Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Малые предприятия в экономике ряда стран в 1996 г.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Приведенные данные показывают, что малый бизнес в России еще не играет столь значимой роли, как в странах с развитой рыночной экономикой. Доля малых предприятий в ВВП ниже уровня развитых стран в 5-6 раз, доля занятых на малых предприятиях - в 5-7 раз, число малых предприятий на 1000 жителей - в 6-12 раз. Это говорит о большом неиспользованном потенциале, который имеется в РФ для развития малого бизнеса и повышения его роли в экономике. За десятилетний период малый бизнес в нашей стране развивался в основном стихийно, без должной поддержки и управления со стороны государства и региональных властей. Поэтому в его развитии имеют место как явно позитивные, так и негативные явления. К позитивным явлениям можно отнести: * несмотря ни на что, малое предпринимательство в нашей стране развивается, и с каждым годом роль и значение малого бизнеса становятся все более весомыми; * расширение границ проникновения малого бизнеса во все сферы общественного производства; * наблюдается тенденция развития малого бизнеса не только в количественном, но и в качественном плане. Из особенностей развития малого бизнеса в России можно отметить следующее: * процесс развития малого бизнеса протекал хаотично, без государственного вмешательства и государственного регулирования; * существенно возросла роль малого бизнеса в решении экономических и социальных проблем, но она далека еще до максимального значения; * происходит криминализация малого бизнеса в Российской Федерации; * малый бизнес еще не заполнил все рыночные ниши, предоставленные ему средним и крупным капиталом; * малый бизнес затронул торговлю, общественное питание и многие другие привлекательные сферы деятельности, где были созданы условия для получения большей прибыли. По мере развития малый бизнес будет проникать и в те сферы деятельности, где рентабельность намного меньше, чем в уже освоенных; * малые предприятия в основном разобщены, и у них нет тесных технологических и прочих хозяйственных связей. В экономически развитых странах мира субъекты малого бизнеса тесно связаны с крупными и средними предприятиями на основе кооперирования и интегрирования, чего не наблюдается в России; * следующая ступень развития малого бизнеса в России - его интеграция со средними и крупными предприятиями; * отечественный малый бизнес пока очень слабо интегрирован в мировую экономику. Это касается не только международной специализации и кооперирования, но и экспорта продукции. Таким образом, малый бизнес все еще представляет собой слабо разработанный пласт хозяйства России, который может дать богатый «урожай», если будут созданы условия для его развития. Заключение Экономика любого государства не может нормально развиваться без оптимального сочетания крупного, среднего и малого бизнеса. С переходом нашей страны на рыночные отношения стал развиваться и малый бизнес, роль которого в экономическом и социальном плане с каждым годом возрастает, несмотря на то, что он находится в стадии становления и в этом плане мы существенно отстаем от развитых стран мира. Основной причиной такого положения являются недостаточный период и отсутствие надлежащей поддержки в развитии малого бизнеса со стороны государства. Все затраты, связанные с поддержкой развития малого бизнеса, очень быстро окупаются. К сожалению, это обстоятельство многие руководители на государственном и региональном уровне недооценивают, как и недооценивают вообще роль малого бизнеса в экономике страны. Введение Актуальность темы. В современных условиях рыночной экономики особое значение приобретает развитие среднего и мелкого предпринимательства, малого бизнеса. Именно малые предприятия, нетребующие крупных стартовых инвестиций и гарантирующие высокую скорость оборота ресурсов, способны наиболее быстро и экономично решать проблемы реструктуризации экономики, формирование инасыщение рынка потребительских товаров в условиях дестабилизации экономики и ограниченности финансовых ресурсов. Малое предпринимательство, оперативно реагирующее на изменение конъюнктуры рынка, придаёт экономике необходимую гибкость. Малые компании способны оперативно реагировать на изменения потребительского спроса и за счёт этого обеспечивать необходимое равновесие на потребительском рынке. Малый бизнес вносит существенный вклад в формировании конкурентной среды. Это один из ведущих секторов, во многом определяющий темпы экономического роста, состояние занятости населения, структуру и качество валового национального продукта. Развитие малого бизнеса несёт в себе множество перспектив: - увеличение числа собственников, а значит, формирование среднего класса - главного гаранта политической стабильности в демократическом обществе; - рост доли экономически активного населения, что увеличивает доходы граждан и сглаживает диспропорции в благосостоянии различных социальных групп; - создание новых рабочих мест с относительно низкимизатратами, особенно в сфере обслуживания; - подготовка кадров за счёт использования работников с ограниченным формальным образованием, которые приобретают свою квалификацию на месте работы; - ликвидация монополии производителей, создания конкурентной среды; - улучшение взаимосвязи между различными секторами экономики. Ныне российский рынок представляет собой не самую благоприятную среду для деловых начинаний, однако искусство предпринимательства в том и состоит, чтобы использовать себе на пользу не толькопреимущества, но и трудности, превращать поражения в победы. Сегодня именно малый бизнес может стать той питательной средой, которая даст России людей, способных подняться над соображениями сиюминутной выгоды, думать в перспективе. Целью нашей работы является: изучить и проанализировать роль малогобизнеса в рыночной экономике России. Объект ом работы является малый бизнесв системе экономических отношений. Предмет ом работы является исследование особенностей развития малого бизнеса в России и за рубежом. Задачи работы: - дать характеристику понятия и сущностималого бизнеса; - рассмотреть преимущество и недостатки малого бизнеса; - проанализировать систему поддержки малого бизнеса; -выявить проблемы развития малого бизнеса в России. - охарактеризовать развития малого бизнеса за рубежом. Методологической базой исследования выступают такие методы научного познания как: абстрактно-логические (сравнение, анализ, синтез, аналогия, дедукция, индукция, метод научной абстракции),статистические, графические. Теоретической базойисследования явилась учебная литература, а такжематериалы научных исследований современных отечественных и зарубежных экономистов, представленных в виде монографий и публикаций в периодических изданиях. Информационной базой исследования послужили материалы дискуссий, научно-практических конференций международного и национального масштабов, статистические материалы, материалысайтовИнтернет. В качестве нормативно - правовой базы данной работы использовались: Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ. Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников рисунков, таблиц: Таблица 1 - Рост числа малых предприятий, Таблица 2 - Доля малых предприятий в их общей численности по отдельным федеральным округам за ряд лет, Таблица 3- Доля мелких предприятий в общем количестве промышленных предприятий индустриально развитых стран Запада, % за 2007 г. 1. Место и роль малого бизнеса в современном обществе 1.1 Понятие и значение малого бизнеса Малое предпринимательство - предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определённых, установленных законами, критериях (показателях), конституирующих сущность этого понятия. Как показывает мировая и отечественная практика, основным критериальным показателям, на основе которого предприятия (организации) различных организационно - правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является средняя численность работников, занятых на отчётный период на предприятии (организации). В ряде научных работ под малым предпринимательством понимается деятельность, осуществляемая относительно небольшой группой лиц, или предприятия, управляемые одним собственником [16, с. 21]. Как правило, наиболее общими критериальными показателями, на основе которых субъекты рыночной экономики относятся к субъектам малого предпринимательства, является численность персонала (занятых работников), размер уставного капитала, величина активов, объём оборота (прибыли, дохода) и др. По данным Всемирного банка, общее число показателей, по которым предприятия относятся к субъектам малого предпринимательства (бизнеса), превышает 50. Однако наиболее часто применяемыми критериями являются следующие: средняя численность занятых на предприятии работников, ежегодный оборот, полученный предприятием, как правило, за год, и величина активов. Однако почти во всех развитых странах первым критерием отнесения предприятий к малым является численность работающих. В Европейском сообществе с 1 января 1995г. к малым предприятиям относятся предприятия при непревышении ими уровней следующих показателей: количество занятых работников до 50 человек; годовой оборот менее 4 млн экю; сумма баланса менее 2 млн экю. К средним предприятиям в ЕС относятся предприятия, не превышающие в результате своей деятельности следующие уровни показателей: количество занятых работников от 50 до 250 человек; годовой оборот менее 16 млн экю; сумма баланса менее 8 млн экю. При определении мер поддержки к субъектам предпринимательства на уровне ЕС могут применяться и другие показатели при отнесении предприятий к малым. Предложенные Комиссией ЕС (КЕС) критерии отнесения фирм к малым являются следующие: число занятых работников не должно превышать 100 человек; размер собственного основного капитала должен быть менее 75 экю при условии, что доля более крупных компаний в уставном капитале фирмы не превышает одну треть. КЕС выделяет микрофирмы с численностью занятых до 10 человек (в подавляющем большинстве это индивидуальные и семейные предприятия и фермерские хозяйства) и мелкие фирмы, численность занятых работников на которых колеблется от 10 до 99 человек. Международная организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в которую входят экономически высокоразвитые страны, определяет предприятия с числом до 19 человек как «весьма малые», до 99 человек - как «малые», от 100 до 499 человек - как «средние» и свыше 500 - как «крупные» [16, с. 22]. Малый бизнес представляет самый многочисленный слой мелких собственников, которые в силу свой массовости определяют социально - экономические и отчасти политический уровень развития страны. По своему уровню жизни и социальному положению они принадлежат к большинству населения, одновременно являясь как непосредственными производителями, так и потребителями широкого спектра товарови услуг. Малый бизнес образует самую разветвленную сеть предприятий, действующих в основном на местных рынках инепосредственно связанных с массовым потреблением товаров и услуг. В совокупности с небольшими размерами малых предприятий, их технической производственной и управленческой гибкостью это позволяет чутко и своевременно реагировать на изменяющуюся конъюнктуру рынка. Сектор малого предпринимательства является неотъемлемым, объективно необходимым элементом любой развитой хозяйственной системы, без которой экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться. Именно в секторе малого бизнеса создается и циркулируется основная масса национальных ресурсов, которые являются питательной средой для среднего и крупного бизнеса. Высокая приспособляемость и массовый охват практически всех сфер внутреннего рынка страны обеспечивают устойчивость развития экономики и способствуют стабильности политического климата. Владельцы малого предприятия, с одной стороны, являются мелкими собственниками и объединены едиными корпоративными интересами в отношении собственности с крупным и мелким капиталом. С другой стороны представителей малых предприятий отличает то, что их условия жизни и деятельности, а также положение производителя и одновременно потребителя на внутреннем рынке понуждают их в повседневной жизни к упрочению связей со своими постоянными и потенциальными клиентами на различных социальных групп [16, с. 23]. Малый бизнес - вполне самостоятельная и наиболее типичная форма организации экономической жизни общества со своими отличительными особенностями, преимуществами, недостатками, закономерностями развития. Функционирования на локальном рынке, быстрое реагирования на изменение конъюнктурыэтого рынка, непосредственная взаимосвязь с потребителем, узкая специализация на определенном сегменте рынка товаров и услуг, возможность начать собственное дело с относительно малым стартовым капиталом - все эти черты малого предпринимательства являются его достоинством, повышающим его устойчивость на внутреннем рынке, но при определенных условиях становятся недостатками, сдерживающими его развития. С одной стороны, быстрое реагирование малого бизнеса на изменение условий функционирование делает его более мобильным и приспосабливаемым, а с другой стороны- зависит от конъюнктуры рынка, динамики внешних социально- экономических и политических условий. Относительно небольшой капитал сужает рамки производства, ограничивает возможность привлечения дополнительных ресурсов. Российской практике малое предпринимательство было разрешено в 1988г. По началу к числу малых относили государственные предприятия, на которых среднее число ежегодно занятых не превышало 100 человек. Так, в соответствии с постановлением Совета Министров СССР, принятым в августе 1990г., к числу малых стали относить предприятия с числом ежегодно занятых, не превышающим: в промышленности - 200 человек, в науке и научном обслуживании - 100, в других отраслях производственной сферы - 50, в отраслях непроизводственной сферы 25, в розничной торговле - 15 человек. Наряду с этим учитывался и объём хозяйственного оборота, право на определение количественного значения которого предоставлялось союзным республикам. Однако величина хозяйственного оборота практически так и не была установлена. Принцип отнесения предприятий к малым по численности работников сохранился и в современном российском законодательств. В случаях превышения малым предприятием вышеназванной численности работников данное предприятия лишается льгот, предусмотренных действующим законодательством, на период, в течение которого допущено указанное превышение, и на последующие три месяца. Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности, относятся к таковым по критерию того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объёме оборота или в годовом объёме прибыли [10, с. 34]. Малый бизнес непосредственно влияет на социально - экономическое развития отдельного региона, а уровень его развития отражает экономический потенциал региона. От степени насыщения региона малыми предприятиями зависит их доля в объеме местного производства товаров и услуг и налоговых поступлений. Причем на эти показатели не влияют ни величина территориального образования, ни его статус. Большую роль малый бизнес должен сыгратьв проблеме занятости населения России. В РФ различия в уровне занятости населения в отдельных регионах более существенны. Анализ динамики развития малого бизнеса в России показывает слабое его использование для повышения занятости населения. Во - первых, отсутствует устойчивая тенденция роста числа малых предприятий; во- вторых их структура свидетельствует о недостаточной доле малого бизнеса в производственной сфере, где рабочая сила используется наиболее эффективно. Об этом свидетельствуют данные за 2007г. (табл.1) Таблица 1 - Рост числа малых предприятий
Таким образом, малый бизнес в различных формах имеет большие потенциалы в деле решение проблемы занятости населения, что в свою очередь предопределяет увеличение производства ВВП, повышения уровня жизни. Однако эффективное использования малого бизнеса в общественных интересах во многом зависит от формирования в обществе уважения к предпринимателям, стремления к самостоятельной деловой жизни. Как показывает мировая практика, малое предпринимательство играет большую роль в экономике любых стран, даже развитых, так как ему свойственны определённые преимущества. Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» (утратил силу) был направлен на реализацию установленного Конституцией Российской Федерации [1] права граждан на свободное использование своих способностей и имущества для осуществления предпринимательской и иной, не запрещённой законом экономической деятельности. Этим положением установлена экономическая и социальная роль малого предпринимательства. Анализируя зарубежный и отечественный опыт развития малого предпринимательства, можно указать на следующие преимущества малого предпринимательства: более быстрая адаптация к местным условиям хозяйствования; большая независимость действий субъектов малого предпринимательства; гибкость и оперативность в принятии и выполнении принимаемых решений; относительно невысокие расходы при осуществлении деятельности, особенно затраты на управление; большая возможность для индивидуума реализовать свои идеи, проявить свои способности; более низкая потребность в первоначальном капитале и способность быстро вводить изменения в продукцию и процесс производства в ответ на требования местных рынков; относительно более высокая оборачиваемость собственного капитала и др. Так, в докладе Международного бюро труда отмечается, что малые и средние предприятия располагают значительными конкурентными преимуществами, часто требуют меньше капиталовложений в расчёте на одного работника по сравнению с крупными предприятиями, широко используют местные материальные и трудовые ресурсы. Собственники малых предприятий более склонны к сбережениям и инвестированию, у них всегда высокий уровень личной мотивации в достижении успеха, что положительно сказывается в целом на деятельности предприятия. Субъекты малого предприятия лучше знают уровень спроса на местных (локальных) рынках, часто товары производят по заказу конкретных потребителей, дают средства к существованию большому числу наёмных работников. Малые предприятия способствуют занятости большего количества работников по сравнению с крупными предприятиями, тем самым содействуют подготовке профессиональных кадров и распространению практических знаний. Малые и средние предприятия по сравнению с крупными в отдельныхстранах занимают доминирующее положение как по их числу, так и по удалённому весу в производстве товаров, выполнению работ, оказанию услуг [22, с. 78]. В то же время субъектам малого предпринимательства свойственны и определённые недостатки, среди которых следует выделить самые существенные: более высок уровень риска, поэтому высокая степень неустойчивости положения на рынке; зависимость от крупных компаний; недостатки в управлении делом; слабая компетентность руководителей; повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования; трудности в заимствовании дополнительных финансовых средств и получении кредитов; неуверенность и осторожность хозяйствующих партнёров при заключении договоров (контрактов) и др. Конечно, недостатки и неудачи в деятельности субъектов малого предпринимательства определяются как внутренними, так и внешними причинами, условиями функционирования малых предприятий. Как показывает опыт, большинство неудач малых фирм связано с менеджерской неопытностью или профессиональной некомпетентностью собственников малых и средних предприятий. В регулярно проводимых опросах в среде малых бизнесменов США главными причинами неудач их деятельности чаще всего называют: · некомпетентность; · несбалансированный опыт (например, опытный инженер, но неопытный коммерсант); · нехватка опыта в коммерции, финансах, поставках, производстве, управлении в единоличных формах владения и в товариществах, неумение заводить и поддерживать деловые связи и контакты. Другими причинами банкротств малых фирм являются: запущенность бизнеса; плохое здоровье или вредные привычки; катастрофы, пожары, воровство, мошенничество и др. Шансы малой фирмы на успех повышаются по мере её взросления. Фирмы, долго существующие при одном владельце, приносят более высокий и стабильный доход, чем фирмы, которые часто меняют владельцев. Американская статистика показывает, что женщины - владельцы малых фирм более удачливы в бизнесе, чем мужчины. В ходе исследований отмечается, что преуспевают те малые предприниматели, которые много работают, но в то же время не переходят рамки здравого смысла. На неудачах малого бизнеса сказывается невысокая квалификация предпринимателей. Предприниматели, уже накопившие опыт ведения дел в маленьких фирмах, как правило, более удачливы. Если в управлении фирм участвует не один человек, а предпринимательская команда, которая состоит из двух, трёх или четырёх лиц, шансы на выживание выше, поскольку коллективное принятие решения более профессионально. На живучести малых фирм сказываются и размеры финансирования на первом этапе. Чем больше первоначальный капитал, вложенных в малую фирму, тем больше у неё возможностей сохранения деятельности в кризисные периоды. Постоянный поиск то появляющихся, то исчезающих общественных потребностей и непрерывное приспособление к ним составляют основу стратегии малого бизнеса. Некоторые западные специалисты склонны рассматривать малое предпринимательство как школу новых личностных взаимоотношений, полигон испытания методов и принципов предпринимательства будущего. Малый бизнес выступает своего рода антиподом ориентации на стандартизованное крупномасштабное производство, которое, безусловно, сыграло свою роль в 50-70-х гг., создав в развитых государствах основу их благосостояния[22, с. 79]. Решающую роль в переоценкемалом бизнесе сыграли сдвиги в социально-экономической структуре развитых стран, смена ориентации в потребительских настроениях, мотивация труда. Начал формироваться дифференцированный «точечный спрос». Индивидуализация потребления изменила принципы сервисного обслуживания, обусловила появление гибких небольших подразделений, способных быстро откликаться на запросы потребителей. Таким образом, сформировались новые потребности. Вывод. К малому предприятию относится коммерческая организация в любой сфере деятельности, которая по своим критериям, установленным государством, относится к малому бизнесу. Предприниматели без образования юридического лица также относятся к малому бизнесу. Роль и значение малого предпринимательства с методической точки зрения, на взгляд авторов, необходимо рассматривать с нескольких позиций: экономической, научно-технической, социальной, политической. С экономической стороны роль и значение малого бизнеса можно определить при помощи следующих показателей: * доли валового внутреннего продукта (ВВП), создаваемого в малом бизнесе; * доли национального дохода, создаваемого в малом бизнесе; * доли мелких предприятий в общем количестве коммерческих предприятий; * доли трудоспособного населения, занятого в малом бизнесе; * доли малого бизнеса в экспорте продукции; * доли налогов, поступающих от малого бизнеса, в их общей величине; * доли основного капитала, функционирующего в малом бизнесе; * доли отдельных видов продукции или услуг, производимых малым бизнесом, в общем их объеме и др. 1.2 Экономические, социальные и правовые условия необходимые для формирования малого бизнеса Для формирования малого бизнеса необходимы определенные экономические, социальные, правовые и другие условия. Экономические условия - это предложение товаров и спрос на них; виды товаров, которые могут приобрести покупатели; объемы денежных средств, которые могут быть истрачены на покупки; избыток или недостаточность рабочих мест, рабочей силы, влияющие на уровень заработной платы работников, т.е. на их возможность приобретать товары. На экономическую обстановку существенно влияют наличие и доступность денежных ресурсов, уровень доходов на инвестированный капитал, а также величина заемных средств, необходимых предпринимателям для финансирования своих деловых операций, которые готовы предоставить им кредитные учреждения [21, с. 58]. Всем этим занимаются организации, составляющие инфраструктуру рынка, с помощью которой предприниматели могут устанавливать деловые взаимоотношения и вести коммерческие операции. К таким организациям относятся: -банки, оказывающие финансовые услуги; -поставщики, организующие снабжение сырьем, материалами, полуфабрикатами, комплектующими изделиями, энергией, машинами и оборудованием, инструментом и др.; -оптовые и розничные продавцы, предоставляющие услуги по доведению товаров до потребителя; -специализированные фирмы и учреждения, оказывающие профессиональные юридические, бухгалтерские, посреднические услуги; -агентства по трудоустройству, занимающиеся подбором рабочей силы; -учебные заведения, обучающие рабочих и специалистов - служащих; -прочие агентства - рекламные, транспортные, страховые и т.п.; -средства связи и передачи информации [21, с. 59]. Вплотную к экономическим, примыкают социальные условия формирования малого бизнеса. Прежде всего, это стремление покупателей приобретать товары, отвечающие определенным вкусам и моде. На разных этапах потребности могут меняться. Важную роль в формировании малого бизнеса играют подготовка, переподготовка и повышении квалификации кадров. Речь идет об организации обучения современным методам ведения предпринимательской деятельности, обучения и переобучения кадров, о создании сети консультативных центров, проводящих профессиональных отбор и ориентацию кадров сектора малого бизнеса, и т.п. Рыночная экономика, несмотря на ее многие положительные черты, не способна автоматически регулировать все экономические и социальные процессы в интересах общества в целом и каждого гражданина в отдельности. Обо всем этом должно позаботиться государство путем создания механизма государственного воздействия на предпринимательскую деятельность. Любая предпринимательская деятельность функционирует в рамках соответствующей правовой среды. Поэтому большое значение имеет создание необходимых правовых условий, к которым относятся наличие законов, регулирующих предпринимательскую деятельность, создающих наиболее благоприятные условия для ее развития [27, с. 59]. Правовые нормы должны обеспечивать: -упрощенную и ускоренную процедуру открытия и регистрации предприятий малого бизнеса; -защиту предпринимателей от государственного бюрократизма; -совершенствование налогового законодательства в направлении мотивации производственной предпринимательской деятельности, развития совместной деятельности предпринимателей России с предпринимателями зарубежных стран. То, на что другие страны затрачивали десятилетия, России предстоит пройти за более короткий срок. По мере развития мелкого предпринимательства образуются различные формы организации частных фирм. На данный момент известны три основные правовые формы: единоличные, партнерства и корпорации. Фирма, находящаяся в единоличном владении наиболее простая форма для мелкого бизнеса. Обычно для открытия такого предприятия достаточно лишь получить лицензию от местных властей и зарегистрировать торговое имя. Деловые партнерства представляют собой организацию из двух и более лиц, между которыми заключается контракт на совместное владение предприятием. Партнерства могут быть полными и ограниченными. Третий тип - корпорации. Это организационная форма наиболее характерна для крупного и среднего бизнеса, хотя из общего числа всех корпораций, например в США, 98% - небольшие семейные фирмы. И хотя формально управление корпорацией должно быть отделено от ее владения, нередко бывают случаи, когда корпорацией владеет и руководит один собственник при помощи подставных лиц, которые реально не вкладывают в нее средства и не принимают участия в управление ею. Правовые основы деятельности малых предприятий в Российской Федерации будут описаны в следующих пунктах. Нормативной базой для создания и ликвидации МП является закон РФ "О предприятиях и предпринимательской деятельности", его глава IY. Предприятие может быть учреждено либо по решению собственника имущества или уполномоченного им органа, либо по решению трудового коллектива государственного или муниципального предприятия в случаях и порядке, предусмотренном Законом. Предприятие может быть учреждено в результате выделения из состава действующего предприятия, объединения, организации одного или нескольких структурных подразделений с сохранением за ними существующих обязательств перед предприятием. Предприятие может быть учреждено в результате принудительного разделения в соответствии с антимонопольным законодательством РФ. Учредительными документами предприятия являются устав предприятия, а также решение о его создании или договор учредителей. В уставе предприятия определяются организационно правовая форма предприятия, его название, адрес, органы управления и контроля, порядок распределения прибыли и образования фондов предприятия, условия реорганизации и ликвидации предприятия. Устав предприятия утверждается его учредителем. На государственном и муниципальном предприятии, а также на предприятии смешанной формы собственности, в имуществе которого доля государства или местного Совета составляет более 50%, устав утверждается учредителем совместно с трудовым коллективом. Предприятие считается утвержденным и приобретает права юридического лица со дня его государственной регистрации. Государственная регистрация предприятия, независимо от его организационно-правовой формы, осуществляется местным Советом по месту учреждения предприятия. Данные государственной регистрации предприятия в месячный срок сообщаются Советом, зарегистрировавшим предприятие, в Министерство финансов РФ для включения в Государственный реестр. Деятельность незарегистрированного предприятия запрещается. Доходы, полученные от деятельности такого предприятия, взыскиваются через суд и направляются в местный бюджет [18, с. 31]. Для регистрации предприятия учредитель представляет следующие документы: 1) заявление учредителя, 2) устав предприятия, 3) решение о создании предприятия или договор учредителей, 4) свидетельство об уплате государственной пошлины. Решение о регистрации или отказ в регистрации предприятия должно быть принято не позднее чем в месячный срок с момента выдачи заявления учредителя, устава, договора учредителей и свидетельства об уплате госпошлины. О регистрации предприятия держатель реестра объявляет в местной печати не позднее чем в недельный срок со дня регистрации. Отказ в государственной регистрации предприятия возможен в случае нарушения установленного Законом порядка создания предприятия, а также несоответствия учредительных документов требованиям законодательства РФ. Отказ в регистрации предприятия по другим мотивам является незаконным. О решении отказать в регистрации предприятия соответствующий орган обязан сообщить в 3-хдневный срок в письменной форме учредителю предприятия. Отказ в регистрации предприятия может быть обжалован в судебном порядке. Предприниматель может взыскать через суд убытки, нанесенные в результате незаконного отказа в регистрации предприятия[18, с. 32]. Прекращение деятельности предприятия может осуществляться в виде его ликвидации или реорганизации (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование в иную организационно-правовую форму). Ликвидация и реорганизация предприятия производится по решению собственника или органа, уполномоченного создавать такие предприятия, с согласия трудового коллектива либо по решению суда. Предприятия ликвидируются в случаях: 1) признания банкротом, 2) принятия решения о запрете деятельности предприятия из-за невыполнения условий, установленных законодательством РФ, если в предусмотренный решением срок не обеспечено соблюдение этих условий или не изменен вид деятельности, 3) признания судом недействительными учредительных документов и решения о создании предприятия, 4) по другим основаниям, предусмотренным законодательными актами РФ и входящих в его состав республик [18, с. 33]. Вывод. Для формирования малого бизнеса необходимы определенные экономические, социальные, правовые и другие условия. Экономические условия К экономическим условиям относятся: * предложение товаров и спрос на них; * виды товаров, которые могут приобрести покупатели; * объемы денежных средств, которые могут быть истрачены на покупки; * избыток или недостаточность рабочих мест, рабочей силы, влияющие на уровень заработной платы работников. На экономическую обстановку существенно влияют наличие и доступность денежных ресурсов, уровень доходов на инвестированный капитал, а также величина заемных средств, необходимых предпринимателям для финансирования своих деловых операций, которые готовы предоставить им кредитные учреждения. Любая предпринимательская деятельность функционирует в рамках правовой среды. Поэтому большое значение имеет создание необходимых правовых условий, к которым относятся наличие законов, регулирующих предпринимательскую деятельность, создающих наиболее благоприятные условия для ее развития. Правовые нормы должны обеспечивать: * упрощенную и ускоренную процедуру открытия и регистрации предприятий малого бизнеса; * защиту предпринимателей от государственного бюрократизма; * совершенствование налогового законодательства в направлении мотивации производственной предпринимательской деятельности, развития совместной деятельности предпринимателей России с предпринимателями зарубежных стран. Сюда входят также создание региональных центров поддержки предприятий малого бизнеса, усовершенствование методов учета и форм статистической отчетности. Большое значение имеет подготовка законодательных инициатив по <
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 87; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.240.101 (0.015 с.) |