Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Изучение взаимосвязи между показателями кадрового воспроизводства и научной продуктивностиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Существует ли «оптимальная кадровая структура» для научно-образовательного учреждения? Имеются ли какие-либо закономерности между возрастной структурой и параметрами научной продуктивности? На эти вопросы мы попытались ответить, оценив корреляцию относительных показателей первого и второго для некоторых вузов. В Указе Президента России В.В.Путина №599 от 7 мая 2012 г. «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» установлена необходимость увеличения к 2015 г. доли публикаций российских исследователей в общем количестве публикаций в мировых научных журналах, индексируемых в базе данных Web of Science до 2,44 %. Таким образом, при анализе эффективности государственной научно-образовательной политики и продуктивности исследовательской деятельности вузов следует опираться в том числе и на этот, ставший официальным показатель. Перечень вузов составлен из списка национальных исследовательских и одного федерального университетов, для которых приведены данные о численности публикаций сотрудников в журналах, учитываемых в Web of Science. Эти данные отражены в мультирейтинге исследовательских университетов [15] , подготовленном порталом «Наука и технологии РФ». 19 исследовательских университетов (б о льшая часть вузов, представленных в мультирейтинге) направили свои данные о кадровых и научных показателях в ответ на запрос Референтуры Президента России. Таким образом, для этих 19 вузов у нас имеется признанный в мире параметр научной продуктивности (число публикаций в Web of Science). В прилагаемой к настоящей записке большой таблице (приложение 3) представлены относительные показатели воспроизводства кадров и научной продуктивности некоторых исследовательских университетов. Ниже в таблице 10 даны значения коэффициентов корреляции между некоторыми представленными показателями вузов. Наиболее интересны для нас соотношения этих параметров с относительным числом публикаций, размещенных в Web of Science. Представлены далеко не все корреляции: опущены явные, достаточно естественные и автокорреляционные зависимости. Наиболее интересны обратные соотношения показателей (отрицательные значения коэффициента корреляции). Конечно, они не устанавливают причинно-следственных связей между показателями, но свидетельствуют о существовании других причин, от которых эти показатели зависят, и эти причины находятся в отношениях обратной взаимозависимости. Соотношения показателей с коэффициентом корреляции, большие по модулю чем 0,35 или -0,35 или «с натяжкой» 0,3 или -0,3, можно считать достаточно достоверными для такого небольшого числа анализируемых вузов или, по крайней мере, близким к достоверным. Другие соотношения, возможно, будут подтверждены или опровергнуты «на большой статистике». Тем не менее, среди достаточно достоверных корреляций имеются весьма интересные, в целом объяснимые большим разрывом между вузовской наукой мирового уровня и тем во многом имитирующем современную научную деятельность состоянием, в котором пока находится наука в вузах нашей страны. Так, в современных исследовательских университетах мирового уровня число защит кандидатских диссертаций не может находиться в достоверной обратной корреляции к числу публикаций мирового уровня (соотношение № 1). Для краткости, остановимся далее только на некоторых, выделенным жирным шрифтом соотношениях, касающихся числа публикаций в Web of Science. Показатель «ОТНОШЕНИЕ ОБЩЕГО ЧИСЛА ПУБЛИКАЦИЙ К ЧИСЛУ ПУБЛИКАЦИЙ В WEB OF SCIENCE» отражает, по сути, уровень превалирования для вуза публикаций его ППС и исследователей в не входящих в Web of Science (зачастую собственных, вузовских и не всегда адекватно рецензируемых) изданиях над публикациями мирового уровня. Коэффициент корреляции в соотношениях показателей №№ 2, 9, 12 свидетельствует, что, грубо говоря, чем больше вышеуказанное превышение, демонстрирующее, скорее всего, приверженность к домашним, российским изданиям, тем меньше в вузе научной молодежи, руководителей старшего поколения (!) и молодых кандидатов наук. Соотношения 15 и 18 менее достоверны, но не менее интересны. Оказывается, что относительная численность аспирантов в вузе обратно коррелирует с числом публикаций мирового уровня (!). Итак, много научной молодежи, особенно остепененной, в сочетании с достаточной долей опытных руководителей старшего поколения – это хорошо для науки. А вот безоглядная ставка на «омолаживание» руководящего состава, большое число аспирантов и подготовку кандидатских диссертаций в современных условиях – отнюдь не гарантия научной продуктивности вуза. Возможно, это временное явление – молодежь «повзрослеет» и проявит себя – однако, определенная опасность потери преемственности поколений налицо. Дальнейшие исследования ведущих и активно развивающихся университетов (и научных центров), включение в число показателей средних и медианных относительных заработных плат сотрудников, долю защит кандидатских (и докторских) диссертаций по гуманитарным наукам среди всех защит в вузе, сумм поступлений от научных грантов и хоздоговоров в вузе и других параметров могли бы, без сомнения, позволить составить более полную картину взаимосвязи научно-изобретательской продуктивности и возрастной (и квалификационной) структуры современного российского вуза. Возможно, следует провести сравнения с ведущими зарубежными университетами.
Таблица 10. Наиболее интересные соотношения показателей национальных исследовательских университетов и коэффициенты их корреляции а) отрицательная корреляция:
б) положительная корреляция:
* * * Таким образом, несмотря на малое число исследованных вузов, наше экспресс-исследование позволяет сделать некоторые (предварительные) выводы: 1. Выявлены интересные и неочевидные закономерности, которые могут быть подтверждены (или опровергнуты) включением в исследование других вузов (и научных учреждений). Соответствующие данные на более чем 400 вузов имеются (или - в отношении публикаций Web of Science - могут быть получены дополнительно). 2. Данные закономерности, даже будучи установлены твердо и на «большой статистике» не могут, конечно, являться основой для формирования принципов «новой» кадровой политики в высшей школе и науке. Нельзя составить «микстуру» из определенного количества молодежи, определенного – старшего поколения, докторов и кандидатов «оптимальных» возрастов и получить эффективное, современное научно-образовательное учреждение. Но, тем не менее, полученные результаты могут быть использованы для корректировки такой политики, а также (а возможно, и в большей степени), для корректировки кадровой политики в научно-образовательной сфере в целом. Кроме того, они интересны для дальнейшего изучения состояния высшей школы в целях получения более глубоких рекомендаций для развития ее кадрового потенциала. 3. Статистика о научно-образовательных учреждениях в настоящее время собирается достаточно устаревшим, «валовым» способом. Необходимо создать единую базу (и социальную сеть) научных и научно-педагогических работников, которая бы учитывала большой массив индивидуальных показателей, индивидуальные исследовательские траектории. Это позволило бы в любой момент времени значительно более полно и точно оценить состояние кадровой системы в науке и образовании. Примеры таких подходов к управлению кадровым потенциалом в науке есть за рубежом, а аналогичные идеи – в нашей стране, и наиболее полно эта идея может найти воплощение в доработке Национальной информационно-аналитической системы «Молодые ученые России» (головной сайт – youngscience.ru), работа над которой требует завершения.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 248; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.143.149 (0.009 с.) |