Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Экономика информационного обществаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Д. Белл в книге «Конец идеологии» (1962) развил свою идею пост-индустриального общества выводом о возникновения нового типа общества, которое будет опираться на технологии знаний и на информационную индустрию – две важнейшие составляющие будущей экономики. С 1970-х годов для обозначения интеграции информационных и коммуникационных технологических устройств – компьютеров, телефонов, телевизоров – все шире стало употребляться понятие конвергенции. Все чаще это понятие становится синонимом магистральных преобразований в медиа-сфере. Экономическое лидерство ведущих медиа-компаний полностью описывается олигополистическим типом рыночной структуры. Тенденции развития конвергирующихся рынков в конечном итоге только усиливают мощь и доминирование немногочисленных игроков, в том числе их силу социального воздействия и политическое влияние. Общеизвестен факт совпадения процессов технологической конвергенции средств коммуникации и экономической конвергенции рынков. Телекоммуникационные операторы входят на кабельный рынок, издательства сливаются с видеокомпаниями, производители программного обеспечения проявляют интерес к телесетям. Сближение различных СМИ, появление общих для разных каналов содержательных продуктов ведет к рождению новых интегрированных жанров. Продуктов телевизионной эпохи стал инфотейнмент (information + entertainment), эпоха Интернета создала эдютейнмент (education + entertainment), индивидуализированные каналы современной информации породили инфорториал (information + editorial). Выделяется четыре основных макроэкономических фактора преобразования экономики: · Региональная интеграция национальных экономик (Европейский союз); · Возникновение мира, свободного от идеологий, что заставляет государства действовать более прагматично; · Развитие технологий; · Развитие глобальной экономики, которая стимулируется глобальной конкуренцией. Скорость, с которой Интернет завоевывает массовую аудиторию, для истории средство коммуникации и информации беспрецедентна. Прошло 38 лет, прежде чем американское радио завоевало аудиторию в 50 млн. человек. Телевидение прошло этот же путь за 14 лет. Интернету понадобилось только 4 года, чтобы число его пользователей в США достигло такого же количества – 50 млн. человек. Глобальная сетевая экономика получила название Networks Economy. Привлекательность и эффективность сетевой экономики зависит от наличия в ней критической массы экономических агентов и развитой электронной инфраструктуры, которая делает возможным их электронную деятельность. Это получило название «networks externalities» Электронный бизнес состоит из следующих структурно-функциональных составляющих: · электронная коммерция (e-commerce); · электронные закупки (e-procurement); · электронное обслуживание заказчиков (e-care for customers); · электронное обслуживание деловых партнеров (e-care for Business Partners); · электронное обслуживание служащих (e-care for employees); · электронное обслуживание влиятельных лиц (e-care for influencers). Если в основу классификации положить критерий установления электронных взаимоотношений между основными экономическими субъектами (агентами), то электронный бизнес (электронная коммерция) включает в себя следующие составляющие: «Предприятие — Предприятие» (В2В), «Предприятие — Потребитель» (В2С), «Потребитель — Потребитель» (С2С), «Потребитель — Предприятие» (С2В) и «Предприятие — Правительство (B2G), Предприятие — Предприятие (В2В), не ограничивая экономические отношения чисто коммерческими, можно выделить такие виды отношений, как: «Правительство — Предприятие» (G2B) и «Правительство — Правительство» (G2G). «Понятие «сетевая Интернет экономика» шире понятия «электронный бизнес». Интернет экономика представляет собой сетевую системно организованную многоуровневую пространственную структуру взаимоотношений в Интерент между экономическими агентами, которая включает в себя индустрию создания новых информационных технологий и информационных продуктов, телекоммуникационные и провайдерские услуги, электронный бизнес, электронные рынки, электронные биржи, телебанкинг, телеработу и другие составляющие и которая развивается в соответствии со своим специфическими целями и критериями эффективности. В новых условиях появляются новые информационные факторы экономического роста и встает вопрос об информационно-инновационном типе воспроизводства. На основе использования Интернет-технологий у компаний появляется возможность при сокращении штатов и улучшении менеджмента увеличивать объемы производства и продаж, а также сокращать затраты и увеличивать производительность труда. Это обеспечивает неинфляционный экономический рост, способствует росту эффективности и устойчивости компаний и оказывает благотворное воздействие на будущие ожидания. В новой экономике нарушаются присущие индустриальной рыночной экономике традиционные соответствия, зависимости и пропорции между основными макроэкономическими параметрами и показателями. Например, между экономическим ростом и традиционными факторами, зависимость между динамикой ВВП и инфляцией (динамикой денежной массы), между номинальными и реальными макроэкономическими показателями. Традиционные методы регулирования в новой экономике перестают быть действенными. Иллюстрацией масштаба последствий от внедрения интернет-технологий могут служить сформулированные К. Келли [Kelly, 1997]12 новых особенностей (или правил) современной экономической среды.: 1. Электронные чипы стремительно миниатюризируются, дешевеют и проникают повсюду. Наращивание разнообразных и многоуровневых связей между ними приводит к образованию среды тесно связанных друг с другом чипов, испускающих непрерывный поток мини-посланий («Пора открывать», «Начинай работу», «Осталось мало воды», «Ступай сюда» и т. д. и т. п.), которые будут расходиться сверхподвижными волнами. Сетевая экономика вовлекает все новых участников: программные агенты, роботы, приборы и машины, а также несколько миллиардов людей. Все будут связаны со всеми. 2. В сетевой экономике ценность продуктов труда вытекает из их множественности подобно тому, как ценность факс-машин растет при увеличении количества людей, которые ими владеют. Появление в сети немногих дополнительных объектов может существенно увеличить позитивный эффект для всех пользователей. Эта черта сетевой экономики прямо противоречит двум из наиболее фундаментальных аксиом эпохи индустриальной экономики: а) ценность связана с редкостью и; б) изобилие вещей снижает их ценность. 3. Ценность участия в сетевой экономике растет по экспоненте при росте числа участников. Этот рост «засасывает» в сетевую экономику все новых и новых участников. Примеры такого роста наблюдаются для корпораций Майкрософт, Федерал Экспресс, для распространения факс-аппаратов и по отношению к самой сети Интернет. 4. Любой экспоненциальный рост имеет «точку перелома», после которой рост бизнеса, производства или самой сети превращается в лавинообразное событие. Присущие сетевой экономике низкие постоянные затраты, несущественные предельные затраты и быстрое распространение продукции уменьшают временной интервал, который обычно требуется пройти до начала быстрого роста в индустриальной экономике. Уменьшение времени на «раскрутку» означает для всех участников экономики необходимость повышения внимания к происходящим событиям с тем, чтобы не пропустить момент, когда тот или иной процесс, инициативу или инновацию уже необходимо принимать всерьез. 5. Основной закон работы сетей известен как закон возрастающей отдачи. Но в отличие от индустриальной экономики, где возрастание отдачи является результатом титанических усилий отдельных компаний и им же достаются все выгоды от этого, сетевое увеличение отдачи создается всей сетью и распределяется в ней между всеми. Агенты, пользователи, конкуренты вместе создают ценность сети, хотя результаты увеличения отдачи могут быть распределены и неравномерно между ними. 6. Постоянно дешевеющие чипы, которые при этом обладают высоким качеством и производительностью, встраиваются в разрастающуюся сеть и это прямо или косвенно ведет к созданию более совершенных версий сетевых коммуникаций. Цена на передаваемый бит уменьшается по асимптотической кривой по направлению к нулевому уровню. Кроме того, цены транзакций, а также единиц информации снижаются по той же траектории. Все объекты, которые можно скопировать, осязаемые и неосязаемые, приспосабливаются к закону инверсионного (обратного) ценообразования и становятся дешевле по мере их совершенствования. Следует изобретать объекты быстрее, чем они станут привычным товаром. В сетевой экономике можно рассчитывать на то, что лучшее удешевится, и это откроет горизонты для нового, которое пока дорого. 7. Если услуги становятся тем ценнее, чем они многочисленнее (пункт 2), и если они стоят тем меньше, чем они становятся лучше и важнее (пункт 6), то, продолжая эту логику, можно сказать, что самые ценные вещи должны быть те, которые бесплатны. Электронные копии почти ничего не стоят, а ценность возрастает пропорционально при их умножении, порождая все большую потребность в них. Когда важность и незаменимость продукта установится, компания может продавать дополнительные услуги или делать апгрейд (улучшение), что позволяет следовать и далее курсом щедрости, поддерживая этот магический круг. Вдобавок, единственный фактор в мире, становящийся действительно редким ресурсом — это внимание. Выбрасывая на рынок бесплатный продукт, вы приковываете долю человеческого внимания, которая приведет к доле рынка. И то, что сегодня бесплатно, завтра приобретет ценность, включая новые навыки и знания (сетевые, в первую очередь). 8. Отсутствие четкого центра и четких границ, характерное для сети, сопровождается энтузиазмом пользователей по отношению к «открытой архитектуре» и влияет на перемещение фокуса компаний с максимизации собственно внутренней прибыли на максимизацию инфраструктуры в целом. Направляйте энергию на развитие всех компонентов — пользователей, разработчиков, производителей компьютеров и т. д., а не на один лишь продукт, иначе, не развивая сеть, проиграете. Ключевым становится развитие сетевых стандартов, преданность стандартам, а не фирме. Компании, держащие эти высоты, выиграют максимально. Но вслед за их преуспеванием преуспеют все участники сети. 9. Разнообразная, интерактивная и в высшей степени пластичная сетевая экономика напоминает биосистему, в которой жизнь кипит, возникают новые ниши и тут же исчезают, конкуренты оказываются то впереди тебя, то позади Организациям приходится постоянно видоизменяться, чтобы не оказаться в положении «лучшего в мире эксперта в быстро отмирающей технологии». Приходится жертвовать совершенством и приспособленностью к сложившемуся рынку и становиться пусть менее совершенным и приспособленным, но более гибким и децентрализованным, и уметь на самом пике успеха вовремя провести демонтаж продукта или целого сектора и устремиться к новому пику. 10. Происходит замещение «тяжелых и материальных» субстанций «легкими и информационными». В том числе замещение традиционных материалов сверхлегкими со встроенными электронными чипами (в автомобилях, например, и др. технике), благодаря чему вещи как бы теряют массу, «умнеют», обмениваются информацией, легко управляются и становятся членами сетевой экономики. По некоторым оценкам сетевая экономика, достигнув к 2000 г. объема 1 трлн. долларов, впитает в себя дизайн, производство и управление, основанные на логике сетевой экономики и могуществе всюду проникших чипов. Экономика и коммерция как бы «впрыгнут» в Интернет, и все транзакции и объекты будут подчиняться сетевой логике. 11. Как в биологических системах не существует равновесия и новые виды постоянно замещают старые и находятся во взаимодействии с окружающей средой, так и сетевая экономика переходит от просто изменений к «взбалтыванию» всех и вся. Старое быстро разрушается, возникает новое, и так вновь и вновь. Генезис парит над хаосом. Люди, управляющие большими сетями, знают, что устойчивая жизнеспособная сеть высокой сложности требует самопровокаций для выведения из равновесия. Сетевая экономика также должна балансировать на кромке хаоса и самообновления. Оборотной ее стороной будет постоянное отмирание индивидуальных компаний по мере их устаревания и отставания, а также стремительное изменение форм и видов работ занятых. Карьера потребует появления все новых навыков и усвоения новых правил игры. Конечно, способность сетевой экономики порождать все новые формы может утомить, и люди будут воспринимать необходимость постоянных изменений как некое насилие. Однако задачей сетевой экономики будет демонтаж индустриальной экономики и создание гибкой сети новых организаций и новых форм организации. 12. Парадоксально, что рост технологии вовсе не приводит к росту производительности. Но не стоит зацикливаться на производительности, об этом должны заботиться роботы. В эпоху, когда машины будут обеспечивать производство товаров и делать «черную» работу за человека, вопрос «как сделать эту работу правильно и хорошо» сменится вопросом «какая работа, которую следует делать, правильна и хороша». Измерить традиционными мерками продуктивность открытий и творчества невозможно. Не решайте проблемы, ищите новые возможности. Сетевая экономика играет на руку человеческим устремлениям: повторы, копирование, автоматизация обесцениваются, а оригинальность, воображение, способность к творчеству растут в цене. Возможно, не все из этих двенадцати особенностей на самом деле окажутся адекватными будущему состоянию экономики. Однако главный вывод, который из них следует — нас ждут действительно радикальные изменения по отношению к действующему в настоящее время образу экономического порядка. Валовой годовой доход новой отрасли – Интернет-экономики – достиг уровня таких крупных отраслей, как энергетика и автомобилестроение. По данным из доклада «Информационные технологии в России: проблемы и возможности» центра стратегических исследований количество компьютеров в США и в России на 2000 год составляет 140 млн. и 6 млн. соответственно. Следует отметить, что количество компьютеров в стране на душу населения хорошо коррелирует с показателями роста ВВП. В 1995 г. РФФИ был поддержан проект LibWeb, целью которого была сетевая интеграция информационных ресурсов ведущих библиотек и информационных центров России. В результате осуществления этого проекта в российском сегменте Интернет к началу 2000 года было предоставлено в открытый доступ более 4,7 млн. библиографических записей, 540 тыс. наименований журналов, и около 4,3 Тб полнотекстовой информации. С развитием глобализации появилось еще одно понятие – «двадцатичетырехчасовое общество» (twenty-four-hour society) – общество, которое работает непрерывно. Непрерывной становится экономическая деятельность – она начинается в Сиднее, Сингапуре, Токио и движется к Москве, Франкфурту, Парижу, Амстердаму, Лондону, Нью-Йорку, Сан-Франциско, возвращаясь снова в Сидней. И люди, работающие в экономической, особенно в финансовой сфере, вынуждены строить свой график по этому круглосуточному принципу [Засурский, 1999]. Сюда же включается и деятельность «распределенных рабочих групп», с помощью которых, например, инженерно-конструкторская компания, используя три (или более) группы специалистов в различных временных зонах, организует круглосуточную работу над срочными проектами, где каждая группа передает следующей группе для продолжения полученные к концу своего рабочего дня результат/. [Паринов, 1999] Контрольные вопросы 1. Что такое инновация 2. В чем заключается процесс глобализации и информационализации? 3. Что такое четвертая информационная революция и как она повлияла на мировую экономику? 4. Почему инновации особенно важны для современных фирм? 5. Поясните смысл кумулятивной петли обратной связи в информациональной экономике. 6. Что такое «учащаяся организация» и в чем ее особенности? 7. Как среда информационного общества влияет на инновационную деятельность? Основы инноватики
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 217; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.249.119 (0.009 с.) |