственность, инициатива, риск, динамичность, активный поиск решений [17, c. 19].

В третьем определении понятие бизнес уже непосредственно трактуется как «малые и средние предприятия».

Аналогичная трактовка понятий бизнес – предпринимательство просматривается в рамках многих авторов.

Так, А.И. Агеев понимает под предпринимательством «деятельность человека, обладающего особыми психологическими свойствами, самостоятельно объединяющего факты производства с целью создания и расширения нового продукта, бизнеса, производственного процесса или более совершенной организации дела, связанная с риском, неопределенностью и осуществляемая для получения выгодного хозяйственного результата в рамках законов, норм, обычаев, традиций, принятых в обществе» [6, с. 12].

По мнению А.Г. Грязнова, «предпринимательство – это сложное социально-экономическое явление, в основе которого лежит экономически независимая деятельность, осуществляемая физическими или юридическими лицами с целью получения денежного дохода и объединяющая трудовые, материальные, финансовые и другие ресурсы для производства товаров, выполнения работ или оказания услуг с целью реализации последних на рынке в условиях конкуренции» [14, с. 73].

В свою очередь, малое предпринимательство – это предпринимательство, осуществляемое субъектами, признанными таковыми в соответствии с законодательством [19, c. 45].

Под субъектами малого предпринимательства понимаются предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, и юридические лица с определенной среднесписочной численностью работников.

Как отмечает О. Шестоперов, термин «малое предпринимательство» вполне корректен в том случае, когда речь идет о деятельности небольших по размеру предпринимательских структур как составной части более широкого понятия «предпринимательство» [20, с. 14]. Значит, малое предпринимательство является особым типом предпринимательства, который отличается от других размером предприятий, численностью работающих, отраслевой принадлежностью. Е.Т. Бухвальд и А.И. Виленский также отмечают, что «владелец бизнеса или собственник (или соучредитель) малой фирмы, управляющий своим делом, – всегда предприниматель, но не всякое предпринимательство – малый бизнес» [11, c. 66].

Таким образом, отличие понятий «предпринимательство» и «бизнес» состоит в том, что предпринимательство указывает на хозяйственную деятельность в рамках существующих законов. Поэтому в четвертом и пятом определениях понятие бизнес и предпринимательство не тождественные.

Термин «малый бизнес» в основном получил распространение в англоязычных странах. В Европе, США и Японии используют термин «мелкие и средние предприятия». В мировой практике преобладающее большинство малых предприятий — это юридически и финансово самостоятельные, независимые, небольшие по численности занятых фирмы, основанные на частной собственности одного или нескольких граждан, которые непосредственно управляют и работают на своем предприятии. Только указанные качества позволяют относить такие формы к малым предприятиям и дают им право на значительную поддержку со стороны государства [6, c. 50].

Исходя из приведенных определений, можно сделать вывод, что авторы практически единодушны в своем понимании бизнеса. Однако полнота их определений несколько различна. В понятие малый бизнес входят: малое предпринимательство, малые предприятия и предприниматель. Поэтому «малый бизнес» и «малое предпринимательство» являются тождественными.

Исходя из этого, можно сказать, что под малым бизнесом понимается дело; малое предпринимательство; любой вид деятельности на малых организациях в небольших масштабах, приносящий прибыль или другую личную выгоду при торговых операциях, коммерческих сделках, оказании услуг или посредничестве, который осуществляется за счет собственных или заемных средств на свой риск и под свою имущественную ответственность, ставит главными целями получение прибыли и развитие собственного дела.

В дальнейшем (в курсовой работе) к малому бизнесу (малому предпринимательству) будем относить малые предприятия и индивидуальных предпринимателей.

Роль малого бизнеса для развития экономики

Особенности развития малого бизнеса в г.Челябинске

Заключение

Хозяйственная практика в малом бизнесе находится в причинно-следственной зависимости углубляющейся специализацией общественного производства и дифференциацией товаров и услуг. Экономическая маневренность, гибкость принятия решений, территориально-пространственная мобильность делает малый бизнес необходимым в современном, постиндустриальном обществе.

Что же касается сферы деятельности, то малый бизнес имеет свою нишу в экономике, которая обеспечивает наиболее эффективную отдачу от работы, как с целыми предприятиями-гигантами, так и с отдельным человеком. Данная позиция обусловлена особенностями и функциями малого предприятия.

Особенности малых фирм, в первую очередь, определяются их размером. Отсюда вытекает и особая роль руководителя, и небольшой рынок сбыта, и исключительная гибкость в предоставлении товаров и услуг и высокая доля оборотного капитала и многие другие черты, присущие только субъектам малого бизнеса.

Исходя из особенностей определяют и функции: экономическая (характеризуется очень высоким процентом в общем количестве предприятий и в ВВП, а также инновационной деятельностью); социальная (функция, позволяющая раскрыть индивидуальные черты человека, более полно реализовать себя как личность и сгладить социальные конфликты); экологическая (особенно актуальна в наши дни, когда всеобщая экологическая катастрофа, позволяет более рационально использовать ресурсы и использовать в производстве отходы).

Говоря о малом бизнесе надо сказать, что он наиболее эффективен лишь при взаимодействии с крупными предприятиями и наоборот. Это единое целое, из которого нельзя исключать отдельные части.

Малый бизнес г. Челябинске и России в целом вышел на новый этап своего развития. На этом этапе малый бизнес можно охарактеризовать как стабильно развивающуюся систему общенационального масштаба, имеющую значительный вес в социальной и экономической сфере развития страны.

Принятие эффективных решений по социально-экономическому развитию регионов и России в целом не возможно без организации и введения в практику системного информационно-аналитического обеспечения малого бизнеса.

Малый бизнес в силу своей специфики имеет ярко выраженную территориальную ориентацию. Малые предприятия обычно строят свою деятельность, исходя из потребностей и возможностей насыщения местного рынка, объема и структуры локального спроса. Они предоставляют новые рабочие места местному населению. В условиях развития хозяйственной самостоятельности муниципальных образований малый бизнес может рассматриваться как важное средство оптимизации структуры муниципальной экономики.

На основании приведенных статистических и аналитических данных можно выделить ряд основных проблем, с которыми сталкивается сегодня в своей деятельности малый бизнес в РФ: несовершенство нормативно-правовой базы в сфере малого предпринимательства; отсутствие действенных финансово-кредитных механизмов и материально-ресурсного обеспечения развития малого предпринимательства; несовершенство государственной и муниципальной системы поддержки малого предпринимательства; неразвитость системы информационной поддержки малых предприятий; проблемы кадрового обеспечения и подготовки специалистов для малого предпринимательства.

Для решения выявленных проблем представляется целесообразным реализация следующих мероприятий:

- формализовать процесс взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления, закрепив формы и сроки передачи данных,

- разработать и утвердить единый Перечень показателей малого бизнеса и методик их расчета, закрепив в соответствующих законодательных актах четкие и применимые на практике критерии отнесения предприятий к сектору СМП,

- законодательно на уровне муниципального образования г. Челябинска решить вопрос организации регулярных и достаточно полных статистических наблюдений, в т.ч. сплошных обследований,

- ввести в практику г. Челябинска учет теневых составляющих деятельности субъектов малого предпринимательства,

- утвердить муниципальную целевую программу поддержки малого предпринимательства, проводить мониторинг малого бизнеса.

 

Приложение 1

Финансирование мероприятий муниципальной программы

"Содействие развитию малого и среднего предпринимательства

 

┌─────┬───────────────────┬───────────────────────────────────────────────┐

│ N │ Наименование │ Объем финансирования, тыс. рублей │

│ п/п │ мероприятий ├─────────┬──────────┬────────┬───────┬─────────┤

│ │ │ Всего │ 2013 │ 2014 │ 2015 │ 2016 │

│ │ │ │ год │ год │ год │ год │

├─────┼───────────────────┼─────────┼──────────┼────────┼───────┼─────────┤

│ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │ 5 │ 6 │ 7 │

├─────┼───────────────────┼─────────┼──────────┼────────┼───────┼─────────┤

│1. │Финансовая │31414,00 │ 13306,00 │6043,00 │6035,00│ 6030,00 │

│ │поддержка │ │ │ │ │ │

│ │субъектов малого и │ │ │ │ │ │

│ │среднего │ │ │ │ │ │

│ │предпринимательства│ │ │ │ │ │

│ │всего │ │ │ │ │ │

├─────┼───────────────────┼─────────┼──────────┼────────┼───────┼─────────┤

│1.1. │Предоставление │5073,00 │ 1173,00 │1300,00 │1300,00│ 1300,00 │

│ │субсидий на │ │ │ │ │ │

│ │возмещение затрат │ │ │ │ │ │

│ │по оплате процентов│ │ │ │ │ │

│ │по кредитам │ │ │ │ │ │

├─────┼───────────────────┼─────────┼──────────┼────────┼───────┼─────────┤

│1.2. │Предоставление │11920,00 │ 7120,00 │1600,00 │1600,00│ 1600,00 │

│ │субсидий на │ │ │ │ │ │

│ │возмещение затрат │ │ │ │ │ │

│ │по оплате │ │ │ │ │ │

│ │лизинговых платежей│ │ │ │ │ │

│ │по договорам │ │ │ │ │ │

│ │лизинга │ │ │ │ │ │

├─────┼───────────────────┼─────────┼──────────┼────────┼───────┼─────────┤

│1.3. │Предоставление │4700,00 │ 1000,00 │1300,00 │1200,00│ 1200,00 │

│ │субсидий по │ │ │ │ │ │

│ │приобретению │ │ │ │ │ │

│ │оборудования для │ │ │ │ │ │

│ │создания и (или) │ │ │ │ │ │

│ │развития, и (или) │ │ │ │ │ │

│ │модернизации │ │ │ │ │ │

│ │производства │ │ │ │ │ │

│ │товаров │ │ │ │ │ │

├─────┼───────────────────┼─────────┼──────────┼────────┼───────┼─────────┤

│1.4. │Предоставление │2300,00 │ 500,00 │ 600,00 │600,00 │ 600,00 │

│ │субсидий на │ │ │ │ │ │

│ │возмещение затрат │ │ │ │ │ │

│ │по участию в │ │ │ │ │ │

│ │выставках │ │ │ │ │ │

├─────┼───────────────────┼─────────┼──────────┼────────┼───────┼─────────┤

│1.5. │Предоставление │2741,00 │ 633,00 │ 643,00 │735,00 │ 730,00 │

│ │субсидий на │ │ │ │ │ │

│ │возмещение затрат │ │ │ │ │ │

│ │по продвижению │ │ │ │ │ │

│ │сайтов в поисковых │ │ │ │ │ │

│ │системах сети │ │ │ │ │ │

│ │Интернет │ │ │ │ │ │

├─────┼───────────────────┼─────────┼──────────┼────────┼───────┼─────────┤

│1.6. │Предоставление │4680,00 │ 2880,00 │ 600,00 │600,00 │ 600,00 │

│ │субсидий по │ │ │ │ │ │

│ │реализации бизнес- │ │ │ │ │ │

│ │проектов субъектами│ │ │ │ │ │

│ │молодежного │ │ │ │ │ │

│ │предпринимательства│ │ │ │ │ │

├─────┼───────────────────┼─────────┼──────────┼────────┼───────┼─────────┤

│ 2. │Пропаганда и │ 720,00 │ 80,00 │ 0 │320,00 │ 320,00 │

│ │популяризация │ │ │ │ │ │

│ │предпринимательской│ │ │ │ │ │

│ │деятельности, всего│ │ │ │ │ │

├─────┼───────────────────┼─────────┼──────────┼────────┼───────┼─────────┤

│ │в том числе: │ │ │ │ │ │

├─────┼───────────────────┼─────────┼──────────┼────────┼───────┼─────────┤

│2.1. │Организация и │ 340,00 │ 0 │ 0 │170,00 │ 170,00 │

│ │проведение │ │ │ │ │ │

│ │городских конкурсов│ │ │ │ │ │

│ │среди субъектов │ │ │ │ │ │

│ │малого и среднего │ │ │ │ │ │

│ │предпринимательства│ │ │ │ │ │

├─────┼───────────────────┼─────────┼──────────┼────────┼───────┼─────────┤

│2.2. │Организация │ 380,00 │ 80,00 │ 0 │150,00 │ 150,00 │

│ │освещения в │ │ │ │ │ │

│ │средствах массовой │ │ │ │ │ │

│ │информации вопросов│ │ │ │ │ │

│ │развития │ │ │ │ │ │

│ │предпринимательства│ │ │ │ │ │

│ │в городе Челябинске│ │ │ │ │ │

├─────┼───────────────────┼─────────┼──────────┼────────┼───────┼─────────┤

│ 3. │Информационно- │2127,87 │ 327,87 │ 600,00 │600,00 │ 600,00 │

│ │консультационная │ │ │ │ │ │

│ │поддержка субъектов│ │ │ │ │ │

│ │малого и среднего │ │ │ │ │ │

│ │предпринимательства│ │ │ │ │ │

├─────┼───────────────────┼─────────┼──────────┼────────┼───────┼─────────┤

│ 4. │Имущественная │ 0 │ 0 │ 0 │ 0 │ 0 │

│ │поддержка субъектов│ │ │ │ │ │

│ │малого и среднего │ │ │ │ │ │

│ │предпринимательства│ │ │ │ │ │

├─────┼───────────────────┼─────────┼──────────┼────────┼───────┼─────────┤

│ │ Итого │34261,87 │ 13713,87 │6643,00 │6955,00│ 6950,00 │

└─────┴───────────────────┴─────────┴──────────┴────────┴───────┴─────────┘

 


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

План

мероприятий муниципальной программы

"Содействие развитию малого и среднего предпринимательства

в городе Челябинске

 

┌────┬───────────────────┬───────────┬─────────────────────────────────────────────────────┬─────────────┬───────────┬────────────────┬──────────┐

│ N │ Объекты, │Срок сдачи │ Планируемые объемы финансирования (тыс. рублей) │Код главного │ Код │ Код │Примечание│

│п/п │ мероприятия │ объекта, ├────────┬───────────┬─────────┬─────────┬────────────┤распорядителя│ раздела, │ классификации │ │

│ │ │проведения │ Всего │Федеральный│Областной│ Бюджет │Внебюджетные│ бюджетных │подраздела,│операций сектора│ │

│ │ │мероприятия│ │ бюджет │ бюджет │ города │ средства │ средств │ целевой │государственного│ │

│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ статьи и │ управления, │ │

│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ вида │ относящихся к │ │

│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ расходов │расходам бюджета│ │

├────┼───────────────────┼───────────┼────────┼───────────┼─────────┼─────────┼────────────┼─────────────┼───────────┼────────────────┼──────────┤

│ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │ 5 │ 6 │ 7 │ 8 │ 9 │ 10 │ 11 │ 12 │

├────┼───────────────────┼───────────┼────────┼───────────┼─────────┼─────────┼────────────┼─────────────┼───────────┼────────────────┼──────────┤

│1. │Финансовая │ всего │31414,00│ 7500,00 │ │23914,00 │ │ │ │ │Управление│

│ │поддержка субъектов├───────────┼────────┼───────────┼─────────┼─────────┼────────────┼─────────────┼───────────┼────────────────┤экономики │

│ │малого и среднего │ 2013 год │13306,00│ 7500,00 │ │ │ │ 456 │ 0412 │ 242 │ │

│ │предпринимательства│ │ │ │ │ │ │ │ 3450100 │ │ │

│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ 810 │ │ │

│ │ │ │ ├───────────┼─────────┼─────────┼────────────┼─────────────┼───────────┼────────────────┤ │

│ │ │ │ │ │ │ 5806,00 │ │ 456 │ 0412 │ 242 │ │

│ │ ├───────────┼────────┼───────────┼─────────┼─────────┼────────────┤ │ 7950146 │ │ │

│ │ │ 2014 год │6043,00 │ │ │ 6043,00 │ │ │ 244 │ │ │

│ │ ├───────────┼────────┼───────────┼─────────┼─────────┼────────────┤ │ │ │ │

│ │ │ 2015 год │6035,00 │ │ │ 6035,00 │ │ │ │ │ │

│ │ ├───────────┼────────┼───────────┼─────────┼─────────┼────────────┤ │ │ │ │

│ │ │ 2016 год │6030,00 │ │ │ 6030,00 │ │ │ │ │ │

├────┼───────────────────┼───────────┼────────┼───────────┼─────────┼─────────┼────────────┼─────────────┼───────────┼────────────────┼──────────┤

│ │в том числе: │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

├────┼───────────────────┼───────────┼────────┼───────────┼─────────┼─────────┼────────────┼─────────────┼───────────┼────────────────┼──────────┤

│1.1.│Предоставление │ всего │5073,00 │ │ │ 5073,00 │ │ 456 │ 0412 │ 242 │Управление│

│ │субсидий на ├───────────┼────────┼───────────┼─────────┼─────────┼────────────┤ │ 7950146 │ │экономики │

│ │возмещение затрат │ 2013 год │1173,00 │ │ │ 1173,00 │ │ │ 244 │ │ │

│ │по оплате процентов├───────────┼────────┼───────────┼─────────┼─────────┼────────────┤ │ │ │ │

│ │по кредитам │ 2014 год │1300,00 │ │ │ 1300,00 │ │ │ │ │ │

│ │ ├───────────┼────────┼───────────┼─────────┼─────────┼────────────┤ │ │ │ │

│ │ │ 2015 год │1300,00 │ │ │ 1300,00 │ │ │ │ │ │

│ │ ├───────────┼────────┼───────────┼─────────┼─────────┼────────────┤ │ │ │ │

│ │ │ 2016 год │1300,00 │ │ │ 1300,00 │ │ │ │ │ │

├────┼───────────────────┼───────────┼────────┼───────────┼─────────┼─────────┼────────────┼─────────────┼───────────┼────────────────┼──────────┤

│1.2.│Предоставление │ всего │11920,00│ 5340,00 │ │ 6580,00 │ │ │ │ │Управление│

│ │субсидий на ├───────────┼────────┼───────────┼─────────┼─────────┼────────────┼─────────────┼───────────┼────────────────┤экономики │

│ │возмещение затрат │ 2013 год │7120,00 │ 5340,00 │ │ │ │ 456 │ 0412 │ 242 │ │

│ │по оплате │ │ │ │ │ │ │ │ 3450100 │ │ │

│ │лизинговых платежей│ │ │ │ │ │ │ │ 810 │ │ │

│ │по договорам │ │ ├───────────┼─────────┼─────────┼────────────┼─────────────┼───────────┼────────────────┤ │

│ │лизинга │ │ │ │ │ 1780,00 │ │ 456 │ 0412 │ 242 │ │

│ │ ├───────────┼────────┼───────────┼─────────┼─────────┼────────────┤ │ 7950146 │ │ │

│ │ │ 2014 год │1600,00 │ │ │ 1600,00 │ │ │ 244 │ │ │

│ │ ├───────────┼────────┼───────────┼─────────┼─────────┼────────────┤ │ │ │ │

│ │ │ 2015 год │1600,00 │ │ │ 1600,00 │ │ │ │ │ │

│ │ ├───────────┼────────┼───────────┼─────────┼─────────┼────────────┤ │ │ │ │

│ │ │ 2016 год │1600,00 │ │ │ 1600,00 │ │ │ │ │ │

├────┼───────────────────┼───────────┼────────┼───────────┼─────────┼─────────┼────────────┼─────────────┼───────────┼────────────────┼──────────┤

│1.3.│Предоставление │ всего │4700,00 │ │ │ 4700,00 │ │ 456 │ 0412 │ 242 │Управление│

│ │субсидий по ├───────────┼────────┼───────────┼─────────┼─────────┼────────────┤ │ 7950146 │ │экономики │

│ │приобретению │ 2013 год │1000,00 │ │ │ 1000,00 │ │ │ 244 │ │ │

│ │оборудования в ├───────────┼────────┼───────────┼─────────┼─────────┼────────────┤ │ │ │ │

│ │целях создания и │ 2014 год │1300,00 │ │ │ 1300,00 │ │ │ │ │ │

│ │(или) развития, и ├───────────┼────────┼───────────┼─────────┼─────────┼────────────┤ │ │ │ │

│ │(или) модернизации │ 2015 год │1200,00 │ │ │ 1200,00 │ │ │ │ │ │

│ │производства ├───────────┼────────┼───────────┼─────────┼─────────┼────────────┤ │ │ │ │

│ │товаров │ 2016 год │1200,00 │ │ │ 1200,00 │ │ │ │ │ │

├────┼───────────────────┼───────────┼────────┼───────────┼─────────┼─────────┼────────────┼─────────────┼───────────┼────────────────┼──────────┤

│1.4.│Предоставление │ всего │2300,00 │ │ │ 2300,00 │ │ 456 │ 0412 │ 242 │Управление│

│ │субсидий на ├───────────┼────────┼───────────┼─────────┼─────────┼────────────┤ │ 7950146 │ │экономики │

│ │возмещение затрат │ 2013 год │ 500,00



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 741; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.200.121 (0.015 с.)