Сущность и формы семейного предпринимательства



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность и формы семейного предпринимательства



Семейное предпринимательство можно определить как форму малого предпринимательства, когда члены семьи и другие родственники являются собственниками и работниками своих предприятий.

Исторические корни семейного предпринимательства – это ремесленничество в эпоху средневековых городов и надомные мастерские и мануфактуры периода раннего капитализма.

В современных условиях индустриального и постиндустриального общества семейные предприятия занимают невостребованные средним и крупным бизнесом экономические ниши. Это мелкооптовая и розничная торговля, бытовое обслуживание (химчистки, прачечные, ателье, парикмахерские, мелкий пошив и ремонт бытовой техники, одежды и обуви и др.), мелкий ресторанный бизнес, транспортное обслуживание населения (транспортировка мебели, строительных материалов, доставка на дом и в фирмы готовых обедов и продуктов питания и т.п.), прокат культурно-бытового и хозяйственного инвентаря, мелкие ремонт и строительство (жилья, дач, гаражей, хозяйственных и культурно–бытовых построек), бухгалтерские работы и аудит, народные промыслы, фермерство и др.

Семейное предпринимательство России имеет такие неиспользованные резервы развития, как обслуживание жилищного фонда (особенно в связи с реформой ЖКХ и развитием товариществ собственников жилья), рекреационно-туристский бизнес, развитие личных крестьянских подворий.

2. Проблемы законодательного регулирования
семейного предпринимательства

Семейное предпринимательство, как правило, является одной из форм малого предпринимательства или самозанятости населения и в российском законодательстве не выделяется как особая форма правового регулирования и государственной поддержки.

Если говорить о нормативно–правовых документах федерального уровня, то понятие семейного предпринимательства используется только в двух документах.

Федеральным Законом «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» определено, что крестьянское (фермерское) хозяйство представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность, основанную на их личном участии.

В Основных направлениях государственной семейной политики, утвержденных Указом Президента Российской Федерации
от 14 мая 1996 года, № 714 используется понятие семейного предпринимательства как инструмента обеспечения материального благосостояния семей и формы борьбы с бедностью.

В подпункте в) пункта 18 раздела IV упомянутого Указа речь идет о «поддержке развития индивидуальной трудовой деятельности, семейного предпринимательства и фермерства» как одном из методов «обеспечения условий для преодоления негативных тенденций и стабилизации материального положения семей, уменьшения бедности и увеличения помощи малоимущим семьям».

В ныне действующей ФЦП «Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2011 года», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 2001 года, № 564, в качестве одной из задач государственной политики рассматривается «создание новых рабочих мест, развитие и поддержка малого предпринимательства, фермерства, семейно-родовых и общинных форм кооперации, совершенствовании земельных отношений». Таким образом, в этом документе речь, в частности, идет еще об одной форме семейного предпринимательства «семейно–родовой кооперации».

Во всех остальных нормативно–правовых документах федерального уровня применяется более общее понятие малого предпринимательства.

Вопросы государственного регулирования малого предпринимательства в России отражены в Федеральном законе «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» (№ 88–ФЗ), принятом 14 июня 1995 года (с последующими изменениями и дополнениями).

Настоящий Закон направлен на реализацию установленного статьей 34 Конституции Российской Федерации права граждан «на свободное использование своих способностей и имущества для осуществления предпринимательской или иной, не запрещенной законом экономической деятельности».

Согласно статье 3 указанного выше Закона под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия собственников предприятий составляет не менее 50%, а число занятых не превышает предельные уровни от 30 (в розничной торговле и бытовом обслуживании населения) до 100 человек (в промышленности, строительстве и на транспорте). Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (самозанятость).

В указанном Законе устанавливаются обязанности государства по поддержке малого предпринимательства. В том числе определены порядок разработки и реализации федеральных, региональных и местных программ поддержки малого предпринимательства (статья 7), льготного кредитования (статья 11), создания обществ взаимного кредитования (статья 12) и страхования (статья 13) субъектов малого предпринимательства, резервирования определенной (не менее 15%) доли государственных заказов на производство и поставку отдельных видов продукции и товаров (услуг) для государственных нужд (статья 14). Предусматриваются также меры по поддержке субъектов малого предпринимательства в информационной сфере: предоставление (в том числе, на льготной основе) экономической, правовой, статистической, производственно–технологической и иной информации, необходимой для их эффективного развития (статья 16). Законом также установлены меры по обеспечению производственно–технологической поддержки субъектов малого предпринимательства (статья 18), по подготовке и переподготовке кадров (статья 19). Законом определен порядок организации и деятельности союзов (ассоциаций) малого предпринимательства.

Обращает на себя статья 7 рассматриваемого Закона, в которой содержится поручение Правительству Российской Федерации ежегодно, перед представлением федерального бюджета, вносить на рассмотрение Федерального Собрания проект федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства и предусматривать в федеральном бюджете выделение средств на ее финансирование.

Надо сказать, такие федеральные программы (ФЦП) разрабатывались дважды: на 1998–1999 и 2000–2001 годы и утверждались соответствующими постановлениями Правительства Российской Федерации1.

В «Федеральной программе государственной поддержки малого предпринимательства на 1998–1999 годы» цель указанной программы формулировалась следующим образом: «создание благоприятных условий для устойчивой деятельности малых предприятий путем совершенствования нормативно–правовой базы, развития инфраструктуры поддержки, освоения новых форм и механизмов финансовой поддержки малого предпринимательства». Основными задачами Программы называлось «преодоление административных барьеров, максимальная легализация деятельности субъектов малого предпринимательства, ускорение освоения новых кредитно–инвестиционных механизмов, создание региональных центров поддержки предпринимательства, развитие международного сотрудничества и экспортного ориентирования малых предприятий, укрепление социального статуса, повышение престижа и обеспечение безопасности предпринимателей».

Цели задачи следующей программы фактически оставались прежними, только детализировались более конкретно.

Следует отметить, что семейное предпринимательство в указанных программах не упоминалось.

Надо сказать, что в российском бизнес–сообществе проходят активные дискуссии по вопросу о кардинальном пересмотре или отмене Федерального закона «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», как не выполняющегося.

Причина этого заключается в том, что отсутствуют механизмы реализации всех этих правильных норм. Фактически малое и семейное предпринимательство завалено налогами и поборами, испытывает административный произвол властей и криминала.

В некоторых субъектах Российской Федерации проводится определенная работа по нормативно–правовой и организационной поддержке именно семейного предпринимательства. В том числе помощь семьям в его развитии нормативно оформлена в Башкортостане, Карелии, Краснодарском крае, Ленинградской области, Чувашии и т.д.

В Чувашии, например, в 2003 году, объявленном Годом семьи, издан Указ Президента Чувашской Республики «Об ускоренном развитии малого предпринимательства в Чувашской Республике», в котором особый акцент сделан на развитие семейного предпринимательства на селе. Министерству юстиции Чувашии поручено обеспечить оформление необходимых документов, вплоть до изготовления печати и получения разных разрешений. Все это должно делаться оперативно и бесплатно, за исключением компенсации суммы государственной пошлины за регистрацию. Для потенциального предпринимателя этот Указ – защита от административных барьеров, чиновничьего произвола и бюрократических проволочек.

В Московской области была разработана Программа по поддержке и развитию семейного предпринимательства Московской области
на 2004 – 2007 годы.

Указанная Программа ставила своей целью решение важной социальной задачи поддержки семейного предпринимательства через развитие потребительского рынка Московской области с использованием современных информационных технологий. В соответствии с проектом в период с 2004 по 2007 год предполагалось реализовать следующие основные мероприятия:

1. Провести исследования по вопросам семейного предпринимательства в Московской области и подготовить предложения по совершенствованию действующего законодательства.

2. Разработать типовые модульные программы для семейного предпринимательства, включая бизнес–план, типовые учредительные документы, обучение предпринимателей, «горячую» линию консультаций, организацию бухгалтерского и налогового учета, в том числе упрощенной системы налогообложения и системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.

3. Создать интернет–гипермаркет Московской области для малого семейного предпринимательства (мелкооптовый рынок в Интернете).

4. Обеспечить создание системы кредитования семейного предпринимательства через кредитные союзы в форме потребительских кредитных кооперативов граждан.

5. Организовать подготовку специалистов по семейному предпринимательству.

6. Обеспечить формирование цивилизованного потребительского рынка Московской области в виде сети потребительских кооперативов населения в муниципальных образованиях Московской области.

7. Организовать прямые связи производителей потребительских товаров с сетью потребительских кооперативов и создать на этой основе среду для семейного предпринимательства с организацией прямой доставки потребительских товаров конечному потребителю от их производителя.

Таким образом, можно сформулировать основные проблемы законодательного регулирования семейного и малого предпринимательства:

1. Отсутствие реальных механизмов обеспечения льготных условий развития малого и семейного предпринимательства.

2. Неразвитость нормативной базы на региональном уровне.



Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.204.31 (0.018 с.)