Существующие барьеры на пути к обеспечению эффективности закупок у смп. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Существующие барьеры на пути к обеспечению эффективности закупок у смп.



 

Основной целью данной работы мы определили анализ закупок у субъектов малого предпринимательства в части их успешности, поэтому важно определить, какие внутренние и внешние факторы влияют на уровень конкуренции, степень заинтересованности малого бизнеса в участии в государственных закупках, и, в результате, на эффективность закупок, осуществляемых такими поставщиками.

Гипотетически, мы предполагаем, что на уровень конкуренции среди СМП влияют не только предполагаемые и существующие внешние и внутренние барьеры, но и характеристики закупки: число поданных заявок на участие в процедуре выбора поставщика, количество закупаемого товара, а также особенности региона, в котором проводится закупка. Однако, осуществление закупки – это следующий этап после принятия представителями малого бизнеса решения об участии в государственных закупках в целом. Именно поэтому, предварительно необходимо рассмотреть все существующие барьеры, которые оказывают влияние на привлекательность сферы госзакупок для СМП.

В целом, стоит отметить, что субъекты малого предпринимательства наряду с субъектами среднего предпринимательства рассматривают государственные закупки как потенциально перспективную сферу для реализации своего потенциала, и стремятся участвовать в осуществлении государственных закупок.[24] Это может быть связано с различными преимуществами, которые государственные организации как заказчики могут им предоставить. В одном из своих исследований, Ким Лоадер провела опрос представителей малого и среднего бизнеса Великобритании на тему определения своего места в сфере государственных закупок. По результатам опроса выяснилось, что для них участие в государственных закупках сопровождается следующими положительными аспектами: 81% малых фирм привлекает уверенность в оплате заказчиком их работы, 61% высоко ценят возможность гарантированных долгосрочных отношений, 47% респондентов считают важным плюсом – быстрый срок оплаты заказчиками выполненной ими работы.[25]

Однако, к сожалению, процесс сотрудничества государства и бизнеса через государственные закупки зачастую сопровождается наличием барьеров, оказывающих влияние на интерес малого бизнеса к сфере государственных закупок. Эффективное осуществление разработанной Правительством того или иного государства системы поддержки СМП может не состояться из-за влияния каких-либо внутренних и внешних факторов, препятствующих увеличению числа участников в конкурентных процедурах, успешности проведения торгов и, соответственно, снижению цены контрактов.

В мировой практике известны самые различные факторы, влияющие на возможности участия малого бизнеса в государственных закупках. Широко известно, что малый бизнес в первую очередь сталкивается с проблемой конкурирования с другими участниками в торгах (Лоадер, 2013; Флинн, 2015). Как правило, эта проблема включает в себя множество аспектов: ограниченные финансовые возможности малого бизнеса, недостаток информации в открытом доступе о проведении торгов государственными заказчиками (Loader, 2005), обременительный объём конкурсной документации (Fee, 2002), недоступность государственных заказчиков, случаи оппортунистического поведения заказчиков и многие другие. Перечисленные факторы свидетельствуют о том, что сама природа государственных закупок вместе с ограниченностью ресурсов малого бизнеса препятствуют продуктивному участию СМП в госзакупках.[26]

Однако российские законодатели, разрабатывая и внедряя новые механизмы обеспечения поддержки СМП в госзакупках, серьезно сократили наличие лишних барьеров. Именно поэтому, на сегодняшний день, в рамках политики протекционизма, субъекты малого предпринимательства защищены от влияния основных внешних факторов и в значительной степени обеспечены возможностью участия в государственных закупках.

Таким образом, при участии в торгах, возможности малого бизнеса ограничены в основном внутренними барьерами: низкий уровень квалификации малых предприятий и ограниченность финансовых ресурсов. Например, для представителей малого бизнеса вход на рынок затруднён на этапе получения банковской гарантии, необходимой для участия в конкурентных процедурах выбора поставщика.

К сожалению, до сих пор и в самом законодательстве есть некоторые несовершенства и барьеры для исполнения норм, которые препятствуют успешной реализации политики привлечения малого бизнеса к сфере госзакупок. В статье «Проблемы участия малого и среднего бизнеса в закупках» Карданова З.М. говорит о законодательных противоречиях в сфере государственных закупок и о соответственном снижении эффективности закупок, проводимых у СМП. Автор считает, что установленная частью 15 статьи 95 Закона №44-ФЗ норма о том, что заказчик обязан расторгнуть контракт на стадии исполнения обязательств при обнаружении несоответствий в документации поставщика, отрицательно влияет на эффективность закупок, в особенности проводимых у СМП. С экономической точки зрения, такой механизм создает дополнительные трудности при осуществлении закупки, ведь эффективнее было бы иметь возможность проверить декларируемую принадлежность участника к СМП на стадии определения поставщика.[27]

Механизмы преодоления барьеров могут оказаться самыми различными. Однако для того, чтобы определить направление политики в отношении данного вопроса, важно предварительно провести всесторонний анализ: оценивать не только экономические показатели, но и осуществлять глубинный анализ путём проведения опросов участников государственных закупок. Комплексный подход даст возможность нахождения коррелирующих факторов и возможность обнаружить наиболее оптимальные политические решения.

Более того, нельзя утверждать, что барьеры на пути к эффективному сотрудничеству между государством и малым бизнесом заключаются только в ограниченных возможностях субъектов малого предпринимательства. Во многом, успех их взаимодействия зависит от обратной реакции со стороны государственных заказчиков, их исполнения обязательств и от желания содействовать привлечению малого бизнеса. Оппортунистическое поведение заказчиков может заключаться в следующем: попытки заключения контрактов с проверенными поставщиками; стремление к экономии денежных средств и ориентация только на низкую цену, снижающие возможности успеха среди малых предприятий и т.д.

На пути к преодолению барьеров, возникающих из-за оппортунистических действий со стороны государственных заказчиков, важно довести до их сведения основные преимущества сотрудничества с малыми предприятиями. Например, Правительство Великобритании выделило несколько основных положительных аспектов привлечения именно малых предприятий в качестве исполнителей государственного заказа. Среди их конкурентных преимуществ можно отметить: гибкость, оперативность, высокое качество исполнения заказа (в том числе высокий уровень технических возможностей), обеспечение высокого уровня конкуренции на рынке, снижение цены, высокий уровень инноваций, соответствие цены качеству исполнения, высокий уровень специализации, а также возможность поддержки экономики регионов.[28] Осознание государственными заказчиками важности привлечения малых предприятий и выгод от такого сотрудничества – важный элемент развития механизмов их взаимодействия, который нельзя игнорировать при разработке стимулирующей политики.

В любом случае, с чьей бы стороны не возникало препятствие на пути к успешному и эффективному сотрудничеству между субъектами малого предпринимательства и государственными заказчиками, преодоление этих барьеров является общей задачей и целью для обеих взаимодействующих сторон. Поэтому необходимо подходить к решению проблемы комплексно и всесторонне.

Для субъектов малого предпринимательства, определяющим фактором и главной стратегической задачей в налаживании конструктивного диалога с государственными заказчиками выступает высокий уровень обеспеченности всеми необходимыми ресурсами, так как это усилит позиции СМП и увеличит возможности для качественного исполнения государственных заказов. Более того, представителям малого бизнеса следует обратить внимание на специфику и методы взаимодействия с государственными заказчиками для того, чтобы успешно себя зарекомендовать и достигать более высоких результатов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 81; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.196.27.171 (0.054 с.)