Сравнительная характеристика опыта кадровой политики в науке и высшей школе России, США и кнр 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сравнительная характеристика опыта кадровой политики в науке и высшей школе России, США и кнр



 

В этом разделе мы представим некоторые возможности привлечения к российским реалиям наиболее значимого для нас зарубежного опыта.

В Китае существуют жесткие возрастные ограничения для руководителей в науке (и не только). Руководителями в КНР назначаются люди среднего возраста: от 35 до 55 лет.В Китайской академии наук 56,1 % руководителей моложе 45 лет.Молодые энтузиасты, стремящиеся содействовать развитию научного знания и распространению инноваций, были, есть и, надо думать, будут во все времена. Наши соотечественники из-за рубежа, работающие в России в рамках мега-грантов, очень высоко оценивают креативность и творческий потенциал студентов. Насущной задачей научной политики, таким образом, является как привлечение молодежи к научным занятиям, так и создание условий для институционального продвижения молодых профессионалов.

Представляется, что в среде российского научного сообщества среди поколения 40-летних есть сложившиеся ученые, имеющий опыт работы или обучения в Европе и в США, международные контакты, готовые стать руководителями. В этой ситуации важен зарубежный опыт научной работы. Речь идет о новой генерации специалистов, исходящих, прежде всего, в организации работы из критериев, релевантных науке, а не привходящих обстоятельств (знакомства, выгода, свой/чужой, собственный интерес, как правило, материальный). (Каждый ученый назовет сходу несколько таких специалистов в своей области, они известны по публикациям, по включенности в научные транснациональные сети). Не номенклатурный аппарат в организации науки с бухгалтерией и бесчисленными вспомогательными службами должен быть центральным, а научный коллектив, профессор, исследователь. Но наша действительность иная. Поэтому для способной и перспективной молодежи привлекательней работать там, где прозрачная система академических достижений, и ясные, хотя и жесткие правила игры.

В американской системе большой вес имеет статус tenure, (правда, достичь его очень непросто), профессора этой позиции невозможно уволить, он не зависим от администрации, главным образом из такого рода ученых рекрутируется комиссия, выносящая решения о принятии на работу на постоянную ставку - Promotional and Hiring Committee (PHТ) (Комитет по найму и продвижению), избираемый на собрании департамента (отделения). Во главе его стоит Chair (председатель) департамента, но его мнение при этом не является директивой для остальных членов: члены PHT, имея tenure, достаточно независимы. Это формирует высокую «плотность» академического сообщества, которое у нас размыто и постоянно оказывается под влиянием то экономического, то политического интереса. В российской академической системе постоянных ставок нет вовсе. Все эти обстоятельства не привлекательны для талантливого молодого ученого, который сегодня имеет выбор, где работать - в отечественной науке, или в бизнесе, или за рубежом.

По данным социологических опросов, у студентов старших курсов, причем лидеров, ярко выражены миграционные намерения, это же относится и к аспирантам: Значительная часть студенчества (лидеров, самых активных) желает обучаться за границей - 35% опрошенных, 23% - работать, на постоянное место жительства хотят выехать – 10%, 30% окончивших аспирантуру из опрошенных собираются работать за рубежом. Очевидно, что повышение внимания к молодым научным кадрам со стороны правительства пока кардинально не изменило ситуацию. В успешном отделении физических наук СПбНЦ РАН всего 18% молодых ученых. Вместе с тем в отделениях энергетики, машиностроения, механики и управления, а также нанотехнологий и информационных технологий их вес значительный (таблица 11).

Таблица 11. Численность научных работников по Отделениям РАН (отраслям наук) в учреждениях СПбНЦ РАН в 2011 году в возрасте до 35 лет (включительно)

Отделения в учреждениях СПбНЦ РАН Численность научных работников в возрасте до 35 лет (чел.,/%)
Отделение физических наук   18%
Отделение физиологии и фундаментальной медицины   22%
Отделение биологических наук   16%
Отделение историко-филологических наук   16%
Отделение химии и наук о материалах   28%
Отделение энергетики, машиностроения, механики и процессов управления   32%
Отделение наук о Земле   15%
Отделение общественных наук   25%
Отделение нанотехнологий и информационных технологий   29%
Отделение математических наук   18%
Президиум РАН (БАН, СПбФ ИИЕТ)   19%
Президиум СПбНЦ РАН (СПб АУ НОЦ, НИЦЭБ)   34%
Итого по СПбНЦ РАН   21%

Источник: Отдел научных кадров и аспирантуры СПбНЦ РАН.

 

Если говорить о когнитивных стимулах молодого специалиста, связанных с реализацией познавательных способностей, с организацией исследований, то, очевидно, что в основном, наши образовательные и многие научные учреждения пока не конкурентны на мировом рынке.

Однако кроме когнитивных стимулов (здесь еще можно рассчитывать на то, что всегда найдутся такие редкостные типы, которые при любых обстоятельствах пойдут в исследовательскую сферу - чистый интерес к науке - «познание ради самого познания»), существуют у молодых людей еще социальные и экономические. В этой перспективе ситуация на российском академическом рынке радикально отличается от американской или европейской систем. Американская система характеризуется напряженной конкуренцией, понятно, что работа в бизнесе, исследовательских фирмах, правительственных организациях оплачивается выше, чем в академической системе, но главной целью для тех, кто получил ученую степень, является «попадание» в университеты. Можно обозначить следующие моменты, делающие академическую среду в США конкурентоспособной по отношению к другим социальным сферам:

- наличие tenure — единственная позиция в системе рабочих мест США, где человека не могут уволить; все остальные виды наемного трудоустройства, включая и высокооплачиваемый менеджмент, не исключают такой возможности. Получение грантов не связано с отношением к нему администрации департамента и университета;

- высокий социальный престиж в обществе. Статус профессора университета, согласно социологическому исследованию, в котором престиж конвертировался в цифровой континуум от 1 (безработный) до 100 (Билл Гейтс), приравнивался к 74. Выше по престижу — судьи, высокопоставленные категории врачей, менеджеры крупных корпораций, рок-звезды;

- доходы профессоров любого ранга, уступают доходам целых категорий юристов, врачей и менеджеров, но они достаточны для начинающего профессора (assistant professor), чтобы купить дом в рассрочку и обеспечить первоочередные нужды в большинстве регионов страны. Следует также иметь в виду, что в академической среде существуют и другие доходы - прежде всего, медицинское страхование. Университеты - те немногие институции, которые предоставляют страховку от работодателя. Кроме этого ученые получают выплаты из фондов за участие в семинарах и конференциях;

- свободный трудовой режим — помимо лекций и часов для консультирования студентов профессор не обязан находиться в присутственном месте. Как минимум половину лета профессора отдыхают, есть также длительный зимний break, а в университетах с четвертной системой обучения, также и весенний. Кроме того, раз в семь лет профессора имеют так называемый sabbatical — частично оплачиваемый годичный академический отпуск, используемый для повышения квалификации в каком-либо научном центре по желанию.

«Провинциализм» организации российской науки, ее невключенность в мировые образовательные рынки в определенной степени можно преодолеть через мобильность. Мобильность является сегодня способом организации науки, а потому вопросы о том, надо ли отправлять за рубеж или приглашать просто бессмысленны. Трансмиграция научных кадров - это настоящее и будущее нашего общества. Следует отправлять на стажировки, аспирантов, молодых специалистов, интегрировать в глобальные научные сети. Можно констатировать, что в образовательной среде, особенно статусных университетах, прежде всего, национальных и национальных исследовательских, наметился дрейф в сторону интенсификации мобильности на институциональном уровне, разработаны программы академического обмена, позволяющие студентам, аспирантам и преподавателям проходить стажировки, обучение в зарубежных университетах. Информация о конкурсных программах открытая, результаты также (по крайней мере, в СПбГУ это становится устоявшейся практикой). Другое дело - их надо расширять. В академических институтах иначе: на командировки для молодых нет средств, даже в рамках программ академического обмена направляющая сторона не оплачивает дорогу своим сотрудникам: нет финансирования.

Говоря о мобильности, следует привести опыт Китая. Наиболее эффективным механизмом, позволяющим повысить качество обучения, образовательный менеджмент КНР считает сотрудничество с выехавшими за рубеж учеными. Министерство образования поощряет обучение за границей, в том числе получение ученой степени, при этом придерживается стратегии привлечения научной диаспоры в университеты и в академии. Китайская научная диаспора активно использует «миграционные сети» для сотрудничества, которое предполагает различные формы: от возвращения до краткосрочного визита с небольшим курсом лекций. Начиная с 1990 года, на уровне Министерства образования были приняты и профинансированы ряд программ, направленных на кооперацию с «утекшими». С 1990 года работает программа «Фонд репатриантов: запуск S&T исследований», всего профинансировано 10926 репатриантов. В 1993 году стартовал проект «Таланты XXI века», направленный на поддержку молодых преподавателей вузов, вернувшихся из-за границы, который охватил 922 человека. С 1996 года действует программа для тех, кто получил докторскую степень в иностранном университете и заинтересован в сотрудничестве с университетами в Китае: профинансировано более 8000 человек и 90 исследовательских коллективов (краткосрочные визиты).

Академия наук КНР также энергично и массово привлекает молодых ученых в свои институты и лаборатории. Так, в 2010 году по национальной, диаспорной, программе - «1000 талантов» - КАН рекрутировала на работу 32 специалиста, 316 ученых были приглашены по проекту «100 талантов». В 2011 году объявлена конкурсная программа «CAS Fellowship for Young International Scientists», нацеленная на молодых ученых – пост-докторантов до 35 лет и докторов наук (PhD, degree) до 40 лет, - имеющих опыт исследовательской работы и хорошую академическую репутацию. В целом, «утекшие» охотнее сотрудничают с университетами, чем академиями. По данным Национального бюро статистики КНР, в 2009 году в 112 лабораториях, подведомственным Министерству образования, работало 3444 приглашенных исследователя, в то время как в 71 лаборатории Китайской академии наук их число составляло 1837 человек

Для повышения качества высшего образования в КНР правительство инициирует и финансирует программы совместных исследований в лучших зарубежных университетах, в рамках которых проходят конкурсный отбор молодые преподаватели вузов (300 человек). 5000 молодых университетских преподавателей получат возможность продолжить постдокторские исследования или получить степень PhD за рубежом. Согласно Бюро национальной статистики Китая, в 2009 году число студентов, магистров и аспирантов, обучающихся за рубежом, достигло 229300 человек, а количество возвратившихся в том же году – 108300 человек. Число выезжающих на обучение в другие страны, постоянно растет.

Рисунок 12. Распределение студентов, магистров и аспирантов из КНР, обучающихся за рубежом и вернувшихся (по годам)

Согласно статистическим данным, представленным Германской службой академических обменов (DAAD) совместно с немецким исследовательским агентством Hochschul-Informations-System (HIS) и опубликованным в журнале «Wissenschaft weltofen», количество китайских докторантов в Германии в 1997 году составило 771 человек, 2002 году - 991, в 2006 – 1273 человека, а 2009 – уже 2019 человек. Это наиболее представительная этническая группа. Однако в США с 2008 года фиксируется сокращение числа обучающихся китайцев в аспирантуре: в 2007 году - 4709 соискателей, в 2008 - 4521, в 2009 - 4092, в 2010 - 3735 человек. Подавляющее большинство китайских докторантов (аспирантов) в США предметом своих исследований избрали естественные науки: от 4308 человек в 2007 году до 3449 - в 2010. В целом, для студентов из КНР наиболее притягательными для получения высшего образования оказываются англоязычные страны, прежде всего США. Россия не является приоритетной страной (правда, в России первенство среди студентов дальнего зарубежья принадлежит именно китайцам).

Благодаря активной правительственной политике, интенсифицирующей мобильность и привлекающей научную диаспору к сотрудничеству, Китай превращается в страну, где «циркулируют мозговые потоки». Государственная научная политика проявляет большую гибкость и изобретательность в этом вопросе. Министерство образования, сотрудничая вместе с другими ведомствами, объявило о выдаче мультивиз на 5 лет выдающимся ученым, проживающим за рубежом, но работающим в китайских вузах; члены их семей имеют преференции при устройстве на работу, получении мест в детском саду и т.д. Министерство образования планирует и впредь увеличивать число инвестиций в совместные образовательные проекты, делая ставку на молодых ученых, получивших степень за рубежом и возвращающихся в китайские вузы.

Иностранные ученые также привлекаются к образовательному процессу. Уже 5 лет действуют в КНР «летние школы», на которые приглашают профессоров из лучших университетов для чтения лекций аспирантам. Не только министерские программы, но и университетские фонды, позволяют нанимать на работу необходимого специалиста. В Китае процесс дифференциации университетов начался в 1990-х годах, появились рейтинги вузов. Топ 10 университетов имеет очень большие возможности и финансовые ресурсы, в различных международных рейтингах они входят в сотню лучших образовательных учреждений мира (напр., «Рейтинг репутации мировых вузов» - «World Reputation Rankings», Leiden Ranking 2011,) и могут конкурировать с американскими университетами за привлечение так называемых «звезд».

Активно поддерживаются фондами КНР проекты молодых талантливых ученых. Например, финансирование программ для молодых талантливых ученых Государственного фонда естественных наук Китая (National Natural Science Foundation of China (NSFC)) в 2010 г. составило 17% от общего финансирования.

* * *

Таким образом, зарубежный опыт бурно развивающейся (КНР) и давно достигшей наиболее передового уровня (США) науки может быть полезен для модернизации кадровой системы науки в России. Особенно это касается повышения социального престижа ученых, их мобильности, прозрачности кадровых, грантовых и административных процедур.


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 377; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 204.236.220.47 (0.011 с.)