Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
О некоторых проблемах становления национальной инновационной системы и роли молодежи в их решении
1.1 Рынок интеллектуальной собственности и национальная инновационная система
Формирование и развитие рынка инноваций невозможно без совершенствования законодательства в области регулирования прав на интеллектуальную собственность. Однако основной недостаток законодательства в данной области – нечеткость и расплывчатость формулировок – так и не был до конца преодолен. Такие объекты интеллектуальной собственности, как научно-техническая информация и научно-техническая документация, вообще оказались выведены за рамки правового регулирования. А ведь сегодня одним из главных показателей становления российской инновационной экономики – экономики знаний, является наличие эффективного рынка интеллектуальной собственности. К сожалению, роль результатов интеллектуальной деятельности в построении такой экономики продолжает недооцениваться. Уровень использования технических разработок на рынке остается низким, в частности из предложенных в 2010 году на рынке 259698 патентов на объекты промышленной собственности было вовлечено в гражданский оборот 5680 объектов, что составляет всего лишь 2,2%. В тоже время не может не обращать на себя патентная активность иностранных заявителей, ведь в 2010 году треть патентных заявок в Роспатент подана иностранными заявителями. Скорее всего, иностранные компании готовят рынок под свою продукцию, что имеет особое значение в связи с вступлением России в ВТО. Незначительным остается интерес молодых ученых и специалистов к патентованию. Можно сказать, что молодежь сегодня не мотивирована заниматься такой деятельностью, что, в частности, можно объяснить слабой правовой базой, регламентирующей взаимоотношения авторов-разработчиков результатов интеллектуальной деятельности и работодателей, в части выплаты авторских вознаграждений за использование работодателем служебных изобретений, полезных моделей и промышленных образцов. На данный момент такие взаимоотношения регулируются п. 4 ст. 1370 Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливающей что «…работник имеет право на вознаграждение. Размер вознаграждения, условия и порядок его выплаты работодателем определяется договором между ним и работником, а в случае спора - судом». То есть законодательно установлено право автора на вознаграждение, но обязанности работодателя выплачивать такое вознаграждение без просьбы автора – нет.
На настоящий момент действуют положения Постановления Совета Министров Правительства Российской Федерации от 14 августа 1993 года № 822 «О порядке применения на территории Российской Федерации некоторых положений бывшего СССР об изобретениях и промышленных образцах», предусматривающие необходимые действия сторон трудовых отношений в случае недостижения согласия о размерах и условиях выплаты авторского вознаграждения. В данном случае применяются положения п.п. 1,3 и 5 ст.ст. 32-34 Закона СССР от 31 мая 1991 г. № 2213-1 «Об изобретениях в СССР» и п 3. ст. 21, п.п. 1,3 ст.ст.22, 23 Закона СССР от 10 июля 1991 г. №2328-1 «О промышленных образцах», указывающие минимальные ставки соответствующих авторских вознаграждений. Представляется, что такое правовое регулирования данного вопроса сегодня не актуально. Однако ст. 12 Федерального закона Российской Федерации от 18 декабря 2006 года №231-ФЗ «О введении в действие части четвертой ГК Российской Федерации» предписывает, что положения вышеуказанных Законов СССР действуют до тех пор, пока в Российской Федерации не будут приняты соответствующие законодательные и подзаконные акты, регламентирующие, в том числе, вопросы выплаты авторского вознаграждения. Решением данной проблемы должно стать закрепление размеров минимальных ставок авторских вознаграждений в Постановлении Правительства Российской Федерации, определяющем условия и порядок выплаты авторских вознаграждений при использовании служебных изобретений, полезных моделей и промышленных образцов, что должно явиться одним из мотиваторов повышения активности молодых ученых и специалистов при патентовании своих результатов интеллектуальной деятельности (РИД). Необходимо отметить, что сегодня значительное количество РИД принадлежит государственным образовательным и научным учреждениям. К сожалению, часто обсуждается проблема неэффективного распоряжения правами на РИД бюджетными учреждениями. В тоже время, руководство учреждений не может и самостоятельно передать права на свои РИД, созданные за счет средств федерального бюджета, авторам разработок – своим молодым работникам, которые обладают значительным потенциалом по их коммерциализации.
Представляется целесообразным внести изменения в IV часть Гражданского кодекса Российской Федерации, дополнив его нормой, о том, что если в течение 2 лет работодатель не смог ввести разработку в гражданский оборот, ее автор имеет право требовать замены правообладателя такой разработки с работодателя на автора. Для российской инновационной экономики остается острым вопрос кадрового обеспечения специалистами в области правового регулирования научно-технической деятельности, работы с интеллектуальной собственностью. Создание современного конкурентоспособного рынка интеллектуальной собственности невозможно без должного кадрового обеспечения, что соответственно требует создания эффективной системы профессиональной подготовки и переподготовки молодых специалистов в области интеллектуальной собственности. Сегодня в России существует незначительное количество высших учебных заведений, осуществляющих подготовку магистров, специализирующихся в области правового регулирования научно-технической деятельности – управлении интеллектуальной собственностью (в частности, Национальный исследовательский университет техники и технологий Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана, Российская государственная академия интеллектуальной собственности). Для решения данной проблемы необходимо рекомендовать ректорам ведущих технических высших учебных заведений включить в учебные планы по всем специальностям и направлениям подготовки специальные дисциплины, связанные с правовым регулированием научно-технической деятельности и коммерциализацией технологий. Также целесообразно развивать и тиражировать опыт реализации магистерских программ, по правовому регулированию научно-технической деятельности, накопленному в ведущих высших учебных заведениях России. Обозначенные ориентиры реально могут способствовать формированию национальной инновационной системы, активному вовлечению молодежи в научную и инновационную деятельность, превращению России в значимого экспортера интеллектуальных услуг.
1.2 Развитие инновационной инфраструктуры и повышение ее доступности для молодых ученых и специалистов
Бизнес и государство совместно определяют порядок и направления взаимодействия в перспективных сферах исследований и разработки технологий, оценивают качество созданных институтов стимулирования инновационного развития и элементов инновационной инфраструктуры. Поддержка инновационного бизнеса и расширение спроса на инновации в экономике включает в себя развитие конкурентной среды, стимулирование инвестиций в модернизацию технологической базы, проведение исследований и разработок, коммерциализацию их результатов и капитализацию интеллектуальной собственности посредством бюджетных, налоговых и иных инструментов стимулирования, создание условий для эффективной рыночной оценки накопленной и создаваемой интеллектуальной собственности, упрощение оборота нематериальных активов, вовлечение в экономическую деятельность объектов интеллектуальной собственности, созданных за счет бюджетных средств, поддержка создания и развития малого и среднего инновационного бизнеса, создание благоприятных условий для развития новых высокотехнологичных секторов экономики.
Развитие инновационной инфраструктуры включает в себя: - радикальное повышение эффективности существующей инновационной инфраструктуры (в частности, особых экономических зон, центров трансфера технологий, бизнес-инкубаторов и технопарков и т.д.); - совершенствование финансовой поддержки инноваций, реализуемых, в том числе, молодыми учеными и инноваторами, через институты развития; - создание фондов прямых инвестиций с государственным участием, развитие венчурного финансирования, создание государственных или частно-государственных фондов финансирования отдельных стадий развития инновационного бизнеса; - ускоренное развитие технического регулирования как важнейшего инструмента стимулирования инновационного развития путем модернизации устаревших регламентов и стандартов, которые являются барьерами в расширении инновационной деятельности предприятий; - принятие технических регламентов, стандартов и правил, способствующих расширению практики и ускорению создания высокотехнологичных совместных предприятий и аутсорсинга; - упрощение и ускорение процедур сертификации, в том числе в соответствии с международными стандартами качества; - развитие инструментов стимулирования взаимодействия научных, образовательных организаций и бизнеса в инновационной сфере, в том числе путем формирования технологических платформ в целях обеспечения взаимодействия бизнеса и науки по определению и развитию перспективных направлений технологического развития, развития механизма софинансирования расходов компаний на проведение исследований и разработок с применением системы предоставления грантов, софинансирования реализации сетевых инновационных проектов, поддержки долгосрочных инновационных партнерств по приоритетным для развития экономики технологическим направлениям; - поддержка (в том числе финансовая, административная и инфраструктурная) формирования высокотехнологичных кластеров, продвижения продукции этих кластеров на внутреннем и мировых рынках.
Новые технологические решения должны внедряться в реальный сектор экономики в результате взаимодействия науки, образования и бизнеса на основе развитой системы коммерциализации РИД – рынка инноваций – главной движущей силой которого должны стать молодые ученые и специалисты. Одним из основных препятствий для формирования такого рынка в России в настоящее время является отсутствие эффективных связей между наукой, образованием, промышленностью и институтами развития, недостаточная вовлеченность молодежи в инновационные процессы. На сегодняшний день функционирует значительное количество институтов развития, главной задачей которых является помощь инновационному бизнесу на всех стадиях – от зарождения идеи до вывода компании на IPO. Но для молодых ученых и инноваторов работа со многими институтами развития существенно затрудняется из-за довольно высоких входных требований к проектам, требующих значительных финансовых вложений и существенной поддержки промышленности или иных инвесторов. При этом молодежные инновационные проекты, реализуемые, например, в образовательных или научных учреждениях, чаще всего не имеют прямого контакта с промышленными предприятиями, где такие проекты могут быть внедрены. Об этом неоднократно упоминалось в свете составления крупными промышленными предприятиями своих программ инновационного развития (ПИР). Как показывает мировой опыт, формирование программ поддержки молодежного предпринимательства в сфере высоких технологий в первую очередь в отдельных регионах с высоким научно-техническим потенциалом является важнейшей задачей стимулирования инновационной деятельности. Причем, данные программы должны учитывать всю цепочку коммерциализации – от поиска проектов и до привлечения финансирования, причем центральным звеном выступает формирование и поддержка малых предприятий на основе инновационных проектов молодежи. Важной проблемой в сфере развития инновационной инфраструктуры является низкая степень доступности центров коллективного пользования (далее ЦКП), оснащенных уникальным и дорогостоящим оборудованием. Основным выводом является то, что в некоторых отраслях науки (биология, химия и др.) имеется ощутимый недостаток ЦКП и финансирования на приобретение уникального дорогостоящего оборудования, без которого нельзя осуществлять научные исследования. А одной из серьезных причин отъезда молодежи за рубеж является невозможность проводить эксперименты на современном научном оборудовании. Кроме того, в настоящее время отсутствует единый реестр ЦКП – ученые часто не знают, где можно воспользоваться необходимым оборудованием, которое уже имеется в наличии. Среди основных проблем ЦКП – нежелание организаций, получивших финансирование и купивших оборудование для ЦКП, предоставлять доступ к нему сторонним организациям. Это мотивируется тем, что оборудование мало купить – нужно обеспечить помещение, доступ, энергопотребление, теплоотведение, закупить расходные материалы. Результатом перечисленного является выдвижение заведомо неприемлемых условий в договорах на использование ЦКП, что ведет к невозможности использования ЦКП широким кругом специалистов.
Среди возможных путей решения проблем может быть: создание единого реестра ЦКП по отраслям; предоставление Правительством РФ финансирования для закупки уникального оборудования, которого не хватает для проведения научных исследований; наличие обязанности предоставления доступа к ЦКП заинтересованным организациям не менее определенного числа часов в месяц и наличие строгой отчетности по предоставленному времени, а также публикация отчетности о результатах работ в открытом доступе.
1.3. Совершенствование закона 217-ФЗ как основного элемента законодательной базы создания при научных и образовательных учреждениях малых инновационных предприятий
Важную роль для формирования национальной инновационной системы, привлечения молодежи к инновационной деятельности и решения задачи коммерциализации РИД, созданных за счет бюджетных средств в бюджетных образовательных и научных учреждениях, играет Федеральный закон от 2 августа 2009 года № 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности» (далее 217-ФЗ), восполнивший пробелы правового регулирования, связанные с созданием малых инновационных предприятий бюджетными учреждениями науки и образования, научными и образовательными учреждениями государственных академий наук. В тоже время эффективной реализации данного закона препятствуют некоторые законодательные преграды, в частности: - запрет предоставления бюджетным образовательным и научным учреждениям права вносить в качестве вклада в уставной капитал хозяйственных обществ наряду с правом использования РИД исключительное право на РИД по договору об отчуждении исключительного права; - запрет предоставления бюджетным образовательным и научным учреждениям возможности распоряжаться своими долями (акциями) в уставном капитале создаваемых ими хозяйственных обществ без согласия собственника при условии его уведомления; - запрет предоставления бюджетным образовательным и научным учреждениям права на привлечение дополнительных инвестиций путем частичной продажи долей (акций) в уставном капитале создаваемых ими хозяйственных обществ ниже значения, установленного данным Федеральным законом. Кроме того, необходимо активизировать рассмотрение проекта Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (О внесении изменений в статью 27 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и в статью 5 Федерального закона «О науке и государственной научно-технической политике»)» № 501289-5, позволяющего хозяйственным обществам передавать третьим лицам права на использование результатов интеллектуальной деятельности, внесенным в их уставной капитал в соответствии с 217-ФЗ. Решение данных задач, безусловно, позволит эффективнее вовлекать молодых ученых и специалистов в реализацию 217-ФЗ, повысит их мотивацию к созданию собственного инновационного бизнеса и создаст благоприятную правовую среду для развития инновационного предпринимательства в бюджетных научных и образовательных учреждениях.
1.4. Некоторые проблемы участия молодых ученых и специалистов в государственных конкурсах на проведение НИОКР
Одним из важнейших способов реализации молодыми учеными своего научного потенциала является участие в федеральных целевых программах, таких как, например, ФЦП «Кадры» и иных программах. Однако в условиях недостаточной результативности использования бюджетных средств, направляемых на НИОКР, существует проблема оптимизации критериев и порядка формирования программы работ и отбора исполнителей. Подробно этот вопрос обсуждался выше. Еще одной проблемой, требующей разрешения на законодательном уровне, является отсутствие в действующей редакции Федерального закона от 23 августа 1996 года №127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» четких качественных и количественных критериев отнесения субъектов хозяйственной деятельности к научным организациям, отражающих специфические особенности научной организации. Ранее это в определенной мере компенсировалось государственной аккредитацией научных организаций. Однако с ее отменой у организаций, систематически не занимающихся научной и (или) научно-технической деятельностью, появилась возможность участвовать в выполнении исследований, финансируемых из средств бюджета. В результате появились многочисленные посредники, которые, не располагая ни кадрами соответствующей квалификации, ни необходимым оборудованием, «специализируются» на получении заказов на проведение исследований и разработок. Поэтому в настоящее время актуальным вопросом следует признать необходимость законодательного установления качественных и количественных критериев отнесения субъектов хозяйственной деятельности к научным организациям. Такие критерии могут быть использованы, в том числе, и для обеспечения допуска этих организаций к конкурсам на получение заказов на выполнение НИОКР.
1.5. Национальная инновационная система и налоговая политика
Важной проблемой, препятствующей формированию национальной инновационной системы и участия в ней молодых инноваторов, остается недостаточная приоритетность инновационной деятельности в налоговой политике, например, предоставление преференций непосредственно хозяйствующим обществам, осуществляющим разработку и внедрение производства инновационной продукции. Необходимо отметить, что в последнее время общая ситуация по этому вопросу становится более благоприятной. Значительное снижение налогового бремени для малых инновационных предприятий, созданных при вузах и НИИ в соответствии с 217-ФЗ, а также для российских организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий по разработке и реализации программ для ЭВМ и баз данных, предусмотрено в Федеральном законе от 19 октября 2010 года №272-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» и статью 33 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». Данным Федеральным законом предусмотрено снижение размеров взносов в социальные фонды указанными инновационными предприятиями с 34% до минимальной ставки – 14%. Кроме того, на инновационные предприятия, получившие статус участников проекта «Сколково» по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации РИД, будет распространяться норма о нулевой ставке налога, предусмотренная Федеральным законом от 28 сентября 2010 года №243-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об инновационном центре «Сколково». Эти изменения должны существенно увеличить заинтересованность инновационно-ориентированной молодежи в создании своего бизнеса, направленного на разработку и внедрение инноваций.
1.6. Иннограды – центры новой культуры исследований и коммерциализации знаний
Одним из главных условий вовлечения молодых ученых и специалистов в инновационную деятельность, создания благоприятных условий для развития инновационного бизнеса является формирование инновационной инфраструктуры, включающей в себя: бизнес-инкубаторы и технопарки, инновационные центры и внедренческие зоны. Прорывной представляется идея создания инновационного центра «Сколково», основной задачей которого является формирование новой культуры исследований, разработки и коммерциализации инноваций. Ведь многие трудности, возникшие на пути создания национальной инновационной системы, носят именно ментальный, культурологический характер. Повсеместное преобразование материальной и культурной среды требует не только средств, но и другого человеческого материала. Воспитание нового поколения – поколения инновационной молодежи - вопрос времени. В этом смысле роль иннограда «Сколково» как полигона эффективного взаимодействия науки, образования и высокотехнологичного бизнеса, нацеленного на экономический результат, трудно переоценить. Успешная реализация проекта «Сколково» сегодня необходима, в первую очередь, для отработки правовых механизмов функционирования современных центров исследований, а также последующего тиражирования этого опыта и связанной с ним правовой культуры по всей стране. Это значительно расширит возможности реализации того огромного молодежного научного и творческого потенциала, которым обладает Россия.
За полтора года деятельности Фонда «Сколково» уже достигнуты значительные результаты:
- Более 420 компаний стали резидентами ИЦ «Сколково» - Выдано более 100 грантов на общую сумму около 6,3 млрд. рублей - Сформирована экспертная коллегия, включающая более 600 экспертов из различных областей и иностранных представителей науки и бизнеса - Создан Технопарк, оказывающий услуги и предоставляющий необходимую инфраструктуру участникам проекта для проведения ими исследований - Подписано трехлетнее соглашение между Фондом «Сколково» и Массачусетским технологическим институтом (MIT) о сотрудничестве по программе создания Сколковского института науки и технологий - Создан Открытый Университет Сколково, в работу которого вовлечены более 220 студентов из различных городов России - Активно разрабатывается проект Школы Сколково - Создан Центр Интеллектуальной Собственности, осуществляющий поддержку инновационных компаний патентовании РИД на российском и международном уровнях - Создано виртуальное коммьюнити – социальная сеть для ученых, предпринимателей, венчурных инвесторов и инноваторов - Привлечены к сотрудничеству крупнейшие мировые компании, подтвердившие намерение разместить на территории Сколково научно-исследовательские центры Таким образом, «Сколково» уже сейчас представляет собой успешно реализуемую модель создания инновационной экосистемы, наиболее востребованные практики которой целесообразно ретранслировать через Молодежные инновационные центры, создаваемые в российских вузах. Учитывая уникальный благоприятный опыт, накопленный Фондом «Сколково», предлагаем использовать существующие наработки для создания инновационной экосистемы в вузах:
- Создать эффективную систему по обучению проектного менеджмента инновационных компаний - Разработать эффективные сервисы, оказывающие услуги по упаковке проектов и подаче экспертных заявок в институты инновационного развития - Сформировать форматы «общения» бизнеса, ученых и инновационных менеджеров, обеспечивающих спрос на инновации - Интенсифицировать взаимодействие вузов и бизнеса с целью обеспечения притока целевого финансирования из реального сектора экономики - Обеспечить инновационным проектам возможность участия в профильных мероприятиях (в том числе на международном уровне)
- Все это значительно расширит возможности реализации огромного молодежного научного и творческого потенциала, которым обладает Россия.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 202; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.120.133 (0.038 с.) |