Информирование о результатах отечественных научных исследований



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Информирование о результатах отечественных научных исследований



 

Значительное снижение престижности научной деятельности отчасти обусловлено низкой информированностью населения (в том числе молодежи) о реальных научных исследованиях, проводимых в России. За очень редким исключением научные новостные материалы, появляющиеся в российских СМИ, относятся к зарубежным исследованиям. В значительной степени это связано с тем, что вклад России в мировую науку действительно невелик. Особенно это относится к экспериментальным исследованиям высокого уровня.

Однако есть и другая причина чисто технического характера: практически все крупные научно-исследовательские учреждения Европы, США и других развитых стран имеют пресс-службы, которые регулярно публикуют пресс-релизы, в доступной форме рассказывающие о проводимых в учреждении исследованиях. Имеются также веб-сайты, которые аккумулируют эту информацию. Журналисту достаточно раз в день просматривать такой сайт, выбирать наиболее интересные («сенсационные») пресс-релизы и переводить их на русский язык. Аналогичные механизмы донесения до журналистов информации о российских исследованиях практически отсутствуют. Представительство научных новостей, посвященных отечественным исследованиям, занижено и не всегда адекватно (т.е. в новостные ленты попадают случайные и потому, как правило, не самые интересные результаты).

Крайне низкая осведомленность журналистов большинства массовых СМИ (особенно на телевидении) в вопросах науки приводит к тому, что формирующиеся таким образом научные новости имеют очень невысокое качество. В целом текущая ситуация с научными новостями в массовых СМИ приводит как минимум к трем крайне нежелательным последствиям:

1. Подавляющее доминирование зарубежных новостей науки создает неверное впечатление, что в России результаты высокого уровня отсутствуют.

2. Безграмотность перевода и пересказа зарубежных научных новостей, а также их подбор не по принципу важности или представительности, а по принципу скандальности, создают впечатление, что ученые занимаются ерундой.

3. Отсутствие реальной информации о деятельности российских научных учреждений, а также в целом превратная картина достижений современной науки открывают различного рода шарлатанам возможность спекулировать на видимости научности.

Такое положение дел обусловлено отсутствием сложившейся практики взаимодействия между отечественными учеными и журналистами. У отечественных ученых нет практически никакого стимула контактировать с журналистами. Если для западного ученого внимание к нему прессы является очень важным (повышает рейтинг исследования, повышает вероятность получения грантов и пр.), то отечественному ученому контакт с прессой никаких преимуществ не приносит.

Иными словами, простым мониторингом отслеживать проводимые в России научные исследования совершенно невозможно. Чтобы сообщить об интересном (заслуживающем публикации в СМИ) российском научном результате, журналист должен: а) фактически заранее знать, что такой результат может появиться; б) каким-то образом узнать, у кого из ученых можно получить подробную информацию о результате. Разумеется, на таких условиях ни о какой систематической популяризации российских научных исследований и о профориентации молодежи речи быть не может.

В связи с этим представляется совершенно необходимым проведение ряда мер, направленных на облегчение доступа СМИ к результатам лучших российских исследований, в том числе путем создания специализированного агентства и (или) интернет-портала, обобщающего информацию о результатах российских научных исследований, отчеты о выполнении грантов и других научных проектов, а также аннотации статей российских ученых в научных журналах.

Научно-популярные лекции, Дни (Фестивали) науки и другие формы очной популяризации

 

4.1 Научно-популярные лекции

 

Одной из важных форм популяризации являются научно-популярные лекции. Даже традиционный формат «лекция плюс вопросы/ответы» является весьма действенным, особенно сейчас, когда доминируют электронные средства коммуникации и эффект непосредственных контактов становится особенно сильным.

Основной проблемой при организации лекций в настоящее время является их реклама. Кроме того, современному слушателю, особенно юному, имеющему опыт использования различных мультимедийных устройств, традиционный формат лекции кажется скучным. Поэтому необходимо развитие инновационных методов подачи материала. Это потребует дополнительных усилий со стороны лекторов и организаторов, что усложнит их задачу. Следует разработать меры для поддержки экспериментов по проведению лекций в нестандартном формате, организовать качественную запись лекций и последующее тиражирование, а также публикацию в Интернете.

 

4.2. Дни науки (Фестивали науки)

 

Среди мер, направленных на популяризацию науки в широких слоях общества, а также на привлечение талантливых школьников, особое место должны занимать мероприятия, основанные на непосредственном общении с представителями науки и посещением научных центров, университетов и т.п. Ввиду сложностей в организации регулярных мероприятий, а также ввиду малой распространенности научно-популярных лекций представляется актуальным проведение редких (ежегодных), но достаточно крупных и ярких

На настоящий момент накапливается опыт по проведению Фестивалей науки, объединенных в 2011 году в круглогодичный Всероссийский фестиваль науки (по инициативе МГУ).

 

4.3. Организация и проведение молодежных научных школ, конференций и форумов

 

Целью таких мероприятий должно стать освоение молодыми исследователями и преподавателями лучших научных и методических отечественных и мировых достижений. Но, что более важно, их проведение позволяет создать сообщество, движение молодых ученых, которому при грамотной постановке дела можно давать задания всестороннего обсуждения важных государственных и даже идеологических проблем, премируя и поддерживая наиболее активных. Примером глобальной образовательной программы по поиску и поддержке талантов среди школьников, студентов и молодых ученых может служить Форум «Ломоносов».

 

4.4. Возможность посещения крупных научных центров

 

Представляется целесообразным разработать меры, направленные на целевую популяризацию основных научных центров страны, ведущих фундаментальные и прикладные исследования мирового уровня, а также имеющих первостепенное значение для научных исследований, связанных с оборонным сектором экономики. Для этого предлагается организовать посещение наиболее талантливыми школьниками (победителями олимпиад, всероссийских конкурсов и т. п.) подобных центров, обеспечив этим мероприятиям информационную поддержку высокого уровня.

На наш взгляд, для развития системы популяризации науки необходимо:

– разработать целевую программу поддержки научно-популярного книгоиздания, ориентированного на массового читателя, позволяющего широким массам получить представление о самых последних достижениях и открытиях науки;

– разработать меры, направленные на облегчение доступа СМИ к результатам лучших российских исследований, в том числе путем создания специализированного информационного агентства и / или интернет-портала, обобщающего информацию о результатах научных российских научных исследований, а также аннотации статей российских ученых в научных журналах;

– стимулировать проведение мероприятий, основанных на непосредственном общении с представителями науки, посещении научных центров, университетов и т.п.;

– расширение системы молодежных конференций и форумов. Цель таких мероприятий – развитие научной активности научно-ориентированной молодежи, знакомство школьников и студентов с научными достижениями молодых ученых.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.117.56 (0.011 с.)