Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ускоряющееся изменение технолого-экономической средыСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Как показано на первом из рисунков, за 20-й век скорость изменения технолого-экономического окружения успела сравняться (к середине 70-х гг.), а затем и превзойти скорость смены поколений. Таким образом, сейчас за время активной жизни одного поколения сменяется несколько окружений. Это радикально меняет судьбу любого специалиста.
Рис. 1.2. (Нечаев, 1999) Когнитивно-ментальная эволюция человека информационного общества. Если сто лет назад специалист пришедший на производство, мог отработать 30-40 лет и уйти на заслуженный отдых, практически не нуждаясь в обновлении знаний, полученных в университете или институте (пунктирная линия на втором рисунке), то современный специалист может быть уверен, что через пять лет ему понадобится значительное повышение квалификации, а через десять лет, скорее всего, придется сменить профессию (жирная линия на рисунке). Технологическое окружение, экономическая и информационная среда меняются быстрее, чем сменяются поколения людей. Необходимо постоянное дообучение и переобучение. Организации становятся учащимися (Learning organizations). Питер Сенге выделяет следующие особенности инновационных («учащихся») организаций: · целостный подход к решению проблем, основанный на инновациях и работе в командах; · готовность к развитию индивидуальных навыков и мастерскому овладению знаниями и духовными ценностями инновационного общества; · использование новых моделей мышления, в которых на смену эгоистичному подходу и конфликту приходит кооперация; · лидерство с устремлением в будущее и поиском видения; · совместное обучение, построенное на консенсусе и современном лидерстве, а не на иерархии и формальном подчинении. Информационное общество. Информационное общество – ступень в развитии современной цивилизации, характеризующаяся увеличением роли информации и знаний в жизни общества, возрастанием доли ИКТ в ВВП, созданием глобального информационного пространства, обеспечивающего эффективное информационное взаимодействие людей, их доступ к мировым информационным ресурсам и удовлетворение их социальных и личностных потребностей в информационных продуктах и услугах. [Развитие ИО, т.1, с.3] Под Информационным Обществом понимается: · Общество нового типа, формирующееся в результате новой глобальной социальной революции, порожденной взрывным развитием и конвергенцией информационных и коммуникационных технологий; · Общество знания, т.е. общество, в котором главным условием благополучия каждого человека и каждого государства становится знание, полученное благодаря беспрепятственному доступу к информации и умению работать с ней; · Глобальное общество, в котором обмен информацией не будет иметь ни временных, ни пространственных, ни политических границ; которое с одной стороны способствует взаимопроникновению культур, а с другой – открывает каждому сообществу новые возможности для самоидентификации. По определению германских специалистов, ИО – этом общество, в котором решающую роль играет приобретение, обработка, хранение, передача, распространении, использование знания и информации, в том числе с помощью интерактивного взаимодействия и обеспечивающих его, постоянно совершенствующихся, технических возможностей. Важнейшая особенность ИО – перенос акцента в производстве с использования материалов на оказание услуг, что влечет за собой значительное снижение добычи и переработки сырья и расхода энергии. Идея информационного общества впервые в достаточно отчетливом виде была сформулирована в конце 60-х – начале 70-х годов ХХ столетия. Сам термин приписывается профессору Токийского технологического института Ю. Хаяши. Информационное общество определялось в Японии как такое, где процесс компьютеризации даст людям доступ к надежным источникам информации, избавит их от рутинной работы, обеспечит высокий уровень автоматизации производства. При этом изменится и само производство. И. Масуда, глава Института информационного общества, выдвинул концепцию, согласно которой информационное общество будет бесклассовым и бесконфликтным, это будет общество согласия, с небольшим правительством и государственным аппаратом. В 70-е годы происходит конвергенция двух почти одновременно нарождающихся идеологий — информационного общества и постиндустриализма. Идея постиндустриального общества была выдвинута в 60-е годы американским социологом Д. Беллом, разделившим историю человеческого общества на три стадии — аграрную, индустриальную и постиндустриальную. Если индустриальное общество есть организация машин и людей для производства вещей, то центральное место в постиндустриальном обществе, по Д. Беллу, занимает знание, и притом знание теоретическое. «Любое современное общество живет за счет инноваций и социального контроля за изменениями, оно пытается предвидеть будущее и осуществлять планирование. Именно изменение в осознании природы инноваций делает решающим теоретическое знание» [Bell, 1973]. Важнейшую составляющую процесса превращения теоретического знания в источник инноваций Д. Белл видел в возникновении наукоемких отраслей промышленности — таких, как химическая промышленность, вычислительная техника, электроника, оптика. В этих условиях необходим новый подход к экономике, который «рассматривал бы информацию и знания в качестве «решающих переменных постиндустриального общества», подобно тому, как труд и капитал рассматривались в качестве «решающих переменных индустриального общества». Общие принципы ИО были сформулированы в феврале 1995 г. на встрече Большой Семерки в Брюсселе: · Содействие динамичной конкуренции в области развития телекоммуникаций; · Поощрение частных капиталовложений в развитие информационной инфраструктуры; · Участие в разработке гибкого, способного к адаптации, законодательства в сфере информатизации; · Обеспечение открытого доступа к информационным сетям; · Содействие предоставлению гражданам эффективных и доступных информационных услуг; · Участие в обсуждении международных проблем построения глобального ИО. Предполагается возникновение и развитие нескольких моделей ИО, различающихся макроэкономической политикой государства, особенностями идеологии построения ИО, спецификой законодательства, обеспечивающего (или тормозящего) движение к ИО, характеристики национальной культуры и менталитета, определяющие развитие ИО. Выделяются Европейская, Англо-американская и Азиатская модели [Вершинская, 99]. Европейская модель ориентирована на баланс интересов между рыночной ориентацией и социальным обслуживанием. Ключевым элементом европейской интеграции является понятие «социальная Европа». В большинстве европейских стран основная роль в разработке стратегии и инфраструктуры ИО отводится государству. Англо-американская модель ориентируется в основном на частную инициативу, отслеживая, однако соблюдение принципа социальной ориентации при развитии информационных супермагистралей. Так, проект Интернет-2, реализованный в 2000 – 2002 гг. силами консорциума американских университетов и частных фирм устанавливал плату за пользование этой сетью для коммерческих фирм почти на порядок большую, чем для университетов и некоммерческих организаций. В азиатской модели различаются подходы Японии, «азиатских тигров» и Индии. В основе японского стиля управления лежат три традиционных ценности: Он – благодарность, Гири – ответственность и Ва – гармония, мир. Благодарность и ответственность выражают взаимозависимость верхнего и нижнего уровня управления: начальник обеспечивает безопасность подчиненному в ответ на его обязательство подчиняться. Гармония же выражает качество этого союза, когда каждый знает свой статус по отношению к другим и ведет себя в соответствии с целями своей группы. Главным приоритетом японской модели ИО становится собственное производство нового знания, новых технологий, новых продуктов. Важны не только революционные открытия на этом пути, важен и поиск новых применений известных знаний и технологий. Отмечается, что в развитом информационном обществе нужна государственная поддержка интеллектуальной деятельности. Акцент перемещается с общества массового производства и потребления на общество с более качественным многосторонним неспешным образом жизни т.е. с производства на «человека и общество». Подход «азиатских тигров» - Южной Кореи, Тайваня, Сингапура и Гонконга - предполагает поддержание стабильного макроэкономического и политического окружения, сотрудничество государства и предпринимателей, вмешательство государства в принятие решений в области крупных вложений частного капитала. Кроме того, государство участвует в создании материальной и социальной инфраструктуры. Индийская модель предполагает ведущую роль государства в стратегии развития. Государственные предприятия не передаются в частный сектор, а конкуренция разрешается на рынке местных услуг, при этом разрешается до 49% иностранного присутствия. Индия имеет третий по величине (после США и России) научно-технический потенциал в мире и хорошую законодательную систему. Особенности идеологии построения ИО в Индии – осторожность и постепенность, опора на национальные культурные корни. Так, первые индийские CD-ROM появились с изображением народного эпоса и средства мультимедиа, изображающие индийских богов, пользуются в стране большой популярностью. В стране менее одного телефона на 100 жителей, 86% деревень вообще не телефонизированы. Реформа телекоммуникаций, одна из основных составляющих политики информатизации, в Индии является ключевой. Правительство намерено обеспечить каждому индийцу универсальное обслуживание по доступной цене на уровне мировых стандартов. Правительство также намерено превратить страну в крупного экспортера телекоммуникационного оборудования. Уже в 1996 г. 100 из 500 крупнейших американских фирм покупали программное обеспечение в Индии.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 186; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.170.38 (0.007 с.) |