Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности роли малого бизнеса в экономике

Поиск

Для экономики в целом деятельность малых фирм является важным фактором повышения ее гибкости. По уровню развития малого предпринимательства специалисты даже судят о способности страны приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке. Для России, находящейся на начальном этапе развития рыночных отношений, именно создание и развитие сектора малого предпринимательства должны стать основой социальной реструктуризации общества, обеспечивающей подготовку населения и переход всего хозяйства страны к рыночной экономике. Несмотря на трудности и неудачи, малое предпринимательство развивается, набирает темпы роста, решая экономические, социальные, научно-технические проблемы. Отрицательное влияние на развитие малого предпринимательства оказали последствия недавнего финансового кризиса.

Качественные характеристики малого предприятия (МП) в рыночной экономике в целом присущи ему и в переходных российских условиях. Совокупность качественных характеристик МП трансформируется в специфическую роль малого бизнеса как сектора экономики, определяя его экономическую и социальную значимость. Они - основа сильных и слабых сторон малого бизнеса. Сегодня преимущества малого бизнеса по сравнению с другими секторами экономики выражены четче, чем недостатки. В этом заключается специфика малого предпринимательства - «оживать» в период общего экономического спада, «принимать на себя» решение многих социальных и экономических проблем [17, c. 54].

Такой вывод позволяет сделать анализ накопленных данных: результатов опросов предпринимателей, статистических показателей. Следует, однако, помнить: предоставляют статистическую отчетность, участвуют в опросах достаточно успешные, по крайней мере, реально функционирующие, фирмы. Это те МП, которые прошли испытание вре­менем, нашли свою нишу, способы удержать, даже расширить рынок сбыта. Именно такие предприятия, по имеющейся информации, достаточно устойчиво стоят на ногах. Процесс формирования рациональной структуры экономики, где на МП приходится значительная доля всех хозяйствующих субъектов и подавляющая - всех занятых, застопорился.

Функционирующие МП демонстрируют хорошую способность адаптироваться к внешним условиям, своим развитием укрепляя рыночные отношения. По данным мониторинга частного сектора, руководители МП считают общее состояние фирмы плохим в среднем в 1,3 раза реже, чем директора крупных и средних предприятий.

Малый бизнес является надежным источником бюджетных поступлений. Доля просроченной задолженности МП местным и федеральному бюджетам ниже, чем у крупных предприятий, соответственно в 2,3 и 2,8 раза. МП-лидеры практически вообще ее не имеют. Лидеры из числа крупных предприятий, напротив, имеют просроченную задолженность по всем позициям, в том числе и поставщикам. Малые предприятия являются достаточно устойчивым источником постоянной занятости, постоянных доходов населения. Доля просроченной задолженности по заработной плате на малых предприятиях в 2,5 раза меньше, чем на крупных.

Для работников малый бизнес - возможность избавиться от прежнего стереотипного отношения к труду как к затрате времени, а не энергии, сил. Для руководителей - это школа рыночного предпринимательства. У МП-лидеров формируются рыночные стандарты поведения практически во всех сферах деятельности. У крупных предприятий успех в большей мере определяется отраслевой принадлежностью, а не рыночно-ориентированными решениями.

Малый бизнес активно формирует систему хозяйственных связей, ее нижний, местный уровень. Хозяйственные связи МП более длительны, чем у крупных, особенно с потребителями (продавцами), им лучше удается удержать рынок сбыта. Хозяйственная кооперация в малом бизнесе постоянно перерастает в интеграцию, особенно у наиболее успешных предприятий: 1/5 лидеров заинтересованы в интеграции с организациями по сбыту, производителями аналогичной продукции. Очевидна ориентация на серьезное освоение рынка.

Вместе с тем большинство развивающихся МП не стремится перешагнуть формальный порог, отделяющий их от среднего бизнеса. Среди фирм-лидеров лишь 4% предприятий всерьез рассматривают возможность создания семейства дочерних фирм, выделения отдельных производств в самостоятельные предприятия. Тем самым тормозится расширение среднего бизнеса, формирование рациональной структуры экономики. Нельзя исключить, что данная ситуация - отчасти следствие льгот, предусмотренных исключительно для МП. Ставя целью, создание условий, способствующих развитию малого предпринимательства в целом, льготный режим функционирования МП становится своего рода барьером на пути конкретного динамично развивающегося бизнеса. Снять это противоречие можно, создав среду, благоприятную для предпринимательской деятельности любых масштабов [13, c. 78].

Становление и развитие предприятий малого бизнеса является стратегической проблемой экономической политики в современных экономических условиях. Это ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. Во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60 - 70 % ВНП. Поэтому абсолютное большинство развитых государств поощряет деятельность малых предприятий. Малый бизнес, оперативно реагируя на изменение конъюнктуры рынка, придает рыночной экономике необходимую гибкость.

Экономическая среда современной России все еще не насыщена малым предпринимательством. Основной причиной этого является отсутствие условий для развития малого предпринимательства. В расчете на 1000 жителей число малых предприятий в России в 10-14 раз меньше чем странах ЕС [17, c. 141].

Тем не менее, пока уровень развития малого предпринимательств в России, измеряемый по общепринятым в промышленно развитых странах показателям, явно недостаточный. Так, на 1000 россиян приходится в среднем лишь 6 МП, тогда как в странах – членах ЕС – не менее 30. Лишь Москва и Санкт-Петербург по плотности распространения малого предпринимательства приблизились к уровню Западной Европы. В них на 1000 их жителей приходится 20 МП и 23 МП соответственно. Но в России этот показатель и другие, из него вытекающие, не отражают реального положения дел в этой сфере. Дело в том, что в России почти половина сферы малого предпринимательства функционирует в организационно-правовой форме «ИПБОЮЛ» – индивидуальный предприниматель без образования юридического лица. А эта категория не отчитывается перед Госстатистикой. Данные о них есть только в налоговых инспекциях. Последние 5 лет отчетливо просматривается тенденция уменьшения числа занятых на МП и увеличения ИПБОЮЛ. Причина – в разных налоговых условиях [17, c. 142].

Динамика развития предприятий малого бизнеса в России представлена на рис. 2.

Рис. 2. Развитие малых предприятий в России

По представленным данным можно сделать вывод, что в 2010 г. количество малых предприятий значительно увеличилось до 891, тогда как в 2007 г. их количество составляло 842.

В 2011-2012 г. количество малых предприятий снизилось до 821, однако в 2013 г. наблюдается их незначительный рост до 845.

Предприятия малого бизнеса выполняют множество функций, которые представлены в таблице 1.

Таблица 1

Содержание функций предприятий малого бизнеса в странах с развитой рыночной экономикой и их реализация в экономике

Функции малых предприятий (МП) Содержание функций в странах с развитой рыночной экономикой Реализация функций в транзитивной экономике
1. Экономические: 1 Микроэконо­мические — новаторская МП способны использовать новые идеи, быстро внедрять новую техни­ку и технологию, гибко реагировать на изменение спроса Ограниченность нововведений но причине недостаточности финансовых ресурсов, отсутствия правил и гарантий инвестиционной деятельности
-ресурсная Способность МП мобилизовать все виды экономических ресурсов, ра­ционально их распределять и наибо­лее эффективно использовать Ограничение доступа к экономическим ресурсам (информационным, производственным, финан­совым, земельным)
- организаторская - управленческая Самостоятельное решение вопросов организации собственного дела, ди­версификации, выбора стратегии деятельности и развития Управление производством, трудовыми ресурсами, финансами, инве­стициями, материальными потоками и сбытом, партнерскими связями и др. Низкий уровень реализации предпринимательского потен­циала, неразвитая система самоорганизации Слабые знания, недостаточный опыт управления, низкий управ­ленческий уровень предпринимательских кадров
2 Макроэкономические
- интегрирующая МП функционируют в небольших рыночных сегментах, связанных с удовлетворением нестандартного и дифференцированного спроса, кото­рый не могут удовлетворять крупные и средние предприятия МП способствуют объединению экономики в единое целое и содействуют ее структурной достаточности Доминирование крупных пред­приятий, монополизация рынка, негибкость экономики, замедленная реакция на изменение спроса в краткосрочном и долгосрочном периодах
- преобразова­тельная Формирование конкурентной рыноч­ной среды, создание новых направ­лений деятельности, рынков, видов продукции, расширение ассортиментa товаров и услуг, повышение их качества, снижение издержек и цен Простое воспроизводство МП, ограничение сфер деятельности, наличие барьеров демонополизации экономики Блокирован ме­ханизм гибкости цен, замедленная реакция в повышении качества продукции
2. Социальные Возможность реализовать предпри­нимательские и творческие способ­ности, создать новые рабочие места, обеспечить занятость населения Формирование социального слоя мелких собственников (средний класс) Ограничение возможности создания своего дела по причине нехватки стартового капитала и сохраняющихся административных барьеров Замедленный рост числа МП не способствует росту за­нятости населения  
3. Политические Обеспечение взаимоотношений ма­лого предпринимательства с государством и крупным бизнесом, влияние на политическое устройство общества Сектор МП служит основой для формирования среднего класса В предпринимательской деятельности не задействованы широкие слои населения, что не способствует формированию полноценно­го слоя собственников  

 

Итак, на основании выше сказанного можно заключить, что роль малого бизнеса в рыночной экономике значительна. Без малого бизнеса рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться не в состоянии. Отсюда следует, что его становление и развитие, разумеется, наряду со средним и крупным предпринимательством, является стратегической проблемой экономической политики в условиях перехода от административно-командной экономики к социально ориентированному рыночному хозяйству.

Соответственно, недооценка роли малого предпринимательства, игнорирование его значительных технико-производственных и социально-экономических потенций приобретают в данных условиях характер крупномасштабного стратегического просчета.

Практика показывает, что технический прогресс, наиболее полное удовлетворение потребительского спроса сегодня во многом определяются эффективностью работы небольших предприятий. Высокие темпы внедрения нововведений, мобильность технологический изменений, внедрение изобретений, быстрый рост сферы услуг и занятостью острая ценовая и неценовая конкуренция, ведущая, с одной стороны, к снижению цен, а с другой к тому, что потребитель получает продукцию и услуги высокого качества, возможность для государства получать большие средства в форме налоговых поступлений – все это и составляет вклад малых предприятий в экономику страны.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 735; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.79.188 (0.007 с.)