Сущность малого предпринимательства в экономической системе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность малого предпринимательства в экономической системе



Курсовая работа

на тему: «Малое предпринимательство в России»

 

Проверила:.

Выполнил студент:.

 

 

Высшая школа гостинично- туристической и спортивной индустрии 1 купрс Группа 190-19 Моисеев Иван Михайлович

 

 

Москва 2014

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Малое предпринимательство: сущность и содержание

1.1 Сущность малого предпринимательства в экономической системе

1.2 Этапы становления малого предпринимательства в России

1.3 Развитие малого предпринимательства в России в современных условиях

1.4 Малое предпринимательство в сфере высоких технологий

2. Проблемы развития малого предпринимательства на современном этапе

2.1 Основные проблемы и факторы, сдерживающие развитие малого предпринимательства в России

3. Меры поддержки малого предпринимательства

3.1 Государственная поддержка малого предпринимательства

3.2 Законодательство по государственной поддержке малого предпринимательства

3.3 Негосударственные структуры поддержки малого предпринимательства

Заключение

Список использованной литературы

Приложение

 

 

Введение

[1] Малое предпринимательство – один из ведущих секторов, во многом определяющий темпы экономического роста, состояния занятости населения, структуру и качество валового национального продукта. Развитие малого бизнеса отвечает общемировым тенденциям к формированию гибкой смешанной экономики, сочетанию разных форм собственности и адекватной им модели хозяйства, в которой реализуется сложный синтез конкурентного рыночного механизма и государственного регулирования крупного, среднего и мелкого производства. И если крупный бизнес – это скелет, ось современной экономики, то все многообразие мелкого и среднего предпринимательства – мышцы, живая ткань хозяйственного организма. Именно этот факт побудил автора выбрать для дипломной работы тему как «Малый бизнес» и «финансовые проблемы малого предприятия», которую он посчитал наиболее актуальной на сегодняшний день.

Малое предпринимательство - не только существенная составляющая и массовая субъектная база цивилизованного рыночного хозяйства, неотъемлемый элемент присущего ему конкурентного механизма, но и максимально гибкая, эффективная и прозрачная в силу своих размеров форма хозяйствования. Этот предпринимательский уклад мобилизует финансовые и производственные ресурсы населения. Все это предполагает, что малый бизнес должен представлять немалый интерес как предмет государственного регулирования.

[2] Актуальность курсовой работы обусловлена тем, что:

v формирование и развитие малого предпринимательства является основным условием становления конкурентной рыночной среды, от чего зависит эффективность антимонопольной политики и успех рыночных преобразований

v малое предпринимательство не получило в России должного развития и не полностью выполняет функции, присущие ему в развитых рыночных системах; поэтому в работе будет рассмотрена его поддержка, для динамичного развития этого сектора экономики.

Целью данной работы является определение стратегии развития малого предпринимательства и объектов инфраструктуры его поддержки.

1. Малое предпринимательство: сущность и содержание

Проблемы развития малого предпринимательства на современном этапе

Меры поддержки малого предпринимательства

Заключение

[15] Возрождение российской экономики в русле углубления рыночных преобразований невозможно вне развития малого предпринимательства во всех его направлениях - от торговли до инновационного производства. Но, завершая анализ состояния малого предпринимательства в историческом и проблемном аспектах, приходится констатировать, что перспективы развития этого сектора экономики постоянно ухудшаются. В результате финансового кризиса августа 1998 года в первую очередь пострадали малые предприятия: снижаются количество малых предприятий и финансово-экономические показатели их деятельности, падает численность занятых в этом секторе экономики.

Все попытки разработать и реализовать достойную государственную политику так и останутся попытками, если не удастся создать работающий механизм взаимодействия между властью и предпринимателями.

Прежде всего, необходимо обязательное предварительное обсуждение всех законодательных актов, программ и мероприятий, касающихся вопросов регулирования и развития малого предпринимательства, с участием общественных объединений предпринимателей. Но этот процесс совершенно необходимо институционализировать, зафиксировав в соответствующих нормативных документах, как конкретно, через какие бюрократические процедуры будут реализованы взаимодействие и согласование интересов между властью и бизнесом.

[16] Можно сказать, что мер поддержки малого предпринимательства достаточно много, но не все они осуществляются на должном уровне. Если бы государство изменило свои взгляды на поддержку малого предпринимательства, то МП внесло бы достаточный вклад в развитие экономики России. Цель, поставленная в работе, была достигнута.

 

Список использованной литературы

1. http://xreferat.ru/113/10601-1-maloe-predprinimatel-stvo-v-rossii.html

2. http://www.coolreferat.com/Малое_предпринимательство_в_России

3. http://odiplom.ru/ekonomika/razvitie-malogo-biznesa-v-rf

4. http://www.gks.ru/bgd/regl/b07_47/IssWWW.exe/Stg/01-50.htm

5. http://referatwork.ru/refs/source/ref-122534.html

6. http://allreferat.wow.ua/referat/85307/%CF%F0%EE%E1%EB%E5%EC%FB_%F1%F2%E0%ED%EE%E2%EB%E5%ED%E8%FF_%EC%E0%EB%EE%E3%EE_%E1%E8%E7%ED%E5%F1%E0_%E2_%D0%EE%F1%F1%E8%E8.html

7. http://www.bestreferat.ru/referat-287279.html

8. http://knowledge.allbest.ru/economy/2c0b65635a3ac68a5d53a89521316c37_0.html

9. http://www.coolreferat.com/Малое_предпринимательство_в_России_часть=3

10. http://xreferat.ru/105/4285-1-gosudarstvennaya-podderzhka-malogo-predprinimatel-stva.html

11. http://www.coolreferat.com/Малое_предпринимательство_в_России_часть=4

12. http://files.stroyinf.ru/Data1/1/1426/

13. http://www.coolreferat.com/Малое_предпринимательство_в_России_часть=5

14. http://www.nisse.ru/business/article/article_1501.html?effort#p2_2

15. http://www.nisse.ru/business/article/article_1340.html#_Toc38964487

16. http://www.coolreferat.com/Малое_предпринимательство_в_России_часть=7

 

Приложение

v Таблица 1 «Число малых предприятий по отраслям экономики, тыс.»

v Таблица 2 «Удельный вес малых предприятий в основных экономических показателях»

 

v Таблица 3 «Основные экономические показатели деятельности малых предприятий по видам экономической деятельности (ОКВЭД)»

 

 

v Таблица 4 «Основные экономические показатели деятельности малых предприятий в РФ за 2002 —2006гг., на начало года»

 

v Рисунок 1 «Численность малых предприятий»

 

 

v

v

 

v Таблица 5 «Численность малых предприятий (МП), относящихся к сектору «наука и научное обслуживание» тыс. ед

 

v Диаграмма 1 «Участие субъектов малого предпринимательства в программах поддержки»

 

Курсовая работа

на тему: «Малое предпринимательство в России»

 

Проверила:.

Выполнил студент:.

 

 

Высшая школа гостинично- туристической и спортивной индустрии 1 купрс Группа 190-19 Моисеев Иван Михайлович

 

 

Москва 2014

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Малое предпринимательство: сущность и содержание

1.1 Сущность малого предпринимательства в экономической системе

1.2 Этапы становления малого предпринимательства в России

1.3 Развитие малого предпринимательства в России в современных условиях

1.4 Малое предпринимательство в сфере высоких технологий

2. Проблемы развития малого предпринимательства на современном этапе

2.1 Основные проблемы и факторы, сдерживающие развитие малого предпринимательства в России

3. Меры поддержки малого предпринимательства

3.1 Государственная поддержка малого предпринимательства

3.2 Законодательство по государственной поддержке малого предпринимательства

3.3 Негосударственные структуры поддержки малого предпринимательства

Заключение

Список использованной литературы

Приложение

 

 

Введение

[1] Малое предпринимательство – один из ведущих секторов, во многом определяющий темпы экономического роста, состояния занятости населения, структуру и качество валового национального продукта. Развитие малого бизнеса отвечает общемировым тенденциям к формированию гибкой смешанной экономики, сочетанию разных форм собственности и адекватной им модели хозяйства, в которой реализуется сложный синтез конкурентного рыночного механизма и государственного регулирования крупного, среднего и мелкого производства. И если крупный бизнес – это скелет, ось современной экономики, то все многообразие мелкого и среднего предпринимательства – мышцы, живая ткань хозяйственного организма. Именно этот факт побудил автора выбрать для дипломной работы тему как «Малый бизнес» и «финансовые проблемы малого предприятия», которую он посчитал наиболее актуальной на сегодняшний день.

Малое предпринимательство - не только существенная составляющая и массовая субъектная база цивилизованного рыночного хозяйства, неотъемлемый элемент присущего ему конкурентного механизма, но и максимально гибкая, эффективная и прозрачная в силу своих размеров форма хозяйствования. Этот предпринимательский уклад мобилизует финансовые и производственные ресурсы населения. Все это предполагает, что малый бизнес должен представлять немалый интерес как предмет государственного регулирования.

[2] Актуальность курсовой работы обусловлена тем, что:

v формирование и развитие малого предпринимательства является основным условием становления конкурентной рыночной среды, от чего зависит эффективность антимонопольной политики и успех рыночных преобразований

v малое предпринимательство не получило в России должного развития и не полностью выполняет функции, присущие ему в развитых рыночных системах; поэтому в работе будет рассмотрена его поддержка, для динамичного развития этого сектора экономики.

Целью данной работы является определение стратегии развития малого предпринимательства и объектов инфраструктуры его поддержки.

1. Малое предпринимательство: сущность и содержание

Сущность малого предпринимательства в экономической системе

[3]Малым предпринимательством (малым бизнесом) признается деятельность, осуществляемая определенными субъектами рыночной экономики, имеющими установленные законом признаки, конституирующие сущность этого понятия. Как показывает мировая и отечественная практика, основным критерием, на основе которого предприятия (организации) различных организационно-правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии (в организации). Также под малым предпринимательством понимается "деятельность, осуществляемая относительно небольшой группой лиц, или предприятия, управляемые одним собственником".

В соответствии с Федеральным законом "О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ" от 14 июня 1995 г. № 88-43 под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней:

v в промышленности, в строительстве, на транспорте – 100 человек;

v в сельском хозяйстве и научно-технической сфере – 60 человек;

v в оптовой торговле – 50 человек;

v в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30 человек;

v в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности – 50 человек.

Число малых предприятий в России по отраслям экономики за последние годы не увеличивается, так как имеются серьезные трудности в организации их деятельности. Число малых предприятий по отраслям экономики приведено в таблице 1.

Как видно из таблицы, за последние годы уменьшилось число малых предприятий в таких ведущих отраслях экономики, как промышленность, строительство, наука и научное обслуживание, образование.

Малые предприятия объективно существуют и развиваются как относительно самостоятельный сектор современной рыночной экономики. Малые предприятия имеют важное социально-экономическое значение, так как обеспечивают социальную и политическую стабильность, способны смягчать последствия структурных изменений, быстрее адаптируются к меняющимся потребностям рынка, вносят значительный вклад в региональное развитие, конструируют и используют технические и организационные нововведения.

[4] Удельный вес малых предприятий в основных экономических показателях предприятий и организаций отраслей экономики характеризуется следующими данными (таблица 2).

[5] Роль малого предпринимательства в экономике страны, как правило, определяется следующими факторами:

v численностью малых предприятий и индивидуальных предпринимателей в общей численности субъектов рыночной экономики;

v вкладом малых предприятий в создание валового внутреннего продукта, в производство продукции (выполнение работ, оказание услуг);

v вкладом субъектов малого предпринимательства в формирование федерального и региональных бюджетов;

v ростом численности на малых предприятиях занятого трудоспособного населения, вкладом в сокращение числа безработных;

v насыщением рынка потребительскими товарами (работами, услугами), лучшим удовлетворением потребностей населения;

v навыками дееспособных граждан в создании собственного дела, накоплением опыта управления предприятиями и др.

Основные экономические показатели деятельности малых предприятий по видам экономической деятельности (ОКВЭД) приведены в таблице 3.

[3] Малые предприятия более эффективно используют имеющиеся у них факторы производства (основные средства, сырье, материалы, топливо, энергию и рабочую силу), поэтому, как правило, на малых предприятиях более высокая рентабельность по сравнению со средней достигнутой в соответствующей отрасли экономики.

Опираясь на опыт развитых стран, можно сформулировать вывод, что поступательное движение малого предпринимательства является важнейшим фактором успешного решения следующих проблем:

v формирование конкурентных, цивилизованных рыночных отношений, способствующих лучшему удовлетворению потребностей населения и общества в товарах (работах, услугах);

v расширение ассортимента и повышение качества товаров, работ, услуг. Стремясь к удовлетворению запросов потребителей, малый бизнес способствует повышению качества товаров (работ, услуг) и культуры обслуживания;

v приближение производства товаров и услуг к конкретным потребителям;

v содействие структурной перестройке экономики. Малое предпринимательство придает экономике гибкость, мобильность, маневренность;

v привлечение личных средств населения для развития производства. Партнеры в малых предприятиях вкладывают свои капиталы в дело с большей заинтересованностью, чем в крупных;

v создание дополнительных рабочих мест, сокращение уровня безработицы;

v более эффективное использование творческих способностей людей, раскрытие их талантов, освоение различных видов ремесел, народных промыслов;

v вовлечение в трудовую деятельность отдельных групп населения, для которых работа на крупном производстве имеет определенные ограничения (домохозяйки, пенсионеры, инвалиды, учащиеся);

v формирование социального слоя собственников, владельцев предприятий (фирм, компаний);

v активизация научно-технического прогресса;

v освоение и использование местных источников сырья и отходов крупных производств;

v содействие деятельности крупным предприятиям путем изготовления и поставки комплектующих изделий и оснастки, создание вспомогательных и обслуживающих производств;

v освобождение государства от низкорентабельных и убыточных предприятий за счет их аренды и выкупа.

Все эти и другие экономические и социальные функции малого предпринимательства ставят его развитие в разряд важнейших государственных задач, делают его неотъемлемой частью реформирования экономики РФ.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 210; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.36.141 (0.059 с.)