Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Малое и семейное предпринимательство как Стратегия борьбы с бедностью

Поиск

В официальных документах, принимаемых в России, вопросы развития семейного и малого предпринимательства в контексте борьбы с бедностью практически не ставятся.

Хотя на практике семейное предпринимательство и самозанятость населения являются основным способом выживания семей, особенно в депрессивных регионах России4.

В то же время, в официальных материалах ООН эта позиция просматривается довольно отчетливо.

Малое, в том числе семейное предпринимательство, рассматривается ООН и Международной Организацией Труда как одно из стратегических направлений борьбы с бедностью.

Так, в докладе Генерального Директора Международного бюро труда «Труд как средство борьбы с нищетой», сделанном на 91–й сессии МОТ в 2003 году, содействие предпринимательской деятельности рассматривается как важный инструмент преодоления бедности.

Согласно приведенным в Докладе данным, «4 млрд. человек – две трети мирового населения, живут вне сферы действия формальных правовых систем, главным образом в развивающихся странах и странах с переходной экономикой, где нищета имеет особо острый характер. Основополагающие принципы рыночной экономики, такие как соблюдение контрактов и признание прав на собственность, зачастую остаются недоступными для наемных работников, самостоятельно занятых трудовой деятельностью трудящихся или для микро– и малых предприятий в огромной по масштабам и быстро растущей неформальной экономике»5.

В указанном Докладе отмечается, что в развивающихся странах «часто производственным предприятием служит сама семья, когда могут совместно работать три поколения семьи и объединять свои заработки»6.

Для преодоления бедности ставится задача обеспечения малым и микропредприятиям условий для перехода от политики выживания к политике развития: «Если улучшить условия, в которых действуют малые предприятия, чтобы позволить им начать процесс своего развития вместо борьбы за выживание, то их потенциал в области создания занятости мог бы стать ключевым элементом стратегии снижения масштабов нищеты»7.

Основные приоритеты государственной поддержки, выделенные в Докладе, это:

o подготовка управленческих кадров;

o доступ к финансам;

o предоставление информации о технологиях;

o обеспечение доступа к внутреннему и внешнему рынку;

o установление связей между предприятиями.

В Докладе подчеркиваются преимущества легализации неформальной занятости и усилий государств по развитию малого предпринимательства. Согласно Докладу, политическая и правовая среда, способствующая снижению издержек и развитию малых предприятий, должна быть нацелена на упрощение процедур регистрации и лицензирования предприятий, установление разумных и справедливых налоговых ставок, переход из неформальной к реальной сфере занятости. Легализация малых предприятий гарантирует доступ к коммерческим закупкам, правовой защите, приобретению надлежащей технологии, получению субсидий, выход на местные и мировые рынки.

В то же время нельзя забывать и о серьезных недостатках малого и семейного предпринимательства, безусловно, характерных и для России.

В рассматриваемом Докладе обращает на себя внимание предостережения Бюро МОТ относительно использования детского труда в рамках семейного и малого предпринимательства. «В своих наихудших формах он лишает детей здоровья, образования и даже жизни. До тех пор, пока нищета заставляет некоторые семьи отправлять своих детей на работу, следующее поколение обречено на такую же судьбу»8.

Еще одна проблема, на которую обращается внимание в Докладе – это проблема обеспечения безопасных условий труда на малых предприятиях, которые, зачастую, не обеспечивают защиту от несчастных случаев и профзаболеваний.

Важен также гендерный аспект малого предпринимательства: на малых предприятиях чаще не соблюдаются трудовые права женщин, не предоставляются отпуска в связи с материнством, допускается дискриминация в оплате труда.

В подготовленном Бюро МОТ в Москве докладе «Предложения к стратегии содействия сокращению бедности в России: анализ и рекомендации»9 также обосновывается необходимость развития малого предпринимательства как наименее затратной и наиболее эффективной формы повышения занятости населения и сокращения бедности10.

Подводя итог проведенному анализу развития малого и семейного предпринимательства в России, можно сделать вывод о недооценке его значения для обеспечения устойчивого экономического и социального развития страны, сокращения бедности, снижения социальной напряженности в обществе. Государственная политика и ее законодательное обеспечение в отношение малого и семейного предпринимательства нуждается в существенной корректировке.

В том числе, было бы целесообразно выделить семейное предпринимательство как наиболее льготную категорию малого предпринимательства, учитывая его огромное социальное значение в укреплении семейного образа жизни, повышении рождаемости, профилактике бедности и росте благосостояния семей.

 

_______________________________________

1 Постановление Правительства Российской Федерации от 3 июля 1998 года, № 697 и Постановление Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2000 года, № 121.

2 Афанасьев В. Малый бизнес: проблемы становления. – Российский экономический журнал, 1993, №3, с.59

3 Грачев И., Белова И. Развитие малого предпринимательства. – Деньги и кредит, 1997, №1, с.45.

4 Климантова Г.И. Государственная семейная политика в условиях социально-политической трансформации современной России. – М.: Триада Лтд., 2001, глава 2.

5 Труд как средство борьбы с нищетой, с. 85

6 Труд как средство борьбы с нищетой”, с.55.

7 Там же, с.55

8“Труд как средство борьбы с нищетой”, с. 12

9 Предложения к стратегии содействия сокращению бедности в России: анализ и рекомендации. – Доклад Бюро МОТ в Москве. Москва, 2002 год.

10 Там же, с. 124.

Лекция № 6.

Тема: Социальная отчетность компании

1. Корпоративный социальный отчет.

2. Ключевые аспекты составления социального отчета компании.

3. Формы распространения социальных отчетов компании.

 

Корпоративный социальный отчет как публичный инструмент информирования акционеров, сотрудников, партнеров, клиентов, общества о темпах реализации компанией своих стратегических планов по развитию в отношении экономической устойчивости, социального благополучия и экологической стабильности. Общественный аудит – систематическая оценка общественного влияния компании в сравнении с принятыми стандартами и ожиданиями. Социальная отчетность – отчеты компании, включающие информацию не только о результатах экономической деятельности, но социальные и экологические показатели. Социальный аудит – в широком смысле как анализ эффективности социальных программ компании и проверка их соответствия выбранным стандартам, в узком – верификация социальной отчетности. Стандарт АА1000 – стандарт социальной отчетности, предназначенный для измерения результатов деятельности компаний с этических позиций и предоставляющий им процедуру и набор критериев, при помощи которых может быть осуществлен социальный и этический аудит их деятельности. Стандарт GRI (Global Reporting Initiative) – стандарт отчетности в области устойчивого развития. Представляет собой методологию внешней отчетности и не определяет действий организации по увеличению степени социальной отчетности. Стандарты по предоставлению корпоративной социальной отчетности – разрабатываемые авторитетными международными организациями принципы, правила и показатели раскрытия информации о социальной активности компании, которые носят рекомендательный характер. Стандарты Саншайн по предоставлению корпоративных отчетов для заинтересованных сторон.

Активное участие в программах и проектах социального партнерства – одно из приоритетных направлений деятельности Amway Corp. во всем мире и ООО «Амвэй» в России.

Мы измеряем наш успех на территории того или иного государства не только показателями в сфере продаж и прибылей, но и интенсивностью нашего участия в социальных благотворительных проектах», – говорит генеральный директор ООО «Амвэй» Ричард Стевенс.

Проделав немалую работу по реализации нескольких крупномасштабных проектов, мы пришли к выводу о необходимости ежегодной открытой отчетности в сфере социальной ответственности компании.

Мы надеемся, что это поможет нам получить объективную обратную связь от сотрудников и Независимых Предпринимателей Амвэй, а также от российской общественности, что позволит нам лучше планировать наши программы КСО в будущем. А Независимые Предприниматели Амвэй смогут получать самую полную информацию о социальных проектах, реализация которых становится возможной, в том числе и благодаря их активному участию.

Принимать ответственность за своё воздействие на общество означает, прежде всего, что компания должна отчитываться за свои действия, вести их учёт. Таким образом, концепция, которая описывает взаимосвязь социального и экологического воздействий экономической деятельности компании на определенные группы по интересам и на общество в целом, является важным элементом КСО.

Был разработан ряд руководств и стандартов отчетности, которые служат в качестве основных принципов социального учёта, аудита и отчетности:

Стандарт ответственности института AccountAbility (Институт Социальной и Этической отчетности) АА1000, основанный на принципе отчетности с тройным итогом (3BL) Джона Элкингтона (John Elkington);

Учет связанной с устойчивостью системы отчетности;

Руководство по отчетности по устойчивому развитию Глобальной инициативы по отчетности;

Руководство по мониторингу Verite;

Международный стандарт социальной ответственности SA8000;

Сертификация (стандарт) например, для отелей – Green Key (www.green-key.org);

Стандарт экологического управления ISO 14000;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 978; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.56.150 (0.007 с.)