Метод оценки конкурентной силы предприятия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Метод оценки конкурентной силы предприятия



Метод оценки конкурентной силы организации осуществляется в следующей последовательности.

1. Формируется список ключевых факторов успеха организаций, работающих в данной отрасли (около 10-ти показателей).

2. Производится оценка фирмы и ее конкурентов по каждому показателю по десятибалльной шкале и расчет весовых коэффициентов, учитывающих различную важность ключевых факторов успеха для достижения устойчивой конкурентной позиции. Сумма весовых коэффициентов по всем показателям должна быть равна 1.

3. Определяется взвешенная оценка по отдельным факторам путем умножения оценки фирмы по данному показателю на ее вес.

4. Рассчитывается общая сумма оценок по каждой фирме, определяющая показатель конкурентной силы каждой из них.

5. Составляется заключение о масштабах и степени конкурентного преимущества или слабости исследуемой организации с


выявлением конкретных областей, где она опережает или отстает

от конкурентов.

Если организация имеет наивысшую взвешенную оценку по одному из рассматриваемых показателей, то данный фактор является ее конкурентным преимуществом. Его размер характеризуется разницей между оценкой компании и оценками ее конкурентов. Сумма взвешенных оценок по всем показателям организации дает общую оценку ее конкурентной силы. Сравнение общих взвешенных оценок показывает, \ каких конкурентов наиболее сильное или слабое положение на рынке к насколько велико конкурентное преимущество одних компаний над другими.

Использование вышеизложенной методики позволяет:

- определить положение организации относительно основных конкурентов;

- уточнить, имеет ли компания преимущество или отставание по отношению к каждому из них;

- оценить положение организации по каждому ключевому фактору успеха;

- выявить, в чем компания сильна или слаба по отношению к конкурентам.

Знание слабых и сильных сторон организации необходимо для выработки стратегии, способной в долгосрочном периоде улучшить ее конкурентную позицию. Фирма должна превратить свои сильные стороны в устойчивое конкурентное преимущество и предпринимать стратегические действия, направленные на устранение недостатков. Оценка конкурентной силы показывает, победа над каким конкурентом наиболее вероятна и каковы его самые уязвимые места. Если у организации значительный перевес в областях, где конкуренты слабы, она может предпринять наступление, используя их слабости.

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ ПРОЦЕССА РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Стратегический контроль не направлен на выяснение того, правильно или неправильно осуществляется реализация стратегии. Его задачей является уяснение того, приведет ли реализация стратегии к достижению поставленных целей. Эта задача и определяет то, как строится система стратегического контроля.

Для того чтобы система стратегического контроля была эффективной, она должна удовлетворять целому ряду требований Наиболее существенными требованиями к поступающей из системы контроля информации являются следующие:

- информация должна поступать своевременно, чтобы можно было
принять необходимые решения по корректировке стратегии;


_ информация должна содержать правильные данные, адекватно отражающие состояние контролируемых процессов;

- на информации должно быть указано точное время ее получения и
точное время, к которому она относится.

Основные задачи стратегического контроля включают следующие элементы:

- установление тех показателей, по которым будет проводиться оценка реализации стратегии;

- создание системы измерения и отслеживания состояния параметров контроля;

- выяснение причин отклонений, если таковые вскрываются в результате проведенной оценки;

- осуществление корректировки, если она необходима и возможна.

Стратегический контроль сфокусирован на выяснении того, возможно ли в дальнейшем реализовывать принятую стратегию, и приведет ли ее реализация к достижению поставленных целей.

Руководство организации должно иметь четкую позицию в отношении роли и места системы контроля, с тем, чтобы она эффективно справлялась с решением только тех задач, которые соответствуют общим задачам стратегическогоуправления.

Стратегическое управление, осуществляемое высшим руководством организации, предполагает установление динамического взаимодействия организации с внешним окружением с целью поиска и использования возможностей, позволяющих организации выжить в долгосрочной перспективе в условиях жесткой конкурентной борьбы.

Средствами осуществления стратегического управления являются стратегии поведения фирмы. Стратегии формируются исходя из миссии и целей организации, на основе анализа окружения, потенциала фирмы, динамики жизни продукта и ряда других факторов. Определение и выбор стратегии представляет собой сложный многошаговый процесс, использующий в качестве одного из основных инструментов анализ портфеля продукции. Выполнение стратегии предполагает создание условий для ее реализации. Для осуществления выбранной стратегии организация должна провести необходимые изменения. Двумя основными сферами стратегических изменений в организации являются проведение изменений организационной структуры фирмы и ее организационной культуры.

Контроль за осуществлением стратегии предполагает фиксацию того, приведет ли выбранная стратегия к достижению поставленных Целей, и выработку рекомендаций о проведении корректировки стратегии в соответствии со сложившимися условиями.


РАЗДЕЛ 3. ПРОЕКТНЫЙ АНАЛИЗ

ПРЕДМЕТ ПРОЕКТНОГО АНАЛИЗА

Создание высокоэффективной экономики страны и обеспечения ее социальных приоритетов невозможно без функционирования соответствующей инвестиционно-финансовой среды. Эффективность использования капитальных вложений и финансовых инвестиций зависит от влияния значительного количества разнообразных организационно-экономических, технических и финансовых показателей. Это требуем тщательного обоснования разработки и оценки каждого проекта создаваемого предприятия, технологии, комплекса или объекта, их реконструкции или модернизации, т.е. выполнение проектного анализа.

Проектный анализ применяется в рамках проектного подхода, т.е., когда будущая деятельность рассматривается дискретно в виде проекта, который имеет 4 признака:

1)цель;

2) четко определенные средства ее достижения;

3) временные рамки;

4) ограниченный бюджет.

Этими признаками проект отличается от программы и плана. Ираеахиьш-Лналал изучает совокупность методов и приемов, с помощью которых можно разработать оптимальный проект документально и определить условия его успешной реализации.

Проектный анализ позволяет эффективно использовать экономические основы по методам подготовки, экспертизе и оценке проектов, совершенствовать процесс принятия решений при разработке и реализации проектов.

Проектный анализ отличается от бизнес-планирования и инвестиционного менеджмента. 1. В отличие от бизнес-планирования, где основной является конкретная бизнес идея, которую необходимо обосновать, базовой идеей проектного анализа является рассмотрение возможностей удовлетворения потребностей путем выбора наилучших из альтернативных вариантов развития на разных уровнях подготовки и принятия решений.

В бизнес-планировании проект рассматривается только с точки зрения инвесторов, в проектном анализе - с точки зрения всех участников проекта, т.е. организации, которая осуществляет проект, потребителей продукции проекта, субъектов, имеющих необходимые для проекта ресурсы. Также проектный анализ позволяет сделать вывод относительно эффективности проекта в интересах общества в целом.


2. В отличие от инвестиционного менеджмента, предметом которого является управление финансовыми ресурсами в отрасли вложения капитала путем осуществления реальных и финансовых инвестиций и формирования оптимальной структуры инвестиционного портфеля, предметом проектного анализа является обоснование целесообразности использования ограниченных человеческих, материальных и финансовых ресурсов для достижения целей проекта.

Именно поэтому, сегодня встает проблема детального изучения проектного анализа как дисциплины.

Изучение предмета проектного анализа позволяет^

- ознакомиться с основными подходами, концепциями, методами и понятийным аппаратом, которые используются в отечественной и зарубежной практике;

- разобраться с важнейшими проблемными вопросами, которые связаны с реализацией проектов на национальном, региональном и местном уровнях;

- овладеть практическими, аналитическими приемами и инструментами, которые необходимы для проведения предпроектных мероприятий;

- получить знания возможности оценки проектов, привлечения ресурсов, реализации продукции проекта.

Признаки предмета проектный анализ можно сгруппировать в 4 группы:

1. Проектный анализ - это метод, с помощью которого на основе системного подхода можно оценить технические, технологические, финансовые и экономические преимущества проекта.

2. Проектный анализ - это методология способности оценить финансовые и экономические преимущества проектов на основе использования имеющихся ресурсов на альтернативной основе с учетом макро- и микроэкономических последствий.

3. Проектный анализ - это способ сопоставления проектных выгод и затрат от реализации проекта.

4. Проектный анализ - это анализ жизнеспособности проекта.

Предметом, цроектдшждцадщя является изучение концепций, методов, подходов и критериев определения сравнения, обоснования альтернативных решений относительно воплощения в жизни предпринимательских идей в условиях ограниченности имеющихся ресурсов.


КОНЦЕПЦИЯ ПРОЕКТА

Понятие «проект» объединяет разные виды деятельности, которые характеризуются перечнем признаков, наиболее общими из которых являются следующие:

- направленность на достижение конкретных целей, определенных результатов;

- координированное выполнение многочисленных взаимосвязанных действий;

- ограниченная длительность во времени, с определенным началом и концом.

Отличие проекта от производственной системы состоит в том, что проект является однократной, нецикличной деятельностью. Серийный же выпуск продукции не имеет заблаговременного конца во времени и зависит лишь от начала и величины спроса. Когда возникает спрос, производственный цикл заканчивается. Производственные циклы в чистом виде не являются проектами. Но в последнее время проектный подход все чаще применяется и к процессам, которые ориентированы на беспрерывное производство. Например, проекты увеличения производства до заданного уровня в течение определенного периода, исходя из заданного бюджета, или выполнения определенных заказов, которые имеют договорные сроки поставки.

Проект как система длительности существует ровно столько времени, сколько его необходимо для получения конечного результата. Концепция проекта же не противоречит концепции фирмы или предприятия и довольно совместна с ней. Более того, проект часто стает основной формой деятельности фирмы.

Существует ряд определений термина «проект».

В самом общем виде проект (от англ. - project) - это что-то, что задумывается, замышляется или планируется, например, большое предприятие.

С точки зрения системного подхода проект может рассматриваться как процесс перехода от исходного состояния к конечному, результат при участии ряда ограничений и механизмов.

Существует также еще одно определение «проекта»:

Проект - это некоторая задача с определенными выходными данными и результатами (целями), которые требуются, которые обуславливают способ ее решения.

Проект включает в себя задумку (проблему), способы ее реализации (решение проблемы) и результаты, которые получаются в процессе реализации.

Наиболее приемлемым является следующее определение проекта.

юо


Проект - это комплекс взаимосвязанных мероприятий, разработанных для достижения определенных целей в течение заданного времени при установленных ресурсных ограничениях.

Данное определение отображает широко известный треугольник ограничений, грани которого указывают, что проект должен осуществляться с максимально возможной эффективностью своевременно, в рамках выделенных ресурсов и в соответствии с техническим заданием.

Эти три момента чаще называют «тройное ограничение». Именно они всегда находятся в центре внимания и усилий руководителя проекта.

Для того, чтобы справиться с ограничением во времени устанавливают крайние сроки выполнения работ. Наиболее эффективно использовать предоставленное время менеджеру проекта помогают специальныеинструменты составления и упорядочения графиков работ (в том числе и автоматизированные).

Проблема денежных ограничений решается путем формирования бюджета проекта, который постоянно контролируется. На выделенные из бюджета проекта деньги приобретаются человеческие и материальные ресурсы. Для эффективного управления ими также существуют специальные средства (схемы загрузки ресурсов, схемы ресурсов Gannt, линейные схемы ответственности).

Сложнее всего справиться с ограничениями технического задания. Проблема состоит в том, что техническое задание, которое определяет результат, который должен быть получен после реализации проекта, тяжело формулировать и контролировать.

Проект, как и любая деятельность, имеет ряд свойственных ему черт, наличие которых помогает осуществить эффективную реализацию проекта.

Основными чертами проекта являются.,

- возникновение, существование и завершение проекта в
определенномокружении;

- изменение структуры проекта с продолжением его жизненного цикла;

- наличие определенных связей между элементами проекта как системы;

- возможность отмены входных ресурсов проекта.

Исходя из определения проекта, выделяют такие главные признаки проекта:

1) изменение состояния проекта для достижения его цели;

2) ограниченность во времени;

3) ограниченностьресурсов;

4) координированное выполнение взаимосвязанных действий;

5) неповторимость.

QO


1) Изменение состояния означает, что реализация проекта всегда связана с изменениями в какой-либо системе и является целенаправленным ее превращением из существующего состояния в желаемое, которое определено в цели проекта.

Цель проекта - это желаемый и доказанный результат, достигнутый в пределах определенного срока при заданных условиях реализации проекта.

Определение цели проекта предусматривает постановку задачи, которая требует:

- определить результаты деятельности на определенный срок;

- дать этим результатам количественную оценку;

- доказать, что эти результаты могут быть достигнуты;

- определить условия, при которых эти результаты могут быть
достигнуты.

Цель проекта имеет свою структуру, которая может быть представлена как иерархия целей проекта.

2) Ограниченность во времени означает, что любой проект имеет срок начала и срок завершения

3) Ограниченность ресурсов означает, что любой проект имеет свой объем материальных, человеческих и финансовых ресурсов, которые используются по установленному и лимитированному бюджету.

4) Координированное выполнение взаимосвязанных действий означает, что проект сложный по своему содержанию, так как содержащий в себе выполнение множества действий, связь между которыми не всегда явная. Некоторые промежуточные задания не могут быть реализованы, пока не завершены их предыдущие задания, которые должны осуществляться параллельно и т.д. Если нарушается синхронизация выполнения действий, весь проект может быть поставлен под угрозу срыва. Поэтому всегда необходимо отслеживать продвижение проекта и координировать его в зависимости от изменений, которые произошли.

5) Неповторимость означает, что мероприятия, которые необходимо осуществить для реализации проекта, имеют такой уровень инноваций, комплексности и структурированности, который позволяет отличить как один проект от другого, так и проект от программы и плана.

ВИДЫ ПРОЕКТОВ

Разнообразие проектов, которые встречаются, можно классифицировать по разным критериям.

1. По классу проекта (составу и структуре самого проекта и его предметной области):


монопроект — отдельный проект разных типов, видов и масштабов;

мультипроект — комплексный проект, который составляется из ряда монопроектов и нуждается в применении многопроектного управления;

мегапроект — целевые программы развития регионов, областей и других образований, которые включают ряд моно- и мультипроектов;

2. По типу проекта (основным сферам деятельности, в которых
осуществляется проект): технические, организационные, экономические,
социальные, смешанные;

Организационные - направлены на реформирование системы управления, создания новой организации, проведения конференций и др.

Экономические - имеют целью приватизацию государственных предприятий, развитие рынка капиталов, реформирование системы налогообложения.

Социальные - связаны с реформированием системы социальной защиты, охраны здоровья, преодолением последствий природных, экологических и социальных потрясений.

3. По виду проекта (характеру предметной области проекта) —
инвестиционные, инновационные, исследования и развития,
образовательные, комбинированные.

К инвестиционным, как правило, принадлежат проекты, главной целью которых является создание или реновация основных фондов, которая требует вложения инвестиций.

К инновационным проектам принадлежат проекты, в которых главная цель состоит в разработке и применении новых технологий, ноу-хау и других нововведений, которые обеспечивают развитие систем;

Проекты исследования и развития сосредоточены на научно-исследовательской деятельности, разработке программных средств обработки информации, поиске новых материалов.

4. По продолжительности проекта (периоду осуществления
проекта) — краткосрочные (до 3 лет), среднесрочные (от 3 до 5 лет),
долгосрочные (свыше 5 лет).

5. По масштабу проекта (размерам самого проекта, количеству
участников и степени влияния на окружающую среду) — малые, средние,
крупные, очень крупные.
Отнесение проекта к определенной категории не
является однозначно определенным и зависит от склонности к риску. Так,
для одного человека необходимость привлекать к проекту
50%необходимой суммы является достаточно рискованным и
масштабным процессом, а для другого - нормальным явлением.

Существуют определенные рекомендации относительно градации проектов по масштабности. Если вы занимаете менее 30% от необходимой суммы, то это малый проект: от 30% до 60% - средний: а свыше 60% - крупный проект. Для оценки «малых» проектов достаточно осуществить

АЛ


предварительную экспертизу, «средние» проекты требуют проведения предварительной и основной экспертизы, а «крупные» оцениваются с помощью предварительной, основной и заключительной экспертизы.

Масштабы проектов можно рассматривать и в более конкретной форме — межгосударственные, международные, национальные, межрегиональные и региональные, межотраслевые и отраслевые, корпоративные, ведомственные, проекты одного предприятия;

6. По сложности (степени сложности) — простые, сложные и очень сложные. Критерии сложности определяют характер и новизну задач, которые необходимо решить, степень усердия подготовки и разработки всех аспектов анализа проектов, требования к уровню профессиональности и опыта управленческой команды. Как правило, мега- и мультипроекты принадлежат к сложным или очень сложным проектам.

ВНЕШНЯЯ СРЕДА ПРОЕКТА

Учитывая, что проект реализуется по обыкновению в конкретной среде, необходимо иметь в виду внешние факторы, в которых он реализуется. Такими факторами являются:

политические — политическая стабильность; поддержка проекта правительством; национальные проявления; торговый баланс со странами-участниками; участие в союзах;

экономические — структура национального хозяйства; виды ответственности и имущественные права, в том числе на землю; тарифы и налоги; страховые гарантии; уровень инфляции и стабильность валюты; распространенность банковской системы; источники инвестиций и капитальных вложений; степень свободы предпринимательства и хозяйственной самостоятельности; распространенность рыночной инфраструктуры; уровень цен; состояние рынков: сбыта, инвестиций, средств производства, сырье и продуктов, рабочей силы и др.;

социальные — условия и уровень жизни; уровень образования; свобода перемещения в пределах страны и за границу; адекватность трудового законодательства общественным изменениям; запрет забастовок; здравоохранение и медицина; условия отдыха; общественные организации; средства массовой информации; отношение местного населения к проекту;

правовые — права человека; права предпринимательства; права собственности; законы и нормативные акты о предоставлении гарантий и льгот;

научно-технические — уровень развития фундаментальных и прикладных наук, информационных технологий и компьютеризации, промышленных и производственных технологий; состояние энергетических и транспортных систем; связь; коммуникации;


 


культурологические — уровень образованности; история; культурные традиции; религия; культурные нужды жизнеобеспечения; работа; отдых; спорт и др.; уровень требований к качеству результатов и условий работы;

природные и экологические — природно-климатические условия: температура, осадки, влажность, ветры, высота над уровнем моря, сейсмичность, ландшафт и топография и др.; природные ресурсы; расположение и связь с транспортными сетями; стандарты по качеству воздушного пространства, водных источников и грунтового покрытия; санитарные требования к окружающей среде; законодательство по защите окружающей среды; характеристика тенденций и состояния экологических систем: воздуха, воды, грунта;

инфраструктурные — средства транспорта, связи и коммуникаций, перевозка грузов; сети ЭВМ и информационные системы; энергообеспечение; коммунальные службы; сырье и услуги; сбытовая сеть, логистика, материально-техническое снабжение; промышленная инфраструктура; обслуживающие системы и др.

ВНУТРЕННЯ СРЕДА ПРОЕКТА

Внутренняя среда проекта имеет для успешной реализации проекта первостепенное значение, поскольку именно эти факторы содействуют или наоборот мешают достижению поставленных целей проекта. Рассмотрим наиболее значимые из них:

экономические условия — связаны со сметой и бюджетом проекта, ценами, налогами и тарифами, риском и страхованием, стимулами, льготами и другими экономическими факторами, которые действуют внутри проекта и определяют его основные стоимостные характеристики;

социальные условия — характеризуются обеспечением
стандартных условий жизни для участников проекта, уровнем заработной
платы, наличием коммунальных услуг, предоставления социальных
условий (школы, детские сады, медобслуживание, условия для отдыха и
др.); условия работы и техники безопасности, страхование и социальное
обеспечение и др.; \

стиль руководства проектом — определяет психологический климат и атмосферу в команде проекта, влияет на ее творческую активность и трудоспособность;

организация проекта — определяет соотношение между основными участниками проекта, распределение прав, ответственности и обязанностей и влияет на успех осуществления замысла. Команда проекта является «мозговым центром», мотором и исполнительным органом проекта, от которого зависят его прогресс и успех;


методы и средства коммуникации — определяют полноту, достоверность и оперативность обмена информацией между заинтересованными участниками проекта. По сути это — нервная система проекта, от степени совершенства которой зависит его успех.

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА

Участники проекта - физические и\или юридические лица, которые непосредственно вовлечены в реализацию проекта, либо чьи интересы могут быть затронуты при осуществлении проекта.

По степени вовлеченности в проект можно выделить три группы участников:

- основная команда - группа специалистов и организаций, непосредственно работающих над осуществлением проекта в тесном контакте друг с другом;

- расширенная команда - более обширная, чем основная группа, объединяет специалистов и организации, оказывающих содействие членам основной группы, но не участвующих напрямую в осуществлении проекта и достижении его целей;

- заинтересованные стороны - люди и организации, оказывающие влияние на членов основной и расширенной команд и на ход работ по проекту, но не вступающие с ними в прямое сотрудничество.

Как правило, основными участниками проекта являются:

Заказчик - сторона, заинтересованная в осуществлении проекта и достижении его целей. Будущий владелец результатов проекта. Заказчик определяет основные требования к результатам проекта, обеспечивает финансирование проекта за счет своих или привлекаемых средств, может заключать контракты с основными исполнителями проекта.

В компании, инициировавшей проект, могут выделяться роли инициатора и/или спонсора (куратора) проекта.

Инициатор проекта - это сотрудник, который идентифицирует потребность в проекте и вносит «предложение» об инициации проекта. Этот человек может быть представителем любого функционального подразделения или уровня внутри или вне организации.

Спонсор (куратор) проекта - сотрудник (как правило, руководитель высшего звена) организации, реализующей проект, который курирует проект со стороны организации (владельца проекта), обеспечивает общий контроль и поддержку проекта (финансовые, материальные, человеческие и другие ресурсы). Спонсор (куратор) проекта отвечает за достижение проектом конечных целей и реализацию выгод для организации. Спонсор проекта несет ответственность перед генеральным директором/ президентом или перед управляющим советом.

Спонсор проекта назначает менеджера проекта и обеспечивает ему необходимую поддержку.


Менеджер проекта (руководитель проекта)- лицо, ответственное за управление проектом. Менеджер проекта несет ответственность за достижение целей проекта в рамках бюджета, в срок и с заданным уровнем качества.

Руководитель проекта обеспечивает ежедневное управление проектом, командой проекта, в разрезе всех основных управленческих функций (управление по срокам, затратам, рискам и др.). В зависимости от размера проекта, менеджер проекта может получать поддержку со стороны администратора проекта, или команды поддержки (офиса проекта).

Возможными участниками проекта в зависимости от его типа, вида, сложности и масштаба могут быть:

Инвестор - сторона, вкладывающая инвестиции в проект, например, посредством кредитов. Если инвестор и заказчик не являются одним и тем же лицом, то в качестве инвесторов обычно выступают банки, инвестиционные фонды и другие организации.

Контрактор (генеральный контрактор) - сторона или участник проекта, вступающий в отношения с заказчиком, и берущий на себя ответственность за выполнение работ и услуг по контракту - это может быть весь проект или его часть.

Субконтрактор - вступает в договорные отношения с контрактором или субконтрактором более высокого уровня. Несет ответственность за выполнение работ и услуг в соответствии с контрактом.

Поставщики - субконтракторы, осуществляющие разные виды поставок на контрактной основе - материалы, оборудование, транспортные средства и др.

Органы власти - стороны, выдвигающие и поддерживающие экологические, социальные и другие общественные и государственные требования, связанные с реализацией проекта.

Потребители конечной продукции - юридические и физические лица, являющиеся покупателями и пользователями результата проекта, определяющие требования к производимой продукции и оказываемым услугам, формирующие спрос на них.

ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ПРОЕКТА

Разработка проекта как промежуток времени с момента появления проекта к моменту его окончания может быть представлена в виде цикла, который состоит из отдельных фаз, стадий и этапов. Меняя друг друга во времени, они характерны для любого проекта независимо от его вида, сложности и объема осуществляемых работ. Эта последовательность процессов получила название «жизненный цикл проекта».


Жизненный цикл проекта — это период времени от замысла проекта до его окончания, который может характеризоваться моментом осуществления первых затрат на проект (появление проекта) и получением последней выгоды (ликвидация проекта).

Жизненный цикл проекта — концепция, которая рассматривает проект как последовательность фаз, событий и этапов, каждая с которых имеет свое название и временные границы.

Жизненный цикл проекта является базовым, исходным понятием для исследования проблем реализации проекта, финансирования работ, принятия решений о целесообразности капиталовложений и детализации проекта. Независимо от размера, объема и стоимости выполняемых операций любой проект в собственном развитии проходит периоды замысла, подготовки, реализации, окончания и ликвидации. Все эти состояния проекта, как правило, делятся на составные, которые получили названия «фаза», «стадия» и «этап».

Сегодня не существует единого подхода к распределению процесса реализации проекта на составные элементы. Это объясняется отличиями в подходах участников проекта к делению проекта на самые важные отправные точки, которые позволяют планировать, отслеживать, контролировать и оценивать развитие проекта и, если необходимо, корректировать его реализацию.

Первый подход основан на использовании методики Мирового Банка и включает выполнение следующих шести последовательных этапов.

1. Определение: формирование целей экономического развития и
определение задач проекта. На этом этапе вырабатываются идеи проекта,
осуществляется его предварительная проработка, анализ осуществимости,
а также рассматриваются альтернативные проекты. По окончании работ
по этапу будущий кредитор и заемщик составляют совместный отчет
(резюме).

2. Подготовка: изучение технических, экономических,
институциональных, финансовых аспектов проекта с точки зрения его
осуществимости. На этой стадии работу ведет либо заемщик, либо
специализированное агентство.

3. Экспертиза: детальное изучение всех аспектов проекта. Работы
по этапу проводятся либо специализированным агентством, либо
совместно кредитором и заемщиком. При этом анализируются все выгоды
и затраты, связанные с проектом, то есть технический план и степень его
завершенности, воздействие на природную и социальную среду,
коммерческие (рыночные) перспективы, экономический аспект
последствий проекта для государства, финансовые обстоятельства проекта
и т. д.


4. Переговоры: проведение деловых встреч кредитора с заемщиком, утверждение кредита, подписание документов, выдача кредита под проект.

5. Реализация: планирование проектной деятельности, ее проведение, надзор за ходом и уцравление проектом.

6. Завершающая оценка. Проводится через некоторое время после
окончания проекта и служит целям ретроспективного анализа.

Второй подход выделения этапов жизненного цикла инвестиционного проекта условно можно представить следующим образом:

- замысел;

- анализ проблемы (цели, требования, задачи);

- разработка концепции (анализ выполнимости, альтернативные концепции);

- детальная проработка (спецификация, чертежи, детальные планы);

- выполнение проекта (рабочая документация, испытания, приемка);

- использование (внедрение, техническое обслуживание, эксплуатация);

- ликвидация (демонтаж, утилизация, продажа, задание на развитие).

В третьем подходе жизненный цикл проекта разделяется на более крупные стадии (фазы):

- прединвестиционную;

- инвестиционную;

- эксплуатационную.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 1131; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.200.226 (0.083 с.)