Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Перспективы развития механизмов взаимодействия государства и малого бизнеса через закупки в РоссииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Актуальность развития малого бизнеса отрицать невозможно, так как малое предпринимательство представляет собой важный компонент здоровой рыночной экономики за счёт своей распространённости в предпринимательской среде и способности к быстрому реагированию в меняющихся экономических условиях. Миссия малого бизнеса в России заключается в целом ряде аспектов: образование новых рабочих мест, обеспечение самозанятости, развитие инноваций, развитие конкурентной среды, снижение степени влияния экономических кризисов, расширение потребительского сектора. Более того, способность малого бизнеса к выживанию в условиях кризиса означает их способность к поддержанию региональной экономики в стране. Именно поэтому, поддержка малого предпринимательства является стратегической задачей государственной экономической политики. К сожалению, в России потенциал малого бизнеса не достаточно развит. По статистике, на тысячу российских граждан приходится около 15 предпринимателей, наряду с этим в странах ЕС – не менее 40. При этом, доля малого и среднего бизнеса в ВВП занимает около 20%, в то время как, например, в США этот показатель равен 50%.[29] Более того, в нашей стране, сокращение числа предприятий малого бизнеса происходит значительно быстрее, чем возникновение новых, и лишь 3,4% СМП продолжают своё существование дольше трёх лет, а остальные закрываются раньше.[30] Однако, на данный момент, одной из целей государства в соответствии со «Стратегией развития России до 2020 года», выступает увеличение доли малых и средних предприятий во всём объеме экономики до 40%. Более того, планируемый уровень занятости в этой области равен 60% рабочих мест.[31] Поэтому, стимулирование работы малого бизнеса через закупки – одна из приоритетных задач государственного регулирования. В связи с этим, поддержка субъектов малого предпринимательства через государственные закупки выступает эффективным способ стимулирования работы малого бизнеса. В 2010 году исследователями из Германии был проведён анализ программ за 2008-2009 гг., разработанных и реализованных с целью разрешения кризисной экономической ситуации в 14 развитых странах. В ходе исследования было обнаружено: важным инструментом государственного влияния на работу малого бизнеса выступают именно закупки.[32] Например, политика российских управленцев была ориентирована на достижение высокого экономического уровня и обеспечение социальной стабильности за счёт проведения эффективной фискальной политики, включающей в себя, в том числе, предоставление средним и малым предприятиям квоты на их долю в общем объёме государственных заказов. В то же время китайское правительство обеспечило финансирование крупных инвестиционных проектов с целью стимулирования спроса. Как уже было сказано ранее, на данный момент реформирование института государственных закупок является важной задачей государственной политики, и оно в серьезной мере направлено на процесс расширения возможностей для субъектов малого предпринимательства в процессе участия в государственных закупках и на проработку нормативно закреплённых правовых гарантий. Нынешнее законодательство направлено на увеличение шансов СМП в реализации своего потенциала в сфере государственного заказа. Стоит отметить, что правила, прописанные в Законе №44-ФЗ в отношении участия СМП в госзакупках, устанавливают новые обязанности перед заказчиками и не касаются дополнительных требований к малому бизнесу. Такой подход призван в большей мере освободить СМП от дополнительных трудностей в ходе взаимодействия с государственными заказчиками, и снизить уровень влияния внешних барьеров, стимулируя малый бизнес к участию в конкурентных процедурах на заключение контрактов и повышая степень заинтересованности малых предприятий в участии за счёт той или иной мотивации. Директор Департамента развития контрактной системы Чемерисов М.В. отмечает, что нововведение Закона №44-ФЗ о сокращении сроков взаиморасчётов заказчиков с СМП позволило устранить серьезное препятствие для роста заинтересованности малого бизнеса в участии в госзакупках. Длительные сроки оплаты, предусмотренные предыдущим Законом №94-ФЗ, создавали дополнительный барьер и снижали уровень потенциальных участников конкурсных процедур. Расширение мер поддержки малого бизнеса в системе государственных закупок доказывает, что государство предпринимает попытки создать максимально благоприятные условия для участия СМП. А исследования, проводимые с целью анализа эффективности поддержки СМП в сфере государственного заказа, позволяют понять перспективы развития данного взаимодействия между государством и бизнесом. Так, по результатам проведённого в 2014 году статистического наблюдения, основанного на данных, предоставленных Федеральной службой государственной статистики, изменение нормативно-правового регулирования в отношении участия субъектов малого предпринимательства приводит к положительной динамике участия малого бизнеса в государственных закупках. Авторы статьи «Оценка практики закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций», сопоставив данные форм статистического наблюдения «1-торги» и «1-контракт» государственных заказчиков за 2013 и 2014 годы, пришли к выводу, что доля закупок, проводимых среди СМП и СОНКО, увеличилась по стоимости в 1,81 раза.[33] Также авторы отметили рост числа закупок, в рамках которых субъекты малого бизнеса привлекались в качестве соисполнителей, в 1,98 раз. Такие показатели позволяют говорить о положительном эффекте от изменений законодательного регулирования и применения новых механизмов поддержки участия малого бизнеса. Изучение динамики числа контрактов, заключённых с субъектами малого предпринимательства в период с 2010 по 2014 годы, подтверждает положительное влияние нового регулирования Контрактной системы. [34] Данные, описанные в Таблице 1, наглядно иллюстрируют количественный прирост числа контрактов с исполнителями, относящимися к категории малого бизнеса. Таблица 1. Основные показатели проведения торгов и запросов котировок на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд РФ среди субъектов малого предпринимательства (авторская таблица на основе данных, предоставленных Федеральной службой государственной статистики).
В целом, сопоставление статистики за обозначенный период позволяет сделать вывод, что с 2011 года число контрактов, заключенных с представителями малого бизнеса, неуклонно растёт. Рассматривая динамику активности субъектов малого предпринимательства в области государственных и муниципальных закупок, можно определить, что количество заключённых контрактов в большей степени возросло именно после принятия Закона №44-ФЗ, то есть после введения новых механизмов регулирования участия малого бизнеса в госзакупках. В 2011 году наблюдается относительное снижение числа заключенных контрактов с СМП в размере 5,4%, а в 2012 и в 2013 годах количество таких контрактов возрастает. Однако, ежегодный относительный прирост до перехода на Контрактную систему значительно меньше относительного прироста числа заключённых контрактов с СМП к 2014 году. Наряду с этим, наибольшая экономия бюджетных средств приходится также на 2014 год, однако данный показатель в процентном отношении отличается не так значительно от результатов предыдущих отчётных периодов. Эти данные свидетельствуют о том, что рост эффективности закупок у представителей малого бизнеса может не зависеть от роста числа заключенных контрактов с такими поставщиками. Таким образом, можно сказать, что новые меры и порядок осуществления закупок у СМП в большей степени «воспитывают» заказчика как профессионала, обязывая его строго следовать законодательно – установленным требованиям, но не исполнителей. В действительности, несмотря на повышение заинтересованности малого бизнеса в участии в торгах, успешность закупок у привилегированных поставщиков зависит не только от доступности сферы государственных закупок, но и от других факторов. До сих пор, уровень компетентности потенциальных поставщиков, относящихся к категории малых предприятий, остается на низком уровне. Для субъектов малого предпринимательства, как для исполнителей госзаказа, важно полностью изучить законодательство в сфере госзакупок, обладать глубинными знаниями о правилах заключения контрактов, понимать особенности процесса исполнения этих контрактов. Умение поставщика грамотно осуществить госзаказ с момента подачи конкурсной документации до момента завершения закупки является основой эффективного исполнения государственного заказа. По словам генерального директора Национальной ассоциации институтов закупок, Габестро С., в какой-то мере проблема малого бизнеса заключается в низком уровне их профессионализма в сфере госзакупок.[35] В условиях серьезных законодательных перемен в системе госзакупок и «турбулентной» экономики, осуществление закупочного процесса требует от участников закупок качественной профессиональной подготовки, что редко свойственно представителям малого бизнеса. В связи с этим, можно предположить, что для достижения наиболее высоких результатов в осуществлении закупок у СМП, важно не только обеспечение для них беспрепятственного доступа к сфере госзаказа, но и стимулирование малого бизнеса к повышению уровня профильной подготовки в сфере государственных закупок. Например, если организовать специализированные структуры, которые будут заниматься повышением квалификации представителей малого бизнеса в части освоения законодательства и порядка осуществления закупок, уровень эффективности на этапе подачи конкурсной документации и на этапе осуществления закупки может значительно возрасти.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 138; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.129.141 (0.008 с.) |