Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Семейный бизнес в России и в мире

Поиск

ВВЕДЕНИЕ

Сегодня мы живем в эпоху бурного роста российской экономики. Выгляните в окно или просто пройдитесь по улице – и вы сразу убедитесь: что-что, а мелкое предпринимательство сегодня процветает. Открываются восточные ресторанчики и бистро с домашней кухней, мелкие магазинчики и торговые центры, создаются новые издательства, рекламные агентства. Огромные супермаркеты, не помещаясь в городском пространстве, осваивают пустынные окраины. Развитие сферы услуг и торговли видны невооруженным взглядом. Все первые этажи многоэтажек выкуплены под новые торговые точки, парикмахерские, туристические и рекламные агентства, ателье и ремонтные мастерские, салоны оперативной полиграфии и дизайн-студии. Наверняка у любого из вас найдется десяток-другой знакомых, открывших в последние годы свое небольшое дело (в одиночку или скооперировавшись с компаньонами).

В какой-то степени это стало результатом дефолта десятилетней давности, после которого импортные товары настолько выросли в цене, что наш покупательский спрос волей-неволей обратился к продуктам отечественных производителей. Последовавший за этим через несколько лет небывалый взлет цен на нефть и ажиотажный спрос на энергоресурсы привели к появлению в стране невиданного количества нефтедолларов, в результате мы избавились от дефицита государственного бюджета, усилилась социальная политика страны, и в конечном итоге возросла покупательская способность рядового населения. Для экономики страны сложилась весьма благоприятная ситуация с точки зрения дальнейшего развития и занятия устойчивых позиций не только на национальном, но и на мировом рынке. Возможное вступление России в ВТО откроет в будущем для российских производителей закрытые на сегодняшний день рынки сбыта, в том числе продуктов легкой и пищевой промышленности, сельского хозяйства.

ГЛАВА 1. СЕМЕЙНЫЙ БИЗНЕС В РОССИИ И В МИРЕ

Виды семейного бизнеса

Сегодня развивается именно сектор малого и среднего бизнеса – основа благосостояния любого государства, как свидетельствует опыт Америки, Азии и европейских стран. Новую фирму могут создать люди, состоящие в дружественных отношениях, хорошо знакомые друг с другом, и тогда возникает предприятие, созданное компаньонами на паях. Но чаще новое дело организовывают родственники, близкие или дальние, но относящиеся к одной «семье». Такие фирмы получили в мировой терминологии название «семейных фирм», или «семейного бизнеса». При этом, чтобы оставаться семейной фирмой, сама компания, а также собственный капитал компании, должны оставаться в руках семьи и передаваться по наследству. Не только в нашей стране, но и в развитых странах сохраняется тенденция последних лет к открытию все новых семейных кампаний. В России, по данным некоторых аналитиков, в определенных отраслях экономики (например, сельское хозяйство, пищевая промышленность, текстильная промышленность, IT-технологии и торговля) до 80 % всех малых и средних предприятий являются семейными кампаниями.

Всю совокупность семейного бизнеса по структуре и рассредоточению капитала, по управлению организациями, по величине самих компаний можно условно разделить на две группы.

Первая – семейный бизнес в узком смысле, т. е. фирма, в которой работают члены семьи и их ближайшие родственники. Как правило, это небольшие компании с персоналом редко более 10 человек. При этом здесь можно выделить такие обособленные подклассы, как бизнес одной семьи, где на благо общего дела трудятся только ближайшие родственники – муж, жена, сын, брат, отец. Такие фирмы в ряде стран, например в Канаде или Америке, как, впрочем, и в нашей стране, составляют большинство семейных компаний. Это, в первую очередь, различные ИП, еще до недавнего времени называвшиеся страшной аббревиатурой ПБОЮЛ, расшифровывавшейся как «предприниматели без образования юридического лица». В таких компаниях отсутствует четкое должностное разделение полномочий, нет самой структуры подчинения, нет иерархических ступеней. Лидерство принадлежит главе семейства, а остальные выполняют свою работу так, как понимают ее. По такому принципу часто строятся небольшие магазинчики, где дочь – продавец, жена – бухгалтер и снабженец, а отец – руководитель и водитель в одном лице. По этому же принципу зачастую строятся консалтинговые фирмы, кадровые агентства, семейные небольшие издательства. При этом нет прописанных должностных инструкций, есть функциональная взаимозаменяемость, все члены семьи «кровно» заинтересованы в выживании их маленького семейного дела. Второй подкласс – бизнес нескольких родственных семей. Это, как правило, уже подросшие «семейные» компании с четко поставленной организацией и структурой подчинения, где семейные отношения переходят в «деловые», и приходится считаться, что часть родственников становится управленцами, а часть – их подчиненными. Зачастую на этапе перехода компании от собственно семейной фирмы к междусемейному объединению ее поджидают серьезные управленческие проблемы разделения власти и накопленного фирмой капитала. Семейные обиды от незаслуженных повышений в должности одних членов и скоротечных понижений других, начавшиеся семейные склоки и скандалы в конечном итоге могут привести и к закрытию самого дела.

Поэтому на данном этапе важно обойти все острые углы, разрешить все внутренние конфликты, прийти к общесемейному пониманию целей и задач общего бизнеса, четко разграничить функции и ответственность всех работников фирмы.

Вторая большая группа семейного бизнеса – фирмы, которые наследуются из поколения в поколение, владельцами которых являются целые семейные кланы. К данной группе, формирующей иностранный семейный капитализм, относятся, как правило, крупные и очень крупные компании типа международных корпораций с множеством дочерних структур. В этом случае «семье» принадлежит только контроль над компанией за счет семейного пакета акций. В каждой стране семье необходимо сохранять разный процент акций для того, чтобы иметь право именоваться семейной фирмой. В Финляндии – не менее 50 %, в Америке и Германии достаточно сохранять около 25 % акций в руках одной семьи, при условии, что это самый весомый из всех акционерных пакетов данной кампании, а остальные акции рассредоточены между множественными мелкими владельцами небольших пакетов акций. Есть и еще один способ сохранения контроля семьи над компанией – выпуск акций двух классов с различным количеством голосов на каждую акцию (в семье остаются акции, дающие, например, право 10 голосов, а на фондовый рынок поступают акции с правом 1 голоса на каждую акцию; или только за семейными акциями остается право выбора членов совета директоров. Таким образом, можно сохранить контроль над фирмой и одновременно привлечь дополнительный, столь необходимый для развития любой фирмы капитал.

Тест

1. Знаете ли Вы, что у Вас получается лучше всего, какую услугу Вы можете оказывать за вознаграждение?

2. Востребована ли эта услуга среди населения?

3. Считаете ли Вы конкуренцию необходимой составляющей современного рынка?

4. Определились ли Вы, как будете выходить из ситуации в случае банкротства?

5. Обладаете ли Вы недюжинной настойчивостью и умением довести дело до конца, чего бы это ни стоило?

6. Есть ли среди Ваших коллег и партнеров люди, которым Вы доверяете на все 100 %?

7. Способны ли Ваши партнеры развивать Ваш бизнес в случае, если Вам прийдется отойти от дел?

8. Ваша деятельность полностью законна?

9. Если Вам предложат невероятно прибыльное дело с доходом до 200–300 % в год, будете ли Вы раздумывать над столь выгодным предложением?

10. Задумываетесь ли Вы над информацией, которую приносят Вам?

11. Предпочтете ли Вы вложить Вашу прибыль в дело, а не потратить ее на свои насущные потребности?

12. Есть ли у Вас союзники среди родных?

13. Сохраняете ли добрые отношения с Вашими партнерами?

14. Можете ли Вы утаивать информацию о получаемых доходах?

15. Способны ли Вы к работе без выходных по 15 часов в сутки?

Итак, резюмируем: для осуществления успешной предпринимательской деятельности нужно обладать определенной самостоятельностью, видением общей ситуации на рынке, а значит, развитыми аналитическими способностями. При этом совершенно необходимо уметь завоевывать доверие людей и самому доверять незнакомым людям, обладать настойчивостью, умением контролировать свои потребности и капризы, огромной работоспособностью. Ко всему прочему, предприниматель должен уметь рисковать и знать последствия своего риска, уметь работать в постоянной обстановке нестабильности и неустойчивости, обладать повышенной стрессоустойчивостью и железными нервами. И если вы можете похвастаться всеми этими редко сочетающимися в одном человеке качествами, то смело можете начинать свое дело, по крайней мере есть некая гарантия, что вы не бросите заниматься им после первых двух лет, а значит, сможете и преуспеть.

Интересно отметить, что американцы прекрасно понимают: чтобы стать предпринимателем, одного желания или вынужденного решения мало, необходимы определенные психологические способности человека, данные ему от рождения, определенный склад характера, и при поступлении во всемирно известную Гарвардскую бизнес-школу необходимо пройти специальный тест Мейерма-Бриггса на наличие предпринимательских способностей. Благодаря такому «творческому» конкурсу, более 80 % выпускников остаются в бизнесе и преуспевают в нем. Согласно той же американской статистике, среди желающих открыть свое дело, но не прошедших этот тест, в бизнесе остаются только около 30 %. Разница впечатляет, поэтому лучше уяснить для себя на самом старте, способны ли вы стать коммерсантом, принесет ли вам это занятие радость и удовлетворение, позволит ли самореализоваться, как личности. Как подметили и не раз рассказывали российские психологи, успешным может стать только счастливый человек. Поэтому прежде чем открыть свое дело, трижды подумайте – стоит ли начинать, и дело даже не столько в том, есть ли у вас определенные навыки в каком-либо ремесле, умеете ли вы что-то производить. Гораздо важнее – есть ли у вас коммерческие способности, сможете ли вы продать свои услуги, заинтересовать в них, порадует ли вас состязательных дух, постоянный спортивный спринт, конкуренция, без которой невозможен бизнес. Если нет – у вас остается шанс преуспеть, но вам совершенно необходимо скооперироваться с человеком из своего окружения, который обладает ярко выраженными способностями предпринимателя.

Итак, вы решили стать предпринимателем и организовать собственное дело, но теперь уже совершенно точно понимаете, что в бизнесе в одиночку вы преуспеть не сможете (не тот склад характера). Тогда необходима кооперация, или объединение с компаньоном. Для успешного дела необходимо, чтобы компаньон по своим качествам и деловым характеристикам мог вас дополнять. Например, вы – уникальный специалист в определенной области, обладаете недюжинными аналитическими способностями и терпением в достижении цели, но совершенно не знаете, как договариваться с нужными людьми. Тогда ваш компаньон в обязательном порядке должен обладать коммерческим талантом, находить нужные связи и уметь представить товар в нужном для людей свете. При этом обладать активным амбициозным характером, любить спорт и конкуренцию, обладать выдержкой хорошего бегуна на длинные дистанции, чтобы не только удачно стартовать, но и к финалу оказаться не последним. Именно таким успешным примером создания семейного бизнеса может послужить Лаборатория Касперского, где созданные мужем-программистом Евгением Касперским разработки его супруга-менеджер смогла успешно вывести на рынок и сделать известными на всю страну. В нескольких достаточно крупных издательствах по выпуску детской литературы мужья занимаются продажей книг, а жены – работой с авторами, художниками и художественной редактурой текста, отвечая за содержание книги. А так как матери как никто другой знает потребности и вкусы своих детей, это позволило создать преуспевающее предприятие с миллионными оборотами, и это в издательском бизнесе, где обрести свое лицо и найти свою нишу не так-то легко. При этом интересно отметить, что главным художественным редактором долгое время выступал младший сын семьи и его друзья, за которыми оставалось последнее слово в одобрении макета книги.

ГЛАВА 4. СОСТАВЛЯЕМ БИЗНЕС-ПЛАН

4.1. Цели и задачи бизнес-планирования. Структура и оформление документа

Исходя из своего более чем 10-летнего опыта общения с предпринимателями малого и среднего бизнеса могу сказать, что планировать мы не любим и считаем это занятие ненужным пережитком социалистических времен. Мои знакомые верят в интуицию, рассчитывают на свой и чужой опыт, доверяют наработанным деловым связям, знают порой законы рынка, но в планирование не верят и заниматься им не желают, считая это напрасной тратой времени и сил. Даже когда нужно брать банковский кредит или оборудование в лизинг, мои бизнесмены предпочитают закладывать квартиру, оборудование, имущество фирмы, автомобили, но не составлять бизнес-план. А на самый крайний случай готовы заплатить дополнительные деньги фирме, профессионально занимающейся написанием бизнес-планов (надо заметить, такая услуга стоит приличных денег, в среднем 10 000 рублей), продолжая считать бизнес-план неприятной формальностью.

Вряд ли кто возьмется отрицать, что настоящий бизнес строится для получения максимальной прибыли. Но мировая практика ведения бизнеса доказывает, что любая распланированная деятельность на 20–30 % эффективнее той же самой, но осуществляемой без плана. Поэтому, пренебрегая планированием, мы попросту теряем свой доход. Это в равной степени касается любой деятельности (от торговли до производства), потому что возникающие из-за отсутствия планирования простои оборудования или полупустой от недостатка товара зал в любом случае ведут к упущенной выгоде, а выпуск невостребованного товара ведет к закрытию предприятия, как и торговля по неконкурентоспособным ценам.

Итак, что же такое бизнес-план? Прежде всего, это документ. Бизнес-план не может держаться в голове, он в обязательном порядке излагается на бумаге. Во-вторых, это структурированный документ, имеющий несколько разделов: оформленный согласно действующим правилам и нормам титульный лист, резюме, описательную часть и заключение с выводами, рекомендациями, списком используемой литературы. В-третьих, это всегда документ внутрифирменного планирования, своего рода оценка собственных способностей фирмы к ведению предпринимательской деятельности, понимание своего места на рынке, стратегия поведения и источников финансирования. То есть конкретизация фразы «как, что и для кого создаем». В то же время создание бизнес плана помогает заранее увидеть возможные проблемы начинающегося бизнеса и решить их на начальном этапе. Недаром говорится: «Кто предупрежден, тот вооружен». И, в-четвертых, бизнес-план – это главный козырь в получении дополнительных инвестиций в ваш бизнес, не важно, будет ли это лизинг или банковский кредит. Именно этим созданным вами документом вы заинтересовываете своих будущих инвесторов, доказывая, что вы начинаете свое дело продуманно, все тщательно взвесив, находитесь «в здравом уме и твердой памяти» и, безусловно, верите в успех своего начинания, несмотря на всю рискованность шага. Создавать бизнес-план лучше самому бизнесмену, не прибегая к помощи специализированных фирм. Если необходима помощь, лучше привлеките консультанта, соберите коллег, продумайте вместе с семьей, тем более что открывающееся дело – семейное. Это похоже на написание диплома, можно, конечно, перепоручить, но защищать-то и работать по специальности все равно прийдется вам. И если вы проявите в защите неуверенность или незнание некоторых деталей, доверие к вам как потенциальному партнеру будет потеряно надолго. Писать лучше самому и еще по одной причине – вы проверяете свою самоорганизованность и готовность начать дело, изучаете всю его специфику, знакомитесь с конкурентной средой и рынком сбыта, изучаете потенциальный спрос и создаете портрет своего потребителя, анализируете финансовые потоки, оцениваете будущие риски. Вряд ли кому-нибудь приходило в голову сесть за руль автомобиля и выехать на городскую улицу, не изучив правил движения и не пройдя должной практики. А если приходило, заканчивалось это, как правило, весьма плачевно. Так и в бизнесе, чтобы «порулить», необходимо знать определенные правила, изучить повороты, узнать, где скрыты «лежачие полицейские», где опасные перекрестки и куда въезд запрещен, иначе дело может кончиться так же печально, как и с водителем, не умеющим держать руль и жать на тормоза. Так вот, бизнес-план – это экспресс-курс по изучению «правил вождения в бизнесе», который поможет вам облегчить и оптимизировать ваш путь к конечной цели и правильно рассчитать ресурсы, чтобы не оказаться посреди пути без сил и без горючего для дальнейшего движения. С другой стороны, это и ваша карта движения, на которой обозначен ваш маршрут. Созданный бизнес-план придаст вам значимость не только в глазах потенциальных «бизнес-ангелов» вашего бизнеса, но и в лице вашей семьи – будущих ваших коллег. Они поймут, что вы не просто любитель покататься, а человек, прошедший «определенную школу вождения», получивший водительские права, поэтому ехать с вами не только приятно, но и безопасно. В ходе бизнес-планирования вы расставите определенные точки контроля, по которым потом сможете достаточно легко контролировать развитие вашего бизнеса и вовремя определять, где пошло не так, что необходимо изменить. С планом у вас появляется определенная стабильность и предсказуемость в неопределенной и изменчивой рыночной среде.

Итак, как уже говорилось, бизнес-план – это структурированный документ из определенных разделов. Первое, с чем встречается инвестор, для которого готовится бизнесплан – это оформление титульного листа. Поэтому при подготовке необходимо отнестись к оформлению обложки, как к визитной карточке или деловому костюму: минимум деталей, но все высокого качества. На обложке указывается название организации, ее юридический адрес, электронная почта и телефоны, имя руководителя или другого человека, который отвечает за бизнес-план.

Дополнительную солидность придадут фирменная бумага компании, ее логотип, эмблема и другие деловые атрибуты. Поэтому их тоже лучше поместить на обложку, но не все сразу, а что-либо одно, чтобы обложка не стала пестрой, излишне яркой и перегруженной. На титульном листе указывается также адресат, которому передается на рассмотрение бизнес-план. Очень презентабельно и по-деловому солидно выглядит бизнес-план, переплетенный в твердую обложку, также хорошо смотрится пластиковая обложка темных тонов.

Сразу за страницей с содержанием вашего бизнес-плана идет короткое, от 2 до 4 страниц машинописного текста, резюме всего документа. Оно в максимально концентрированном виде содержит описание вашего нового дела: выпускаемую продукцию, ее уникальность и главное отличие от продукта, уже существующего на рынке, сырье, из которого производится изделие. Если это услуга – в чем именно она состоит, кому оказывается, в чем ее новизна. В обязательном порядке в резюме указывается, какие цели вы преследуете, начиная свой новый бизнес. Это своего рода мини-презентация вашего нового продукта или услуги.

Приведу несколько примеров: если вы начинаете издавать журнал или газету, то указываете ее направленность, общественные цели, ее адресатов и целевую аудиторию, какие идеи будет проводить ваш журнал или газеты в жизнь, актуальность и востребованность тематики, интерес, представляемый изданием для читателей. Количество страниц, бумага, график выхода, авторы, сотрудничающие с журналом, тоже указываются в резюме.

Если открываете магазин, то обратите внимание на свою покупательскую аудиторию, ее ожидания, ее стиль жизни. Представьте словесный портрет своего покупателя и объясните, почему именно ваш магазин сможет максимально удовлетворить его покупательские потребности, какой комплекс постпродажного сервиса позволит вам завоевать лояльность покупателей. При этом обязательно указать месторасположение магазина, график работы, количество обслуживающего персонала, интерьер и торговую площадь.

Если вы создаете свою мини-типографию, то обязательно перечислите ассортимент, для какого сегмента рынка бы будете производить продукцию – деловые визитки и буклеты, глянцевые журналы, или это будет этикеточная продукция, бланки. Укажите ваше оборудование, контракты с партнерами, если они уже заключены, коротко перечислите закупленное оборудование и его мощности.

Несколько подробнее надо остановиться на востребованности услуги или продукта, их актуальности в рыночных условиях. Если подобный продукт выпускается только за рубежом или данная услуга (издание) являются для вашего региона новинкой – обязательно следует это указать, так как это лишний раз подчеркнет конкурентное преимущество вашего нового бизнеса. В резюме коротко говорится об основных источниках финансирования, поддержке со стороны государственных или частных структур, патронаже, если таковой имеется, рисуется перспектива развития, говорится о емкости рынка и количестве потенциальных потребителей вашего продукта. Обязательно должно прозвучать слово о миссии предприятия как его главной стратегической цели. У издания это может быть формирование положительного облика бизнес-среды в глазах общественного мнения, у создателей производства по выпуску нового напитка – завоевание определенной (обозначенной в цифрах) части рынка. При этом нужно указать, каким образом будет строиться сбыт продукта. При создании типографии необходимо опять же подчеркнуть, какой сегмент полиграфического рынка вы должны освоить за ближайший год, какие шаги для этого уже предприняты. Неплохо указать существующую и потенциальную клиентскую базу. В конце приводятся источники финансирования

Обращается внимание, хватает ли вам исключительно собственных средств или вам требуются займы, а также за какой период вложенные инвестиции, если они требуются, окупятся. Резюме, несмотря на всю свою краткость, – самый важный раздел любого бизнес-плана, так как первым делом инвесторы, если вы хотите взять ссуду, будут читать именно его, а чаще всего именно им и ограничатся. Поэтому оно должно быть при всей краткости максимально убедительным и доказательным. Сторонние люди должны поверить, что ваше дело стоит того, чтобы в него вкладывать деньги.

Таким образом, в резюме в обязательном порядке должны быть представлены привлекательность и перспективность вашего бизнеса, оценка уровня прибыли и выручки от продаж, необходимые затраты по продвижению товара или услуги, время и способ возврата вложенных средств, время окупаемости проекта, необходимый капитал для открытия дела. Остальное добавляется в зависимости от специфики вашего нового предприятия.

Маркетинговый анализ рынка

Следующий раздел, которому отводится достаточно большое место в бизнес-плане – собственно деловая часть, в которой вы подробно приводите доказательную базу вашего резюме, даете обоснование сделанным в нем выводам, опираясь на проведенные исследования, приводите цифры, статистику. И начинается эта часть бизнес-плана с анализа существующего рынка. Главная ваша задача при создании этого раздела документа – показать, как ваше вновь создаваемое дело вписывается в уже существующий рынок, в чем оно продолжает тенденции развития рынка, в чем его новизна, уникальное конкурентное преимущество. В дальнейшем именно выявление этой «изюминки» поможет создать грамотную рекламу и стратегию продвижения товара.

В свое время, если вы грамотно и ответственно подошли к определению своей ниши на рынке, многое для написания этой части вами уже сделано, теперь нужно только обобщить материал и сделать выводы. Если же нишу вы определяли «на глазок», опираясь только на интуицию или на свои уникальные разработки, тогда при создании документа вам придется приостановиться и собрать необходимое количество материала. Для того чтобы качественно написать данный раздел бизнес плана, необходим мониторинг существующего рынка, выделение его основных тенденций, потому что прежде чем заново создавать велосипед, неплохо посмотреть, нет ли уже точно такого, или может ваша местность и климат не подходят для велосипеда и надо создавать вездеход. В этой части вы подробно останавливаетесь на существующих предприятиях-конкурентах, их сильных и слабых чертах, а также создаете характеристику ваших основных потребителей. Чтобы понять, что у нас предлагается на рынке и чего не достает современному покупателю, что еще можно ему предложить, нужно немало времени посвятить сбору информации. В этом вам поможет и периодическая печать, и собственные наблюдения за действиями конкурентов, и бизнес-разведка, и собственный опыт, и проведенные маркетинговые исследования. Для этого можно обратиться в специальные агентства, которые занимаются проведением мониторинга рынка и изучением потребительских ожиданий населения. Но можно провести их самостоятельно (всей семьей), особенно если кому-либо в доме приходилось проводить опросы людей в общественных местах. Для проведения исследования прежде всего необходимо составить грамотный опросник, вопросы в котором должны быть построены таким образом, чтобы ответы на них позволили вам ответить на два главных вопроса – чем пользуются люди и в чем их это не устраивает. Если у вас есть конкретный конкурент, спрашивайте именно о его товаре или услуге, если нет, то вопросы должны быть более общего характера. Например, если вы создаете новую газету, то вопросы должны быть построены так, чтобы понять, чего в современных изданиях недостает читателю. Например, вы решили издавать кадровую газету, которая будет продаваться в киосках города и у распространителей, а основными ее потребителями будут люди, ищущие работу. Тогда вопросы будут звучать так: какими газетами вы пользуетесь при смене работы?; почему вы выбираете именно это издание?; часто ли вам удавалось устраиваться по этой газете с первого раза?; сколько собеседований вы посетили?; сколько времени вы потратили, последний раз меняя работу?; покупаете ли вы эту газету, если не хотите менять работу? и т. п. Если вы собираетесь начать выпуск нового напитка, то найдите на рынке продукт-заменитель, в зависимости от того, что именно вы станете выпускать, и постройте свои вопросы так, чтобы узнать, какое количество людей потребляют этот продукт. Такое исследование даст вам представление, сколько у вас потенциальных покупателей. Самое главное условие качественно проведенного опроса – выборка респондентов, т. е. тех, кому вы и будете задавать ваши вопросы. В первую очередь необходимо выбрать, в какой последовательности вы будете опрашивать людей – каждого встречающегося (но тогда дело затянется недолго), каждого второго, каждого пятого или методом случайных чисел, который вам может выдать любой домашний компьютер в функции Ехсе1. При формировании выборки нужно учитывать вашу целевую аудиторию. Если вы открываете салон свадебной одежды, то опрос производится среди молодых девушек, а если собираетесь издавать газету для подыскивающих себе работу, то в выборке должны быть представлены как мужчины, так и женщины, причем всех возрастов. Маркетинговое исследование рекомендуется производить в том случае, если вы открываете новое производство или начинаете выпуск нового продукта. Разумеется, наши бизнесмены, открывая свое дело, обычно никаких исследований не проводят. В лучшем случае ограничиваются опросом своих знакомых, но и малый наш бизнес сильно успешным назвать трудно: магазины на одной улице дублируют друг друга, ателье теряются в безвестности, газеты и журналы десятками открываются и только единицы переживают свой первый год существования. В принципе, продать можно любой товар или услугу, потому что потребность у человека можно не только выявить, но и создать (воспитать), но денег и сил на это потребуется в разы больше, поэтому это оказывается порой не под силу малому семейному бизнесу. Маркетинговое исследование позволяет обезопасить себя от неуспешного дела или предупредить о возможных чрезмерных затратах по выведению нового продукта на рынок, поэтому пренебрегать им все-таки не стоит, тем более что средняя цена маркетингового исследования все-таки несопоставима с возможными потерями вашего бизнеса в случае провала. Приведу простой пример. Вы собираетесь открыть магазин в незнакомом вам микрорайоне. Торговать магазин будет продуктами и рассчитан на рядового покупателя со средними и низкими покупательскими способностями. Тогда исследование должно вам показать, какой поток людей ежедневно проходит мимо места, где будет располагаться магазин, где находятся ближайшие магазины, каков их ассортимент и ценовая политика, поток людей и средняя покупка, качество обслуживая. Если люди уходят от них без покупки, неплохо бы выяснить, в чем причина. При этом лучше всего провести опросы покупателей конкурентов и других людей на том месте, где вы собираетесь открыть свой магазин. Это покажет вам, смогут ли к вам перетечь покупатели конкурентов, где лучше всего поставить информационные щиты и как запустить рекламу. Опрос должен также дать ответ на главный вопрос – наиболее уязвимые места конкурентов, т. е. почему не все покупательские потребности удовлетворяются, раз уж люди выходят из магазина, так и не совершив покупки. Это позволит вам максимально грамотно построить свою рекламную компанию. Ведь в одном случае, если ваше место очень бойкое и людской поток мимо проходящих просто огромен, вам достаточно большой заметной вывески. Если основная масса идет не по вашей улице, а по соседской, то вам пригодится почтовая разноска объявлений об открытии нового магазина, информационные щиты на соседней улице. Действенным и достаточно дешевым способом отечественной рекламы по-прежнему остается наше «сарафанное радио», технология которого заключается в распространении информации от знакомого к знакомому, из уст в уста, при этом информация обрастает положительными слухами, советами, рекомендациями. Вариантов рекламы много, и именно исследование ответит вам на вопрос, как грамотно и максимально эффективно построить свою рекламную кампанию.

Проанализировав рынок и нарисовав полную картину, что из себя представляет ваше предприятие в современной рыночной структуре, вы переходите к следующей части плана – определяете свою маркетинговую стратегию, т. е. какими способами вы будете продвигать на рынке ваш товар, как построите свою рекламную кампанию. При выпуске газеты это могут быть выпуск бесплатных или пробных номеров, адресная рассылка их по потенциальным потребителям, раздача бесплатного образца, различные дегустации и презентации. В плане необходимо отразить стоимость всех произведенных на производство и рекламу расходов в виде сметы. Здесь же вы указываете заработную плату сотрудников, арендную плату, счета за телефон и интернет, суммы на покупку оргтехники, другие накладные расходы, вплоть до зарплаты приходящим курьерам и водителям, которые будут развозить ваш товар, и промоутерам, которые будут его бесплатно раздавать. При этом, даже если часть функций у вас будут выполнять родственники (на первых порах бесплатно), в бизнес-плане лучше указать их среднюю оплату труда, так как даже вашей дочери тяжело будет работать только на будущее без достаточной денежной мотивации, а брать деньги из бизнеса «на карманные расходы» – это первый шаг к растранжириванию капитала и закрытию фирмы. По крайней мере я наблюдала не раз закрытие небольших семейных фирм именно по этой причине. Покупались новые машины, дачи, строились квартиры на оборотные деньги фирмы, после чего дело страдало и серьезно болело от недостатка ликвидности, развитие быстро переходило в деградацию бизнеса, и фирма умирала, так и не успев встать на ноги.

Достаточно много времени нужно уделить анализу себестоимости вашей продукции. Прежде всего соберите информацию, сколько стоит товар-заменитель или услуга ближайших конкурентов. Для этого достаточно изучить прайс-листы, витрины, сайты компаний. Как правило, информации бывает достаточно. После этого просчитайте все ваши расходы, разделив их на постоянные, которые будут у вас независимо, работаете ли вы, или нет. Это прежде всего аренда, заработная плата сотрудников, которые работают по временной, а не сдельной оплате труда, оплата коммунальных услуг, проценты по займам. Вторая часть ваших расходов возрастает с выпуском объемов производства, это и телефонные переговоры, и проценты вашим торговым представителям, транспортные расходы, закупки сырья и различных расходных материалов. В экономике они называются переменными издержками. Если вы перестанете работать, переменных издержек не будет, но вы будете постоянно нести убытки из-за сохраняющихся постоянных расходов. Вместе эти расходы называются в экономике предприятия совокупными. После этого вы определяете свою точку безубыточности или минимально необходимое количество произведенного и проданного товара для покрытия всех своих расходов. Она может быть рассчитана как в денежном выражении, так и в натуральном, штучном. Определяется точка безубыточности по достаточно простой формуле:

ТБ = Зпт* В / В – Зпр,

где Зпт – постоянные затраты,

В – выручка,

Зпр – переменные затраты.

Для того чтобы рассчитать количество продукции для безубыточного производства, необходимо немного изменить формулу и вместо В в числитель подставить количество производимой продукции q:

ТБ = Зпт* q / В – Зпр

Простой пример, чтобы формула стала более понятной. Вы производите ежедневники в кожаном переплете. Продавать вы их можете не дороже 100 руб. за экземпляр, такова рыночная конъюнктура. При этом вы закупаете блоки и картонные крышки по 20 руб. за 1 экземпляр и кожу по цене 30 руб. на одно изделие. Работнику вы платите еще 10 рублей за обтягивание переплета. Предположим, что никаких станков вы при этом не задействуете, амортизационных отчислений у вас нет. Таким образом, ваши переменные издержки равны 60 руб. на 1 экз. При этом вы платите аренду с коммунальными платежами 15 000 руб. в месяц, зарплату бухгалтеру и продавцу (на первых порах он работает у вас на окладе) еще 20 000 руб., остальные постоянные расходы для простоты опустим. Тогда наши постоянные расходы будут 35 000 руб. Подставив значения в формулу, мы получим, что наша точка безубыточности 87 500 руб. или 875 ежедневников ежемесячно. Подчеркну, мы должны их обязательно продать, а не произвести. Зная свою точку безубыточности, вы сможете прежде всего реально просчитать, достаточно ли у вас постоянных покупателей на эту продукцию, сможете ли вы осилить продажу необходимого количества произведенной продукции. При оказании услуг расчет производится тем же самым способом, но у вас будет гораздо ниже показатель переменных издержек. Подсчитав этот порог рентабельности, вы получите первый ориентир, к которому должны стремиться, потому что, пройдя эту точку и начав реализовывать и производить все больше продукции, ваше дело начнет приносить вам прибыль. Если у вас есть станки, то амортизационные отчисления увеличивают ваши постоянные затраты, соответственно и точка безубыточности будет больше. Если вы не реализовываете всю продукцию, а часть ее кладется на склад, то это тоже увеличивает ваши постоянные расходы и, соответственно, ваш порог рентабельности. Просчитав и поняв, как работает эта простая экономическая схема, вы сможете ответить себе на главный вопрос – стоит ли заниматься этим делом, или ваши огромные постоянные расходы не покроются н



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 565; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.93.14 (0.019 с.)