О некоторых проблемах становления национальной инновационной системы и роли молодежи в их решении



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

О некоторых проблемах становления национальной инновационной системы и роли молодежи в их решении



 

1.1 Рынок интеллектуальной собственности и национальная инновационная система

 

Формирование и развитие рынка инноваций невозможно без совершенствования законодательства в области регулирования прав на интеллектуальную собственность. Однако основной недостаток законодательства в данной области – нечеткость и расплывчатость формулировок – так и не был до конца преодолен. Такие объекты интеллектуальной собственности, как научно-техническая информация и научно-техническая документация, вообще оказались выведены за рамки правового регулирования.

А ведь сегодня одним из главных показателей становления российской инновационной экономики – экономики знаний, является наличие эффективного рынка интеллектуальной собственности.

К сожалению, роль результатов интеллектуальной деятельности в построении такой экономики продолжает недооцениваться. Уровень использования технических разработок на рынке остается низким, в частности из предложенных в 2010 году на рынке 259698 патентов на объекты промышленной собственности было вовлечено в гражданский оборот 5680 объектов, что составляет всего лишь 2,2%.

В тоже время не может не обращать на себя патентная активность иностранных заявителей, ведь в 2010 году треть патентных заявок в Роспатент подана иностранными заявителями. Скорее всего, иностранные компании готовят рынок под свою продукцию, что имеет особое значение в связи с вступлением России в ВТО.

Незначительным остается интерес молодых ученых и специалистов к патентованию. Можно сказать, что молодежь сегодня не мотивирована заниматься такой деятельностью, что, в частности, можно объяснить слабой правовой базой, регламентирующей взаимоотношения авторов-разработчиков результатов интеллектуальной деятельности и работодателей, в части выплаты авторских вознаграждений за использование работодателем служебных изобретений, полезных моделей и промышленных образцов.

На данный момент такие взаимоотношения регулируются п. 4 ст. 1370 Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливающей что «…работник имеет право на вознаграждение. Размер вознаграждения, условия и порядок его выплаты работодателем определяется договором между ним и работником, а в случае спора - судом». То есть законодательно установлено право автора на вознаграждение, но обязанности работодателя выплачивать такое вознаграждение без просьбы автора – нет.

На настоящий момент действуют положения Постановления Совета Министров Правительства Российской Федерации от 14 августа 1993 года № 822 «О порядке применения на территории Российской Федерации некоторых положений бывшего СССР об изобретениях и промышленных образцах», предусматривающие необходимые действия сторон трудовых отношений в случае недостижения согласия о размерах и условиях выплаты авторского вознаграждения. В данном случае применяются положения п.п. 1,3 и 5 ст.ст. 32-34 Закона СССР от 31 мая 1991 г. № 2213-1 «Об изобретениях в СССР» и п 3. ст. 21, п.п. 1,3 ст.ст.22, 23 Закона СССР от 10 июля 1991 г. №2328-1 «О промышленных образцах», указывающие минимальные ставки соответствующих авторских вознаграждений.

Представляется, что такое правовое регулирования данного вопроса сегодня не актуально. Однако ст. 12 Федерального закона Российской Федерации от 18 декабря 2006 года №231-ФЗ «О введении в действие части четвертой ГК Российской Федерации» предписывает, что положения вышеуказанных Законов СССР действуют до тех пор, пока в Российской Федерации не будут приняты соответствующие законодательные и подзаконные акты, регламентирующие, в том числе, вопросы выплаты авторского вознаграждения.

Решением данной проблемы должно стать закрепление размеров минимальных ставок авторских вознаграждений в Постановлении Правительства Российской Федерации, определяющем условия и порядок выплаты авторских вознаграждений при использовании служебных изобретений, полезных моделей и промышленных образцов, что должно явиться одним из мотиваторов повышения активности молодых ученых и специалистов при патентовании своих результатов интеллектуальной деятельности (РИД).

Необходимо отметить, что сегодня значительное количество РИД принадлежит государственным образовательным и научным учреждениям. К сожалению, часто обсуждается проблема неэффективного распоряжения правами на РИД бюджетными учреждениями. В тоже время, руководство учреждений не может и самостоятельно передать права на свои РИД, созданные за счет средств федерального бюджета, авторам разработок – своим молодым работникам, которые обладают значительным потенциалом по их коммерциализации.

Представляется целесообразным внести изменения в IV часть Гражданского кодекса Российской Федерации, дополнив его нормой, о том, что если в течение 2 лет работодатель не смог ввести разработку в гражданский оборот, ее автор имеет право требовать замены правообладателя такой разработки с работодателя на автора.

Для российской инновационной экономики остается острым вопрос кадрового обеспечения специалистами в области правового регулирования научно-технической деятельности, работы с интеллектуальной собственностью. Создание современного конкурентоспособного рынка интеллектуальной собственности невозможно без должного кадрового обеспечения, что соответственно требует создания эффективной системы профессиональной подготовки и переподготовки молодых специалистов в области интеллектуальной собственности.

Сегодня в России существует незначительное количество высших учебных заведений, осуществляющих подготовку магистров, специализирующихся в области правового регулирования научно-технической деятельности – управлении интеллектуальной собственностью (в частности, Национальный исследовательский университет техники и технологий Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана, Российская государственная академия интеллектуальной собственности).

Для решения данной проблемы необходимо рекомендовать ректорам ведущих технических высших учебных заведений включить в учебные планы по всем специальностям и направлениям подготовки специальные дисциплины, связанные с правовым регулированием научно-технической деятельности и коммерциализацией технологий.

Также целесообразно развивать и тиражировать опыт реализации магистерских программ, по правовому регулированию научно-технической деятельности, накопленному в ведущих высших учебных заведениях России.

Обозначенные ориентиры реально могут способствовать формированию национальной инновационной системы, активному вовлечению молодежи в научную и инновационную деятельность, превращению России в значимого экспортера интеллектуальных услуг.

 

1.2 Развитие инновационной инфраструктуры и повышение ее доступности для молодых ученых и специалистов

 

Бизнес и государство совместно определяют порядок и направления взаимодействия в перспективных сферах исследований и разработки технологий, оценивают качество созданных институтов стимулирования инновационного развития и элементов инновационной инфраструктуры.

Поддержка инновационного бизнеса и расширение спроса на инновации в экономике включает в себя развитие конкурентной среды, стимулирование инвестиций в модернизацию технологической базы, проведение исследований и разработок, коммерциализацию их результатов и капитализацию интеллектуальной собственности посредством бюджетных, налоговых и иных инструментов стимулирования, создание условий для эффективной рыночной оценки накопленной и создаваемой интеллектуальной собственности, упрощение оборота нематериальных активов, вовлечение в экономическую деятельность объектов интеллектуальной собственности, созданных за счет бюджетных средств, поддержка создания и развития малого и среднего инновационного бизнеса, создание благоприятных условий для развития новых высокотехнологичных секторов экономики.

Развитие инновационной инфраструктуры включает в себя:

- радикальное повышение эффективности существующей инновационной инфраструктуры (в частности, особых экономических зон, центров трансфера технологий, бизнес-инкубаторов и технопарков и т.д.);

- совершенствование финансовой поддержки инноваций, реализуемых, в том числе, молодыми учеными и инноваторами, через институты развития;

- создание фондов прямых инвестиций с государственным участием, развитие венчурного финансирования, создание государственных или частно-государственных фондов финансирования отдельных стадий развития инновационного бизнеса;

- ускоренное развитие технического регулирования как важнейшего инструмента стимулирования инновационного развития путем модернизации устаревших регламентов и стандартов, которые являются барьерами в расширении инновационной деятельности предприятий;

- принятие технических регламентов, стандартов и правил, способствующих расширению практики и ускорению создания высокотехнологичных совместных предприятий и аутсорсинга;

- упрощение и ускорение процедур сертификации, в том числе в соответствии с международными стандартами качества;

- развитие инструментов стимулирования взаимодействия научных, образовательных организаций и бизнеса в инновационной сфере, в том числе путем формирования технологических платформ в целях обеспечения взаимодействия бизнеса и науки по определению и развитию перспективных направлений технологического развития, развития механизма софинансирования расходов компаний на проведение исследований и разработок с применением системы предоставления грантов, софинансирования реализации сетевых инновационных проектов, поддержки долгосрочных инновационных партнерств по приоритетным для развития экономики технологическим направлениям;

- поддержка (в том числе финансовая, административная и инфраструктурная) формирования высокотехнологичных кластеров, продвижения продукции этих кластеров на внутреннем и мировых рынках.

Новые технологические решения должны внедряться в реальный сектор экономики в результате взаимодействия науки, образования и бизнеса на основе развитой системы коммерциализации РИД – рынка инноваций – главной движущей силой которого должны стать молодые ученые и специалисты. Одним из основных препятствий для формирования такого рынка в России в настоящее время является отсутствие эффективных связей между наукой, образованием, промышленностью и институтами развития, недостаточная вовлеченность молодежи в инновационные процессы.

На сегодняшний день функционирует значительное количество институтов развития, главной задачей которых является помощь инновационному бизнесу на всех стадиях – от зарождения идеи до вывода компании на IPO. Но для молодых ученых и инноваторов работа со многими институтами развития существенно затрудняется из-за довольно высоких входных требований к проектам, требующих значительных финансовых вложений и существенной поддержки промышленности или иных инвесторов. При этом молодежные инновационные проекты, реализуемые, например, в образовательных или научных учреждениях, чаще всего не имеют прямого контакта с промышленными предприятиями, где такие проекты могут быть внедрены. Об этом неоднократно упоминалось в свете составления крупными промышленными предприятиями своих программ инновационного развития (ПИР).

Как показывает мировой опыт, формирование программ поддержки молодежного предпринимательства в сфере высоких технологий в первую очередь в отдельных регионах с высоким научно-техническим потенциалом является важнейшей задачей стимулирования инновационной деятельности. Причем, данные программы должны учитывать всю цепочку коммерциализации – от поиска проектов и до привлечения финансирования, причем центральным звеном выступает формирование и поддержка малых предприятий на основе инновационных проектов молодежи.

Важной проблемой в сфере развития инновационной инфраструктуры является низкая степень доступности центров коллективного пользования (далее ЦКП), оснащенных уникальным и дорогостоящим оборудованием. Основным выводом является то, что в некоторых отраслях науки (биология, химия и др.) имеется ощутимый недостаток ЦКП и финансирования на приобретение уникального дорогостоящего оборудования, без которого нельзя осуществлять научные исследования. А одной из серьезных причин отъезда молодежи за рубеж является невозможность проводить эксперименты на современном научном оборудовании. Кроме того, в настоящее время отсутствует единый реестр ЦКП – ученые часто не знают, где можно воспользоваться необходимым оборудованием, которое уже имеется в наличии.

Среди основных проблем ЦКП – нежелание организаций, получивших финансирование и купивших оборудование для ЦКП, предоставлять доступ к нему сторонним организациям. Это мотивируется тем, что оборудование мало купить – нужно обеспечить помещение, доступ, энергопотребление, теплоотведение, закупить расходные материалы. Результатом перечисленного является выдвижение заведомо неприемлемых условий в договорах на использование ЦКП, что ведет к невозможности использования ЦКП широким кругом специалистов.

Среди возможных путей решения проблем может быть: создание единого реестра ЦКП по отраслям; предоставление Правительством РФ финансирования для закупки уникального оборудования, которого не хватает для проведения научных исследований; наличие обязанности предоставления доступа к ЦКП заинтересованным организациям не менее определенного числа часов в месяц и наличие строгой отчетности по предоставленному времени, а также публикация отчетности о результатах работ в открытом доступе.

 

1.3. Совершенствование закона 217-ФЗ как основного элемента законодательной базы создания при научных и образовательных учреждениях малых инновационных предприятий

 

Важную роль для формирования национальной инновационной системы, привлечения молодежи к инновационной деятельности и решения задачи коммерциализации РИД, созданных за счет бюджетных средств в бюджетных образовательных и научных учреждениях, играет Федеральный закон от 2 августа 2009 года № 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности» (далее 217-ФЗ), восполнивший пробелы правового регулирования, связанные с созданием малых инновационных предприятий бюджетными учреждениями науки и образования, научными и образовательными учреждениями государственных академий наук.

В тоже время эффективной реализации данного закона препятствуют некоторые законодательные преграды, в частности:

- запрет предоставления бюджетным образовательным и научным учреждениям права вносить в качестве вклада в уставной капитал хозяйственных обществ наряду с правом использования РИД исключительное право на РИД по договору об отчуждении исключительного права;

- запрет предоставления бюджетным образовательным и научным учреждениям возможности распоряжаться своими долями (акциями) в уставном капитале создаваемых ими хозяйственных обществ без согласия собственника при условии его уведомления;

- запрет предоставления бюджетным образовательным и научным учреждениям права на привлечение дополнительных инвестиций путем частичной продажи долей (акций) в уставном капитале создаваемых ими хозяйственных обществ ниже значения, установленного данным Федеральным законом.

Кроме того, необходимо активизировать рассмотрение проекта Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (О внесении изменений в статью 27 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и в статью 5 Федерального закона «О науке и государственной научно-технической политике»)» № 501289-5, позволяющего хозяйственным обществам передавать третьим лицам права на использование результатов интеллектуальной деятельности, внесенным в их уставной капитал в соответствии с 217-ФЗ.

Решение данных задач, безусловно, позволит эффективнее вовлекать молодых ученых и специалистов в реализацию 217-ФЗ, повысит их мотивацию к созданию собственного инновационного бизнеса и создаст благоприятную правовую среду для развития инновационного предпринимательства в бюджетных научных и образовательных учреждениях.

 

1.4. Некоторые проблемы участия молодых ученых и специалистов в государственных конкурсах на проведение НИОКР

 

Одним из важнейших способов реализации молодыми учеными своего научного потенциала является участие в федеральных целевых программах, таких как, например, ФЦП «Кадры» и иных программах. Однако в условиях недостаточной результативности использования бюджетных средств, направляемых на НИОКР, существует проблема оптимизации критериев и порядка формирования программы работ и отбора исполнителей. Подробно этот вопрос обсуждался выше.

Еще одной проблемой, требующей разрешения на законодательном уровне, является отсутствие в действующей редакции Федерального закона от 23 августа 1996 года №127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» четких качественных и количественных критериев отнесения субъектов хозяйственной деятельности к научным организациям, отражающих специфические особенности научной организации.

Ранее это в определенной мере компенсировалось государственной аккредитацией научных организаций. Однако с ее отменой у организаций, систематически не занимающихся научной и (или) научно-технической деятельностью, появилась возможность участвовать в выполнении исследований, финансируемых из средств бюджета. В результате появились многочисленные посредники, которые, не располагая ни кадрами соответствующей квалификации, ни необходимым оборудованием, «специализируются» на получении заказов на проведение исследований и разработок. Поэтому в настоящее время актуальным вопросом следует признать необходимость законодательного установления качественных и количественных критериев отнесения субъектов хозяйственной деятельности к научным организациям. Такие критерии могут быть использованы, в том числе, и для обеспечения допуска этих организаций к конкурсам на получение заказов на выполнение НИОКР.

 

1.5. Национальная инновационная система и налоговая политика

 

Важной проблемой, препятствующей формированию национальной инновационной системы и участия в ней молодых инноваторов, остается недостаточная приоритетность инновационной деятельности в налоговой политике, например, предоставление преференций непосредственно хозяйствующим обществам, осуществляющим разработку и внедрение производства инновационной продукции.

Необходимо отметить, что в последнее время общая ситуация по этому вопросу становится более благоприятной. Значительное снижение налогового бремени для малых инновационных предприятий, созданных при вузах и НИИ в соответствии с 217-ФЗ, а также для российских организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий по разработке и реализации программ для ЭВМ и баз данных, предусмотрено в Федеральном законе от 19 октября 2010 года №272-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» и статью 33 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». Данным Федеральным законом предусмотрено снижение размеров взносов в социальные фонды указанными инновационными предприятиями с 34% до минимальной ставки – 14%.

Кроме того, на инновационные предприятия, получившие статус участников проекта «Сколково» по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации РИД, будет распространяться норма о нулевой ставке налога, предусмотренная Федеральным законом от 28 сентября 2010 года №243-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об инновационном центре «Сколково».

Эти изменения должны существенно увеличить заинтересованность инновационно-ориентированной молодежи в создании своего бизнеса, направленного на разработку и внедрение инноваций.

 

1.6. Иннограды – центры новой культуры исследований и коммерциализации знаний

 

Одним из главных условий вовлечения молодых ученых и специалистов в инновационную деятельность, создания благоприятных условий для развития инновационного бизнеса является формирование инновационной инфраструктуры, включающей в себя: бизнес-инкубаторы и технопарки, инновационные центры и внедренческие зоны.

Прорывной представляется идея создания инновационного центра «Сколково», основной задачей которого является формирование новой культуры исследований, разработки и коммерциализации инноваций. Ведь многие трудности, возникшие на пути создания национальной инновационной системы, носят именно ментальный, культурологический характер. Повсеместное преобразование материальной и культурной среды требует не только средств, но и другого человеческого материала. Воспитание нового поколения – поколения инновационной молодежи - вопрос времени.

В этом смысле роль иннограда «Сколково» как полигона эффективного взаимодействия науки, образования и высокотехнологичного бизнеса, нацеленного на экономический результат, трудно переоценить.

Успешная реализация проекта «Сколково» сегодня необходима, в первую очередь, для отработки правовых механизмов функционирования современных центров исследований, а также последующего тиражирования этого опыта и связанной с ним правовой культуры по всей стране. Это значительно расширит возможности реализации того огромного молодежного научного и творческого потенциала, которым обладает Россия.

 

За полтора года деятельности Фонда «Сколково» уже достигнуты значительные результаты:

 

- Более 420 компаний стали резидентами ИЦ «Сколково»

- Выдано более 100 грантов на общую сумму около 6,3 млрд. рублей

- Сформирована экспертная коллегия, включающая более 600 экспертов из различных областей и иностранных представителей науки и бизнеса

- Создан Технопарк, оказывающий услуги и предоставляющий необходимую инфраструктуру участникам проекта для проведения ими исследований

- Подписано трехлетнее соглашение между Фондом «Сколково» и Массачусетским технологическим институтом (MIT) о сотрудничестве по программе создания Сколковского института науки и технологий

- Создан Открытый Университет Сколково, в работу которого вовлечены более 220 студентов из различных городов России

- Активно разрабатывается проект Школы Сколково

- Создан Центр Интеллектуальной Собственности, осуществляющий поддержку инновационных компаний патентовании РИД на российском и международном уровнях

- Создано виртуальное коммьюнити – социальная сеть для ученых, предпринимателей, венчурных инвесторов и инноваторов

- Привлечены к сотрудничеству крупнейшие мировые компании, подтвердившие намерение разместить на территории Сколково научно-исследовательские центры

Таким образом, «Сколково» уже сейчас представляет собой успешно реализуемую модель создания инновационной экосистемы, наиболее востребованные практики которой целесообразно ретранслировать через Молодежные инновационные центры, создаваемые в российских вузах.

Учитывая уникальный благоприятный опыт, накопленный Фондом «Сколково», предлагаем использовать существующие наработки для создания инновационной экосистемы в вузах:

 

- Создать эффективную систему по обучению проектного менеджмента инновационных компаний

- Разработать эффективные сервисы, оказывающие услуги по упаковке проектов и подаче экспертных заявок в институты инновационного развития

- Сформировать форматы «общения» бизнеса, ученых и инновационных менеджеров, обеспечивающих спрос на инновации

- Интенсифицировать взаимодействие вузов и бизнеса с целью обеспечения притока целевого финансирования из реального сектора экономики

- Обеспечить инновационным проектам возможность участия в профильных мероприятиях (в том числе на международном уровне)

 

- Все это значительно расширит возможности реализации огромного молодежного научного и творческого потенциала, которым обладает Россия.

 

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.173.234.169 (0.015 с.)