Государственная поддержка решения жилищной проблемы молодых ученых



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственная поддержка решения жилищной проблемы молодых ученых



 

В последний год решению жилищной проблемы молодых ученых уделяется повышенное внимание. Если в предыдущие периоды государственная политика по решению жилищных проблем молодых ученых осуществлялась на очень незначительном уровне, то в течение 2011-2012 гг. сделаны серьезные шаги, направленные на улучшение ситуации в этой области.

Предпринимаемые меры по поддержке молодых ученых, реализуемые на федеральном и региональном уровнях, носят широкий характер и могут оказать существенное влияния на позитивное изменение ситуации, в частности, в академическом секторе науки.

Основным элементом государственной политики по решению жилищных проблем молодых ученых по-прежнему является предоставление субсидий для приобретения жилья.

Данные жилищные субсидии предоставляются молодым ученым государственных академий наук в рамках реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1050.

К сожалению, реализация этого Постановления является поддержкой только узкой прослойки молодых ученых России, а именно молодых ученых работающих в системе некоторых государственных академий наук. Основные проблемы этой подпрограммы заложены в ее основе. Главные из них:

1) Выделение узкого круга молодых ученых по их ведомственной принадлежности (на получение жилищных субсидий могут претендовать только молодые ученые РАН и РАМН, в то время как все молодые ученые, работающие других государственных академиях наук, в вузах, не академических НИИ, государственных научных центрах остались за бортом данной подпрограммы);

Таким образом, сейчас молодые ученые, работающие вне учреждений, подведомственных РАН и РАМН не могут претендовать на получение жилищных субсидий (к таким молодым ученым относятся российские сотрудники государственных научных центров, вузов, международных межправительственных научных организаций, расположенных на территории России).

2) Отсутствие критериев выделения и поощрения наиболее талантливых и успешных (в подпрограмме могут участвовать все молодые ученые РАН и РАМН независимо от результатов их научной деятельности);

3) Отсутствие механизмов закрепления молодых ученых после получения жилищной субсидии (любой молодой ученый, получивший такую субсидию и приобретя жилье в собственность, может уже на следующий день уволиться из своего научного учреждения);

4) Незначительный объем средств, выделенных на реализацию данной подпрограммы;

5) Расчет размера субсидии производится по ценам, утверждаемым Министерством регионального развития по субъекту Российской Федерации, ежеквартально, которые обычно ниже действительных рыночных цен.

Таким образом, реализация данной подпрограммы не позволяет говорить о реальном решении жилищного вопроса молодых ученых России. Ее успешная реализация позволит обеспечить жильем около 250 молодых ученых в год, тогда как в данный момент в улучшении жилищных условий нуждаются более 24 тысяч молодых ученых и преподавателей (по данным Министерства образования и науки РФ).

Изучение регионального опыта решения жилищной проблемы молодых ученых показывает возможность строительства жилья по ценам существенно ниже рыночных. Строительство жилья по исходящим из себестоимости строительства ценам возможно в случае безвозмездного выделения земельных участков для целей жилищного строительства для молодых ученых и безвозмездного подключения к инфраструктуре. Более того, многие высшие учебные заведения и государственные научно-исследовательские институты имеют в своем управлении федеральные земельные участки, которые могут использоваться в целях жилищного строительства. Но действующее законодательство позволяет возводить жилье на таких участках только за счет бюджетных средств. Привлечение внебюджетных средств запрещается Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2008 г. № 234 «Об обеспечении жилищного и иного строительства на земельных участках, находящихся в федеральной собственности». Таким образом, не удается реализовать схему строительства жилья за счет средств молодых ученых силами жилищно-строительных кооперативов на федеральных земельных участках, находящихся в управлении или хозяйственном использовании вузов и государственных НИИ.

В связи с этим в 2011-2012 годах были предложены и реализуются дополнительные элементы, помогающие молодым ученым решить жилищную проблему. Основными из них стали поправки в федеральное законодательство (были приняты Федеральный закон от 18.07.2011 № 244-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О содействии развитию жилищного строительства» и Федеральный закон от 30.11.2011 г. № 349-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О содействии развитию жилищного строительства» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также Постановление Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2012 г. № 108 «Об утверждении перечня отдельных категорий граждан, которые могут быть приняты в члены жилищно-строительных кооперативов, создаваемых в целях обеспечения жильем граждан в соответствии с Федеральным законом «О содействии развитию жилищного строительства», и оснований включения указанных граждан в списки граждан, имеющих право быть принятыми в члены таких кооперативов»), разрешающие осуществлять передачу земельных участков Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства в безвозмездное срочное пользование кооперативам, созданным в целях обеспечения жильем граждан из числа лиц, которые замещают должности федеральной государственной гражданской службы, проходят военную службу и (или) для которых работа в федеральных государственных органах, на федеральных государственных унитарных предприятиях, в федеральных государственных учреждениях, государственных научных центрах и федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, государственных академиях наук и созданных такими академиями наук и (или) подведомственных им организациях является основным местом работы.

Другим дополнительным элементом, способствующим строительству собственного жилья для молодых ученых, является запуск пилотного проекта «О создании специального ипотечного продукта для кредитования молодых ученых». Проект реализуется Агентством по ипотечному жилищному кредитованию в рамках исполнения Поручения Председателя Правительства Российской Федерации от 04 августа 2011 года.

Внедрение ипотечного продукта «Молодые ученые» проводилось в режиме пилотного проекта. В его рамках планировалось изучить спрос на продукт, отработать механизмы выдачи, выкупа и сопровождения ипотечных кредитов (займов) на ограниченном количестве кредитов. По результатам реализации пилотного проекта будет принято решение о массовом внедрении продукта и необходимых корректировках его условий.

Срок проведения пилотного проекта: ноябрь 2011 года – март 2012 года. Количество кредитов/займов: 50 штук. Регионы реализации пилотного проекта: Сибирское отделение РАН (Новосибирск и Новосибирская область, Красноярск и Красноярский край), Уральское отделение РАН (Екатеринбург и Свердловская область), Центральное отделение (Москва и Московская область, Нижний Новгород и Нижегородская область).

К сожалению, данный проект также был направлен исключительно на молодых ученых, работающих в академическом секторе науки.

В связи с этим Координационный совет по делам молодежи в научной и образовательной сферах предлагает внедрить следующие механизмы обеспечения жильем молодых ученых:

1. Представляется целесообразным расширение действия постановления Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1050 на молодых ученых – граждан России, являющихся сотрудниками государственных высших учебных заведений; государственных, международных, межправительственных и межгосударственных научно-исследовательских организаций, расположенных на территории России, которые в рамках реализации ФЦП «Жилище» имеют право на получение субсидии для приобретения жилья.

2. Решение вопроса по разрешению строительства жилья для молодых ученых на федеральных земельных участках с привлечением внебюджетных источников финансирования. В настоящий момент строительство жилья с привлечением внебюджетных средств на федеральных земельных участках не допускается действующим законодательством (Постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2008 г. № 234 «Об обеспечении жилищного и иного строительства на земельных участках, находящихся в федеральной собственности»).

3. Считает необходимым существенное увеличение финансирования действующей подпрограммы или разработку отдельной Федеральной целевой программы «Жилье для молодых ученых России» на 2012-2020 гг., которая сможет включить в себя предложения научной молодежи.

4. Продолжение и тиражирование опыта реализации пилотного проекта «О создании специального ипотечного продукта для кредитования молодых ученых» и расширение его действия на всех молодых ученых государственного сектора науки и образования.


 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.192.254.246 (0.012 с.)