Где взять бизнесмену «стартовый капитал»? Современные формы кредитования и инвестирования бизнеса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Где взять бизнесмену «стартовый капитал»? Современные формы кредитования и инвестирования бизнеса



И наконец, третья проблема, наиболее серьезная для сегодняшнего начинающего предпринимателя, – это поиск стартового капитала. Хотим ли мы открыть свой магазин, ателье, типографию, желаем ли шить, торговать, печатать, в любом деле важны финансы, без денег не откроешь никакого, даже самого малого бизнеса. Нужно снять офис, купить необходимую оргтехнику (хотя бы самые обычные факс, компьютер, ксерокс). Если вы открываете производство, нужны станки, машинки, нужно платить наемному персоналу. Недавно у моих знакомых возникла идея организовать свою небольшую типографию, и мы посчитали, сколько для открытия нужно денег. На две простейшие печатные машины, которые им отдавали опять же знакомые по «нерыночно» низкой цене, на отделочное оборудование, резак, съем производственного помещения требовалось больше 100 000 рублей. А через месяц – еще не менее 50 000 рублей, которые в первый месяц они просто не смогли бы заработать. Итого, на момент начала своего дела моим знакомым требовалось не менее 150 000 рублей. Как показывает статистика, эта сумма разнится по регионам. Стандартная потребность средней московской фирмы колеблется в пределах от 190 до 300 тыс. рублей. При этом деньги нужны быстро, на достаточно короткий (до года) срок, без лишней волокиты и проволочек, выматывающих нервы и убивающих энтузиазм будущих владельцев своего дела.

Согласитесь, далеко не у каждой семьи лежит в запасе такая сумма. Остается – брать в долг. Попробовать можно с лизинга – так на финансовом языке называют получение в аренду оборудования, инвентаря, автотранспорта. К сожалению, достаточно длительное время лизинг предоставлялся только фирмам, просуществовавшим на рынке более 6 месяцев, или под значительные гарантии. Но сейчас, с развитием различных вариантов кредитования, лизинг может взять и начинающее предприятие. Для получения оборудования в лизинг необходимо заплатить первоначальный взнос – 30 % от его стоимости. Остальные суммы вы начинаете выплачивать уже со следующего месяца, но при этом арендодатель прекрасно понимает, что если вы берете промышленное оборудование под производство колбасы, то деньги у вас пойдут не через месяц, а не раньше чем через квартал. Сегодня компании, предоставляющие услуги лизинга, идут на предоставления отсрочек по первым платежам, особенно при предоставлении дополнительных гарантий в виде переуступок прав на аренду, поручительств сторонних организаций или залога. Главное отличие лизинга от кредита в банке – ориентирование на будущий доход арендатора, а не на настоящую платежеспособность. В крайнем случае, если производство продукта у вас так не получится, собственник оборудования может его передать в пользование другому арендатору или сдать в дилерские компании при производителях оборудования для реализации машин на вторичном рынке. Именно такая система складывалась не одно десятилетие на западе, что позволило сделать лизинг одним из активно используемых источников финансирования start-up компаний. В лизинг можно брать любое оборудование – от компьютеров и факсов до целых производственных комплексов. При этом лизинг может быть как краткосрочным (на период до 1,5 лет), так и длительным по времени (до 3 лет), как с передачей права собственности после полного выкупа оборудования (при финансовом лизинге), так и без этого права (при оперативном). На сегодняшний день правила предоставления лизинга примерно следующие – 15 дней рассматривается заявка, запрашивается стандартный 30 %-ный задаток от стоимости оборудования и определенные учредительные документы для рассмотрения. Удобнее и выгоднее всего воспользоваться лизингом, если оборудование вам нужно на время, например у вас сезонный бизнес (вы занимаетесь продажей дешевых автобусных туров к морю с июня по сентябрь, именно так вы подписали контракт с несколькими черноморскими базами отдыха). Тогда к чему вам закупать компьютер, факс, ксерокс и другую оргтехнику – гораздо дешевле их взять в лизинг, тем более что компьютеры устаревают со скоростью света, и на следующий год для работы обычного процессора со встроенным модемом будет явно недостаточно, понадобится усовершенствованный вариант со скоростным выходом в интернет. Часто именно по такому принципу берутся в краткосрочный лизинг автобусы или другой транспорт теми же туристическими фирмами, это оказывается гораздо выгоднее, чем держать собственный парк машин.

Самым популярным источником финансирования бизнеса по-прежнему остаются коммерческие банки. В любом городе их сейчас великое множество, как местных, небольших, так и федеральных, открывающих свои филиалы по всей стране. Всего, если верить прессе, на сегодняшний день в стране действует более 1100 различных банков. Но и при этом великом множестве различных банков достаточно трудно бывает порой найти тот самый, который согласится-таки кредитовать частный малый бизнес. Одни ориентированы исключительно на своего «внутреннего потребителя», другие имеют дело только с «середнячками» и «крупняками». Оставшиеся розничные банки, ориентированные на расширение своей клиентской базы, и являются основным источником получения денег на открытие и развитие малого, или семейного, бизнеса. Правда, и эти банки больше любят потребительские кредиты и менее охотно кредитуют предпринимателей. И на финансирование потребностей частных фирм идут подчас те деньги, которые остаются после кредитования покупок квартир, дач, автомобилей, видеотехники и развлечений.

Надо заметить, что за последние два года многое изменилось во взаимоотношениях банков и предпринимателей. Сегодня банки стали гораздо лояльнее, мягче и доверительней относиться к малому и среднему бизнесу, сильно сократили сроки рассмотрения заявок, уменьшили число подаваемых документов, стали выдавать ссуды без залога, под поручительство. И все же необходимое требование для получения кредита – фирма уже должна существовать какое-то время на рынке. А если деньги нужны именно под открытие бизнеса? Тогда прийдется оформлять кредит на частное лицо под залог машины, второй квартиры или другой недвижимости.

Отрадно, что в последнее время наше правительство начало хоть какую-то поддержку развития малого и среднего бизнеса, а именно таковым, по преимуществу, и является бизнес семейный. В этом случае можно воспользоваться фондами поддержки малого бизнеса. Но они развиты в основном в Москве и Санкт-Петербурге. В этих городах в рамках проектов поддержки малого предпринимательства можно получить кредиты под поручительство фондов.

Следующее, что можно посоветовать начинающему предпринимателю – поискать региональный бизнес-инкубатор. Он организовывается при реализации программы поддержки мелкого и среднего бизнеса местными властями и создан для поддержки предпринимателей на ранней стадии их деятельности (предприятие должно работать не более года). Зачастую он предоставляет в аренду нежилые помещения с полным спектром офисных услуг. Таким образом, можно решить основную проблему – где и на что начать работать. Правда, если вы решили начать свой бизнес с открытия производства, то такой инкубатор вряд ли вам сильно поможет.

Среди открывающих свое дело предпринимателей по-прежнему популярным остается старый способ – попросить денег у тех же родственников и знакомых, желательно под небольшой процент. В России, по данным статистики, до 90 % начинающих свое дело компаний и до 75 % индивидуальных предпринимателей берут в долг у близких, знакомых и друзей. Ростовщичество, как и в старые добрые времена, в нашей стране по-прежнему живо.

Если вы обладаете изрядной долей настойчивости и даром убеждения, то можно попробовать открыть дело и без стартового капитала, например в области торговли. Как я не раз подчеркивала и буду еще не единожды упоминать, главное при строительстве своего бизнеса (большого или маленького) – это формирование взаимного доверия и с вашим персоналом, и с партнерами, и с клиентами, и с поставщиками. В идеале даже конкуренцию можно превратить в доверительные кооперационные отношения, если, разумеется, вы не производите совершенно аналогичную продукцию, что бывает не столь часто. Правильное определение своей ниши и именно своего клиента поможет создать базу для формирования доверия и партнерских отношений даже с теми, кто на первый взгляд казался вам конкурентом. Предположим, у вас с конкурентами два одинаковых ателье по пошиву театральных костюмов. Вы с ним бьетесь за одних и тех же клиентов, но поддерживаете добрососедские отношения. И вдруг в городе случается городской карнавальный фестиваль. Клиенты обрушиваются на одного из вас, но он добровольно передает часть клиентов конкуренту, прекрасно понимая, что сам не может справиться собственными силами в срок. В прибыли остаетесь вы оба, нет недовольных клиентов, которым сорвали сроки, поэтому они могут стать вашим постоянным партнерами. Второе ателье в свою очередь окажет вам подобную услугу в другой раз, когда ситуация сложится в его пользу, а у него не хватит ресурсов справиться с резко возросшим спросом. По крайней мере, это принято в том издательском и полиграфическом бизнесе, в котором работала я, и в проигрыше от таких добрососедских отношений никто не оставался. Взаимообмен товарами и потенциальными покупателями, оказание поддержки друг другу денежными средствами – востребованная потребность сегодняшнего рынка, когда помощь государства столь мала, а налоги и иностранная конкуренция настолько сильны, что порой единственный шанс сегодняшнего мелкого предпринимателя выжить – это кооперирование в различные фонды и ассоциации со столь же мелкими предпринимателями. Скооперировшись, вы можете претендовать на скидки, снизить транспортные расходы, даже преодолеть мздоимство чиновников. И если вам удастся построить доверительные отношения, считайте, что львиная доля успеха вам обеспечена.

Итак, финансовый механизм, позволяющий это сделать, носит название коммерческого, или товарного, кредита.

Рассмотрим, что это такое. Вы открываете магазин или мини-пекарню, а ликвидности, т. е. попросту говоря, наличных денег, не хватает. Можно взять товар в долг. При этом при благонадежности вашего бизнеса, при правильно построенных переговорах с поставщиками они вполне могут отпустить вам товар или расходные материалы для производства в долг, под «честное слово», под расписку, под вексель. Это и есть товарный, или коммерческий, кредит. В первых двух случаях, как правило, товар вам обходится без дополнительных процентов за предоставление отсрочки платежа. В третьем случае – и срок предоставления отсрочки дольше, и ваши затраты на привлечение и пользование чужими денежными средствами выше. При выдаче векселя вы оговариваете, какой процент за отсрочку платежа вы платите. В любом случае вексельная программа выгоднее, чем любой банковский кредит, и требует гораздо меньше усилий и времени от предпринимателя, что очень ценно в бизнесе, где время – деньги. Воспользоваться им могут все (от крупного предприятия до маленького магазинчика). Главное – не затягивать отсрочку платежа до бесконечности. Иначе и доброе имя потеряете, что в наших условиях взаимных договоренностей, бартера и отсрочки оплаты по принципу «поверю на слово» – конец для вашего небольшого бизнеса или по крайней мере приличные убытки. Тогда как вовремя отданные деньги дадут вам возможность дополнительных товарных кредитов, упрочат вашу репутацию на рыке как солидного партнера. В следующий раз вам предоставят кредит на более длительный срок и без дополнительных процентов за отсрочку платежа по товару. В свое время, когда мы организовывали свой первый семейный бизнес (торговую сеть продуктовых магазинов), мы постоянно пользовались подобным коммерческим кредитом. При этом мы использовали товарный кредит и официально – с дополнительным процентом за отсрочку в 10 дней, это в торговой терминологии называлось «отдать на консигнацию». Отдавали нам товар и под «честное слово», тогда кредит варьировался от 2 до 4 дней, иногда нам предоставляли свою продукцию на полную реализацию: многие фирмы, закрепляющие свои позиции на местном рынке, охотно шли на это, а за первый год работы создалась репутация пусть мелкого, но надежного партнера. Подобное лавирование позволило нам создать достаточно широкий ассортимент в нашем магазине и быстро поднять выручку, не стало острой проблемы с нехваткой наличных денег. В сегодняшней нашей фирме мы также прибегаем к такой форме финансирования, получая с отсрочкой необходимые нам канцелярские материалы, рекламу в газетах и на телевидении. Мы широко используем товарный кредит и ценим его за доступность, гибкость, быстроту получения, простоту оформления и небольшие проценты, но очень важно постоянно помнить, что злоупотребление этим источником может привести к падению рейтинга кредитного доверия к фирме и в дальнейшем послужить поводом к продаже товаров фирме по повышенным ценам. Поэтому, используя этот вид финансирования, мы со всей тщательностью относимся к своим обязательствам по погашению задолженности в срок.

Очень удобной формой кредитования для малого и среднего бизнеса, как существующих на рынке, так и начинающих, является вексель, на котором хотелось бы остановиться подробнее. Вексель был в широком ходу в дореволюционной России, но сейчас незаслуженно забыт. Итак, что такое вексель, когда он выдается? Как известно, честное слово хорошо, но официальная бумага лучше. Самоубийств из-за карточного долга у нас после 1917 года практически не случалось, да и девиз купечества «выгода превыше всего, но превыше ее честь» тоже оказался утраченным и забытым. Поэтому бумагу мы все же ценим порой больше и часто открытому счету, а именно такое название в экономической науке получил товарный кредит без документального оформления, предпочитаем более надежное письменное обязательство.

Вексель – долговое обязательство, в котором должник обещает погасить взятую в долг сумму через определенный, прописанный в векселе срок. При этом часто в векселе указывается и процент, который должен заплатить должник за предоставленный кредит. Оформляются векселя на специальной бумаге. Векселя могут быть двух видов – простыми, выписываемыми самим должником, и переводными, выписываемыми кредитором. Вексель в дальнейшем может передаваться от одной фирмы к другой посредством передаточной надписи. Такая ценная долговая бумага остается и на сегодняшний день одной из самых удобных и быстрых форм финансирования. Мы до недавнего прошлого широко применяли векселя, хотя определенные трудности и нюансы есть и при использовании этого источника финансирования. Дело в том, что их очень часто подделывают, а проверить подлинность подписей на этих ценных бумагах бывает достаточно трудно. Подложные векселя стали довольно широким рыночным «инструментом» на современном рынке. Такие бумаги получили почетное название «бронзовых векселей» и послужили причиной того, что удобный финансовый инструмент сошел сегодня практически на нет. Но, повторяю, использовать его при сформированных отношениях с партерами можно. Еще одно, что ограничивало нас в использовании векселей – они оформляются на специальных бланках, а их надо специально закупать. И все же гораздо проще выписать вексель, чем получить ссуду или займ. Поэтому, если у вас острая необходимость в денежных средствах, вы вполне можете воспользоваться этим средством платежа. В любой момент держатель векселя может перепродать его третьему лицу и получить деньги с определенным процентом, так что векселя при всем их удобстве являются высоколиквидным денежным средством.

Финансовым источником развития нашего бизнеса долгое время служила наша собственная чистая прибыль, а также «пивные деньги» нашего представительства. После многолетнего опыта я могу сказать: если вы хотите добиться развития бизнеса, его роста, любыми способами ищите «дешевые деньги», так как проценты наших «частных инвесторов» порой нас просто «убивали», и мы старались как можно быстрее отдать не только проценты, но и сами занятые суммы. А альтернативой таким «доброжелателям» на сегодняшний день могут стать как фонды поддержки малого бизнеса, так и коммерческие банки. Правда есть еще один вариант, и однажды мы тоже им воспользовались – привлечь в совладельцы состоятельного, заработавшего на Севере или в Сибири определенные деньги человека, назначить его управляющим в какой-либо торговой точке и попросить за вход в бизнес «финансового вливания» на пользу делу, под будущие, так сказать, проценты с прибыли. Но это опасно частичной утратой семейного контроля над своим бизнесом. Таким образом, у любого финансового источника есть своя цена, которую вы должны знать, прежде чем остановить свой выбор на том или ином виде финансирования своего дела. Успешные бизнесмены нередко делились со мной рецептами своего преуспевания. Владелец одной небольшой, но активно развивающейся типографии на мой вопрос, как удалось ему так быстро (за три года) оснастить свой производственный цех всем необходимым оборудованием и даже закупить новую печатную машину, стоившую больше миллиона, ответил «А я брал кредиты. Под квартиру, гараж, машину, закладывал все, что мог – и покупал оборудование. За полгода его окупал, только трудиться приходилось без выходных, сам был и продажником, и печатником, жена – бухгалтером, брат – наладчиком. Но мы поднялись. За год отдавали кредит и брали новый – докупали все необходимое. А начал я со стареньких машин – теперь-то я их уже продал, и не без выгоды, а одна вон осталась, и как память, да и послужит еще». «И неужели ты вот так не боялся все заложить. А вдруг бы все потерял, прогорел, остался без крыши на головой?» – удивилась я. «Удача смелых любит. Чтобы чего-то добиться, надо рискнуть, порой даже всем, что есть». И я полностью согласилась с ним – передо мной был результат в виде готовой, полностью оборудованной типографии. Но далеко не каждый из нас может поступать так авантюрно, полагаясь только на собственное трудолюбие и удачливость.

Таким образом, резюмируем. Мы можем выбрать следующие источники получения стартового капитала: коммерческие банки, некоммерческие фонды поддержки бизнеса, частные «инвесторы» или местные ростовщики, те же родственники, привлечение соучредителей или совладельцев, получение товара в кредит, на полную или частичную реализацию. Какой из способов лучше – решать надо в каждом конкретном случае индивидуально, просчитав стоимость привлекаемого капитала для выбора наиболее оптимального варианта.

И наконец, мы подошли к самому интересному и самому молодому источнику финансирования стартового бизнеса – венчурному, или по-русски рискованному, кредитованию. Этот способ возник в недалеком прошлом, в 70-х гг. прошлого столетия, в Америке, первооткрывательнице очень многих бизнес-идей.

Первые венчурные российские фонды были созданы еще в 1994 году, но полноценное венчурное финансирование начало развиваться при поддержке российского и столичного правительства совсем недавно – с 2006 года. При этом подчеркивается, что получить инвестирование из созданного фонда смогут не только созданные и развивающиеся предприятия, но и «нулевые» или только что созданные.

Что такое венчурное финансирование, в чем его привлекательность для семейного бизнеса? Прежде всего, для получения инвестиций в венчурном фонде достаточно бизнес-идеи, а по большому счету у начинающего предприятия больше ничего и нет, активы еще не накоплены, прибыли нет, в залог зачастую отдавать нечего, а получить поручительство хлопотно и не всегда возможно. Тогда на помощь и приходят так называемые «бизнес-ангелы», или инвесторы, у которых есть дополнительные деньги, которые они вкладывают в новые высокотехнологичные предприятия, обладающие научно-техническим потенциалом, запатентованными научными разработками или уникальными открытиями, высоким потенциалом роста и развития. Венчурное финансирование всегда в достаточной степени рискованное и осуществляется новым акционером на свой страх и риск, без каких-либо гарантий возврата средств. В этом его принципиальное отличие от банковского капитала. Т. е. ваш стратегический партнер вкладывает в ваш бизнес определенную часть денег, но при этом не выкупает контрольного пакета и зачастую совершенно не участвует и не настаивает на участии в управлении предприятием, оставляя это полностью в руках собственника бизнеса. В этом его безопасность для хозяина бизнеса. Но так как риск невозврата денег в данном случае велик, то и отдача бизнеса должна быть весомой – не менее 30–40 % годовых. Шанс получить подобное инвестирование увеличивается при правильно составленном бизнес-плане и проведенных переговорах с будущими инвесторами. При этом финансирование происходит только после завершения строгого отбора, который выявляет наиболее перспективных в плане развития партнеров. В дальнейшем инвесторы, напрямую не касаясь управления бизнесом, всячески помогают советами и консультациями, так как не менее собственников заинтересованы в высокой отдаче на вложенные инвестиции. Это еще одно преимущество венчурного финансирования перед банковским кредитом. И наконец, здесь нет процентов, нет обязательного остатка на счетах, инвесторы участвуют вместе с вами в вашем деле, и если дело разваливается, то вы не оказываетесь должны венчурному инвестору. Правда, если выигрываете, то достойно вознаграждаете источник финансирования, это определяется долей предоставленных венчурным фондом финансовых средств в капитале фирмы. Срок кредитования длится от 3 до 7 лет. Еще одно неоспоримое преимущество венчурного кредитования – как правило, инвесторы, заинтересованные в быстром развитии бизнеса, не требуют ежегодной выплаты дивидендов, а всю прибыль реинвестируют в производство. Что может позволить компании успешно выиграть конкурс на венчурное финансирование. Запомните несколько правил отбора. Учтите, что если вы и ваш бизнес соответствуют следующим пяти характеристикам, то ваш шанс на успех увеличивается в несколько раз:

– ваш новый бизнес, безусловно, обладает высоким потенциалом роста;

– у вас есть сложившийся коллектив, готовый отдать все свои силы на достижение цели любого предприятия – роста его прибыльности;

– вы способны убедить инвесторов в вашей заинтересованности и полной готовности начать свой бизнес и победить в конкурентной борьбе;

– вы прекрасно позиционируете себя на рынке, зная сильные и слабые места своих потенциальных конкурентов;

– вы умеете договариваться с людьми и находить с ними точки соприкосновения.

Помните, что инвестор – тот, кто участвует в вашем рискованном предприятии своими деньгами с вами на равных. Поэтому доверие и вера в успех здесь просто необходимы. Начинающий бизнес – самый рискованный, поэтому и деньги в него вкладывают только под самые убедительные бизнес-проекты с большим потенциалом роста. Как правило, венчурное кредитование получают научно-производственные объединения, нацеленные на выпуск нового продукта, высоко востребованного на рынке.

Таким образом, в данной главе мы рассмотрели главные предпосылки успешного начинания дела – от определения своего места на современном рынке и до нахождения источника финансирования. Но любая идея требует конкретизации и реализации. Именно эту задачу и решает бизнес-план, которому будет посвящена следующая глава пособия.

ГЛАВА 4. СОСТАВЛЯЕМ БИЗНЕС-ПЛАН

4.1. Цели и задачи бизнес-планирования. Структура и оформление документа

Исходя из своего более чем 10-летнего опыта общения с предпринимателями малого и среднего бизнеса могу сказать, что планировать мы не любим и считаем это занятие ненужным пережитком социалистических времен. Мои знакомые верят в интуицию, рассчитывают на свой и чужой опыт, доверяют наработанным деловым связям, знают порой законы рынка, но в планирование не верят и заниматься им не желают, считая это напрасной тратой времени и сил. Даже когда нужно брать банковский кредит или оборудование в лизинг, мои бизнесмены предпочитают закладывать квартиру, оборудование, имущество фирмы, автомобили, но не составлять бизнес-план. А на самый крайний случай готовы заплатить дополнительные деньги фирме, профессионально занимающейся написанием бизнес-планов (надо заметить, такая услуга стоит приличных денег, в среднем 10 000 рублей), продолжая считать бизнес-план неприятной формальностью.

Вряд ли кто возьмется отрицать, что настоящий бизнес строится для получения максимальной прибыли. Но мировая практика ведения бизнеса доказывает, что любая распланированная деятельность на 20–30 % эффективнее той же самой, но осуществляемой без плана. Поэтому, пренебрегая планированием, мы попросту теряем свой доход. Это в равной степени касается любой деятельности (от торговли до производства), потому что возникающие из-за отсутствия планирования простои оборудования или полупустой от недостатка товара зал в любом случае ведут к упущенной выгоде, а выпуск невостребованного товара ведет к закрытию предприятия, как и торговля по неконкурентоспособным ценам.

Итак, что же такое бизнес-план? Прежде всего, это документ. Бизнес-план не может держаться в голове, он в обязательном порядке излагается на бумаге. Во-вторых, это структурированный документ, имеющий несколько разделов: оформленный согласно действующим правилам и нормам титульный лист, резюме, описательную часть и заключение с выводами, рекомендациями, списком используемой литературы. В-третьих, это всегда документ внутрифирменного планирования, своего рода оценка собственных способностей фирмы к ведению предпринимательской деятельности, понимание своего места на рынке, стратегия поведения и источников финансирования. То есть конкретизация фразы «как, что и для кого создаем». В то же время создание бизнес плана помогает заранее увидеть возможные проблемы начинающегося бизнеса и решить их на начальном этапе. Недаром говорится: «Кто предупрежден, тот вооружен». И, в-четвертых, бизнес-план – это главный козырь в получении дополнительных инвестиций в ваш бизнес, не важно, будет ли это лизинг или банковский кредит. Именно этим созданным вами документом вы заинтересовываете своих будущих инвесторов, доказывая, что вы начинаете свое дело продуманно, все тщательно взвесив, находитесь «в здравом уме и твердой памяти» и, безусловно, верите в успех своего начинания, несмотря на всю рискованность шага. Создавать бизнес-план лучше самому бизнесмену, не прибегая к помощи специализированных фирм. Если необходима помощь, лучше привлеките консультанта, соберите коллег, продумайте вместе с семьей, тем более что открывающееся дело – семейное. Это похоже на написание диплома, можно, конечно, перепоручить, но защищать-то и работать по специальности все равно прийдется вам. И если вы проявите в защите неуверенность или незнание некоторых деталей, доверие к вам как потенциальному партнеру будет потеряно надолго. Писать лучше самому и еще по одной причине – вы проверяете свою самоорганизованность и готовность начать дело, изучаете всю его специфику, знакомитесь с конкурентной средой и рынком сбыта, изучаете потенциальный спрос и создаете портрет своего потребителя, анализируете финансовые потоки, оцениваете будущие риски. Вряд ли кому-нибудь приходило в голову сесть за руль автомобиля и выехать на городскую улицу, не изучив правил движения и не пройдя должной практики. А если приходило, заканчивалось это, как правило, весьма плачевно. Так и в бизнесе, чтобы «порулить», необходимо знать определенные правила, изучить повороты, узнать, где скрыты «лежачие полицейские», где опасные перекрестки и куда въезд запрещен, иначе дело может кончиться так же печально, как и с водителем, не умеющим держать руль и жать на тормоза. Так вот, бизнес-план – это экспресс-курс по изучению «правил вождения в бизнесе», который поможет вам облегчить и оптимизировать ваш путь к конечной цели и правильно рассчитать ресурсы, чтобы не оказаться посреди пути без сил и без горючего для дальнейшего движения. С другой стороны, это и ваша карта движения, на которой обозначен ваш маршрут. Созданный бизнес-план придаст вам значимость не только в глазах потенциальных «бизнес-ангелов» вашего бизнеса, но и в лице вашей семьи – будущих ваших коллег. Они поймут, что вы не просто любитель покататься, а человек, прошедший «определенную школу вождения», получивший водительские права, поэтому ехать с вами не только приятно, но и безопасно. В ходе бизнес-планирования вы расставите определенные точки контроля, по которым потом сможете достаточно легко контролировать развитие вашего бизнеса и вовремя определять, где пошло не так, что необходимо изменить. С планом у вас появляется определенная стабильность и предсказуемость в неопределенной и изменчивой рыночной среде.

Итак, как уже говорилось, бизнес-план – это структурированный документ из определенных разделов. Первое, с чем встречается инвестор, для которого готовится бизнесплан – это оформление титульного листа. Поэтому при подготовке необходимо отнестись к оформлению обложки, как к визитной карточке или деловому костюму: минимум деталей, но все высокого качества. На обложке указывается название организации, ее юридический адрес, электронная почта и телефоны, имя руководителя или другого человека, который отвечает за бизнес-план.

Дополнительную солидность придадут фирменная бумага компании, ее логотип, эмблема и другие деловые атрибуты. Поэтому их тоже лучше поместить на обложку, но не все сразу, а что-либо одно, чтобы обложка не стала пестрой, излишне яркой и перегруженной. На титульном листе указывается также адресат, которому передается на рассмотрение бизнес-план. Очень презентабельно и по-деловому солидно выглядит бизнес-план, переплетенный в твердую обложку, также хорошо смотрится пластиковая обложка темных тонов.

Сразу за страницей с содержанием вашего бизнес-плана идет короткое, от 2 до 4 страниц машинописного текста, резюме всего документа. Оно в максимально концентрированном виде содержит описание вашего нового дела: выпускаемую продукцию, ее уникальность и главное отличие от продукта, уже существующего на рынке, сырье, из которого производится изделие. Если это услуга – в чем именно она состоит, кому оказывается, в чем ее новизна. В обязательном порядке в резюме указывается, какие цели вы преследуете, начиная свой новый бизнес. Это своего рода мини-презентация вашего нового продукта или услуги.

Приведу несколько примеров: если вы начинаете издавать журнал или газету, то указываете ее направленность, общественные цели, ее адресатов и целевую аудиторию, какие идеи будет проводить ваш журнал или газеты в жизнь, актуальность и востребованность тематики, интерес, представляемый изданием для читателей. Количество страниц, бумага, график выхода, авторы, сотрудничающие с журналом, тоже указываются в резюме.

Если открываете магазин, то обратите внимание на свою покупательскую аудиторию, ее ожидания, ее стиль жизни. Представьте словесный портрет своего покупателя и объясните, почему именно ваш магазин сможет максимально удовлетворить его покупательские потребности, какой комплекс постпродажного сервиса позволит вам завоевать лояльность покупателей. При этом обязательно указать месторасположение магазина, график работы, количество обслуживающего персонала, интерьер и торговую площадь.

Если вы создаете свою мини-типографию, то обязательно перечислите ассортимент, для какого сегмента рынка бы будете производить продукцию – деловые визитки и буклеты, глянцевые журналы, или это будет этикеточная продукция, бланки. Укажите ваше оборудование, контракты с партнерами, если они уже заключены, коротко перечислите закупленное оборудование и его мощности.

Несколько подробнее надо остановиться на востребованности услуги или продукта, их актуальности в рыночных условиях. Если подобный продукт выпускается только за рубежом или данная услуга (издание) являются для вашего региона новинкой – обязательно следует это указать, так как это лишний раз подчеркнет конкурентное преимущество вашего нового бизнеса. В резюме коротко говорится об основных источниках финансирования, поддержке со стороны государственных или частных структур, патронаже, если таковой имеется, рисуется перспектива развития, говорится о емкости рынка и количестве потенциальных потребителей вашего продукта. Обязательно должно прозвучать слово о миссии предприятия как его главной стратегической цели. У издания это может быть формирование положительного облика бизнес-среды в глазах общественного мнения, у создателей производства по выпуску нового напитка – завоевание определенной (обозначенной в цифрах) части рынка. При этом нужно указать, каким образом будет строиться сбыт продукта. При создании типографии необходимо опять же подчеркнуть, какой сегмент полиграфического рынка вы должны освоить за ближайший год, какие шаги для этого уже предприняты. Неплохо указать существующую и потенциальную клиентскую базу. В конце приводятся источники финансирования

Обращается внимание, хватает ли вам исключительно собственных средств или вам требуются займы, а также за какой период вложенные инвестиции, если они требуются, окупятся. Резюме, несмотря на всю свою краткость, – самый важный раздел любого бизнес-плана, так как первым делом инвесторы, если вы хотите взять ссуду, будут читать именно его, а чаще всего именно им и ограничатся. Поэтому оно должно быть при всей краткости максимально убедительным и доказательным. Сторонние люди должны поверить, что ваше дело стоит того, чтобы в него вкладывать деньги.

Таким образом, в резюме в обязательном порядке должны быть представлены привлекательность и перспективность вашего бизнеса, оценка уровня прибыли и выручки от продаж, необходимые затраты по продвижению товара или услуги, время и способ возврата вложенных средств, время окупаемости проекта, необходимый капитал для открытия дела. Остальное добавляется в зависимости от специфики вашего нового предприятия.

Маркетинговый анализ рынка

Следующий раздел, которому отводится достаточно большое место в бизнес-плане – собственно деловая часть, в которой вы подробно приводите доказательную базу вашего резюме, даете обоснование сделанным в нем выводам, опираясь на проведенные исследования, приводите цифры, статистику. И начинается эта часть бизнес-плана с анализа существующего рынка. Главная ваша задача при создании этого раздела документа – показать, как ваше вновь создаваемое дело вписывается в уже существующий рынок, в чем оно продолжает тенденции развития рынка, в чем его новизна, уникальное конкурентное преимущество. В дальнейшем именно выявление этой «изюминки» поможет создать грамотную рекламу и стратегию продвижения товара.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 267; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.135.202 (0.044 с.)