Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ускоряющееся изменение технолого-экономической среды

Поиск

Как показано на первом из рисунков, за 20-й век скорость изменения технолого-экономического окружения успела сравняться (к середине 70-х гг.), а затем и превзойти скорость смены поколений. Таким образом, сейчас за время активной жизни одного поколения сменяется несколько окружений. Это радикально меняет судьбу любого специалиста.

 


Рис. 1.1. (Нечаев, 1999) Развитие общества с 1750 по 2000г. а – смена поколений (биологическое развитие), б – социально-технологическое развитие, в – «информационная составляющая» - результат взаимодействия социума и окружения.

Рис. 1.2. (Нечаев, 1999) Когнитивно-ментальная эволюция человека информационного общества.

Если сто лет назад специалист пришедший на производство, мог отработать 30-40 лет и уйти на заслуженный отдых, практически не нуждаясь в обновлении знаний, полученных в университете или институте (пунктирная линия на втором рисунке), то современный специалист может быть уверен, что через пять лет ему понадобится значительное повышение квалификации, а через десять лет, скорее всего, придется сменить профессию (жирная линия на рисунке).

Технологическое окружение, экономическая и информационная среда меняются быстрее, чем сменяются поколения людей. Необходимо постоянное дообучение и переобучение. Организации становятся учащимися (Learning organizations).

Питер Сенге выделяет следующие особенности инновационных («учащихся») организаций:

· целостный подход к решению проблем, основанный на инновациях и работе в командах;

· готовность к развитию индивидуальных навыков и мастерскому овладению знаниями и духовными ценностями инновационного общества;

· использование новых моделей мышления, в которых на смену эгоистичному подходу и конфликту приходит кооперация;

· лидерство с устремлением в будущее и поиском видения;

· совместное обучение, построенное на консенсусе и современном лидерстве, а не на иерархии и формальном подчинении.

Информационное общество.

Информационное общество – ступень в развитии современной цивилизации, характеризующаяся увеличением роли информации и знаний в жизни общества, возрастанием доли ИКТ в ВВП, созданием глобального информационного пространства, обеспечивающего эффективное информационное взаимодействие людей, их доступ к мировым информационным ресурсам и удовлетворение их социальных и личностных потребностей в информационных продуктах и услугах. [Развитие ИО, т.1, с.3]

Под Информационным Обществом понимается:

· Общество нового типа, формирующееся в результате новой глобальной социальной революции, порожденной взрывным развитием и конвергенцией информационных и коммуникационных технологий;

· Общество знания, т.е. общество, в котором главным условием благополучия каждого человека и каждого государства становится знание, полученное благодаря беспрепятственному доступу к информации и умению работать с ней;

· Глобальное общество, в котором обмен информацией не будет иметь ни временных, ни пространственных, ни политических границ; которое с одной стороны способствует взаимопроникновению культур, а с другой – открывает каждому сообществу новые возможности для самоидентификации.

По определению германских специалистов,

ИО – этом общество, в котором решающую роль играет приобретение, обработка, хранение, передача, распространении, использование знания и информации, в том числе с помощью интерактивного взаимодействия и обеспечивающих его, постоянно совершенствующихся, технических возможностей.

Важнейшая особенность ИО – перенос акцента в производстве с использования материалов на оказание услуг, что влечет за собой значительное снижение добычи и переработки сырья и расхода энергии.

Идея информационного общества впервые в достаточно отчетливом виде была сформулирована в конце 60-х – начале 70-х годов ХХ столетия. Сам термин приписывается профессору Токийского технологического института Ю. Хаяши.

Информационное общество определялось в Японии как такое, где процесс компьютеризации даст людям доступ к надежным источникам информации, избавит их от рутинной работы, обеспечит высо­кий уровень автоматизации производства. При этом изменится и само производство. И. Масуда, глава Института информационного общества, выдвинул концепцию, согласно которой информационное общество будет бесклассовым и бесконфликтным, это будет общество согласия, с небольшим правительством и государственным аппаратом. В 70-е годы происходит конвергенция двух почти одновременно нарождающихся идеологий — информационного общества и постиндустриализма.

Идея постиндустриального общества была выдвинута в 60-е годы американским социологом Д. Беллом, разделившим историю человеческого общества на три стадии — аграр­ную, индустриальную и постиндустриальную. Если индустриальное общество есть орга­низация машин и людей для производства вещей, то центральное место в постиндустриальном обществе, по Д. Беллу, занимает знание, и притом знание теоретическое. «Любое современное общество живет за счет инноваций и социального контроля за изменениями, оно пытается предвидеть будущее и осуществлять планирование. Именно изменение в осознании природы инноваций делает решающим теорети­ческое знание» [Bell, 1973].

Важнейшую составляющую процесса превращения теоретического знания в источник инноваций Д. Белл видел в возникновении наукоемких отраслей промышленности — таких, как химическая промышленность, вычислительная техника, электроника, оптика. В этих условиях необходим новый подход к экономике, который «рассматривал бы информацию и знания в качестве «решаю­щих переменных постиндустриального общества», подобно тому, как труд и капитал рассматривались в качестве «решающих переменных ин­дустриального общества».

Общие принципы ИО были сформулированы в феврале 1995 г. на встрече Большой Семерки в Брюсселе:

· Содействие динамичной конкуренции в области развития телекоммуникаций;

· Поощрение частных капиталовложений в развитие информационной инфраструктуры;

· Участие в разработке гибкого, способного к адаптации, законодательства в сфере информатизации;

· Обеспечение открытого доступа к информационным сетям;

· Содействие предоставлению гражданам эффективных и доступных информационных услуг;

· Участие в обсуждении международных проблем построения глобального ИО.

Предполагается возникновение и развитие нескольких моделей ИО, различающихся макроэкономической политикой государства, особенностями идеологии построения ИО, спецификой законодательства, обеспечивающего (или тормозящего) движение к ИО, характеристики национальной культуры и менталитета, определяющие развитие ИО.

Выделяются Европейская, Англо-американская и Азиатская модели [Вершинская, 99].

Европейская модель ориентирована на баланс интересов между рыночной ориентацией и социальным обслуживанием. Ключевым элементом европейской интеграции является понятие «социальная Европа». В большинстве европейских стран основная роль в разработке стратегии и инфраструктуры ИО отводится государству.

Англо-американская модель ориентируется в основном на частную инициативу, отслеживая, однако соблюдение принципа социальной ориентации при развитии информационных супермагистралей. Так, проект Интернет-2, реализованный в 2000 – 2002 гг. силами консорциума американских университетов и частных фирм устанавливал плату за пользование этой сетью для коммерческих фирм почти на порядок большую, чем для университетов и некоммерческих организаций.

В азиатской модели различаются подходы Японии, «азиатских тигров» и Индии.

В основе японского стиля управления лежат три традиционных ценности: Он – благодарность,

Гири – ответственность и

Ва – гармония, мир.

Благодарность и ответственность выражают взаимозависимость верхнего и нижнего уровня управления: начальник обеспечивает безопасность подчиненному в ответ на его обязательство подчиняться. Гармония же выражает качество этого союза, когда каждый знает свой статус по отношению к другим и ведет себя в соответствии с целями своей группы.

Главным приоритетом японской модели ИО становится собственное производство нового знания, новых технологий, новых продуктов. Важны не только революционные открытия на этом пути, важен и поиск новых применений известных знаний и технологий. Отмечается, что в развитом информационном обществе нужна государственная поддержка интеллектуальной деятельности. Акцент перемещается с общества массового производства и потребления на общество с более качественным многосторонним неспешным образом жизни т.е. с производства на «человека и общество».

Подход «азиатских тигров» - Южной Кореи, Тайваня, Сингапура и Гонконга - предполагает поддержание стабильного макроэкономического и политического окружения, сотрудничество государства и предпринимателей, вмешательство государства в принятие решений в области крупных вложений частного капитала. Кроме того, государство участвует в создании материальной и социальной инфраструктуры.

Индийская модель предполагает ведущую роль государства в стратегии развития. Государственные предприятия не передаются в частный сектор, а конкуренция разрешается на рынке местных услуг, при этом разрешается до 49% иностранного присутствия. Индия имеет третий по величине (после США и России) научно-технический потенциал в мире и хорошую законодательную систему. Особенности идеологии построения ИО в Индии – осторожность и постепенность, опора на национальные культурные корни. Так, первые индийские CD-ROM появились с изображением народного эпоса и средства мультимедиа, изображающие индийских богов, пользуются в стране большой популярностью.

В стране менее одного телефона на 100 жителей, 86% деревень вообще не телефонизированы. Реформа телекоммуникаций, одна из основных составляющих политики информатизации, в Индии является ключевой.

Правительство намерено обеспечить каждому индийцу универсальное обслуживание по доступной цене на уровне мировых стандартов. Правительство также намерено превратить страну в крупного экспортера телекоммуникационного оборудования. Уже в 1996 г. 100 из 500 крупнейших американских фирм покупали программное обеспечение в Индии.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 186; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.170.38 (0.007 с.)