Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Последовательность выбора и реализации инновационной стратегииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
I. Этап постановки цели: 1. Устанавливается миссия организации. 2. Формулируется система целей развития организации. Строится и рассчитывается «дерево цели». II. Этап стратегического анализа: 1. Анализируется внутренняя среда организации и оценивается инновационный потенциал. 2. Анализируется состояние внешней среды и дается оценка инновационного климата. 3. Определяется инновационная позиция организации. III. Этап выбора инновационной стратегии: 1. Устанавливаются базовые стратегии развития и их инновационные составляющие. 2. Осуществляется подбор и оценка альтернативных инновационных стратегий. 3. Осуществляется выбор и формулируется предпочтительная инновационная стратегия. IV. Этап реализации инновационной стратегии: 1. Разрабатываются стратегический проект (состав стратегических изменений и мероприятия по их осуществлению) и план реализации проекта. Особо учитывается инновационный характер преобразований. 2. Организуется стратегический контроль процесса реализации проекта. 3. Оценивается эффективность процесса реализации и проводится необходимая корректировка проекта, стратегий, цели, миссии. 5.1.2. Инновационные преобразования Избранная инновационная стратегия развития предприятия должна быть реализована. Процесс реализации любой инновационной стратегии вызывает лавину последующих нововведений. Например, решение о переходе на новую технологию требует обновления ресурсов (материально-технических, информационных, трудовых, финансовых), перепроектирования основных и вспомогательных деловых процессов по стадиям жизненного цикла изделия (НИОКР, производство, реализация продукции, обслуживание потребителей). Этот поток изменений преобразует состояние организации и позволяет ей адаптироваться к внедряемой инновации. От инновационной стратегии к инновационному проекту Поток инновационных преобразований реализуется в виде инновационного проекта. В инновационном проекте содержится перечень мероприятий - локальных проектов, в совокупности обеспечивающих адаптацию к инновации. Перечень содержит пять блоков: I. Блок изменений результатов деятельности: 1. конструктивно новая или обновленная продукция с новыми характеристиками, новый портфель продукции, новые отрасли/подотрасли и новые рынки; 2. новые услуги клиентам и потребителям новой продукции предприятия; 3. новые экономические и социальные результаты деятельности организации. II. Блок изменений в ресурсах: 1. материально-техническая база: новое сырье, новые материалы и комплектующие, новое технологическое оборудование, новые рабочие места и производственные площади, новые поставщики и партнеры, новая логистика потоков материально-технических ресурсов; 2. информация: новая научно-техническая, производственная, экономическая и коммерческая информация, новые базы данных, новая логистика потоков информации, новые системы связи; 3. трудовые ресурсы: приобретение новых знаний сотрудниками, новые сотрудники, новые управляющие, новая социальная среда, новое движение кадров; 4. финансы: новые задачи финансирования инновационного проекта, новые финансовые потоки. III. Блок изменений в деловых процессах: 1. процессы НИОКР: новые задачи, сжатие процессов во времени за счет запараллеливания; 2. процессы производства: перераспределение работ между производственными звеньями в самом предприятии и заказов между субподрядчиками, подготовка к освоению новых технологий; 3. процессы реализации: обновление сети реализации, новые маркетинговые функции, новые коммерческие задачи; 4. процессы обслуживания: подготовка к оказанию новых услуг, новые клиенты. IV. Блок изменений в системе управления: 1. переход на проектное управление, новые процедуры принятия решений, обновление методов управления; 2. обеспечение сочетания проектного, функционального и общего управления в организации. V. Блок изменений в организационной структуре: 1. новые функции: выявление новых производственных и управленческих функций; 2. новые структурные звенья и уровни управления: создание новых звеньев и наделение их функциями; 3. новые связи: оформление новых связей между звеньями по функциям; 4. новые отношения: формирование нового состава прав и ответственности, их распределение по звеньям и уровням управления в соответствии с функциями и связями. Инновационные цели и инновационный потенциал организации Показатели инновационной деятельности организации Показатели, наиболее широко применяемые в отечественной и зарубежной практике: I. Затратные показатели: 1. удельные затраты на НИОКР в объеме продаж, которые характеризуют показатель наукоемкости продукции фирмы; 2. удельные затраты на приобретение лицензий, патентов, ноу-хау; 3. затраты на приобретение инновационных фирм; 4. наличие фондов на развитие инициативных разработок. II. Показатели, характеризующие динамику инновационного процесса; 1. показатель инновационности ТАТ (Turn-Around-Time); 2. длительность процесса разработки нового продукта (новой технологии); 3. длительность подготовки производства нового продукта; 4. длительность производственного цикла нового продукта. III. Показатели обновляемости: 1. количество разработок или внедрений нововведений-продуктов и нововведений-процессов; 2. показатели динамики обновления портфеля продукции (удельный вес продукции, выпускаемой 2, 3, 5 и 10 лет); 3. количество приобретенных (переданных) новых технологий (технических достижений); 4. объем экспортируемой инновационной продукции; 5. объем предоставляемых новых услуг. IV. Структурные показатели: 1. состав и количество исследовательских, разрабатывающих и других научно-технических структурных подразделений (включая экспериментальные и испытательские комплексы); 2. состав и количество совместных предприятий, занятых использованием новой технологии и созданием новой продукции; 3. численность и структура сотрудников, занятых НИОКР; 4. состав и число творческих инициативных временных бригад, групп. Наиболее часто используются показатели, отражающие удельные затраты фирмы на НИОКР в объеме ее продаж и численность научно-технических подразделений. Основным направлением деятельности фирмы Chrysler является автомобилестроение: производство легковых и грузовых автомобилей, джипов и минифургонов. Численность занятых составляет 119 тыс. чел., в том числе в НИОКР — около 4,5 тыс. чел. В 1995 г. при объеме продаж в 52,2 млрд долл. прибыль компании достигла рекордной отметки в 3,7 млрд долл. Расходы на НИОКР составляли всего 3,2%. Во второй половине 90-х гг. фирма тратит на НИОКР в среднем 1,9 млрд. долл. в год. Так же часто используется показатель инновационности ТАТ.(turn-around time). Под этим понимают время с момента осознания потребности или спроса на новый продукт до момента его отправки на рынок или потребителю в больших количествах. Фирме «Мацусита» в цветном телевидении принадлежит своего рода рекордное значение показателя ТАТ, равного 4,7 месяцев. Эксперты консультативной фирмы McKinsey считают, что в автомобильной промышленности применение передовой компьютерной технологии приведет к сокращению показателя ТАТ за счет сокращения на 25 % цикла конструирования и разработки автомобиля. Это означает экономию в 18 месяцев, которая позволит автомобильным компаниям принимать решения о том, какие следует производить автомобили, на полтора года ближе к моменту выпуска изделия на рынок. А это огромное преимущество перед конкурентами, которые не сумели воспользоваться новой технологией. Инновационные цели Инновационными целями могут быть: · создание нового продукта; · переход на новую технологию; · подготовка новой услуги; · переход на новый вид ресурса, · новая система управления, · новая оргструктура. Формулирование инновационной цели.. В большинстве случаев хорошая формулировка цели отвечает следующим признакам: 1. начинается с глагола в неопределенной форме в повелительном наклонении, характеризующего выполняемые действия («разработать», «улучшить», «уменьшить», «довести», «повысить» и т.п.); 2. конкретизирует требуемый конечный результат в качественном и количественном выражениях и возможность измерения количественных показателей, что необходимо для подтверждения факта достижения цели («уменьшить затраты на содержание аппарата управления на 20 % от ранее представленного бюджета». Есть качественное выражение: «затраты на содержание аппарата управления». Есть количественное выражение: «уменьшить... на 20 %». Есть способ измерить показатель: «от... бюджета»); 3. конкретизирует заданный срок достижения цели («к концу текущего года», «к заданному в программе числу», «до 28 февраля текущего года»); 4. конкретизирует максимальную величину допустимых затрат, ограничения на выделяемые ресурсы («на реализацию программы выделить не более... денежных единиц», «собственными силами», «в рамках существующего бюджета»); 5. оговаривает только «когда» и «что» должно быть сделано, не вдаваясь в детали — «почему» и «как» это должно быть сделано. 6. утверждена в качестве управленческого решения и зафиксирована письменно в каком-либо документе, доведена до исполнителя. Инновационный потенциал Инновационный потенциал (предприятия, отрасли, государства) - совокупность различных видов ресурсов, участвующих в осуществлении инновационной деятельности. Инновационный потенциал базируется на интеллектуальном, научно-техническом, производственном, материальном и финансовом потенциалах. От состояния инновационного потенциала зависит выбор и реализация инновационной стратегии, поэтому его и необходимо оценивать. Развитие инновационного потенциала организации может осуществляться только через развитие компонентов ее внутренней среды. Элементы внутренней среды организации могут быть сгруппированы в следующие блоки: · продуктовый (проектный) блок — направления деятельности организации и их результаты в виде продуктов и услуг (проекты и программы); · функциональный блок (блок производственных функций и деловых процессов) — оператор преобразования ресурсов и управления в продукты и услуги в процессе трудовой деятельности сотрудников организации на всех стадиях жизненного цикла изделий, включающих НИОКР, производство, реализацию, потребление; · ресурсный блок — комплекс материально-технических, трудовых, информационных и финансовых ресурсов предприятия; · организационный блок — организационная структура, технология процессов по всем функциям и проектам, организационная культура; · блок управления — общее руководство организации, система управления и стиль управления. Оценка инновационного потенциала производится по схеме: ресурс (Р) — функция (Ф) — проект (П). Под проектом или программой имеется в виду выпуск и реализация нового продукта (услуги), направление деятельности. Задачи оценки инновационного потенциала организации могут быть поставлены в двух плоскостях: · частная оценка готовности организации к реализации одного нового проекта; · интегральная оценка текущего состояния организации относительно всех или группы уже реализуемых проектов. Потребности практики выдвигают необходимость в двух схемах анализа внутренней среды и оценки инновационного потенциала: детального и диагностического. I. Детальный подход. Детальный анализ внутренней среды и оценки инновационного потенциала организации проводится в основном на стадии обоснования инновации и подготовки проекта ее реализации и внедрения. При большой трудоемкости он дает системную и полезную информацию. Схема оценки инновационного потенциала организации при детальном анализе внутренней среды такова: 1. дается описание системной нормативной модели состояния инновационного потенциала организации (его внутренней среды), то есть четко устанавливаются те качественные и количественные требования к состоянию потенциала по всем блокам, компонентам блоков и параметрам, которые обеспечивают достижение заданной инновационной цели и ее подцелей (по дереву цели); 2. устанавливается фактическое состояние инновационного потенциала по всем блокам, компонентам и параметрам; 3. анализируется рассогласование нормативных и фактических значений параметров потенциала организации; выделяются сильные (с запасом или точно соответствующие нормативной модели) и слабые (много или мало несоответствующие нормативной модели) стороны потенциала; 4. составляется примерный перечень работ по инновационному преобразованию организации (усилению слабых сторон). II. Диагностический подход. Ограничение в сроках, отсутствие специалистов, способных проводить системный анализ, отсутствие или недоступность информации об организации (особенно при анализе инновационного потенциала конкурентов) заставляют использовать диагностические подходы к оценке инновационного потенциала организации. Диагностический подход реализуется в анализе и диагностике состояния организации по ограниченному кругу параметров. Обязательные условия качественного проведения диагностического анализа: 1. должны использоваться знания системной модели исследуемого объекта; 2. необходимо знать взаимосвязь диагностических параметров с другими важными параметрами системы с тем, чтобы по состоянию какого-либо одного диагностического параметра оценить состояние либо всей системы, либо существенной ее части; 3. информация о значениях отобранных диагностических параметров должна быть достоверной, так как при ограничении параметров возрастает риск потерь из-за неточно определенного диагноза состояния системы. Если в качестве диагностируемого элемента (блока) системы выступает элемент «кадры» в инновационной организации, то по состоянию этого элемента можно диагностировать состояние системы инноватора в целом. Диагностическими будут входные и выходные параметры. Входные: численность; количество специалистов, имеющих ученую степень, расходы на заработную плату и т.п. Выходные: продолжительность выполненных работ (длительность фаз ЖЦИ и всего цикла, длительность выполнения проекта или программы); уровень, качество продукции, услуг, проектов; затраты на выполнение работ; увольнения и перемещения сотрудников; объем выполненных работ и т.п. В качестве диагностических параметров используются также интегральные параметры эффективности использования ресурсов: отношение входных параметров к выходным, т.е. отношение используемых ресурсов к полученным результатам). Например, производительность труда, себестоимость продукции. Если входные и выходные параметры — это абсолютные показатели, то интегральные — относительные. Диагностические параметры могут быть локальными (частными), указывающими на один дефект системы, и комплексными (общими), указывающими на ряд дефектов, недостатков. Диагностические параметры могут быть также зависимыми, когда для выявления дефекта внутреннего состояния системы требуется несколько диагностических параметров, и независимыми, когда достаточно одного диагностического параметра. Внутреннее состояние системы (информацию о котором так трудно получить) описывается структурными параметрами (не следует отождествлять с параметрами организационной структуры фирмы). В свою очередь структурные параметры делятся на ресурсные и функциональные. Ресурсные структурные параметры характеризуют износ (физический и моральный), старение, остаточную мощность, запас ресурсов (трудовых, материально-технических, информационных, финансовых) и организационных средств (технологии, методов, организационной структуры). Функциональные структурные параметры характеризуют рациональность, эффективность функционирования системы по отношению к использованию ресурсов, использованию организационного потенциала, управляющему воздействию. Так, в части элемента «кадры» ресурсными параметрами будут: квалификация, сотрудничество, лояльность фирме, навыки и опыт, средний возраст коллектива и т.п. Функциональные параметры: уровень профессионально-квалификационного разделения труда, специализации и совмещения, кооперации; учет личностных характеристик сотрудников и руководителей и другие. Проведение диагностического анализа требует определенных навыков и информационной базы. Схема диагностического анализа и оценки инновационного потенциала организации такова: · ведение каталога управляющих воздействий; · ведение каталога ситуаций с состоянием среды; · ведение каталога диагностических параметров, характеризующих внешние проявления; · ведение каталога структурных параметров, характеризующих внутреннее состояние; · установление взаимосвязи структурных и диагностических параметров системы; · наблюдение диагностических параметров и обработка статистических данных; · оценка структурных параметров; · оценка состояния частных параметров и определение интегральной оценки потенциала организации. Измерение инновационного потенциала. Для оценки инновационного потенциала разрабатываются специальные вопросники и анкеты различной степени детализации параметров. Часто используются анкеты блоковых оценок (табл. 5.1.), в которых эксперты проставляют свои оценки по 5-балльной шкале. Таблица 5.1
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 509; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.110.113 (0.014 с.) |