Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Молодежь объединяется: система смус и общественные организации научной молодежи в России.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Нельзя не отметить, что в последние годы многие инициативы научной молодежи были услышаны. Создание «рупора» для общественных инициатив молодых ученых – Координационного совета по делам молодежи в научной и образовательной сферах при Совете при Президенте Российской Федерации по науке и образованию в 2007 году стало важным «шагом навстречу» научной молодежи со стороны руководства страны. В настоящее время в состав Координационного совета входят 40 молодых ученых, среди них: представители ведущих вузов, научных учреждений государственных академий, государственных научных центров и др. научных объединений; руководители советов молодых ученых и специалистов федеральных округов и регионов, ведомств и отраслей; представители наукоемкого сектора экономики; руководители общественных организаций молодежи в сфере образования, науки и инноваций. Средний возраст членов Координационного совета нынешнего состава – 33 года. 19 марта 2008 года состоялось заседание Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию, на котором прошло обсуждение первого доклада Координационного совета «Актуальные задачи воспроизводства кадров в научно-образовательной сфере и пути их решения», включающего оценку ситуации и предложения молодых ученых по развитию системы воспроизводства научных и научно-педагогических кадров. В конце 2008 года Президиум Президентского Совета одобрил концепцию информационно-аналитической поддержки научной молодежи. В начале 2009 года приступил к работе интернет-сайт «Президент России – молодым ученым и специалистам». В конце 2010 года начались работы по созданию баз данных Национальной информационно-аналитической системы поддержки молодых ученых, преподавателей вузов и специалистов наукоемких отраслей экономики «Молодые ученые России». 8 февраля 2011 года по инициативе и при активном участии членов Координационного совета состоялась встреча молодых ученых с Президентом Российской Федерации. По итогам встречи был подготовлен перечень поручений Президента России федеральным и региональным органам власти, касающихся вопросов государственной поддержки воспроизводства научных и научно-педагогических кадров, жилищного обеспечения научной молодежи, развития ее инновационной активности и др. На встрече Президенту был передан реестр наукоемких инновационных проектов научной молодежи России, который в настоящее время активно используется на создающихся государством электронных площадках диалога науки и экономики.
Деятельность Координационного совета в 2011 году была направлена прежде всего на содействие в реализации указанных поручений Президента России. Особое внимание было обращено на создание молодежных инновационных центров и организацию пилотного конкурса инновационных проектов научной молодежи на получение авторами лучших из них так называемых инновационных грантов от компаний. Первый такой конкурс – «Энергетика будущего» был организован при поддержке и активном участии ОАО «Холдинг МРСК». Другими важными результатами работы Координационного совета за истекший с момента образования почти пятилетний период стали: активное участие в разработке предложений по учреждению премии Президента Российской Федерации для молодых ученых и затем – в проведении четырех циклов по отбору и утверждению соискателей на Премию; разработка предложений по совершенствованию отечественной грантовой системы, в первую очередь — грантов Президента Российской Федерации для молодых кандидатов и докторов наук; участие в разработке и содействие принятию Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России», а затем – в обсуждении регламентов конкурсов ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» и деятельности рабочих групп по мероприятиям ФЦП; разработка предложений по развитию системы поддержки талантливых детей и молодежи. Координационный совет принимал самое активное участие в организации и проведении Международного молодежного научного форума «Ломоносов» в (2007-2011 гг.), Всероссийского форума «Молодые кадры наукоемких отраслей инновационной России» (октябрь, 2007 г.) Первой Международной летней школы молодых ученых СНГ «Интеграция и инновации – 2008», научных мероприятиях фестивалей молодежного творчества стран СНГ «Содружество талантов» 2008 и 2009 годов, Всероссийских совещаний советов молодых ученых и специалистов (МИФИ, 2009-2011 гг.) и других мероприятий.
С участием Координационного совета активно формируется всероссийская сеть советов молодых ученых и общественных объединений молодежи,состоящая на сегодняшний день из: 3 советов молодых ученых и специалистов при Полномочных представителях Президента России в федеральных округах (ЦФО, СЗФО и УФО), 81совета молодых ученых и специалистов субъектов Российской Федерации, СМУ рядагосударственных академий: РАН, РАМН, РАСХН, РААСН, Совета молодых ученых и специалистов при Ассоциации ГНЦ России, ряда ведомственных и отраслевых советов (например, Всероссийский совет молодых ученых и специалистов аграрных образовательных и научных учреждений при Минсельхозе России или Объединенный совет молодежи ОАО «Холдинг МРСК»), нескольких сотен советов молодых ученых и специалистов научно-образовательных и иных учреждений, в том числе предприятийнаукоемкой промышленности, крупных общественных объединений, такихкак общероссийская общественная организация «Молодая инновационная Россия», всероссийская молодежная общественная организация « Российский союз студенческих организаций», сообщество инноваторов Futurussia – Сколково. Начато формирование сети студенческих научных обществ.
Советы молодых ученых постепенно набирают авторитет,признаются властями всех уровней и общественными институтами как значимый социальный институт. В то же время оказываемая им поддержкасо стороны руководителей научно-образовательных органов и учреждений, власти и бизнеса все еще недостаточна. Дело отнюдь не в разовых финансовых «вливаниях», а в системной политике, направленной на поддержку таких инструментов формирования «нового облика» российской науки, как современного института развития и престижной сферы деятельности. Следующий этап – это консолидация, создание в течение ближайших пяти лет единого информационно-коммуникационного пространства и деятельного профессионального сообщества молодых ученых России. Необходимо взаимодействие СМУ и общественных объединений молодежи вформировании экспертного сообщества и кадрового резерва научно-образовательной сферы, преодоление ведомственных и отраслевых барьеров. Молодые интеллектуалы России и их миграционные настроения. Перспективы взаимодействия с российской научной диаспорой. По данным демографических исследований, наиболее реальная количественная оценка численности российской научной диаспоры за рубежом в последние годы составляет примерно 30 тыс. чел [4]. В настоящее время наиболее предпочтительной стратегией молодых исследователей и будущих специалистов является «постоянное проживание в России с возможностью контрактной занятости за рубежом», иными словами, временная возвратная трудовая миграция. Каждый третий российский студент хотел бы стать частью международного научного сообщества с возможностью проживать за рубежом. Результаты недавнего исследования основных причин эмиграции российских ученых представлены в таблице 4. Таблица 4. Причины эмиграции российских ученых
Источник: Андреенкова А.В. Современное поколение ученых: ценности, мотивация, стиль жизни. Отчет АНО "Центр прикладных исследований и программ". М. 2009.
Таким образом, чтобы эффективно воспользоваться имеющимся значительным кадровым потенциалом, необходимо создавать условия для его реализации. В противном случае, его наличие не приведет к какому-либо подъему уровня науки и инновационной деятельности в России, как это происходит сейчас. Во многих случаях оставшиеся работать в России молодые ученые бесплодно растрачивают свое время – время квалифицированного специалиста - на преодоление многочисленных препятствий, не связанных с научными вопросами. Без структурной перестройки и увеличения финансирования науки к сокращению международной миграции выпускников вузов могут привести только запретительные меры, подразумевающие введение так называемого кредитования студентов. То есть при работе выпускников не по специальности или за рубежом – обязательство погасить в течение нескольких лет стоимость обучения из своей зарплаты. Однако эти меры скорее приведут к стремлению студентов получать магистерское образование за рубежом и оставаться там для работы, т.е. не решат эту проблему. Наиболее эффективным было бы развитие международного сотрудничества с краткосрочными командировками, в результате которых молодые специалисты могут иметь возможность использовать современное оборудование зарубежных лабораторий и участвовать в крупномасштабных проектах, оставаясь при этом работать в России. «Миграционные настроения» и научно-академическую мобильность все еще часто путают. «Повысить квалификацию» в сильных зарубежных центрах – позитивная научная практика. Фактически, к этому типу взаимодействия с внешним научным миром уже перешли Китай и Индия. Хуже другое: наши молодые, но уже успешные ученые, воспитанные в российских научных школах, зачастую не видят для себя перспектив в России (хочется создать «свое дело» - лабораторию, центр, набрать учеников - нет возможности, нет ставок; хочется развивать исследования – трудности с финансированием, оборудованием, нормативными регламентами и т.д.). Глобальный научный мир оказывается более открытым и полным возможностей, чем российский. Необходима программа (например, в рамках продолжения мероприятий ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России») по предоставлению грантов для начинающих собственные проекты молодых (в том числе - зарубежных) ученых в России – программ создания собственных научных групп.
Взаимодействовать с российской научной диаспорой необходимо так же, как и с другими представителями глобального научного мира. Вместе с тем преимущества отсутствия коммуникативных (и культурных) барьеров с соотечественниками нужно использовать: целесообразно поддерживать на государственном уровне создание общественных и общественно-государственных площадок диалога (форумов, конференций, семинаров, электронных площадок и сетевых сообществ). Возможно, молодые ученые могли бы создать интегрирующую площадку такого диалога на уровне общественной организации и/или в сети Интернет.
II. Состояние научно - образовательной и инновационной сферы России. Молодежные штрихи к портрету Наука в академиях и в вузах: застой или модернизация перед рывком? Взгляд на стратегию развития российской науки.
Переход от ситуации, когда, как указано в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, «происходит постепенная утрата созданных в предыдущие годы заделов, старение кадров, имеет место снижение уровня исследований, слабая интеграция в мировую науку и мировой рынок инноваций», к современному и эффективно работающему сектору генерации знаний требует не только предусмотренного стратегическими документами роста бюджетных расходов на исследования и разработки, но и: - анализа ситуации и тенденций развития в российской науке в глобальном контексте; - рассмотрения причин недостаточной эффективности принимаемых в настоящее время мер и недостатков нормативно-правовой базы; - выработки работоспособного и взаимосвязанного набора мер, создающих действительно эффективную систему развития научной отрасли. В последние годы были предприняты значительные усилия, направленные на укрепление материальной базы ведущих университетов России, развитие системы поддержки научной молодежи и решение острейшей проблемы научно-образовательной сферы – кадровой проблемы. В 2009 г. начала реализовываться федеральная целевая программа «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России 2009 – 2013 гг.» (ФЦП «Кадры»), предусматривающая целый ряд мероприятий, направленных на привлечение и закрепление молодежи в сферу науки, образования и высокотехнологичной промышленности. Впоследствии часть средств, выделенных на эту программу, была переориентирована на финансирование программ развития исследовательских университетов. Разработаны и приняты программы развития ведущих университетов России – Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова (МГУ) и Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ), - а также федеральных и исследовательских университетов. В 2010 г. началась программа реализации мер по привлечению ведущих ученых в университеты России путем предоставления крупных (150 млн. руб. на три года) грантов (мегагрантов) на создание новых лабораторий. В целях формирования технологической базы инновационной экономики, обеспечения технологического прорыва и создания правовых и организационных основ деятельности новых инновационных структур путем объединения нескольких институтов был создан Национальный исследовательский центр «Курчатовский институт» (НИЦ «Курчатовский институт»). В 2011 г. было принято решение о финансировании шести[5] проектов мега-науки (уникальных дорогостоящих установок), реализуемых с участием международного научного сообщества.
Для анализа эффективности принимаемых мер, и выявления причин, затрудняющих их реализацию или делающих эти меры малоэффективными требуется рассмотрение состояния российской научно-образовательной сферы в глобальном контексте на основе объективных наукометрических данных.
|
|||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 341; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.46.202 (0.012 с.) |