Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Научные фонды и грантовая системаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Именно эта ниша – конкурсное финансирование не только приоритетов, но и свободного поиска, обусловленное только высоким уровнем научной работы, – ниша научных фондов, таких, как РФФИ. Основными достоинствами научных фондов являются: - адекватная приспособленность к реалиям получения новых знаний в большинстве областей науки; - оперативность реагирования на возникновение новых направлений исследований; - стимулирование активности и качественной работы основной массы научных сотрудников; - адресная поддержка наиболее результативно работающих групп; - гибкость, возможность финансировать науку в организациях любой ведомственной подчиненности; - снижение роли административного ресурса и коррупции при распределении бюджетного финансирования. Приведенный выше анализ наукометрических показателей совершенно четко показывает, что именно научные фонды (в первую очередь – РФФИ) были и остаются основным источником конкурсной поддержки научно-исследовательских работ высокого, международного уровня. Поэтому среди первоочередных мер по улучшению ситуации в российской науке должно быть резкое увеличение грантового финансирования НИР через научные фонды. Стоит отметить, что в странах БРИК фонды играют существенную роль в финансировании научных исследований. Бюджет только бразильского фонда FAPESP (организация штата Сан Паулу, занимающаяся финансированием исследований и разработок) превышает бюджет двух существующих с начала 1990-х годов российских научных фондов (РФФИ и РГНФ), а также Фонда содействия развитию малых форм предпринимательства в научно-технической сфере, вместе взятых. В ведущей в научном и экономическом отношении стране БРИК – Китае – роль грантового финансирования науки также растет. В 2011 г. финансирование исследований и разработок из центрального (федерального в нашей терминологии) бюджета Китая выросло на 12,5 % по сравнению с 2010 г. При этом бюджет китайского аналога РФФИ – Государственного фонда естественных наук (ГФЕН) - увеличился на 16 %. Доля ГФЕН в расходах на исследования и разработки из центрального составила 6,2 %. Центральный бюджет 2012 г. предусматривает увеличение финансирования исследований и разработок на 12,4 %, при этом финансирование фундаментальных исследований возрастет на 26,2 %, примерно в такой же пропорции вырастет финансирование ГФЕН (доля фонда в расходах на исследования и разработки, таким образом, составит уже 6,5 %). Всего с 2005 по 2012 гг. бюджет ГФЕН (в этом году он превысит 15 млрд. юаней) увеличился более чем в 5,5 раз. Таким образом, в ведущих развивающихся странах отношение к научным фондам противоположно российскому. В таких условиях совершенно оправданным и своевременным является курс на резкое увеличение финансирования научных фондов – РФФИ и РГНФ. Указом Президента РФ В.В.Путина № 599 от 7 мая 2012 г. «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» установлена необходимость увеличения к 2018 г. общего объёма финансирования государственных научных фондов, как минимум, до 25 млрд. рублей. Необходимо не просто резкое увеличение финансирования научных фондов, но и повышение размера финансирования инициативных проектов в рамках основных конкурсов по областям науки, проводимых фондами (конкурсы типа «а» РФФИ). Решение этой задачи не должно происходить за счет резкого уменьшения числа грантов: это, во-первых, лишит финансирования многие работающие научные группы, а, во-вторых, приведет к существенному росту роли вненаучных факторов при отборе проектов для финансирования. Увеличение финансирования фондов необходимо проводить в два этапа. Рассмотрим этот процесс на примере ведущего научного фонда – РФФИ. На первом этапе требуется решить важную задачу – увеличение среднего размера гранта до уровня, позволяющего проводить минимально необходимые для осуществления экспериментальных исследовательских работ закупки как расходных материалов, так и недорогого научного оборудования. Средний размер гранта РФФИ по традиционным конкурсам по областям науки (инициативные проекты типа «а») должен быть в сжатые сроки (не более 3 лет) доведен, как минимум, до 1,2 млн. руб. Исходя из текущего размера грантов, а также недопустимости сокращения процента поддержанных заявок, это потребует увеличения бюджетного финансировании РФФИ, как минимум, до 18 млрд. руб. в 2015 г. Бюджет РГНФ к этому сроку должен достичь не менее чем 2,5 млрд. руб. На втором этапе должна быть решена стратегическая задача постепенного выведения размера грантов российских научных фондов на принятый в развитых странах Западной Европы и США уровень. Это потребует ежегодного роста бюджета РФФИ в 2016 – 2020 гг. на уровне 20-25 %. Приоритетность задачи повышения размера гранта по основным видам массовых конкурсов означает, что подавляющая часть увеличения финансирования фондов должна идти именно на эти цели. Суммарное финансирование специальных программ с размерами грантов, в несколько раз превышающими обычные, как, например, программа ориентированных фундаментальных исследований по актуальным междисциплинарным темам РФФИ, не должно превышать 30 % от общего объема финансирования конкурсных программ. Наметившаяся в кризисных условиях тенденция к увеличению финансирования таких программ в ущерб основным массовым конкурсам не может быть признана нормальной и должна быть преодолена. При этом не всегда мотивация повышенного финансирования оправдана: анализ названий проектов – победителей конкурса офи-м показывает, что подавляющее большинство из них сложно отнести к междисциплинарным, что по сути позволяет финансировать их в рамках обычных конкурсов. Целесообразно изменить формат таких программ по междисциплинарным исследованиям, отказавшись от формулировки выделенных тем, и перейдя к конкурсам по областям науки. При этом для оценки междисциплинарных проектов следует привлекать экспертов из различных экспертных советов. Для обеспечения объективного отбора в рамках таких программ проектов действительно мирового уровня следует переходить к подаче заявок на английском языке и экспертизе с привлечением зарубежных ученых. Следует отметить, что положительный эффект увеличение размера гранта наблюдается на примере грантов Президента РФ для молодых ученых. 9 февраля 2009 г. был принят Указ Президента РФ № 146 «О мерах по усилению государственной поддержки молодых российских ученых - кандидатов и докторов наук», предусматривающий существенное увеличение размера грантов: до 600 тыс. руб. в год для молодого ученого – кандидата наук и его соисполнителей (не менее одного молодого ученого, аспиранта, студента) и до 1 млн. руб. для молодого ученого – доктора наук и его соисполнителей (не менее трех молодых ученых, аспирантов, студентов). Анализ ссылок в журналах семейства Physical Review на источники финансирования показывает, что гранты Президента РФ стали достаточно значимым источником финансирования исследовательских работ. Следует рассмотреть возможность увеличения размера грантов Президента РФ для молодых ученых в ближайшие годы минимум в 2 раза. Заметим, что ситуация, когда ежегодный объем финансирования гранта основного научного фонда России (РФФИ) в полтора раза меньше, чем ежегодный объем финансирования гранта для молодого ученого – кандидата наук с одним-двумя соисполнителями, наглядно показывает, что для повышения результативности грантового финансирования исследовательских работ необходимо срочное увеличение размеров грантов научных фондов в разы. Если в ближайшей перспективе следует сосредоточиться на резком увеличении финансирования существующих фондов, то в дальнейшем целесообразно рассмотреть вопрос о создании дополнительных фондов поддержки научно-технической деятельности для финансирования НИР и НИОКР с определенной спецификой. Помимо роста финансирования фондов, нужно принять ряд мер для повышения качества их работы. В первую очередь речь идет о повышении прозрачности конкурсных механизмов и ответственности грантополучателей за результативность работы: размещении в открытом доступе (на сайтах фондов) кратких итоговых отчетов по результатам выполненных работ с указанием списка публикаций. Это будет способствовать повышению ответственности грантополучателей и развитию механизмов «общественного контроля». Следует также обеспечить оперативность выделения финансирования по грантам научных фондов: складывающаяся в последние годы ситуация, когда средства по грантам перечисляются исполнителям работ в конце первого – начале второго полугодия, нетерпима и не содействует результативности проведения исследовательских работ. Также необходимо обеспечить руководителям грантов б о льшую свободу в распоряжении выделяемыми средствами в целях их более рационального использования - возможность переноса части финансирования по гранту на следующий год (в пределах срока выполнения работ по гранту). Фонды являются институциональными механизмами поддержки науки, в дополнение к стандартным грантовым конкурсам фондов в наших условиях целесообразно реализовывать специальные грантовые программы, направленные на решение в первую очередь кадровой проблемы. Такие программы логично было бы реализовать в рамках разрабатываемой государственной программы развития науки и технологий в части, «наследующей» ФЦП «Кадры». При этом если фонды должны обеспечивать отбор исследовательских проектов независимо от состава исследовательской группы, только на основании их высокого научного уровня, то в «кадровых» грантовых программах должна быть другая специфика: поддержка работающих на высоком научном уровне исследовательских групп, в составе которых есть молодые исследователи и аспиранты. Минобрнауки 21 мая 2012 г. опубликовало на своем сайте проект концепции ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2014 – 2020 гг. Представляется, что в данной концепции представлено избыточное число грантовых мероприятий, направленных на поддержку НОЦ, научных групп и отдельных молодых ученых. В целях уменьшения вненаучных факторов в процессе определения победителей конкурсов следует увеличить число грантов, выдаваемых по направлениям науки, что может быть сделано путем объединения конкурсов для групп под руководством докторов (мероприятие 3.1.1.) и кандидатов наук (мероприятие 3.1.2.) в единый конкурс. Дискуссионным является и предлагаемый формат мероприятия 3.2., в рамках которого планируется поддержка проведения исследований в НОЦ молодыми учеными – докторам наук (мероприятие 3.2.1.), молодыми учеными – кандидатами наук (мероприятие 3.2.2.) и целевыми аспирантами (мероприятие 3.2.3.). Проведение специальных аспирантских конкурсов едва ли целесообразно, поскольку в подавляющем случае аспиранты не являются самостоятельными исследователями и потому логично поддерживать их через научные группы и НОЦ, в которых последние выполняют научно-исследовательские работы. Появление мероприятия, рассчитанного на поддержку исследований молодых докторов в НОЦ, вызывает недоумение. Если далеко не всех молодых кандидатов наук можно назвать самостоятельными исследователями, то молодых докторов наук рассматривать как достаточно сильных и самостоятельных исследователей вполне логично. Поэтому привязка исследований молодых докторов к НОЦ представляется достаточно искусственной. Да и в случае молодых кандидатов наук более рациональной представляется, скорее, поддержка в рамках специального мероприятия наиболее самостоятельной их части – способствование созданию новых научных групп под руководством молодых кандидатов наук. Едва ли оправдано достаточно высокое число мероприятий, в рамках которых будет осуществляться разного рода обеспечивающая деятельность, особенно с учетом определенного пересечения их тематик. Так, мероприятие 1.4. предусматривает «развитие информационной инфраструктуры подготовки и закрепления научных и научно-педагогических кадров», мероприятие 1.6. направленно на «информационное обеспечение реализации Программы», а в рамках мероприятия 5.1. будет осуществляться, в том числе, и информационное сопровождение конкурсных процедур и реализации государственного заказа. Предложения Координационного совета по формату основных мероприятий, продолжающих ФЦП «Кадры» и направленных на грантовую поддержку научно-образовательных коллективов и научных групп, представлены ниже (см. Приложение 1).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 341; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.217.139 (0.008 с.) |