ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ЗНАЧЕНИЕ ИННОВАЦИЙ ДЛЯ СТАБИЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ



Необходимость государственного регулирования инновационных процессов вызвана в первую очередь их возрастающим значением для экономики и общества в целом. Экономический рост базируется на сочетании экстенсивных и интенсивных факторов. Под экстенсивными факторами понимается прирост массы используемых в производстве первичных ресурсов — рабочей силы, материальных составляющих, земли и т. д. Под интенсивными факторами — повышение качества применяемых ресурсов и увеличение степени их использования. В современную эпоху возможности роста выпуска продукции и услуг за счет повышения занятости трудоспособного населения и вовлечения в экономический оборот новых природных ресурсов становятся все более ограниченными. Решающее значение для экономической динамики приобретают интенсивные факторы. В свою очередь рост квалификации кадров и производительности труда, отдачи от материалов и оборудования определяется достижениями науки и техники, передового опыта и степенью их использования в хозяйстве, т. е. распространением нововведений. Вклад научно-технического прогресса в прирост валового внутреннего продукта наиболее развитых стран составляет, по различным оценкам, от 75 до 90%. Таким образом, первым аспектом общегосударственного значения инноваций является их решающее влияние на макроэкономические показатели.

Под влиянием инновационных процессов меняется и структура экономики. За счет роста эффективности использования ресурсов часть их высвобождается и перераспределяется в другие сферы деятельности. Например, падает доля занятых в сельском хозяйстве, резко возрастает доля занятых в секторе услуг. Инновации выступают непосредственной причиной возникновения одних производств и отраслей, постепенного отмирания и исчезновения других. Воздействие на структуру общественного производства — второй аспект общегосударственного значения инновационных процессов.

Инновации изменяют также экономическую организацию общества. Появляются новые элементы в спектре основных хозяйственных структур (например, венчурные фирмы), трансформируется содержание взаимосвязей между ними. Происходят сдвиги в структуре и реализации различных форм собственности. Развиваются технологии управления. Вертикальные воздействия во все большей мере дополняются и заменяются горизонтальными связями. Претерпевает изменения и содержание собственно государственного регулирования экономики. Итак, существенное влияние на институциональные экономические механизмы — третий аспект общегосударственного значения инноваций.


Воздействие инновационных процессов испытывают не только производство, но и практически все стороны общественной жизни. Совершенствуется структура потребления как материальных, так и нематериальных благ. Развивается политическая культура. Динамично изменяются правовые, этические, эстетические нормы. Четвертый аспект общегосударственного значения инновационных процессов — все большая тождественность способности нации к прогрессу и ее потенциал в продуцировании и внедрении нововведений.

Инновационные процессы приобретают все большее социальное звучание. Наряду с тем, что уже отмеченный генерируемый инновациями экономический рост позволяет повысить уровень жизни населения, инновации часто способствуют решению проблем занятости за счет создания новых высокооплачиваемых рабочих мест. Повышается уровень образования и здравоохранения. Кроме того, в нынешний исторический период процесс распространения инноваций является одним из элементов, связующих различные социальные и экономические субъекты в единое целое, обеспечивает единство нации, во многих случаях смягчает социальные противоречия и конфликты. Итак, влияние инновационных процессов на социальную стабильность — пятый аспект общегосударственного значения инноваций.

Интенсивность инновационных процессов в современном мире значительно обострила экологические проблемы. Антропогенная нагрузка на окружающую среду по ряду направлений приближается к критической черте, за которой неизбежно следует нарушение нормального кругооборота веществ в природе. Однако только на инновационном пути возможна гармонизация отношений между человеком и природой. Научно-технические достижения позволяют уменьшить использование невосполнимых ресурсов и вредные выбросы путем рационализации структуры производства и потребления, а также распространения рециклических технологий. Эти проблемы особенно актуальны в свете принятия мировым сообществом концепции устойчивого развития в XXI в., предусматривающей стабильное экологическое равновесие. Следовательно, влияние инноваций на окружающую среду — шестой аспект общегосударственного значения инновационных процессов.

Истекшее столетие отмечено стремительной

интернационализацией хозяйственной жизни. Международный характер, часто с опережающей глубиной интеграции, приобретают и инновационные процессы. Кооперация различных стран в инновационной сфере имеет место в широком спектре форм — объединения ресурсов в целях получения новых научно-технических результатов, международного трансферта технологий как в овеществленной, так и в неовеществленной форме, создания мировой научно-инновационной инфраструктуры, осуществления инноваций, имеющих глобальный характер по самой своей сути, и т. п. При современных масштабах научно-технического прогресса


многие инновационные проекты не под силу осуществить одной, даже наиболее развитой стране. Активизация международного научно-технического сотрудничества — седьмой аспект общегосударственного значения инновационных процессов.

Однако полноценная интеграция в мировые инновационные процессы невозможна без наличия у страны адекватной научно-технологической базы, а также механизмов, обеспечивающих восприятие инноваций из-за рубежа. Уровень и эффективность включения страны в международное разделение труда характеризуются ее позицией на мировых рынках товаров и услуг, а также наличием квалифицированных специалистов. Эта позиция во все меньшей степени определяется эксклюзивным обладанием природными ресурсами или другими временными преимуществами экстенсивного характера и во все большей степени — инновациями, обеспечивающими конкурентоспособность продукции. Восьмой аспект общегосударственного значения инноваций — зависимость глобальной конкурентоспособности национальной экономики от уровня развития инновационных процессов.

Способность к инновациям в настоящее время стала одной из важнейших детерминант безопасности государства. Это положение имеет как внешнюю, так и внутреннюю составляющие. Что касается международной стороны, речь здесь идет об обеспечении научно-технологической безопасности, т. е. наличия у страны достаточно мощного научно-инновационного потенциала, позволяющего противостоять любому диктату извне, связанному с ограничением доступа к передовым технологиям, разрывом основных сложившихся технологических цепей. Особенно велико значение развития научно-инновационного потенциала для укрепления обороноспособности страны. В то же время интернационализация научно-технических и инновационных процессов уменьшает угрозу конфликтов вследствие усиления технологической взаимозависимости стран. Внутренняя сторона вопроса связана с распространением нововведений, позволяющих предотвратить катастрофы, стихийные бедствия, террористические акты, другие противоправные действия, а также свести к минимуму их негативные последствия. Взаимосвязь уровней научно-инновационного потенциала и национальной безопасности — девятый аспект общегосударственного значения инноваций. Еще одним аспектом в данном перечне является возможность использования научно-технических достижений в антиобщественных целях.

224


СОЦИАЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА

Изменения в технологии в результате внедрения инноваций могут иметь как положительное, так и отрицательное влияние на социальные проблемы в регионе непосредственно или через влияние на окружающую среду. Поэтому для решения вопроса воплощения инноваций необходимо провести социальный, институционный и экологический анализ инновационного проекта.

Цель проведения указанных видов анализа состоит в следующем:

- экологического: определение возможного нанесения потенциального вреда окружающей среде во время осуществления и эксплуатации проекта и мероприятий, необходимых для его предотвращения или смягчения;

- институционного: дать оценку возможности осуществления проекта в существующем политическом, экономическом и правовом поле, влияния внешней среды на процесс реализации проекта, а также способности организации реализовать проект;

- социального: определить приемлемость вариантов реализации проекта с точки зрения пользователей, населения региона, где осуществляется проект.

Как видно из определения цели каждого из указанных видов анализа, все они могут содействовать улучшению социальных результатов от осуществления инновационной деятельности, направленной на технологическиеизменения.

В процессе проведения экологического анализа аналитик должен рассмотреть каждую проблему, принять решение, идентифицировать важные последствия и одновременно сделать выводы, то есть высказать свои мысли относительно возможности устранения негативных последствий. При этом необходимо соблюдать следующие принципы:

- провести оценку очевидных экологических последствий проекта на основе учета изменений в производительности ресурсов;

- сравнить взаимозависимости выгод и затрат, определить разницу между измерениями «с проектом» и «без проекта».

Идентификация проекта - это выбор основных целей проекта, которые могут обеспечить выполнение задания развития. При институциональном анализе:

- проводится характеристика политических и экономических факторов, которые влияют на результаты проекта;

- осуществляется оценка самых важных законов и нормативных актов, которые непосредственно связаны с проектом;

- устанавливаются принципы комплектования и привычки персонала для выполнения проекта.


Кроме проведения этих методов анализа, осуществляется социальный анализ. Исходя из требований социального анализа при разработке проекта нужно дать ответа на такие вопросы:

- Как будет влиять проект на социальную систему?

- Каким может быть влияние социальной системы на возможность реализации проекта и получение ожидаемых результатов?

А также необходимо провести такие работы:

- разработать концепцию проекта;

- выполнить технико-экономическое обоснование проекта, его детальную разработку;

- провести экспертизы проекта;

- дать заключительную оценку проекта.

Но экономический анализ не ограничивается оценкой возможности реализации проекта в определенной социальной среде, его адаптации. Социологи проекта должны выяснить, сможет ли проект содействовать социальному развитию общества.

Компоненты социального анализа:

- оценка населения, которое проживает в зоне реализации проекта с точки зрения демографических и социально-культурных особенностей, условий проживания, влияния проекта на эти параметры;

- определение степени адекватности проекта культуре и организации населения в районе его реализации;

- разработка стратегии обеспечения поддержки проекта на всех стадиях подготовки, реализации и эксплуатации со стороны населения района.

В экономической оценке проекта, которого касаются изменения в технологии, необходимо отобразить такие основные социальные результаты проекта:

- изменение количества рабочих мест в регионе;

- улучшение жилищных и культурно-бытовых условий работников;

- изменение структуры производственного персонала;

- изменение надежности снабжения потребителей;

- изменение уровня здоровья населения;

- экономия свободного времени.

Социальные результаты проекта под влиянием технологических изменений необходимо охарактеризовать исходя из таких аспектов:

- уровня качества жизни населения (непосредственно работающих и их
семей);

- социальной структуры населения;

- определения количественного и качественного состава населения в-районе проекта.


Результаты анализа социальной среды должны отобразиться в дроектировании социально-культурной среды проекта.

Социальный анализ предусматривает не только фиксацию существующего уровня, а и прогнозирование изменения показателей под влиянием проекта, который предполагает технологические изменения.

Результаты прогнозирования будущего социального поведения еще менее определенные, чем прогнозирование экономического поведения, а разработки эффективных организационных структур и подходов, призванных изменить социальное поведение, является еще более сложным заданием.

Показателями, которые используют при оценке социальных результатов в следствие внедрения проекта технологических изменений, являются следующие:

- демография;

- занятость;

- социальная структура;

- жилищные условия;

- общественная жизнь;

- здравоохранение;

- преступность.

Ведь все из них в определенной мере отображают результаты действия технологических изменений. Ведь технологические изменения могут привести к сокращению численности работающих, потребности повышения их квалификации, повышение вибрации, усиление шума, увеличение загазованности и др. Т.о., выявив их благодаря проведению экологического, институционального и социального анализов, необходимо разработать мероприятия по устранению негативного их влияния на социальное состояние в регионе или вообще отклонить такой проект от внедрения в практику.





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.227.247.17 (0.013 с.)