Экономическая ответственность 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экономическая ответственность



(Получение прибыли)

 

 
 

 

Рис. 3.2. Пирамида корпоративной ответственности

 

Экономическая ответственность. Первый критерий оценки общей социальной ответственности – ее экономическая ответственность. Любая коммерческая организация, прежде всего, является основной экономической ячейкой общества, которая несет ответственность за производство необходимых ему товаров и услуг, а также максимизацию прибыли акционеров. В предельном случае экономическая ответственность фирмы сводится исключительно к максимизации прибыли (М. Фридмен). Однако практическое следование тезису о том, что получение экономической выгоды – единственная обязанность компании перед обществом, чревато крайне негативными последствиями для фирмы.

Юридическая ответственность. Жизнедеятельность любого современного общества регулируется правилами, законами и ограничениями, которым обязаны следовать и коммерческие организации. Под юридической ответственностью понимается необходимость для организации следования установленным обществом правилам, достижение ее экономических целей в рамках закона.

Организации, сознательно нарушающие закон, заслуживают наименьшей оценки по данному критерию (намеренные поставки имеющего дефицит товара, выставление клиенту счета за непроизведенную работу).

Этическая ответственность. Этически ответственное поведение компании означает общественно полезные действия, которые не предусмотрены законами либо не отвечают прямым ее экономическим интересам. Для того чтобы поведение организации было этичным, ее менеджеры должны придерживаться принципов равенства, честности и непредвзятости, соблюдать права сотрудников. Как неэтичные оцениваются решения, позволяющие человеку или всей организации получать выгоды за счет общества.

Филантропическая ответственность. Принятие на себя ответственности носит для организации добровольный характер и связано с желанием компании внести свой вклад в развитие общества, к которому ее не обязывают ни экономические мотивы, ни законы, ни этика. Как правило, имеются в виду различные действия филантропического характера, которых никто не требует, и которые не приносят компании ощутимой выгоды. Принятие на себя ответственности – высшее проявление и высший критерий оценки социальной ответственности компании, так как она выходит за рамки ожиданий общества и благотворно влияет на его благосостояние.

 

Действия компаний в случае

возникновения социальных дилемм

 

Что делать компании, когда она сталкивается с каким-либо проявлением социальных потребностей? Если заинтересованная группа, например, местные органы власти, предъявляет к компании новые требования, какие действия ей следует предпринять? В теории менеджмента разработан набор ответных действий, к которым прибегают компании в подобных ситуациях. Действия эти могут иметь препятствующий, оборонительный, приспособленческий и проактивный характер (см. рис. 3.3).

Обструкция означает отказ компании от всех обязанностей, заявления о том, что так называемые доказательства их поступков – обман и подлог, всяческие препятствия расследованию (если таковое проводится).

 

 
 

       
   
 

 

 


Рис. 3.3. Реакция компании на социальные дилеммы

 

Тактика защиты предполагает, что организация принимает на себя ответственность за некоторые ошибки и упущения, но никак не препятствует возможным расследованиям. Менеджеры, склонные к подобным реакциям, считают, что "такие вещи случаются, но в них никто не виноват".

Приспособление компании означает, что менеджмент принимает социальную ответственность за действия организации, хотя, возможно, делает он это, уступая внешнему давлению. Придерживающиеся этой тактики компании стремятся выполнять свои экономические, юридические и этические обязанности, и в случае давления на них внешних сил сворачивают подвергнутую критике деятельность.

Проактивные действия предполагают, что компания берет на себя инициативу в социальных вопросах, самостоятельно идентифицирует общественные интересы и действует, не дожидаясь указаний или давления со стороны заинтересованных групп.

Таким образом, тактики обструкции обычно придерживаются фирмы, деятельность которых основана исключительно на экономических соображениях. Защищающиеся организации согласны идти на уступки в рамках закона. Приспосабливающиеся компании в полной мере реагируют на этическое давление со стороны. Проактивные компании принимают на себя дополнительные обязательства и способствуют повышению благосостояния общества.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 754; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.44.23 (0.005 с.)